Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебная программа курса'
История государственного управления в России: Учебно-методический комплект для студентов заочной формы обучения / Сост.: В.В. Болтушкин, И.И Веревкин...полностью>>
'Документ'
Правове регулювання свободи совісті, віросповідання і діяльності релігійних організацій у радянській Україні (1919-1929 рр.) Лаврик Галина Володими...полностью>>
'Пояснительная записка'
2009 год для Егорлыкского района выдался непростой, влияние финансового кризиса отразилось на результатах работы практически всех основных видов экон...полностью>>
'Регламент'
Руководители: Гаврилова Марина Михайловна, учитель начальных классов ГОУ СОШ № 1373, Миронова Нелли Станиславовна, зам. директора по УВР ГОУ СОШ № 13...полностью>>

С. Торайгырова Институт истории и права Муратбай Тасбулатов Становление и развитие Конституции Республики Казахстан Павлодар 2008 ббк 67. 3 я 73

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

7. Судебная власть.

Судебной власти, как самостоятельной ветви власти в проекте конституции Алащ-Орды уделялось особое внимание. Принципиально ставился вопрос о создании независимой от российской собственной судебной системы. Введение судопроизводства на казахском языке было одним из требований, прозвучавших еще в 1905 году в указанной выше Петиции. В программных документах этот институт конституционного права рассматривался более широко:

« Суд без обвинения и допроса не может арестовать и судить: все дела на месте должны рассматриваться в 24 часа. В тех случаях, когда суда на месте преступления нет, последнему дается право выносить свои решения над обвиняемыми в одну неделю. Все лица, вскрывающие и читающие чужие письма, подвергаются наказанию, причем первые штрафуются».

«Судимость и Суд у каждого народа должен быть сообразно обычаю. Судьи должны знать местный язык. В местностях со смешанным составом населения допрос и решения суда должны происходить на языке тех, кто составляет в данной местности большинство. Все народы перед судом равноправны, В виду того, что после бога самыми сильными являются судьи и заседатели, и поэтому решению их должны подчиняться все без исключения. Решения суда должны приводиться в исполнение немедленно».

« Суд рассматривающий должен быть обязательно с участием присяжных заседателей, причем если рассмотрения дела происходит в местности с киргизским составом населения, то он должен быть на киргизском языке и все заседатели должны быть киргизы. Суд же в степи должен происходить по всем обычаям и правам народа».

8.Конституционный контроль

Об органах конституционного контроля в документах Алаш-Орды не говорится. Вместе с тем, если считать ,что Букейханов придерживался американской конституционной модели, а на это есть основания, то такой контроль ,возможно, предусматривался в рамках высшего органа судебной власти.

9.Органы местного управления и самоуправления

Данный конституционно-правовой институт рассматривался в следующем виде. Здесь представлен Протокол заседания Правительства Алаш-Орды от11 сентября 1918 года:

« Постановили:

  1. Алаш-Орда является единственным органом управления на территории автономии Алаш впределах предоставленных Алаш-Орде прав.

  2. Местное самоуправление осуществляется через органы земского и городского самоуправления и комиссаров Алаш- Орды.

  3. Земские и городские самоуправления действуют на основании законов, изданных временным правительством в 1917 г., причем вопросы, требующие по закону разрешения центрального правительства, разрешаются Алаш-Ордой.

  4. Областные и уездные комиссары назначаются Алаш-Ордой и временно пользуются всеми правами, предоставляемыми им законами временного правительства 1917 г.

  5. Ввиду военного времени и слабого развития путей сообщения для фактического управления западной частью автономии Алаш, в которую входят БукеевскаяОрда, Уильский оляят, Мангышлакская и Закаспийская области, Актюбинский и Киргизский уезда Тургайской области, образуется отделение Алаш-Орды.

  6. Отделение Алаш-Орды управляет указанной частью автономии, получая указание в важных и принципиальных вопросах от Алащ-орды, все местные органы управления подчиняются отделению Алаш-Орды» [17,с.241-242].

