Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
АРИСТОТЕЛЬ (348-322 гг до н. э.) - основоположник логики. Написал книги «Категории», «Первая аналитика», «Вторая аналитика». (Исследовал различные фор...полностью>>
'Публичный отчет'
Последнее десятилетие в теории и практике обучения и воспитания недостаточно внимания уделялось гуманитарному развитию личности, воспитанию её духовн...полностью>>
'Программа дисциплины'
Юридическая психология: рабочая учебная программа дисциплины по основной образовательной программе высшего профессионального образования по специальн...полностью>>
'Документ'
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года среди общих тенденций мирового развития, обусловливающих необходимость существе...полностью>>

Шаравина Елена Ивановна Общее музыкальное образование школьников всегда было и остаётся неотъемлемой частью эстетического воспитания подрастающего поколения. Современный взгляд на урок

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методы и приёмы активного слушания

на уроке музыки в начальных классах

(на примере музыкального произведения Э.Грига «Утро»)

учитель музыки КНГ - Шаравина Елена Ивановна

Общее музыкальное образование школьников всегда было и остаётся неотъемлемой частью эстетического воспитания подрастающего поколения.

Современный взгляд на урок музыки все больше отстаивает то положение, что урок музыки, прежде всего, должен быть уроком искусства.

Какая музыка была,

Какая музыка звучала!

Она совсем не поучала,

А лишь тихонечко звала.

Звала добро считать добром,

И хлеб считать благодеяньем,

Страданье вылечить страданьем,

А душу – дружеским теплом…

В этих словах Ю.Визбора заключён и методический смысл: воспитывать музыкой, пробуждая в человеке всё самое человечное, доброе, вечное.

Процесс обучения на уроке музыки направлен на обогащение и пополнение музыкального опыта учащихся, а так же на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его.

В основу моей работы положена методика действия, т.е. активной музыкальной деятельности ученика в процессе слушания и исполнения музыки.

Методы и приёмы активного слушания

  • Метод моделирования художественно – творческого процесса.

  • Иллюстрирование музыкального произведения

  • Метод «пластическое интонирование»

  • Инструментальное музицирование

  • Графическое изображение

  • Вокализация мелодии

  • Метод «синквейн»

Метод моделирования художественно – творческого процесса.

Школьник ставится в позицию творца – композитора, как бы заново создающего произведение.

Это прохождение и проживание пути рождения музыки, воссоздание её как бы «изнутри».

- Представьте, что вы композиторы и вам надо сочинить музыку утра.

Какой характер музыки вы выберете: песенный, танцевальный, маршевый? Почему? Лад. Темп. Тембр. Динамика. Регистр.

Данный метод направлен на повышение активного, деятельностного освоения произведения искусства в противовес словесно-информативным методам, которые, к сожалению, главенствуют на музыкальных занятиях. Совсем отрицать эти методы бессмысленно но, так как их мобильность заключается в возможности сокращения времени на передачу информации. Иногда очень важно за короткий отрезок времени (его так мало на уроке) именно самому учителю рассказать, показать, спеть, объяснить и т.д. В практической работе многие учителя отдают немало времени поиску таких вопросов, которые бы побуждали, направляли, заставляли задуматься учащихся. Для учителя необходимо знать, о чем и как спросить, поскольку в вопросе скрыта суть поставленной задачи.

Какой характер музыки? Какой темп? Это песня или танец? Народная музыка или композиторская? Какая форма? Поднимите руки те, кто со мной согласен. Покажите красные карточки, если услышите повторение темы. Закройте глаза и поднимите руку, когда услышите знакомую мелодию. Вспомните композитора... Эти традиционные вопросы и задания всегда требуют точного однозначного ответа или действия. И даже те вопросы, которые начинаются со слова «почему», обычно подразумевают нахождение ответа в привычном для детей музыкальном и житейском опыте и для детей сами собой разумеются, не требуют особой умственной работы. Естественно, что учащиеся охотно отвечают, и учитель доволен их активностью. Но парадокс заключается в том, что эти вопросы... не имеют никакого смысла, ибо современные дети, в том числе и дошкольники и даже дети с отклонениями и развитии, совершенно свободно различают и характер, и темп, жанровую основу музыки, потому что эта способность у них уже есть с рождения и развита их повседневным (эмпирическим) опытом.

