Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Выставка «Дворец милосердия. К 200-летию Странноприимного дома графа Н.П. Шереметева» (в здании НИИ СП им. Н.В. Склифосовского, по адресу Б.Сухаревска...полностью>>
'Документ'
3.1. По итогам первого этапа участники Олимпиады распределяются по двум лигам: Премьер лига и Высшая лига. Определены три балловых диапазона: низкий (...полностью>>
'Курсовая'
Под влиянием возрастающих требований жизни увеличивается объем и усложняется содержание знаний, подлежащих усвоению в школе. Но при традиционной сист...полностью>>
'Документ'
104 4 Общество с ограниченной ответственностью 8 040 958 1/ 30 0 .09. 00 "Юган-Систем-Комплекс" 0 .09. 007 8300, Тюменская обл., Ханты-Манс...полностью>>

Ориентиры развития официальных городских сайтов Республики Татарстан

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Ориентиры развития официальных городских сайтов Республики Татарстан

г. Казань 04.05.06

Контекст и постановка проблемы.

Приступая к изучению такой темы как формирование и постановка ориентиров развития официальных сайтов городов Республики Татарстан, необходимо, прежде всего, очертить контекст, в котором предполагается рассматривать проблематику развития упомянутых сайтов.

В настоящее время в Республике Татарстан набирает темпы работа по информатизации органов власти и, в частности, по проектированию и разработке Электронного Правительства РТ. Таким образом, действия администраций муниципальных образований - и, в первую очередь, администрации г. Казани должны быть скоординированы с основными положениями данного проекта, хотя во многом имеют потенциал для того, чтобы превзойти его.

Другой ориентир развития официальных городских сайтов РТ связан с реформой местного самоуправления (МСУ), которая усиливает роль местных институтов самоуправления в оказании самых важных и ежедневно необходимых услуг населению. Очевидно, что и население и новые управленцы в ходе практического взаимодействия будут сталкиваться с многочисленными проблемами, что делает актуальными вопросы совершенствования механизмов управления на местах.

Основная проблема в данном контексте, на наш взгляд, состоит в том, что официальный городской сайт в условиях реформы МСУ и информатизации государственной власти понимается и используется не вполне адекватно. Его функции редуцированы до «информирования» и даже с этой функцией республиканский городской сайт справляется с трудом. Сам процесс информирования затруднен вследствие отсутствия четких механизмов и нормативов получения полной информации.

1

При том, что трудовые и финансовые ресурсы на поддержку городских сайтов так или иначе расходуются, сайт остается не инструментом развития города, а некоторой опцией-символом стремления к современности. Естественно, этот тезис касается только городов нашей республики, другие российские города в рамках настоящего исследования изучались только для формирования более целостного представления о проблеме.

Официальные городские сайты РТ: актуальное состояние и проблематика.

Заканчивая ряд общих вопросов, целесообразно перейти к описанию и результатам прикладного исследования проведенного специалистами казанской компании «Варлок» совместно с кафедрой прикладной политологии КГУ.

Объектом исследования стали сайты республиканских городов. Сайты оценивались по 49 параметрам, которые в основном касаются содержания сайта. Мы не вдавались в технические характеристики конкретных Интернет-решений, анализируя только то, с чем сталкивается конечный пользователь. В качестве образца для сравнения (бенчмарка) в порядке эксперимента были приняты минимальные требования к сайтам местных органов власти в Великобритании. Выбор страны в данном случае на наш взгляд не принципиален, поскольку в любом случае чужим опытом пользоваться напрямую невозможно. Однако знать, как создавалась уже действующая система локальных сайтов, полезно. Также в ходе подготовки эмпирической базы исследования проводились телефонные и почтовые опросы разработчиков сайтов и представителей городских администраций.

Целью проведенного исследования стал анализ сайтов городов Республики Татарстан на предмет соответствия их структуры, логики и содержимого (контента) существующим принципам создания и построения программных продуктов подобного рода.