10. Избирательная система

Вопросам избирательного права и избирательной системы руководители Алаш - Орды придавали исключительно важное значение , справедливо считая их неотъемлемым признаком демократического государства. Целый ряд документов свидетельствует об этом : « Правом выбора пользуется все граждане без различия происхождения, вероисповедания и пола. Выборы депутатов проводятся прямым равноправным и тайным голосованием»[17, с.246]. Учредительное собрание, Государственная Дума, Президент и правительство по их мнению в обязательном порядке являются выборными органами.

Таким образом ,изученные документы позволяют сделать вывод о том, что:

1.Программа партии Алаш, Постановление 2-го Всекиргизкого сезда и другие документы являются по сути дела проектом Конституции Республики Алаш.

2. Проект был частично осуществлен, и Республика Алаш существовала определенное время, как автономия юридически, но фактически как суверенное государство, так как Учредительное собрание России не состоялось и никакому внешнему центру Правительство не подчинялось. Вместе с тем оно стремилось к союзу со всеми мало-мальски жизнеспособными на тот период правительствами. Но только с бывшими противниками – большевиками нашло временный компромисс, который, как показало время, оказался трагическим.

3.Конституция Республики Алаш с юридической точки зрения представляет собой вполне достаточный на данный исторический период практически осуществимый проект с довольно детально проработанными конституционно-правовыми институтами и нормами.

4.По своей сути данная конституция является конституцией демократической республики парламентского типа со всеми присущими таким государством признаками.

5.Конституцию Республики Алаш со всеми достоинствами и недостатками можно считать историческим источником - предтечей современной писаной Конституции Республики Казахстан.

Глава 3. Первая Конституция РСФСР и Казахская советская автономия

Перелом в Гражданской войне соединил, казалось - бы несоединимые силы - советскую власть и передовую казахскую интеллигенцию, подавляющая часть которой являлась если не активными участниками, но по крайней мере сочувствующими идеям Алаш - орды. Они соединились не на классовой основе, а на чувстве патриотизма и объединяющем стремлении к созданию собственной, ходя бы и автономной государственности.

Построить государство диктатуры пролетариата в стране, где этого пролетариата практически не было (3-4 процента населения). Где временный как показала практика, союзник пролетариата - крестьянство также в Казахстане составлял незначительную долю (если учесть, что к крестьянству причислялись только русские переселенцы, казахи же представлялись большевикам в первое время однородной массой), - вот непосильная, на первый взгляд задача, которую поставили перед собой большевики. Поэтому идейной опорой большевиков в выполнении этой задачи в Казахстане могла стать также немногочисленная, но пользующаяся в Степи огромным влиянием, интеллигенция. Вот почему, несмотря на то, что алашордынцы оказывали вооруженное сопротивление советской власти, большевики объявили им амнистию и временно (так как в первое время другого союзника не было и не предвиделось) привлекли на свою сторону. См. Постановление Реввоенсовета Туркестанского фронта об амнистии алашордынцам, перешедшим на сторону Советской власти от 4 ноября 1919 года [52, с101-102]. В дальнейшем костяк Алаш –орды будет рассечен надвое-часть алашординцев (А. Букейханов,Д. Досмухамедов, Х.. Досмухамедов, И. Кашкимбаев,К. Джалилов, Б. Атчинбаев) будет направлена в Москву в качестве консультантов, кроме того с целью изоляции от работы в Казахстане, другая часть (по- видимому более лояльная на взгляд большевиков- А.Байтурсынов, С.Садвокасов, К.Кенжин, А. Ермеков, Х. Габбасов и другие) использовалась непосредственно в Казахстане и эта часть и сыграла свою роль в становлении уже советской казахской автономии, вместе с выращенными на месте большевиками-Т. Рыскуловым, С. Мендешевым, С. Сейфуллиным и другими.