Более сложные задания (например, назовите признаки, по которым можно определить разновидности марша; назовите характерные особенности того или иного музыкального явления и пр.). будучи сформулированными таким же образом, также сводят все размышления учащихся к нахождению общих признаков и различий, их классификации по уже известным образцам и т. д. В результате у школьников развивается мышление, которое В.В.Давыдов назвал «эмпирико-классифицирующим». Оно заключается именно в нахождении у явления частных признаков, которые являются общими с другими явлениями, и в отнесении на этом основать данного явления к тому или иному классу, виду, роду и т.д. Bсe «мыслительное творчество» при этом протекает на уровне манипулирования уже известными музыкальными средствами, терминами, понятиями и никак не является творческим преобразованием музыкального материала. Потому что нет задачи в ее обучающе-развивающем смысле!

Важно, чтобы решение новых вопросов приобретало форму кратких собеседований учителя с учащимися. В каждом таком собеседовании должны наглядно ощущаться три неразрывно связанных момента: первый

-- четко сформулированная учителем задача; второй -- постепенное, совместно сучащимися, решение этой задачи; третий -- окончательный вывод, сделать который и произнести (всегда, когда это возможно) должны сами учащиеся».

В то время, когда на уроках пения (именно пения) господствовал объяснительно-иллюстративный метод, это была новая, прогрессивная педагогическая технология. Сегодня это уже традиционное ведение урока. Однако проблемный метод на уроках музыки стал всего лишь воплощением одного из принципов общей дидактики (самостоятельное усвоение знаний), а по сути он совершен но не затрагивал уровня мышления и качества самого знания, т. с. не стал развивающим.

Метод моделирования художественно-творческого процесса углубляет проблемный метод, направляя мышление учащихся в русло выявления истоков происхождения изучаемого явления. Именно постановка задачи, решение которой требует мысленного экспериментирования с материалом, самостоятельного поиска еще неизвестных связей внутри явлений, проникновения в его природу -- это то, что отвечает подлинному смыслу учебной или творческой задачи.

Этот универсальный и общий для искусства метод требует: самостоятельности в добывании и присвоении знаний (которые при прохождении пути композитора не отчуждаются от ребенка), творчества (когда школьник, в опоре на музыкальный опыт и на воображение, фантазию, интуицию, сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает и т.д.), развития способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации.

Иллюстрирование музыкального произведения
(перевод музыки на язык другого вида искусств)

После прослушивания и анализа музыки «Утро» Э.Грига «перевести» его на язык красок и линий. Передать в рисунке динамические нюансы, тембры инструментов.

- Создаётся план рисунка, обсуждаются краски будущей картины.

1. «Нежный свет». Музыка тихая.

Один инструмент - один цвет: мягкий, тёплый, не яркий, нежный.

2. «Пробуждение». Музыка становится громче, больше инструментов, больше тембров – цвета более яркие.

3. «Восход солнца». Музыка громкая, играет целый оркестр. Краски яркие, насыщенные.

4. «Утренняя песнь». Музыка становится тише. Краски становятся мягче.

- На следующем уроке учащиеся рассматривают иллюстрации и обсуждают «созвучие» музыки и красок, их выразительность.
Каждая картина несёт в себе отпечаток личности, оригинальности ребёнка.

Метод «пластического интонирования» или экспрессивное выражение внутреннего эмоционального состояния.

«Пластическое интонирование»- выражение музыки в жесте.

Взять в свою руку звук и вести его, строго следуя за движением главной мысли произведения - приём «слушание рукой». Дети «рисуют» рукой движение музыки.

  • Восходящая и нисходящая мелодия - поднимающиеся и опускающиеся руки;

  • Завершение музыкального развития- руки, отдыхающие горизонтально на коленях, голова наклонена вниз;

  • Кульминационные точки- руки вытянуты над головой и т.д.

