Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Наше общество нуждается в инициативных, образованных самостоятельно мыслящих людях, способных адаптироваться к окружающему миру. Согласно Закону Росс...полностью>>
'Документ'
Епископ Таврический и Симферопольский Михаил (Грибановский) (1856 – 1898), скончавшийся в Симферополе от чахотки на 42-м году жизни, был, как выясняе...полностью>>
'Анализ'
Курс «Анализ корпоративного управления в России» предназначен для студентов магистратуры 2 года обучения. Для студентов магистерской программы «Эконо...полностью>>
'Доклад'
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Алейниковский детский сад Алексеевского района Белгородской области (в дальнейшем ДОУ) - образова...полностью>>

Правительство самарской области постановление от 9 октября 2006 г. N 129 о стратегии социально-экономического развития самарской области на период до 2020 года (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.2.5. Научно-инновационный потенциал

Самарская область как территория с высокой концентрацией научного, образовательного и производственно-технического потенциала располагает благоприятными условиями для развития инновационного бизнеса, превращения инновационной деятельности в основной долгосрочный источник повышения конкурентоспособности промышленности и сферы услуг.

Инновационная система Самарской области представляет собой совокупность организаций частного и государственного секторов экономики, ведущих исследования и разработки, производство и реализацию высокотехнологичной продукции, а также занятых управлением и финансированием инновационной деятельности.

Основой научно-инновационного потенциала Самарской области является вузовская, академическая наука, а также научные подразделения промышленных организаций. В регионе действует более 50 организаций, выполняющих исследования и разработки.

Исследования в области фундаментальных наук координирует Самарский научный центр Российской академии наук (далее - СНЦ РАН), объединяющий 7 научно-исследовательских учреждений РАН: Самарский филиал Физического института имени П.Н. Лебедева РАН, Институт проблем управления сложными системами РАН и Институт систем обработки изображений, а также Институт экологии Волжского бассейна РАН.

В Самарской области работают отделения ряда отраслевых академий - Поволжское отделение Российской инженерной академии, Поволжское отделение Академии технологических наук, Поволжское отделение Академии космонавтики, Поволжское отделение Академии проблем качества, Поволжское отделение Академии социологических наук и другие.

Самарская область является крупнейшим образовательным центром Поволжья, на ее территории работает 16 государственных высших профессиональных учебных заведений, 14 негосударственных. Кроме того, по состоянию на 2004 г. в промышленных организациях области функционировало 128 подразделений НИОКР.

В Самарской области наблюдается расширение масштабов подготовки научных кадров, что при повышении эффективности работы аспирантур и докторантур способствует улучшению кадрового научного потенциала области.

Показатель интенсивности НИОКР по Самарской области, определяющийся численностью персонала, занятого исследованиями и разработками на 10 тыс. человек населения, стабильно превышает общероссийский показатель (таблица N 3).

Таблица N 3

Численность персонала, занятого исследованиями

и разработками на 10000 человек населения (человек)

2000

2001

2002

2003

2004

Российская Федерация

61

61

60

59

58

Самарская область

78

78

77

72

75

Наблюдаются позитивные изменения в технологической структуре инновационного потенциала.

В составе затрат на технологические инновации наметилась тенденция к росту затрат на исследования и разработку новых продуктов, услуг и методов их производства, новых производственных процессов (рис. 12 - не приводится).

Рис. 12. Структура затрат на технологические

инновации в 2000 - 2004 гг. (% от общего

объема затрат на технологические инновации)

Рисунок не приводится.

Доля внутренних затрат на научные исследования и разработки в ВРП составила в 2004 году 3% и стабильно превышает общероссийский показатель (1,3%) на протяжении ряда лет. Удельный вес затрат на инновации в общем объеме выпускаемой продукции составляет 2,8%, что выше критического значения для национальной безопасности, экспертно установленного на уровне 2,5%.

Основным источником финансирования инновационной деятельности остаются собственные средства организаций. Доля иностранных инвестиций незначительна и в динамике убывает. Государственная поддержка инновационной деятельности существенно возросла за счет средств всех бюджетов - федерального, областного и местных. Однако бюджетные средства сосредоточены преимущественно в одной отрасли - машиностроении.

Особенностью научного сектора Самарской области является ориентация на потребности отраслей промышленной специализации. Так, 84% внутренних текущих затрат на исследования и разработки организаций Самарской области приходится на автомобильную промышленность и конструкторские организации, отнесенные к числу научных учреждений.

