Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Зимние виды спорта, что это такое? В первую очередь это занятия на свежем воздухе. Зимних видов спорта очень много - это и хоккей с шайбой, и фигурно...полностью>>
'Краткое содержание'
Предмет, цели и задачи курса «Проблемы социальной работы с молодежью». Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессиональног...полностью>>
'Рабочая программа'
Настоящая программа разработана в соответствии с новым учебным планом и стандартом, утвержденным государственным Комитетом РФ по высшему образованию ...полностью>>
'Документ'
Требования: отсутствие академической задолженности, заинтересованность, хорошее владение персональным компьютером, инициативность, коммуникабельность...полностью>>

«логистика»

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лекция 1.

Введение в логистику

  1. История возникновения логистики

  2. Сущность и задачи логистики

  3. Основные понятия

Термин «логистика» используется в настоящее время в двух значениях:

  1. математическая логика:

  2. техника и технология транспортно-складских работ в военной и гражданской области.

Происхождение слова «логистика» связывают с французским или английским словами, которые означают материально-техническое снабжение, организацию и выполнение тыловых работ. Однако в греческом языке логистика означает выполнение расчетов. В древней Греции специальных государственных контролеров называли логистами, и согласно Архимеду во времена расцвета Афинского государства их было 10 человек.

В античной математике логистика понималась как искусство вычислений и геометрических измерений в противовес чисто «теоретической» математике и являлась синонимом математической логике. Термин «логистика» в значении «математическая логика» использовался Лейбницем и закреплено на философском конгрессе в Женеве в 1904 году. Такое положение сохранялось до конца 80-х годов. В последнее десятилетие в нашей стране, также как в Западной Европе и США, этот термин стал использоваться в специальной литературе для обозначения нового направления в науке – теории и практики управления материальными и информационными потоками.

Логистика как наука о планировании, контроле и управлении операциями транспортирования, распределения, складирования и другими материальными и нематериальными операциями имеет свои глубокие корни.

В литературе принято следующее определение:

Логистика – наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации

В последние 25 лет развитию логистики способствовали следующие основные факторы:

  • превращение рынка продавцов в рынок покупателей;

  • технологические изменения в транспортных средствах и коммуникациях;

  • появление и распространение современных ЭВМ;

  • изменение структуры (усложнение состава) продуктов, увеличение числа ступеней их обработки до получения готовых изделий и соответственное усиление интеграции производства;

  • расширение международного разделения труда и кооперирования;

  • развитие теории систем и применение количественных математических методов к решению экономических задач.

В США и многих других странах Запада логистический метод возник в хозяйственной сфере на уровне микроэкономики и стремительно развивался на практике в связи с переходом к интегрированным структурам, научно-производственным системам, концернам, объединяющим функции снабжения, производства и распределения. В США около 60 % фирм используют в своей производственной и коммерческой деятельности принципы логистики. Деятельность, связанная с логистикой, относят не к традиционным функциям обслуживания фирмы, а к одному из главных источников, способствующих увеличению доли фирмы на рынке и росту прибыли.

В СССР первые шаги в формировании логистики, как целостного, системного, комплексного подхода к планированию производства, распределению ресурсов и развития межотраслевой хозяйственной деятельности были сделаны в период плановой экономики. Следующая ступень развития логистики наметилась лишь в последнее десятилетие. Существуют попытки создания транспортных и производственных логистических систем, интегрирующих производителей и потребителей продукции, транспорт и сопутствующие –потоки информации.

При разработке логистических моделей в России необходимо учитывать следующие особенности:

Первое – обширная территория страны с различными географическими условиями. Это усложняет проектирование логистических моделей, способствует увеличению цикла обращения производственных объектов, увеличению размера запасов и транспортных расходов.

Второе - неразвитая инфраструктура (транспорт, связь, склады, упаковка). Это вызывает большие потери и порчу материальных ценностей.

Третье – высокая степень концентрации производства и потребления на крупных предприятиях и в отдельных промышленных центрах. Это замедляет реакцию и гибкость в связи с изменением потребностей клиентов.

Четвертое – высокая степень концентрации управления. Это снижает реакционную способность производства на динамику спроса на рынке.

Пятое – низкая степень специализации и кооперации производства.