“Пластическое интонирование”- это один из способов, одна из возможностей “ проживания ” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания . Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние . Способность учителя найти такие обобщающие движения, которые бы выразили главное: душевное состояние, отраженное в музыке,- это способность решает очень многое, ибо эти движения могут стать настолько понятными, настолько “заразить” детей эмоциями, что буквально отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыки… Если бы мы с ранних лет развивали в детях способность “внутреннего проигрывания” музыки, “пластического пропевания” ее каждой клеточкой своего тела, своей души, насколько осмысленнее, действеннее было бы освоение детьми музыки, прочувствованнее было бы ее исполнение!..

Пластическое интонирование это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас “договаривают” тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от “переизбытка” чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.

Движения могут быть различными - от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки (“Веселый музыкант” А.Филиппенко); от покачивания корпусом (запев песни “Дружат дети всей земли” Д.Львова-Компанейца) до радостного танца (ее припева); от легкого шага до хоровода (р.н.п. “Во поле береза стояла”).

Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. Важно - свобода творчества .

На своих уроках я часто пользуюсь приемом исполнения музыки движением, жестом - “пластическим интонированием”. Это помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.

Так во втором классе ребята, прослушав фрагмент из “Утра” Грига, прекрасно справляются с заданием показать движением, как развивалась музыка (руки детей плавно поднимаются вверх, показывая как восходит солнце). Обращаю внимание насколько выразительны жесты ребят, отвечают ли они характеру музыки.

Можно привести в пример дирижера - человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время “играет” таким колоссальным инструментом, как оркестр. Значит, есть в жесте дирижера что-то такое, что дает почувствовать интонационно-образный смысл музыки. Движение -это зримая музыка, не случайно сейчас на сцене появились пластические трактовки многих инструментальных и вокальных произведений. Исполнение музыки движением дает учителю увидеть, как слышит музыку каждый ученик. В то же время исполнение музыки движением раскрепощает ребят и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не “выключаясь”. Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко уловили эти изменения дети, а значит, насколько они были внимательны.

Творческое воображение первоклассникам, в процессе моделирования образа танцевальной музыки “Вальса-шутки” Д.Шостаковича, подсказывает характер движений. При помощи музыки и пластики мы совместно создаем настоящую танцевальную миниатюру, в которой передаем свое чувствование и видение танцевальной музыки.

Самостоятельная творческая деятельность детей связана с пластическим интонированием контрастных музыкальных образов балета С.Прокофьева “Золушка” (“Вальс и Полночь”) в первом классе через свободное дирижирование, поиск линий жеста, движения в передачи бездушного звучания часов, имитации однообразных ударов маятника-робота.

Звучит “Арагонская хота” М.Глинки. Дети очень любят эту музыку. Но более эмоционально почувствовать атмосферу праздничного веселья поможет им и пластическое интонирование хоты, поиск выразительных жестов, поз, движений, изобразительных моментов.

Человек многому учится через движение, соединенное с музыкой. Поэтому в нашей школе был введен урок ритмики, на котором учащихся начальных классов я обучала танцу (“Сударушка”, “Русский лирический”, “Полька”, “Вару-вару” и др.). Ведь танец дает возможность “ввести ребят во все эпохи, пережить любое время - ведь это история, которая оживает в жесте, это настоящий театр…”

Музыка и движение в совокупности всегда заставляли обращаться к этой теме специалистов их разных областей искусства и педагогики. Б.В.Асафьев утверждал, что музыкальное искусство постоянно испытывает на себе воздействие «немой интонации» пластики и движений человека (включая язык руки). Музыкальная интонация, по его мнению, никогда не теряет связи ни со словом, ни с танцем, ни с мимикой (пантомимой) человеческого тела. Наивысшей точкой взаимодействия музыки и движения является балетный спектакль. Именно в балете содержание музыки, все средства музыкальной речи обретают тесную связь с пластическими образами, ритмом и рисунком танца.

