Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 22.08.1...полностью>>
'Конкурс'
Конкурс проводится с целью развития в Республике Адыгея современной, экономически эффективной, социально ориентированной туристско-рекреационной отра...полностью>>
'Документ'
Процесс интеграции требует от семьи и ребенка больших усилий и терпения. Его можно сравнить с бра­ком: объединяются люди — каждый со своей историей, ...полностью>>
'Документ'
На основе исследования опыта жизнедеятельности одного из самобытных народов Северного Кавказа - чеченцев _- в работе рассматриваются традиционные общ...полностью>>

С. Торайгырова Институт истории и права Муратбай Тасбулатов Становление и развитие Конституции Республики Казахстан Павлодар 2008 ббк 67. 3 я 73

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Эти институты, несомненно должны были иметь четкую правовую основу в форме демократической конституции. Полученное образование а главное опыт работы в еще дореволюционной Государственной Думе России позволили А. Букейханову и его сподвижникам создать вполне обоснованный как с юридической так и с практической стороны жизнеспособный проект, который начал даже осуществляться, но по известным причинам был прерван, но не разрушен до конца.

Не вдаваясь в полемику о положительных и отрицательных последствиях деятельности Алаш-Орды, следует привести выражения составителей сборника документов и материалов по ее истории, данные в предисловии: «Трагизм любой войны, в особенности гражданской, заключается в том, что античеловечность становится вездесущей повседневностью, не различающей национальности, политической ориентации, кровных связей, так как жестокость порождает жестокость. Кровь обагрила руки всех участников этой исторической трагедии»[17, с.10]

После компромисса заключенного с большевиками в начале 1920 года лидеры Алаш-Орды продолжили работу над составлением казахской конституции. В работе Р.К. Нурмагамбетовой «Движение Алаш и Алаш-Орда» отмечалось, что вместе с Т. Рыскуловым, С. Мендешевым алашевцы А. Байтурсынов, А. Ермеков, Х. Габбасов и другие принимали непосредственное участие в подготовительной работе Учредительного съезда, провозгласившего образование Киргизской АССР. Благодаря именно их усилиям были определены и установлены границы уже советской автономии Казахстана. Именно Ахмет Байтурсынов поставил вопрос и добился на 5 съезде Советов принятия решения о возвращении казахам подлинного имени и переименования Киргизской в Казахскую ССР[15, c.146].

К первым письменным источникам Алашской конституции следует отнести наиболее известную Петицию жителей Каркаралинского уезда Семипалатинской области, подписанную 14,5 тысячами ее жителей. Которую составили А. Букейханов, А. Байтурсынов, Ж. Акбаев, М Дулатов в 1905 году. Таким образом точный отсчет истории современной казахстанской конституции, вернее ее письменных исторических источников следует вести именно с 1905 года. В этом документе были изложены требования о признании за казахами права собственности на землю, где они проживали, обязательного введения в школах, наряду с русским, обучения на казахском языке, исполнения религиозных обрядов согласно мусульманской вере, введения судопроизводства на казахском языке [15, c.11].С юридической точки зрения здесь содержались нормы конституционного права, имеющие отношение к его фундаментальному институту - правовому статусу личности.

В том же 1905 году А. Букейханов выступил на съезде земских и городских деятелей в Москве, требуя равных прав для пяти миллионов казахов,-« Ближайшей нуждой казахов является свобода в употреблении родного языка, особенно необходимая ввиду предстоящей выборной агитации и я присоединяюсь к предложению тех товарищей, которые просили съезд высказаться за немедленную отмену всех ограничений в правах местных языков» 15 июня 1906 года он был избран депутатом от семипалатинских казахов в первую российскую Государственную думу. К сожалению, он не смог участвовать в ее работе, так как был задержан на три месяца в Павлодаре Омским генерал-губернатором [15, с. 135]..

Другим важным документальным источником по истории письменного конституционного права следует считать телеграмму от 17 марта 1917 г, которую отправили в г Семипалатинск из Минска, находившиеся там на окопных работах те же А.Букейханов (Алихан), М.Дулатов (Мирякуб) и другие. В частности в ней содержались следующие слова, прямо относящиеся к конституции: « Лозунг народа - единение и справедливость». Спешно обсудите аграрный вопрос. Наш лозунг - « демократическая республика» и землю тому, кто извлекает из нее скотоводством и земледелием» [17, c. 125].

