Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Нині, в умовах реформи загальноосвітньої і професійної школи, як ніколи раніше, підвищилися вимоги до уроку — основної форми навчання і виховання учн...полностью>>
'Урок'
Так как рассматриваются три основных многогранника : призма , параллелепипед и пирамида, командам соответственно присваиваются названия: «a-призма», «...полностью>>
'Документ'
Большевики прекрасно понимали, что для мировой конкуренции, стране, руководимой ими, необходимо иметь три согласованные друг с другом вещи: государст...полностью>>
'Закон'
спираючись на багатовікову історію українського державотворення і на основі здійсненого українською нацією, усім Українським народом права на самовиз...полностью>>

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 23 августа 2007 г. №138 Цель и задачи программы минимума

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

14.00.01 – акушерство и гинекология

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 23 августа 2007 г. № 138

Цель и задачи программы – минимума

Аспирант или соискатель ученой степени должен получить теоретические и практические знания по основам акушерско-гинекологической специальности с современных позиций научно-технического прогресса и новых медицинских технологий с учетом медицинской биоэтики.

В ее задачи входит:

Изучить основы медицинской этики как одной из категорий философского мышления современной медицины и использовать полученные знания при общении с больными и беременными женщинами, коллегами по работе, родственниками и близкими людьми, а так же при выполнении научных исследований.

Получить теоретические знания, изучая современную литературу, посещая лекции профессоров и доцентов, участвуя в клинических разборах тяжелых больных, перенимая лучшие традиции своих старших коллег.

Приобрести практические навыки по диагностике, лечению и реабилитации пациенток с использованием современной медицинской аппаратуры. Освоить основные виды оперативной помощи в акушерстве и гинекологи.

Требования к уровню знаний аспиранта или соискателя ученой степени.

Аспирант или соискатель должен уметь оказывать плановую и экстренную помощь, как гинекологическим больным, так и в различных акушерских ситуациях. Должен иметь достаточно теоретических знаний и практических навыков для работы районным акушером-гинекологом, заведующим отделением и преподавателем в качестве ассистента кафедры акушерства и гинекологии.

Содержание курса программы – минимума.

1. Организация акушерско-гинекологической помощи.

Историческое развитие акушерства и гинекологии. Роль отечественных акушеров-гинекологов в развитии и совершенствовании рассматриваемой специальности.

Система организации амбулаторной и стационарной акушерско-гинекологической помощи. Акушерско-гинекологическая помощь работницам промышленных предприятий и сельскому населению. Специализированная амбулаторная и стационарная помощь.

Прегравидальная и пренатальная охрана плода и новорожденного.

Репродуктивное здоровье и его охрана.

Преемственность медицинских учреждений. Основные показатели акушерско-гинекологической службы и их структура.

Демографическая ситуация страны. Планирование семьи. Роль в этом вопросе абортов, контрацепции и лечения бесплодного брака. Пути повышения рождаемости.

Список литературы.

  1. Кулаков В.И. Акушерство и гинекология. Клинические рекомендации. М.: Геотар-Медиа, 2005.

  2. Кулаков В.И., Серов В.Н., Гаспаров А.С. Гинекология (учебник для студентов мед. вузов). М.: Мед. информационное агенство, 2005.

  3. Справочник врача женской консультации. Под ред. Ю.К. Малевича. Мн., Выш.школа, 2001.

  4. Герасимович Г.И. Акушерство. – Мн., - 2004,

  5. Дуда Вл., Дуда В.И., Дуда И.В. Гинекология: Учебник для медицинских ВУЗов, - Мн.: Харвест. - 2004

  6. Дуда В.И., Дуда Вл.И., Дуда И.В. Акушерство: Учебник для медицинских ВУЗов, - Мн.: Выш. школа. - 2004

  7. Организация работы женской консультации. Учеб-метод. разработка для студентов 4-6 курсов. – Мн.: МГМИ, 1998. – 16 с.

2. Анатомия и физиология женской половой системы, менструальный цикл и его нарушения, аномалии развития половых органов

и их положения.

1. Наружные половые органы (лобок, большие и малые половые губы, клитор, преддверие влагалища, девственная плева).