 

Музыкальная педагогика постоянно обращается к решению проблемы «музыка – движение». Известный швейцарский педагог Э.Жак-Далькроз разработал систему ритмического воспитания детей, а преподаватель Иерусалимской академии Вероника Коэн - пластического интонирования на уроке музыки, основой которой является развитие музыкального слуха посредством движений, органически сочетающихся с музыкой. Исследовали эту область и отечественные педагоги – Д.Кабалевский, Н.Г.Александрова, Н.П.Збруева и др.

 

Возвращаясь к системе пластического интонирования В.Коэн, к сожалению, приходится констатировать, что огромное количество интереснейших методик неприемлемы к нашим условиям работы. Ограниченность во времени, большая наполняемость классов, неприспособленные к подобным занятиям помещения – всё это тормозит активное внедрение пластического интонирования на наших уроках, хотя система уже обозначена приоритетным направлением в программе 12-летнего образования.

 

Что же такое «пластическое интонирование»? Это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную.

При этом решается целый ряд проблем:

 

1. Психологическая: «музыка – часть меня, я – часть музыки». Новые ощущения себя активизируют восприятие,

    мышление, память, способствует увлечённости и творчеству и возникновению непроизвольного внимания.

2. Образовательная: помогает зрительно показать сложные музыкальные понятия, не разрушив процесса слушания:

    секвенции, фразировку, динамические градации, смену лада, штрихов, среагировать на малейшее изменение   

    эмоционального плана, наглядно показать построение музыки, превратив «сухую» беседу в увлекательную игру, где

    все эти понятия связываются в сюжет, участником которого становится каждый ребёнок.

 

Особенно заинтересовала меня методика «Зеркала». Объясняя суть новой игры ребятам, В.Коэн говорит: «Мои руки – это зеркала, в которых отражается музыка». И с этого момента в классе начинаются чудеса, ведь руки учителя, а затем и ребят, рассказывают гораздо больше, чем обычные слова. Всё ярче проявляется мудрость «Музыка начинается тогда, когда слова заканчиваются».

 

Забегая вперёд, хочется отметить, что в независимости от того, сколько человек в классе – 20 или 40 – с удовольствием работают все. Причём одновременно, не создавая шума, и не требуя особых приспособленных помещений. Методика «Зеркала» - это воплощение звучащей музыки в жесте.

 

Однако, сначала возникают некоторые трудности и для ребят и для учителя. Одна из них – уход от традиционного дирижирования в так называемое свободное. Очень часто мы просим ребят показать рукой движение мелодии, кульминации фраз, настроение музыки, звуковедение, но всего этого не достаточно для того, чтобы «рассказать» руками – зеркалами то, о чём идёт речь в музыке. Жестов катастрофически не хватает.

 

Поэтому первый этап пластического интонирования – этап накопления жестов.

 

Не всегда программный материал для слушания возможно полноценно переложить на язык жестов, но есть очень удачные варианты, которые мы, например, с удовольствием возвели в ранг музыкальных переменок. Главное правило при исполнении пластических этюдов – «одинаковая музыка – одинаковый жест». В.Коэн отмечает: «Учитель здесь навязывает своё слышание, поэтому должен быть в жестах очень точен». Приведу два собственных примера:

 

1. К.Сен – Санс «Аквариум» (из сюиты «Карнавал животных»).

 

Основные жесты:

1. плывущая рыбка: ладонь правой руки, выполняющая волнообразные движения;

2. медуза, опускающиеся на дно: на 1,2 – отталкивающиеся от воды (собранная кисть на стаккато), на 3-4 – летящие и

    опускающие щупальца (свободная кисть);

3. водоросли: левая рука ладонью вверх пассивно, правая над ней быстро покачивается и увеличивает расстояние по

    вертикали, как будто по ней ударяются пузырьки воздуха, скользящие по водорослям между ладонями. Движение

    завершается коротким всплеском.

4. пузырьки воздуха на водорослях – жест «стаккато» собранной кистью (работают поочерёдно обе руки);

5. подводная пещера – домик (в неё спрячется рыбка в финале) – это вторая рука, бережно закрывающая «рыбку».