Программа партии Алаш-Орда является по своей сути первым декларативным проектом Конституции автономии Алаш и включает в себя ряд конституционно- правовых норм, присущих конституциям демократических государств. Многие из них содержатся и в ныне действующей Конституции Республики Казахстан. Учитывая вышеуказанное , представляется необходимым привести ее текст полностью:

1 « Россия должна стать демократической федеративной республикой

( демократический - народный, федеративный - союз мелких государств) Каждое отдельное государство в федеративной республике автономно и управляется само собой на одинаковых правах и интересах. Во главе правительства стоит Учредительное собрание, в промежутках - президент, избираемый Учредительным собранием и Государственной Думой на известный срок лет. Президент управляет через Совет Министров, ответственный и перед Учредительным собранием и Государственной Думой. Законодательная власть сосредоточена в руках только Государственной Думы, которой принадлежит право контроля над правительством. Правом выбора пользуется все граждане без различия происхождения, вероисповедания и пола. Выборы депутатов проводятся прямым равноправным и тайным голосованием.

2 Автономная Киргизия слагается из областей, входящих в Российскую Федерацию наравне с другими народностями. Все существующие земства сохраняются в прямом виде. Партия стремится создать для народа благо и культуру. Бедных партия называет и считает товарищами, мироедов-врагами,

3 B Российской Федерации существует равноправие, неприкосновенность личности, свободы слова, печати, союзов, Служащие никуда не могут отлучаться без разрешения хозяина. Суд без обвинения и допроса не может арестовать и судить: все дела на месте должны рассматриваться в 24 часа. В тех случаях, когда суда на месте преступления нет, последнему дается право выносить свои решения над обвиняемыми в одну неделю. Все лица, вскрывающие и читающие чужие письма, подвергаются наказанию, причем первые штрафуются.

4 Религия должна быть отделена от государства, все должны быть свободны и равны. У киргиз отдельный муфтий записи браков, рождения и смертности и развода остаются у киргизских мулл.

5 Судимость и Суд у каждого народа должен быть сообразно обычаю. Судьи должны знать местный язык. В местностях со смешанным составом населения допрос и решения суда должны происходить на языке тех, кто составляет в данной местности большинство. Все народы перед судом равноправны, В виду того, что после бога самыми сильными являются судьи и заседатели, и поэтому решению их должны подчиняться все без исключения. Решения суда должны приводиться в исполнение немедленно.Суд рассматривающий должен быть обязательно с участием присяжных заседателей, причем если рассмотрения дела происходит в местности с киргизским составом населения, то он должен быть на киргизском языке и все заседатели должны быть киргизы. Суд же в степи должен происходить по всем обычаям и правам народа.

6 Для защиты народа должно быть войско, организованное на других началах, нежели теперь. Обучение и стрельба военнообязанных должны проводиться на местах., разделение войска должно производиться по родственному принципу: киргиз отбывает службу в виде конной милиции.

7 Взимание налогов должно происходить по степени богатства и имущественного состояния вообще - богатый платит больше, бедный меньше.

8 Рабочее законодательство должно быть в пользу рабочих, ввиду того, что в Киргизии мало фабрик и заводов, т.е. рабочих, партия Алаш-орда поддерживает в этом вопросе программу социал-демократов меньшевиков.

9 Народное образование должно быть достоянием всех. Обучение во всех учебных заведениях бесплатное: в начальных школах преподавание должно вестись на родном языке. Киргизы должны уметь свои средние и высшие учебные заведения включительно до университета. Школа должна быть автономной. Правительство не должно вмешиваться во внутреннюю жизнь школы .Все учителя ( мугалимы) и профессора избираются. Просвещение на местах должно происходить в избах- читальнях.

10 При выработке земельного закона в Учредительном собрании в основу должно ложиться наделение землею в первую очередь туземцев. Надел переселенцев-крестьян, до окончания полного надела туземцев, не должен производиться. Все ранее отобранные у киргиз переселенцами земли должны быть возвращены обратно. Киргизы должны получать земли с более плодородной почвой через местные комитеты. Лишние земельные участки должны принадлежать только земству, причем при росте населения они отрезаются для природившихся, т. е. надел происходит из этих земель. В Туркестане, кроме надела землей, должен быть также надел водой. Пользование землей вообще должно происходить так, чтобы районные и аульные пользовались землей родами, а не отдельными семействами. Продажа земли категорически воспрещается. Все богатые земли - большие леса, реки - должны принадлежать государству и Управлению земством.

Составили: Букейханов Алихан, Байтурсынов Ахмет, Дулатов Миржакып, Омаров Эльдес, Турмухаметов, Жандыбаев Ахтул-Хамит, Бирмжанов»[16,c,249-252].

