Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
(Инициатива Международного общественного фонда «Фонд национальной и международной безопасности» о формировании общенародного движения «Общественный у...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Законодавче регулювання порядку адміністративного провадження у справах про корупційні діяння або ін­ші правопорушення, пов'язані з корупцією, а тако...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Наука о финансах - это специализированный раздел эконо­мики. Учение о воспроизводстве и государстве - теоретическая основа учения о финансах. Финансы...полностью>>
'Реферат'
Илья Глазунов – художник, вокруг имени, которого вот уже несколько десятилетий не стихают споры. Восторгам публики сопутствует острая критика, несмот...полностью>>

Итоги работы Забкипкро по повышению квалификации и профессиональной переподготовке работников образования за 2010 -2011 учебный год 42 Сведения 44

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования, науки и молодежной политики
Забайкальского края

Государственное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования

«Забайкальский краевой институт повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников образования»

П У Б Л И Ч Н Ы Й

Д О К Л А Д

о содержании и результатах деятельности

Забайкальского краевого института
повышения квалификации и
профессиональной переподготовки
работников образования

в 2010-11 учебном году

Чита

ЗабКИПКРО

2011

ББК 74

З 62

З 62 Публичный доклад о содержании и результатах деятельности Забайкальского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в 2010-11 учебном году / сост. Г.И. Зимирев, И.А. Грешилова, Л.К. Портнова / под ред. Г.И. Зимирева. – Чита : ЗабКИПКРО, 2011. – 46 с.

ББК 74

ISBN 978-5-98464-053-4

© Зимирев Г.И., Грешилова И.А., Портнова Л.К., составители, 2011

© ЗабКИПКРО, 2011

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение 4

Общая характеристика учреждения 9

Содержание образования 26

Результаты образовательной деятельности 34

(по итогам социологического опроса слушателей) 34

Научная и инновационная деятельность института 36

Социальное, государственно-частное партнерство 39

Финансово-экономическая деятельность 41

Заключение 42

Приложение 1 44

Итоги работы ЗабКИПКРО по повышению квалификации и профессиональной переподготовке работников образования за 2010 -2011 учебный год 44

Сведения 46

о реализации курсовых мероприятий в районах края за 2010-2011 учебный год 46

Приложение3 47

Участие сотрудников института в конференциях, семинарах в 2010 - 2011 учебном году 47

Приложение 4 48

Сотрудничество с издательствами в 2010-2011 учебном году 48

Введение

В соответствии с законом РФ «Об образовании» система образования Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

  • преемственных образовательных программ различного уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

  • сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;

  • органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;

  • объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

В Забайкальском крае по состоянию на 01.01.2011 года функционировали 707 образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, из них 476 дошкольных образовательных учреждений1, 628 общеобразовательных учреждений2, 110 учреждений дополнительного образования детей3, 48 детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов4, 27 учреждение НПО5, 22 учреждений СПО6, 14 вузов (с филиалами)7, два учреждения дополнительного профессионального образования: ЗабКИПКРО, Агинский ИПК работников социальной сферы, два научно-методических центра со статусом юридического лица (НМЦ НПО и НМЦ г. Читы).

Управление в сфере образования осуществляют Законодательное собрание, Правительство, Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, органы местного самоуправления, в том числе 11 комитетов, 17 управлений, 8 отделов образования городских округов и муниципальных районов (на 1.10.2009).

В качестве органов государственно-общественного управления осуществляют свою деятельность коллегия Минобразования Забайкальского края, Аккредитационная коллегия, аттестационные комиссии по аттестации педагогических работников общего и профессионального образования, краевой Попечительский совет, профсоюз работников народного образования и науки, совет ректоров, совет директоров среднего и начального профессионального образования, совет руководителей муниципальных органов управления образованием, совет директоров общеобразовательных учреждений, краевой научно-экспертный совет и др. В 2010 году активизировала свою работу РОО «Забайкальское педагогическое общество», было организовано региональное отделение Всероссийской ассоциации учителей истории.

В 2010-2011 учебном году приоритетными направлениями развития региональной системы образования стали формирование на территории Забайкалья современной модели образования, реализация приоритетного национального проекта "Образование", регионального комплексного проекта модернизации образования, национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". В сфере профессионального образования реализуется принятая в октябре 2010 года краевая целевая программа модернизации профессионального образования.

Ведется целенаправленная работа по совершенствованию финансово-экономических механизмов в образовании, реализации ФЗ №83.

