Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Рівень науково-дослідної роботи, і в першу чергу фундаментальних досліджень, визначає обличчя Університету як освітньо-наукової установи. На виконанн...полностью>>
'Документ'
Художественная культура человечества – явление, исторически развивающееся по общим законам диалектики, поэтому вопрос о противоречивых взаимодействия...полностью>>
'Документ'
О необходимости дифференцированного подхода к образовательным нуждам каждого учащегося говорилось давно и много. Были даже предприняты некоторые попы...полностью>>
'Документ'
В течение последних лет проблема немедицинского потребления наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ (далее -...полностью>>

С. Торайгырова Институт истории и права Муратбай Тасбулатов Становление и развитие Конституции Республики Казахстан Павлодар 2008 ббк 67. 3 я 73

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Институт законодательной и исполнительной власти, местное управление и самоуправление.

Принцип разделения властей не приветствовался советской властью. Напротив, конституция неоднократно подчеркивала принцип единства власти «в руках рабочего класса и беднейшего крестьянства» в форме Советов. В общих чертах структура советской власти выражалась следующим образом:

Высшими органами власти согласно конституции были Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами – Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) – высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган. Общее управление делами РСФСР поручалось Совету Народных Комиссаров (СНК), а управление отдельными отраслями – народным комиссариатам (наркоматам), вначале их было 18.

Органами власти на местах в городах и селах были Советы и избираемые ими исполнительные комитеты (исполкомы). Конституция предусматривала, что в сельских местностях, где это признавалось возможным, дела управления могли решаться общим собранием избирателей данного селения непосредственно. В областях, губерниях, уездах и волостях органами государственной власти были соответствующие съезды Советов, а между съездами – избираемые ими исполкомы. (Раздел третий, главы 6-12, ст. ст. 24-63). При этом разграничение полномочий между съездом Советов и ВЦИК было построено так, что все 17 от а) до с) высших полномочий принадлежали как съезду, так и ВЦИК. Естественно,

что ВЦИК взял всю полноту власти в свой руки. (Ст.49) Исключительному полномочию Съезда Советов были оставлены только две – Установление, дополнение и изменение основных начал Советской Конституции и ратификация мирных договоров, ходя обе эти функции находились в совместной компетенции (читай компетенции ВЦИК)- (С. 49 пункт а) и пункт з ).). Таким образом, съезды Советов были нужны ВЦИК только для выборов членов этого органа и формального одобрения его решений.

Совету Народных Комиссаров (СНК) поручалось общее управление делами РСФСР, (Ст. 37). Это и было правительство, как центральный исполнительный орган. Он был полностью подчинен и подконтролен ВЦИКу и формально съезду Советов. ( Ст. ст. 39,40,41,46,47.) Таким образом высшим должностным лицом в Советской России был не председатель СНК (В.И. Ленин). а - председадель ВЦИК ( Я.М.Свердлов), одновременно являвшийся секретарем ЦК партии большевиков, неожиданно умерший уже в следующем 1919 году.

Таким образом, по форме правления РСФСР можно назвать парламентской республикой, если условно назвать парламентом ВЦИК. В таких республиках - большая часть власти сосредотачивается в руках правительства - (СНК), возглавляемого главой правящей партии (ВКП (б )- до 1922 года Ленин, с 1922 г, до1953г. – Сталин). Современные государствоведы выделяют от парламентских республик советские республики, в которых представительный орган советов не может быть назван парламентом, так как в нем не представлены другие политические партии и его работа осуществляется эпизодически.

Главными и характерными особенностями этой конституции были полное отсутствие таких важнейших конституционно правовых институтов, как судебная власть, конституционный контроль, правовой статус общественных организаций и политических партий.

Отсутствие конституционного статуса судебной власти можно частично объяснить обстановкой гражданской войны, которая только начиналась, а в гражданской войне присутствие таких понятий, как суд и правосудие, законность явилось бы чужеродным элементом. С другой стороны позиция большевиков по этому вопросу была принципиальной – законность вообще подменялась понятием революционное правосознание, где наган и маузер вершили свое «правосудие». Правда, создавались новые суды, но не на конституционном уровне, а на уровне декретов правительства. См. декреты СНК о судах от 22 ноября, 5 и 12 декабря 1917 года.