2. Внутренние половые органы (влагалище, матка, маточные трубы, яичники).

3. Кровоснабжение, лимфатическая система, иннервация женских половых органов.

4. Положение половых органов.

4.1. Фиксирующий аппарат.

4.1.1. Подвешивающий аппарат – круглые, широкие связки матки, подвешивающие, собственные связки яичников.

4.1.2. Закрепляющий аппарат – пузырно-маточные, главные (кардинальные), крестцово-маточные связки.

4.2. Мышцы тазового дна – поддерживающий (опорный) аппарат.

4.2.1. Мышцы нижнего (наружного) слоя – луковично-губчатая, седалищно-пещеристая мышцы, наружный сфинктер заднего прохода, поверхностная поперечная мышца промежности.

4.2.2. Средний слой мышц – мочеполовая диафрагма.

4.2.3. Верхний (внутренний) слой – диафрагма таза.

5. Клетчатка малого таза.

6. Молочные железы.

7. Женский таз – кости таза, большой, малый таз, плоскости малого таза, наклонение таза.

8. Менструальный цикл и его регуляция.

8.1. Определение, характеристика, продолжительность, величина кровопотери.

8.2. Звенья и циклы регуляции менструального цикла – кора головного мозга, гипоталамус, гипофиз, яичниковый, маточный циклы.

8.3. Изменения в шейке, влагалище, маточных трубах, молочных железах.

8.4. Тесты функциональной диагностики.

9. Периоды жизни женщины – антенатальный, период детства, полового созревания, половой зрелости, переходный (климактерический), постклимактерический (менопауза), старческий.

10. Определение понятий: менструация, менструальный цикл, менструальная  функция.

10.1. Особенности менструальной функции в различные возрастные периоды жизни женщины.

10.2. Характеристика физиологического менструального цикла (продолжительность, цикличность, менструальная кровопотеря, продолжительность менструации, двухфазность).

10.3. Нейрогуморальная регуляция менструальной функции — надталамический уровень, гипоталамус, аденогипофиз, яичники. Циклические изменения в матке, шейке матки, слизистой оболочке влагалища. Закон обратной связи в регуляции менструального цикла, его положительные и отрицательные механизмы.

11. Нарушения менструального цикла (аменорея и гипоменструальный синдром, дисфункциональные маточные кровотечения, альгоменорея).

11.1. Аменорея — определение понятия, классификация. Причины вторичной аменореи (психогенная, гипоталамическая, гипоталамо-гипофизарная, надпочечниковая, яичниковая, маточная). Обследование больных с аменореей. Принципы лечения аменореи.

11.2. Дисфункциональные маточные кровотечения — определение, этиопатогенез, методы диагностики, дифференциальная диагностика. Овуляторные (двухфазные) дисфункциональные маточные кровотечения, их разновидности, диагностика, лечебная тактика. Ановуляторные дисфункциональные маточные кровотечения. Этиопатогенез. Атрезия и персистенция фолликула, влияние на эндометрий. Клиника и диагностика ановуляторных дисфункциональных маточных кровотечений.

12. Маточные кровотечения в различные возрастные периоды женщины,

ювенильные маточные кровотечения, ДМК репродуктивного периода и пременопаузальные (климактерические) ДМК — диагностика, дифференциальная диагностика, лечебная тактика (методы гемостаза и противорецидивная терапия).

13. Альгоменорея — определение понятия. Первичная и вторичная альгоменорея. Этиопатогенез. Клиника. Диагностика. Лечение.

Тесты функциональной диагностики

14. Нарушение развития половой системы

14.1. Классификация:

14.1.1. Аномалии полового развития без нарушения половой дифференцировки: преждевременное половое созревание; задержка полового созревания.

14.1.2. Аномалии полового развития сопровождающиеся нарушением половой дифференцировки: врожденный адреногенитальный синдром; дисгенезия гонад; пороки развития матки, влагалища.

14.2. Преждевременное половое созревание: изосексуальная и гетеросексуальная форма. Клиника. Диагностика. Лечение.

14.3. Изосексуальное преждевременное половое развитие. Клиника. Диагностика. Лечение.

