Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Иногда маловероятное стечение обстоятельств приводит к непредсказуемым последствиям, и нам кажется, что мы становимся игрушкой судьбы. Однако анализ п...полностью>>
'Методические указания'
Рецензент - доктор филологических наук, профессор, декан факультета романо-германской филологии Кубанского государственного университета Тхорик Влади...полностью>>
'Учебное пособие'
В пособии последовательно анализируются основные направления, исследовательские подходы, научные школы, концепции, раскрывающие сущность, природу, ос...полностью>>
'Публичный отчет'
Осуществлялось взаимодействие с органами местного самоуправления Иркутской области (далее – области) по приведению действующих рынков в соответствие ...полностью>>

Методические указания к изучению курса для студентов специальности 100103. 65 «Социально-культурный сервис и туризм» всех форм обучения Составитель О. В. Порва

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»

Утверждаю в печать

ректор университета

д-р техн. наук С.Н. Иванченко______________

«______»___________________2006г.

география туризма

Методические указания к изучению курса

для студентов специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис

и туризм» всех форм обучения

Составитель О.В. Порва

Рассмотрены и рекомендованы к изданию

кафедрой

«_____»______________________2005г.

Зав. кафедрой П.Б. Музыченко

Рассмотрены и рекомендованы к изданию

советом Международного факультета

«_____»______________________2005г.

Председатель совета А.Г. Шоберг

Хабаровск

Издательство ТОГУ

2007

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»

география туризма

Методические указания к изучению курса для студентов

специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм»

всех форм обучения

Хабаровск

Издательство ТОГУ

2007

ББК У9(2Рос)82-212.86+Ч518.14(2Рос)

УДК 658:379.85(07)

География туризма : методические указания к изучению курса для студентов специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм» всех форм обучения / сост. О. В. Порва. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2006. – 46 с.

Методические указания составлены на кафедре «Социально-культурный сервис и туризм». Включают методические рекомендации к изучению курса, тематический план курса, программу курса, программу семинарских занятий, практикум по курсу, методические рекомендации к выполнению контрольных работ, тематику контрольных работ, контрольные вопросы к экзамену.

Печатается в соответствии с решениями кафедры «Социально-культурный сервис и туризм» и методического совета международного факультета.

© Тихоокеанский государственный

университет, 2007

География туризма

Методические указания к изучению курса

для студентов специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм»

всех форм обучения

Порва Ольга Вячеславовна

Главный редактор Л. А. Суевалова

Редактор Т. Ф. Шейкина

Компьютерная верстка О. В. Порва

Подписано в печать Формат 60 х 84 1/16.

Бумага писчая. Гарнитура «Таймс». Печать цифровая. Усл. печ. л.

Тираж 100 экз. Заказ .

Издательство Тихоокеанского государственного университета.

680035, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136.

Отдел оперативной полиграфии издательства

Тихоокеанского государственного университета.

680035, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136.

О г л а в л е н и е

1. Цели и задачи дисциплины…………………………………………...4

2. Требования к уровню освоения содержания

дисциплины………………………………………………………………...6

3. Программа дисциплины……………………………………………….7

4. Программа семинарских занятий………………………………..15

5. Практикум по дисциплине…………………………………………..17

6. Структура и содержание контрольной работы

для студентов заочной формы обучения….………………...27

6.1. Структура контрольной работы……………………………………………...27

6.2. Содержание контрольной работы……………………………………………28

6.3. Оформление текстового документа………………………………………….29

6.4. Выбор варианта контрольной работы………………………………………..29

6.5. Тематика контрольных работ………………………………………………....32

7. Вопросы выходного контроля………………………………………43

8. Рекомендуемая литература…………………………………………..45

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «География туризма» предназначена для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 100103.65 – «Социально-культурный сервис и туризм». Дисциплина относится к циклу дисциплин специализации.

