Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Внимание! OCR был сделан с – мягко говоря – не очень аккуратного скана не очень качественной печати. Некоторые места в тексте с трудом узнаются даже ...полностью>>
'Документ'
1.0.1. Правила пожарной безопасности при эксплуатации предприятий химической промышленности распространяются на все действующие предприятия, организа...полностью>>
'Решение'
Программа учебно-воспитательного курса «Безопасность жизнедеятельности участников образовательного процесса» внедряется в соответствии с задачами ГО ...полностью>>
'Диплом'
Место диплома российского вуза в мировом образовательном пространстве = ? Совсем недавно на этот вопрос нельзя было получить конкретного ответа, кром...полностью>>

Рабочая программа по курсу общая биология 9 класс

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное образовательное учреждение

«Верхнесуерская средняя общеобразовательная школа»

«Утверждено» на заседании педагогического совета школы протокол №__1_ от «26» августа 2009 г. директор МОУ «Верхнесуерская средняя общеобразовательная школа»

__________/В.И.Чиркова/

Рабочая программа

по курсу общая биология

9 класс

(68 часов)

с.Верхнесуерское

2009 г

Автор – составитель: Чекирлан Р.А., учитель биологии высшей категории

МОУ «Верхнесуерская средняя общеобразовательная школа»

Рецензенты: И.А.Тарасова, учитель географии I категории, руководитель

ШМО МОУ «Верхнесуерская средняя общеобразовательная

школа»

2009г.

9 класс

Биология.

Общие закономерности (68 ч.)

Пояснительная записка

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах в общеобразовательном учреждении и рассчитана на 2 часа в неделю.

Программа курса (68 ч.) включает в себя полностью во­просы программы общеобразовательной школы для 10—11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возраст­ными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Представлено значительное число лабораторных ра­бот, демонстраций и экскурсий, облегчающих восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологиче­ского образования, завершаемого в 9 классе.

Программой предусматривается изучение учащимися те­оретических и прикладных основ общей биологии. В ней на­шли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед био­логической наукой, решение которых направлено на сохране­ние окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знани­ях учащихся, полученных при изучении биологических дис­циплин в основной школе по общеобразовательным програм­мам. Изучение предмета базируется и на знаниях, приобре­тенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии.

Для повышения образовательного уровня и получения на­выков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лаборатор­ных работ, которые проводятся после подробного инструкта­жа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности

Для углубления знании и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии по разделам программы «Основы генетики и селекции», «Многообразие форм живой природы», «Развитие жизни на Земле», «Взаимоотношения организма и среды обитания». С этой же целью предусмотрены демонстра­ции.

В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам (в часах).

В программе сформулированы основные понятия, требо­вания к знаниям и умениям учащихся по основным блокам информации. В конце каждого раздела обозначены межпред­метные связи курса «Общая биология» с другими изучаемыми предметами. В программе приведен список основной, дополнительной и научно-популярной литературы.

знать/понимать

  • особенности жизни как формы существования материи;

  • роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

  • фундаментальные понятия о биологических системах;

  • сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

  • основные теории биологии — клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;

  • соотношение социального и биологического в эволюции человечества

  • основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь

• пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

  • давать аргументированную оценку новой информации по биоло­гическим вопросам;

  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

  • решать генетические задачи, составлять родословные, строить ва­риационные кривые на растительном и животном материале;

  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

• владеть языком предмета.

Введение (0,5 ч)

Место курса «Общей биологии» в системе естественнона­учных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и за дачи курса Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.

РАЗДЕЛ I

РАЗВИТИЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Тема II. Принципы организации жизни на нашей планете (1,5 ч)

Понятие о биосфере. Структура и функции биосферы Компоненты биосферы. Живое вещество биосферы. Естественная система классификации живых организмов как отра­жение их эволюции Царства живой природы. прокариоты, грибы, растения и животные Иерархическая система органи­зации организмов.

