Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Пришло ли время маркетинга в образовании? Нужен ли он современной отечественной системе образования, российскому обществу и, главное, самим россиянам...полностью>>
'Документ'
Стратегическая цель – активизация инновационной деятельности в молодежной среде, получение востребованных рынком научных заделов, пути продвижения их...полностью>>
'Программа'
Основная теорема арифметики, сравнения, кольцо .Теорема Ферма о сравнениях по простому модулю, теорема Эйлера (о функции Эйлера) и теорема Лагранжа о...полностью>>
'Документ'
15.00-15.30 Інформаційна підтримка інноваційних процесів в освіті, науці і бізнесі: електронні ресурси провідних зарубіжних видавництв від ЗАО "...полностью>>

 В республиканской библиотеке города Йошкар- олы есть  исторический очерк о Ронгинском начальном народном училище. Автор П. И.  Голубев, работал вместе с женой в Ронге с 1887 по 1889 годы

Главная > Исторический очерк
Сохрани ссылку в одной из сетей:

 В республиканской библиотеке города Йошкар- Олы есть  исторический очерк о Ронгинском начальном народном училище . Автор П.И.  Голубев, работал вместе с женой в Ронге с 1887 по 1889 годы. В своих записях он кратко описал историю создания школы и её работу за 52 года.

После присоединения Марийского края к русскому государству на территории края стали открывать церкви и монастыри для распространения христианства. В октябре 1814 года была открыта церковь в Ронге. Наряду с основанием церквей в марийских поселениях духовенство вместе с  министром народного просвещения стало открывать училище или школу.

Духовная власть предписывала сельскому духовенству всеми мерами склонять население к грамотности, открывать училищные дома.

«Не для чтения газет и романов, - говорилось тогда в одном из указаний царского правительства, - обучается население: он не поймёт их писания, а для узнавания своих обязанностей»

    Рекомендовалось обучать только детей мужского пола, преимущественно

« чьи отцы имеют осёдлость постоянную и некоторый достаток. Бездомным, бродягам, - грамотность не нужна», говорилось в данном предписании.

Предполагалось обучать и малых с 9 лет и взрослых.

В это время были уже открыты народные школы в Морках, Малом Сундыре, в Сотнуре.

   Хотя со дня основания церкви в селе Ронга прошло 23 года, а такового училищного дома  всё ещё не было. Учитель Голубев пишет : « В 1836 году священнику села Ронги Матвею Андреевичу Богородицкому пришла счастливая мысль: основать по образцу других начальных училищ таковое же и в селе Ронге, как более подходящем для этой цели, месте, именно вблизи церкви: к тому же, обращая черемис в православие для  большего укрепления в вере и благочестии и примерах жизни христианской, открытие училища явилось более чем необходимо». Вот истинная цель открытия школы  - для укрепления веры местных жителей и в первую очередь марийцев в христианство. Но  открытие школы было трудным делом в местности сплошь населённой черемисами, да при том отчасти язычниками.

   Для осуществления данной идеи необходимы были материальные средства, а обездоленное  население здешних мест не было в состоянии своими силами и средствами открыть школу. Ввиду этого Богородицкий обратился к гражданскому и  училищному начальству с просьбой оказать ему содействие в таком деле.  И к счастью своему он нашёл поддержку в Царевококшайске в лице почётного смотрителя начальных училищ барона Александра Андреевича фон – Келлера. Для открытии училища требовалось помещение, а из местных жителей никто не соглашался отдать свой дом под училище, а свободных домов и у местного духовенства ни у кого не было. Стоял вопрос: или же отказаться от мысли основать училище или же строить собственный дом. Решено было последнее. Барон фон – Келлер принял на себя хлопоты по  постройке дома.

