Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
Настоящее Положение устанавливает порядок организации и проведения Республиканского конкурса профессионального мастерства среди мастеров производстве...полностью>>
'Образовательный стандарт'
1.1. Специальность 2014 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям) утверждена приказом Министерства образования Российск...полностью>>
'Документ'
Взнос включает: комплект официальных материалов конференции, бейджи участника выставки (не более 3 штук), диплом участника выставки. Регистрационный в...полностью>>
'Документ'
Республика Марий Эл расположена в центре европейской части Российской Федерации, в средней части бассейна р. Волги. Республика входит в состав Привол...полностью>>

Российская Экономическая Академия имени Г. В. Плеханова мировая экономика учебно-методическое пособие

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Глобальная взаимозависимость

С середины 70-х годов проблематика мировой экономики все теснее увязывается с концепциями взаимозависимости на­циональных хозяйств, которые основываются на интернацио­нализации производства, на дифференцированном воздействии научно-технического прогресса на структурную перестройку. Проблема взаимозависимости и партнерства рассматривается на различных пересекающихся уровнях — глобальном, между центрами и периферией, внутри подсистем.

Термин глобальная взаимозависимость был введен американским политологом С. Хоффманом, а концепция раскрыта Р. Купером. Рост взаимозависимости подвергает платежный баланс все более частым и сильным воздействиям извне, в результате чего правительства должны уделять все большее внимание проблеме сохранения внешнего равновесия, координировать использование всей совокупности инструментов, находящихся в распоряжении государств.

К началу 70-х годов утвердилась концепция равного партнерства. Более или менее законченное выражение эта концепция получила в докладе Л. Пирсона, подготовленного под эгидой Мирового банка для оценки стратегии отношений западных стран с развивающимися государствами. Она предполагала объединение политики помощи, торговли, инвестиций в единую стратегию, которая должна основываться на усилиях самих развивающихся стран. Концепция равного партнерства проповедует создание системы равной взаимозависимости развивающихся и западных стран, затушевывая при этом существующий громадный разрыв в уровнях развития двух подсистем мирового хозяйства.

Эта концепция нередко связывается с негативными проблемами экономического роста. Несбалансированный и разобщенный рост экономики приводит к острым проблемам мирового развития, поэтому вызывает критику, даже со стороны ученых из процветающих экономик. Так, противники экономического роста прежде всего озабочены ухудшением состояния окружающей среды. Практически все, что вовлекается в производство, со временем возвращается в окружающую среду в виде отходов. Вторым аргументом против экономического роста является проблема бедности (неравенства в доходах), которая не может быть решена с помощью увеличения общественного продукта, так как ее корни кроются не в производстве, а в распределении. Кроме того, быстрый рост (связанный с обновлением технологий) порождает беспокойство и неуверенность среди людей, ведет к обесценению годами накопленного профессионального опыта. Производя все больше, мы получаем при этом все меньше радости и удовольствия от жизни. Основной выход — в органическом росте мирового хозяйства, в решении проблем взаимозависимости подсистем и стран с различными уровнями социально-экономического развития. Это предполагает создание глобальной системы управления производственными ресурсами.

Трактовка органического роста сменила прежнюю концепцию развития как перехода от традиционного производства к современному и роста в пределах индустриального общества на качественно иное развитие, как системное взаимодействие. Это направление указывает на необходимость долговременной структурной перестройки западных стран, сокращение разрыва между высоко развитыми и слаборазвитыми странами.

3.6.ИСЛАМСКИЙ ВЗГЛЯД НА МИРОВОЕ РАЗВИТИЕ

Все вышеназванные теории были порождением западной научной мысли. Но нельзя игнорировать существование концепций мирового развития, созданных в странах Третьего мира. Наиболее интересными нам представляются современные идеи ислама.

Взгляды, излагаемые исламскими экономистами и богословами, отличаются от атеистических теорий, исключающих роль творца, а также от материалистических, которые исключают из сферы анализа спиритуалистические моменты. По мнению мусульманских ученых, исламский мир имеет свой, отличный от западного взгляд на историю, основанный на собственном учении о бытие и понимании текстов ислама. Рассмотрим некоторые положения на примере взглядов профессора Международного института образования при Лондонском университете Гуляма Наби Сакхеба [6].

Основываясь на содержащемся в Коране утверждении, что господь «благословил ее (землю – прим. автора), распределил на ней ее пропитание в четыре дня – равно для всех просящих», мусульмане отвергают принципы западной экономики, абсолютизирующие собственность как основу всего и превозносящие капитал над трудом, но вместе с тем, и коммунистические идеалы, отрицающие значение личности в угоду групповым интересам, придающие огромное значение труду и пренебрегающие капиталом.