Демонстрация. Схемы, отражающие многоуровневую орга­низацию живого (организменный, биоценотический и био­сферный уровни). Схемы, отражающие структуру биосферы и характеризующие ее отдельные составные части. Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы Схемы круговорота веществ в природе.

Основные понятия. Неорганические и органические моле­кулы и вещества; клетка, ткань, орган. Понятие о целостном организме. Вид и популяция (общие представления). Биогеоценоз Биосфера

Тема 1.2. . Общие закономерности развития живой природы (8ч)

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы Работы К Линнея по система­тике растений и животных. Труды Ж. Кювье я Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж-Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — эволю­ционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Генетика и эволюционная теория Эволюционная роль му­таций Биологический вид — качественный этап эволюции Вид как генетически изолированная система, репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. .. .

Главные направления эволюционного процесса. Биологи­ческий прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. .

Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж.-Б. Ламарка.

Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие процесс географического­ видообразования Показ живых растений и животных гербариев и коллекций показывающих индивидуальную измен­чивость и разнообразие сортов культурных растений и пород до­машних животных а также результаты приспособленности ор­ганизмов к среде обитания и результаты видообразования

Демонстрация. Примеры гомологичных и аналогичных орга­нов, их строение и происхождение в процессе онтогенеза Соот­ношение путей прогрессивной биологической эволюции Ха­рактеристика представителей животных и растений занесен­ных в Красную книгу и находящихся под охраной государства

Лабораторная работа №1. Изучение изменчивости, крите­риев вида результатов искусственного отбора на сортах куль­турных растений

Лабораторная работа № 2. Изучение приспособленности организмов к среде обитания

Основные понятия. Эволюция Вид, популяция их крите­рии Борьба за существование Естественный отбор как ре­зультат борьбы за существование в конкретных условиях сре­ды обитания «Волны жизни» их причины, пути и скорость видообразования Макроэволюция Биологический прогресс и биологический регресс Пути достижения биологического прогресса ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация Значение работ А Н Северцова

Умения. На основе знания движущих сил эволюции их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды

Межпредметные связ.и История Культура Западной Евро­пы конца XV и первой половины XVII в Культура первого пе­риода новой истории Великие географические открытия Экономическая география зарубежных стран Население мира География населения мира

Тема I.3. Возникновение и развитие жизни на Земле (10 ч)

Органический мир как результат эволюции Возникнове­ние и развитие жизни на Земле Химический, предбиологиче­ский (теория академика А И Опарина) биологический и социаль­ный этапы развития живой материи.

филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех совре­менных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений. появление первых сосудистых растений; папорот­ники, семенные папоротники голосеменные растения. Воз­никновение позвоночных рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное раз­витие цветковых растений. многообразие насекомых (парал­лельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов: направле­ния эволюции человека. Общие предки человека и человеко­образных обезьян.

происхождение человека. Место человека в живой приро­де. Систематическое положение вида Номо sapiens в системе животного мира. признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам цар­ства животных. Стадии 3~очюции человека древнейший че­ловек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. популяционная структура вида Номо sapiens; человеческие расы расооб­разование - единство происхождения рас.

Свойства человека как социального существа. Движущие силы антропогенеза Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяньи в человека Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении че­ловека, Взаимоотношение социального и биологического в 3воiюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества.

Биологические свойства человеческого общества.

Демонстрация. Репродукция картин З-Буриана, отражаю­щих фауну и флору различных эр и периодов. Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах.

Демонстрация. Модели скелетов человека и позвоночных животных

Основные понятия. Развитие животных и растений в раз­личные периоды существования Земли. постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды жи­вых организмов в процессе эволюции, происхождение чело­века. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма и «социального дарвинизма».

Умения. Использовать текст учебника и учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами- давать аргументиро­ванную критику расизма и «социального дарвинизма».

Межпредмепiные связи. Физическая география. История континентов Экономическая география. Население мира. Гео­графия населения мира.

