Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В этой серии нового электронного издания БУЛ пользователям Библиотеки предлагаются материалы, раскрывающие малоизвестные страницы жизни и творчества ...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Природопользование» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта в...полностью>>
'Методические указания'
Группа суффиксов в английском языке, обозначающих национальность, орудие действия, действующее лицо, принадлежность к какой-либо группе людей: -ician,...полностью>>
'Учебник'
Много бед и страданий принесла нам она. Сожженные и разрушенные города, сотни тысяч людей, отправленных в плен, десятки тысяч убитых мирных жителей! ...полностью>>

Основная образовательная программа высшего профессионального образования 020400 биология (1)

Главная > Основная образовательная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Структура ООП и учебный план

Учебный план разработан в программе GosInsp, с учетом внешней экспертизы. В учебном плане отображена логическая последовательность освоения циклов и разделов ООП (дисциплин, модулей, практик, НИР), обеспечивающих формирование компетенций, указана общая трудоемкость дисциплин, модулей, практик, НИР в зачетных единицах, а также их общая и аудиторная трудоемкость в часах. В базовых частях учебных циклов указан перечень базовых модулей и дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. Основная образовательная программа содержит дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по всем учебным циклам ООП. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся установлен решением Ученого совета Сибирского федерального университета. Для каждой дисциплины, модуля, практики указаны виды учебной работы и формы промежуточной аттестации. При составлении учебного плана Университет руководствовался общими требованиями к условиям реализации основных образовательных программ, сформулированными в разделе 7.1 ФГОС ВПО по направлению подготовки.

Основная образовательная программа подготовки магистров по направлению 020400 – Биология для магистерской программы 020400.68.02 - физиология растений предусматривают изучение следующих учебных циклов (Таблица 2)

общенаучный цикл;

профессиональный цикл;

практики и/или научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в аспирантуре.

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, обсуждения результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистрант (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной), для ООП магистратуры является семинар в рамках курса «Современные проблемы биологии», продолжающийся на регулярной основе два семестра, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистранта. В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах в целом в учебном процессе составляют более 60% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов более 30% аудиторных занятий.

В программы базовых дисциплин профессионального цикла включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.

Магистерская программа 020400.68.02 - физиология растений по направлению 020400 – Биология содержит дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения.

Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся составляет не более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы при очной форме обучения составляет до 18 академических часов.

Общий объем каникулярного времени в учебном году составляет 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

При реализации магистерской программы 020400.68.02 - Физиология растений по направлению 020400 – Биология предусмотрено применение инновационных технологий обучения, в частности, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества: чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий, преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых ФГОС ВПО по направлению 020400 – Биология.

Магистерская программа 020400.68.02 - Физиология растений по направлению 020400 – Биология включает лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области: иностранного языка, компьютерных технологий в биологии, математического моделирования биологических процессов, специальных глав физических и химических наук, различных видов практики и научно-исследовательской работы, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части рабочие программы которых, предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

Наряду с Учебным планом подготовки магистра для каждого обучающегося в магистратуре составляется индивидуальный план студента магистратуры, по форме утвержденной Ученым советом Университета.

    1. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

В соответствии с представленным учебным планом разработаны и представлены учебные программы дисциплин базового, вариативного (обязательные) циклов и дисциплин по выбору. Рабочие программы дисциплин (модулей) базовых частей всех циклов ООП направления подготовки 020400 – Биология прилагаются

Рабочие программы дисциплин (модулей) вариативной части, а также программы авторских курсов, разработанные для магистерской программы 020400.68.02 - Физиология растений, прилагаются.

В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины - не менее 2 зачетных единиц.

В целях реализации компетентностного подхода программы дисциплин ООП предусматривают широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, обсуждения результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов предусматриваются встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа в целом по учебному плану составляют не более 30 процентов аудиторных занятий.

В программы базовых дисциплин профессионального цикла включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.

    1. Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся

      1. Программы практик

В соответствии с ФГОС ВПО магистратуры по направлению подготовки 020400- биология практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

При реализации в Университете ООП магистратуры по направлению подготовки 020400 – Биология предусматриваются научно-исследовательская практика. Цели и задачи, программы практики и формы отчетности определяются вузом и отражаются в «Программе практики» (Приложение 3).

Практики проводятся, в том числе и в сторонних организациях (предприятиях, НИИ, фирмах), а также на кафедрах и в лабораториях Университета, которые обладают необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Аттестация по итогам научно-исследовательской практики включает защиту отчета по практике.

