Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Сельские школьники , в отличие от городских, ежедневно общаются с природой. В этом есть свои плюсы, но есть и минусы. Их взгляд на красоту русской при...полностью>>
'Документ'
Разработаны в соответствии с решением Департамента Государственного энергетического надзора и энергосбережения (Госэнергонадзор) Минтопэнерго России п...полностью>>
'Документ'
У зв’язку з суттєвим ускладненням погодних умов, з метою забезпечення належного функціонування систем життєзабезпечення населення та реагування на мо...полностью>>
'Документ'
Дан краткий обзор современного состояния исследований по проблеме математического моделирования изменений климата в связи с оценкой их опасных последс...полностью>>

Российская Экономическая Академия имени Г. В. Плеханова мировая экономика учебно-методическое пособие

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Контрольные вопросы

1. Какие элементы являются ведущими в системе производительных сил:

а) ресурсы Мирового океана;

б) нефтегазовые ресурсы;

в) трудоспособное население;

г) научно-технический прогресс;

д) способ общественной организации труда.

2. Как можно характеризовать развитие производительных сил в России в 90-е годы:

а) выпуск новых товаров;

б) ускорение НТП;

в) освоение новых районов;

г) опережающее по темпам развитие сферы услуг.

3. Какие черты в наибольшей степени характеризуют интенсивный характер развития производительных сил:

а) амортизация основных фондов;

б) рост торгово-посреднических услуг;

в) увеличение объемов капитального строительства;

г) расширение посевных площадей.

4. Отметить перспективы развития цивилизации в XXI веке:

а) постиндустриальная;

б) империалистическая;

в) технотронная;

г) рыночная;

д) постсоциалистическая.

5. Абсолютная ограниченность минерально-сырьевых ресурсов связана с (установить соответствие):

а) общей ограниченностью ресурсов нашей планеты;

б) кардинальными сдвигами в развитии производительных сил МХ;

в) вовлечением в оборот новых видов ресурсов;

г) качественно новыми и эффективными методами использования всех видов ресурсов.

6. Относительная ограниченность минерально-сырьевых ресурсов связана с (установить соответствие):

а) общей ограниченностью ресурсов нашей планеты;

б) кардинальными сдвигами в развитии производительных сил МХ;

в) вовлечением в оборот новых видов ресурсов;

г) качественно новыми и эффективными методами использования всех видов ресурсов.

7. Потребности в минеральном сырье США (1), ЕС (2), Япония (3), Австралия (4), удовлетворяют за счет: (расставьте номера, соответствующие номерам стран, перечисленных в задании)

а) почти 100% импорта;

б) собственных ресурсов;

в) на 60% за счет импорта;

г) на 30% за счет импорта.

8. Отличительные черты в динамике традиционных и новейших отраслей в развитых и развивающихся странах:

а) активный приток капитала;

б) важная роль в МХ;

в) высокие темпы роста;

г) развитие на основе НТП;

д) перенос в развивающиеся страны.

9. На современном этапе развития производительных сил развивающиеся страны специализируются на поставках на мировой рынок:

а) наукоемких разработок;

б) рабочей силы;

в) энергоносителей;

г) продовольствия;

д) оффшорных, туристических услуг.

10. Основным фактором в развитии МХ выступает:

а) капитал;

б) НТП;

в) конкурентоспособность;

г) МРТ;

д) спрос.

ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И ТЕОРИИ МИРОВОЙ ЭЕОНОМИКИ

План темы

  1. Теории империализма и неоколониализма.

  2. Теории модернизации. Модель стадий роста У.У. Ростоу.

  3. Концепции зависимого развития.

  4. Мир-система И. Валлерстайна.

  5. Глобальная взаимозависимость и равное партнерство.

  6. Исламский взгляд на мировое развитие.

  7. Цивилизационный подход к проблеме Запад-Восток. Теория столкновений цивилизаций.

  8. Современные теории глобализации.

