Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Главная стратегическая цель муниципального района «Корткеросский»: Создание условий для устойчивого повышения жизненного уровня населения муниципальн...полностью>>
'Программа'
Цель курса «Истории и философии науки» – введение аспирантов и соискателей в пространство истории и логики науки с целью формирования способности кри...полностью>>
'Реферат'
Уже около двух тысяч лет назад греческим и римским ученым было известно, что на востоке Европы, между Карпатскими горами и Балтийским морем, живут мн...полностью>>
'Рабочая программа'
Дисциплина «Аудит» включена в состав изучаемых Дисциплин (модулей) в соответствии с программой ООП Б3- базовой частью общепрофессионального цикла обу...полностью>>

Общая характеристика работы национальный университет физического воспитания и спорта украины гончаренко евгений владимирович

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА УКРАИНЫ

ГОНЧАРЕНКО ЕВГЕНИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

УДК: 796.071.5:616.899.3

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ СО СПОРТСМЕНАМИ

С ОТКЛОНЕНИЯМИ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

24.00.01.Олимпийский и профессиональный спорт

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата наук по физическому воспитанию и спорту

Киев – 2011

Диссертацией является рукопись

Работа выполнена в Национальном университете физического воспитания и спорта Украины, Министерство Украины по делам семьи, молодежи и спорта

Научный руководитель кандидат педагогических наук, профессор Матвеев Сергей Федорович, Национальный университет физического воспитания и спорта Украины, заведующий кафедрой олимпийского и профессионального спорта

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Деминский Алексей Цезаревич, Донецкий государственный институт здоровья, физического воспитания и спорта, ректор;

кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент Передерий Алина Владимировна, Львовский государственный университет физической культуры, доцент кафедры теоретико-методических основ спорта

Защита состоится «20» мая 2011 г. в 1400 на заседании специализированного ученого совета Национального университета физического воспитания и спорта Украины (03680, г. Киев-150, ул. Физкультуры, 1).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Национального университета физического воспитания и спорта Украины (03680, г. Киев-150, ул. Физкультуры, 1).

Автореферат разослан «18» апреля 2011 г.

Ученый секретарь

специализированного ученого совета В.И. Воронова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Современные социально-экономические, гуманистические аспекты развития мирового сообщества определяют актуальность и значимость проблем социальной интеграции, и адаптации лиц с отклонениями умственного развития (R. Lukasson, 1992; E. Elaine, 1996; Р. Кравченко, 2007).

Сущность социальной интеграции лиц с отклонениями умственного развития заключается в предоставлении этим людям специально организованных условий для привлечения их к активному участию в жизни общества с учетом их возможностей и потребностей. Одним из наиболее эффективных и доступных путей социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями является физическая культура и спорт. Формирование и развитие спортивного движения для лиц с отклонениями умственного развития по программе Специальных Олимпиад в Украине обусловливает необходимость поиска новых дидактических подходов к проведению тренировочных занятий с учетом их интеллектуальных, физических, психологических особенностей и идеологических основ Международного движения Специальных Олимпиад (Н. Булгакова, С. Морозов, 2005; И. Макущенко, В. Пристинский, 2008; П. Королев, 2009).

В научно-методической литературе детально освещены педагогические основы проведения тренировочных занятий в олимпийском спорте (Л. Матвеев, 1998; В. Платонов, 2004; В. Болобан, 2010; и др.), проанализированы дидактические аспекты совершенствования и оптимизации тренировочного процесса (О. Деминский, 2003; Ю. Гавердовский, 2007 и др.). Анализ современной научной литературы позволил выявить, что подавляющее большинство исследований по проблемам спорта инвалидов, в основном, посвящено изучению исторических и организационных вопросов (С. Веневцев, 2004; В. Мудрик, 2006; Ю. Брискин, 2009), совершенствованию процесса подготовки спортсменов-паралимпийцев и дефлимпийцев (Н. Байкина, 2002; А. Баряев, Д. Мосунов, 2007 и др.), освещению спортивного движения инвалидов как составляющей международной олимпийской системы (Ю. Брискин, А. Передерий, 2007–2010). Вместе с тем почти отсутствуют исследования, относительно реализации дидактических особенностей при проведении тренировочных занятий со спортсменами, имеющими отклонения умственного развития, несмотря на то, что именно эти особенности оказывают непосредственное влияние на качество тренировочного процесса, эффективность обучения, коррекцию психофизических нарушений, профилактику вторичных заболеваний, социальную адаптацию, что и определяет актуальность работы.

