Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
конспекту навчального заняття з трудового навчання (технічні і обслуговуючі види праці), який розміщуватиметься на сайті «Мій кращий урок» освітнього...полностью>>
'Документ'
Все выпускники (7чел.) 2010-2011 учебного года продолжили обучение: 3 чел.- в средней школе; 4 чел.– в учреждениях среднего профессионального образов...полностью>>
'Документ'
, в лице , действующего на основании , именуемое в дальнейшем «Заказчик», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий Дог...полностью>>
'Закон'
Цей Закон визначає правові, організаційні та економічні засади здійснення охоронної діяльності, повноваження суб’єктів охоронної діяльності, гарантії...полностью>>

Психология семьи и больной ребенок

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:


Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. — СПб.: Речь,

2007.-400 с.

ISBN 5-9268-0560-0

В книге собраны новые и классические исследования по психологии внутрисемейных отноше­ний. Читатель сможет познакомиться с трудами отечественных и зарубежных специалистов (психи­атров, психологов, педагогов, логопедов), чьи профессиональные интересы связаны с оказанием помощи родителям и их ребенку.

В хрестоматии содержатся клинико-психологические представления о семье как социальной системе, имеющей свои уникальные характеристики. Рассматриваются изменения взаимоотноше­ний между родителями при наличии различных заболеваний у детей или первичных нарушений в психическом развитии.

Содержание книги раскрывает важные аспекты психолого-педагогической и медико-социальной помощи современной семье. Специалисты узнают о системном подходе и новых технологиях, которые применяются на консультациях и занятиях с детьми разного возраста.

Книга рассчитана на специалистов (психологов, психотерапевтов, психиатров, педиатров) и мо­жет служить учебным пособием для студентов, аспирантов психологических, медицинских и педаго­гических вузов. Она также представляет интерес для родителей, которые много времени и сил уделя­ют своему ребенку, решая его проблемы здоровья и социализации в обществе.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие составителей...........................................................................................7

Часть I. Семья и ребенок: социальное пространство для взаимодействия..........9

В. В. Ткачева. Исторический экскурс в проблему семьи, воспитывающей

ребенка с отклонениями в развитии.............................................................................9

Д. В. Зайцев. Социологический анализ современной семьи в России................... 19

А. Адлер. Созвездие семьи..........................................................................................24

Ф. Маттеят (Fr Mattejat). Семья как пространство для развития.......................29

А. Е. Личко. Негармоничная семья как психогенный фактор. Виды

неправильного воспитания.........................................................................................30

Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. Семья как фактор, определяющий реакцию

индивида на психическую травму.............................................................................37

М. Килбом (М. Kihlbom). Связь родители — ребенок. Вина родителей?...............40

А. А. Сагдуллаев. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей

с отклонениями в развитии.........................................................................................43

Б. Лагерхейм, К. Гиллберг (В. Lagerheim, С. Gillberg). Ситуация семьи, где есть

ребенок с нарушениями различных функций...........................................................50

Й. Цубер, Й. Вепс (J. Weis). Трудности, возникающие у семей

■ с неполноценными детьми..........................................................................................54

Д. Н. Оудсхорн. Семья ребенка-пациента..................................................................56

И. Xapdu (I. Hardi). Ребенок и больница....................................................................62

Т. А. Басшова. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным или

множественным нарушением.....................................................................................64

М. Н. Гуслова, Т. К. Стуре. Психологическое изучение матерей,

воспитывающих детей-инвалидов.............................................................................75

Л. М. Колпакова, Г. Н. Мухаиметзянова. Особенности эмоционально-личностных отношений матери и ребенка-инвалида (на примере младшего школьного возраста).........................................80

Усанова О. Н., Шаховская С. Н. Роль семьи в коррекционном воздействии

на детей.........................................................................................................................82

A. Р. Маллер. Педагог и семья ребенка-инвалида (Некоторые вопросы

педагогической этики)....................................................................................■............87

Л. Комбринк-Грэхам (L. Combrinck-Graham). Работа с семьей..............................93

Е. И. Морозова. Новые подходы к организации помощи семьям,

воспитывающим проблемных детей раннего возраста............................................96