Если программа партии Алаш-Орда, включившая в себя ряд конституционно-правовых норм будущей конституции, носит характер декларации, то Постановление 2-го Общекиргизского съезда, проведенного с 5 по 13 декабря 1917 года следует, конечно с оговорками, считать конституцией Алашской автономии или Конституцией Республики Алаш, которая, в свою очередь, была провозглашена ранее, а именно13 июля 1917 г. на 1 Всекиргизском съезде. Как известно в период между указанными съездами в Петербурге произошло октябрьское вооруженное восстание.

Конституционный строй автономии Алаш представлялся ее организаторами следующим образом:

«1.Образовать территориальную национальную автономию областей Букеевской Орды, Уральской, Тургайской, Акмолинской , Семипалатинской, Семиреченской, Сырдарьинской ,Киргизских Уездов Ферганской, Самаркандской, Аму- Дарьинского отдела, Закаспийской области, смежных киргизских волостей Алтайской губернии, представляющих сплошную территорию с господствующим населением казах-киргизского единого происхождения, единой культуры, истории и единого языка.

2.Автономии казах-киргизских областей присвоить название АЛАШ.

3. территория автономных областей со всеми богатствами, находящимися на поверхности земли, водами,их богатствами, а также недрами земли, составляет собственность Алаш .

4.Конституция автономии Алаш утверждается всероссийским Учредительным собранием.

5.Всем, кто живет среди казах-киргизов, гарантируется права меньшинства. Во всех учреждениях автономии Алаш представители всех нации должны быть предоставлены пропорционально. Предоставляется также экстерриториальная и культурная автономия тем, кто без территории окажется в пределах автономии Алаш.

6. В целях спасения области Алаш от общего развала анархией организовать временный Народный Совет «Алаш- Орда» состоящих из 25 членов.10 мест из которых предоставить русским и другим народам, живущим среди казах-киргизов. Местом пребывания Алаш-Орды временно избрать Семипалатинск. Алаш- Орда должен немедленно взять в свои руки всю исполнительную власть над казах-киргизским населением.

7.Алаш-Орда обязуется принять энергичные меры к созданию народной милиции.

8.Алаш-Орда обязан в ближайшее время созвать Учредительное собрание автономии Алаш на началах, выработанных им, применительно к существующим правилам о производстве выборов в общее Российское Учредительное собрание

9.Алаш-Орда уполномачивается съездом: 1) заключать займы 2) вести переговоры о блоках с другими автономными соседями, причем самое заключение договора предоставляется Учредительному собранию Алаш . . 10. К Учредительному собранию Алаш Народный Совет обязан представить выработанный им проект Конституции автономии Алаш» [16,3.с.245-246]..

Так были сформулированы первые нормы современного конституционного права Казахстан на втором съезде казахов, проведенном 5-13 декабря 1917 года в Оренбурге. При этом на казахском языке для обозначения латинского термина « Конституция» было использовано арабское по происхождению слово « Низам», означающее, как и конституция - порядок, упорядочение, устройство, регламент, система [51, c.218].

Указанные и последующие документальные источники в полном виде содержатся в сборнике «Алаш қозғалысы» [17] и собрании сочинений А. Букейханова [18].

С точки зрения современной истории государства и права ,а также науки конституционного права наличие и развернутое содержание основных конституционно-правовых институтов характеризует полноту правового регулирования общественно- политических отношений в той или иной стране и позволяет охарактеризовать их как конституционный акт или конституцию.

В дальнейшем будет сделана попытка проанализировать указанные документальные материалы по истории Алаш-Орды именно с этих позиций.

Современные конституции. как правило, начинаются с Преамбулы в которой провозглашается государство или государствоподобное образование, формулируются его основные цели и принципы.В данном случае Преамбулой следует назвать следующие формулировки Алаш-Орды «Автономная Киргизия слагается из областей, входящих в Российскую Федерацию наравне с другими народностями. Все существующие земства сохраняются в прямом виде. Партия стремится создать для народа благо и культуру. Бедных партия называет и считает товарищами, мироедов -врагами.»

Конституция и конституционное право, как отрасль права состоит из конституционно - правовых институтов. В первой из современных конституций - Конституции США их было пять, а в настоящее время ученые правоведы и историки насчитывают до десяти таких институтов.

Иногда эти институты объединяются или формируются в другом порядке и их общее число сокращается. Но в любом случае объем их содержания сохраняется, согласно включаемых в них правовых норм.

Рассмотрим содержание документов Алаш-Орды по указанным институтам.

1.Конституционный строй

Имеющиеся материалы позволяют характеризовать Алаш- Орду, как автономную республику парламентского типа. По форме государственного устройства сама автономия представляла унитарное образование в составе Российской Федерации, причем собственно Россия являлась бы также одной из равноправных с другими в том числе и Алаш-Ордой автономией. Все автономии объединялись бы на равных правах по типу Соединенных Штатов Америки.