По мнению Сакхеба, обе эти системы, основываясь на секулярных доктринах, являются идеологиями, отмеченными сознанием национального, расового, регионального или культурного превосходства. Некоторые идеологи ислама считают, что ислам как таковой способен дать самостоятельные, независимые решения проблем человечества. Он - интегральный метод и гармоническое единство, и введение в него любого постороннего элемента способно испортить его подобно тому, как включение ненужной детали может привести в полную негодность сложный механизм. В данном случае подразумеваются западные механизмы рыночной экономики. Прозападная идея универсализации западной техногенной культуры, имеющая многочисленных приверженцев, в том числе и в России, не только не находит отклика у исламских ученых, но рассматривается ими как попрание законов Шариата, ниспосланных божественным творцом. Подобно А .Хомейни, долгое время многие лидеры Востока не сомневались : сатана номер один - Америка, номер два - СССР и не желали играть по правилам, которые служили бы интересам какой-либо из двух сторон.

Более того, экономические и философские воззрения мусульманских ученых и политиков, также как и их западных соседей не чужды мессианства. Выражая надежду на возможную ключевую роль ислама в развитии человечества в недалеком будущем, они указывают на тот период в истории человечества, когда ислам был осью, вокруг которой вращалась мировая система, а созданная им цивилизация стала главным источником просвещения не только для Востока, но и для Запада, извлекшего из нее интеллектуальные и нравственные основания своего материального прогресса. Связывая зарождение ислама с разложением Византийской цивилизации, которая по мнению некоторых историков была прообразом современной западной. Гулям Наби Сакхеб считает, что экономическому расцвету исламских государств предшествовала духовная победа идей ислама, пришедших на смену « лицемерию, обману, вероломству, себялюбию, пошлости и распутству Византийского мира, где подчеркивавшиеся расовые, племенные и кастовые различия, безудержное поклонение власти разрушали нравственные устои общества, а великие центры культуры, став пристанищем порока, пришли в упадок».

Современная экономическая ситуация в Западных странах, характеризующаяся в последнее десятилетие стабильностью и процветанием, не позволяет исламским экономистам провести прямые исторические параллели с описанным выше периодом, но созданная в результате экономической экспансии Запада система международных хозяйственных отношений, а также международная политика являются благодатной почвой для обширной критики со стороны арабского Востока. Отмечая среди бесспорных вкладов Запада в трансформацию человеческой культуры «идею верховенства закона, выработку системы международной дипломатии и сотрудничества, рационализацию экономики, формулировку принципов парламентского правления, технологическую революцию в сфере производства и сообщения», исламские экономисты осуждают экспансионистские методы, присущие крупнейшим западным странам, которые они используют в отношении развивающихся государств. "Если нация, выбираемая в качестве жертвы, достаточно богата, -подчеркивает Гулям Наби Сакхеб, - то политика более развитых государств оказывается направленной на присвоение ее богатств и отвлечение ее ресурсов от использования в конструктивных целях... В результате этого мир, полный богатств и природных ресурсов, созданный Всевышним достаточным для удовлетворения всех потребностей человечества, превращается в огромную биржу, где рыночные законы делают богатых еще богаче, а бедных - еще беднее".

Поэтому имея большой исторический опыт международной торговли, ближневосточные лидеры, отвергли западную идею либерализации торговли, разработав эффективную систему защиты от нежелательных экспортеров и импортеров из промышленно развитых стран, которые, по их мнению, чаще всего играют роль грабителя, представляя развивающемуся государству роль жертвы.

Отвергая также целесообразность всеобщего применения рыночных законов капитализма они предлагают ограничить область их действия, уделяя важное значение принципу благотворительности. Это объясняется также и тем, что мусульмане совершенно иначе трактуют такое фундаментальное понятие, как частная собственность. Напомним еще раз, что согласно их представлениям, « все то, что находится на земле, принадлежит и всегда принадлежало Богу, а человечество становится владельцем всех ресурсов в качестве представителя Бога».

Реальным воплощением этих исламских (божественных) законов являются такие экономические инструменты, как налоговая система «Закят», применяемая в Саудовской Аравии, «исламские банки» и строжайшее запрещение «риба» (ссудного процента) в ходе какой-либо экономической деятельности.