      1. Организация научно-исследовательской работы обучающихся

В соответствии с ФГОС ВПО магистратуры по направлению подготовки 020400.68.02 – физиология растений научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и целями данной магистерской программы.

      1. Виды научно-исследовательской работы магистранта, этапы и формы контроля ее выполнения

В соответствии с ФГОС ВПО основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе публичной защиты ее результатов проводится широкое обсуждение с целью оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся. Также дается оценка компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

Возможна корректировка плана проведения научно-исследовательских работ на основе промежуточных отчетов.

  1. Фактическое ресурсное обеспечение магистерской программы

Ресурсное обеспечение данной ООП формируется на основе требований к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры, определенных ФГОС ВПО по направлению подготовки 020400 – Биология.

Кадровый потенциал. Руководство ООП «Физиология растений» осуществляет штатный доктор биологических наук. Для реализации ООП по профилю 020400.68.02 - физиология растений привлекаются ведущие специалисты, имеющие приоритет в ключевых областях современной физиологии, биофизики и биотехнологии растений. В штате научно-педагогических работников кафедры водных и наземных экосистем по профилю магистерской программы состоят 4 штатных докторов биологических наук, 1 доктор биологических наук (совместитель), 1 кандидат биологических наук. Руководителями выпускных квалификационных работ наряду с научно-педагогическими работниками кафедры водных и наземных экосистем выступают ведущие специалисты Института биофизики СО РАН, Института леса им. В.Н. Сукачева СО РАН, других научных и научно-производственных учреждений.

Институт фундаментальной биологии и биотехнологии, реализующий основную образовательную программу подготовки магистров по направлению 020400 – Биология, располагает материально-технической базой, которая обеспечивает проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы студентов, которые предусмотрены учебным планом, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Необходимый для реализации программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя: специально оборудованные кабинеты по дисциплинам учебного плана (Учебная лаборатория физиологии растений, Практикум по физиологии и биохимии растений, Лаборатория функционирования лесных экосистем, Лаборатория спектрофотометрии и флуоресцентного анализа, Центр коллективного пользования приборами института фундаментальной биологии и биотехнологии), а также помещения, оборудование и расходные материалы, коллекции чистых культур водорослей, семенами высших растений, штаммами грибов защиты растений.

В соответствии с ФГОС ВПО научно-исследовательская практика проводится в сторонних организациях (НИИ, предприятия, лаборатории) или на кафедрах и в лабораториях Университета, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом, с которыми заключаются договора: Институт Биофизики СО РАН г. Красноярск; стационар «Озеро Шира» Института Биофизики СО РАН; стационар «Погорельский ОЭП» Института леса им. В.Н. Сукачева СО РАН, Институт цитологии и генетики, г. Новосибирск.

Реализация основной образовательной программы подготовки магистра по программе 020400.68.02 - физиология растений обеспечена наличием методических пособий и рекомендаций по теоретическим и практическим разделам всех дисциплин и по всем видам занятий. Для ряда дисциплин разработаны учебно-методические комплексы. Вуз обладает наглядными пособиями, а также мультимедийными, аудио-, видеоматериалами. Лабораторные работы обеспечены методическими разработками в количестве, достаточном для проведения групповых занятий. Имеется в наличии необходимое оборудование и расходные материалы для практических занятий по дисциплинам учебного плана, прохождения научно-исследовательской практики:

  • комплект оборудование для изучения флуоресценции и хлорофилла, газо- и водообмена растений, включая имидж системы (WALZ, Германия);

  • оборудование для световой микроскопии, включая имидж системы и подготовку образцов;

  • оборудование для рентгено-флуоресцентного анализа образцов;

  • бокс-ламинар биологической безопасности 2 класса защиты (Labconco, США);

  • оборудование для получения и хранения белков, в том числе ферментов;

  • комплект оборудования для хроматографической очистки белков методом жидкостной хроматографии быстрого разрешения BioLogic Duo-Flow System and Fraction Collector (BioRad, США);

  • камера для белкового электрофореза Mini-PROTEAN Tetra Cell;

  • хромато-масс-спектрометр Agilent 5975Inert (Agilent, США)

  • лабораторная рефрижераторная центрифуга 5810R (Eppendorf, Германия);

  • низкотемпературный морозильник MDF-U53V (Sanyo, Япония).