В ходе проделанной работы были исследованы сайты 9 городов РТ, 3 официальных сайта российских городов, а, также официальные сайты 8 зарубежных городов.

Из 20 городов Республики Татарстан 8 официально представлены в сети Интернет:

  1. Казань (официальный сайт ),

  2. Набережные Челны (официальный сайт ),

  3. Нижнекамск (официальный сайт ),

  4. Чистополь (официальный сайт ),

  5. Бугульма (официальный сайт ),

  6. Мензелинск (официальный сайт ),

  7. Альметьевск (официальный сайт ),

  8. Елабуга (официальный сайт http://www.elabuga.ru)
    Неофициальные сайты имеют 6 городов (Бавлы, Буинск, Зеленодольск,

Лениногорск, Мамадыш, Менделеевск).

Не имеют сайтов 6 городов республики.

В ходе исследования по выбранным критериям были также протестированы 2 неофициальных сайта (Нурлат, и Заинек, ) с тем, чтобы выяснить, в какой мере неофициальные веб-ресурсы могут быть полезны для Интернет-аудитории республики.

Для сравнения были также исследованы официальные сайты 3 российских городов - Омск (), Королев (www.korolev.ru), Шуя (/).

Кроме того, по выбранной методике были исследованы официальные
сайты 8 европейских городов - Барнсли (www.barnsley.gov.uk), Ковентри
(vvvvw.coventry.gov.uk), Бристоль (www.bristol-city.gov.uk), Эшфилд
(www.ashfield-dc.gov.uk), Кёльн (www.stadt-koeln.de), Магдебург

(www.magdeburg.de), Лион (www.lyon.fr), Гавр (www.ville-lehavre.fr).

Оценка всех исследованных сайтов проводилась по 6-балльной шкале (О — отсутствие параметра, 1 — недоступность параметра, 2 -неудовлетворительное качество, 3 - удовлетворительно, 4 - наличие параметра с замечаниями, 5 - наличие параметра).

Официальные сайты городов и администраций городов являются своеобразными представительствами органов МСУ в сети Интернет, поэтому целесообразно выделить критерии для исследования данных ресурсов.

Критерии, по которым оценивались web-сайты, можно организовать в ряд групп:

  • Язык, построение контента, его логика и доступность.

  • Корректность ссылок и правильность их работы.

  • Актуальность информации, размещенной на сайте.

  • Содержание сайта, полнота информации по структуре органов власти,
    по полномочиям лиц, представляющих городские власти.

  • Наличие информации по экономическим показателям развития города
    и статистической информации.

  • Простота доступа пользователя к интересующей его информации на
    главной странице (наличие полноценной контактной информации; наличие
    возможности обратной связи с городскими властями; оформление сайта:
    наличие символики, выверенного корпоративного стиля; наличие простого и
    удобного интерфейса - поиск по сайту, помощь, часто задаваемые вопросы).

По мнению специалистов компании «Варлок», имеющих опыт работы в сфере разработки программного обеспечения для органов государственной власти в республике, неувязки в структуре, в языке и содержании городских сайтов происходят из трех ключевых нерешенных задач:

  1. Нечеткая постановка целей создания городского сайта

  2. Размытое представление об аудитории городских сайтов
    (фактически сегментация и выделение каких-то характеристик различных
    групп аудитории не производится)

3. Недостаточное кадровое обеспечение процесса разработки и поддержки сайта.

Изучение выбранных официальных сайтов российских городов (Омск, Королев и Шуя) показывает наличие проблем, в целом сходных с перечисленными выше. Таким образом, нельзя говорит о том, что эти проблемы характерны только для Республики Татарстан.

Применение же выбранного исследовательского инструментария к оценке сайтов европейских (не только британских) городов дает примерно одинаковый результат, что, с одной стороны, позволяет говорить о целесообразности выбранной методики, а с другой (исходя из результатов исследования) свидетельствует о наличии сформированного видения проблемы за рубежом.