РАЗДЕЛ II

СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Тема 11.1. Химическая организация живого (3ч)

элементный состав живого вещества биосферы. Распрост­раненность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы Макроэлементы, микроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химиче­ские свойства и биологическая роль: растворитель гидрофиль­ных молекул, среда протекания биохимических превращений, роль воды в теплорегуляции и др. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспе­чении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку (Бу­ферные системы клетки и организма.)

Органические молекулы. Биологические полимеры — бел и; структурная организация (первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная структурная организация молекул белка и химические связи, их удерживающие) Свойства бел­ков: денатурация (обратимая и необратимая) ренатурация. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, их классификация, свойства и роль в обеспечении про­цессов жизнедеятельности Углёводы в жизни растении, живот­ных, грибов и микроорганизмов. Строение и биологическая роль биополимеров полисахаридов Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энер­гии. Особенности строения жиров и липидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности. Уровни струк­турной организации; генетический код, свойства кода. Редуп­ликация ДНК, передача наследственной информации из поко­ления в поколение. передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК. «Ма­лые» молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины:

строение источники поступления, функции в организме.

демонстрация. Объемные модели структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливи­нилхлорид).

Тема 11.2. Общие принципы клеточной организация (5ч)

Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и им­мунологические методы два типа клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки.

Клетка — структурно-функциональная единица живых ор­ганизмов. Клеточная теория строения организмов Общие принципы организации клеток.

Строение клетки. Клеточные мембраны. Органоиды цито плазмы: эндоплазматическая

сеть, рибосомы, комплекс Гольджи, лизосомы митохондрии, пластиды, клеточный центр, реснички и жгутики. Клеточное ядро, ядерная оболоч­ка, хроматин, ядрышко и ядерный сок. Хромосомы, кариотип, деление клеток. Понятие о митотическом цикле интерфа­за и процессы, происходящие в ней, профаза, метафаза, анафаза и телофаза. Биологический смысл и значение митоза. Жизненный цикл клеток, понятие о дифференцировке.

прокариоты. Основы организации прокариотической клетки. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; лока­лизация ферментных систем и организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Особенности жизнедеятельности бактерии: автотрофные и гетеротрофные бактерии, аэробные и анаэробные микроорганизмы. Споро­образование и его биологическое значение. Размножение Место и роль прокариот в биоценозах.

Неклеточные формы жизни вирусы, бактериофаги; строение, взаимодействие с клеткой-хозяином, воспроизведение.

Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии.

демонстрация. Модели клетки Схемы строения органоидов растительной и животной клетки. Микропрепараты клеток растении, животных и одноклеточных грибов.

Лабораторная работа №3. Изучение строения раститель­ной и животной клетки под микроскопом.

Тема 11.3. Обмен веществ и превращение энергии (2 ч)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транс­порт веществ через клеточную мембрану. пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии, рас­щепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке Фотосинтез. Хемосинтез.

Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, про­текающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Ра­ботать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции. Органическая химия. Принципы организации органических соединении. Углеводы жиры белки, нуклеиновые кислоты. Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. За­коны термодинамики.

РАЗДЕЛ III.

РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАJIЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ОРГАНИЗМОВ

Тема III.1. Формы размножения организмов (2 ч)

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осемене­ние и оплодотворение. Биологическое значение полового раз­множения

Тема III.2. Основы биологии развития (3 ч)

Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Эмбриональное и постэмбриональное развитие Особенности и периодизация эмбрионального развития. Регуляция зароды­шевого развития. периоды постэмбрионального развития: дорепродуктивный репродуктивный и пострепродуктивный. Общие закономерности индивидуального развития животных. Развитие растении.

демонстрация. Фотографии, отражающие последствия воз­действий факторов среды на развитие организмов. Схемы и статистические таблицы, демонстрирующие последствия упо­требления алкоголя наркотиков и табака на характер развития признаков и свойств у потомства.

Основные понятия. Основные свойства живых систем: мета­болизм, саморегуляция, раздражимость и движение. Этапы эмбрионального развития растений и животных. Периоды постэмбрионального развития. Биологическая продолжитель­ность жизни Влияние вредных воздействий курения, упо­требления наркотиков, алкоголя, загрязнения окружающей среды на развитие организма и продолжительность жизни.