Цель дисциплины - ознакомление студентов с рекреационными ресурсами, туристской освоенностью и перспективами развития туризма в различных регионах России, странах СНГ, странах АТР и странах мира.

Задачи дисциплины - изучение основных понятий о территориальных рекреационных системах и рекреационном районировании, оценка современного состояния развития туризма в регионах и прогноз их дальнейшего рекреационного освоения.

Международный туризм принадлежит к числу наиболее активных форм общения людей и находится в тесной связи с такой отраслью географии, как рекреационная география, изучающая природно-географические, культурные, исторические и другие условия, способствующие развитию туризма.

Внимание студентов в процессе изучения дисциплины «География туризма» будет сконцентрировано на таких направлениях, как проведение анализа рекреационных ресурсов и определение специализации туристских регионов.

В дисциплину «География туризма» включена характеристика рекреационных ресурсов отдельных стран и регионов, на базе которых развивается как международный, так и внутренний туризм, происходит формирование основных туристских потоков, анализируются континентальные, национальные и региональные особенности развития туризма.

Обучение строится на сочетании лекций и практических занятий.

Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов дисциплины, которые освещаются в основном на проблемном уровне.

Практические занятия для студентов дневного отделения являются аудиторными, проводятся в виде семинаров, практических и тестовых заданий. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике. Для студентов заочного отделения предусмотрено выполнение контрольных работ.

Индивидуальные занятия предполагают работу каждого студента по индивидуальному (групповому) заданию и письменный отчет по нему перед преподавателем. Индивидуальное занятие не является аудиторным.

Самостоятельная работа является внеаудиторной и предполагает самостоятельное ознакомление студента с определенными разделами курса по рекомендованным преподавателем материалам и его подготовку к выполнению индивидуальных заданий по курсу.

Согласно учебному плану изучение дисциплины «География туризма» предусмотрено на первом курсе дневного отделения (второй семестр).

Изучение дисциплины на дневном отделении осуществляется по единой тематической программе в соответствии с учебным планом с использованием индивидуального консультирования и самостоятельной работы студентов.

Для проверки эффективности усвоения дисциплины проводится контроль знаний студентов. При этом используются следующие виды контроля: текущий контроль, включающий выполнение студентами контрольных заданий с последующей оценкой проделанной работы; итоговый контроль, проходящий в форме экзамена.

Текущий рейтинг-контроль проводится преподавателем в процессе проведения всех видов занятий. Промежуточный рейтинг-контроль предназначен для практической комплексной оценки освоения разделов курса и осуществляется путем подготовки студентами ответов на заданные преподавателем вопросы. Он проводится один раз в месяц в виде контрольных работ или тестовых занятий.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная дисциплина «География туризма» относится к циклу специальных дисциплин и призвана сформировать знания, умения и навыки в изучении и использовании ресурсного потенциала территории в рекреационных целях; изучением и обобщением опыта туристских регионов мира; обучении студентов умению определять перспективы развития туристского региона.

Изучение географии туризма должно предваряться чтением следующих курсов:

- «Элементы туризма»;

- «Экскурсионно-выставочная работа (историко-культурный потенциал и уникальные природные объекты)»;

- «Культура стран АТР (развитие туризма в странах АТР, основные туристские потоки)»;

-«Основы организации туристской деятельности».

В соответствии с квалификационными требованиями специалист дол­жен знать:

  1. Знать возможности современных научных методов познания природы.

  2. Знать законодательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма, правовые нормы, регулирующие отношения между личностью и окружающей средой.

  3. Иметь научное представление о здоровом образе жизни, воздействии рекреации на человека.

  4. Знать возможности современных информационных технологий и владеть методами сбора, хранения и обработки данных при подготовке решений в социально-культурном сервисе и туризме.

  5. Быть способен обеспечивать деятельность предприятий и организаций, представляющих услуги по рекреации, социально-культурному сервису и туризму.