В целом ряд показателей, таких как объем отгруженной инновационной продукции, стоимость затрат на технологические инновации, имеет более высокий уровень по сравнению с регионами Поволжского федерального округа. Уровень инновационной активности промышленных организаций Самарской области составляет 16 - 18% и стабильно превышает среднероссийский показатель в течение ряда лет в 1,5 - 2 раза (рис. 13 - не приводится).

Рис. 13. Удельный вес инновационно-активных организаций

промышленности в общем объеме обследованных предприятий (%)

Рисунок не приводится.

Большая часть инновационно-активных организаций области сосредоточена в машиностроении (в России в целом машиностроение по этому показателю находится на 5 месте), а две следующие по инновационной активности отрасли - это пищевая и электроэнергетика.

Совокупный объем экспортируемой инновационной продукции организациями Самарской области в 2004 году составил более 30% от общего объема экспорта промышленной продукции или 5,5 млрд. руб., в том числе продукции химии и нефтехимии - более 4 млрд. руб.

По количеству поданных заявок на патенты Самарская область на протяжении нескольких лет лидирует среди регионов Приволжского федерального округа. Учеными Самарской области подано более 16,5% всех заявок Приволжского федерального округа и 2,5% заявок Российской Федерации. Показатель, характеризующий количество поданных заявок на 10 тыс. чел. населения, за последние годы неуклонно растет и в 2004 году составил 3,2 заявки на 10 тыс. чел.

Инновационный профиль Самарской области (рис. 14 - не приводится) формируется как результат взаимодействия элементов инновационной системы, выражаемых динамикой различных параметров. В Самарской области наблюдается устойчивое развитие инновационного потенциала по большинству компонентов.

Научная, технологическая, ресурсная и результативная составляющая развития инновационного потенциала показывают стабильные тенденции к росту и усилению своих позиций, что обеспечивает основу для перспективного развития инновационной экономики Самарской области. Сегодня среди ресурсных характеристик развития инновационного потенциала проблемным выглядит финансовый блок, который все еще находится в предкризисной зоне. Недостаточный объем затрат на технологические инновации, науку, научные исследования и конструкторские разработки ослабляет базу стратегического развития инновационной экономики Самарской области.

Сложившаяся ситуация требует разработки системы мероприятий, направленных на повышение ресурсной и, в частности, финансовой составляющей инновационного потенциала области. Поэтому одна из приоритетных целей органов государственной власти - улучшение финансирования инновационной и научной деятельности - заключается в активном использовании инструментов государственного воздействия, привлечении частного капитала, формировании мощной ресурсной базы науки. Указанные элементы являются необходимой частью стимулирующего механизма в инновационно-внедренческом кластере.

Рис. 14. Инновационный профиль Самарской

области (в динамике за 2000 - 2004 гг.)

Рисунок не приводится.

В Самарской области имеются все предпосылки для активизации инновационной деятельности, выражающиеся в значительном производственном потенциале промышленных организаций, активной работе научных организаций, вузов, конструктивной позиции органов государственной власти Самарской области в сфере формирования региональной инновационной политики.

1.2.6. Социальный потенциал Самарской области

Главным источником экономического роста и социального прогресса в области является социальный потенциал. Региональный социальный потенциал отражает важнейшие составляющие человеческого капитала (здоровье, образование, благосостояние населения), обеспеченность жильем, состояние социальной сферы и другие стороны жизнедеятельности человека.

Особенностью Самарской области, во многом обусловливающей тенденции ее социально-экономического развития, являются высокие показатели развития человеческого потенциала - уровень образования и благосостояния. Именно эти две составляющие позволили области в 2004 - 2005 гг. занять седьмое место среди регионов страны по широко используемому мировым сообществом интегральному показателю качества жизни - индексу развития человеческого потенциала, ежегодно рассчитываемому Представительством Программы развития ООН в Российской Федерации.

По разработанному Центральным экономико-математическим институтом РАН интегральному индикатору качества жизни населения область находится на 4-м месте среди субъектов Российской Федерации (рис. 15). Столь высокий ранг обусловлен оценкой качества населения нашего региона, характеризующегося демографическими показателями, уровнем образованности и квалификации, и его благосостояния, включающего реальные доходы и расходы, обеспеченность автомобилями, жильем и собственностью, мощностями инфраструктуры и др.