3.1. ТЕОРИИ ИМПЕРИАЛИЗМА И НЕОКОЛОНИАЛИЗМА

Практически всеми исследователями признается, что мировое хозяйство представляет собой определенную систему, основой возникновения и существования которой выступает ее целостность, предполагающая устойчивое действие всех составных частей данной системы. Но поскольку одни экономисты считают, что основными элементами данной системы являются национальные хозяйства, а другие – делают упор на экономические взаимосвязи между ними, теория мировой экономики не является единообразной. При всем многообразии научных подходов, их можно разделить на два основных направления в соответствии с уже изложенным выше пониманием сущности понятия «мировая экономика». Предметом нашего рассмотрения будет первое направление, которое отличается большим историзмом и учетом социокультурных аспектов в развитии человеческого общества.

Исторически мировое хозяйство рассматривалось как система национальных хозяйств или определенных их групп. Поэтому в центре анализа многих концепций находится положение национальных хозяйств в мировой системе. Общая посылка этих теорий состоит в том, что националь­ные хозяйства занимают в мире неравное положение. В число ведущих концепций глобальной системы входят теории империализма и неоимпериализма, модернизации и неоэволюционизма, теории зависимости, теории мировой системы, способов производства, взаимозависимости, партнерств, столкновения цивилизаций и глобализации.

Эти теории объясняют структуру мира как борьбу между ведущими государствами за новые рынки, источники сырья, сферы приложения капитала, за усиление их политического и культурного влияния. Под империализмом понимается та стадия развития, «когда сложилось господство монополий и финансового капитала, приобрел выдающееся значение вывоз капитала, начался раздел мира международными трестами и закончился раздел всей территории земли крупнейшими капиталистическими странами» (В.И. Ленин). Основателями теории империализма являются О. Бауэр, Р. Гильфердинг, В. Ленин.

Данные теории имеют несколько направлений, в частности, социал-либеральную, представителем которой был Дж. Гобсон, исследовавший процессы в Британской империи.

Марксистская теория империализма оказала влияние на многие мировые теории. После крушения колониальных импе­рий популярность теории империализма сократилась. Вместе с тем, и на современном этапе некоторые российские ученые делают попытки развить данную концепцию. Например, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова А. Бузгалин, заявляя о себе как о приверженце концеп­ции «неомарксизма», подвергает острой критике финансовую систему капитализма и современную глобализирующуюся экономику [1].

В рамках своей концепции он проанализировал проблему подчинения творческой деятельности корпоративному капиталу на этапе его постиндустриального развития и пришел к следующим выводам: современный корпоративный капитал довел до совершенства систему отношений прямого насилия как средства подчинения мира своей власти; этот капитал фактически контролирует политическую жизнь современных развитых стран, а истеблишмент "большой семерки"- мировую политику; обеспечивая свою гегемонию в духовной жизни, капитал контролирует процесс воспроизводства интеллигенции, постоянно впитывает ее лучшие силы, подчиняет остальное население стандартам массовой культуры. Национально-государственные образования как таковые утрачивают роль активных агентов жизни и мирового сообщества; напротив, проводники глобализации - "мировые силы" - действуют в каждом государстве. «Единый мировой капитал» использует преимущества своей транснациональной кооперации и мобильности для формирования всемирного господства и закрепления диспропорций между регионами, странами, социальными и национальными группами. Так, по мнению Бузгалина, складывается противоречие труда и капитала эпохи глобализации.

3.2. Теории модернизации

Концепция этих теорий исходит из того, что все существующие в истории человеческие общества биполярны. Теории базируются на различиях в понимании традиционного и современного и связывают переход к современному экономическому росту с духовными ценностями, а не только с материальным интересом, с переходом социальной структуры к ее мобилизационному типу. Традиционные общества управляются индивидами, которые не подготовлены к новшествам, а современные общества управляются индивидами обращенными во вне, которые применяют новые идеи и вещи под влиянием рационального мышления и практического опыта.