Связь работы с научными планами, темами. Работа выполнена согласно «Сводного плана научно-исследовательской работы в сфере физической культуры и спорта на 2006–2010 гг.» Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта, по теме 2.5.1. «Организационные, исторические, теоретико-методические направления развития спорта инвалидов» (№ государственной регистрации 0106U012613). Роль автора (как соисполнителя темы) состоит в изучении дидактических особенностей проведения тренировочных занятий со спортсменами с отклонениями умственного развития и разработке методических рекомендаций по совершенствованию тренировочного процесса.

Цель исследования – повышение эффективности проведения тренировочных занятий со спортсменами с отклонениями умственного развития, на основании разработки условий реализации методических положений.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать и обобщить данные специальной методической литературы по вопросам проведения тренировочных занятий со спортсменами с отклонениями умственного развития.

  2. Определить уровень физического развития и подготовленности спортсменов с отклонениями умственного развития по программе Специальной Олимпиады «ФАНфитнесс».

  3. Определить условия реализации дидактических особенностей при проведении тренировочных занятий со спортсменами с отклонениями умственного развития.

  4. Разработать методические рекомендации по реализации дидактических особенностей во время проведения тренировочных занятий со спортсменами с отклонениями умственного развития.

Объект исследования – тренировочные занятия со спортсменами с отклонениями умственного развития.

Предмет исследования – методические условия реализации дидактических особенностей при проведении тренировочных занятий со спортсменами с отклонениями умственного развития.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследований: анализ научно-методической литературы и материалов сети Интернет для изучения физических, психических возможностей лиц с отклонениями умственного развития, особенностей проведения тренировочных занятий в спорте инвалидов; педагогическое наблюдение применялось во время тренировочных занятий для детального изучения поведения спортсменов; педагогическое тестирование использовалось для определения уровня физической подготовленности; социологические методы использовались для выявления мнений респондентов о дидактических особенностях проведения тренировочных занятий; педагогический эксперимент проводился для определения эффективности разработанных рекомендаций; метод сравнения использовался для сопоставления уровня физического развития спортсменов с отклонениями умственного развития и их здоровых сверстников; методы математической статистики использовались для объективного анализа полученных данных.

Научная новизна полученных результатов состоит в том, что:

  • впервые определены дидактические особенности проведения тренировочных занятий со спортсменами, имеющими отклонения умственного развития, характеризующиеся направленностью тренировочных занятий, их количеством и продолжительностью, комплектованием тренировочных групп, влиянием занятий на ускорение процесса социальной интеграции, на основе которых разработаны методические рекомендации с учетом степени умственной отсталости;

  • впервые систематизированы и определены условия реализации общеметодических, специально-методических, социальных, специфических принципов спортивной подготовки во время проведения тренировочных занятий со спортсменами, имеющими отклонения умственного развития, обусловленных степенью умственной отсталости, наличием вторичных нарушений, возрастными особенностями, индивидуальными возможностями контингента. Это позволило повысить качество и эффективность проведения тренировочных занятий;