 

Предлагаемая ситуация: большой аквариум, который для маленькой рыбки похож на море; ей всё здесь знакомо,

                                           поэтому она будет сопровождать нас в подводном путешествии.

 

[1 - 8 такты] – скользящая по волнам рыбка

[9 – 12 такты] – медуза (7 секвенций постепенно опускается сверху вниз, на последних долях 12 такта качается у

                           самого дна)

[13 – 20 такты] – рыбка, плывущая по волнам (жест крупнее, например, потому, что рядом проплыла крупная хищная

                             рыба)

[21 – 24 такты] – медуза (так же, можно сменить руку)

[25 – 28 такты] – рыбка

[29 – 30 такты] – водоросли справа и слева (на раз, два, три – скольжение пузырьков, на четыре – всплеск)

[31 такт] – пузырьки на листьях (поочерёдно собранной кистью слева и справа 2+2)

[32 – 33 такты] – водоросли (так же)

[34 такт] – пузырьки (так же)

[35 – 38 такты] – рыбка

[39 такт] – рыбка исчезает в домике


 

2. С.Рахманинов «Итальянская полька»

Основные жесты:

1. собираем росинки (по одной справа и слева, и складываем в ладошку)

2. бросок (подбрасываем капли ладошками вверх – «салют из росинок»)

3. порхающая бабочка (перекрещенные кисти свободных рук – крылья)

4. нападение – удивление («подкрадываемся» к бабочке во время затакта, на сильную долю накрываем цветок с

    бабочкой руками, на вторую долю разворачиваем ладони, а там никого нет).

 

Предлагаемая ситуация:

Мальчик Петя рано утром отправляется на луг собирать росинки, чтобы сделать из них салют. Там он знакомится с бабочкой, и они затевают игру.

 

[1 – 2 такты] – вступление 1 часть.

[3 – 4 такты] – собираем росинки (на раз, два – капли, на три – бросок вверх)

[5 – 6 такты] – четыре росинки + бросок

[7 – 8 такты] – 2 росинки + бросок (как в 3 – 4 тактах)

[9 – 10 такты] – 4 росинки + бросок (как в 5 – 6 тактах) 

[11 – 18 такты] – порхающая бабочка (в конце 18 такта садится на цветок)

 

2 часть.

Затакт ко 2 части – крадёмся к бабочке

[1 такт] – бросок (1 доля), пустые ладошки (2 доля), снова крадёмся (3, 4 доли)

[2 такт] – бросок (1 доля), пустые ладошки (2 доля), порхающая бабочка

[3 такт] – порхающая бабочка [4 такт] – бабочка, крадёмся

[5 – 8 такты] – повторение движений [1 – 4 тактов], но в конце 8 такта бабочка садится на плечо Пети.

Реприза. Повторение 1 части, но более бережное («чтобы не спугнуть бабочку»).

Последние росинки бросаем друг на друга.

 

Второй этап пластического интонирования - создание собственных «зеркал».

 

Удобнее начинать с ярких образных мелодий. Не следует забывать о том, что это не только продолжающийся процесс накопления жестов, но обогащение эмоционального слухового опыта ребёнка. Не стоит требовать от ребят запоминания авторов фрагментов, но озвучивать их нужно хотя бы для того, чтобы пополнялся багаж знаний.

 

Путешествие 1 - 2. Оранжерея.

 

Сегодня мы на время музыкальной переменки отправляемся в оранжерею. Оранжерея – это место, где собрано огромное количество самых разных растений. Представьте, что каждая мелодия – это цветок. Обратите внимание на то, какие у них разные стебельки, листики, лепестки. Нам нужно будет собрать букет для самого близкого человека, но не любые цветы для этого годятся. На плакате множество цветущих растений (вьюнок, кактус, колокольчик, незабудка, водяные лилии, роза и т.д.). Нужно услышать в «зеркалах» их мелодии, нарисовать их в воздухе или даже превратиться в цветы – кому как удобнее.