Политические партии, оставшиеся со времен определенной демократии еще были живы, работали и даже принимали участие в съездах Советов правые и левые эсеры, остатки «меньшевиков» и кадетов. Но их участь была предопределена по принципу – «кто не с нами, тот против нас». Многопартийность, как важнейший признак демократии постепенно был уничтожен, причем физически.

В целом же Конституция РСФСР 1918 года полностью соответствовала своему назначению – установлению диктатуры пролетариата в преимущественно аграрной стране. И такая конституция была внедрена в Казахстане, где не только пролетариата, но и крестьянства в российском понимании почти не было.

Работе по созданию казахской и других автономий предшествовала большая дискуссия в центре о форме государства и форме автономии. Не сразу была принята и форма федерации. В частности максималисты (А.И. Бердников) были против всякой федерации и высказывались за унитарное устройство России. Сама федерация также виделась по-разному. Если в самом утвержденном тексте Конституции (ст.2) она была объявлена как федерация Советских национальных республик, то фактически она была национально- территориальной. М.А. Рейснер был категорически против национальных автономий и предлагал союз территориальных автономий только на экономической основе. Был вариант национально- культурной автономии, где национальный фактор уступал экономическому. Наиболее оригинальными показали себя бундовцы, которые предлагали субъектами федерации считать отдельных лиц, что объясняется отсутствием у них (бундовцев) собственной национальной территории. Существовал и вариант П.П. Ренгартена, который предлагал в качестве субъектов федерации не территории и не национальные республики, а профессиональные объединения – Федерация земледельцев, федерация промышленных рабочих, служащих, торговцев и т.д. [14, с.с.50-62]. Конец дискуссиям положил опять же И.В. Сталин который выдвинул концепцию национально- территориальной федерации, и которая существует в настоящее время и в современной России. В то же время, повторяясь, укажем, что в ст.2 Конституции утверждалась федерация национальных республик.

Первыми конституционными актами Советского Казахстана были принятые все же в Москве декреты СНК от 10 июля 1919 года «Об образовании Революционного комитета по управлению Киргизским краем» [55] и декрет ВЦИК и СНК от 26 августа « Об образовании Автономной Киргизской Социалистической Советской Республики» [56]. Пользуясь терминологией современного конституционного права, вместе с Конституцией РСФСР это были октроированные, т.е. навязанные извне конституционные акты, так как само население ни прямо, ни косвенно не участвовало в их разработке и утверждении. Следует отдать должное Кирревкому (С. Пестковский, А.Айтиев, А. Байтурсынов, С. Мендешев, А. Джангильдин), которому удалось отстоять от притязаний соседних ревкомов территории Акмолинской, Семипалатинской, Уральской и Оренбургской областей, Кустанайского уезда, которые вошли в территорию Казахстана на основании этих и последующего в сентябре 1920 декретов центральной Советской власти.

Наконец, 4 октября 1920 года в Оренбурге состоялся Учредительный съезд Советов Киргизской АССР, где в качестве конституции была принята «Декларация прав трудящихся Киргизской АССР» [57]. Председателем ЦИК был избран С. Мендешев, а СНК В.А. Радус-Зенькович.

Декларация представляет собой пространный документ, состоящий из пяти разделов, при этом пятый делится на 8 статей, четвертая статья состоит из 11 пунктов. Разделы, статьи и пункты не озаглавлены. [52, с.с.178-182].

Первые четыре раздела можно назвать преамбулой, так как здесь идеологически обосновывается факт образования республики в составе РСФСР, приверженность ее целям и задачам. Одновременно определяется основа объединения, где классовый интерес трудящихся становится выше национальных интересов народов и подтверждается право народов на самоопределение. (Любопытный момент - согласно примечания составителей Хрестоматии по новейшей истории Казахстана, ( декларация печатается по сохранившемуся подлиннику), выправленному редакционной комиссией Учредительного съезда Советов Казахстана. В тексте везде, где встречается название республики Киргизская Автономная Советская Социалистическая Республика, и ее аббревиатура КАССР – слово «автономная» и буква «А» взяты в квадратные скобки. По- видимому, первоначально предполагалось создать не автономную, а сразу союзную республику

Пятый раздел является постановляющей частью, где содержатся конкретные нормы конституционного права.