  • впервые проанализирована международная волонтерская программа Специальной Олимпиады «ФАНфитнесс» с целью адаптации технологии ее реализации в Украине. Программа направлена на определение показателей физического развития, уровня физической подготовленности, состояния опорно-двигательного аппарата, предоставление методических рекомендаций. Предложенные модификации были учтены Международной организацией «Специальные Олимпиады» в новой редакции программы «ФАНфитнесс», что позволило повысить информативность тестирования спортсменов с отклонениями умственного развития и предоставить им рекомендации по развитию физических качеств, коррекции нарушений, оптимизации проведения тренировочных занятий;

  • впервые разработаны методические положения для тренеров Специальной Олимпиады Украины, направленные на повышение эффективности проведения тренировочных занятий со спортсменами с разной степенью отклонения умственного развития;

  • дополнены данные о специфике проведения тренировочных занятий по программам Специальных Олимпиад, с учетом цели, задач, обязательной восьминедельной тренировочной программы;

  • расширены данные о физических нарушениях у лиц с отклонениями умственного развития.

Практическая значимость полученных результатов состоит в совершенствовании проведения тренировочных занятий со спортсменами Специальной Олимпиады Украины. В частности, были разработаны методические рекомендации по условиям реализации принципов во время проведения тренировочных занятий с соответствующим контингентом. Результаты исследований внедрены в учебный процесс Национального университета физического воспитания и спорта Украины по дисциплине «Спорт инвалидов»: на 3–4 курсах по теме «Особенности подготовки спортсменов–инвалидов» и в тренировочный процесс спортсменов Специальной Олимпиады Украины, что подтверждено соответствующими актами внедрения.

Личный вклад диссертанта состоит в изучении особенностей проведения тренировочных занятий со спортсменами с разной степенью умственной отсталости и разработке методических рекомендаций по совершенствованию тренировочного процесса с соответствующим контингентом. Автором сформулирована цель, задачи, направление исследований, подобраны методы исследований, проведен анализ и обобщение данных специальной литературы и материалов сети Интернет, определена актуальность исследуемой проблемы. Личный вклад соискателя является определяющим в проведении исследования, обработке и анализе результатов, формулировке выводов.

Апробация результатов диссертации. Результаты исследований внедрены путем докладов на различных научных конференциях: V Международной научно-практической конференции «Спорт, духовность и гуманизм в современном мире» (Донецк, 2007 г.), Международной научной конференции молодых ученых (Киев, 2008–2009 гг.), Международной научно-практической конференции «Основные направления развития физической культуры, спорта и физической реабилитации» (Днепропетровск, 2008–2009 гг.), XIII Международной научной конференции «Молодая спортивная наука Украины», (Львов, 2009 г.),
XIV Международном научном конгрессе «Олимпийский спорт и спорт для всех» (Киев, 2010 г.); на ежегодных конференциях кафедры олимпийского и профессионального спорта 2006–2010 гг.; публикаций в периодических изданиях и научных сборниках.

Публикации. Основные положения диссертационной работы изложены в 13 публикациях, из них 4 – в специализированных изданиях, утвержденных ВАК Украины.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти разделов, практических рекомендаций, выводов, приложения, списка литературы. Работа изложена на 162 страницах основного текста, содержит 18 таблиц, 44 рисунка. Список использованной литературы составляет 219 источников, из которых 29 – зарубежные.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цель и задачи работы, показана связь исследования с научными планами и темами; сформулированы объект, предмет, научная новизна и практическое значение полученных результатов; освещен личный вклад автора, представлена информация об апробации полученных результатов исследования, указано количество публикаций.

В первом разделе «Тренировочные занятия в спорте инвалидов и их влияние на развитие спортсменов с отклонениями умственного развития» представлен анализ данных научно-методической литературы, материалов международных научных конференций, конгрессов, семинаров; проанализированы работы зарубежных и отечественных специалистов.

В разделе освещены специфические особенности спорта инвалидов по программам Специальных Олимпиад в структуре адаптивной физической культуры. Проанализированы закономерности развития лиц с отклонениями умственного развития, психофизические нарушения, в зависимости от степени умственной отсталости, на основе которых определены педагогические основы проведения тренировочных занятий. Указано, что научных трудов, относительно повышения эффективности проведения тренировочных занятий со спортсменами с отклонениями умственного развития, путем разработки условий реализации дидактических особенностей, в доступной литературе не выявлено.