  • весы лабораторные аналитические GR-120 (A&D, Япония);

  • спектрофотометры Cary 100 (Varian, США), Specol 3000 (Германия);

  • спектрофлуориметр Cary Eclipse (Varian, США);

  • фотоэлектроколориметр КФК (Россия);

  • микроскопы AxioStar plus (Carl Zeiss, Германия);

  • оборудование для выращивания водорослей и высших растений.

  • оборудование, необходимое для подготовки воды, лабораторной посуды; система очистки воды Direct-Q 3 UV (Millipore);

  • вертикальный программируемый автоклав Sanyo MLS-3781L (Япония);

  • ультразвуковой гомогенизатор УЗДН (Россия);

  • рН – метр иономер (Россия).

  • водяная баня-термостат EL-20 (Poland).

  1. Характеристика среды Университета, обеспечивающая развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников

Воспитательные задачи университета, вытекающие из гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих и нравственных ценностей, реализуются в совместной образовательной, научной, производственной, общественной и иной деятельности обучающихся и работников (Устав Сибирского федерального университета п. 1.9, п/п. 7 и 8; п. 10, п/п. 8).

Воспитательная деятельность в Университете осуществляется системно через учебный процесс, производственную практику, научно-исследовательскую работу студентов и систему внеучебной работы.

Эффективность внеучебной работы обеспечивается формированием внеучебной среды университета.

Структура внеучебной среды университета включает:

  • среду творческих коллективов, в которых студент участвует в выполнении НИР и проектов;

  • среду творческих мастерских;

  • клубную среду;

  • оздоровительную среду;

  • информационную среду;

  • среду самоуправления.

Среда творческих коллективов позволяет формировать у студентов общекультурные компетенции (способность совершенствовать и повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; способность проявлять инициативу; способность адаптироваться к новым ситуациям). Развитие среды обеспечивают научные творческие коллективы, включающие руководителей магистерских программ, научных руководителей магистрантов и магистрантов, созданные в институтах.

Оздоровительная среда дает возможность студентам для занятия спортом и физкультурой в Физкультурно-оздоровительном центре Университета, в котором бесплатно работают 71 спортивная секция по 30 видам спорта. Материальная база для занятий физкультурой и спортом состоит из 5 спортивных комплексов, в которых имеется 17 залов, 2 плавательных бассейнов, 3 скальных тренажёров. Восемь спортивных залов есть в учебных корпусах. В Университете есть 3 лыжные базы, 4 футбольных поля, хоккейная коробка и каток. Проводятся крупномасштабные спортивные праздники.

В клубной среде студенты могут участвовать в корпоративных, клубных мероприятиях, где формируются компетенции социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления. В этой среде действуют множество тематических клубов и студий: Японский центр, Клуб любителей кино, Литературный клуб, Art-клуб, Английский клуб, Ассоциация дизайнеров.

В среде творческих мастерских студенты имеют возможность развивать личные творческие задатки. Среда создает условия для самореализации личности, обеспечивает её развитие. Центр студенческой культуры Университета – структурное подразделение, объединяющее всех творческих студентов. На всех площадках занимается более 100 коллективов по таким направлениям, как танцы, бардовская песня, вокал эстрадный и народный. В ЦСК – функционирует Рок-клуб, насчитывающий около 30 музыкальных групп. Работают три студенческих театра.

Информационная среда создана для обеспечения информационно-консультационной поддержки студентов. Обеспечивают её развитие:

  • Школа инновационных менеджеров;

  • Юридическая клиника;

  • Центр карьеры Университета.

Центр карьеры Университета – структура, призванная оказывать информационно – консультационную поддержку студентам и выпускникам для построения успешной карьеры, профессионального роста и развития. Центр занимается трудоустройством студентов, сообщением им навыков, посредством которых выпускник мог бы трудоустроиться самостоятельно.

Основная цель деятельности Центра – формирование среды, которая позволит выпускнику вуза увидеть себя на рынке труда, сформулировать для себя конкретные задачи, выбрать стратегию по достижению поставленных целей и на протяжении всего профессионального пути успешно претворять в жизнь план своего карьерного роста, постоянно переосмысливая его.

Среда самоуправления предназначена для развития управленческих навыков, формирования компетенций социального взаимодействия, лидерство.

Совет студентов и аспирантов Университета (Студенческий совет).