7! Н. Волковская. Возможные способы организации и содержание работы

с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения................. 108

B. В. Ткачева. К вопросу о создании системы психолого-педагогической

помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии..................118

Г. А. Мишина. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста

с нарушениями психофизического развития (методические рекомендации)...... 129

Часть II. Семья ребенка с соматическими расстройствами................................136

О. В. Молоховская. Влияние материнского отношения на состояние соматического и эмоционального благополучия младенца................................... 136

О. В. Менделевич. Роль семьи в развитии детской тревожности: психосома­тический аспект.......................................................................................................... 145

И. Энгстрём, Б. Ларссон (I. Engstrom, В. Larsson). Влияние на семью

(соматических болезней ребенка)............................................................................ 149

Д. Н. Исаев. Отношение родителей и болезнь ребенка.......................................... 150

Г. Г. Вылегжанина. Часто болеющий ребенок в семье.......................................... 152

М. И. Буянов. В семью пришла беда (дети и подростки с соматическими

заболеваниями)........................................................................................................... 157

И. Энгстрём, Б. Ларссон (I. Engstrom, В. Larsson). Астма.................................... 158

Д. Н. Исаев. Бронхиальная астма............................................................................. 159

И. Энгстрём, Ларссон Б. (Engstrom I., Larsson В.). Рак......................................... 160

И. Энгстрём, Б. Ларссон (I. Engstrom, В. Larsson). Диабет I типа....................... 163

И. Энгстрём, Б. Ларссон (I. Engstrom, В. Larsson). Воспалительные болезни

кишечника................................................................................................................... 165

И. Энгстрём, Б. Ларссон (I. Engstrom, В. Larsson). Подростковый

ревматоидный артрит................................................................................................ 166

Часть III. Семьи детей с нервно-психическими расстройствами........................167

Ю. Г. Демьянов. Человек с отклонениями в психической деятельности и его

микросоциальный мир.............................................................................................. 167

Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. Влияние семьи на возникновение

и течение психических расстройств......................................................................... 172

А. Ю. Музыра, А. Ф. Аболонин. Структура и значимость межличностных

отношений в семьях больных наркотической зависимостью............................... 182

А. И. Захаров. Отношения в семье. Особенности воспитания (ребенка,

больного неврозом).................................................................................................... 186

Б. Лагерхейм (В. Lagerheim). Семейные факторы (депрессия).............................200

А. Хултен, У. Отто (A. Hulten, V. Otto). Семейные факторы и семья

как модель поведения (самоубийства).....................................................................203

Г. Пеллинг (Н. Felling). Семейные факторы (подростковые психозы)..................204

М. Ростам (М. Rdstam). Роль семьи (нервная анорексия).....................................205

М. В. Коркина, М. А. Цивилько, В. В. Марилов. Нервная анорексия.....................206

Р. Тёлле (R. Tolle). Нервная анорексия и булимия..................................................208

Л. У. Янолс. Реакция ребенка и его семьи на эпилепсию.......................................209

Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. Семья аутичного ребенка...........................210

О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. Трудности семьи, воспи­тывающей ребенка с аутизмом.................................................................................212

Л. С. Печникова. Материнское отношение к ребенку-аутисту в зависимости

от наличия в семье здорового сибса........................................................................214

М. И. Буянов. В семью пришла беда (Семья ребенка с шизофренией)................216

Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. Семья ребенка с шизофренией..................217

X. Ремшмидт, М. Мартин, Э. Шульц. Мероприятия, ориентированные

на семью (больного шизофренией)..........................................................................218

А. Е. Личко. Психотерапия семьи (подростка, больного шизофренией)..............221

Часть IV. Семья ребенка с поражением центральной нервной системы

и двигательнми расстройствами..........................................................................221

Т. Г. Горячева, И. А. Солнцева. Личностные особенности матери ребенка

с отклонениями в развитии и их влияние на детско-родительские отношения.....223

Н. Е. Карпова, Т. А. Стрекалова. Особенности самопринятия матерей,

воспитывающих детей с детским церебральным параличом................................233

