Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Краткое содержание'
ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Глава . Культура и общество 4 Встреча культур 4 Ранние контакты с другими культурами 4 Понятие культуры 43 Челов...полностью>>
'Программа'
Дать студентам знания по теоретическим основам, принципам построения систем электросвязи, их техническим характеристикам, особенностям функционировани...полностью>>
'Закон'
Сопровождение ФЗ №109-ФЗ от 18 июля 2006 г. «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Участие в подгото...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «10» ноября 2009 г. в «14» часов на заседании диссертационного совета Д.002.009.02 в Институте экономики РАН по адресу: 117418 Москв...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «концепции современного естествознания» для всех специальностей

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ИМ. ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ

Кафедра философии, политологии,

социологии и права

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

для всех специальностей

Учебно-методический комплекс Составители: ст.преподаватель,. к.б.н

обсужден и утвержден С.Н Плюснин, ст. преподаватель,

на заседании кафедры к.ф.н. О.В.Тарасов

(Протокол № 8 от «30» мая 2008г.)

Заведующий кафедрой___________профессор, д.ф.н. Р.Б. Сабекия

Стерлитамак, 2008

Оглавление

Выписка из Госстандарта……………………………………………………………………………3

Учебная программа…………………………………………………………………………………..4

  1. Введение………………………………………………………………………………………4

  2. Объем дисциплины и виды учебной деятельности………………………………………...5

  3. Содержание дисциплины…………………………………………………………………….7

  4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины………………….27

  5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………………………....28

Рабочая программа…………………………………………………………………………………..29

  1. Цели изучения дисциплины………………………………………………………………...29

  2. Тематический план проведения занятий…………………………………………………..30

  3. Содержание дисциплины…………………………………………………………………...60

Программа лекционных занятий…………………………………………………………...60

Темы семинарских занятий…………………………………………………………………64

  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………………………………69

Рекомендуемая литература…………………………………………………………………69

Методические рекомендации для преподавателя…………………………………………70

Методические рекомендации для студентов………………………………………………72

  1. Требования к уровню освоения программы……………………………………………….87

Лекции………………………………………………………………………………………………..99

  1. Структура и динамика естественнонаучного познания мира…………………………….99

  2. Античная и средневековая наука………………………………………………………….104

  3. Развитие естествознания в XVII в. Научная революция. ………………………………110.

  4. Становление классической науки в XVIII – нач. XIX вв………………………………116

  5. Развитие естествознания во второй половине XIX в……………………………………194.

  6. Современная физическая картина мира…………………………………………………208.

  7. Современная астрономия…………………………………………………………………225.

  8. Наука о Земле…………………………………………………………………………… 232

  9. Современная химия………………………………………………………………………..244

  10. Современная биология…………………………………………………………………….255

  11. Человек в свете современного естествознания………………………………………….274.

  12. Экология…………………………………………………………………………………….285

  13. Синергетика и глобальный эволюционизм………………………………………………298

Выписка из Госстандарта

Требования ГОС к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы

Индекс

Дисциплина и ее основные разделы

Всего часов

ЕН.Ф.02

Концепции современного естествознания :
Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов . основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество; работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

120

Учебная программа

  1. Введение

Актуальность и причины введения курса «Концепции современного естествознания» в учебную программу

Фундаментальная подготовка специалистов гуманитарной профессии сегодня немыслима без ознакомления с панорамой современного естествознания, которое всегда являлось важнейшей составной частью универсального научного мировоззрения человека, определяя его потребности, интересы, широту взглядов, статус в обществе. Особенно важно познакомить с основными этапами исторического развития и современными направлениями естествознания педагогов начальных классов, которым предстоит познакомить с окружающим миром самых младших школьников. В младших классах закладывается спектр интересов школьников, они еще только начинают выбирать для себя путь своего дальнейшего интеллектуального развития. И педагогу в стимуляции интереса у школьников к изучению природу, ознакомлению с панорамой естественных наук, принадлежит ключевая роль. Поэтому ему важно самому хорошо ориентироваться в спектре наук о природе.

Учитывая гуманитарную направленность учебной программы данного направления, курс освобожден от сложных математических расчетов и формул и ориентирует на широту и многообразие концепций, их философское осмысление, уплотнение объемов информации, конструктивную динамику научных форм мышления, их взаимодополнительность, результативность. Программа ориентирована на синтез естествознания и философии, ибо только таким образом можно показать единство и многообразие мира, соответствие современных направлений естествознания уровням организации материи, актуальность естествознания для решения проблем человеческой практики.

Роль и место курса в структуре учебного плана, особенности его изучения

Курс непосредственно связан с такими дисциплинами, как физика, математика, астрономия, биология химия, геология, философия. Он позволяет студентам заново переосмыслить и выстроить в единую систему знания, полученные в ходе изучения частных естественнонаучных дисциплин.

Первый раздел курса посвящен выделению специфических черт науки как формы познания действительности, описанию структуры и закономерностей динамики научного знания, принципам общенаучных методов познания, разнообразию научных дисциплин и роли естественных наук в развитии цивилизации. Следующий раздел посвящен историческому развитию естествознания: от античных натурфилософов, через период зарождения классической науки, начало которой положили астрономические исследования Н. Коперника, Т. Браге, И. Кеплера и Г. Галилея, а в дальнейшем развились в физических работах Р. Декарта и И. Ньютона, до периода конца XIX в., когда структура современного естествознания почти полностью сформировалась, и сложилась ситуация, благоприятная для новой научной революции. Последующие разделы посвящены современным теориям, созданным в различных разделах естествознания: в физике, астрономии, науках о Земле, химии, биологии, экологии. В отдельные разделы выделены темы «Человек в свете современного естествознания» и «Теория самоорганизации систем» - интегрирующие в себе в первом случае – биологические и гуманитарные знания, во втором – данные всех естественнонаучных дисциплин.