Теории модернизации представляет собой попытку раскрыть человеческие механизмы и социально-структурные процессы, которые влекут за собой внутренние перемены, обусловливающие переход различных обществ к современному виду и внутренние особенности возникающего социального устройства. Они охватывают различные аспекты культурно-политического и экономического развития, социальной и психологической мобилизации, интерпретируемые как самостоятельные тенденции развития, действующие в общем русле изменений международных взаимосвязей. Методологическими предпосылками теории модернизации являются взгляды М. Вебера, Т. Пирсона, Ш. Эйзенштада. В частности, немецкий социолог М. Вебер пытался связать подъем капитализма с протестантизмом и показать, как системы других верований препятствуют подъему современного общества.

В настоящее время концепции модернизации делают акценты на отдельные аспекты общественно-экономической динамики, изменений в обществе. Целый ряд исследователей понимает под модернизацией создание такого общественного и социального климата, в котором увеличение производства на душу населения становится нормой. При этом важно не только количественное увеличение производства, но и изменения в системе ценностей, на которые ориентирована производственная деятельность человека. В рамках институционализма модернизация рассматривается, прежде всего, как структурная перестройка социально-экономического организма развивающихся стран. Эти идеи отражены в трудах известного шведского экономиста Г. Мюрдаля, опубликованных в 50-70х годах. Наиболее известная его работа в этой области - «Азиатская драма» (1968) - описывает порочный круг бедности, болезней, необразованности и безработицы в слаборазвитых странах. Во всех своих работах («Международная экономика. Проблемы и перспективы»1956г., «Экономическая теория и слаборазвитые регионы»1957г., «Вызов изобилию»1963г. и «Против течения»1973г.) он настойчиво подчеркивал необходимость широкого подхода к экономическим исследованиям и придавал большое значение политическим, демографическим, образовательным и другим факторам. Он утверждал, в отличие от ортодоксальных экономистов, что экономическая помощь развитых стран третьему миру не соответствует долгосрочным интересам последнего, что бедным странам надежнее развиваться от богатых, поскольку политика Запада накладывает ограничения на развитие этих стран. Мюрдаль считал, что развитые страны препятствуют такому развитию в своих собственных интересах. В 1974г. совместно с Ф.А. фон Хайеком Мюрдалю была присуждена Нобелевская премия за его стремление расширить сферу исследований экономической науки.

Теории модернизации часто объединяют с концепцией неоэволюции, которая придерживается исторического контекста в анализе традиционных и современных обществ. Последняя исходит из того, что современное общество развивается от традиционного через процесс социальной дифференциации. Современные общества социально и институционально дифференцированы по аналогии с биологическими организмами, которые развиваются от простейших к относительно сложным, от «низшего» полюса к «высшему». В отличие от эволюционизма XIX в. неоэволюционизм отрицает линейную догму и утверждает, что существует много путей от традиционного к современному. Вместе с тем эта концепция содержит сильное допущение о том, что капиталистический путь через плюралистическую демократию, как в США и Западной Европе, является лучшей и наиболее эффективной из альтернатив, т. е. отождествляет модернизацию и вестернизацию.

Теория модернизации и неоэволюционизма доминировала в первой половине XX в. В соответствии с их логикой новые нации автоматически пополняют семью развитых стран после преобразований в них. С 50-х годов предложенные западными учеными схемы модернизации стали вызывать нарастающий скептицизм, поскольку сильно расходились с реалиями в освободившихся и колониальных странах. Появляются деполитизированные модели, связанные с осмыслением новой реальности, при этом меняется язык, семантика социального анализа и прогноза. Среди них - модель индустриального общества (У.Ростоу, 1961г.) или посткапиталистического (Р.Дарендорф, 1959г.), обосновывающая как догоняющую стратегию развития для стран Третьего мира, так и политологические схемы конвергенции для индустриально развитых стран, формула нового индустриального общества (Дж. Гэлбрейт, 1967), оказавшийся крайне перспективный тезис о грядущем постиндустриальном обществе (Дж. Белл, 1967) , который позднее перерос в информационное (М. Маклюен, Е. Масуда, Дж. Несбит) и общество услуг (Ж. Фурастье, А. Кинг, Б. Шнайдер). В этот же период впервые на 1У Генеральной Ассамблее Всемирного Совета Церквей, проходившей в Швеции, была сформулирована идея о пересмотре всей конструкции существовавшего мироустройства.