О. Л. Романова. Психологическое исследование особенностей материнской

позиции женщин, дети которых страдают церебральным параличом.................239

Н. А. Шаронова, Л. М. Колпакова. Особенности эмоционально-оценочного отношения матери с подростком, страдающим детским церебральным

параличом...................................................................................................................245

Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. Ребенок с миодистрофией Дюшенна

в семье.........................................................................................................................247

Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. Воспитание в семье ребенка с детским

церебральным параличом.........................................................................................249

И. В. Добряков, Е. В. Крыжко. Психическое развитие детей с церебральными

параличами: особенности, отклонения, расстройства, психокоррекция

и психотерапия...........................................................................................................259

Часть V. Семья ребенка с сенсорными нарушениями...........................................277

Е. И. Исенина. Слово к родителям...........................................................................277

Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. Семейное воспитание (глухих

и слабослышащих).....................................................................................................285

Т. Г. Богданова, Н. В. Мазурова. Влияние внутрисемейных отношений

на развитие личности глухих младших школьников..............................................288

П. А. Янн (P. A. Jann). Межличностно-коммуникативная ранняя помощь

(детям с нарушением слуха).....................................................................................294

А. Р. Шарипова, 3. Ф. Гафурова. Особенности представлений родителей

близоруких детей о семейном воспитании.............................................................296

Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. Позиция родителей детей

с нарушенным зрением.............................................................................................304

Н. Л. Анисимова. Совместная работа семьи и детского сада по воспитанию

и развитию детей с нарушением зрения..................................................................315

Н. Браун. Психологические факторы принятия себя родителями

слепоглухих детей......................................................................................................325

И. В. Саломатина. Проблемы родителей детей с синдромом Ушера: некоторые подходы к их решению..............................................................................................332

Часть VI. Семья ребенка с нарушением интеллекта..............................................340

К. Тингей-Михаэлис. Вас могут тревожить проблемы общения вашего

ребенка с другими людьми.......................................................................................340

3. Тржесоглава (Z. Tresohlava). Специфические черты человеческих взаимоотношений в семье ребенка с легкой дисфункцией мозга и их оценка.... 348

3. Тржесоглава (Z. Tresohlava). Воспитание в семье.............................................351

О. Б. Чарова, Е. А. Савина. Особенности материнского отношения к ребенку

с интеллектуальным недоразвитием........................................................................355

О. В. Защиринская. Внутрисемейные отношения у младших школьников

с задержкой психического развития........................................................................363

Л. М. Шипицына. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих

взрослых детей с умственной отсталостью............................................................370

А. Г. Московкина, Е. В. Пахомова, А. В. Абрамова. Изучение стереотипов отношения к умственно отсталому ребенку учителей и родителей.....................376

А Р Маллер Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью 380

Д. Н. Исаев. Участие семьи в воспитании, лечении и реабилитации детей

с умственной отсталостью..........................................................................................388

Используемая литература...................

ПРЕДИСЛОВИЕ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Специалист, занимаясь лечением или коррекцией, встречается с самой раз­личной патологией развития и здоровья. Эффективность его работы намного воз­растает, если члены семьи больного понимают суть того, что с ними происходит, активно и умело содействуют оказанию им помощи. Правильно поставленный диагноз, грамотно назначенное лечение не могут гарантировать улучшения со­стояния ребенка, если этому не способствует окружающая обстановка.

Внутри каждой семьи складываются свои неповторимые отношения. Каждый участник взаимодействия интерактивен: он постоянно влияет, воздействует на других членов семьи. А. Адлер называл этот феномен «созвездием», а К. Витакер и У. Бамбери «танцами». «Поэтика отношений» между самыми близкими род­ственниками становится как условием психического благополучия, так и источ­ником психотравм друг для друга. В настоящее время методологической основой клинико-психологических исследований семьи чаще всего являются представле­ния о ней как о социальном пространстве, в котором по-разному выстраиваются эмоциональные отношения. Важно понять, в чем состоит триггерный механизм возникновения психологических проблем. Точкой отсчета объективно может стать болезнь.