Шестое – слабая насыщенность рынка по многим товарным позициям, что создает сложности для снабженческой логистики.

Седьмое – слабая структурная подготовка производственных участков и низкая интенсивность материальных потоков.

Сущность и задачи логистики

Главная идея логистики – организация в рамках единого потокового процесса перемещения материалов и информации по всей цепи от производителя к потребителю.

Принципы логистического подхода требуют интеграции материально-технического обеспечения, производства, транспорта, сбыта и информации в единую систему.

Таким образом, цель логистики – это оптимизация цикла воспроизводства путем комплексного, ориентированного на потребность, формирования потока материалов и информации в производстве и распределении продукции. Любая логистическая система предназначена для доставки материальных ресурсов, товаров и информации в заданное место и время в нужном количестве и ассортименте. При этом требуется соблюдение определенного уровня издержек. То есть логистика как маркетинг должна исходить из интересов потребителя. Очевидно, что сбыт может проходить при надлежащем обеспечении шести соответствий: груз, качество, количество, время, затраты, пункт назначения. Для достижения необходимых результатов необходимо провести комплекс мероприятий по оптимизации величины заказов, уровня запасов, планированию выгодных маршрутов перемещения, оптимизации складского хозяйства, рационализации тары и упаковки.

Объектом логистики являются сложные динамические производственно-коммерческие процессы, включающие –организационно-экономическую и производственно-технологическую деятельность в области снабжения, основного производства, транспортных и сбытовых организаций.

Характерными особенностями такого объекта являются:

  • рассредоточенность основных средств и коллективов людей на значительной территории,

  • высокая фондоемкость большой части технических средств,

  • мобильность одних и жесткая привязка к определенным географическим пунктам других элементов логистической системы,

  • зависимость от результатов работы большого числа смежных подсистем (грузоотправителей, грузополучателей, поставщиков ресурсов и т.д.)

Все эти особенности воздействуют на объем и протекание материальных и информационных процессов в логистических системах. Добиться совпадения усилий и интересов отдельных подсистем и системы в целом часто бывает далеко не просто. Логистика с ее системно-кибернетическим подходом к изучаемым материально-информационным потоковым процессам помогает найти пути решения этой проблемы.

Предметом исследования логистики являются материальные и соответствующие им финансовые и информационные потоки, охватывающие закупку сырья и материалов для материально-технического обеспечения производства, их транспортировку, складирование и хранение, внутрипроизводственное организационно-технологическое распределение материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий; складирование, хранение, транспортировку и сбыт готовой продукции.

Задачи логистики заключаются:

  1. в разработке методологии анализа и синтезе логистических систем,

  2. методов оценки эффективности и оптимизации их функционирования.

Инструментарий логистики.

Логистика по своим подходам близка к кибернетике, использующей методы исследования операций и теории систем. Наряду с общеизвестными методами, которые применяют при управлении и планировании производственных и экономических систем, для управления логистикой используют методы решения оптимизационных задач, методы теории управления запасами и массового обслуживания, научного прогнозирования, вероятностные подходы, динамическое и нелинейное программирование.

Основной задачей логистики считается достижение с наименьшими затратами максимальной приспособленности фирмы к меняющейся рыночной обстановке, получение преимуществ перед конкурентами, рост своей рыночной доли и прибыли. В самом общем виде задача логистики заключается в создании интегрированной эффективно действующей системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков.

Основные понятия логистики

Система понятий и категорий в логистике частью заимствована из научных дисциплин, на стыке которых она возникла, а частью принадлежит самой логистике.

Материальный поток – это отнесенная к временному интервалу совокупность материальных ценностей, рассматриваемых в процессе приложения к ним разных логистических операций. Размерность материального потока «объем/единица времени». МП может быть элементарным, то есть состоять из ресурсов одного наименования на всем протяжении от конкретного источника производства до момента потребления. Множество элементарных потоков, формирующихся на предприятии, составляют интегральный (общий) материальный поток. МП характеризуется: 1) интенсивностью; 2) ритмичностью; 3) детерминированностью; 4) номенклатурой продукции; 5) размерами запасов; 6) способом перемещения продукции. МП бывают внутренними и внешними, входящими и выходящими. Это деление происходит по месту протекания МП - внешняя или внутренняя среда по отношению к логистической системе, вход или выход из логистической системы.