3. программа дисциплины

Тема 1. Предмет и содержание дисциплины «География туризма»

Значение и содержание курса. Предмет, цели и задачи курса. Факторы, оказывающие влияние на развитие туризма. Роль географических дисциплин в изучении туристских ресурсов. Связь географии с другими науками.

Вопросы контроля

  1. Предмет, цели и задачи географии туризма.

  2. Роль географии в изучении туризма.

  3. Связь географии с другими науками.

  4. Назовите географические факторы, оказывающие влияние на развитие туризма.

  5. Какие особенности рекреационных ресурсов туристы принимают во внимание при выборе места отдыха?

Тема 2. Основные понятия географии туризма

Данная тема раскрывает сущность таких понятий как «туризм»; «турист»; «туристская деятельность», «внутренний», «выездной», «въездной туризм», «социальный туризм», «самодеятельный туризм», «туристские ресурсы», «туристская индустрия», «тур», «свободное время», «отдых (рекреация)», «территориальная рекреационная система», «рекреационный потенциал», «рекреационные ресурсы», «рекреационная освоенность», «рекреант».

Вопросы контроля

  1. Дайте определение понятий «турист» и «туризм».

  2. Дайте определение понятий внутреннего, въездного и выездного туризма.

  3. Дайте определение понятия «социальный туризм».

  4. Дате определение понятия «самодеятельный туризм».

  5. Дайте определение понятия «туристская индустрия».

  6. Дайте определение понятия «свободное время».

  7. Дайте определение понятия «рекреация».

  8. Назовите признаки понятия «рекреация».

  9. Назовите критерии рекреационной деятельности.

  10. Назовите признаки понятия «турист».

  11. Дайте определения понятий «рекреационный потенциал», «рекреационные ресурсы».

  12. Назовите признаки, которым должен отвечать рекреационный ресурс.

  13. В чем состоит суть понятия «рекреационная освоенность».

Тема 3. Факторы развития туризма

Географические факторы развития туризма: физико-географические, экономико-географические, этнические, культурно-исторические. Общеэкономические, социально-демографические факторы. Факторы культурного и общественно-психологического характера. Личностно-поведенческие факторы.

Вопросы контроля

  1. Охарактеризуйте физико-географические факторы, влияющие на развитие туризма.

  2. Экономико-географический фактор и его влияние.

  3. Охарактеризуйте этнические и культурно-исторические факторы.

  4. Охарактеризуйте факторы культурного и общественно-психологического характера.

  5. Социально-демографические и личностно-поведенческие факторы и их влияние на структуру отдыха населения.

Тема 4. Классификация туризма

Туризм подразделяется на отечественный и международный, или иностранный, но кроме этого деления необходимы и другие классификационные признаки: географический принцип, направление туристского потока, цель путешествия, источник финансирования, способ передвижения, число участников, организационная форма, степень подвижности, продолжительность путешествия, сезонность и др.

Вопросы контроля

  1. Назовите виды туризма по географическому принципу и дайте их характеристику.

  2. Классификация туризма по целям.

  3. Классификация туризма по источнику финансирования.

  4. Классификация туризма по способу передвижения.

  5. Классификация туризма по организационной форме.

  6. Классификация туризма по продолжительности путешествия и по степени подвижности.

Тема 5. Рекреационное и туристское природопользование.

Туристское районирование

Виды и типы природопользования. Структура и формы рекреационного и туристского природопользования. Факторы, влияющие на развитие рекреации и туризма. Элементы и принципы рекреационного природопользования. Понятие ресурсов. Природные рекреационные ресурсы. Основные классификации ресурсов. Особенности организации рекреационной деятельности. Рекреационное районирование и его значение. Классификация и свойства туристских ресурсов. Особенности и принципы районирования международного туризма.

Вопросы контроля

        1. Виды и типы рекреационного природопользования.

        2. Понятие ресурсов. Природные условия и природные ресурсы.

        3. Дайте определение понятия «туристское районирование». Значение туристского районирования.

        4. Назовите основные туристские регионы мира, выделенные ВТО.

