Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Робоча навчальна програма містить теми нормативного навчального курсу «Художнє оформлення», що вивчається студентами Інституту журналістики Київського...полностью>>
'Документ'
1.1. Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. "Естественное и искусственное освещ...полностью>>
'Документ'
Монополия и конкуренция являются неотъемлемыми атрибутами любого рынка и изначально ему присущи, т.к. отражает динамику развития рыночных структур и ...полностью>>
'Документ'
В 2010 году в адрес Губернатора и Правительства Ставропольского края поступило 19773 обращения граждан, в том числе 8,5 тысяч почтовых и 4,9 тысячи э...полностью>>

Рабочая программа по медицинскому массажу (наименование дисциплины) для специальности

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей

министерства здравоохранения и социального развития»

(ГОУ ДПО НГИУВ Росздрава)

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

ГОУ ДПО НГИУВ Росздрава

Проф. С. Н. Филимонов

___________________________

«____»_________________2010г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по медицинскому массажу

(наименование дисциплины)

для специальности “Сестринское дело” (060109)

(номер и наименование специальности)

кафедра восстановительной медицины

цикл «Медицинский массаж» (первичная специализация) для специалистов со средним медицинским и высшим сестринским образованием

Регистрационный №

Форма обучения очная

Лекции 112 (час.)

Практические занятия 170 (час.)

Экзамен 6 (час.)

Всего 288 (час.)

2010 год

Рабочая программа составлена на основании Образовательного стандарта последипломной подготовки по медицинскому массажу для специальности “Сестринское дело”, с целью первичной специализации медицинских сестер по массажу, в том числе детскому (1998 г.); квалификационной характеристики специалиста – медицинской сестры по массажу; методических указаний МЗ РФ «Методическое пособие для преподавателей по составлению рабочей программы» (Москва, 2001 г); стандарта института усовершенствования врачей системы менеджмента качества «Учебно-методические комплексы дисциплины» - СТА 4.2.01-07 .

.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры (протокол №_26__)

«___20___»__02_______2009г.

Зав. кафедрой профессор Петров К.Б.

Согласовано: проректор по учебной работе ГОУ ДПО НГИУВ Росздрава Филимонов С.Н.

Программа заслушана и утверждена на заседании УКМС

(протокол №_____) от ­­­­­­«_____»____________2010г.

Председатель методической комиссии______________________________

Составители: проф. Петров К.Б., доцент Митичкина Т.В., доцент Егоров Г.Е; доцент Кузьменко О.В.

Рецензенты:

Внешний рецензент: Заведующий кафедрой физиотерапии и курортологии ГОУ ДПО «Иркутский государственный институт усовершенствования врачей Федерального агенства по здравоохранению и социальному развитию», доктор медицинских наук, профессор С.Г.Абрамович

Внутренний: Заведующий кафедрой неврологии ГОУ ДПО НГИУВ, доктор медицинских наук, профессор В. С. Саяпин.

Согласовано: проректор по учебной работе профессор Филимонов С.Н.________________

Программа заслушана и утверждена на заседании проблемной комиссии института

(протокол №_____) ­­­­­­«_____»____________2010 г.

Председатель методической комиссии______________________________Филимонов С.Н.

2. О Г Л А В Л Е Н И Е

1. Титульный лист

2. Оглавление

3. Пояснительная записка

4. Учебный план изучения дисциплины

5. Учебно-тематический план изучения дисциплины

6. Содержание учебной программы

7. Перечень лекций учебной программы

8. Тематический план лекций учебной программы

9. Перечень практических занятий

10. Тематический план практических занятий

11. Учебно-методическое обеспечение учебной программы по лечебной физкультуре и спортивной медицине (методы и средства обучения)

12. Карта материально-технической обеспеченности дисциплины

13. Карта обеспеченности учебными материалами дисциплины (технические и электронные средства обучения и контроля знаний)

14. Карта обеспеченности учебно-методической литературой

15. Протоколы согласования рабочей программы по лечебной физкультуре и спортивной медицине со смежными кафедрами по дисциплине

16.Дополнительные изменения в учебной программе дисциплины

3. Пояснительная записка

Основной задачей медицинской сестры по массажу, в том числе детскому, является овладение общими и частными методиками медицинского массажа и оказание на основе теоретических знаний и полученных практических навыков квалифицированной медицинской помощи больным с наиболее распространенными заболеваниями. Решение этой задачи требует от медицинской сестры по массажу, в том числе детскому, хорошей специальной и общемедицинской подготовки.