Приняты меры по обеспечению государственной поддержки развития талантливых детей и молодежи, развивалось олимпиадное и конкурсное движение, созданы краевые профильные учреждения для одаренных детей.

Значительное внимание уделялось развитию современных информационных технологий: переходу на свободное программное обеспечение, развитие единой информационной образовательной среды, внедрению дистанционных моделей обучения, в том числе дистанционного образования детей-инвалидов. В целях повышения качества интернет-связи был изменен механизм предоставления интернет-услуг муниципальным общеобразовательным учреждениям за счет централизации оплаты трафика.

В «Год учителя» в Забайкальском крае были реализованы конкретные меры по повышению престижа учительской профессии, были учреждены региональные и муниципальные гранты, проведены массовые мероприятия по общественному признанию учительства.

Активное участие в реализации направлений регионального комплексного проекта модернизации образования позволило раскрыть инновационный потенциал общего образования Забайкальского края. Отработаны современные подходы к системе оплаты труда педагогов, нормативно-подушевого финансирования, ведется работа по оптимизации сети образовательных учреждений, формированию систем качества на школьном, муниципальном и региональном уровне, развивались формы общественного участия в управлении образованием.

Продолжалась апробация по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) начального общего образования в 133 школах края. Ведется подготовительная работа к переходу начальной школы к работе по новым ФГОСам с 1 сентября 2011 года и по апробации ФГОС в основной школе с 1 сентября 2012 г. Начато внедрение федеральных государственных требований в дошкольных образовательных учреждениях, получают развитие альтернативные формы дошкольного образования.

В 2010 году была продолжена работа по обновлению содержания начального образования. Удельный вес детей, обучающихся по обновленным УМК, составляет 72%. В два раза увеличилось количество школ, использующих развивающую систему Л. В. Занкова, высокие темпы роста имеют программы "Гармония" и "Перспективная начальная школа".

На второй и третьей ступени школьного образования основные акценты сделаны на организации предпрофильной подготовки и различных моделей профильного обучения, преимущественно по индивидуальным учебным планам (до 64% школ края).

Процессы модернизации системы общего образования основаны, прежде всего, на опережающем развитии инновационной деятельности. Краевым научно-экспертным советом выделены пять основных направлений инновационного развития общего и дошкольного образования (управление качеством современного образования; современные механизмы финансирования образования; подготовка педагогов в современных условиях; реализация национальной инициативы "Наша новая школа"; эффективные модели образования). Разработаны положение о региональной инновационной площадке Забайкальского края, перечень мероприятий по развитию инновационных площадок в системе общего образования Забайкальского края.

В 2010, 2011 годах на уровне федеральных и региональных органов власти был принят ряд государственных документов, определяющих стратегические ориентиры развития федеральной и региональной систем образования1, а также основные направления деятельности системы повышения квалификации в среднесрочной перспективе.

В качестве основных задач, стоящих перед системой повышения квалификации на современном этапе развития региональной системы образования, выступают задачи комплексного научно-методического сопровождения процесса модернизации системы дошкольного и общего образования, включая повышение квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений, научно-методическое, экспертное, консультативное обеспечение деятельности образовательных учреждений, органов управления образованием, формирование инновационной образовательной инфраструктуры региона.

В центре внимания деятельности учреждений дополнительного профессионального педагогического образования продолжают оставаться вопросы совершенствования педагогического корпуса региона, профессионального и социального развития педагогов, подготовки их к работе в условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов.

В системе образования Забайкальского края по данным на 1 октября 2010 года работают:

Таблица 1

Состав педагогических кадров Забайкальского края

Категории
педагогических работников

Всего (чел.)

Категории
педагогических работников

Всего (чел.)

Педагоги учреждений дошкольного образования, в т.ч

4 7901

Штатные преподаватели вузов2

2 019

Руководители, заместители руководителей

6083

Штатные преподаватели учреждений ссузов4

599

Педагогические работники общеобразовательных учреждений, в т.ч.:

15 5745

Педагогический персонал учреждений НПО, в т.ч. мастера произв. обучения6

610

Руководители, заместители руководителей

2 1937

Педагогический персонал учреждений ДПО

120 (оценка)

Педагогические работники учреждений специального (коррекционного) образования

1 8688

Методисты муниципальных методических служб

230

(оценка)

Педагоги дополнительного образования, в т.ч.

1 4509

Работающие в учреждениях академической науки

230

Решение задач модернизации общего образования в значительной степени определяются качеством профессиональной деятельности учительского (педагогического) корпуса.