   В 1837 году училищный дом был выстроен на средства  государственных крестьян и отделан мебелью, которая состояла из 2-х деревянных ученических столов и 4-х деревянных скамеек. Приближался день открытия  школы, но оказалось, что не было приобретено портрета государя императора Николая 1. И его  не нашлось ни у кого из жителей Ронги.  Тогда почётный смотритель фон – Келлер написал следующее 5 октября 1837 года штатному смотрителю Царевококшайского уездного училища И.Н. Юфереву:

« . . . . . возвратить  из приготовленного класса уездного училища портрет государя императора, по случаю открытия в селе Ронге начального училища  и имевшего быть препровождённым в оное.»  Портрет был выслан.

И вот 2 декабря ( 15 декабря  по новому стилю) 1837 года  в селе Ронга  в здании училища со всеми приличными для того времени обрядами состоялось открытие Ронгинского начального училища. В день открытия в нём стали обучаться грамоте первые 6 учеников. Первыми учителями были выходцы из духовенства Михаил Остроумов, а попечителем- надзирателем  и законоучителем стал сам священник Матвей Богородицкий. Приступая обучать детей, они должны были стараться, чтобы вверенные им дети не только без затруднений понимали их наставления, но и привыкали чувствовать важность оных. ( История мари. стр. 156).

  Через год после открытия училища в Ронге появилось распоряжение царского правительства о зачёте крестьянских мальчиков, обучавшихся в училищах, в рекрутскую послугу семействам, из коих они были взяты в училища. ( Ист. Мари, стр.158), но несмотря на это крестьяне   очень неохотно отдавали своих детей в школу.

Ронгинское училище изначально находилось в ведении Министерства народного просвещения.

    Выплату жалованья 264 руб. 12 копеек в год производилось за счёт  сборов с населения Ронгинского церковного прихода, а содержание  училища, т.е. расходы на отопление, освещение и найм сторожа в сумме 120 рублей отпускалось из экономии средств, собранных с крестьян. То есть все расходы на нужды народного образования тогда были за счёт  крестьян.

    С 1843 года Ронгинское народное училище из ведома Министерства  народного просвещения перешло в ведомство Министерства государственных имуществ и было переименовано с 22 июля 1843 года в сельское приходское училище.

    Курс обучения в училище был 3-х годичным. В школу детей принимали не моложе 8 лет. Первый год обучения считался младшим отделением, второй год – средним, третий – старшим. Из учебных предметов главными были -  «Закон божий», «Краткая священная история», «Катехезис», арифметика, русская грамматика и письмо, церковно-славянский язык и церковное пение. Преподавали:  учитель, священник как законоучитель и помощник учителя.

В первый год обучения дети знакомились с церковно- славянской азбукой,  детям объясняли  начальные молитвы и заставляли заучивать из наизусть, учили простому счёту. Во втором году повторяли пройденное в первом году и некоторые события из Всемирного завета. На третий год обучения учащиеся последовательно изучали священную историю, читали Евангелие с объяснением  тех глав, которые относились к урокам закона божьего, учили арифметику, письмо, пение. При этом  на третий год обучения должны были уметь свободно петь свою литургию, народный гимн «Боже царя храни» и несколько детских песен.

   Обучение вплоть до 1871 года велось по Ланкастерскому методу. Только с назначением в 1871 году помощником учителя И.П. Головкина  обучение началось по звуковому методу, т.е. прежде всего обучались те звуки, которые легко произносились, запоминали сколько их и как они писались в книжках. После изучения гласных и простых согласных ученики знакомились со слогами, изучали и произносили слова с одного гласного с двумя согласными и т.д.

 Учебники были: «Священная история» Соколова, «Краткая священная история» Золотова, «Молитвослов». «Евангелие», « Общественное богослужение», «Родное слово» Ушинского, «Книга для чтения», «Арифметика» Паульсона и Золотова, «Хрестоматия» Ушинского.