Мелодия - колокольчик:       Ф.Шопен «Ноктюрн» № 1 Си-бемоль минор (1 часть)

Мелодия – вьюнок:              И.С.Бах «Шутка» из сюиты № 2 Л.Бетховен «К Элизе»

Мелодия – кактус:               М.Равель «Благородные сентиментальные вальсы» Modere – tres frank

                                              Т.Хренников – Сюита из балета «Любовь за любовь» Месть

Мелодия – водяная лилия: М.Равель «Благородные сентиментальные вальсы» Assez lent

Мелодия – роза:                   Н.А.Римский – Корсаков – симфоническая сюита «Шехерезада» тема Шехерезады

 

Путешествие 3. Море.

 

Сегодня путешествие морское. О море издавна слагались легенды и стихи. Вот послушайте, как описывает его М.Ю.Лермонтов в своём стихотворении «Парус» (зачитать стихотворение). Пусть ваша рука превратиться в кораблик с белыми парусами! Будьте осторожны: море не всегда тихое и спокойное...

1. К.Дебюсси «Море»

2. Н.А.Римский – Корсаков «Корабль Синдбада» из симф.сюиты «Шехерезада»

Путешествие 4 - 5. Зоосад.


 

Приглашу своих ребят я сегодня в зоосад!

Угадайте, рассмотрите повнимательней зверят!

И ни к чему нам здесь слова,

Ведь наши руки – зеркала!

 

На доске плакат с изображением различных животных. Среди них есть и те, о которых сочиняем пластические этюды.

 

1. К.Сен – Санс «Карнавал животных» Королевский марш Льва

2. К.Сен – Санс «Карнавал животных» Кенгуру

3. К.Сен – Санс «Карнавал животных» Слон

4. К.Сен – Санс «Карнавал животных» Лебедь


 

Путешествие 6. На природу!

 

А сегодня в Зазеркалье

Лес шумит, ручей журчит,

И на каждой ветке птички,

И под каждой кочкой гриб!

1. М.П.Мусоргский – «Картинки с выставки» Балет невылупившихся птенцов

2. Н.Римский – Корсаков – опера «Сказка о царе Салтане» Полёт шмеля

3. П.И.Чайковский – «Песня жаворонка» из «Детского альбома»

4. С. Прокофьев – «Шествие кузнечиков» из сюиты «Детская музыка»
_________________________

 

Результат подобных включений в урок даст о себе знать очень скоро. Уже через несколько занятий вы начнёте замечать, как непроизвольно во время слушания ребята будут пытаться «читать» музыку жестом, реагируя на малейшие изменения музыкальной речи. Музыка становится ближе и осязаемее. Это важно, ведь она – одна из форм познания мира

Инструментальное музицирование

Прослушав произведение, графически изобразить его форму, движение мелодии, динамику, регистр и другие элементы музыкальной речи.

Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети заражаются жаждой знаний, стремлением к активному, творческому труду, корень учения меняет свой вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит. Интерес в обучении неразрывно связан с чувством удовольствия и радости, которое доставляют человеку работа и творчество. Интерес и радость познания необходимы, чтобы дети были счастливы.

Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого характера. Только при активном отношении учащихся к делу, их непосредственном участии в “создании” музыки пробуждается интерес к искусству.

Огромную роль в реализации этих задач играет наличие в кабинете музыки различных музыкальных инструментов и их использование в процессе работы с учетом возможностей учеников и их возраста.

Инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Хочу еще раз подчеркнуть мысль о взаимопроникновении всех видов музыкальной деятельности в процессе активного восприятия музыки. Так, инструментальное музицирование самым тесным образом связано со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением, импровизацией.

Приобщая детей к музыке через инструментальное музицирование, содействовать их творчеству, необходимо помнить следующее:

ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция;

учитель помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения;

учитель помогает ученику найти прием исполнения.