┌────────────────────────┐

│Интегральный показатель│

│качества жизни населения│

│ 4 место │

└────────────┬───────────┘

┌───────────────┬──────────────┬──┴───────────────┐

│ │ │ │

┌───┴────┐ ┌───────┴──────┐ ┌────┴─────┐ ┌───────┴─────┐

│Качество│ │Благосостояние│ │ Качество │ │ Качество │

│ жизни │ │ населения │ │социальной│ │экологической│

│11 место│ │ 6 место │ │ сферы │ │ ниши │

└────────┘ └──────────────┘ │ 28 место │ │ 39 место │

└──────────┘ └─────────────┘

Рис. 15. Интегральные индикаторы качества жизни

населения Самарской области в 2004 году

Уровень материального благосостояния

и потребительский потенциал населения области

Самарская область занимает ведущие позиции среди субъектов Российской Федерации и лидирует в Приволжском федеральном округе по основным показателям уровня жизни.

Среднедушевые денежные доходы в 2005 году превысили почти на 16% средний уровень по Российской Федерации. По уровню покупательной способности среднедушевых денежных доходов регион занимает 5-е место в России. В области сложилась выше среднероссийского уровня доля расходов домохозяйств на конечное потребление, с учетом покупательной способности доходов - 2-е место в Российской Федерации.

Согласно оценке, проведенной на основе системы потребительских бюджетов, удельный вес жителей со средним (величина дохода от величины минимального потребительского бюджета - 7,3 тыс. рублей, до бюджета высокого достатка - 28 тыс. рублей) и высоким достатком (свыше бюджета высокого достатка) составлял в 2005 году 44%. Регион занимает 10-е место среди субъектов Российской Федерации по доле населения с доходами свыше 7 тыс. рублей на человека.

Оборот розничной торговли на душу населения в области почти в 1,5 раза превышает среднероссийский показатель. Объем потребления бытовых услуг в расчете на душу населения выше среднероссийского уровня на 6,6%, в том числе услуг на ремонт и строительство жилья - на 10%; услуг связи - на 17,3%; услуг системы образования - на 48,9%; услуг правового характера - на 29,9%. Росту спроса на рынке товаров и услуг способствуют положительная динамика покупательной способности денежных доходов населения, выросшей с 2-х прожиточных минимумов в 2000 году до 3-х в 2005 году; диверсификация рыночной инфраструктуры; развитие системы потребительского кредитования.

Стабильно сохраняется склонность населения к накоплениям при одновременном росте потребительских кредитов. По состоянию на 1 января 2006 года остатки вкладов физических лиц в кредитных учреждениях области (без учета вкладов на валютных счетах) составляли 56,7 млрд. рублей или 17,7 тыс. рублей в среднем на жителя области. Остатки вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации на одного жителя области почти на 20% превышают среднероссийский показатель.

Для Самарской области, как и в целом для Российской Федерации, остается актуальной задача снижения уровня бедности. В последние годы произошли определенные положительные сдвиги в сокращении бедности: с 2000 по 2005 год доля бедного населения снизилась с 31 до 17,9% от общей численности жителей области. Тем не менее более 570 тысяч человек продолжают получать доходы ниже величины прожиточного минимума.

Основными факторами, способствующими попаданию домохозяйств в категорию бедных, являются высокая иждивенческая нагрузка в домохозяйстве и низкий образовательно-квалификационный потенциал его членов. В группу риска попадают, прежде всего, нетрудоспособные граждане (пенсионеры, инвалиды), многодетные семьи, а также представители так называемых маргинальных слоев.

Характерными чертами процессов расслоения населения в области являются:

небольшая глубина бедности, т.е. большая часть бедных домохозяйств имеет располагаемые ресурсы, близкие к значению прожиточного минимума, что подтверждается данными обследования уровня жизни НОБУС, проведенного Госкомстатом России в 2003 г.;

высокая дифференциация населения по уровню денежных доходов: по соотношению доходов 10 процентов наиболее и наименее обеспеченного населения область занимает 5-е место в России после Москвы, Тюменской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов;

значительный уровень скрытых доходов, о чем косвенно свидетельствуют одни из самых высоких среди регионов России потребительские расходы на душу населения, а также наибольшая в Приволжском федеральном округе и на 22% выше среднероссийской обеспеченность населения личными легковыми автомобилями и ряд других индикаторов.

Несмотря на то что практически во всех муниципальных районах области уровень бедности превышает 50%, в численном отношении проблема бедности является городской (более 400 тыс. бедных проживает в городах области), поскольку сельское население региона составляет меньшинство. В некоторой степени это облегчает решение задачи снижения бедности в регионе, так как большинство бедных имеют жилье, им доступны коммунальные услуги, городской транспорт, телефонная связь, медицинские услуги по обязательному страхованию, начальное и среднее образование. Поэтому в ситуации экономического роста и диверсификации экономики региона многие бедные в городах имеют достаточно высокие шансы интегрироваться в общие процессы развития и обеспечить себе приемлемый уровень жизни.