Законоучителем – попечителем – надзирателем почти 15 лет был тот же Богородицкий, а потом его место занял дьякон  Петр  Земляницкин, который проработал всего лишь один год, затем  Петр Ронгинский, Константин Нечаев, Анатолий  Азановский, Григорий Ключёв, Иоанн Троицкий, Алексей Магницкий, Николай Рождественский, Александр Троицкий и т. д. После священника Богородицкого законоучители Ронгинской школы менялись каждый год.

    Среди учителей, оставивших  заметный след  в истории   школы следует отметить Сергея Якимовича Петухова, уроженца села Чкарино, обучавшего детей в Ронге 7 лет (1879 – 1886 годы). Бывший моряк совершил кругосветное путешествие в 1853 -1854 годах на фрегате «Диана», адмиралом которого был  С.С. Лесовский, лейтенантом капитан 1 ранга А.Ф. Можайский, изобретатель первого в мире самолёта. Фрегат, выйдя из Кронштадта и обогнув  мыс Горн, во время землетрясения в бухте  Синоде (Япония) потерпел крушение. Можайский по своим чертежам с командой построил шхуну «Хеда», на которой моряки славного фрегата вернулись на родину.

Вернувшись после 25 – летней службы С.Я. Петухов был учителем морского училища, а затем переехал в родные места и до самой смерти работал  в Ронгиском училище ( умер в 1886 году). За  особые заслуги  в народном образовании он был награждён серебряной медалью в 1885 году за год до своей смерти.

Петухов был замечательным воспитателем и много сил отдал для  просвещения детей марийских крестьян. Во время  классного урока он был учителем, а во внеклассное время  дядькою учеников. Каждого вновь поступавшего в школу мальчика он тщательно осматривал, собственноручно мыл их руки, если они были в ненадлежавшей чистоте, причёсывал их волосы и стриг их, когда было нужно, живущих в общежитии мальчиков почти еженедельно  мыл в бане.

    Второй учитель, которого следует упомянуть – это П.Н. Голубев, выпускник Казанской семинарии. Он учительствовал в Ронгинском начальном училище в 1887 -1889 годах, вёл уроки пения и хор,  составленный им из 13 наиболее способных учеников, пел в училище и местной церкви. Жена Голубева Александра обучала девочек рукоделию, вязанию кружев и вышиванию нитками по коленкору и полотну. Учителю Голубеву мы признательны тем, что это он первый составил исторический очерк по истории школы.

    В 1889 году в Ронгинском училище обучалось 56 учащихся, 44 мальчика и 12 девочек. Выпускники школы из мальчиков большей частью возвращались в семьи и продолжали занятия своих отцов – земледельцев, лишь немногие поступали на должности сельских и волостных писарей. Только выходцы из духовного сословия не ограничивались начальным образованием, поступали учиться в духовные семинарии и становились священниками, дьяконами, псаломщиками.

    Первое здание училища просуществовало до 1866 года, а потом пришло в  полную ветхость, так, что в нём невозможно было вести уроки, а особенно при сильных ветрах и морозах.  Было построено здание училища из брёвен старой церкви, стоимостью 30 рублей,  но оно просуществовало недолго так как брёвна все были старые.

   Только в 1879 году было выстроено новое здание на средства  Царевококшайского земства стоимостью 800 рублей. Это здание сгорело в 1928 году.

   За время с 1837 года по 1889 год, т.е. за 52 года в Ронгинском начальном училище обучалось 1515 учащихся, из них только 139 девушек.

В 1889 году было построено двухэтажное  здание и в нём была Ронгинская второклассная церковно- приходская школа для подготовки учителей. А в здании, которое было построено в 1879 году, разместилась «Образцовая церковно- приходская начальная школа». В обеих школах обучались только мальчики. В Ронге была ещё женская начальная школа и обучение в ней было 4-х годичным. Обучение в 2-х классной школе было 3-х годичным. В ней обучалось 45 человек по 15 человек в каждом классе. Первыми учителями второклассной школы были в 1901 – 1902 годах  Л.Е. Скворцов, А.С. Сперанский,  1902 -1903 г.г. Н.А. Вишневский и Л.И. Сицайский ( вместо Сперанского), в 1903 -1904 г.г. В.В. Черепанов ( вместо Скворцова). Заведующим обеих школ, был священник Ронгинской церкви. Обучение, как правило велось только на русском языке.

