Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Защита состоится 18 мая 2009 г. в 11:00 на заседании диссертационного совета Д 513.003.01 при Сибирском университете потребительской кооперации по ад...полностью>>
'Контрольная работа'
мотив «страшного мира» 4. мотив родины А. «Фабрика» Б. «К музе» В. «Осенняя воля» Г. «На поле Куликовом» . Из какого произведения А....полностью>>
'Доклад'
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №16 «Детский сад компенсирующего вида» было создано в 1982 году, как ясли-сад производственного о...полностью>>
'Документ'
Автор(ы): И.О. Фамилия автора (ов) (если авторов несколько, указывать через запятую). Times New Roman, кегль 12 пт., строчные буквы, курсив, выравнива...полностью>>

Модули программ повышения квалификации

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОДУЛИ ПРОГРАММ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Охрана здоровья, формирование культуры здорового образа жизни,

профилактика зависимости от психоактивных веществ

и асоциального поведения детей, подростков и молодежи»

Содержание

Введение – 2 стр.

Модуль 1. Психология здоровья – 5 стр.

Модуль 2. Основы нейропсихологии детского возраста – 10 стр.

Модуль 3. Психология аномального развития – 15 стр.

Модуль 4. Эмоционально-поведенческая коррекция – 19 стр.

Модуль 5. Психология отклоняющегося поведения – 25 стр.

Модуль 6. Суицидология – 31 стр.

Модуль 7. Психология зависимости – 35 стр.

Модуль 8. Профилактика алкоголизма и наркомании – 41 стр.

Модуль 9. Основы мотивационного консультирования – 48 стр.

ВВЕДЕНИЕ

Модули программ предназначены для подготовки и переподготовки кадров по вопросам формирования культуры здорового образа жизни, профилактики зависимости от психоактивных веществ и асоциального поведения детей, подростков и молодежи на основе современных здоровьесберегающих технологий.

Проблема употребления психоактивных веществ детьми, подростками и молодежью в современной России не только остается чрезвычайно актуальной – с каждым годом все более обостряется. Для решения проблемы необходимы концептуально новые подходы к профилактической деятельности.

Для создания здоровьесберегающей среды необходимы объединенные усилия со стороны образовательных учреждений, специалистов в области профилактики, правоохранительных органов и органов здравоохранения, учреждений по вопросам молодежной политики, семьи, представителей правительственных, общественных организаций, сообществ родителей.

В свою очередь специалисты, занимающиеся образованием и воспитанием детей, подростков и молодежи – педагоги, психологи, могут направить свои усилия на формирование зрелой, здоровой личности, способной эффективно преодолевать жизненные трудности, стремящейся к самоактуализации во благо прогрессивного развития общества в целом.

Основные психолого-педагогические компоненты здоровьесберегающих технологий представленные в модулях программы включают следующие аспекты:

Психологический – обеспечивает развитие личностно-средовых ресурсов и адаптивных поведенческих стратегий, коррекцию психологических особенностей личности, способствующих формированию отклоняющегося и аддиктивного поведения.

Потребностно-мотивационный - обеспечивает формирование у детей, подростков и молодежи мотивации и потребности в саморазвитии и самореализации.

Аксиологический – предполагает развитие Я-концепции, осознание ребенком, подростком ценностных, морально-нравственных категорий, осознание собственной уникальности, уникальности окружающих людей, единства с миром во всей его полноте.

Образовательный – обеспечивает повышение социальной и персональной компетентности детей, подростков, молодежи, которая достигается путем получения ими информации о себе и окружающем мире, понимания своих переживаний, получения знаний о возможных способах работы с ними, о способах охраны своего здоровья, конструктивных способах разрешения проблем, о факторах угрожающих благополучию.

Модули в зависимости от направленности курсов повышения квалификации и целевой группы могут быть использованы как в полном, так и в сокращенном объемах.