Статья 1. пятого раздела собственно учреждает КАССР, при этом в отличие от Конституции РСФСР состав субъектов, объединяемых в Советы, расширен: указаны Советы рабочих, трудового киргизского народа, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов.(пять категорий граждан, могущих участвовать в Советах.

Статья 2. полностью устраняет от возможности участвовать во власти «эксплуататоров» и устанавливает основу избирательной системы, принцип равноправия, «независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т. п.». Здесь, как видно, опять ничего не сказано о равноправии женщин (этот важный момент появится только в Конституции СССР 1936 года). Примечательно, что список категорий граждан, не имеющих избирательных прав, в сравнении с конституцией РСФСР значительно сокращен. В него не вошли кроме жандармов, сотрудников охранных отделений, членов царствовавшего в России дома (нехарактерных для Казахстана) также лица, живущие на нетрудовой доход, - как то проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, монахи и духовные служители церквей и религиозных культов.

Статья 3. гласит, что «К(А)ССР входит как автономный член в свободный федеративный Союз Советских республик, объединенных в РСФСР».(Появилось новое словосочетание – Союз Советских республик.)

Статья 4, самая обширная. Она устанавливает главную, совместно с РСФСР задачу – «уничтожение эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадную борьбу с эксплуататорами, к какой бы нации они не принадлежали, и установление социалистической организации общества». Далее эта задача подразделяется на 11 пунктов.

Большинство из указанных пунктов подтверждает общие с РСФСР задачи, но есть и собственные, национальные приоритеты. Пункт в)- «обеспечение интересов киргизской и крестьянской бедноты, в особенности тех групп киргизских трудящихся масс, кои были ограблены царским правительством и российской буржуазией», пункт г) - « содействовать переходу трудящихся киргизских масс к оседлому образу жизни, видя в этом, при условии коллективизации хозяйств, одну из главных мер к поднятию экономического и духовного уровня трудового киргизского населения», пункт е ) - « приступить к ликвидации народной безграмотности и обеспечению подрастающему молодому поколению условий всестороннего и здорового физического и духовного развития», пункт ж) «охрану здоровья и жизни широких трудящихся масс поставить в полном соответствии с опытом РСФСР и на основе существующих в последней общих узаконений», пункт з) « кодекс законов о труде и все основные завоевания рабочих России в области охраны труда и социального обеспечения в одинаковой мере распространить на массу трудящихся К(А)ССР». Следует отметить, что последние три и последующие две задачи решались в России не на конституционном уровне, а на уровне декретов.

Пункт и) практически впервые говорит о равноправии женщин, чего не было в конституции РСФСР 1918 г., причем о равноправии только киргизских женщин.

Этот конституционный «казус» следует привести полностью: «… исходя из того, что общество не может считать себя освобожденным, пока женщина остается порабощенной, киргизскую женщину, доныне рабу в общественной и семейной жизни, и в то же время безропотную работницу в хозяйстве, считать отныне равноправным членом общества. С распространением на нее всех без изъятия политических и гражданских прав, являющихся завоеванием и достоянием всей массы трудящихся» [52]. О женщинах других национальностей и их правах не сказано ничего!

Здесь уместно напомнить, что именно в этом же 1920 году поправкой к Конституции было провозглашено равноправие женщин в США (пока только белых).

Если в Конституции РСФСР ничего не говорилось о судебной власти и судебной системе, то в пункте к) Декларации прав трудящихся Киргизской АССР ставилась задача « народную юстицию построить в точном соответствии с опытом народного революционного суда Советской России (на уровне декретов СНК М.К.) считаясь с бытовыми особенностями киргизского народа там, где они не противоречат основным положениям прав трудящихся, устанавливаемых настоящей Декларацией». Выделенный нами фрагмент позволяет полагать, что здесь имелось в виду частичное сохранение народного суда биев, имевшего многовековой опыт решения судебных споров.