Потенциал сферы здравоохранения

Самарская область является регионом с развитой системой здравоохранения. Интегральный показатель - уровень младенческой смертности, характеризующий качество работы здравоохранения и здоровье населения, на протяжении последних лет в Самарской области в числе наиболее низких по Российской Федерации и сопоставим с европейскими показателями (рис. 16 - не приводится).

Рис. 16. Показатели младенческой смертности в сравнении

с Российской Федерацией и Приволжским федеральным округом

за 1998 - 2004 годы (на 1000 живорожденных детей)

Рисунок не приводится.

Потенциал развития системы здравоохранения области позволяет обеспечить доступность медицинской помощи каждому жителю вне зависимости от социального положения, уровня доходов и места проживания. Тем не менее уровень общей заболеваемости населения превышает среднероссийский показатель. На начало 2005 года уровень заболеваемости в расчете на 1000 населения составил 843,9 зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые (по Российской Федерации - 744,9). Отмечается высокий уровень болезней системы кровообращения (в расчете на 100 тыс. населения в 2004 году впервые зарегистрировано 2220,4 случая заболеваний против 1947,6 в 2003 году), злокачественными новообразованиями (378,8 случая против 359,9). В расчете на 1000 населения области приходится 7,21 ВИЧ-инфицированных, что намного превышает средний уровень по европейским странам - 1,27.

Показатели заболеваемости социально значимыми заболеваниями - туберкулезом, хроническим алкоголизмом, наркоманией, заболеваниями, передающимися половым путем - в Самарской области более низкие, чем в среднем по Российской Федерации.

С учетом важности проблем в сфере здоровья в области принимаются меры для их решения. Внедрение института врача общей практики, структурные преобразования системы здравоохранения, мониторинг состояния здоровья, эффективная и качественная медицинская помощь, пропаганда здорового образа жизни являются важными компонентами, необходимыми для эффективного лечения и профилактики заболеваний. На улучшение здоровья населения направлена реализация областных целевых программ, концентрация усилий на решение отдельных приоритетных проблем и задач в здравоохранении. Государственную поддержку получают меры, направленные на повышение качества здоровья, предупреждение заболеваний (от заражения ВИЧ-инфекциями, туберкулезом, а также наследственных и врожденных, инфекционных, связанных с дефицитом йода, диабета и его осложнений, онкологических, стоматологических), развитие материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений.

Система здравоохранения Самарской области характеризуется внедрением новых методов организации здравоохранения и управления качеством оказания медицинской помощи, развитием высокотехнологичных видов специализированной медицинской помощи. В медицинском обслуживании населения интенсивно используются новые технологии (лапароскопические операции, гистероскопия в амбулаторных условиях, плазмаферез, озонотерапия, аутогемо- и плазмодонорство, эндоскопические операции в "стационаре одного дня" и другие); новые методы диагностики и лечения заболеваний. В системе здравоохранения области разработан проект научно-клинических исследований по изучению эффективности трансплантации аутогенных стволовых клеток для лечения отдельных заболеваний. Начиная с 1997 года осуществляется пересадка костного мозга (один из вариантов клеточной терапии) при заболеваниях крови и центральной нервной системы. Создано государственное учреждение "Клинический центр клеточных технологий". Высокотехнологичные виды медицинской помощи оказываются также в других специализированных медицинских центрах (Самарская областная клиническая больница имени М.И. Калинина, Самарский областной клинический кардиологический диспансер, Самарская клиническая офтальмологическая больница имени Т.И. Ерошевского, Самарский онкологический центр).

Обеспеченность больничными учреждениями в расчете на 10 тыс. населения составляет 87,3 койки, в среднем по Российской Федерации - 112,5 (по данным за 2003 год - 86,7, в среднем по Российской Федерации - 111,6, занимаемое место среди субъектов Российской Федерации - 77).

Показатель мощности амбулаторно-поликлинических учреждений имеет тенденцию к росту - 232,4 посещения в смену на 10 тыс. населения, в среднем по Российской Федерации - 251,3 (в 2003 году - 231,5, среднероссийский уровень - 248,7, занимаемое место среди регионов Российской Федерации - 48).