В течение 2001-2009 годов постепенно нарастали проблемы в кадровой политике в сфере образования региона, которые негативным образом отражаются на качестве образования в Забайкалье, сказываются на снижении показателей социального и профессионального качества учительства в регионе, что может косвенно свидетельствовать о нарушении процесса нормального воспроизводства этой социально-профессиональной группы.

За десять лет (1998-2007 годы) доля учителей старшего возраста (со стажем работы свыше 20 лет) выросла с 34,7% до 48,8%, доля работающих пенсионеров по возрасту достигла 16,8%, доля лиц предпенсионного возраста (50-55 лет) составляет 17,5%. В ряде муниципальных образовательных учреждений существует скрытый дефицит кадров, который преодолевается за счет перегрузки учителей. 663 педагога (5,5%) работают с учебной нагрузкой 30 часов и более, тогда как 859 учителей (7,1%) работают с неполной нагрузкой. Проблема дисбаланса учительских кадров связана с отсутствием на муниципальном уровне программ и мероприятий по привлечению и закреплению молодых специалистов, отсутствием доступного жилья (1 085 педагогов не имеют жилья), низким уровнем социального обеспечения педагогов, в том числе уровнем заработной платы педагогов.

Влияет на качество образования снижение квалификационного уровня педагогов. Доля учителей 5-11 классов с высшим образованием составляет в городской местности 84,4%, в сельской местности 66,9%, учителей 1-4 классов – в городе – 54,0%, в селе – 28,9%. В 15 территориях Забайкальского края доля учителей с высшим образованием на селе ниже среднего показателя по краю. В старших классах (5-11 кл.) работают 818 выпускников педагогических колледжей (7,3%)1. Несложные расчеты показывают, что при сложившемся ежегодном рекрутинге выпускников с высшим педагогическим образованием в 150 чел. на замещение неспециалистов и пенсионеров потребуется 18 лет – два учительских поколения. Недостаточно высокий образовательный уровень имеют педагоги других типов образовательных учреждений. Так, по данным Минобразования Забайкальского края, среди педагогов образовательных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только 47% педагогов имеют высшее образование, среди педагогов дошкольных образовательных учреждений – 24,9%, среди педагогов учреждений дополнительного образования детей – 24-30 процентов2.

Существенные разрывы в квалификации педагогов существуют между учителями городских и сельских школ. Если среди педагогических работников в городской местности доля педагогов с высшей квалификационной категорией составляет 19,7%, с первой категорией – 34,5%, со второй – 31,8%, то в сельской местности соответственно 7,6%, 24,4% и 34,9%. По данным социологических опросов около 10,4% учителей общеобразовательных школ не проходят своевременно курсы повышения квалификации.

Значительные изменения в профессионально-квалификационной структуре учительства ожидаются в связи с введением новых квалификационных характеристик по должностям работников образования, новых систем оплаты труда, утверждением нового порядка аттестации педагогических работников.

Все это требует изменений в содержании и организации повышения квалификации работников образования, создания комплексной системы научно-методического сопровождения процессов модернизации общего образования.

Общая характеристика учреждения

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» является полифункциональным образовательным учреждением, выполняющим функции по повышению квалификации работников образования, оказанию им методической помощи, по научно-методическому сопровождению процессов модернизации системы общего и дошкольного образования.

Цели и задачи учреждения отражены в Типовом положении об учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации №610 от 26.06.1995 г. (с последующими изменениями), в уставе института, утвержденном Минобразования Забайкальского края (распоряжение №73 от 16.11.2009.). Ими являются:

  • удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте;

  • организация и проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, государственных и муниципальных служащих, других категорий специалистов, работающих в сфере образования, высвобождаемых работников, незанятого населения и безработных специалистов;

  • оказание консультационной и методической помощи участникам образовательного процесса, государственным и муниципальным органам, осуществляющим управление в сфере образования;

  • организация и проведение научных исследований, научно-технических и опытно-экспериментальных работ;

  • научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, других документов и материалов по вопросам функционирования и развития сферы образования;

  • редакционно-издательская деятельность.

Кроме того, в соответствии с нормативно-правовыми актами Минобразования Забайкальского края институт является региональным оператором Приоритетного национального проекта «Образование», регионального комплексного проекта модернизации образования, мероприятий по введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, электронного мониторинга «Наша новая школа», комплекса мер по модернизации системы общего образования Забайкальского края.