Церебральная форма

Яичниковая форма

14.4. Гетеросексуальное преждевременное половое развитие: гиперандрогения диэнцифального генеза; врожденная дисфункция коры надпочечников (простая вирилизирующая форма врожденного адреногенитального синдрома); вирилизирующие опухоли надпочечников; синдром Штейна-Левенталя. Клиника. Диагностика. Лечение.

14.5. Задержка полового развития:

Церебральная форма. Клиника. Диагностика. Лечение.

Яичникового генеза. Клиника. Диагностика. Лечение.

14.6.Отсутствие полового развития.

14.7.Гермафродитизм: истинный, ложный.

14.8.Ложный женский гермафродитизм (врожденный адреногенитальный синдром). Клиника. Диагностика. Лечение.

14.9.Ложный мужской гермафродитизм (синдром «тестикулярной» феминизации). Клиника. Диагностика. Лечение.

14.10.Генитальный инфантилизм. Этиологические факторы.

14.11.Гипоплазия матки. Степени. Клиника. Диагностика. Лечение.

14.12.Нарушения менструального цикла в пубертатном возрасте: аменоррея, ювенильные кровотечения, альгоменоррея.

15. Неправильные положения половых органов – опущение или выпадение стенок влагалища и матки. Клиника, диагностика, лечение, профилактика.

Список литературы.

  1. Кулаков В.И. Акушерство и гинекология. Клинические рекомендации. М.: Геотар-Медиа, 2005.

  2. Кулаков В.И., Серов В.Н., Гаспаров А.С. Гинекология (учебник для студентов мед. вузов). М.: Мед. информационное агенство, 2005.

  3. Колгушкина Т.Н., Коршикова Р.Л., Пересада О.А., Можейко Л.Ф., Шилова С.Д. Основные методы исследования и оперативные вмешательства в гинекологии. Мн.: «Выш. школа», 1999, - С.5-77.

  4. Дуда И.В. и соавт. Клиническая гинекология. Мн.:Выш.школа, 1997.

  5. Бодяжина В.И., Сметник В.П., Тумилович Г.П.  Неоперативная гинекология. М.: Медицина, 1999 г.

  6. Можейко Л.Ф. Диагностическая и хирургическая гистероскопия. Уч.-метод. пос. Мн.: МГМИ, 1997.

  7. Можейко Л.Ф. Регуляция менструальной функции у девочек-подростков. Современные принципы диагностики и лечения. Уч.-метод. пос. Мн.:МГМИ, 2001.

  8. Василевская Л.Н.  Кольпоскопия. – М.:Медицина, 1986.

  9. Колгушкина Т.Н. «Актуальные вопросы гинекологии». Мн.: «Выш.школа», 2000, с.8-60.

  10. Кобозева Н.В., Кузнецова Н.М. Туркина Ю.А.  Гинекология детей и подростков. – Л.:Медицина, 1988.

  11. Богданова Е. А. Гинекология детей и подростков. – 2000

3. Методы обследования в акушерстве и гинекологии, включая современные медицинские технологии.

3.1. Методы обследования в гинекологии.

Анамнез.

Специальные методы исследования.

Осмотр больных: типобиологическая оценка, состояние кожи и кожных покровов, молочные железы.

Гинекологическое исследование (осмотр в зеркалах, влагалищное исследование), ректальное, ректовагинальное исследование.

Методы гормонального исследования: тесты функциональной диагностики; определение гормонов и их метаболитов; функциональные пробы.

Эндоскопические методы: кольпоскопия, гистероскопия, лапароскопия, техника, показания, противопоказания.

Ультразвуковое исследование

Рентгенологические методы: гистеросальпингография, рентгенографическое исследование черепа, компьютерная томография, тазовая флебография, артерио- и лимфография.Радионуклидное сканирование и динамическое сцинтиграфия матки и маточных труб

Гистологическое исследование

Цитологическое исследование

Генетические методы исследования

Бактериологические и бактериоскопические методы исследования

Зондирование матки, раздельное диагностическое выскабливание слизистой полости матки цервикального канала, аспирация эндометрия, диагностическая лапаротомия.