Целевая аудитория

Психологи общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;

Педагоги, социальные педагоги, педагоги организаторы, педагоги дополнительного образования общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, воспитатели учреждений интернатного типа;

Студенты старших курсов педагогических, психолого-педагогических колледжей и ВУЗов;

Руководители подразделений, ответственных за профилактическую работу в образовательных учреждениях, учреждениях по вопросам молодежной политики, семьи, представители соответствующих отделов правительственных и общественных организаций;

Требования к участникам

Программа повышения квалификации предполагает наличие у слушателей:

  • Основных профессиональных психологических и педагогических компетенций - владение знаниями по блоку общегуманитарных дисциплин, общепсихологических дисциплин (общая психология, психология развития и возрастная психология, основы нейропсихологии), общепедагогических дисциплин;

  • Опыта работы с детьми, подростками, молодежью;

  • Личностной и социальной компетентности, предполагающей приверженность здоровьесберегающему стилю жизни, интеграции здоровьесберегающих, психотехнических элементов в педагогические технологии.

Требования к специалистам, реализующим программу повышения квалификации

Программу переподготовки и повышения квалификации могут реализовать высококвалифицированные специалисты, имеющие:

  • Опыт преподавания в высшей школе;

  • Соответствующую тематике модулей специализацию;

  • Личностную и социальную компетентность, предполагающую приверженность здоровьесберегающему стилю жизни.

Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы

Для реализации программы необходимы: учебная аудитория для проведения лекционных, практических и семинарских занятий, мультимедийное оборудование для презентации, набор слайдов, наглядные материалы на CD, лазерная указка, экран, демонстрационные материалы.

Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации программы

Информационные ресурсы должны включать:

  • библиотеку, имеющую в наличии фонды по психологии, клинической психологии, педагогике, дефектологии.

  • Электронную библиотеку, с возможностью доступа к электронным ресурсам (компьютерный класс, электронные носители информации, доступ в Интернет)

Методические рекомендации по организации изучения модулей.

В процессе обучения основными формами являются: аудиторные занятия, включающие лекции, практические занятия и упражнения, входящие в структуру практических занятий, а также самостоятельная работа. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию. Учебный модуль является базисом, на котором будут формироваться навыки и умения практической работы специалистов.

Практическое занятие состоит из следующих этапов:

  • проверка исходных знаний;

  • беседа по теме;

  • просмотр видеофильмов других демонстрационных материалов

  • тренинговая часть практического занятия, на которой отрабатываются навыки реализации здоровьесберегающих технологий, навыки самопознания, навыки мотивационного консультирования по охране здоровья.

На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные аспекты темы, ошибки, допущенные слушателями при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы слушателей с литературой и лекционным материалом. Особое значение имеет практическая часть занятия, где слушатель получает «обратную связь» - определенные критические замечания и позитивную поддержку в отношении приобретенных знаний, навыков и умений.

Для успешного освоения модуля каждый слушатель должен быть обеспечен учебно-методическими материалами. Обязательным условием освоения модуля является самостоятельная работа, выполнение которой контролируется на практических занятиях. Подобная форма развивает навыки поиска научной литературы, ее анализа.

МОДУЛЬ 1

Психология здоровья

Цель и задачи: усвоение слушателями ключевых положений психологии здоровья в их приложении к современной проблематике; осмысленная ориентация в междисциплинарном круге вопросов здоровья; формирование современного представления феномена здоровья; ознакомление с релевантными психодиагностическими приемами; а также создание условий для роста профессионального самосознания слушателей.

Модуль поддерживает инновационный формат преподавания: в качестве приоритетной задачи рассматривается освоение нового системного поля профессиональной деятельности с акцентом на формирование здорового жизненного стиля.

Модуль обеспечивает формирование компетентности слушателей в области психологии здоровья, формирования здорового стиля жизни.

Дисциплина формирует коммуникативные навыки слушателей в виде развития новых содержательных тем взаимодействия, расширения круга смежных специалистов.

Модуль в методическом плане представляет собой сочетание лекционных форм, групповых дискуссий, элементов психологического тренинга с демонстрацией практических упражнений. Каждое занятие условно подразделяется на монологическую (лекция) и диалогическую (демонстрация, дискуссия, упражнения) части. Активные формы работы составляют особую обучающую психотехническую систему и взаимосвязаны между собой.

Задачи:

Обеспечить усвоение слушателями теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:

  • Ознакомление с многообразными формами проявления здоровья, изучаемых различными смежными дисциплинами;

  • Усвоение основных понятий в области психологии здоровья;

  • Ориентация в различии предметной области акмеологии, валеологии, психологии здорового образа жизни, санологии;

  • Усвоение элементарных диагностических приемов по приверженности здоровому жизненному стилю;

  • Создание эмоционально значимого отношения к изучаемому предмету, достижение перевода основных идей в «личностное знание», инициирование процессов профессионального самосознания и самоисследования.