    В духклассной школе были следующие предметы: Ветхий и Новый завет, русский язык, чистописание, грамматика, арифметика, геометрия, география, церковное пение, церковный устав, история, литература, физика, церковная история.

   Бывший ученик 1904 года второклассной школы А.К. Куклин (1890 года рождения, уроженец деревни Шулындино) в своих воспоминаниях писал: « Сейчас учащиеся, которые проживают в интернатах содержатся за счёт государства, а тогда содержание было за свой счёт. За каждого ученика родители должны были привезти в школу в общий фонд продуктов:  муки 10 кг.,  картофеля 12 пудов,  мяса 2 пуда, крупы овсяной полпуда, гороха полпуда, масла 8 фунтов, а также капусту, морковь, свёклу и лук. А поэтому желающих учиться было немного, т.к.  бедняцкое население плату за обучение вносить не могло. Из бедных в порядке исключения принимали 4-5 человек, которые содержались за счёт общего фонда.  Учились большинство дети учителей, попов, крестьян более зажиточных».

Как вспоминает А.К. Куклин в то время в школе учились из Ронги – 6 человек, Шергуяла -1, Чкарино – 1, Кокшанура – 2, а остальные ученики были из Весьшурги ( Моркинский район ) – 5, были из Шоя – Кузнецово, Сенькино, Арбан, Цибикнура и др.

Как мы видим в Ронгинской двухклассной школе учились из многих мест края. Всё дело в том, что подобных школ  в крае были единицы.

Выпускник 1911 года Г.Г. Герасимов пишет:

« . . . по субботам и воскресеньям нас водили петь на клиросе, водили нас под командой дежурного учителя. В великий пост, по средам и пятницам каждый ученик про очереди должен был в церкви читать псалмы и молитвы.  На прогулки ходили под командой, строем. Из интерната отлучаться было нельзя. Одним словом жизнь была замкнутая. По увольнительным запискам могли посещать библиотеку « Общества трезвости», которая находилась в доме Домрачева.

Но окончив школу юноша – мариец Г.Г. Герасимов не смог получить место учителя.  Только через много лет, после революции он стал учителем Куп- солинской школы, а затем директором  Азъяльской школы. 37 лет отдал Г.Г. Герасимов  делу обучения и воспитания детей. Он отличник народного  просвещения, награждён 4 правительственными наградами, а в 1957 году в связи с 65  - летием награждён Почётной Грамотой Президиума Верховного Совета Марийской АССР.

    Ученики и учителя школы находились под постоянным надзором пристава и урядника, стражника и волостных чиновников, инспекторов и попечителей, священников. Духовенство и полиция вмешивались во все стороны жизни школы. Более половины детей не имели возможности посещать школу, а из поступивших одна четвёртая и даже третья часть бросали учёбу.

Несмотря на это Ронгинская школа в то время была одной из самых популярных школ в Марийском крае – центр просвещения и культуры местных жителей.

Чтобы убедиться в этом следует упомянуть, что в стенах второклассной школы получили образование известные марийские писатели – Тыныш Осып и Яков Элексейн. Тыныш Осып учился в школе в 1907 – 1910 годы, Яков Элексейн в 1910 – 1913 годы.