Рассмотрим более подробно модель Ростоу. Он подразделяет процесс экономического развития на пять стадий:

  1. Стадия, когда развитие может характеризоваться как традиционное. Общество в этот период основано на доньютоновской науке и технологии, имеет обычно большой сельскохозяйственный сектор и иерархическую социальную структуру.

  2. Стадия, на которой создаются предпосылки для взлета. Например, Европа конца 17 века. Общество в этот период характеризуется использованием науки в сельском хозяйстве, наличием предпринимателей, готовых оказать поддержку новым идеям.

  3. Стадия взлета, когда экономический рост представлен не короткими импульсами случайной активности, а нормальным стабильным состоянием. При этом сбережения и инвестиции в национальном доходе возрастают по крайней мере до 10%, существует хотя бы одна отрасль промышленности с высокими темпами роста и политическая или общественная структура, поддерживающая расширение современного сектора.

  4. Стадия движения к зрелости. Продолжительный период непрерывного прогресса, при котором уровень инвестиций возрастает до 20% национального дохода. Обычно он составляет 60 лет.

  5. Стадия высокого массового потребления. Самая продолжительная стадия, которая была пройдена, например, США за 100 лет. Общество на данном этапе характеризуется состоятельным населением и массовым производством сложных потребительских товаров и услуг.

В начале 90-х годов, когда большинство социалистических стран, отказавшись от принципов планового хозяйства, взяли курс на построение рыночной экономики, идеи модернизации обрели второе дыхание.

Принимая за основу бесспорное техническое превосходство западноевропейских стран и США, победу идеи западной демократии на большей половине земного шара, приверженцы этой концепции рассматривают историческое развитие данной группы стран как закономерный исторический процесс, который должны пройти все государства, придя с теми или иными отклонениями к общему знаменателю - единой планетарной цивилизации. Материальной основой этого процесса является, по их мнению, интернационализация производства, образование единого мирового хозяйства, унификация потребительской и духовной культуры, всеобщая демократизация, выражающая идеи западного либерализма.

Наиболее лаконично эта идея выражена B.C. Нейполом: западная цивилизация - универсальна и годится для всех народов. Поэтому, современное развитие остального мира слаборазвитых стран) им представляется как процесс усвоения обществами Востока и Юга технологий, экономических, политических и культурных форм, выработанных в лоне Западной цивилизации, - в Западной Европе и Северной Америке. Более того, как утверждает бывший заместитель директора управления политического планирования госдепартамента США Ф.Фукуяма, с отходом бывших социалистических стран от марксизма человечество достигло конечного пункта идеологической эволюции, отразившейся в универсализации западной либеральной демократии, как конечной формы управления человеческим обществом [2].

Из идеи унификации мирового пространства логично вытекает другой тезис, сформулированный в книге «Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: год 2000», ставший, по мнению американских ученых Дж. Несбита и П. Эбирдин, основной тенденцией мирового развития текущего десятилетия: в условиях глобальной экономики экономические соображения почти всегда превалируют над политическими соображениями [3].

Таким образом, взаимодействие между экономическим ядром развитых стран и остальной периферией представляется как взаимодействие стран овладевших наивысшими идеалами экономического и политического либерализма, отказавшихся от политических амбиций, руководствующихся исключительно экономическими интересами и поэтому достигших экономического процветания, и странами, чьи идеологические претензии оказались несостоятельными, привели эти народы к экономическому отставанию, а вместе с тем, и к пониманию тщетности какого-либо альтернативного пути развития. Причем, опровергая тезис о несправедливости механизма распределения доходов на мировом рынке, где развивающиеся страны- экспортеры сырья оказываются в самом невыгодном положении, западные экономисты, такие как П.Х. Линдерт, утверждают, что причины, постоянно воспроизводящие бедность и зависимость отдельных стран от наиболее развитых, следует искать не в сфере международной торговли, навязывающей низкие грабительские цены, а в сфере национального производства экспортеров сырья [4].

