Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Образовательный стандарт'
Ключевые слова: высшее образование, зачетная единица, здравоохранение, знания, итоговая государственная аттестация, качество высшего образования, ква...полностью>>
'Документ'
Сегодня во многих обществах создались условия для возникновения постмодернистской парадигмы. Существенные различия эволюции западных и незападных общ...полностью>>
'Документ'
автоматический пистолет Стечкина АПС. На фото хорошо виден предохранитель-переводчик режимов огня на затворе (поставлен в  режим "АВ" - авто...полностью>>
'Документ'
Вена - город роскошных дворцов, величественных площадей, живо­писных улочек. Город на Дунае, окру­жённый зелёным ожерельем Венского леса. Город поэтов...полностью>>

Рабочая программа учебного курса «История Древнего мира» 5 класс

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рабочая программа

учебного курса «История Древнего мира»

5 класс

 
 
 

*

учителя истории Могутовой Э.В.

Великое 2007 г.

*Данная программа разработана старшим преподавателем

кафедры гуманитарных дисциплин ЯИРО, учителем истории МОУ СОШ № 37

Л.А. Харитоновой

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

- БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

- Федеральной примерной программы(приказ?) основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом от 7 декабря 2005 г. № 302;

- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Преподавание курса осуществляется по учебнику «История Древнего мира» издательства «Мнемозина», авторы:Вигасин А.А. Немировский, Г.А. Кошеленко, В.И. Уколова. В рабочей программе отражена специфика преподавания предмета в условия введения нового государственного стандарта и БУПа:

1. В планировании сокращено годовое количество учебных часов до 68 (в примерной программе 70 учебных часов в учебном году, в Ярославской области учебный год – от 34 до 37 учебных недель, в школе № 37 учебных недель в году 34)

2. Резервные часы направлены на обеспечение изучения основного содержания распределенного по параграфам учебника. Обязательность включения в учебный план нового модуля «Что изучает история» (10 учебных часов), привело к уменьшению количества учебных часов, выделяемых на изучение курса истории Древнего мира.

3. Модуль «Что изучает история» не обеспечен содержательно и методически, а это означает, что учителю помимо разработки содержательного и методического наполнения уроков необходимо определить конечный результат обучения, выявить объекты контроля. Т.к. включение модуля преследует цель пропедевтической подготовки учащихся к восприятию и усвоению систематического курса истории, формирование начальных умений работы с исторической информацией, представленные в рабочей программе требования к знаниям и умениям учащихся для блока «Что изучает история» разработаны на основе Требований к изучению модуля «Обществознание» в рамках предмета «Окружающий мир» начальной школы, рекомендаций по определению основных объектов контроля исторических знаний и умений учащихся начальной школы (Вестник образования. № 22. 2001 г.), разработок ведущих методистов (Студеникин М.Т., Добролюбова В.И. Методика преподавания истории в начальной школе: Метод. Пособие для учителя. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 256 с.: ил.).

4. Неразработанность содержания блока «Что изучает история» вынуждает при подготовке к урокам к привлечению значительного количества дополнительной учебной литературы, список которой прилагается.

5. Распределение шестидесяти параграфов учебника по учебным часам привело к объединению некоторых параграфов в отдельных уроках: урок 31, 34, 37, 49, 50, 51, 63, 64. Содержание данных уроков позволяет обобщить материал или вынести часть материала на самостоятельное изучение.

6. Возрастные физические и психологические возможности учеников 5 классов не позволяют к окончанию учебного года достичь выполнения требований в полном объеме. Государственный образовательный стандарт по истории – 2004 г. предъявляет как достижение конечного результата Требования к уровню подготовки выпускников основной школы. Учащиеся 5 класса только начинают движение по выполнению данных требований. Учеников еще предстоит обучать, развивать и воспитывать в 6, 7 ,8, 9-х классах. Поэтому за конечный результат обучения истории в 5 классе взяты разработки Требований, утвержденных приказом Министерства образования в 1998 г. Разработки соотнесены и откорректированы в соответствии с Требованиями стандарта 2004 года.

7. Тестовый контроль за выполнением требований государственного образовательного стандарта отражен в поурочном планировании в разделе «Примечание» (БТ 1 – базовый тест, БТ 2 и т.д., ДТ - диагностический тест, ТТ – тематический тест, ИТ – итоговый тест).