В данный момент городской сайт понимается его разработчиками и администраторами почти исключительно как средство трансляции информации, т.е. основная функция сайта состоит в отражении некоторого образа города. Однако в целом ряде проблемных областей городского развития официальный сайт может быть использован более конструктивно. Можно предположить несколько дополнительных функций, реализуемых через официальный городской сайт, которые можно было бы возложить на команду разработчиков и команду поддержки сайта.

Важно различать такие понятия, как «коммуникация» и «информирование». Созданные официальные сайты в основном предлагают посетителю некий лоток с информацией, но до коммуникации дело доходит редко. Сайт, условно говоря, должен разгружать телефоны и коридоры городских администраций. Это может достигаться за счет небольших изменений на уже существующих сайтах. При выполнении минимальных требований, которые предлагаются в британском стандарте на создание подобных сайтов, разработчики сайтов могли бы если не решить, то вплотную приблизится к решению этой задачи, хотя здесь необходимо рассмотреть

закономерный вопрос о степени применимости зарубежных стандартов к нашей ситуации.

Особенности финансового обеспечения муниципалитетов, вводимые новой реформой, заставляют более эффективно решать задачи привлечения заемных средств для развития территорий, что заставляет еще раз оценить возможности городского сайта с точки зрения раскрытия информации и формирования позитивного имиджа города. Банки и другие финансовые организации сталкиваются с проблемами доступа к информации при попытке оценить муниципальные облигации и выставить лимиты на такие ценные бумаги. Существующие требования по раскрытию информации по эмитентам муниципальных облигаций не решают проблемы. Однако, муниципальный займ мог бы стать важным инструментом развития городов и потому, очевидно, городам и банкам необходимо приходить к определенным соглашениям по вопросам раскрытия информации.

Перечисленные варианты использования городских сайтов во многом остаются чисто гипотетическими по той причине, что не снят ряд вопросов в плане обеспечения такой работы кадрами, знаниями и документами.

Многое в решении перечисленных задач зависит от руководства городских администраций и понимания важности и необходимости решения этих вопросов. Например, сегодняшнее состояние официального сайта администрации Казани уже не соответствует динамике и амбициям нынешнего городского руководства.

Подводя итоги, целесообразно наметить область ближайшего развития республиканских городских сайтов и те шаги, которые стоило бы предпринять местным администрациям и командам разработчиков. Эти шаги направлены на снятие ряда барьеров в области обеспечения городского сайта кадрами, знаниями и комплексом документов.

Возможная схема работ, направленных на решение задач разработки и внедрения программного обеспечения на местном уровне представляется следующей:

  1. Оценка потребности в сайтах администраций городов и
    муниципальных образований.

  2. Изучение и оценка аудитории, на которую рассчитаны подобные
    сайты

  3. На основе данных, полученных на двух предыдущих этапах,
    становится возможным формирование концепции развития, создание
    технического задания в форме заказа.

Говоря о конкретных элементах подобных работ, нужно отметить следующее:

Необходимо в письменном виде сформулировать цели, т.е. ответить на вопрос «Зачем создается официальный сайт города?». Формальным признаком результата здесь предлагается рассматривать документ, утвержденный администрацией города. При постановке целей необходимо учитывать контекст, описанный в начале доклада (информатизация и реформа).

Невозможно работать над развитием сайта, имея общее и часто тавтологическое определение целевой аудитории типа «аудитория сайта - это все, кому интересен город». Нужно четко сегментировать аудиторию сайта, выделить те группы, которые не являются аудиторией сайта, но которые желательно привести на сайт. При этом сегментация может производится умозрительно, но определение потребностей и ожидания от сайта умозрительно выделить трудно. В связи этим предлагается создание системы исследований Интернет-аудитории РТ. Это повысит и качество сегментации аудитории, и адаптацию городских сайтов к изменяющимся потребностям разных сегментов целевой аудитории.