Учения. Объяснять общие закономерности процессов ме­табочизма в живых системах различного иерархического уровня. давать характеристику состоянию гомеостаза и знать способы его поддержания. Приводить примеры различных способов движения организмов и ориентироваться в его ме­ханизмах. Объяснять процесс развития живых организмов как результат постепенной реализации насчедственной ин­формации. Различать и охарактеризовывать различные пери­оды онтогенеза и указывать факторы, неблагоприятно вли­яющие на каждый из этапов развития

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана при­роды от воздействия отходов химических производств. Физи­ка. Механическое движение Законы Ньютона. Сила упругос­ти сила трения Электромагнитное поле. Ионизирующее из­лучение, понятие о дозе излучения и биологической защите

РАЗДЕЛ IV.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ

Тема IV. 1. История представлений о наследственности и изменчивости (1 ч)

Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. Этапы развития генетики Открытие Г. Менделем закономерностей наследова­ния признаков.

Тема IV.2. Закономерности наследственности (4 ч)

Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя за­кон доминирования. Второй закон Менделя — закон рас­щепления. Полное и неполное доминирование. Закон чисто­ты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и

полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон неза­висимого комбинирования. Создание хромосомной теории наследственности Т Морганом. Роль отечественных ученых в развитии генетики (Н. И. Вавилов, Н. К Кольцов, А. С. Се­ребровский, С. С Четвериков, С. Н. Давиденков).

Тема IV.3. Основные формы изменчивости (3 ч)

Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромо­сомные и геномные мутации Свойства мутаций; соматиче­ские и генеративные мутации Нейтральные мутации. Полуле­тальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, спонтанные и индуцированные мутации, мутагенные факто­ры. Фенотипический эффект мутаций. Ненаследственная (модификационная) изменчивость; свойства модификации. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении при знаков и свойств.

Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры.

Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.

Демонстрация. Хромосомные аномалии человека и их фе­нотипические проявления.

Лабораторная работа № 4. Решение генетических задач и составление родословных.

Лабораторная работа № 5. Изучение изменчивости. По строение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодейст­вующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. За­кономерности наследования признаков, выявленные Г. Мен­делем. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование; закон Т. Моргана. Генетическое определение пола у животных и растений. Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбина­тивная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селек­ция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.

Учения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение от­личий от родительских форм у потомков. Составлять простей­шие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практиче­ской селекции для повышения эффективности сельскохозяй­ственного производства и снижения себестоимости продо­вольствия.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана при­роды от воздействия отходов химических производств. Орга­ническая химия. Строение и функции органических молекул белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, PH K). Физика. дискрет­ность электрического заряда Основы молекулярно кинетической теории Статический характер законов молекулярно-ки­нетической теории. Рентгеновское излучение Понятие о дозе излучения и биологической защите.

РАЗДЕЛ V



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по курсу математика для специальности 012500 -география Составитель А. И. Голиков, доцент кафедры математической экономики

    Рабочая программа
    Объем работы студента в часах из учебного плана специальности 012500 - «География», утвержденного Ученым Советом Биолого-географического факультета ЯГУ от «__» 2001г.
  2. Рабочая программа по природоведению для 5-го класса основного общего образования

    Рабочая программа
    Рабочая программа по «Природоведению» составлена на основе примерной программы по природоведению в 5 классе основного общего образования (Примерная программа рассчитана на 70 часов), авторской программы А.
  3. Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Общие закономерности» для 9 класса (базовый уровень)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии, опубликованной на сайте Министерства образования, стандарта среднего общего образования,
  4. Рабочая программа по учебному предмету биология

    Рабочая программа
    Цель данной программы ─ развивать у школьников понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия; сформировать у учащихся определённый минимум знаний в той или иной области науки и научить использовать накопленные знания в жизни.
  5. Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Многообразие живых организмов» для 7 класса базовый уровень

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии, опубликованной на сайте Министерства образования, стандарта среднего общего образования,

Другие похожие документы..