   В то время учителями второклассной школы были : Священник М.И. Утробин ( из мари), М.И. Суворов – учитель русского языка, словесности или литературы, И.А. Кроваков- учитель арифметики, геометрии и алгебры, физики, естествознания, М.Ф. Токмурзин – учитель пения, церковно- славянского языка, церковной истории. Выходец из Башкирии М.Ф. Токмурзин работал в Ронгинской двухклассной школе с 1907 по 1916 годы. Окончив двухклассную семинарию в г. Казани он был учителем в Ронге, много сил и энергии отдал для школы. В 1916 году Токмурзина заставили служить в Ронгинской церкви. После революции он под влиянием революционера, а  в последствии известного марийского композитора И.С. Ключникова – Палантая и видных деятелей марийской культуры Л.А. Мендиярова и Никитина, бросил священослужение и перешёл на работу преподавателем педагогических курсов. В 1921 году он переехал в село Николо- Берёзово преподавателем марийского педтехникума, а затем Бирского, где проработал до самой смерти в 1941 году, учителем литературы, рисования, черчения, географии. Его сын В.М. Токмурзин, был заслуженным агрономом Марийской АССР, награждён орденом Ленина.

    В « Образцовой начальной школе» ученики второклассной школы на 3-ем году обучения проходили практику и давали уроки. В 1906 – 1916 годах учителями  второклассной школы работали Ф.И. Алмакаев и И.И. Иванов ( родом из Морков), в последствии Заслуженный учитель школ Российской Федерации, отдавший делу народного образования 63 года, в последние 2 года работал в моркинском педучилище учителем музыки, пения, чистописания.

Первыми учителями женской школы были :  М.М. Морозова, З.И. Домрачева, В.Д. Зиновьева.

    В марте 1918 года во всём Марийском крае установилась Советская власть, с установлением которой изменилось содержание обучения и воспитания.

18 октября 1918 года были опубликованы документы по народному образованию  « Положение о единой трудовой школе РСФСР» и «Декларация о единой трудовой школе. В них были провозглашены новые принципы построения и содержания работы школ. В стране вводилась новая система школьного образования, вводилось бесплатное и совместное обучение мальчиков и девочек, школа отделялась от церкви. Была утверждена единая трудовая школа и единый тип школ с двумя ступенями обучения : 1 ступень для детей от 8 до 13 лет с пятилетним сроком обучения и 2 ступень для детей от 13 лет до 17 лет с 4-х летним сроком обучения.

    После революции Ронгинская двухклассная школа была переименована в высшее начальное училище, а с января 1919  года стала школой 2 степени. Первыми учителями начальных классов были  З.В. Зиновьева, М.И. Суворов.

Осенью 1918 года непродолжительное время работал учителем марийский  писатель и драматург А.Ф. Конаков, который свою педагогическую деятельность сочетал с общественной.

   26 декабря 1919 г. Совнарком принял Декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР». В этом важном государственном деле большую роль играли учителя из Ронгинской школы Г.Я. Гвоздецкий, М.И. Суворов,

М.М. Попова.

   В августе 1919 года была организована ячейка комсомола, где главную роль играли и выпускники Ронгинской школы. Комсомольцы Ронги помогали погорельцам, собирали деньги в помощь бастующих рабочих в разных странах, ставили спектакли, проводили субботники и на эти деньги построили народный дом по проекту Г.Я. Гвоздецкого. И всегда вместе со взрослыми были дети.

   В 1923 году при школе организован первый  пионерский отряд.  Состоял он из 60 человек. В отряде было 6 звеньев по 10 человек. Первой пионервожатой была Попова Мария Михайловна. Впоследствии она вспоминала» . .  Много воды утекло с тех пор . многое забыто . . . А время было такое!  Новая жизнь поднималась. Жили в темноте, забитости, и вдруг свобода, непочатый край дел. Коммунисты поручали нам многое. Мы устраивали « Красные посиделки» , где вслух читали газеты и журналы, вовлекали женщин в борьбу за новую культуру, вели антирелигиозную пропаганду , обучали крестьян грамоте. Да героическое было время, но мы не думали о героизме. Это были наши будни...»

   Период становления  советской школы в Ронге был трудным – это были годы войны, разрухи, восстановления разрушенного хозяйства. Учителя часто менялись и школа работала с перерывами.