С точки зрения кадрового обеспечения процессов разработки и поддержки, создание городского сайта становится довольно сложной задачей для местных администраций. Часто поддержка возлагается либо на тех же разработчиков, либо на отдел по связям с общественностью. Зарубежный опыт показывает, что профессиональный состав команды разработки и поддержки сайта должен быть существенно шире. Так, в разработке подобных сайтов в

Великобритании участвуют менеджеры, писатели, редакторы, специалисты по usability, разработчики ПО, графические дизайнеры, дизайнеры взаимодействия и коммуникаций, эксперты по специальным вопросам (психологи, политологи, экономисты и т.п.). В провинциальных городах такую команду сформировать трудно. Поэтому предлагается:

с учетом вышесказанного реализовать образцовый проект по созданию официального городского портала на базе сайта муниципального образования г.Казани.

создать команду разработчиков, которая в дальнейшем будет способна воплотить в жизнь подобные проекты в других городах Республики Татарстан.

подробно документировать этот процесс.

по завершении проекта наладить систему консультаций, к которой могли бы обращаться другие разработчики городских сайтов.

Как уже было сказано выше, в настоящее время в Татарстане на республиканском уровне реализуется проект «Электронного правительства», отчасти предполагающий работы близкие к предлагаемым выше. Вместе с тем по результатам исследования очевидна необходимость реализации собственно муниципального проекта, ориентированного прежде всего на многообразные нужды города. Кроме того, учитывая тот факт, что администрация Казани активно участвует в работе международных организаций, объединяющих города (например, ООН-Хабитат, ОГВН, ОГМВ), можно рассчитывать на поддержку и развитие проекта на международном уровне.

При сравнении документального обеспечения процессов

информатизации в Европе и в России бросается в глаза разница в жанрах принимаемых документов. В России создается множество концепций и программ. Программы и концепции периодически дополняются анализом и прогнозами.

Кроме того, с необходимыми поправками на местную специфику нужно оценить и адаптировать зарубежный опыт в области разработки практических

рекомендаций, в частности, британский опыт, что предполагает достаточно большой объем работ по переводу материалов.

В связи реформой местного самоуправления в России, и, в частности, в Республике Татарстан, значительное количество властных функций передается на места. Таким образом, главной целью муниципальных сайтов является облегчение доступа к информации по предоставлению разного рода услуг конечному потребителю. Акцент должен делаться на разработке конкретных технологий, что органично вписывается в проект создания электронного правительства. Выработка более конкретных рекомендаций и изучение проблем, которые могут возникнуть при создании подобных технологий, является предметом дальнейших исследований.

Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что городской сайт должен быть понят иначе, нежели так, как это происходит сегодня в России. Не как некая опция или веление времени, а как эффективный инструмент развития и решения конкретных проблем, а также инструмент формирования имиджа города. Решение последней задачи сегодня во все большей и большей степени достигается не впоследнюю очередь за счет правильного подхода к развитию сайта города.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. П 78 Профилактика экстремизма и радикализма в молодежной среде Республики Татарстан: Сб научно-методических и информационных материалов

    Документ
    П 78 Профилактика экстремизма и радикализма в молодежной среде Республики Татарстан: Сб. научно-методических и информационных материалов. / Мин-во по делам молодежи, спорту и туризму РТ, Респ.
  2. Программа "развитие и размещение производительных сил республики татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года" Основные направления

    Программа
    1. Утвердить прилагаемую Программу развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года.
  3. Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан материалы коллегии

    Документ
    М 34 Материалы коллегии «Итоги работы Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан за 2010 год» / М-во по делам молодежи, спорту и туризму РТ; Под ред.
  4. Программа Республики Татарстан по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года

    Программа
    Министерство финансов Республики Татарстан, Министерство экономики Республики Татарстан, Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан (далее – ЦЭСИ РТ),
  5. Программа развития конкуренции в Республике Татарстан Программа развития конкуренции в Республике Татарстан (1)

    Программа
    Программа разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года № 691-р и распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.

Другие похожие документы..