Во втором разделе «Методы и организация исследований» детально представлены методы, которые применялись в исследовании. Дана характеристика экспериментальной программы «ФАНфитнесс».

Констатирующий эксперимент проводился с целью получения первичной информации о дидактических аспектах тренировочного процесса, уровне физической подготовленности, состоянии опорно-двигательного аппарата спортсменов Специальной Олимпиады. В дальнейшем исследования проводились по адаптированной программе «ФАНфитнесс» при участии спортсменов 17–18 лет Специальной Олимпиады Украины. Формирующий эксперимент проводился с целью определения показателей физического развития, динамики физической подготовленности, состояния опорно–двигательного аппарата после использования тренерами предложенных методических рекомендаций.

В исследованиях по программе «ФАНфитнесс» приняли участие 34 спортсмена 17–18 лет Специальной Олимпиады из разных регионов Украины.
В рамках исследования был проведен опрос экспертов с целью выявления условий реализации принципов и определения дидактических особенностей проведения тренировочных занятий с соответствующим контингентом.

Исследования были условно разделены на этапы:

I этап (2006–2007 гг.). Изучалась и анализировалась научно-методическая литература, документальные источники, материалы сети Интернет по теме исследований. Формировалась программа исследований. Осваивался комплекс методов, используемых в исследованиях. Оформлялись 1 и 2 разделы диссертации.

ІІ этап (2007–2008 гг.). Определялись показатели физического развития, уровня физической подготовленности спортсменов с отклонениями умственного развития по программе Специальной Олимпиады «ФАНфитнесс». Изучались дидактические особенности проведения тренировочных занятий с соответствующим контингентом. Проводился математический анализ полученных результатов исследования. Оформлялся 3 раздел диссертации.

ІІІ этап (2008–2010 гг.). Оформлялись 4–5 разделы диссертации, формулировались выводы. Обобщены результаты научных исследований, сделан теоретический анализ, подготовлены методические рекомендации. Оформлена диссертационная работа.

В третьем разделе «Характеристика физической подготовленности спортсменов с отклонениями умственного развития по программе «ФАНфитнесс»» представлены результаты педагогического констатирующего эксперимента, проведенного по волонтерской программе Специальных Олимпиад «ФАНфитнесс» (рис. 1). Волонтерская программа «ФАНфитнесс» состоит из 4 частей:

– опрос спортсменов, с целью определения количества тренировочных занятий в неделю, приоритетных видов спорта;

– определение показателей физического развития и подготовленности, состояния опорно-двигательного аппарата, функциональной подготовленности;

– обучение спортсменов, тренеров, волонтеров Специальной Олимпиады, членов семей, направленное на обоснование важности тренировочных занятий;

– оформление индивидуальной «Карты атлета» Специальной Олимпиады и предоставление спортсменам рекомендаций с целью улучшения их двигательных навыков, спортивной формы, оптимизации тренировочного процесса.



Рис. 1. Структура программы «Здоровые атлеты» Специальных Олимпиад

Опрос спортсменов Специальной Олимпиады показал, что наиболее интересными видами спорта для них являются футбол, легкая атлетика, баскетбол, настольный теннис. 36 % атлетов тренируются 3 раза в неделю, лишь у 28 % количество занятий достигает пяти. У 45 % спортсменов установлены постоянные пропуски тренировочных занятий, что обусловлено болезнями, организационными проблемами, индивидуальными особенностями.