8. Для постоянного контроля за выполнением требований государственного образовательного стандарта в поурочное планирование встроены разделы стандарта и примерной программы, относящиеся к изучаемой теме.

9. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися в соответствии с обязательным минимумом содержания на данной ступени общего образования (5 класс).

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям учащихся и целям исторического образования на данной ступени (5 класс) общего образования.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Лабораторные и практические (тема)

Контрольные и диагностические материалы (тема)

Экскурсии

Дата

I.

Что изучает история

10

Практикум «Ход времени и способы его измерения».

Тематический тест 1.

II.

Первобытный мир

6

Игровое моделирование «Первобытный период»

Тематический тест 2.

III.

Древний Восток

18

Практическое занятие «Культура Шумера»

Тематический тест 3.

IV.

Древняя Греция

16

Практическая работа «Становление демократии в Афинах»

Тематический тест 4.

V.

Древний Рим

16

Проектная деятельность «Культура Древней Греции и Рима»

Тематический тест 5.

VI.

Урок повторения и обобщения

1

Итоговый тест.

VII.

Резерв

1

Итого

68

Поурочное планирование

п/п

Тема урока

Обязательный минимум содержания исторического образования (2004 г.)

Примерная программа

Примечание

Дата

«Что изучает история»

По примерной программе – 10 ч., по плану - 10 ч.

1.

Что изучает наука история. Источники исторических знаний.

§ 1

Источники знаний о прошлом. Историческое летоисчисление. Историческая карта. История Отечества – часть всемирной истории.

Ход времени и способы его измерения. .Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта.

Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство.

2.

Вспомогательные исторические дисциплины

3.

Генеалогия. Родословная моей семьи

БТ 1.

4.

Геральдика. Гербы, флаги, гимны государств

5.

Российская государственная символика

БТ 2.

6.

Россия – многонациональное государство.

7.

Ход времени и способы его измерения. § 2

Практикум

8.

Географические названия – свидетели прошлого.

ДТ

9.

История России – часть всеобщей истории.

10.

Урок повторения и обобщения по теме «Что изучает история»

ТТ

История Древнего мира

По примерной программе –не менее 45 ч., по плану – 58 ч.

Раздел I. Первобытный мир

Глава 1. Жизнь древнейших собирателей и охотников

Первобытное общество. Расселение древнейшего человечества. Орудия труда, занятия первобытного человека. Родоплеменные отношения. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Первобытное общество

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

11.

Первые люди. § 3

12.

«Человек разумный». § 4

13.

Зарождение искусства и религиозных верований. § 5

БТ 1.

14.

Два великих открытия неолита.

§ 6

БТ 2.

Глава 2. Жизнь древнейших скотоводов и земледельцев

Игровое моделирование. ДТ

15.

На пути к цивилизации. § 7

16.

Урок повторения и обобщения по теме «Первобытный мир». § 3-7, стр. 38

ТТ

Раздел II. Древний Восток

Глава 3. Древний Египет

Древний Восток (Египет, Передняя Азия, Индия, Китай). Занятия жителей. Возникновение государств. Мир человека древности в зеркале мифов и легенд. Зарождение древних религий. Конфуций. Будда. Культурное наследие Древнего Востока.

Древний Восток

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

17.

Государство на берегах Нила. Стр. 40, § 8

18.

Фараоны и их чиновники. § 9

19.

Древнеегипетские грамотеи. § 10

20.

Трудовое население. § 11

21.

Древнеегипетское войско и завоевательные походы. § 12

22.

Боги и верования древних египтян. §13

23.

Древнеегипетские мастера. § 14

БТ 1.

Глава 4. Западная Азия в древности

24.

Древнее Междуречье. § 15

25.

Шумеро-аккадская культура. § 16

Практическое занятие

26.

Вавилонское царство. Царь Хаммурапи и его Законы. § 17

27.

Ассирийское государство. § 18

28.

Древние финикийцы. § 19

29.

Сирия и Палестина в древности. § 20

30.

Древний Иран. § 21

БТ 2.

Глава 5. Южная и Восточная Азия в древности

31.

Древняя Индия. Общество и культура Древней Индии. § 22-23

32.

Китай на пути к централизованному государству. § 24

БТ 3

33.