Наряду с наделением определенных суверенных прав в Киргизкой Республике в категорической форме воспрещалось создание своей собственной независимой экономической системы. В статье пятой утверждалось, что « хозяйственное обособление Киргизской Республики не должно иметь место и что финансовая и хозяйственная политика проводится в полном единстве и непосредственном подчинении соответствующим Народным комиссариатам РСФСР…». В дальнейшем любые попытки создания независимой экономической и финансовой системы решительно пресекались центром. Такое антицентристское направление в экономической политике получило даже свое название «садвокасовщина» по имени С.С.Садвокасова, который в то время занимал высокий пост члена ВЦИК, но впоследствии был репрессирован. Таким образом, с самого начала устранялась всякая реальная возможность обеспечить действительное, а не фиктивное право нации на самоопределение, громогласно провозглашенное в первых декретах и самой Конституции РСФСР.

В статье шестой установлено, что « Равным образом, съезд признает, что должно не быть и военного обособления Кирреспублики от остальных частей РСФСР. Только единая военная политика и полное подчинение всех автономных частей Федерации центральным руководящим военным органом РСФСР обеспечат успех борьбы Советской Республики с объединенными силами хищнического мирового империализма».

Как несомненно положительный момент, следует выделить положения статьи 7, где было утверждено, что «каждая нация имеет одинаковое право пользования родным языком во всех государственных учреждениях и в школе и что каждой из них предоставляется и должно быть обеспечено право и полная возможность свободного национального развития»

Заключительная восьмая статья Декларации поручала Президиуму КЦИК разработать проект основного закона К(А)ССР.

Этот пункт Декларации не был выполнен до конца и Киргизская, впоследствии Казахская АССР «пользовалась» Конституцией РСФСР вплоть до 1936 года. В то же время в 1924 году Центральным Исполнительным Комитетом КАССР была все-таки утверждена Конституция Киргизской АССР. Более того, она была легитимизирована, т. е. утверждена четвертым Съездом Советов КАССР, но по каким-то причинам она не понравилась центру, и ВЦИК РСФСР ее отверг, поэтому она как бы не имела юридической силы [11, с. 228, 6, с.26]. Это «белое пятно» истории казахстанской конституции частично раскрывается в работах Е.К. Нурпеисова, А.К.Котова «Қазақстан мемлекеті. Хандық биліктен президенттік республикаға дейін” и М.Т Бекмаханова “Союзная Республика – форма национальной государственности”. При этом Е.К.Нурпеисов и А.К. Котов называют М.Т.Бекмаханова автором этой Конституции Казахстана [6, с.26].

Глава 4. Развитие Конституции Казахстана в советский период.

Следующим этапом развития советской в целом и казахской советской в частности конституции явилось образование в 1922 году Союза Советских Социалистических Республик – СССР и принятие в 1924 году его первой Конституции [58].

В первоначальном варианте В.И. Ленина новое государство должно было называться «Союз Советских Республик Европы и Азии» [59,с.211].Иными словами идея «евразийства» зародилась еще тогда, но еще не созрела. По ряду причин (Ленин в то время уже был прикован к постели и практически изолирован в Горках) был принят вариант – СССР.

Уже отмечалось, что первую конституцию вслед за РСФСР, приняла в 1918 г. Туркестанская автономная республика. Как указано советскими историками советской же конституции «она обладала и существенными недостатками. Главный из них - чрезмерное расширение прав органов власти республики, не отвечающих духу автономии» [14, с.81]. Это естественно не совпадало с планами большевиков в центре, и практически насильно под давлением центра в сентябре 1920 г.9 съезд Советов Туркестана принял новую конституцию, уже отвечающую этому «духу».

Впоследствии свои конституции приняли Советская Латвия (ноябрь 1918г.). Советская Белоруссия (февраль 1919 г.), Советская Украина (март 1919), Азербайджанская ССР (май 1921г.), Армянская ССР (февраль 1922г.), Грузинская ССР (март 1922г.) В декабре 1922 года три последние республики были объединены в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР). В 1921 году были приняты две конституции автономных республик – Крыма и Дагестана. Все они стремились обосновать свою определенную независимость от РСФСР. Поэтому встал вопрос о создании добровольного союза советских республик.