В результате проведения исследований по программе «ФАНфитнесс» были определены средние показатели (±S) длины тела спортсменов 17–18 лет Специальной Олимпиады – 170±5,89 см, массы тела – 63,8±5,92 кг. Средние показатели индекса физического развития находятся в диапазоне 359±30,79 у.ед. У 70 % спортсменов были выявлены нарушения осанки, у 80 % – стопы. У 70 % испытуемых установлена различная длина нижних конечностей (разница составляет 1–4 см). При определении подвижности в коленном суставе показатели ниже нормы зафиксированы у 47 % спортсменов Специальной Олимпиады, в голеностопном – у 32 %, в плечевом – у 29 %. При выполнении тестового упражнения «поднимание в сед за 1 мин» у 59 % спортсменов показатели были ниже нормы (=22,7±7,64).
В результате проведения теста «10 приседаний на время» (с) выявлено, что =13,1±4,51. При этом минимальное время выполнения упражнения – 7 с, максимальное – 20 с. Средние показатели теста «Фламинго» на правой ноге равны 10,5±6,38 с, левой – 9,9±6,43 с. Полученные результаты позволили выявить различные уровни физической подготовленности, что обусловлено индивидуальными возможностями спортсменов с отклонениями умственного развития. После прохождения тестирования для каждого спортсмена в рамках программы «ФАНфитнесс» составлена индивидуальная именная «Карта атлета» с методическими рекомендациями по выполнению физических упражнений, направленных на обучение, развитие отстающих двигательных качеств, повышение уровня двигательной активности.

В четвертом разделе «Методические основы проведения тренировочных занятий со спортсменами с отклонениями умственного развития» представлены систематизированные принципы подготовки спортсменов Специальных Олимпиад. Определены условия их реализации, на основе чего выявлены дидактические особенности проведения тренировочных занятий и разработаны методические рекомендации, направленные на повышение эффективности проведения тренировок, в зависимости от степени умственной отсталости.

Содержательная направленность тренировочных занятий, в первую очередь, обусловлена философией, целью и задачами международного движения Специальных Олимпиад. Философия Международного спортивного движения Специальных Олимпиад заключается не в достижении високих спортивних результатов спортсменами, а в предоставлении этим спортсменам возможности получать удовольствие от тренировочных занятий и участия в соревнованиях. Основная цель Специальных Олимпиад заключается в том, чтобы помочь людям с отклонениями умственного развития стать полноправными членами общества, принимать активное участие в общественной жизни через предоставление этим людям справедливых возможностей для демонстрации своих навыков и способностей в условиях спортивных соревнований, а также информировать общественность о возможностях и потребностях этих людей.

В результате проведенных исследований выделено 4 основных направления тренировочных занятий: педагогическое, спортивное, коррекционное, социальное (рис. 2).



Рис. 2. Направленность тренировочных занятий согласно программ Специальных Олимпиад

Определены группы принципов, на которых базируется проведение тренировочных занятий со спортсменами с отклонениями умственного развития: общеметодические, специально-методические, социальные, специфические принципы спортивной подготовки.

Реализация общеметодических принципов во время проведения тренировочных занятий со спортсменами с отклонениями умственного развития имеет ряд особенностей, обусловленных их физическими, интеллектуальными, психологическими возможностями. Наиболее значимыми принципами являются принципы доступности и индивидуализации. При выполнении физических упражнений необходимо учитывать индивидуальные особенности и возможности спортсменов.

Для реализации принципа доступности необходимо обязательное проведение тестового тренировочного занятия с целью выявления возможностей спортсменов; стимуляция активности спортсменов; выполнение спортсменами доступных, но не слишком легких заданий. Реализация принципа систематичности и последовательности заключается в логической последовательности и связи между тренировочными занятиями; количество и продолжительность тренировочных занятий обусловлены степенью умственного отклонения; повышенное значение имеет повторение и закрепление изученных физических упражнений.

Реализация принципа сознательности и активности усложнена психическими нарушениями, характерными для лиц с отклонениями умственного развития. Для повышения активности спортсменов на тренировочных занятиях тренеру необходимо проводить разъяснительные и доступные беседы о значимости решаемых задач, и занятий спортом в целом. Не использовать монотонные упражнения, обучать спортсменов посредством спортивных и подвижных игр.