3.3.Концепции зависимого развития

В 60—70-е годы теория модернизации эволюционирует в направлении концепции зависимого развития, рождая понятие периферийного капитализма. Эта влиятельная теория, или точнее метатеория, была выдвинута группой латиноамерикан­ских экономистов и социологов (Р. Пребиш, Ф. Кардозо, Т. Дос .Сантос). Ее основатель - известный аргентинский экономист Р. Пребиш. Одна из его идей, так называемый тезис Пребиша, сводилась к утверждению: в развивающихся странах технический прогресс не ведет к росту реальной заработной платы и повышению уровня жизни, как в развитых, но вызывает снижение цен (падение цен в развитых странах не наблюдается); при этом цены на экспортные товары снижаются относительно цен на импортные товары из развитых стран; именно последние и присваивают преимущества технического прогресса. Таким образом, условия торговли изменяются не в пользу первых. Данное утверждение вызывает горячие споры, так как во-первых, трудно определить выбор базового периода времени для установления факта ухудшения условий торговли, а во-вторых, существует много других барьеров (политических и экономических), препятствующих выравниваю факторов производства.

В целом, метатеория делится на три направления: зависимой неразвитости, зависимого развития и воспроизводства зависимости. Ее исходная посылка - в том, что капиталистическая система в мировом масштабе одновременно порождает экономическое развитие и слаборазвитость на международном, национальном и локальном уровнях. Приверженцы теории зависимости и неразвитости утверждают, что капиталистическая система активно способствует недоразвитости Третьего мира и что истинное развитие невозможно, пока эта система существует. Так, А. Франк указывал, что метрополия присваивает экономический избыток своих сателлитов и использует его для собственного развития. Сателлиты же остаются слаборазвитыми, поскольку не имеют доступа к своему же избытку, а также вследствие поляризации общества и эксплуататорских противоречий, вносимых и поддерживаемых метрополией внутри страны-сателлита. Сочетание этих противоречий стимулирует процесс развития метрополий и обусловливает процесс «субразвития» сателлитов.

Схема «сателлизации» по существу была построена на модели линейной зависимости, что приводило к абсолютизации зависимости между странами. Она закрывала теоретическую сферу для объяснения роста и развития, даже ограниченного, которое происходило в ряде развивающихся стран. Определенным выходом из этого стала концепция о воспроизводстве или изменении зависимости, которая предполагает, что некоторые страны Третьего мира или секторы их хозяйства, бывшие в сильной зависимости, могут выйти из этого состояния. В основном эта концепция рассматривает стратегии развития как субсидируемые из-за рубежа. Цену, которую платит тот или иной сектор хозяйства (государств) за преодоление зависимости, в долгосрочном плане не стоит этого. Например, международная помощь тому или иному производителю развивающейся страны может укрепить его положение на мировых рынках в производстве, скажем, минералов или промышленной продукции, но она может и обострить валютное положение страны из-за увеличения импорта машин и технологии, что приведет к большей зависимости, к ее воспроизводству на новом уровне. Эту идею поддерживал и шведский экономист Мюрдаль.

    1. Мир-система И. Валлерстайна

Параллельно с теорией зависимости, но отдельно от нее, выступает концепция мировой системы, выдвигаемая И. Валлерстайном. Основываясь на динамичном изменении разделения труда, он делит мир на центральные (мировые ядра), периферийные и полуферийные страны. Большое место в ней уделено анализу стран полуферии, к которым отнесены и страны Первого и Второго мира — Ирландия, Португалия, Балканские страны, бывший СССР. Эта концепция определяет зависимое развитие стран полуферии внутри орбиты мировой системы, на основе международного разделения труда, которое создает возможности для международной фрагментации произ­водственного процесса. В эти страны обычно перемещаются те производственные процессы, которые обслуживаются дешевой, малоквалифицированной рабочей силой. Концепция тесно связана с положением о государственной зависимости, согласно которой разрыв между центром и периферией определяет основное противоречие мировой системы [5].