Решение этого вопроса взяла на себя негосударственная юридически, но уже всесильная фактически партия большевиков. Процесс создания Союза ССР и его Конституции был непростым и неоднозначным и требует отдельного рассмотрения. Основные аспекты этого процесса отражены в работах Ю.С. Кукушкина, О.И. Чистякова, Н.П. Фарберова и других. В качестве первоисточников следует рассматривать работы В.И.Ленина и И.В.Сталина, относящиеся к 1920-1924 годам, которые сосредоточены в основном в 45 томе полного собрания сочинений Ленина и в 4,5 томах сочинений Сталина, а также документы КПСС и советского правительства. О неоднозначности процесса отметим только отрывком из работы Н.П. Фарберова «От ленинских декретов к Конституции общенародного государства», изданной в благополучном 1978 году: « Разработка Конституции проходила в острой борьбе с буржуазными националистами, которые пытались протащить в нее положения, направленные на ослабление Союза народов СССР. Так, украинские, белорусские и азербайджанские националисты стремились навязать идею создания конфедерации»,- признается певец советской конституции [13, с. 34]. При этом о грузинских и армянских «буржуазных националистах» не говорится по- видимому с целью не сказать о том, что практически все кроме РСФСР республики ( а их было в то время только пять - Украина, Беларусь, Армения, Азербайджан и Грузия, три последних объединялись в ЗСФСР) не были в восторге от чрезмерной централизации власти в центральных органах СССР.

Мы же в ограниченных рамках работы рассмотрим в основном лишь уже утвержденные тексты Союзного договора от 30 декабря 1922 и Конституции СССР от 31 января 1924 года.

Собственно эти два конституционных документа Декларация и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик, как сказано в преамбуле и составляют Основной Закон (Конституцию) СССР 1924 года.

По своей структуре Конституция СССР 1924 года состоит из преамбулы и двух разделов. Первый - собственно Декларация об образовании СССР, Второй- Договор об образовании СССР. Декларация не делится на главы или статьи и представляет собой сплошной текст, состоящий из обоснований создания Союза и утверждения преимуществ социалистического строя перед капиталистическим строем в виде: « У них», или «в лагере капитализма» - так то, т.е. плохо, - а «у нас» или «в лагере Советов» - совсем наоборот» , т.е. хорошо. Никаких правовых норм в Декларации не содержится.

Договор состоит из преамбулы и одиннадцати глав определяющих структуру управления государством. Первое, что бросается в глаза при рассмотрении Конституции 1924 года - полное отсутствие раздела или главы, хотя бы статьи, которые бы регламентировали права, свободы, законные интересы человека и гражданина, то есть правовой статус личности, как краеугольный институт любой конституции. Вместо этого отдельный довольно большой по объему раздел посвящен…ОГПУ (!) - Объединенному Государственному Политическому Управлению, наследнику ВЧК и предшественнику печально известного НКВД!

Глава первая регламентировала предметы ведения верховных органов власти Союза ССР, где в 24 пунктах статьи 1 от а) до ш) устанавливалась исключительная компетенция центра. В главе второй - остаточная компетенция «суверенных прав союзных республик», где было отмечено, что их суверенитет ограничен «лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза». Но эти 24 пункта компетенции Союза, практически ничего не оставляли союзным республикам. Статья 4 главы второй формально провозглашала право республик свободного выхода из Союза, но те же 24 предмета компетенции Союза не позволяли даже теоретически сделать это, не нарушая Конституции.

Главы 3-9 регламентировали структуру и функции высших органов власти Союза ССР- глава третья - Съезда Советов, глава четвертая- Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК), глава пятая- Президиума ЦИК, глава шестая Совета Народных Комиссаров (СНК или правительство), глава седьмая - Верховного Суда, глава восьмая - Народных Комиссариатов (наркоматов или министерств) и глава девятая - Объединенного Государственного Политического Управления (ОГПУ) – карательного органа, отдельно выделенного из всех структур государственной власти на конституционном уровне.