Особенности обследования девочек-подростков (определение гирсутного числа по шкале Ferriman и степени полового развития).

Список литературы.

  1. Кулаков В.И., Серов В.Н., Гаспаров А.С. Гинекология (учебник для студентов мед. вузов). М.: Мед. информационное агенство, 2005.

  2. Кулаков В.И. Акушерство и гинекология. Клинические рекомендации. М.: Геотар-Медиа, 2005.

  3. Сильвия К. Роузвиа Гинекология. Пер. с англ.; Под общей ред. Э.К. Айламазяна – М.: Мед пресс-информ., 2004.

  4. Подзолкова Н.М., Глазкова О.Л. Симптом, синдром, диагноз. Дифференциальная диагностика в гинекологии. М.: Геотар-мед., 2003.

  5. Богданова Е.А. Гинекология детей и подростков. М.: Мед. информационное агентство, 2000.

  6. Гуркин Ю.А. Гинекология подростков. Санкт-Петербург.: Фолиант, 2004.

  7. Манухин И.Б., Тумилович Л.Г., Геворкян М.А. Клинические лекции по гинекологической эндокринологии. М. : Мед. информационное агенство, 2003.

  8. Колгушкина Т.Н., Коршикова Р.Л., Пересада О.А., Можейко Л.Ф., Шилова С.Д. Основные методы исследования и оперативные вмешательства в гинекологии. Мн.: «Выш. школа», 1999, - С.5-77.

  9. Дуда И.В. и соавт. Клиническая гинекология. Мн.:Выш.школа, 1997.

  10. Бодяжина В.И., Сметник В.П., Тумилович Г.П.  Неоперативная гинекология. М.:Медицина, 1999 г.

  11. Можейко Л.Ф. Диагностическая и хирургическая гистероскопия. Уч.-метод. пос. Мн.:МГМИ, 1997.

  12. Можейко Л.Ф., Герасимович Г.И. Диагностическая и хирургическая гистероскопия. Учебно-методическое пособие. Мн., МГМИ. 1997.-65с.

  13. Кузнецов А.А., Вербицкий В.С. Гистероскопия: Метод. реком.: Мн.: МГМИ, 2000. – 18 с.

  14. Дуда Вл., Дуда В.И., Дуда И.В. Гинекология: Учебник для медицинских ВУЗов, - Мн.: Харвест. - 2004

  15. Методы гинекологического обследования. Учебное пособие. Смирнова Т.А., Торжок А.Г. Мн., 1997. —2 экземп.

3.2. Методы обследования в акушерстве.

1.     Сбор анамнеза.

2.     Общий осмотр, оценка таза, индекса Соловьева, ромба Михаэлиса.

3.     Исследование по органам и системам организма.

4.     Наружное и внутреннее акушерское исследование беременной.

5.     Методы оценки состояния плода

5.1. Гормональные методы: определение уровня ХГ, эстриола, прогестерона, плацентарного лактогена.

5.2. УЗИ и его диагностические возможности, сроки обязательного скрининг-контроля.

5.3. Кардиотокография, основные параметры ее интерпретации, проведение функциональных проб.

5.4. Биофизический профиль плода: интерпретация данных при оценке 6 параметров: частота двигательных движений, двигательная активность, мышечный тонус плода, объем околоплодных вод, степень зрелости плаценты по данным УЗИ и нестрессовый тест, проводимый при КТГ.

5.5. Допплерометрия, методика.

5.6. Двигательная активность плода.

5.7. Амниоскопия, сроки выполнения, техника, противопоказания.

5.8. Амниоцентез, сроки выполнения, техника, противопоказания.

5.9. Исследование КОС крови плода.

5.10. Определение активности ферментов в крови беременных: термостабильная щелочная фосфотаза, окситоциназа, сроки выполнения.

5.11. Биофизический профиль плода.

Список литературы.

  1. Кулаков В.И., Серов В.Н., Гаспаров А.С. Гинекология (учебник для студентов мед. вузов). М.: Мед. информационное агенство, 2005.

  2. Кулаков В.И. Акушерство и гинекология. Клинические рекомендации. М.: Геотар-Медиа, 2005.