Бывшие алашордынцы реально осознали, что другой политической силы, способной удержать власть в Казахстане не осталось, а большевики с первых дней сушествования советской власти пообещали всем угнетенным народам право на самоопределение, вплоть до создания самостоятельного государства. Декларация прав народов России от 2 ноября 1917 года гласила: «… Съезд Советов в июне этого года (Первый Съезд Советов состоялся до прихода к власти большевиков М.К.) провозгласил право народов России на самоопределение. Второй Съезд в октябре этого года подтвердил это неотъемлемое право народов России более решительно и определенноИсполняя волю этих Съездов, Совет Народных Комиссаров решил положить в основу своей деятельности по вопросу о национальностях России следующие начала:

1.Равенство и суверенность народов России.

2. Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до определения и образования самостоятельного государства.

3. Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегии и ограничений.

4. Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

Вытекающие отсюда конкретные декреты будут выработаны немедленно после конструирования комиссии по делам национальностей.

Именем Республики Российской

Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин)

Народный Комиссар по делам национальностей Иосиф Джугашвили (Сталин) [53, c .65,67].

Эта Декларация наряду с другими первыми Декретами Советской власти – (кстати термины - декларация, декрет, мандат, равно как и конституция, использованные большевиками взяты из римского права) явились первыми письменными источниками как советского в целом, так и казахстанского советского в частности конституционного права.

Кроме того, большевики на первых порах обещали мусульманам широкие духовные и культурные права:

« Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно, Вы имеете на это право. Знайте, что ваши права, как и права всех народов России, охраняются всей мощью революции и ее органов - Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Поддерживайте же эту революцию и ее полномочное правительство!…» говорилось в Обращении Совета Народных Комиссаров от 23 ноября 1917 года « Ко всем трудящимся- мусульманам России и Востока»[29, с. 46-47].

Здесь следует заметить, что между конституцией юридической (а мы приводим юридические документы) и фактической (реальной) зачастую существует большая, вплоть до размеров пропасти разница.

Итак, в конце Гражданской войны (1919-1920 г.г.) большевики, используя в силу необходимости оставшуюся часть казахской интеллигенции, приступили к созданию первой Казахской советской автономии, и ее конституции. «Использованный материал» впоследствии будет уничтожен, но это уже другая конституция - реальная конституция СССР образца 1937 года.

Имперский принцип «разделяй и властвуй» будет сохранен и большевиками - территория Казахстана по-прежнему оставалась в трех частях бывших генерал- губернаторств: Степного (центр в Омске), Туркестанского (центр в Ташкенте, куда кроме Юга Казахстана входила и вся Средняя Азия) и Оренбургского (центр в Оренбурге). Следует учесть, что это царское разделение (кесарево сечение) в принципе во многом совпадало с территорией расселения трех жузов: Туркестанское - Старший жуз, Степное (впоследствии Сибирское, потом с большим трудом удастся отстоять от сибирского ревкома Семипалатинскую и Акмолинскую область) - Средний жуз, Оренбургское - Младший жуз.

Советским правительством в лице Совета Народных комиссаров были образованы свой временные правительства этих частей Казахстана со специфической большевистской терминологией - Кирревком (Оренбург), Туркревком (Ташкент) и Сибревком (Омск). Поскольку Киргизская (Казахская) советская автономия была образована на территории, подконтрольной названному Кирревкому, в дальнейшем история казахской конституции будет развиваться в основном здесь. Появились и кирработники, именно так назывались большевиками первые, привлеченные к строительству советской власти в Казахстане служащие из числа коренной интеллигенции. Под руководством прибывших русских, а вернее российских (что видно по фамилиям) большевиков Радус-Зеньковича, Фрунзе, Элиава, Мюрата, Рудзутака, Пестковского, Голощекина и других, кстати тоже попавших впоследствии в мясорубку репрессий, с непосредственным участием кирработников строилась казахская советская государственность.