Информационный поток – это совокупность циркулирующих внутри логистической системы и между нею и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационные потоки подразделяют на:

  • потоки управляющей информации;

  • потоки данных о результатах выполнения процессов.

Информационный поток характеризуется: 1) источником возникновения; 2) направлением; 3) периодичностью; 4) объемом; 5) скоростью передачи; 6) видом существования. Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или –передаваемой информации за единицу времени. ИП основан на движении бумажных или электронных документов. Выделяют внешний и внутренний, входной и выходной ИП. Их определения аналогичны определениям для МП.

Логистическая операция – это обособленная совокупность действий по реализации логистических функций, направленная на преобразование материального и/или информационного потока. Логистические операции с материальным потоком могут быть:

  • Складирование;

  • Транспортировка;

  • Комплектация;

  • Погрузка;

  • Разгрузка;

  • Внутренние перемещения сырья и материалов при реализации логистической функции производства;

  • Упаковка груза;

  • Укрупнение грузовых единиц;

  • Хранение.

К логистическим операциям с информационным потоком относят:

  • Сбор информации;

  • Хранение информации;

  • Обработку информационного потока.

Внешние логистические операции – операции в области снабжения и сбыта. Внутренние логистические операции – операции по реализации логистических функций производства.

Логистический цикл – определяется временем от оформления заказа на поставку продукции до доставки заказанной продукции на склад потребителя. Логистический цикл информационного и материального потока не совпадают. Как правило, цикл ИП больше. Это связано с затратами времени на изучение рынка, оформление документов на заказ продукции, осуществлением платежно-расчетных операций. Время полного логистического цикла состоит из 4 составляющих:

  1. Изучение рынка, оформление заказа, выполнение платежно-расчетных операций.

  2. Приобретение ресурсов для выполнения заказа.

  3. Собственно изготовление заказа.

  4. Реализация заказа.

Исследованию указанных стадий логистического цикла посвящены отдельные разделы логистики: маркетинговая, закупочная, производственная логистика, сбытовая или распределительная логистика, транспортная логистика.

Логистическая цепь – представляет собой упорядоченную последовательность физических и юридических лиц, осуществляющих перемещение материала и информации о нем. ЛЦ может быть простой и сложной, внутренней и внешней для любого субъекта хозяйствования. Простая логистическая цепь - включает минимальное число участников: производитель, транспортная фирма, потребитель. Сложная логистическая цепь включает в себя дополнительные логистические операции по складированию, комплектации, упаковке, затариванию. В этом случае каждая единица товара проходит через большее число субъектов хозяйствования: производитель, погрузочно-разгрузочные работы, транспортная фирма. Складирование на оптовой базе, комплектация в соответствии с заказом потребителя, упаковка или затаривание, потребитель. При этом каждый субъект логистической цепи может выполнить одну или несколько логистических операций. Внутренняя логистическая цепь – упорядоченная последовательность структурных подразделений одного хозяйственного субъекта, между которыми перемещается материальный поток и отражающая его информация. Во внешней логистической цепи принимают участие юридически обособленные субъекты, имеющие полую финансово-экономическую самостоятельность.

Поставщик

Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций направленных на реализацию цели логистической системы. К основным функциям логистики относят снабжение, производство, сбыт.

Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции (операции), состоящая из подсистем и имеющая развитые внутрисистемные связи и связи с внешней средой.

В логистической системе синтезируются снабженческие, сбытовые, распределительные и транспортные процессы. Логистическая система может быть:

  • С прямыми связями, то есть доведение материального потока до потребителей осуществляется без участия посредников, на основе прямых хозяйственных связей;

  • Эшелонированной, то есть материальный поток проходит хотя бы через одного посредника;

  • Гибкой, то есть доведение материального потока до потребителя осуществляется как по прямым связям, так и с участием посредников.

Логистические издержки – это затраты на проведение логистических операций. Расходы на логистику составляют от 10 до 70% общих затрат. Если принять затраты на логистику за 100%, то удельный вес отдельных составляющих распределяется следующим образом:

  • Перевозки на магистральном транспорте – 28 - 40%;

  • Складские, перегрузочные операции и хранение грузов – 25 – 46%;

  • Упаковка – 25 - 46%;

  • Затраты на управление – 5 - 15%;

  • Прочие, включая обработку заказов – 5 - 7%.