Исламские банки исключают взимание процентов за кредиты, выступая равными партнерами с заемщиком и разделяя с ним всю ответственность за использование финансовых средств. Запрещение ростовщичества, побуждение к труду, запрет обмана, воровства, обожествления денег и поклонения золоту, установления монополий – эти требования, отмечаемые мусульманскими теоретиками, составляют основу экономических отношений, сложившихся в исламском обществе в последнее время.

На основе анализа исламских взглядов можно сделать вывод о том, что экономика, функционирующая в мусульманской среде несет на себе печать особенностей, которые отражают морально-нравственные постулаты, господствующие в исламском обществе и, таким образом, превращают хозяйственный механизм в неотъемлемую часть исламской системы в целом. Из этого следует, что причины трудностей, связанных с проведением в настоящее время экономических реформ в этих странах, позволяющих коррелировать их хозяйственный механизм с рыночными экономиками Запада, обусловлены не только и не столько их неумением освоить достижения Запада в данной области (как считают некоторые экономисты), а скорее, нежеланием простого копирования и использования чужих рецептов. Как верно резюмирует профессор Р. Ланда, «исламисты аплодируют техническому прогрессу, достижениям индустриальной революции, всеобщему распространению информатики…, но они хотят идти своим путем» [7].

Мусульманские практики исламской экономики активно отстаивают уместность применения исламских принципов в качестве регуляторов современной системы хозяйствования, которая постепенно складывается на Востоке. Закрепление подчиненного положения этих государств в системе международных экономических отношений они мотивируют тем, что в настоящее время экономика исламского мира функционирует в несвойственной для себя среде, где господствуют привнесенные и чуждые исламу принципы и категории и мало благоприятствуют расцвету и возвышению исламского мира и его хозяйственной системы.

3.7. ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ЗАПАД И АРАБСКИЙ ВОСТОК

Следует отметить, что и среди западных ученых есть те, которые не разделяют евроцентристский подход к развитию и формированию современной мировой экономики, а их понимание проблем взаимодействия западных стран с периферией скорее ближе к взглядам исламских идеологов. Достаточно ясно эта позиция была изложена в работах английского профессора-историка А. Дж. Тойнби в середине уходящего столетия и американского профессора Гарвардского университета С. П. Хантингтона, вновь обратившегося к данной теме в начале 90-х гг. Основные идеи состоят в следующем. Во-первых, противостояние Запада и мусульманского Востока появилось не в период революции цен в 70-ые годы, и даже не в колониальный период европейской истории. Оно, по мнению английского профессора-историка А. Дж. Тойнби, продолжается на протяжении 13-ти веков, начавшись с возникновения ислама. Возвышение Запада в качестве центра мироцелостности последовало за упадком исламского Востока, который в период своего заката, превратившись с 632г. до 750 г. из государства, расположенного во внутренних районах Аравийского полуострова, в державу от Атлантики до Инда, и от Приаралья и Ферганы до Сахары, оказал благотворное влияние на молодой Запад, подарив латино-христианскому миру искусство, медицину и ремесло зрелой цивилизации. Об этом историческом периоде часто вспоминают исламские проповедники, предрекая возможность исторического реванша Востока.

Всю последующую историю Запада можно трактовать как многочисленные попытки расширяющейся западной техногенной культуры овладеть другими странами и народами, а стратегия угасающего Востока состояла в том, чтобы «удержать западного агрессора на расстоянии и посвятить завоеванную свободу «сохранению порядка» во всех областях жизни, чтобы получить благословение Господне для себя и своих потомков. В отличие от благотворного влияния Востока на Запад, последний не просто включил восточную периферию на определенном этапе, а на первых порах сам паразитировал на этой периферии и ее связях.

Эти рассуждения подводят нас к выводу о том, что тезис об унификации мира на базе западной экономической системы, как закономерного итога единого и непрерывного процесса развития человеческой истории, приводит к грубейшим искажениям фактов и поразительному сужению исторического кругозора. И как показывает современная практика, если в области материальной культуры, по образному выражению российского востоковеда А.Васильева, в послевоенные десятилетия «правящие классы арабских государств прекратили пост, продолжавшийся столетиями и занялись потреблением с растущим аппетитом», то духовная жизнь, проникнутая идеями и нормами ислама, до сих пор ими ревностно оберегается и остается неприступным бастионом на пути западной цивилизации, осуществляющей, так называемую, вестернизацию мира.