3.1. Основная цель цикла «Медицинский массаж» (первичная специализация): овладение теоретическими знаниями, умениями и навыками по всем разделам медицинского массажа, необходи­мыми для самостоятельной работы специалиста в должности медицинской сестры по массажу, в том числе детскому; воспитание ответственности медицинской сестры по массажу за оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи.

3.2. Задачи обучения дисциплине.

В соответствии с требованиями квалификационной характеристики специалиста- медицинской сестры по массажу, в том числе детскому; Образовательного стандарта последипломной подготовки по медицинскому массажу для специальности “Сестринское дело” к содержанию и уровню подготовки слушателя, после изучения дисциплины слушатель должен овладеть определенными знаниями, умениями и навыками.

Общие профессиональные знания

  • профессиональное назначение, функциональные обязанности, права и ответственность специалиста;

  • основы законодательства и права в здравоохранении;

  • основы медицинского страхования;

  • организацию работы медицинского учреждения в новых экономических условиях;

  • теоретические основы сестринского дела;

  • философию и этику сестринского дела;

  • психологию профессионального общения;

  • основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний и травм;

  • организацию сестринского ухода за больными на осно­ве этапов сестринского процесса;

  • виды, формы и методы реабилитации, организацию и проведение мероприятий по реабилитации пациентов;

  • показания и противопоказания к применению основных групп лекарственных препаратов, характер взаимодействия, осложнения применения лекарственных средств; нормативные документы, регламентирующие фармацевтический порядок в лечебно-профилактическом учреждении;

  • основы валеологии и санологии; методы и средства са­нитарного просвещения; роль сестринского персонала в гло­бальных, федеральных, территориальных программах охраны здоровья населения;

  • основы диспансеризации, социальную значимость забо­леваний;

  • систему инфекционного контроля, инфекционной без­опасности пациентов и медицинского персонала медицинского учреждениям систему взаимодействия лечебно-профилактиче­ского учреждения с учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля;

  • организацию делопроизводства и учетно-отчетной дея­тельности структурного подразделения; основные виды меди­цинской документации;

  • охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении;

  • функциональные обязанности, права и ответственность младшего медицинского персонала;

  • основы медицины катастроф.

Общие профессиональные умения

  • анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции и полномочий;

  • владеть коммуникативными навыками общения;

  • выполнять диагностические, лечебные, реанимационные, реабилитационные, профилактические, лечебно-оздоровитель­ные, санитарно-гигиенические, санитарно-просветительные ме­роприятия в соответствии со своей профессиональной компе­тенцией и полномочиями;

  • осуществлять и документировать основные этапы ока­зания сестринского процесса при проведении процедур;

  • владеть техникой основных сестринских манипуляций;

  • оценить состояние и выделить ведущие синдромы и симптомы у больных и пострадавших, находящихся в тяже­лом и терминальном состоянии, оказать экстренную доврачебную помощь при неотложных состояниях;

  • выполнять основные виды физиотерапевтических про­цедур, владеть приемами массажа, контролировать выпол­нение рекомендаций по трудотерапии, использовать элементы психотерапии. Оценивать эффективность проводимых меро­приятий;

  • планировать и выполнять программы профилактики, направленные на воспитание и обучение отдельных лиц, се­мей, групп населения сохранению и укреплению здоровья;

  • соблюдать правила техники безопасности и охраны труда;

  • вести утвержденную медицинскую документацию;

  • выполнять требования инфекционного контроля, инфек­ционной безопасности пациентов и медицинского персонала;

  • проводить мероприятия по защите населения, больных, пострадавших и персонала службы медицины катастроф, ме­дицинской службы гражданской обороны; оказывать доврачебную помощь в чрезвычайных ситуациях;

  • повышать профессиональный уровень знаний, умений и навыков.