        5. Назовите основные свойства туристских ресурсов.

        6. В чем заключается сложность туристского районирования?

        7. Назовите районообразующие факторы в международном туризме.

        8. Классификация природных рекреационных ресурсов.

        9. Дайте определение туристской территории.

Тема 6. Введение в экологический туризм

Основные принципы и положения современной охраны природы и окружающей человека среды. Экологическая безопасность как основное условие обеспечения рекреационного природопользования. Определения и понятия экотуризма. Предпосылки зарождения и история развития экотуризма. Концепция устойчивого развития современного туризма. Возможности управления воздействием туризма на природные ресурсы и выгоды от экотуризма. Виды экотуризма и их характеристика. Факторы развития экотуризма. Основные центры экотуризма.

Вопросы контроля

  1. Охарактеризуйте суть концепции устойчивого развития туризма.

  2. Какова история формирования понятия «экотуризм»?

  3. Назовите основные составляющие экотуризма.

  4. Назовите виды экотуризма и дайте их характеристику.

  5. Назовите признаки экотуризма.

  6. Дайте определение экотуризма.

  7. Назовите виды воздействия туризма на природные комплексы.

  8. Как можно управлять процессом влияния туризма на природу?

  9. Основные центры экотуризма.

  10. Проблемы экологии при организации туристской деятельности.

  11. Туризм и охрана природы.

  12. Особенности организации экотуризма.

Тема 7. Территории регламентированного рекреационного

использования

Виды особо охраняемых природных территорий и их назначение. Рекреационное использование особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Функциональное зонирование заповедников и национальных парков. Особо охраняемые природные объекты, их классификация и значение для туризма.

Вопросы контроля:

  1. Назовите категории ООПТ.

  2. Дайте характеристику государственных природных заповедников. Назовите мероприятия и виды деятельности, допустимые на территории заповедников.

  3. Дайте характеристику национальных парков.

  4. Назовите функциональные зоны национального парка.

  5. Дайте характеристику природного парка.

  6. Дайте характеристику государственных природных заповедников.

  7. Дайте характеристику памятников природы. Какие природные объекты и территории могут быть объявлены памятниками природы?

  8. Дайте характеристику ботанических садов и дендрологических парков.

Тема 8. Рекреационная и туристическая пригодность

ландшафта

Оценка рельефа для различных видов рекреации и туризма. Горные территории мира, особенности туристской деятельности, экологические проблемы горного рекреационного природопользования. Водные ресурсы и их использование в рекреационных целях. Водоохранные территории и их значимость. Прибрежно-морские рекреационные ресурсы, экологические ограничения и принципы рекреационного природопользования. Виды морского туризма. Растительный покров и уникальные природные ресурсы.

Вопросы контроля

  1. Оценка рельефа для различных видов туризма.

  2. Особенности горного туризма.

  3. Использование водоемов в туризме.

  4. Особенности туризма на воде. Виды водного туризма.

  5. Понятие курортно-рекреационных хозяйств.

  6. Особенности и характеристика морского туризма.

  7. Ландшафт, типы ландшафтов.

  8. Использование уникальных природных ресурсов в туризме.

  9. Лесные рекреационные ресурсы.

  10. Рекреационная устойчивость ландшафта.

Тема 9. Туризм в России. Характеристика рекреационных

ресурсов туристских районов

Характеристика выездного туристского потока. Основные направления путешествий. Характеристика въездного туристского потока. Характеристика рекреационных ресурсов Российской Федерации по регионам:

  • Север России - Карельско-Кольский район (Мурманская область, Карелия) и Североевропейский район (Архангельская, Вологодская, Ленинградская области и республика Коми).

  • Центр России - Центральный район (Московская область и территории прилегающих областей - Смоленской, Владимирской, Рязанской, Тульской, Калужской, Брянской); Западный район (Калининградская, Псковская и Новгородская области); Верхневолжский район (Тверская, Ярославская, Ивановская, Костромская, Нижегородская, Кировская области и северные части республик Удмуртия, Чувашия и Мари Эл); Уральский район (Пермская, Екатеринбургская, Челябинская области, Башкирия, восточная часть Удмуртии).