  3. Сильвия К. Роузвиа Гинекология. Пер. с англ.; Под общей ред. Э.К. Айламазяна – М.: Мед пресс-информ., 2004.

  4. Стрижаков А.Н., Давыдов А.И., Белоцерковцева Л.Д., Игнатко И.В. Физиология и патология плода: - М. Медицина,2004.

  5. Справочник врача женской консультации. Под ред. Ю.К.Малевича. Мн., Выш.школа, 2001.

  6. Бодяжина В. И., Жмакин К.Н.  Акушерство. М.:Медицина,1994.

  7. Акушерство. Практикум. Уч. пос. Ч. I. Под ред. Ю.К. Малевича. 2002.

  8. Савельева Г.М.  Акушерство. М., 2000.

  9. Айламазян Э.К. Акушерство. 1999, С.99-104.

  10. Дуда И.В., Дуда В.И. Клиническое акушерство. Мн.: Выш. школа, 1997.

  11. Дуда В.И., Дуда Вл.И., Дуда И.В. Акушерство: Учебник для медицинских ВУЗов, - Мн.: Выш школа. - 2004

  12. Чернуха Е.А. Родовой блок. М., Триада Х, 1999.

  13. Стрижаков А. Н. Ультразвуковая диагностика в акушерской клинике: Моногр.. - 1990

  14. Г.И. Герасимович, Л.С. Гуляева, Л.Ф. Можейко, Н.В. Завьялова, А.Н. Барсуков, А.А. Кузнецов. Анте- и интранатальная  оценка состояния плода. Учебно-методическое пособие. Мн., МГМИ, 1997.- 35с.

4. Физиология беременности, родов и послеродового периода.

1. Диагностика беременности – предположительные, вероятные, достоверные признаки.

2. Определение срока беременности и родов – по времени последней менструации, дате первого шевеления плода, по первой явке в женскую консультацию, овуляции, данным объективного исследования (ВДМ и ОЖ), формулам Гаазе, Скульского, Жорданиа, УЗИ, схеме Фигурнова, по индексу объема плода по Рудакову.

3. Обследование беременных – общий и специальный анамнез, объективное обследование, в том числе измерение таза, наружное акушерское исследование, ВДМ, ОЖ, аускультация, УЗИ, кардиомониторное исследование, консультация терапевта, стоматолога, отоларинголога, окулиста и др., лабораторные исследования (частота выполнения).

4. Гигиена беременных – личная гигиена, подготовка сосков, бандаж, одежда, обувь, режим труда, отдыха, гигиена половой жизни.

5. Питание беременных – суточный рацион, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов, употребляемые соки и жидкость, разгрузочные дни.

6. Физиопсихопрофилактическая подготовка – суть метода, цель, содержание занятия, школа материнства, комплекс лечебных гимнастических упражнений в разных триместрах беременности, ультрафиолетовое облучение.

7. Предвестники и начало родов, прелиминарный период, характеристика родовых изгоняющих сил.

8. Течение родов.

8.1. Первый период родов – начало, окончание, продолжительность, механизмы раскрытия шейки матки, фазы родов, контракционное кольцо, пояс соприкосновения, излитие вод.

8.2. Второй период родов – начало, окончание, продолжительность, биомеханизм родов при переднем и заднем виде затылочных предлежаний.

8.3. Третий период родов – начало, окончание, продолжительность, механизм отделения и выделения последа, механизм остановки кровотечения.

9. Ведение родов.

9.1. Ведение первого периода – партограмма, наблюдение за роженицей, плодом, сократительной деятельностью матки, показания для влагалищного исследования, кардиотокография, принципы управления родовым актом.

9.2. Ведение второго периода – наблюдение за роженицей, плодом, сократительной деятельностью матки, продвижением головки плода, принципы оказания ручного акушерского пособия, показания для рассечения промежности, оценка новорожденного по шкале Апгар, первичный туалет новорожденного.

9.3. Ведение третьего периода – наблюдение за роженицей, признаки отделения плаценты, показания и методы выделения последа, профилактика кровотечения, осмотр последа и родовых путей.

10. Обезболивание родов, оценка эффективности.