Заболевание человека — всегда стресс для него, его близких. При наличии у ребенка врожденного заболевания или тяжелого недуга хронического характера семья нередко попадает в длительную психотравмирующую ситуацию и очень нуждается в помощи. В связи с этим психологу, психотерапевту, психиатру и вра­чам иных специальностей важно иметь представление о том, как реагирует сам больной и окружающие его близкие люди на заболевание, как меняются их отно­шения. Между тем исследований, посвященных этим важным проблемам, не так много. Часто они являются сопутствующими, второстепенными в работах, име­ющих иные задачи.

Результаты исследований особенностей семьи больного могут встретиться в журнальных статьях, в главах монографий и в абзацах учебников. Нередко поиск сведений, касающихся этих вопросов, трудоемок и занимает много времени. Многие первоисточники труднодоступны. Ресурс же повышения эффективности проводимого лечения пациента за счет понимания особенностей ситуации в се­мье и работы с ее членами весьма велик.

Руководствуясь этими соображениями, составители данного сборника зада­лись целью собрать наиболее интересные, с нашей точки зрения, публикации под одной обложкой, чтобы облегчить коллегам процесс поиска, сделать столь необ­ходимый материал более доступным.

Идея составления подобного сборника не случайно пришла в голову предста­вителям разных специальностей. Один из нас по основной профессии врач-пси­хиатр, а другой — психолог. Наши профессиональные интересы во многом пере­секаются, но определенные приоритеты мы расставляем по-разному. Кроме того, у каждого из нас существуют области специфических интересов. Полагаем, что это пошло на пользу книге, которую вы сейчас держите в руках. В процессе со­ставления хрестоматии мы знакомили друг друга с материалами, ранее неизвест­ными. Теперь мы с удовольствием представляем их вам.

7

Шесть разделов хрестоматии соответствуют темам, которым посвящен целый ряд отечественных и зарубежных работ. В первый раздел мы включили материа­лы, отражающие исследования отношений в семьях независимо от специфики заболевания детей. Содержание последующих частей книги дают представление о специфическом взаимодействии между самыми близкими людьми, воспитыва­ющими соматически больного ребенка (бронхиальной астмой, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, онкологическим заболеванием, диабетом, ревма­тоидным артритом), а также с двигательным и с нервно-психическим расстрой­ством, интеллектуальными и сенсорными нарушениями.

Мы отдаем себе отчет, что хрестоматия может иметь значительно больше час­тей и включать в себя множество других интересных и достойных публикаций. Мы надеемся, что и в таком виде книга окажется полезной и найдет своего чита­теля: студента, психолога, врача, социального работника, педагога.

Авторы-составители выражают признательность нашим пациентам, наблюде­ние за семьями которых позволило осознать важность темы и вдохновить на со­здание этого сборника. Мы признательны нашим учителям и коллегам за поддер­жку и добрые советы.

Кандидат психологических наук, доцент факультета психологии СГТбГУ, Исполнительный директор общественной организации «Санкт-Петербургское психологическое общество» О. В. Защиринская

Кандидат медицинских наук, доцент кафедры детской психиатрии и психотерапии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования И. В. Добряков

8

Часть I

СЕМЬЯ И РЕБЕНОК: СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В. В. Ткачева

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС В ПРОБЛЕМУ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ*

Генезис научных и социальных подходов к проблеме семьи ребенка-инвалида

Проблемы семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, проявляют­ся в различных сферах ее жизни. В истории развития человечества взаимоотно­шения семьи и общества прошли путь от диктата социума, предписывающего из­бавляться от неполноценных младенцев, до понимания необходимости оказания помощи и поддержки таким семьям. Следует отметить, что ситуация проблемности возникает в семье с момента рождения в ней ребенка с психофизическими недостатками и проявляется как отношение социума к дефекту. В эти отношения включаются и близкие ребенка (родители, другие члены семьи, опекуны).

Генезис проблемы такой семьи детерминирован историей отношения обще­ства к лицам с психофизическими недостатками на протяжении развития совре­менной цивилизации и может рассматриваться в тесной взаимосвязи с нею. Изучение литературных источников дает возможность выделить определенные этапы в истории этих взаимоотношений. Подробный анализ и авторская перио­дизация эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии представлены в монографии Н. Н. Малофеева (1996), а также в более ранних работах других отечественных авторов (Замский, 1980).

' Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. С. 11-47.

9

Свой взгляд на возникновение и развитие проблемы семьи аномального ре­бенка мы строили, опираясь на литературные источники и исторические данные. Краткий исторический экскурс в генезис проблемы семьи, воспитывающей ре­бенка с отклонениями в развитии, позволил выделить отдельные аспекты данной проблемы по мере их возникновения.

Избавление от неполноценных лиц как форма самозащиты человека и государства в древности

В разные исторические эпохи восприятие здоровыми согражданами лиц, имею­щих физические и психические недуги, имело свои особенности и складывалось по-разному. Так, история отношений к аномальным детям в Древних Греции и Риме свидетельствует о негуманном способе обращения с ними (Плутарх). В обществе такое обращение понималось как форма защиты нации от воздействия аномаль­ных лиц. Эта позиция обосновывалась и философски (Аристотель, Платон). «Пусть в силе будет тот закон, — писал Аристотель, — что ни одного калеки ребенка кор­мить не следует» (цит. по: Дьячков, 1957. С. 7). Имеются также свидетельства о том, что существовал закон царя Спарты Ликурга (IX—VIII в. до н. э.), предписываю­щий умерщвлять физически неполноценных младенцев, руководствуясь, по мне­нию римского философа Сенеки, «правилами разума: отделять негодное от здоро­вого». Родительские чувства при этом никем не учитывались. Римское право отно­сило умалишенных и глухонемых к категории недееспособных лиц (включая в нее как бедных, так и богатых) и лишало их гражданских прав. Последующая истори­ческая эпоха также не внесла положительных изменений в этот вопрос.

В период Средневековья серьезное влияние на многие проблемы социальной жизни оказывала религия. Особенно это касалось католицизма. Согласно цер­ковным канонам того времени, физическое или психическое увечье считалось наказанием за прегрешения самого человека или его предков. Оно также пред­ставлялось современникам в виде воплощения дьявольских сил (В. Гюго. «Собор Парижской Богоматери»). Православие отличалось более мягким отношением к лицам с физическими и психическими недостатками. Некоторые из юродивых и калек были отнесены к лику святых. Юродивых на Руси чтили как посланников Бога: свидетельства этому мы находим в литературных источниках (А. С. Пуш­кин. «Борис Годунов»). В их честь возводились храмы (например, собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Координатор программы «Развитие детей раннего возраста Представитель Детского Фонда ООН (юнисеф) в Республике Беларусь» Н. И. Муфель; Председатель оо «БелапдииМИ», менеджер проекта «Семья для каждого ребенка» Е. Г. Титова Рецензенты

    Документ
    В сборнике помещены приветствие участникам, пленарные и секционные доклады выступающих. Тематика докладов охватывает широкий спектр социально-психологических, педагогических, медицинских проблем семьи.
  2. Зубарев Ю. Г. Психология больного

    Документ
    Ананьев В. А. Психологическая характеристика тревоги у больных с предъязвенными состояниями и язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки: Автореф. дис… канд.
  3. Программа дисциплины Основы психологии семьи и семейного консультирования Специальность «050711. 65 Социальная педагогика»

    Программа дисциплины
    Сущность брака и семьи. Функции семьи. Особенности современной семьи, ее структура, динамика развития. Семейные отношения: культура отношений в семье, психологический климат, психология интимных отношений, профилактика супружеских конфликтов.
  4. Темы рефератов по дисциплине «основы психологии семьи и семейного консультирования»

    Темы рефератов
    Конструктивное семейное общение. Этапы супружеских и семейных отношений. Кризисные периоды развития супружеских отношений.
  5. Саммит профессионалов «успешные психологи: обмен опытом» (2)

    Документ
    Ведущая – Людмила Аполлоновна ЯСЮКОВА, кандидат психологических наук, заведующая лабораторией социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ, автор технологии психологического сопровождения учебно-воспитательного

Другие похожие документы..