Специальные знания и умения

- гигиенические основы массажа, оборудование кабинета массажа и рабочего места массажиста, требования к массажисту и к пациенту, нормы времени по массажу и другие нормативные документы;

- анатомо-топографические данные областей массажа: головы, лица, шеи, груди, спины, живота, верхних конечностей, нижних конечностей;

- физиологическое действие массажа, рефлекторные зоны массажа;

- виды и характеристики массажа лечебного (классического), сегментарного, точечного, косметического, спортивного, гигиенического, самомассажа, аппаратного массажа, гидромассажа;

- приемы массажа, разновидности приемов поглаживания, растирания, разминания, вибрации;

- технику массажа, сочетание и последовательность приемов при различных видах массажа;

- показания и противопоказания к применению массажа;

- частные методики массажа при заболеваниях и травмах спорно-двигательного аппарата, центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, болезнях обмена веществ, мочеполовых органов, кожи, в послеоперационном периоде при хирургическом лечении;

- особенности лечебного массажа при спастических и вялых параличах и парезах;

- особенности массажа у детей, массаж и физические упражнения в раннем детском возрасте;

- сочетание массажа с. лечебной гимнастикой, физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией, методики гигиенической и лечебной гимнастики.

Манипуляции

  • все виды инъекций;

  • искусственная вентиляция легких;

  • непрямой массаж сердца;

  • остановка кровотечений из поверхностно расположен­ных сосудов;

  • иммобилизация конечностей при травмах;

  • промывание желудка;

  • постановка клизм;

  • лечебный массаж (классический);

  • сегментарный массаж;

  • точечный массаж;

  • спортивный массаж;

  • гигиенический массаж;

  • косметический массаж;

  • подводный душ-массаж;

  • аппаратный массаж;

  • пассивные и активные физические упражнения.

 

3.3. Категория слушателей цикла первичной специализации. На цикле первичной специализации «Лечебный массаж» имеют право обучаться лица, получившие высшее медицинское образование по специаль­ности «Сестринское дело»; среднее медицинское образование и диплом по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело».

3.4. Исходный уровень знаний.

Для усвоения содержания дисциплины слушатели должны обладать знаниями, предусмотренными базовым уровнем подготовки по специальностям «Лечебное дело», “Сестринское дело”, “Акушерское дело”

3.5. Технология процесса обучения дисциплине.

Учебная программа цикла профессиональной переподготовки состоит из 9 разделов дисциплины и содержит теоретические и практические вопросы лечебного массажа, ряд необходимых разделов смежных дисциплин, а также предусматривает обучение практическим навыкам, необходимым специалисту для выполнения профессиональных обязанностей.

Общее количество часов 288; из них 114 часов лекций и 168 часов практических занятий, 6 часов - экзамен.

Учебный процесс заключается в чтении лекций, проведении практических занятий на учебных базах кафедры: городском врачебно-физкультурном диспансере, физиотерапевтических и прочих отделений клинических больниц №1 и №5 и ФГУ ННПЦ МСЭ и РИ Росздрава; детского психоневрологического санатория №3.

При обучении курсантов учитываются следующие направления: адаптация образовательных программ и квалификаций к общеевропейским требованиям и требованиям государственного медицинского стандарта, соблюдение принципов стандартизации как в освоении умений и навыков, так и в оценке знаний, создание модели обучения на основе научной организации учебного процесса.

Психолого-педагогическая целью является воспитание у курсантов уважительное отношение к больному, чувство ответственности при выполнении своей работы, выработать у курсантов стремление к освоению новых методов и методик по специальности «Медицинский массаж».

Важным пунктом в системе постдипломного профессионального образования средних медицинских работников является организация и проведение контроля знаний слушателей.

Для цикла первичной специализации обязательной является проверка базовых зна­ний и навыков до начала обучения с использованием тестовых программ с последующим рубежным и итоговым контролем знаний. Формами контроля знаний обучающихся являются собеседование, программированные тестовые задания, решение ситуационных задач.

По окончании цикла первичной специализации слушателю выдается удостоверение установленного государственного образца.

4. Учебный план цикла первичной специализации медицинских сестер по массажу “Медицинский массаж”

Форма обучения: очная

Срок обучения: 288 час, 8 недель, 2 мес.

Режим занятий: 6 час. в день.

п/п

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Общая часть.

12

6

18

2.

Анатомо-физиологические основы массажа.

10

12

22

3.

Общая методика и техника классического массажа.

10

24

34

4.

Виды массажа.

12

22

34

5.

Частные методики и техника медицинского массажа.

42

80

122

6.

Массаж в детской практике.

6

12

18

7.

Медицина катастроф и реанимации.