Примечательно, что государственно-правовое понятие «штат» было применено правительством Алаш-Орды во время вынужденного в результате гражданской войны выделения из его состава так называемого Уильского Оляята и Уральской области. Вот ,что говорится в постановлении Уральского областного чрезвычайного съезда датированного августом 1918 года: « 4.Уралскую область переименовать в Уральский улус, являющийся штатом, с Правительством состоящим из семи членов. До окончательного установления власти автономии Алаш Уральский Улус является ее временным отделением, после чего полномочия будут переданы Алаш-Орде» [17. с.228. перевод наш].

Та же гражданская война поставила Алаш Орду в конце 1918 года в положение самостоятельного суверенного государства , в связи с чем постановлением его правительства оно объявлялась «Единственным органом управления на территории автономии Алаш в пределах предоставленныхАлаш-Орде прав».

Краеугольным камнем любой конституции является право собственности и прежде всего собственности на землю. Не случайно этот вопрос рассматривается в конституциях как неотъемлемый элемент конституционного строя. В программе партии Алаш этот вопрос решался следующим образом: «При выработке земельного закона в Учредительном собрании в основу должно ложиться наделение землею в первую очередь туземцев. Надел переселенцев-крестьян, до окончания полного надела туземцев, не должен производиться. Все ранее отобранные у киргиз переселенцами земли должны быть возвращены обратно. Киргизы должны получать земли с более плодородной почвой через местные комитеты. Лишние земельные участки должны принадлежать только земству, причем при росте населения они отрезаются для природившихся, т. е. надел происходит из этих земель. В Туркестане, кроме надела землей, должен быть также надел водой. Пользование землей вообще должно происходить так, чтобы районные и аульные пользовались землей родами, а не отдельными семействами. Продажа земли категорически воспрещается. Все богатые земли - большие леса, реки - должны принадлежать государству и Управлению земством».

2.Правовой статус личности.

Права и свободы человека и гражданина представлялись деятелям Алаш- Орды в следующих формулировках:

«- Партия стремится создать для народа благо и культуру личности, свободы слова, печати, союзов,

- Религия должна быть отделена от государства, все должны быть свободны и равны, У киргиз отдельный муфтий записи браков, рождения и смертности и развода остаются у киргизских мулл.

- Всем, кто живет среди казах-киргизов, гарантируется права меньшинства.

- Во всех учреждениях автономии Алаш представители всех нации должны быть предоставлены пропорционально. Предоставляется также экстерриториальная и культурная автономия тем, кто без территории окажется в пределах автономии Алаш...

- Взимание налогов должно происходить по степени богатства и имущественного состояния вообще - богатый платит больше, бедный меньше.

- Рабочее законодательство должно быть в пользу рабочих, ввиду того, что в Киргизии мало фабрик и заводов, т.е. рабочих, партия Алаш-орда поддерживает в этом вопросе программу социал-демократов меньшевиков.

- Народное образование должно быть достоянием всех.

- Обучение во всех учебных заведениях бесплатное: в начальных школах преподавание должно вестись на родном языке.

- Киргизы должны иметь свои средние и высшие учебные заведения включительно до университета.

- Школа должна быть автономной. Правительство не должно вмешиваться во внутреннюю жизнь школы .Все учителя ( мугалимы) и профессора избираются. Просвещение на местах должно происходить в избах- читальнях»[17,с.234-256].

Естественно, что в жесточайших условиях гражданской войны предоставление более широкого перечня прав и свобод не представлялось возможным. Обеспечение уже провозглашенных прав также являлось крайне проблематичным. Но уже само их провозглашение предполагало, что в лучших условиях Республика Алаш видела себя демократическим, светским, социальным и правовым государством. Один из ведущих современных казахстанских правоведов В.А. Ким так высказался по этому поводу: «Анализ данного документа дает основание считать, что в нем была выражена идея равенства людей, независимо от расовых, национальных, религиозных и прочих признаков, то есть о равенстве общечеловеческом» [4, с.206].

3.Правовой статус общественных объединений и политических партий

В Республике Алаш предполагался политический плюрализм и многопартийность о чем говорят документальные материалы. Сам Букейханов вышел из партии конституционных демократов, будучи несогласным с ними по трем пунктам – образовании автономии, отмена частной собственности на землю, отделение церкви от государства. По этим пунктам кадеты были против [17,с.414] В отдельных вопросах принималась позиция меньшевиков.