Требования к уровню освоения содержания модуля.

А) слушатель должен знать и уметь использовать:

  • Теоретико-методологические основы психологии здоровья;

  • Определение здоровья в медицине, психологии и других смежных дисциплинах;

  • Походы к пониманию здоровья в базовых психологических теориях (психоанализе, бихевиоризме, гуманистической психологии, отечественной психологии)

  • Профилактический подход к здоровью – индивидуальный и популяционный;

  • Применение понятия «здоровье» в практической работе;

  • Этические проблемы, связанные с проблемой здоровьесбережения.

Б) слушатель должен иметь навыки:

  • Проведения работы по формированию зрелого отношения к здоровью, формированию целеобразующего и смыслопорождающего оздоровительного процесса;

  • Построения консультативной практики в рамках поддержания и укрепления здоровья.

В) слушатель должен иметь представление о:

  • Здоровье на разных этапах зрелости личности;

  • Здоровье как выражении профессиональной самоактуализации;

  • Процессуальной, инструментальной характеристике здоровья как мотива;

  • Индивидуальном характере оптимального сочетания особенностей психической активности;

  • Области и месте применения психологии здоровья.

Г) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

Знания, полученные по биологическим, психологическим, педагогическим и другим дисциплинам, в том числе по: общей психологии, возрастной психологии, нейропсихологии, психологии личности, психодиагностике.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Объем модуля и виды учебной работы.

Вид учебной работы Всего часов

Общая трудоемкость 24

Аудиторные занятия: 20

Лекции 10

Практические занятия (СЗ) 10

Самостоятельная работа (СР) 4

Экзамены -

Зачет +

Содержание модуля.

Разделы модуля и виды занятий.

№ п/п

Виды учебной работы

Количество часов

Всего
Наименование разделов
Лекции

ПЗ

СР

Подходы к пониманию здоровья

2

2

-

4

Понимание нормы в психологии и медицине; понятия оптимума, акмэ, вершины жизненного самоопределения

2

2

-

4

Психологический аспект понимания здорового образа жизни, валеологии, санологии.

2

2

-

4

Психодиагностика.

2

2

-

4

Формирование здорового жизненного стиля. Основы консультирования

2

2

4

8

Итого:

10

10

4

24

Содержание разделов модуля.

Тема 1. Здоровье.

Историческое развитие понимания здоровья. Современные позитивные определения здоровья. Психосоматические традиции психологии здоровья. Варианты «нормы»: статистические, функциональные, идеальные, социальные, субъективные. Плохое и хорошее самочувствие как экстремальные полюсы одного континуума.

Тема 2. Здоровье как оптимальное развитие человека

Общепсихологический подход к проблеме оптимального развития человека. Акме как вершина индивидуального, личного и субъектного развития. Акмеология и метод изучения «эталонов» человеческой жизни. Акмеологические способности. Профессиональное самоутверждение как смысл жизни человека. Пути повышения значимости профессии как способа самореализации. Вершина взрослости и процесс профессионального целедостижения.

Тема 3. Оптимальное развитие человека на разных возрастных этапах

Здоровье как «идеальный образ» развития организма и его функций. Понятие жизненных стратегий личности, планирование будущего в период молодости. Возрастные этапы середины жизни и смысловое содержание основных возрастных кризисов. Возрастные аспекты акме. Особенности нормального физиологического старения. Принцип ауторегуляции деятельности как механизм преодоления возрастной дефицитарности.

Тема 4. Социально-психологические аспекты здоровья.

Здоровье как форма и уровень общественной жизни. Определение ВОЗ. Валеология как наука о здоровье, здоровом образе жизни. Структурное понимание здоровья: физиологический уровень, психический уровень, социальный уровень благополучия. Понимание гомеостаза и процесса адаптации. Педагогический компонент формирования здоровья – валеология в школе. Принцип управления собственным здоровьем. Здоровье населения: методы диагностики, укрепления. Перспективы работы социальных психологов здоровья (тренинги, консультации по вопросам профилактики поведенческих рисков, проектирование и менеджмент социальных проектов в области социальной защиты детства и других уязвимых групп населения, организация социальных компаний.

Тема 5. Профилактика, сохранение и укрепление здоровья.