Но сама конституция советского Казахстана создавалась не в Оренбурге, а в Москве, так как первая Конституция РСФСР имела юрисдикцию на всей территории Казахстана, как субъекта Федерации. Только в Туркестане успели принять еще 15 октября 1918 года свою собственно разработанную конституцию.

Надо отметить, что большевики не сразу приняли решение о создании Конституции РСФСР, так как существовало мнение о том, что диктатуре пролетариата вообще не нужны писаные законы, достаточно революционное правосознание. Такого мнения придерживался даже сам Народный Комиссар Юстиции П.И Стучка,- о чем свидетельствует официальный «Очерк истории Советской Конституции» Ю.С. Кукушкина и О.И. Чистякова [14, с.11]. Однако с оглядкой на Запад, под руководством В.И. Ленина, И.В. Сталина и Я.М. Свердлова было принято более цивилизованное решение. Именно они руководили подготовкой и принятием Конституции РСФСР.

Вначале была принята не сама конституция, а «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Разработанная непосредственно Лениным, она была утверждена III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 года. Это был первый конституционный акт советской власти, узаконенный Съездом Советов. В нем ничего пока не говорилось о «политическом ядре»- большевистской партии. Затем уже фактически неконституционный орган ЦК РКП (б) принимает 30 марта 1918 года решение о подготовке Основного Закона, где была назначена конституционная комиссия во главе с Гаухман-Свердловым, с участием М.А. Покровского, В.А. Аванесова и других. О Сталине в работе Кукушкина и Чистякова не говорится по известным причинам. Подготовленный проект был утвержден уже V съездом Советов 10 июля, а 19 июля вступил в законную силу. Надо отметить, что до января 1918 года существовал и более демократический и легитимный вариант принятия Российской конституции - на Учредительном собрании, который не исключали вначале и большевики , в частности Зиновьев и Каменев (впоследствии также репрессированные). Были даже проведены выборы в Учредительное собрание (на которое возлагали надежду также и А. Букейханов, А. Байтурсынов и другие алашордынцы), но состоявшееся все же 5 января 1918 года это Учредительное собрание показало, что большевики проиграли легитимным путем, большее число мест заняла партия правых социалистов- революционеров. Тогда большевики со свойственной им прямотой, решением ВЦИК на следующий день 6 января распустили этот конституционный орган по праву сильного [52,с.51].

Конституция РСФСР 1918 г. действительно не была похожа на демократические, «буржуазные» конституции, существовавшие до нее [54, c186]. В первую очередь тем, что в ней закреплялась власть диктатуры пролетариата. При этом в цитируемой работе Ю.С.Кукушкина и О.И. Чистякова, не говорится о том- какую часть общества России составлял пролетариат, зато указано, что большинство-66,7 процента составляли непролетарские слои трудящихся [52, с.14]. В дальнейшем станет понятно, что на деле это была диктатура не пролетариата, а «пролетарской» партии большевиков, которая в лучшие годы своей истории (на 1977год) насчитывала действительно значительную часть активного населения-16203446 человек плюс 35 миллионов комсомольцев, всего более 51 миллиона человек [51,с 619].

По своей структуре Конституция РСФСР 1918 г. состояла из двух основных частей (ранее утвержденной Декларации, включенной в первый раздел и собственно конституции состоящий из последующих пяти разделов, всего шесть разделов). Первый раздел состоял из четырех глав.

Конституционный строй. Глава первая утверждает государственное устройство Российской Федерации, как Республики Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. «Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как Федерация Советских национальных республик». Здесь еще не был оговорен состав советских национальных республик, их еще не было. В то же время в последующем собственно Россия, без национальных республик не была определена как единое целое и субъект федерации, а ее многочисленные территориальные образования- края и области фактически приравнивались к национальным республикам. То есть доля собственно России множилась на количество ее территориальных образований, число которых значительно превышало и превышает сейчас число национальных республик. « Равенство» республик по отношению к собственно России оказалось явно не в пользу первых. Этот принцип был закреплен и в последующих советских конституциях, действует и сейчас в современной Российской Федерации.