На институт также возложены задачи по формированию региональной системы оценки качества образования, проведению единого государственного экзамена и независимой итоговой аттестации выпускников школы, организационно-методическому сопровождению аттестации педагогических работников, информатизации образования и др.

Институт имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности (лиц. А № 028321), выданную Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края 7 августа 2009 года, свидетельство о государственной аккредитации (св. №2.), выданное Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края 20 февраля 2009 года.

Структура института утверждена Ученым советом в феврале 2009 года и включает в себя три кафедры (педагогики, психологии, образовательной политики), пять факультетов (управления и воспитания, дошкольного и начального общего образования, коррекционной педагогики и практической психологии образования, гуманитарный и естественнонаучный), пять центров (педагогической информации, модернизации образования, здоровьесберегающей деятельности в образовании, оценки качества в образовании, информационных технологий и дистанционного обучения), службы (управление учебной, кадровой работы и делопроизводства, административно-хозяйственный отдел, библиотека, бухгалтерия).

Институт осуществляет повышение квалификации и профессиональную переподготовку руководителей, педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов, иных категорий работников образования (библиотекарей, бухгалтеров, муниципальных служащих), экспертов, общественных управляющих в сфере образования, сотрудников учреждений здравоохранения, социальной защиты, культуры и спорта. Обучение осуществляется с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы. По ряду дополнительных профессиональных образовательных программ вводятся образовательные модули для освоения их в форме индивидуального обучения и дистанционного обучения. В ближайшие годы планируется активное внедрение дистанционной формы повышения квалификации по вариативным модулям дополнительных образовательных программ.

Основной контингент обучающихся формируется по договорам с муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными учреждениями, физическими и юридическими лицами. Широко распространена практика проведения курсов и семинаров по поручениям учредителя, по заявкам органов управления образованием.

В 2010-2011 учебном году по программам профессиональной переподготовки в институте обучались 215 слушателей, по программам повышения квалификации 4573 слушателей, по программам стажировки 11 слушателей. Краткосрочное обучение (в рамках накопительной системы повышения квалификации) прошли 1494 слушателей.

Программы послевузовского образования в институте не реализуются. Для организации научно-методической помощи аспирантам из числа работающих в институте сотрудников и учителей – практических педагогов была организована система аспирантских семинаров и аспирантские чтения.

Институт участвует в международных сравнительных исследованиях качества образования TIMS, PISA, PIRLS, в мониторинговых исследованиях, в региональных исследованиях по оценке качества образования. В 2010-2011 учебном году проведены социологические исследования по оценке качества процесса повышения квалификации в институте, по отношению учительства к инновациям. По контракту с Администрацией Губернатора Забайкальского края проведен социологический опрос об отношении населения региона к качеству образовательных услуг.

Миссия института была сформулирована в рамках проекта института по качеству (2005 г.) и заключается в поддержке и сопровождении процессов формирования и развития профессиональной компетентности педагогических работников и руководителей образовательных учреждений, а также в научно-методическом обеспечении процессов модернизации региональных, муниципальных систем образования и образовательных учреждений.

Сопровождение рассматривается как комплексная метадеятельность, интегрирующая процессы методологического и методического обеспечения модернизации региональной системы образования, организации повышения квалификации по инновационным направлениям в образовании, экспертную, аналитическую, консультативную деятельность.

Важную роль в жизнедеятельности профессионального сообщества сотрудников института играют ценности организации. На юбилейных мероприятиях института (сентябрь 2009 года) они были сформулированы и предъявлены педагогической общественности края. Это ценности:

  • корпоративности, понимания ценности образования и учительства, готовность служить учителю, помогать ему в его нелегком профессиональном труде;

  • профессионализма, непрерывного профессионального развития преподавателя, методиста;

  • инновационности и креативности как способности порождать новшества и осуществлять нововведения, открытость изменениям (мышления, поведения, продукта и.т.п.), проактивность управления;

  • динамизма развития, работы на опережение;

  • клиентности, соответствия потребностям, тенденциям развития образования, общества;

  • управляемости организации, повышения качества целей организации, повышения мотивации персонала, совершенствования организационного порядка и подъема уровня корпоративной культуры.

Основу деятельности института составляют программы, проекты и планы развития образования Забайкальского края, программа развития института на 2009-2011 г.г., утвержденная на ученом совете института в феврале 2009 года, годовые, месячные планы работы института, годичные планы-проспекты курсовой подготовки. В 2010-2011 учебном году институт перешёл на планирование основных видов деятельности по учебным годам, с целью синхронизировать учебную и другие виды деятельности сотрудников института и перейти на планирование «снизу», от структурных подразделений. В связи с переходом на систему государственных заданий по основным видам деятельности с 1 сентября 2011 года вводится институт «производственного задания» для профессорско-преподавательского состава и педагогических работников института.