Только десятая глава посвящена союзным республикам, которым было дозволено иметь 11 своих наркоматов, прямо подчиненных таким же общесоюзным наркоматам. Среди них - Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ), наркоматы земледелия , финансов, продовольствия, труда, внутренних дел, юстиции, рабоче-крестьянской инспекции, просвещения, здравоохранения и социального обеспечения. Одиннадцатая и последняя глава Конституции СССР 1924 года посвящена символам страны – гербу, флагу и столице СССР. О гимне сказано не было. По - видимому партийный гимн «Интернационал» заменял государственный гимн.

Верховным органом власти СССР, согласно ст. 8 являлся съезд Советов, а в период между съездами – ВЦИК СССР, состоящий из Союзного Совета и Совета Национальностей.

Согласно этой Конституции Казахстан, как автономная республика мог направить в Совет национальностей ЦИК пять своих представителей (Ст.15). Союзный Совет избирался Съездом Советов из представителей только союзных республик пропорционально населению каждой, всего в составе 414 членов (Ст.14). Представительство же на Съезд Советов СССР осталось таким же как и в Конституции РСФСР – 1 депутат от 25000 городских и 1 от 125000 сельских избирателей, т.е. 1 горожанин приравнивался к 5 сельским жителям. При этом депутаты избирались не напрямую населением, а косвенно - городскими и губернскими Съездами Советов.

Одним из примечательных нововведений Конституции СССР 1924 года является ст. 34, где говорится, что «Декреты и постановления ЦИК, его Президиума и СНК СССР печатаются на языках, общеупотребительных в союзных республиках (русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский, тюрко-татарский). Ни в одном из советских словарей такого «тюрко - татарского» языка не значится.

Вместе с тем, нельзя обойти вниманием тот факт, что представители Туркестанской АССР (Т. Рыскулов), Киргизской АССР (А.Байтурсынов), Башкирской АССР (З, Валиди) и другие, именно в эти годы, еще веря в провозглашенное большевиками «право наций на самоопределение», предпринимали попытки интеграции тюркских народов в единую Тюркскую Республику, Они даже ездили в Москву к Ленину за помощью. Все они впоследствии были сначала просто обвинены в так называемом «пантюркизме», а затем репрессированы. Туркестанская АССР была расчленена, пользуясь большевистской терминологией «размежована» на части, а Оренбургская область, служившая «мостом» между тюркскими республиками и одновременно «перешейком» между собственно Россией и Сибирью с Дальним Востоком передана из Киргизской АССР в состав РСФСР. Сибирская и Дальневосточная республики , претендовавшие на самостоятельность, были попросту ликвидированы. Вот почему, столица Киргизской АССР была переведена из Оренбурга в Кзыл-Орду.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Министерство образования и науки Республики Казахстан Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова Институт истории и права Кафедра философии,

    Учебное пособие
    Учебно-методическое пособие рассматривает некоторые методологические основы формирования политических идей и проблемы организации самостоятельной работы студентов.
  2. История зарубежной социологии Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей Павлодар Кереку 2008 Утверждаю Проректор по ур пгу им. С. Торайгырова Н. Э. Пфейфер 2008 г

    Учебно-методическое пособие
    З-78 История зарубежной социологии: учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей / сост. Т.Н. Зозуля, Г.Т. Артыкбаева – Павлодар : Кереку, 2008.
  3. История казахстана

    Документ
    Т 36 История Казахстана. Тестовые вопросы и информационный материал / учебное методическое пособие / Г.С. Кизатова. – Павлодар : Кереку, 2010. – 47 с.
  4. С. Торайгырова Региональный центр политических исследований политическая реальность в разнообразных ее проявлениях павлодар 2008 ббк 66(5Каз)

    Документ
    Арын Е.М., докт. экон. наук, проф. (под общей редакцией), Иренов Г.Н., докт полит. наук, проф (главн. редактор), Кадысова Р.Ж., докт. ист. наук, проф.
  5. Тесты Павлодар Министерство образования и науки Республики Казахстан Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

    Тесты
    В сборнике даны тестовые задания по «Основам политологии», рекомендуется для преподавателей колледжей, учителей общеобразовательных школ, студентов колледжей.

Другие похожие документы..