18

8

26

8.

Медицинская информатика. Применение ПЭВМ в медицине.

0

4

4

9

Региональный компонент.

2

2

4

10

ЭКЗАМЕН.

6

0

6

11.

ВСЕГО.

118

170

288

5. Учебно-тематический план цикла первичной специализации медицинских сестер по массажу “Медицинский массаж”

п.п.

Наименование темы

Количество часов

Формы контроля

всего

Лекции

Практики

семинары

1

Общая часть

18

12

6

-

1.1.

Общие основы лечебной физкультуры.

4

2

2

-

1.2.

Введение в массаж

4

2

2

-

1.3.

Правила и гигиенические основы массажа Организация труда массажиста

2

2

-

-

1.4.

Первичная медико-санитарная помощь работе медсестры по массажу

2

2

-

-

1.5.

Этика и деонтология медицинского работника. Философия сестринского дела

2

2

-

-

1.6.

Профилактика ВИЧ-инфекции. Профилактика ВБИ.

2

2

-

1.7.

Зачет. Профилактика ВБИ.

2

-

2

-

Зачет

2

Анатомо-физиологические основы массажа.

22

10

12

2.1.

Общие сведения о строении скелета.

2

2

-

-

2.2.

Мышечная система человека

2

2

-

-

2.3.

Строение сердечно-сосудистой системы.

2

2

-

-

2.4.

Строение нервной системы, грудной и брюшной полости, кожи.

2

2

-

-

Анатомо-топографические особенности головы, лица, шеи.

2

-

2

-

Анатомо-топографические особенности верхней конечности.

2

-

2

-

Анатомо-топографические особенности нижней конечности

2

-

2

-

Анатомо-топографические особенности груди, спины и органов грудной полости

2

-

2

-

Анатомо-топографические особенности области живота

2

-

2

-

2.5.

Физиологические основы массажа

2

2

-

2.6.

Зачет. Анатомо-физиологические основы массажа.

2

-

2

-

Зачет

3

Общая методика и техника классического массажа

34

10

24

-

3.1.

Приемы классического массажа.

12

4

8

-

3.1.1.

Основные и вспомогательные приемы поглаживания и растирания

2

4

-

3.1.2

Основные и вспомогательные приемы разминания и вибрации

2

4

-

3.2.

Массаж отдельных частей тела

18

6

12

-

3.2.1

Массаж верхних и нижних конечностей

2

4

-

3.2.2

Массаж спины, груди, воротниковой зоны и живота.

2

4

-

3.2.3.

Массаж головы, лица, шеи

2

4

-

3.3.

Зачет. Общая методика и техника классического массажа.

4

-

4

-

Зачет

4.

Виды массажа

34

12

22

-

4.1.

Сегментарный массаж

3

1

2

-

Соединительно-тканный,

периостальный массаж

3

1

2

-

4.2.

Точечный массаж

4

2

2

-

4.3.

Спортивный массаж

6

2

4

-

4.4.

Гигенический массаж

4

2

2

-

4.5.

Косметический массаж

6

2

4

-

4.6.

Аппаратный массаж

4

2

2

-

4.7.

Подводный душ-массаж

4

-

4

-

5

Частные методики и техника лечебного массажа

122

42

80

-

5.1.

Массаж при травмах опорно-двигательного аппарата

12

4

8

-

5.1.1

Массаж при повреждениях мягких тканей и суставов

6

2

4

-

5.1.2

Массаж при повреждениях костей

6

2

4

-

5.2.

Массаж при болезнях ОДА

22

8

14

-

5.2.1

Массаж при заболеваниях суставов.

4

2

2

-

5.2.2

Массаж при заболеваниях позвоночника.

4

2

2

-

5.2.3

Массаж при нарушениях осанки и сколиотической болезни.

6

2

4

-

5.2.4

Массаж при лечении ортопедических заболеваний

2

2

-

-

5.2.5

Массаж в ортопедии

4

-

4

-

5.2.6

Зачет. Массаж при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата

2

-

2

-

Зачет

5.3

Массаж при заболеваниях и повреждениях ЦНС и ПНС

28

8

20

5.3.1

Массаж при травматических повреждениях нервной системы.

4

2

2

5.3.2

Массаж при вялых параличах

6

2

4

5.3.3

Массаж при спастических параличах

6

2

4

5.3.4.