10.1. Методы немедикаментозного воздействия.

10.2. Медикаментозные средства.

10.2.1. Лекарственные средства.

10.2.2. Ингаляционные методы.

10.2.3. Регионарная анестезия.

11. Течение и ведение последового периода. Признаки отделения плаценты, способы выделения последа, определение целости последа. Кровопотеря в родах: физиологическая и патологическая, методы оценки, профилактика.

12. Осмотр родовых путей после родов: определение целости промежности, влагалища, шейки матки.

13. Психологические, эндокринные, соматические изменения в организме родильницы, в половых органах, молочных железах. Строение и функции молочных желез. Биологический состав грудного молока.

14. Клиника послеродового периода. Диететика. Уход за родильницей. Лечебная физкультура. Гигиена родильницы. Профилактика послеродовых заболеваний (лохиометра, субинволюция матки, эндометрит, лактостаз, мастит и др.)

15. Особенности санитарно-гигиенического режима в послеродовом отделении. Психоэмоциональные аспекты совместного пребывания матери и ребенка. Основные моменты ухода за новорожденным. Современные принципы грудного вскармливания. Послеродовый отпуск.

Список литературы.

  1. Кулаков В.И. Акушерство и гинекология. Клинические рекомендации. М.: Геотар-Медиа, 2005.

  2. Стрижаков А.Н., Давыдов А.И., Белоцерковцева Л.Д., Игнатко И.В. Физиология и патология плода: - М. Медицина,2004.

  3. Справочник врача женской консультации. Под ред. Ю.К.Малевича. Мн., Выш.школа, 2001.

  4. Бодяжина В. И., Жмакин К.Н.  Акушерство. М.:Медицина,1994.

  5. Акушерство. Практикум. Уч. пос. Ч. I. Под ред. Ю.К. Малевича. 2002.

  6. Савельева Г.М.  Акушерство. М., 2000.

  7. Айламазян Э.К. Акушерство. 1999, С.99-104.

  8. Чернуха Е.А. Родовой блок. М., 1999.

  9. Дуда В.И., Дуда Вл.И., Дуда И.В. Акушерство: Учебник для медицинских ВУЗов, - Мн.: Выш. школа. - 2004

  10. Шилова С.Д. Обезболивание родов в современных условиях. Мн.: МГМУ, 2001.

  11. Лактация, методы ее регуляции. Уч. мед. пособие. Акулич Н.С., Акулич Т.И., Малевич Ю.К. Мн., 1997.




Похожие документы:

  1. Основными задачами программы минимум по специальности «нервные болезни» являются: повышение теоретической подготовки в области неврологии освоение методологии научного анализа в области нейронаук

    Задача
    Целью программы-минимума по специальности 14.00.13 – нервные болезни является определение объема и структуры дисциплин, знание которых необходимо для достижения ученой степени кандидата медицинских наук.
  2. 01. 01. 01 – математический анализ *

    Документ
    В основу программы-минимум по специальности «01.01.01-математический анализ» положены курсы дифференциального и интегрального исчисления, теории функций действительной переменной, теории функций комплексной переменной и функционального анализа.
  3. Целью программы минимум по специальности 12. 00. 06. природоресурсное право; аграрное право; экологическое право является оказание методической помощи аспирантам в подготовке к сдаче кандидатского экзамена. Программа минимум решает следующие задачи

    Программа
    Целью программы - минимум по специальности 12.00.06. - природоресурсное право; аграрное право; экологическое право - является оказание методической помощи аспирантам в подготовке к сдаче кандидатского экзамена.
  4. Исходя из изложенных требований к знаниям и умениям аспирантов и соискателей ученой степени, основными задачами дисциплины являются: Изучение основных организационно-методических, диагностических и лечебных методов в кардиологии

    Задача
    Цель программы-минимума: оценка уровня подготовки аспирантов и соискателей по специальности «кардиология», необходимых для присуждения  ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь, их профессиональной готовности
  5. 10. 02. 19 – теория языка

    Документ
    представить структуру теории языка как научной и учебной дисциплины, исследующей вопросы онтологии языка в качестве уникального феномена общественного бытия,

Другие похожие документы..