    В 1928 году состоялся первый выпуск Ронгинской школы семилетки в количестве 14 человек. Это Николай Полевщиков из деревни  Весьшурга Моркинского района, впоследствии окончил Ленинградскую Военно- морскую академию, Е.С. Кочкарёв, впоследствии ставший министром  коммунального хозяйства Марийской АССР. Павел Алексеевич Куклин, погибший в июле 1941 года при обороне Бресткой крепости, Виногорова Полина Абрамовна из деревни Тимофеево, окончила Тимирязевскую академию.

    В школе работали замечательные учителя, активисты, общественники, отдававшие много сил, энергии и труда делу  просвещения и развитию  культуры марийского края – Гордеева А.А., Дьяконов И.А., Ягодаров С.Ф., Селиванов В.В., Соколов К.А., Бастраков И.Я., Дьяконова М.М. и многие другие.

    16 мая 1934 года было опубликовано Постановление СНК и ВКП (б) « О структуре начальных и средних школ в РСФСР». Была введена новая  система народного образования начальных школ .

1 – 4 кл. – Н.С.Ш.

1 – 10 кл. – С.Ш.

    В 1935 году с организацией Ронгинского района наша школа стала средней.  Годы становления школы как средней были нелегки: не хватало оборудования, наглядных пособий, учебников, не было даже электрического тока. Но несмотря на эти трудности школа успешно справлялась со своей задачей. Первый её выпуск был в 1938 году в количестве 15 человек.

Первыми учителями школы с высшим образованием были Селиванов  В.В. и Гордеева А.А.

    Первая выпускница  средней школы Мария Кроповницкая вспоминает «  .  . .  наш 10 –й класс был первым выпуском средней школы Это было в 1938 году. Наш класс всегда был дружным, из наших учащихся есть учителя, медики, военнослужащие, научные работники. Многие защищали нашу Родину и не вернулись с поля боя Великой Отечественной войны. Это наши лучшие друзья – братья Суворовы, Ядыков, Иванов, Чесноков. Мы их никогда не забудем.»

    В предвоенные годы средних школ в районе  было 2 – Ронгинская и Шогальская. Поэтому число учащихся в нашей школе всё время росло. В 1938 году в школе обучалось 492 ученика, в 1939 – 510, в 1940 -511, в 1941 -517. Выпуск составлял в 1939 -23, 1940 – 22, 1941 – 26 учащихся.

    В годы Великой Отечественной войны учителя, выпускники и ученики прямо со школьной скамьи уходили на фронт. В боях за  родину героически сражались Куклин М.А., Попов А.М., Дьяконов Н.М., Дьяконов А.М. и другие десятки 17-18-19 летних молодых людей, которым Родина доверила защиту Отечества. Многие наши выпускники не вернулись с войны – Веселов Евгений, Куклин Геннадий, Гордеев Гурий, Суворов Анатолий, Долгирев Александр, Пурышев Александр, Виктор Луппов, Сергей Чесноков, Суворов Григорий, окончивший  бронетанковое училище, будучи командиром танкового батальона погиб в боях при защите Москвы в 1941 году. Он награждён орденом Красного знамени. На фронтах Великой Отечественной войны героически погибли учителя школы И.Я. Бастраков, Н.М. Михайлов, В.М. Скворцов, Н.П. Мохов, Г.А. Заплатин, Н.И. Глушков, В.П. Котомкин.

    В дни войны школа продолжала работать как средняя. В связи с трудностями связанными с войной, набором молодёжи на трудовой фронт, число учащихся сократилось. Если в 1940 году было -517 учащихся, то в 1943 году  в школе обучалось 316, а 1944 – 238. В 1943 году школа выпустила из 10 класса 18, в 1944 -8, в 1945 -4 выпускника.

    Школа не оставалась в стороне от титанической работы по оказанию всенародной помощи фронту. Школьники собирали денежные средства, тёплые вещи фронтовикам, активно помогали колхозам в проведении сельхозработ.