Все элементы системы зависят друг от друга. Попытки минимизировать издержки какого-либо вида деятельности могут привести к повышению общей стоимости системы логистики, следовательно, за критерий оптимизации логистической системы принимается минимум суммы затрат, базирующийся на оптимальном значении каждого из слагаемых.

Показатели логистической системы

Качество логистической системы – это комплексный показатель, который определяется по совокупности критериев. В качестве таких критериев целесообразно выбрать:

  1. Способность системы обеспечить доставку товара в требуемое место и в обусловленный срок;

  2. Способность системы обеспечить должный уровень технического обслуживания реализованного товара;

  3. Длительность цикла обработки заказа, включая время ожидания постановки заказа на выполнение;

  4. Частота оборачиваемости всех запасов, определяемая как отношение величины товарооборота к объему складских запасов;

  5. Общие затраты на материально-техническое обеспечение, приходящееся на единицу товарооборота;

  6. Степень готовности поставщика (в %), рассчитываемая как частное от деления объема удовлетворенных потребностей в указанный срок на общий объем потребностей;

  7. Затраты на логистику (в % от общих расходов);

  8. Скорость оборота материальных ресурсов для отдельных складов (в днях);

  9. Расходы на отправленную единицу продукции;

  10. Расходы на тонно-километр перевозимых грузов;

  11. Загрузка склада и парка транспортных средств;

  12. Уровень запасов;

  13. Степень риска, связанная с содержанием запасов;

  14. Качество и уровень сервиса;

  15. Размер партии грузов;

  16. Уровень использования производственных мощностей;

  17. Маневренность, адаптивность и устойчивость работы логистической системы.

Кроме показателей, характеризующих различные логистические системы, можно говорить об эффективности –логистической системы, то есть о показатели качества работы системы при заданном уровне затрат этой системы. Эффект от применения логистики оценивается не только ее показателями, но и их влиянием на изменение общих экономических и финансовых результатов фирмы. Например, на повышение производительности труда, увеличение прибыли и т.д. В Западной Европе за счет внедрения логистики в среднем за 5 лет производительность труда может увеличиться на 6 – 13%. Экономический эффект логистики проявляется в высоком уровне организации производства и экономии натуральных и денежных ресурсов. При этом величина эффекта зависит в свою очередь от масштабов распространения логистики.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Логистика преподаватель: д в. н., профессор Лихацкий Владимир Иванович Перечень вопросов к экзамену/зачету

    Документ
    Приступая к выполнению курсовой (контрольной) работы, студент должен ознакомиться с программой учебного курса и изучить предлагаемую литературу. Для этого он должен:
  2. Логистика производства

    Пояснительная записка
    Требования к студентам: освоение циклов общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественнонаучных дисциплин, владение знаниями основ логистики, общего и стратегического менеджмента, операционного менеджмента.
  3. Логистика-форма оптимизации рыночных связей, гармонизация интересов всех участников процесса товародвижения

    Документ
    Логистика-форма оптимизации рыночных связей, гармонизация интересов всех участников процесса товародвижения. Она представляет собой совершенствование управления материальными потоками и связанными с ними информационными и финансовыми
  4. Логистика и персонал: стандартные решения и критерии мотивации

    Статья
    Прошло то время, когда рентабельность компаний исчислялась сотнями процентов. Проходит и эпоха связей и откатов. Мы наконец-то поняли, о каких рыночных механизмах нам толкуют учёные, и задумались о том, как жить дальше, если со всех
  5. Логистика Вопрос Логистическая система международного товародвижения, ее состав и свойства

    Документ
    Логистическая система – это система доведения материального потока до потребителя. Система товародвижения определяется как технические средства, коммуникации и обустройство всех видов транспорта; складское хозяйство промышленных фирм,
  6. Логистика складирования определение логистики складирования складирование

    Документ
    Складирование - логистическая операция, заключающаяся в содержании запасов участниками логистического канала и обеспечи­вающая сохранность запасов, их рациональное размещение, учет, постоянное обновление и безопасные методы работы .

Другие похожие документы..