Глава вторая в целом посвящена переделу собственности. Частная собственность ликвидируется. Вводится государственная собственность на землю, леса, недра и воды, средства производства, банковские учреждения и т. д. Декрет о земле можно забыть, так как крестьяне по этому декрету надеялись получить частную собственность на землю.

Глава третья в сильно идеологизированных выражениях объявляет о непризнании советской властью ранее взятых царской Россией договорных обязательств с зарубежными странами. В ст.6 признается факт обретения независимости от России Финляндии, Армении и еще не окончательно завоеванной Персии. При этом подчеркивается в виде приветствия «заслуга» Совета Народных Комиссаров, « провозгласившего» эту независимость.

Глава четвертая ст. 7 лишает права всех эксплуататоров на участие в государственной власти. В ст. 8 еще раз говорится о праве нации на самоопределение . При этом уточняется, что это право представляется лишь трудящимся массам «предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение на своем собственном полномочном Советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных советских учреждениях». Таким образом, право на самоопределение уже ограничено понятиями трудящиеся, рабочие и крестьяне, Советы. При этом еще не определено - кто конкретно может относиться к указанным категориям граждан.

Раздел второй начинается с главы пятой и ст.9 в котором ставится задача об установлении диктатуры пролетариата « в целях полного подавления буржуазии, уничтожении эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти ». Ст. 10 устанавливает, что вся власть в пределах РСФСР - принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах. Cт.11Более подробно расшифровывает принцип построения федерации- «Советы областей, отличающиеся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы, во главе которых, как и во главе всяких могущих быть образованными областных объединений вообще, стоят областные съезды Советов и их исполнительные органы.

Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику». Но ни Русского областного автономного союза, ни тем более Русской Автономной Советской Социалистической Республики , которая хотя бы формально могла обеспечить равноправие других национальных республик создано не было. Таким образом - русский народ с одной стороны не был представлен, как автономное национальное образование и субъект федерации в самой РСФСР, с другой стороны он на правах «старшего брата» присутствовал во всех субъектах федерации и на всех уровнях власти. Этот принцип сохраняется и в современной Российской Федерации, что по-нашему мнению и послужило причиной проявления - как национализма, так и его опаснейшей по выражению Ленина разновидности «великоросского шовинизма», приведших к немалым потерям с обеих сторон.

Правовой статус личности в Конституции РСФСР так же значительно отличался от такого же института в других «буржуазных» странах прежде всего классовым подходом. Все немногочисленные права человека и гражданина представлялись исключительно «в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты» - ст.13 (свобода совести), ст.14 (свобода печати), ст.15 (свобода собраний), ст.16 (свобода союзов), ст.17 (право на образование). Даже через десять лет в 1928 году, как указано в работе Н.П. Фарберова « От ленинских декретов к Конституции общенародного государства» где приводилась статистика говорилось, что рабочие и служащие в СССР составляли 17,6 процента, колхозное крестьянство и кооперированные кустари- 2,9 процента, т.е. те, кто мог рассчитывать на определенные права человека и гражданина .В то же время крестьяне единоличники и некооперированные трудящиеся – 74,9 процента, крупная и мелкая городская буржуазия, торговцы и кулаки – 4,6 процента, а вместе 80 процентов населения оказались за пределами правового поля [56, с.43]. В современном конституционном праве государственный принцип, согласно которому одним социальным группам отдается правовое предпочтение перед другими, - называется принципом трайбализма, как принцип прямо противоположный принципу равноправия.