Отношение же партии Алаш с партией большевиков - отдельный кровоточащий и неоднозначный вопрос. Об этом красноречиво говорит следующий документ: « Ульянов-Ленин, Председатель Народных Комиссар распоряжается единолично, как царь Николай, не желает давать отчета ни перед кем, контроль народа над распоряжениями правителей называет «буржуазным предрассудком»…Запомните, крестьяне, рабочие и солдаты, большевики считают 1) Ответственность перед народом Правителей, 2)Свободу слова, свободу печати, свободу собрания, 3)Всеобщее, прямое, тайное голосование.4)Неприкосновенность граждан депутатов,5)Власть народа - Буржуазным предрассудком» [18, с.414].

Здесь наглядно прослеживаются как конституционно-правовые взгляды А. Букейханова , его несогласие с позицией партии большевиков, так и отношение к крестьянам, рабочим и солдатам, к которым аппелирует лидер Алаш-Орды. Однако в существовавших на тот момент исторических условиях разрушительной гражданской войны возможно единственно правильным, было руководство страной одной партией, каковой и являлась партия Алаш.

4. Правовой статус главы государства.

Главой государства как видно из представленных документов должен был являться Президент, «избираемый Учредительным собранием и Государственной Думой на известный срок лет. Президент управляет через Совет Министров, ответственный и перед Учредительным собранием и Государственной Думой». Здесь налицо статус президента, существующий в парламентских республиках, где предполагается избираемость его Парламента и полная ответственность перед ним.. В действительности Президент Алашской республики избран не был, так как на созыв Учредительного собрания и Государственной Думы Алаша История времени не отвела. В то же время, как это и существует на практике в современных парламентских республиках, вся полнота власти была сосредоточена в руках правительства, которое и возглавлял Алихан Букейханов.

5. Законодательная власть

Согласно программе партии Алаш «Законодательная власть сосредоточена в руках только Государственной Думы, которой принадлежит право контроля над правительством [17,с.435].

В указанном документе не было указано какая именно Государственная Дума- России или собственно Алаша имеется в виду. Однако исходя из того, что Президент Алаша избирается Государственной Думой, то по-видимому речь идет о Думе Алаша.

6. Исполнительная власть

Исполнительная власть в Алашской Республике осуществлялась Правительством названным Временным Народным Советом « В целях спасения области Алаш от общего развала анархией организовать временный Народный Совет «Алаш- Орда» состоящих из 25 членов.10 мест из которых предоставить русским и другим народам, живущим среди казах-киргизов. Местом пребывания Алаш-Орды временно избрать Семипалатинск. Алаш- Орда должен немедленно взять в свои руки всю исполнительную власть над казах-киргизским населением»[17,с.345]. Правительство Алаш - Орды было наделено самыми широкими полномочиями, так как о самостоятельности законодательной и судебной ветвей власти в условиях войны не могло быть и речи. Вместе с тем, беря на себя ответственность, в принципе демократического государства правительство Алаш-Орды принимало на себя обязательство «созвать Учредительное собрание автономии Алаш на началах, выработанных им, применительно к существующим правилам о производстве выборов в общее Российское Учредительное собрание»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Министерство образования и науки Республики Казахстан Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова Институт истории и права Кафедра философии,

    Учебное пособие
    Учебно-методическое пособие рассматривает некоторые методологические основы формирования политических идей и проблемы организации самостоятельной работы студентов.
  2. История зарубежной социологии Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей Павлодар Кереку 2008 Утверждаю Проректор по ур пгу им. С. Торайгырова Н. Э. Пфейфер 2008 г

    Учебно-методическое пособие
    З-78 История зарубежной социологии: учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей / сост. Т.Н. Зозуля, Г.Т. Артыкбаева – Павлодар : Кереку, 2008.
  3. История казахстана

    Документ
    Т 36 История Казахстана. Тестовые вопросы и информационный материал / учебное методическое пособие / Г.С. Кизатова. – Павлодар : Кереку, 2010. – 47 с.
  4. С. Торайгырова Региональный центр политических исследований политическая реальность в разнообразных ее проявлениях павлодар 2008 ббк 66(5Каз)

    Документ
    Арын Е.М., докт. экон. наук, проф. (под общей редакцией), Иренов Г.Н., докт полит. наук, проф (главн. редактор), Кадысова Р.Ж., докт. ист. наук, проф.
  5. Тесты Павлодар Министерство образования и науки Республики Казахстан Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

    Тесты
    В сборнике даны тестовые задания по «Основам политологии», рекомендуется для преподавателей колледжей, учителей общеобразовательных школ, студентов колледжей.

Другие похожие документы..