И это несмотря на то , что в школе не хватало топлива, оборудования и учебных принадлежностей.

В послевоенный период, когда страна приступила к мирному труду, школа стала жить полноценной жизнью. Из года в год увеличивался контингент учащихся. И выпускников школы.

    С 1938 по 1948 годы школу окончили 180 человек, к 1968 году нашу школу окончили 823 человека. За 1967 – 1977 годы аттестаты о среднем образовании получили 454 выпускника, за последующие 10 лет – 358 человек.

«Родная школа» - так говорят бывшие выпускники о нашей школе. Выпускники, где бы они не были, не забывают школу. Об этом говорят письма, приветствия в адрес школы.    В этих письмах слова сердечной благодарности школе, учителям, которые готовили и неустанно готовят к вступлению в жизнь своих питомцев, побуждают в них жажду знаний, воспитывают любовь к труду, стремление к сознательному участию в общественной работе, чувство товарищества и другие лучшие нравственные качества. Это они учителя помогают своим ученикам правильно выбрать жизненный путь. Вот почему ученики навсегда сохраняют в своей памяти, в своих сердцах имена любимых учителей. И не потому ли, что учителя Ронгинской школы сумели привить любовь к своей профессии многим своим питомцам.

    Вряд ли найдётся в Советском районе школа,  и даже в республике Марий Эл, где бы не работали Ронгинские выпускники. В Ронгинской школе половина педагогического коллектива   закончили в своё время родную школу.

Кого только не вырастила наша школа. Инженеров и врачей, офицеров и научных работников, рабочих и служащих, специалистов, механизаторов.

Научными работниками стали Галкин И.С., академик, доктор филологических наук, Китиков А.Е. профессор, Куклин В.И. профессор, доктор юридических наук,  сёстры Полушины Валентина и Вера посвятили себя химической науке, многие выпускники закончив высшие военные училища имеют высокие  военные звания и служат во всех уголках нашей огромной страны.

Школа горда тем, что в её стенах учились заслуженные учителя школы РСФСР В.М. Иванова, О.М. Трофимова, Герой Социалистического Труда

Т.И. Александрова, писатель А.С. Крупняков, фотожурналист Н.В. Кожаев и многие другие.

Большая история у Ронгинской школы. Это история нескольких поколений.

 

Много интересных фактов по истории школы можно узнать из воспоминаний и писем выпускников.

 

   Пиркина Валентина Егоровна, выпускница 1953 года, ветеран педагогического труда:

 «Здравствуй, моя дорогая, родная старая старушка, но в то же время вечно молодая, школа!

Вот мы опять встретились с тобой на твоём дне рождения. Я мысленно обращаюсь к тебе. Мы, дети войны, пришли к тебе в первый класс. Никогда не забуду как ты приняла нас. Стояли мы  холщёвых рубашках, в лаптях – такие счастливые, радостные.

Как мы старательно учились! На класс было 2-3 учебника, тетрадей не хватало, писали на газетах, на старых книгах. А как мы берегли стальное перо, которое выдавали, и чернила, которые носили в бутылках.

Никогда я не забуду первых своих учителей – Анну Ивановну –строгую, справедливую, Елизавету Феоктистовну Горшкову – добрую, милую, Марию Николаевну  Данилову – строгую, доброжелательную, Флора Ивановича Алмакаева.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. И русская культура

    Документ
    В материалах конференции содержится дальнейшая разработка актуальных проблем богословия, религии и науки, взаимоотношения Русской Православной Церкви с другими христианскими конфессиями.
  2. Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования (23)

    Документ
    Редакционная коллегия: д.и.н., профессор Кабытов П.С. (ответственный редактор), д.и.н., профессор Смирнов Ю.Н., д.и.н., профессор Дубман Э.Л. (зам. ответственного редактора), д.

Другие похожие документы..