Если говорить о политических правах и в первую очередь об избирательном праве, которое также по Конституции и РСФСР 1918 года (ст. ст. 64,55) предоставлялось исключительно рабочим и крестьянам, обнаруживается закономерное отношение к ближайшему союзнику пролетариата – беднейшему крестьянству. Согласно ст.25 « Всероссийский съезд Советов составляется из представителей городских Советов по расчету 1 депутат на 25000 избирателей и представителей губернских съездов Советов по расчету 1 депутат на 125000 жителей». Таким образом, один пролетарский горожанин приравнивался к пяти губернским гражданам, но, сколько из них крестьян (естественно беднейших), - представлялось на рассмотрение губернских и областных съездов Советов, где также имелись города.

О естественных правах человека, в первую очередь на жизнь, свободу и личную неприкосновенность так же естественно не говорилось. Зато содержался большой перечень лиц, не имеющих прав, в первую очередь политических. ( ст. 65 п.п. а), б), в), г), д) , е) , и ж). Он выделял 7 категорий граждан (эксплуататоров трудового народа), которые не подпадали под понятие «пролетариат и беднейшее крестьянство», а это как отмечено выше около 80 процентов населения. При этом перечень не был исчерпывающим, так как в ст. 23 установлено, что «Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции».

Вместе с тем, справедливости ради нужно подчеркнуть, что большевики в своей конституции, в отличие от большинства «буржуазных» конституций не провозглашали тех прав, которые они не могли обеспечить и гарантировать. Право на образование было сформулировано не как уже достигнутое право, а как поставленная задача. Право на труд так же не было провозглашено, так как не было обеспечено экономическими условиями – война, разруха. Именно гражданская война и разруха, жесточайшая классовая борьба, развернутая большевиками, «красный террор» не могли обеспечить и гарантировать права на жизнь и свободу никому. Определенные, хотя и специфические права предоставлялись даже иностранцам, но только «для трудовых занятий и принадлежащих к рабочему классу или к не пользующемуся чужим трудом крестьянству. Предоставлялось также право политического убежища « всем иностранцам, подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления» (ст.ст.20,21).

Право на труд было заменено обязанностью - трудиться. «Не трудящийся, да не ест!» (ст.18).Примечательно, что обязанности, в отличие от прав возлагались уже не только на рабочих и крестьян, но и на все остальное население – эксплуататоров.

Принцип равноправия был ограничен равноправием в зависимости только от расы и национальности (ст.22). Другие различия между людьми и социальными группами уже брались во внимание как основание для классовой борьбы. К сожалению, не говорилось и о равноправии женщин.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Министерство образования и науки Республики Казахстан Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова Институт истории и права Кафедра философии,

    Учебное пособие
    Учебно-методическое пособие рассматривает некоторые методологические основы формирования политических идей и проблемы организации самостоятельной работы студентов.
  2. История зарубежной социологии Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей Павлодар Кереку 2008 Утверждаю Проректор по ур пгу им. С. Торайгырова Н. Э. Пфейфер 2008 г

    Учебно-методическое пособие
    З-78 История зарубежной социологии: учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей / сост. Т.Н. Зозуля, Г.Т. Артыкбаева – Павлодар : Кереку, 2008.
  3. История казахстана

    Документ
    Т 36 История Казахстана. Тестовые вопросы и информационный материал / учебное методическое пособие / Г.С. Кизатова. – Павлодар : Кереку, 2010. – 47 с.
  4. С. Торайгырова Региональный центр политических исследований политическая реальность в разнообразных ее проявлениях павлодар 2008 ббк 66(5Каз)

    Документ
    Арын Е.М., докт. экон. наук, проф. (под общей редакцией), Иренов Г.Н., докт полит. наук, проф (главн. редактор), Кадысова Р.Ж., докт. ист. наук, проф.
  5. Тесты Павлодар Министерство образования и науки Республики Казахстан Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

    Тесты
    В сборнике даны тестовые задания по «Основам политологии», рекомендуется для преподавателей колледжей, учителей общеобразовательных школ, студентов колледжей.

Другие похожие документы..