Следует отметить, что все вышеназванные концепции пытались ответить на вопрос: «Почему экономический рост, обусловленный становлением капиталистической формации, возникает на Западе и не возникает на Востоке? В чем причина экономического отставания Востока?». Эта проблема активно исследуется и Валлерстайном. По его мнению, возникновение капитализма в Европе не было запрограммировано ни социо-, ни культурно-генетически; капиталистические (или протокапиталистические) элементы существовали во всех цивилизациях, и везде развитие этих элементов успешно блокировалось. В Европе же, где наложение друг на друга нескольких упадков (сеньоров, государства, церкви) и разрыва в межрегиональной торговле («шелковый путь») создало такую комбинацию конъюнктурных обстоятельств, с которыми феодальное европейское общество не справилось, и возник капитализм .

Концепция мировой системы также тесно связана с теорией нового международного разделения труда (НМРТ) Ф. Фробела, которая обращает внимание на последствия изменений в глобальной производственной стратегии ТНК в последние десяти­летия. Сторонники НМРТ также делят мировую систему на центр, периферию и полуферию, в которых разделение труда включает максимизацию прибыли ТНК и решение проблем ведущих промышленных стран. Они не видят перспектив на­стоящего развития стран Третьего мира, но обращают внимание на изучение интересов различных групп стран.

Можно ли сейчас однозначно ответить на вопрос «Как возникает экономический рост и почему он имеет анклавный характер в мировом хозяйстве?» Пожалуй, однозначного ответа не смог дать ни один ученый. Не случайна констатация известного американского специалиста по истории экономики А.Фейерверкера: «Чего мы точно не знаем, несмотря на то что в течение последнего столетия экономическая история Европы была изучена по минутам, так это то, как в реальности возникает экономический рост современного типа». Есть и более категоричные суждения о том, что европейцы, добившись в определенный период истории успеха, стали жертвой универсализации своего опыта. В результате, как заметил Дж. Шрекер, Запад оказался наиболее провинциальной из всех великих современных цивилизаций, ибо он – единственная цивилизация, не имеющая взгляда на себя со стороны; европейцы, сделавшие значительно больше, чем другие народы, для создания современного мира, в некоторых отношениях менее других способны понять его.

Узкоэкономический подход, основанный на подсчетах количественных показателей (ВНП, национальный доход, производительность труда и т.п.) и выстраивании всех существовавших обществ от древнего Шумера и Китая до Западной Европы ХХ в. может привести лишь к тупиковым вопросам типа «почему Китай, самая развитая страна Х1У в., пришел слаборазвитым в ХХ в.». или «почему именно Китай, вопреки оптимистичному прогнозу американского президента, имеет все шансы, как считают многие экономисты, стать лицом третьего тысячелетия».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Г. В. Плеханова предпринимательское право учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    Излагаются правовые основы осуществления предпринимательской деятельности, государственного регулирования, защиты прав и интересов предпринимателей и др.
  2. Г. В. Плеханова английский язык учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    Английский язык: учебно-методическое пособие для дистанционной формы обучения. / Составители: И.Л. Экарева, К.В. Тростина, М.Г. Федотова и др. 2-е изд.
  3. Г. В. Плеханова Центр дистанционного обучения Кафедра истории история экономики учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    Тема 1. Азиатский способ производства и античное рабством генезис древневосточных цивилизаций, основные особенности экономики стран Древнего Востока.
  4. Российская Экономическая Академия им. Г. В. Плеханова Факультет: инженерно-экономический Кафедра: гостиничного и туристического бизнеса учебное пособие

    Учебное пособие
    Центр экономической деятельности в современной России переместился к основному звену всей экономики – предприятию. На предприятиях индустрии гостеприимства и туризма (ИГиТ) решаются вопросы увеличения объёма предоставления услуг,
  5. Российский Экономический Университет имени Г. В. Плеханова программа

    Программа
    Программа государственного квалификационного экзамена включает рекомендации по подготовке и проведению государственного экзамена, описание требований к профессиональной подготовленности выпускников, описание разделов междисциплинарной

Другие похожие документы..