Система менеджмента качества в институте разработана в 2005 году, апробирована в течение шести лет и представляет собой совокупность следующих компонентов: 1) исследование рынка образовательных потребностей средствами статистического анализа, логико-математического моделирования и социологических исследований; 2) оценка внутренних и внешних ресурсов института и развитие организации на основе «логики ресурсов», а не «логики целей»; 3) формирование «портфеля заказов» (курсовая подготовка, экспертная деятельность, аттестация, научно-методическое сопровождение опытно-экспериментальной работы, редакционная и издательская деятельность) и планирование деятельности на его основе и на основе прогнозов развития федеральной, региональной, муниципальных образовательных систем; 4) формирование пакета внутренних стандартов деятельности и локальных нормативно-правовых актов, включая руководства по качеству, технологические карты процессов; 5) изменение организационной структуры института и структуры управления институтом; 6) личностно-профессиональное развитие сотрудников института на основе системы методологических, методических семинаров и инструктивно-методической учебы сотрудников, индивидуальных планов профессионального развития (самообразования); 7) управление основными видами деятельности института на основе распределения ответственности сотрудников и структурных подразделений и обеспечения соответствующими ресурсами, включая административные, технические, технологические и кадровые; 8) введение в основные и управленческие процессы рефлексивной составляющей (аналитических мероприятий, рефлексивных кампаний и т.п.).

В связи с изменениями в законодательстве Российской Федерации «Об образовании» в части лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений, введением стандартов качества оказания услуг в сфере дополнительного профессионального образования и повышения квалификации педагогических работников, государственных заданий, новой системы оплаты труда в настоящее время стоит острая необходимость разработки нового инструментария по системе оценки качества основных видов деятельности института.

Структура управления института основывается на сочетании линейной, функциональной, матричной (проектной, командной) оргструктур. Линейная структура управления представлена взаимодействием «ректорат - руководители структурных подразделений - рядовые сотрудники». Функциональная структура управления представлена наличием в структуре управления института специализированных по категориям педагогических работников структурных подразделений (факультеты, центры, отделы, кабинеты), служб (учебная часть, административно-хозяйственный отдел, библиотека, бухгалтерия), должностей методистов по предметам, преподавателей, проректоров. Матричная (проектная, командная) структура проявляет себя в деятельности органов самоуправления, советов, комиссий, рабочих групп, временных творческих коллективов и т.п.

Органами самоуправления института в соответствии с его Уставом являются общее собрание научно-педагогических и педагогических работников и представителей других категорий работающих, ученый совет института, который возглавляет ректор института.

В соответствии с коллективным договором института законными представителями коллектива института в отношениях с ректоратом является профсоюзный комитет института, а также председатель первичной профсоюзной организации Профсоюза работников народного образования и науки.

Институт имеет свой сайт. Адрес сайта http://www. . Кроме того, функционируют сайты центра оценки качества образования (), центра информатизации образования и дистанционного обучения . В стадии апробации находится сайт факультета естественнонаучного образования .



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комитет образования администрации городского округа «город чита» публичный доклад за 2009-2010 учебный год

    Доклад
    Публичный доклад (далее - доклад) - способ обеспечения информационной открытости и прозрачности муниципальной системы образования, форма широкого информирования общественности об основных результатах и проблемах функционирования и
  2. План проспект курсовых мероприятий на 2011-2012 учебный год Чита 2011

    Документ
    3.Краевой центр оценки качества образования и обеспечения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования.
  3. От редактора (3)

    Документ
    Итоги Года учителя неоднозначны, да и сам год ещё не завершен. Не могут не радовать образовательные события уходящего Года учителя, которые могут положить основание нового отношения к учителю.
  4. Комитет образования администрации городского округа «город чита» публичный доклад

    Доклад
    Публичный доклад (далее - доклад) - способ обеспечения информационной открытости и прозрачности муниципальной системы образования, форма широкого информирования общественности об основных результатах и проблемах функционирования и
  5. Современном этапе является обязательным условием для эффективного достижения цели и основного результата образования, обозначенных в стандартах нового поколения

    Документ
    Психологическое сопровождение и обеспечение образования на современном этапе является обязательным условием для эффективного достижения цели и основного результата образования, обозначенных в стандартах нового поколения.

Другие похожие документы..