В рамках данной концепции подвергается также сомнению тезис о всеобщей эффективности тех рыночных механизмов, которые используются западными государствами, в частности, в сфере международных экономических отношений. Находясь на вершине своего могущества, считает Хантингтон, развитые государства рыночной экономики с помощью различных политических и экономических международных организаций реализуют прежде всего свои личные экономические интересы и навязывают другим странам угодную им экономическую политику [8]. Эту точку зрения разделяет Г. Арбатов, характеризуя чиновников Международного Валютного Фонда как «необольшевиков, с удовольствием отнимающих деньги у других людей, навязывающих им недемократические и чуждые правила экономического и политического поведения и лишающего их экономической свободы». Эти слова отвечают интересам исламских государств, пытающихся создать альтернативную систему финансово-кредитных институтов.

Сторонникам этих более умеренных взглядов кажется не столь очевидной результирующая процесса образования единой планетарной цивилизации - цивилизации с «западным лицом». Современное ближайшее развитие видится не как окончательный триумф западной демократической идеи в мировом масштабе, а как формирующийся процесс столкновения Запада с остальным незападным миром, у которого, по мнению Тойнби, достаточно стремления, воли и ресурсов, чтобы придать миру незападный облик». [9]

И в основе этих столкновений будут не экономические интересы, роль которых абсолютизируют Дж. Несбитт, Ф.Фукуяма, и др., а культурные, цивилизационные. И здесь очень важно уяснить, что крушение западной техногенной культуры вполне вероятно, так как развитие Запада является строго ограниченным в отношении формы и длительности, как и любой другой цивилизации, неизменно проходящей стадии расцвета и упадка. Поэтому современное состояние западных обществ многие экономисты и историки уже сейчас характеризуют как состояние упадка.

Существуют ли реальные рычаги влияния Востока на Запад? Одной из характерных черт современного этапа развития, включающего послевоенное относительно мирное развитие Европы, является исламское наступление на Запад, выразившееся сначала в росте проарабских, а потом и происламских движений на Востоке, которым удалось, используя нефтяной фактор, поставить западные экономики в достаточно жесткую зависимость от стран Персидского залива, снабжающих их энергоносителями. Таким образом, арабский мир уже получил пока единственное, но эффективное оружие, с помощью которого Восток может реально влиять на Запад.

3.8. ТЕОРИИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Вступление человечества в следующее столетие сопровождалось появлением и развитием такого понятия как глобализация экономики. По мнению большинства ученых, проходящая в современных условиях мондиализация (глобализация) современной технологии и экономики является более широким понятием, чем интернационализация, так как она позволяет производить, распределять и потреблять товары и услуги, используя материальные и нематериальные ресурсы, расположенные в различных частях мира; завоевывать мировые рынки, регулируемые мировыми стандартами и нормами; осуществлять глобальную стратегию, используя наднациональные организационные структура (юридические, технологические, экономические), которые трудно идентифицировать с единственной национальной территорией. Глобализация экономики, сопровождающаяся стандартизацией информационных сетей, не только не приводит к стандартизации предметов потребления, а сопровождается дифференциацией рынков, растущим обменом между различными способами производства, организационными структурами, методами принятая решений, стратегиями и т.д. Глобализация экономики означает конец "национального государства" как центрального стратегического пространства для функционирования экономики и развития технологии. В результате устанавливаются новые отношения между государством и частными предприятиями, между экономической и политической властью. Так, решения о размещении экономических и технологических ресурсов в том или ином регионе мира, т.е. решения, которые изменяют настоящее и моделируют будущее развитие, принимаются крупными ТНК, которые "делают и переделывают" мир по-своему, проникая во все новые сферы - от систем телекоммуникаций до крупных торговых сетей, от производства автомобилей до страхового бизнеса.

На сегодняшний день нет единого толкования понятия глобализации, теория глобальной экономики только формируется. Долгое время процесс глобализации сводился к понятию прогресс, при этом отвергалась и идеологическая, и этическая составляющая этого понятия. Сейчас проходят многочисленные дискуссии между «абсолютными глобалистами» и «глобалистами - почвенниками». Глобализация определяется и как: [1]

  • процесс формирования мегаобщества,

  • распределение культурных потоков,

  • экспансия мирового капитала,

  • новая капиталистическая экономика и др.

Характер происходящих перемен трактуется исследователями самым различным образом. Но все понимают, что человечество находится на пороге масштабных перемен. Будет ли это новый международный порядок или глобальная смута, покажет время. Как прозорливо отметил М.Горбачев, выступая на конференции «Мир XXI века», проходившей в марте 1994 г., «мы сегодня скорее понимаем, каким новый порядок не должен быть, чем знаем, каким он станет».