Особенность деятельности Студенческого совета заключается в параллельной работе по нескольким направлениям, которые взаимно дополняют друг друга. Такой подход позволяет работать как с отдельным студентом, так и с группой в целом, создавать более благоприятные условия для формирования, как личности студента, так и эффективных студенческих команд.

Студенческий совет дает возможность студенту развивать лидерские качества будущего управленца, способного принимать обдуманные решения и быть смелым и ответственным.

Студенческое самоуправление в Университете координируют Управление корпоративной политики.

Студенческие советы в общежитиях функционируют с целью:

  • представления интересов студентов перед администрацией университета, общежития, управлением общежитиями;

  • улучшения условий проживания и быта студентов в общежитиях;

  • организации досуга студентов, спортивной работы;

  • организации взаимодействия с первичной Профсоюзной организацией студентов и администрацией университета в части улучшения жилищно-бытовых условий проживания студентов, организации их досуга, спортивных мероприятий.

Первичная профсоюзная организация студентов. Основной функцией организации является защита социально – экономических прав студентов, а также их представительство перед администрацией университета.

  1. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися магистерской программы

В соответствии с ФГОС ВПО магистратуры по направлению подготовки 020400 – биология, ООП магистра 020400.68.02 - физиология растений и Типовым положением о вузе, оценка качества освоения обучающимися основных образовательных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию (защита магистерской диссертации).

Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по ООП магистратуры осуществляется в соответствии с Типовым положение о вузе.

7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

В качестве текущего контроля освоения дисциплин применяются семестровые аттестации выполнения части аудиторной и самостоятельной работы. Как правило, промежуточные аттестации совпадают с окончанием модулей дисциплины и окончательной аттестацией в кредито-модульной системе. Количество аттестаций выбирается при планировании работы в текущем семестре и должно быть не менее 2 и не более 3. Текущие аттестации проводятся в соответствии с графиком учебного процесса и самостоятельной работы студента и определяют количественное и качественное выполнение отдельных видов работы или в форме промежуточного тестирования по отдельным модулям, разделам и темам теоретического курса и лабораторного практикума.

В качестве промежуточной аттестации по дисциплине проводится экзамен по экзаменационным билетам, разработанным на кафедре и утвержденным заведующим кафедрой. В экзаменационный билет могут входить два теоретических и один практический вопросы, экзаменационные билеты актуализируются ежегодно. Вопросы, выносимые на экзамен, выдаются студентам не позднее, чем за месяц до окончания семестра. Экзамен проводится в письменной форме. В случае обоснованной претензии студента на более высокую оценку, чем определено преподавателем, по просьбе студента может быть проведен устный опрос с последующим определением окончательной оценки. В случае несогласия студента с оценкой преподавателя студент имеет право сдать экзамен комиссии определенной соответствующей кафедрой. Оценка комиссии является окончательной. Также промежуточная аттестация может проводиться в форме итогового тестирования по контрольно-измерительным материалам, разработанным по всему теоретическому курсу с последующей простановкой экзаменационной оценки. Структура различных видов контрольно-измерительных материалов определяется дополнительно и утверждается на кафедре ведущей данную дисциплину. Контрольно измерительные материалы по отдельной дисциплине должны содержать не менее 40 тестовых заданий, равномерно представляющих все разделы дисциплины.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования 020400 биология (2)

    Основная образовательная программа
    Назначение и состав основной образовательной программы магистратуры (далее – магистерская программа) 020400.68.04. – гидробиология и ихтиология, реализуемая ФГАОУ ВПО «Сибирский государственный университет» Институтом фундаментальной
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования 020400. 68 Биология

    Основная образовательная программа
    Назначение и состав основной образовательной программы магистратуры (далее – магистерская программа) «Микробиология и биотехнология», реализуемая Институтом фундаментальной биологии и биотехнологии по направлению подготовки 020400.
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 Биология (3)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа (ПООП ВПО) по направлению подготовки 020400 – Биология (бакалавриат), профиль «Микробиология» Основная образовательная программа (ПООП ВПО) по направлению подготовки 020400 – Биология (бакалавриат),
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 Биология (2)

    Основная образовательная программа
    Фундаментальное биологическое образование готовит выпускников данного профиля к деятельности по изучению и охране живой природы, использованию биологических систем в хозяйственных и медицинских целях, восстановлению и охране биоресурсов.
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 Биология (1)

    Основная образовательная программа
    Магистр по направлению подготовки 020400 – Биология в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности,

Другие похожие документы..