  • Юг России - Центральные Черноземные области и побережье Черного, Азовского и Каспийского морей, предгорные и горные районы Северного Кавказа; Кавказско-Черноморский район (Черноморское побережье Краснодарского края): Северо-Кавказский район (предгорная и низкогорная части Северного Кавказа); Горно-Кавказский район (горная система Большого Кавказа в пределах границ РФ); Азовский район (Российское побережье Ростовской области и Краснодарского края вдоль Таганрогского и Темрюкского заливов); Каспийский район (Дагестанское побережье Каспийского моря от Судака до южных границ республики); Поволжский и Южно-Российский рекреационные районы (территории Центрального Черноземья, Среднего и Нижнего Поволжья, Оренбургская и Ростовская области).

  • Сибирь и Дальний Восток - Север и Юг (Обско-Алтайский, Енисейский, Прибайкальский, Дальневосточный районы и Азиатский север России).

Биоклиматические условия, природные рекреационные ресурсы, инфраструктура района, гидроминеральные ресурсы, лечебные грязи, экологические условия природной среды, культурно-исторический потенциал, рекреационная освоенность территории, основные центры туризма, проблемы рекреационного освоения и перспективы развития.

Тема 10. Туризм в странах зарубежья. Характеристика

рекреационных ресурсов

География международного и внутреннего туризма в странах:

  • Европы (Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Германия, Португалия, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Австрия, Швейцария, Испания, Италия, Греция, Мальта, Чехия, Словакия, Польша, Болгария, Венгрия).

  • Азии (Индия, Непал, Шри-Ланка, Индонезия, Пакистан, Китай, Япония, Сингапур, Таиланд, Малайзия, Монголия).

  • Ближнего Востока (Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Израиль, Сирия, Кипр, Турция, Саудовская Аравия, Иордания).

  • Америки (США, Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Куба, Ямайка, Коста-Рика).

  • Африки (Марокко, Тунис, Эфиопия, Танзания, Кения, ЮАР, острова Маврикий, Мадагаскар, Сейшельские).

  • Австралии и Океании (Австралия, Новая Зеландия).

Биоклиматические условия, природные рекреационные ресурсы, инфраструктура, экологические условия природной среды, культурно-исторический потенциал, рекреационная освоенность территории, основные центры туризма и проблемы рекреационного освоения.

4. Программа семинарских занятий

Семинар 1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания для студентов специальности 100103. 65 «Социально-культурный сервис и туризм»

    Методические указания
    Дипломная работа. Методические указания для студентов специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм». – СПб.: Изд-во СПб ГУСЭ, 2008. - 49 с.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 100103. 65 Социально-культурный сервис и туризм

    Учебно-методический комплекс
    Правовое обеспечение социально-культурного сервиса и туризма: Учебно-методический комплекс / А.И. Лебедев. – Уфа: Уфимская гос. академия экономики и сервиса, 2007.
  3. Учебно-методический комплекс по специальности 100103. 65 Социально-культурный сервис и туризм Уфа 2009

    Учебно-методический комплекс
    Санитария и гигиена на предприятиях питания: Учебно-методический комплекс по специальности 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм / Сост.: Т.Р.
  4. Методические указания для студентов всех форм обучения по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» новосибирск

    Методические указания
    Основной целью данного курса является развитие у студентов восприимчивости к культуре, способности к правильной интерпрета­ции конкретных проявлений коммуникативного поведения в различ­ных культурах, а также формирование навыков мышления
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Города и музеи мира» для специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа курса «Города и музеи мира» для студентов Естественно-географического факультета, специальность «Социально-культурный сервис и туризм», подготовлена с учетом требований, вытекающих из профессиональной подготовки,

Другие похожие документы..