Контрольные вопросы

  1. Какое из нижеперечисленных утверждений является общей посылкой рассмотренных в данной теме теорий:

а) способность к экономическому росту зависит от социокультурных особенностей наций;

б) научный метод теоретического исследования должен базироваться на общих принципах макроэкономического анализа;

в) все страны в результате экономического прогресса приходят к унифицированной системе хозяйствования;

г) главная характерная черта современно мироустройства – неравномерное положение отдельных национальных экономик в мировом хозяйстве;

д) особенности исторической эволюции отдельных стран определяет их господствующее положение в современной мировой системе.

2. Как называется теория, развивающая тезис К. Маркса об основном противоречии капиталистического способа производства - «противоречия между трудом и капиталом»:

а) «неоэволюционизм»;

б) «постмодернизм»;

в) «постимпериализм»;

г) «неомарксизм»;

д) «глобализм».

3. Среди перечисленных утверждений выберете то, которое соответствует взглядам Г. Мюрдаля:

а) экономическая помощь индустриально развитых стран - единственное средство выхода для слаборазвитых стран разорвать порочный круг бедности и нищеты;

б) экономическая помощь индустриально развитых стран соответствует только долгосрочным интересам наиболее развитых стран Третьего мира;

в) экономическая помощь индустриально развитых стран, оказываемая наименее отсталым странам, имеет кратковременный экономический эффект;

г) политика индустриально развитых стран не накладывает ограничения на развитие стран Третьего мира;

д) экономическая помощь индустриально развитых стран, оказываемая наименее отсталым странам, учитывает взаимные интересы обеих сторон.

4. Какая из указанных стадий развития соответствует стадиям У. Ростоу:

а) стадия индустриализации;

б) стадия экономических реформ;

в) стадия взлета;

г) стадия перехода к рыночным отношениям.

5. Идея универсализации западной либеральной демократии в конце 20 века была высказана:

а) П.Х. Линдертом; б) И. Валлерстайном , в)Ф. Кардозо, г) Р. Пребишем,

д) Ф. Фукуямой

8. С какой из ниже перечисленных теорий связано понятие «периферийного капитализма»:

а) «постмодернизма»; б) «империализма»; в) «зависимого развития»; г) «глобальной зависимости»; д) «мир-системы»

9. Кто из ниже перечисленных ученых считает, что поступательное развитие человеческого общество связано со столкновением различных цивилизаций:

а) И. Валлерстайн; б) Ф. Фукуяма; в) С. П. Хантингтон; г) Р. Купер.

д) А. Дж. Тойнби.

10. Процесс глобализации, происходящий на современном этапе, выражается в:

а) усилении роли государства как главного субъекта мировой экономики;

б) экспансии мирового капитала;

в) формировании унифицированных обществ;

г) формировании единого мегаобщества;

д) поглощении национальных государств новыми транснациональными сущностями.

Тема 4. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

План темы

1. Роль научно-технического прогресса в современном мире.

2. Научные ресурсы: основные показатели.

3. Важнейшие направления развития НТП на современном этапе.

4. Каналы распространения достижений НТП.

5. Географическое распределение ресурсов НИОКР.

6. НТП - проблемы и решения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Г. В. Плеханова предпринимательское право учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    Излагаются правовые основы осуществления предпринимательской деятельности, государственного регулирования, защиты прав и интересов предпринимателей и др.
  2. Г. В. Плеханова английский язык учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    Английский язык: учебно-методическое пособие для дистанционной формы обучения. / Составители: И.Л. Экарева, К.В. Тростина, М.Г. Федотова и др. 2-е изд.
  3. Г. В. Плеханова Центр дистанционного обучения Кафедра истории история экономики учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    Тема 1. Азиатский способ производства и античное рабством генезис древневосточных цивилизаций, основные особенности экономики стран Древнего Востока.
  4. Российская Экономическая Академия им. Г. В. Плеханова Факультет: инженерно-экономический Кафедра: гостиничного и туристического бизнеса учебное пособие

    Учебное пособие
    Центр экономической деятельности в современной России переместился к основному звену всей экономики – предприятию. На предприятиях индустрии гостеприимства и туризма (ИГиТ) решаются вопросы увеличения объёма предоставления услуг,
  5. Российский Экономический Университет имени Г. В. Плеханова программа

    Программа
    Программа государственного квалификационного экзамена включает рекомендации по подготовке и проведению государственного экзамена, описание требований к профессиональной подготовленности выпускников, описание разделов междисциплинарной

Другие похожие документы..