Обеспеченность врачами - 49 чел. в расчете на 10 тыс. населения, в среднем по Российской Федерации - 48,4 (в 2003 году - 47,9 чел., в среднем по России - 48, занимаемое место среди регионов Российской Федерации - 33). Нагрузка на 1 врача - 104,2 чел. населения - ниже, чем в среднем по Российской Федерации - 206,8 и имеет тенденцию к снижению. Количество врачей общей практики достигло 705 человек, что составляет около 20% от общего количества врачей общей практики в Российской Федерации.

Обеспеченность средним медицинским персоналом снижается - 99 чел. на 10 тыс. населения, в среднем по Российской Федерации - 108,6 (в 2003 году - 100,5, среднероссийский уровень - 108,5, занимаемое место среди регионов Российской Федерации - 68). Нагрузка на 1 работника среднего медицинского персонала выше, чем в среднем по Российской Федерации - 99,5 чел. и 92,2 чел. соответственно.

Потребность лечебно-профилактических учреждений области в медицинских кадрах составляет более 900 врачей и более 1200 средних медицинских работников среднего звена.

В сельской местности имеются различия в обеспеченности медицинскими учреждениями и медицинскими кадрами в расчете на 10 тыс. населения. Во всех сельских районах отстает от среднеобластного уровня обеспеченность больничными учреждениями и врачами. Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями находится в пределах от 101,7 до 321,8 посещения в смену (в среднем по области - 232,4), обеспеченность средним медицинским персоналом составляет от 45,2 до 130 человек (в среднем по области - 99,2).

Профилактика болезней становится все более актуальной. В области функционирует 198 школ для больных хронической терапевтической патологией различного профиля. Восстановить здоровье, осуществить профилактику первичного выхода на инвалидность, улучшить качество жизни пациентов позволяет осуществляемое в санаторно-курортной системе долечивание больных, перенесших острый инфаркт миокарда и сложные хирургические операции, и оздоровление лиц, пострадавших от травм на производстве и профзаболеваний.

Обеспеченность населения аптеками в городской и сельской местности соответствует рекомендованным министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации нормативам аптечной сети по стране. Соотношение государственных и частных аптек составляет 30% и 70% соответственно.

Увеличивается число учреждений негосударственной формы собственности. Функционирует альтернативная государственной системе частная медицинская служба, правовое регулирование деятельности которой осуществляется в рамках принятого в 2000 году Закона Самарской области "О частной медицинской деятельности в Самарской области".

В области сформирован и совершенствуется рынок медицинских услуг. Развивается добровольное медицинское страхование, направленное на расширение спектра предоставления населению медицинских услуг, которые не входят в систему обязательного медицинского страхования.

Достигнутый потенциал развития здравоохранения Самарской области характеризуется многообразием форм, видов, объемов медицинской помощи, что позволяет обеспечить доступность и качество медицинской помощи, восстанавливать трудоспособность и улучшать состояние здоровья населения.

Образовательный потенциал

Высокий образовательный потенциал населения Самарской области является важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность региона. По индексу развития интеллектуального потенциала, разработанному Программой развития Организации Объединенных Наций в Российской Федерации (ПРООН), область занимает 9-е место в Российской Федерации и 3-е место в Приволжском федеральном округе. Этот индикатор оценивает влияние, оказываемое знаниями на уровень материального благосостояния населения. По уровню профессиональной образованности населения область находится на 10 месте среди субъектов Российской Федерации и на 1-м месте в Приволжском федеральном округе.

По уровню высшего и среднего образования область также занимает лидирующие позиции в Приволжском федеральном округе, а среди регионов Российской Федерации занимает 7 и 13 места соответственно. По уровню начального образования область на 6 месте в России и на 15 - в Приволжском федеральном округе (таблица N 4).

Таблица N 4

Уровень образования населения

в возрасте 15 лет и более в Самарской области



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство самарской области постановление от 9 октября 2006 г. N 129 о стратегии социально-экономического развития самарской области на период до 2020 года (2)

    Документ
    В целях формирования условий, обеспечивающих динамичное и устойчивое развитие экономики и социальной сферы в Самарской области, Правительство Самарской области постановляет:
  2. Программа социально-экономического развития города красноярска на период до 2010 года

    Программа
    2. Признать утратившим силу Решение Красноярского городского Совета от 15.05.2001 N 3-27 "Об основных направлениях социально-экономического развития г.
  3. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года (1)

    Закон
    к постановлению Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067«Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года»
  4. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года (2)

    Закон
    к постановлению Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067«Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года»
  5. Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года Москва (2)

    Реферат
    Центральный федеральный округ базовый макрорегион страны фактически олицетворяющий Россию перед остальным миром. Связи регионов округа со всеми регионами страны обширны и многообразны.

Другие похожие документы..