Массаж при функциональных заболеваниях нервной системы

6

2

4

5.3.5.

Массаж при невропатии лицевого и тройничного нервов.

4

-

4

5.3.6

Зачет. Массаж при травмах и заболеваниях нервной системы

2

-

2

Зачет

5.4

Массаж при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

10

4

6

5.4.1

Массаж при заболеваниях сердца и сердечно-сосудистой системы

6

2

4

5.4.2

Массаж при заболеваниях периферических сосудов

4

2

2

5.5

Массаж при заболеваниях органов дыхания.

12

4

8

5.5.1

Массаж при воспалительных заболеваниях органов дыхания

6

2

4

5.5.2

Интенсивно-сегментарный массаж при заболеваниях органов дыхания по 0.Ф. Кузнецову

4

2

2

Массаж при бронхиальной астме

2

-

2

5.6

Массаж при заболеваниях пищеварительных органов.

12

4

8

5.6.1.

Массаж при заболеваниях желудка

6

2

4

5.6.2

Массаж при заболеваниях желчевыводящих путей и кишечника.

6

2

4

5.7.

Массаж при операциях на органах брюшной и грудной полости.

4

2

2

5.8.

Массаж при нарушениях обмена веществ

6

2

4

5.9.

Массаж при заболеваниях кожи.

4

2

2

5.10

Массаж в гинекологической практике

4

2

2

5.11

Массаж при заболеваниях мужской половой сферы.

4

2

2

5.12

Зачет. Частные методики и техники массажа

4

-

4

Зачет

6

Массаж в детской практике.

18

6

12

6.1

Массаж и гимнастика детей младенческого и раннего возраста

6

2

4

6.2.

Массаж и гимнастика при заболеваниях детей младенческого и раннего возарста.

6

2

4

6.3.

Массаж при последствиях гипоксически-травматических повреждений нервной системы у младенцев, массаж при детском церебральном параличе.

6

2

4

7

Медицина катастроф и реанимации

26

18

8

7.1.

Современные принципы медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях и катастрофах.

2

2

-

7.2

Основы сердечно-легочной реанимации.

4

2

2

7.3

Доврачебная помощь и особенности проведе-ния реанимационных мероприятий при экст-ремальных воздействиях

2

2

-

7.4

Доврачебная медицинская помощь при неотложных состояниях и острых заболеваниях.

2

2

-

7.5

Доврачебная неотложная помощь пострадав-шим с кровотечениями, геморрагическим шоком и коматозным состоянием.

4

2

2

7.6

Доврачебная неотложная помощь при травмах и травматическом шоке

6

2

4

7.7

Доврачебная неотложная помощь при острых отравлениях.

2

2

-

7.8

Неотложная доврачебная помощь при острых аллергических реакциях.

2

2

-

7.9.

Зачет .

2

2

-

зачет

8.

Медицинская информатика. Применение ПЭВМ в медицине

4

-

4

9

Региональный компонент. Неспецифические рефлекторно-мыщшечные синдромы стволового и спинального уровня. Их роль в патологии и реабилитации.

4

2

2

10

Экзамен

-

6

-

Экзамен

ИТОГО

288

118

170



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по Акушерству и гинекологии (наименование дисциплины) для специальности № (1)

    Учебно-методический комплекс
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.
  2. Учебно-методический комплекс по Акушерству и гинекологии (наименование дисциплины) для специальности № (2)

    Учебно-методический комплекс
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.
  3. Рабочая программа по Лечебной физкультуре и спортивной медицине (наименование дисциплины) для специальности

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основании типовой программы дополнительного профессионального образования врачей по специальности “Лечебная физкультура и спортивная медицина” от 25.
  4. Рабочая программа по патофизиологии (наименования дисциплины) для специальности 060101-Лечебное дело (номер и наименование специальности)

    Рабочая программа
    Перечень наглядных и других пособий, методических указаний попроведению конкретных видов учебных занятий, а такжеметодических материалов к используемым в учебном процессетехническим средствам.
  5. Рабочая программа по патофизиологии (наименования дисциплины) для специальности 060105-Стоматология (номер и наименование специальности)

    Рабочая программа
    Перечень наглядных и других пособий, методических указаний попроведению конкретных видов учебных занятий, а такжеметодических материалов к используемым в учебном процессетехническим средствам.

Другие похожие документы..