Предотвращение расстройств и укрепление здоровья. Специфическая и неспецифическая профилактика и укрепление здоровья. Профилактика, ориентированная на популяцию, и профилактика, ориентированная на отдельные группы населения. Методы профилактики и укрепления здоровья. Информирование, консультирование, тренинг как методы профилактики и укрепления здоровья. Проблемы анализа и оценки нормального развития. Основы психодиагностического описания. Создание «психологического портрета». Перспективы практического интегративного укрепления здоровья. Стрессоры, травматические события в жизни здоровой личности.

Тематический план лекций.

  1. Понимание здоровья.

  2. Типология нормы. Понятие оптимума, акме, вершины жизненного самоопределения.

  3. Психологический аспект понимания здорового образа жизни, валеологии, санологии.

  4. Основы психодиагностики по проблемам здорового образа жизни.

  5. Формирование здорового жизненного стиля, основы консультирования.

Тематический план практических занятий

Элементарные психодиагностические приемы оценки здоровья.

Выбор психодиагностических методик под конкретный случай.

Отработка навыков составления программы укрепления здоровья на базе данных психодиагностического исследования.

Отработка навыков обследования здоровых лиц.

Составление «психологического портрета».

Самостоятельная работа.

п\п

Наименование раздела

и темы

Содержание

самостоятельной работы

Вид контроля.

Часы.

1.

Формирование здорового жизненного стиля. Основы консультирования

Работа с литературой.

Подготовка профилактических программ по материалам семинарских занятий.

Собеседование.

ИТОГО 4 ч

Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Рекомендуемая литература.

А) Основная литература.

  1. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.

  2. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: МГУ, 1982.

  3. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980.

  4. Массен П., Конгер Дж. и др. Развитие личности в среднем возрасте: Сб. Общая психология [ред. Петухов В.В.] Вып.2 «Субъект деятельности». М.: МГУ. С.240-243.

  5. Мамардашвили М.К. Философия и личность: Сб. Общая психология. [ред. Петухов В.В.] Вып.2 «Субъект деятельности». М.: МГУ. С.262-269.

  6. Профилактика, сохранение и укрепление здоровья: систематика и общие аспекты// Клиническая психология [Под ред. М.Перре, У.Бауманна]. СПб.: Питер, 2002. С. 466-497.

  7. Смысл жизни и акме: 10 лет поиска.// Материалы УШ-Х симпозиумов. [Ред. Бодалев А.А. и др.]. М.: РАГС, 2005. 228 с.

Б) Дополнительная литература.

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х т. М., 1982.

  2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Психология Отечества. М., 1996.

  3. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.

  4. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.

  5. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.

МОДУЛЬ 2

Основы нейропсихологии детского возраста

Цель:

Знакомство с теоретической и практической подготовкой к проведению нейропсихологической диагностики и коррекционно-развивающей работы по преодолению или профилактике трудностей обучения детей с парциальными отклонениями в развитии ВПФ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Модуль программы повышения квалификации по теме

    Документ
    Заведующие, методисты, старшие воспитатели ОУ, воспитатели, психологи, логопеды и другие категории педагогических работников, участвующие в реализации дошкольного образования.
  2. Программа повышения квалификации региональных тьюторов по использованию эор в процессе обучения в основной школе. Инвариантный модуль «Информационная образовательная среда (иос) основной школы» Методические рекомендации

    Программа
    Программа повышения квалификации региональных тьюторов по использованию ЭОР в процессе обучения в основной школе. Инвариантный модуль «Информационная образовательная среда (ИОС) основной школы»
  3. Методические материалы к модулям программ повышения квалификации по теме «охрана здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, профилактика зависимости от психоактивных веществ и асоциального поведения детей подростков и молодежи» Авторский коллектив: Н.

    Документ
    МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К МОДУЛЯМ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ТЕМЕ «ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ, ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ»
  4. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области

    Документ
    Наименование программы с указанием категории слушателей: «Актуальные проблемы современной коррекционной педагогики и специальной психологии» для педагогов и психологов образовательных и реабилитационных учреждений, социальных педагогов.
  5. Программа повышения квалификации Маяк- п/к-2 Новые информационные технологии в обучении иностранному языку Цель

    Программа
    Цель: Формирование профессиональной педагогической компетентности в области новых информационных технологий, подвести слушателей к осмысленному использованию ИКТ в своей профессионально-педагогической деятельности.

Другие похожие документы..