Соответствие учебной программы курса государственному стандарту

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки специалистов.

2. Объем дисциплины и виды учебной деятельности

Объём дисциплины «Концепции современного естествознания» и виды учебной работы для студентов ДО ТЭФ

Специальность

080505.65

«Управление

персоналом»

Специальность

0805000

«Менеджмент

организации»

бакалавриат

Специальность

080507.65

«Менеджмент

организации»

специалист

Специальность 050502

«Технология и

предпринимательство

Общая

трудоёмкость

112

152

152

80

Аудиторные

занятия

56

72

72

36

Лекции

28

36

36

20

Семинарские

занятия

28

36

36

16

Самостоятельная работа

56

80

80

44

Вид итогового

контроля

(семестр)

Экзамен

(3 семестр)

Экзамен

(3 семестр)

Экзамен

(3 семестр)

Зачёт

(7 семестр)

Объём дисциплины «Концепции современного естествознания» и виды учебной работы для студентов ОЗО ТЭФ

Специальность 080507 «Менеджмент организации» 4 года

Специальность 080507 «Менеджмент организации» 6 лет

Специальность

050502 «Технология и предпринимательство» 4 года

Специальность

050502 «Технология и предпринимательство» 6 лет

Общая трудоемкость

152

152

80

80

Аудиторные занятия

10

22

10

12

Лекции

8

14

8

8

Семинарские занятия

2

8

2

4

Самостоятельная работа

142

130

70

68

Вид итогового контроля (семестр)

Зачет (1 семестр)

Экзамен

(3 семестр)

Зачет (5 семестр)

Зачет (9 семестр)

Объём дисциплины «Концепции современных естествознаний» и виды

учебной работы для студентов ДО ФилФ

Спец-ть 050301.65 РО

Спец-ть

030601.65

«Журн.»

Спец-ть

050302.65

ТРО

Спец-ть

050301

РЧО

Спец- ть 050301.65

РКО

Спец-ть

050300.62

Бак.

Спец-ть

050303.65

Ин.яз

Спец-ть

050301.65

РИО

Общая трудоемкость

126

68

126

126

126

108

129

126

Аудиторные занятия

70

34

70

70

70

54

67

70

Лекции

40

22

40

40

40

34

38

38

Семинарские занятия

30

12

30

30

30

20

29

32

Самостоятельная работа

56

34

56

56

56

54

62

56

Вид итогового контроля (семестр)

Зачет

(4семестр)

Зачет

(6семестр)

Зачет

(6семестр)

Зачет

(6семестр)

Зачет

(2семестр)

Зачет

(4семестр)

Зачет

(6семестр)

Объём дисциплины «Концепции современных естествознаний» и виды

учебных работ для студентов ОЗО ФилФ

Специальность

050302

«Род. яз и лит-ра»

Специальность

050301

«Рус.яз. и лит-ра с доп. спец.культурология»

Специальность

032900

«Русский язык и

литература»

Общая трудоёмкость

134

134

120

Аудиторные занятия

16

20

22

Лекции

10

14

14

Семинарские занятия

6

6

8

Самостоятельная работа

118

114

98

Вид итогового контроля (семестр)

Зачет (6 семестр)

Экзамен (6 семестр)

Экзамен (7 семестр)

Объём дисциплины «Концепции современных естествознаний» и виды учебной работы для студентов ДО ИстФ

Специальность 050401.65 «История»

Специальность 050706.65

«Педагогика и психология»

Общая трудоёмкость

122

120

Аудиторные занятия

66

70

Лекции

46

44

Семинарские занятия

20

26

Самостоятельная работа

56

50

Вид итогового контроля (семестр)

Зачет (2 семестр)

Зачет (3 семестр)

Объём дисциплины «Концепции современных естествознаний» и виды учебной работы для студентов ОЗО ИстФ

Специальность 032600

«История»

Специальность 031000

«Педагогика и психология»

Общая трудоёмкость

134

120

Аудиторные занятия

20

20

Лекции

16

16

Семинарские занятия

4

4

Самостоятельная работа

114

100

Вид итогового контроля (семестр)

Зачет (3 семестр)

Зачет (3 семестр)

Объём дисциплины «Концепция современных естествознаний» и виды учебной работы

для студентов ДО и ОЗО ФБФ

Спец-ть 050302.65 «БР», Спец-ть050302.65 «БИн», Спец-ть 050302.65 «БИст»

ОЗО

Общая трудоёмкость

126

134

Аудиторные занятия

66

16

Лекции

36

10

Семинарские занятия

30

6

Самостоятельная работа

60

118

Зачет (7 семестр)

Зачет (6 семестр)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «концепции современного естествознания»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов,
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного естествознания Направления подготовки

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной
  3. Рабочая программа по дисциплине «концепции современного естествознания» для специальностей: 080107 Налоги и налогообложение; 080105 Финансы и кредит

    Рабочая программа
    Актуальность и значимость учебной дисциплины. Наука - это многогранное и вместе с тем целостное образование, в котором все его отдельные компоненты в своих глубинных, мировоззренческих и методологических основаниях теснейшим образом связаны между собой.
  4. Программа, методические указания и контрольные задания по дисциплине концепции современного естествознания для студентов заочной формы обучения всех специальностей, кроме

    Программа
    Программа, методические указания и контрольные задания по дисциплине «Концепции современного естествознания»/Сост.: С.Х.Карпенков: ГУУ. – М., 2004. – 53 с.
  5. Учебно-методический комплекс концепции современного естествознания высшее профессиональное образование специальности 030501. 65 Юриспруденция

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин протокол от 27 января 2011 года протокол №5

Другие похожие документы..