Китай в эпоху империи Хань. Китайская культура. § 25

ДТ

34.

Урок повторения и обобщения по теме «Древний Восток». § 8-25

ТТ

Раздел III. Древняя Греция

Глава 6. Древнейшая Греция

Древняя Греция. Легенды о людях и богах. Полис – город-государство. Свободные и рабы. Афины. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Империя Александра Македонского. Эллинистический мир. Культурное наследие Древней Греции.

Древняя Греция и эллинистический мир

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

Начало работы над проектами по теме «Культура Древней Греции и Рима»

35.

Природные условия. Первые города-государства. § 26

36.

«Темные века». § 27

БТ 1.

Глава 7. Архаическая Греция

37.

Период архаики. Великая греческая колонизация. § 28-29

Глава 8. Греция в классический период

БТ 2

38.

Афины. Рождение демократии. § 30

39.

Ранняя Спарта. Спартанский образ жизни. § 31

40.

Рождение греческой культуры. § 32

41.

Греко-персидские войны. § 33

42.

Афинский морской союз и афинская демократия. § 34

Практическая работа

43.

Пелопоннесская война. § 35

44.

Хозяйство Древней Греции классического периода. § 36

45.

Греческое искусство. § 37

БТ 3

46.

Театр и наука. § 38

47.

Греция в IV веке до н.э. Возвышение Македонии. § 39

Глава 9. Эллинистический период

ДТ

48.

Александр Македонский и завоевание Востока. § 40

49.

Эллинистические государства Востока. Восток и Греция после Александра. § 41-42

50.

Урок повторения и обобщения по теме «Древняя Греция».

§ 26-42. стр. 192

ТТ

Раздел IV. Древний Рим

Глава 10. Начало римской истории

Древний Рим. Легенды и верования римлян. Патриции и плебеи. Республика. Войны Рима. Г.Ю. Цезарь. Римская империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Раздел Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима.

Древний Рим

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.

51.

Италия до Рима. Царский Рим § 43-44

52.

Древняя республика. § 45

53.

Римские нравы и римская религия времен республики. § 46

54.

Рим становится господином Италии.

§ 47

БТ 1.

Глава 11. Поздняя республика

55.

Войны Рима с Карфагеном.

§ 48

56.

Римляне создают мировую державу.

§ 49

57.

Братья Гракхи и их земельные реформы. § 50

58.

Римские рабы. § 51

59.

Гибель республики и диктатура Цезаря. § 52

БТ 2

Глава 12. Рождение и расцвет Римской империи

60.

Рим превращается в империю. § 53

61.

Рим в I веке. § 54

62.

Возникновение христианства. § 55

ДТ

63.

Римская империя в эпоху наивысшего могущества. Повседневная жизнь римлян в эпоху империи § 56-57

§ 57 на самостоятельное изучение

ТТ

Глава 13. Упадок Римской империи

64.

Император – «бог и господин». Разделение Римской империи на Западную и Восточную. § 58-59

65.

Гибель Западной Римской империи. § 60

66.

Урок повторения и обобщения по теме «Древний Рим». § 43-60, стр. 267

ИТ

67.

Урок повторения и обобщения по курсу «История Древнего мира». Стр. 268

68.

Резерв



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебного курса «Мировая художественная культура. 10 класс»

    Рабочая программа
    Рабочая программа по мировой художественной культуре (МХК) составлена на основе Примерной программы по мировой художественной культуре, утвержденной приказом Минобразования России от 09.
  2. Рабочая программа По Истории Древнего мира (наименование курса, предмета, дисциплины) 5 класс

    Рабочая программа
    2. Регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом Комитете по образованию Мурманской области №811 от 30.
  3. Тематическое планирование курса «История древнего мира», 5 класс

    Урок
    1. Дать учащимся представление об облике древнейших людей, их орудиях труда, занятиях, о главном отличии людей от животных, о первых человеческих коллективах.
  4. Рабочая программа учебного курса Изобразительное искусство в 7а классе основного общего образования базовый уровень

    Рабочая программа
    Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов.
  5. Рабочая программа учебного курса по литературе для 7 класса Учитель: Н. А. Корженевская

    Рабочая программа
    Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2004 г.), Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по литературе под редакцией А.

Другие похожие документы..