Примером использования этого на моих уроках может служить “Семеро козлят” из оперы М.Коваля “Волк и семеро козлят”. Детское творчество начинается с “обследования” звуковых возможностей инструментов, которые я им предлагаю. Выбор сделан - бубен и треугольник. Сначала мы вспоминаем (знакомство состоялось раньше), как нужно бережно брать в руки инструмент и исполнять на нем свое настроение (инструментальная импровизация). В течении нескольких уроков шла вокально-хоровая работа над исполнением хора, и ребята накапливали эмоции и чувства. И вот итог - я играю на фортепиано в ансамбле с одним из учеников, а ребята помогают мне аккомпанировать своим маленьким оркестром. Наше исполнение должно украсить музыку М.Коваля.

Известный и благодатный пример музицирования на детских инструментах песня “Веселый музыкант” А.Филиппенко, р.н.п. “Дон-дон”, “Камаринская”, б.н.п. “Перепелочка”, “Арагонская хота” М.Глинки, “Кузнец” И.Арсеева, “Скворушка прощается” Т.Попатенко. В третьем классе знакомимся и музицируем на инструментах русского народного оркестра (в основном с ударными) в произведениях: р.н.п. “Светит месяц”, “Озорные частушки” Р.Щедрина, “Воронежские частушки” и др.

Все чаще и чаще звучит музыка великих классиков в исполнении детей, учащихся в музыкальной школе. Они проявляют желание выступить перед ребятами своего класса прямо на уроке, заинтересовать одноклассников, подарить им частичку своей души. В классе тихо-тихо. Словно завороженные дети слушают маленьких музыкантов.

В 7-8 классах учащиеся берут в руки гитару. И звучат песни бардов, свои песни, пробуждая в ребятах интерес, активность, а главное желание творить.

Я думаю, что игра на инструментах - интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.

Наблюдая, что инструментальное музицирование вызывает восторг, радость у моих учеников, желание каждого попробовать свои силы, я часто использую эту деятельность для общего музыкального и творческого развития.

Пропевание мелодии со словами или мелодекламация

Солнышко всходит,

И небо светлеет,

Природа проснулась,

И солнце взошло.

Приём «синквейна»
(в переводе с французского «пять строк»)

1 строка – заголовок.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, передающая собственное отношение, настроение, чувства.
5 строка – вывод, одним словом или фразой.

Синквейн использую как индивидуальное задание и для работы в парах. Освоение всех шагов может быть постепенным. Обычно применяю на стадии рефлексии.

Например:

1. Утро

2. Ранее, солнечное, летнее.

3. Начинается, встаёт, расцветает, сияет.

4. Радость, нежность, теплота.

5.Природа просыпается. Красота!

Данные методы и приёмы позволяют создавать урок для детей, чтобы он воспринимался ими как урок искусства.

Позволяют непосредственно вовлечь самого ребёнка в процесс творчества, раскрыть его неповторимость и индивидуальность.

Помогают сохранять здоровье.

Использование на уроках музыки приемов пластического интонирования, движений, инсценировок сюжетов песен и инструментальных сочинений программного характера, «разыгрывания» фольклорных образцов музыки совершенствует координацию простых движений детей под музыку (маршировка, применение элементов танцев), улучшает осанку младших школьников, пластичность и образность движений, ориентацию детей в пространстве в процессе движений под музыку. Пластические этюды и музыкально-двигательные импровизации позволяют детям проявлять выдумку, фантазию, свободу интерпретации музыкальных произведений.

Музицирование детей на музыкальных инструментах (сигудöк, ) также способствует развитию тембрового слуха и развивает мелкую пластику пальцев, что особенно важно для совершенствования навыков письма.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Традиции андрея платонова в философско- эстетических исканиях русской прозы второй половины ХХ- начала ХХI вв

    Автореферат
    на заседании диссертационного совета Д 212.136.01 по филологическим наукам при Московском государственном гуманитарном университете им. М.А.Шолохова.
  2. Традиции андрея платонова в философско-эстетических исканиях русской прозы второй половины ХХ начала ХХI вв

    Автореферат
    Защита диссертации состоится 23 сентября 2010 г. в 14.00. на заседании диссертационного совета Д 212.183.02 при Орловском государственном университете по адресу: 302026, г.

Другие похожие документы..