Реализация принципа наглядности заключается в доступности и яркости предоставляемой спортсменам информации; многоразовом повторении тренером разучиваемого упражнения; демонстрации физических упражнений по частям; использовании спортсменами «Карты атлета» самостоятельно. Для эффективной реализации принципа прочности усвоения знаний необходимо: многоразовое повторение упражнений; начинать тренировочные занятия с повторения задач предыдущих занятий; постепенное повышение интенсивности и продолжительности выполнения физических упражнений (рис. 3).

Принцип связи с практикой заключается в разработке тренировочных программ с направленностью на возможную практическую деятельность (работу).

Наряду с общеметодическими принципами во время проведения тренировочных занятий со спортсменами Специальной Олимпиады имеет место реализация принципа эмоциональности обучения. Он реализуется через бодрое, образное изложение материала, речь тренера, его отношение к спортсменам, использование интересных примеров, применение наглядности и технических средств обучения, создание у спортсменов чувства выполненного долга. Выявлено, что проведение тренировочных занятий со спортсменами, имеющими отклонения умственного развития, по программам Специальных Олимпиад характеризуется коррекцинно–развивающей направленностью. Поэтому, важное значение имеет реализация специально-методических принципов (табл. 1).

Первоочередная цель спортивного движения Специальных Олимпиад заключается в помощи лицам с отклонениями умственного развития стать полноправными членами общества, путем предоставления им прав и возможностей тренироваться и соревноваться с другими спортсменами. Поэтому важную роль
при проведении тренировочных занятий играют социальные принципы. Результаты



экспертного анализа позволили выявить, что основной задачей тренировочных занятий по программе Специальных Олимпиад является ускорение процессов социальной интеграции. Определяющую роль в этом играет реализация волонтерских программ во время проведения тренировочных занятий: «Здоровье атлетов», «Объединенный спорт», «Факельный пробег». Сущность указанных программ заключается в регулярном привлечении здоровых лиц к проведению и участию в тренировочных занятиях совместно со спортсменами с отклонениями умственного развития.

Таблица 1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационный бюллетень отражает новые поступления книг в Научную библиотеку тгпу с 16 декабря 2008 г по 31марта 2009 г

    Информационный бюллетень
    Обращаем Ваше внимание, что издания по методике преподавания предметов можно найти как в разделе «Педагогика», так и в разделе соответствующей дисциплины.
  2. Бюллетень новых поступлений за октябрь 2003 года (2)

    Бюллетень
    Транспо- рт и др Т.1.А-О/Пер.с нем.Гончаровой Е.М.,Здорик Т. Б.,Несытовой Н.Ю.и др.;Ред.Е.М.Гончарова.-М.:Издат. группа"Прогресс",1 .
  3. Алина Николаевна Болото-Бояджян (редактор городского центра здоровья): Работа над книгой подарила мне уникальную возможность соприкоснуться с прошлым, следы которого нас окружают. Надеюсь, наша книга

    Книга
    Римма Викторовна Гребенюк (заведующая отделом здравоохранения городского совета ): «В 2004 году мы отмечаем 225-летие со дня основания Горловки. История города и история горловского здравоохранения неразрывно связаны: рос город, а
  4. Министерство культуры Свердловской области Государственное учреждение культуры Свердловской области

    Документ
    Начало 30-х годов. С военного завода одного из портовых городов идет утечка информации. Для раскрытия фашистско-шпионской организации сюда прибывает советский разведчик Каротин и вместе с молодым помощником проводит тщательное расследование.
  5. Главный библиограф отделения краеведческих информационных ресурсов Кемеровской онб им. В. Д. Федорова

    Документ
    Календарь знаменательных и памятных дат по Кемеровской области на 2009 год / Кемеровская обл. науч. б-ка им. В. Д. Федорова; Сост. Н. Н. Котышева, ред.

Другие похожие документы..