Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Коммуникативистика XXI века: актуальные социально-гуманитарные проблемы. – Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, 20 марта 2009 ...полностью>>
'Документ'
Над страницами «Новой Российской энциклопедии»Алексей ПЬЯНОВЭта строчка из пушкинского послания «Чаадаеву» показалась мне весьма подходящей для замето...полностью>>
'Документ'
Курс включает в себя два основных раздела: функционирование биосферы и антропогенные воздействия на биосферу. В первом разделе описываются свойства ж...полностью>>
'Документ'
ІI Международная научно-практическая Интернет-конференция среди молодых учених будет проходить 20 – 26 февраля 2012 года в Луганском национальном уни...полностью>>

Рабочая программа по медицинскому массажу (наименование дисциплины) для специальности

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

6. Содержание учебной программы цикла первичной специализации “Медицинский массаж”

Учебная программа состоит из двух разделов: Теоретический курс (120 часов) и практический курс (169 часов), которые рассматривают 9 разделов сначала в теоретическом аспекте, а затем в практическом.

Теоретический курс

1. Общая часть.

1.1. Общие основы лечебной физкультуры. Общее понятие о лечебной физической культуре, ее роль в системе лечения и реабилитации больных. Основные принципы системы лечебной физкультуры. Общие показания и противопоказания. Средства ЛФК и их классификация. Методы ЛФК и формы назначения. Организация ЛФК в условиях стационара, амбулаторных учреждений, санаторно-курортного лечения и домах отдыха. Классификация физических упражнений. Понятие о лече­нии положением, механотерапии. Особенности организации ЛФК в детских ЛПУ и ДДУ.

1.2. Введение в массаж. История возникновения и развития массажа. Понятие о массаже. Виды массажа: лечеб­ный, спортивный, гигиенический, косметический, самомассаж, их разновидности. Понятие о реабилитации. Место масса­жа в комплексном лечении и реабилитации больных. Сочетание массажа с лечебной гимнастикой и физиотерапией. Значение массажа в лечении и профилактике заболеваний у детей.

1.3. Правила и гигиенические основы массажа Организация труда массажиста. Требования, предъявляемые к массажис­ту. Подготовка к массажу. Схема положений массируемого и показатели достаточного расслабления мышц. Требования к организации лечебного массажа. Правила построения процедуры и курса массажа. Массажные средства. Обору­дование рабочего места и массажного кабинета. Нормы нагруз­ки массажиста. Учет и отчетность по массажу. Нормативные документы, регламентирующие работу массажиста.

1.4. ПМСП в работе медсестры по массажу. Понятия о ПМСП. Основные принципы, элементы ПМСП. Как осуще­ствляет медсестра по массажу первичную медикосанитарную помощь в своей работе. Пропаганда здорового образа жизни.

1.5. Этика и деонтология медицинского работника. Философия сестринского дела. Основы медицинской этики и деонтологии. Краткий исторический очерк мед. этики и деонтологии. Основные требования, нормы и прави­ла мед. деонтологии. Категории мед. этики. Требования, предъявляемые к личности "медсестра". Этика взаимоотношений мед. работников. Сестра и больной. Общий принцип психологии обращения с больными, их родственниками. Некоторые правовые и моральные нормы ответственности медработников. Врачебная тайна. Понятие о субординации в работе медсестры. Философия сестринского дела. Сестринский процесс в работе медсестры по массажу.

1.6. Профилактика ВИЧ-инфекции. Профилактика ВБИ. Возбудитель ВИЧ-инфекции. История появления болезни. Социальные факторы, способствующие ее распространению. Пути передач. Классификация ВОЗ. Симптомы болезни. Лечение. Профилактика. Правила работы с больными и людьми с подозрением на ВИЧ-инфекцию. Санитарно-просветительная работа медработников с больными и населением.

Понятие о госпитальных инфекциях, источники инфекции, пути передачи, методы профилактики. Сан-эпид. режим массажного кабинета.

2. Анатомо-физиологические основы массажа.

2.1. Общие сведения о строении скелета. Общие сведения о строении костной системы человека. Форма и строение костей, типы их соединений. Строение скелета. Позвоночный столб, кости верхних и нижних конечностей, туловища. Особенности формирования костной системы у детей.

2.2. Мышечная система человека. Общие сведения о строении мышечной системы человека. Строение, форма и работа мышц. Мышечные группы верхних и нижних конечностей, плечевого пояса, туловища, шеи, черепа. Особенности развития мышечной системы у детей.

2.3. Строение сердечно-сосудистой системы. Общие сведения о строении сосудистой системы, ее части (артериальная, венозная, лимфатическая). Особенности кровоснабжения отдельных анатомических областей. Расположение сети лимфатических узлов и путей, значение направления движения лимфы при проведении массажа.

2.4. Строение нервной системы, грудной и брюшной полости, кожи. Общие сведения о строении центральной и периферической нервной системы, ее основные функции. Понятие о вегетативной нервной системе, ее отделы, иннервация внутренних органов. Взаиморасположение органов грудной клетки и брюшной полости. Кожа, ее строение, основные функции.

2.5. Физиологические основы массажа. Физиологическое значение отдельных приемов механического раздражения (слабые, сильные, кратковременные и длинные). Влияние массажа на общее состояние и самочувствие. Роль кожи в физиологическом действии массажа. Общие и местные реакции. Механическое действие массажа на кожу и подкожную клетчатку. Влияние массажа на кровеносную и лимфатическую систему, значение капиллярного кровообращения. Тренирующее действие массажа на сердечно-сосудистую систему. Влияние массажа на мышцы. Повышение обменных процессов в тканях. Сравнительное действие массажа и пассивного отдыха. Влияние массажа на обмен веществ, функцию дыха­ния, диурез. Влияние массажа на опорно-двигательный аппарат, центральную и периферическую НС, желудочно-кишечный тракт. Показания и противопоказания (абсолютные и относительные) к проведению массажа.

3. Общая методика и техника классического массажа.

3.1. Приемы классического массажа.

3.1.1. Основные и вспомогательные приемы поглаживания и растирания. Приемы поглаживания и растирания, основные и вспомогательные, классификация. Техника выполнения. Физиологическое действие. Показания к применению. Методические указания к проведению.

3.1.2. Основные и вспомогательные приемы разминания и вибрации. Основные и вспомогательные приемы разминания и вибрации, классификация. Техника выполнения. Физиологическое действие. Показания к применению. Методические указания к проведению

3.2. Массаж отдельных частей тела.

3.2.1. Массаж верхних и нижних конечностей. Массаж верхних конечностей. Массаж пальцев, кисти, пред­плечья плеча, суставов, дельтовидной мышцы, верхнего плечевого пояса, Методические указания. Массаж нижних конечностей Массаж пальцев, стопы, голени, бедра. Массаж суставов. Особенности массажа области ягодичных мышц. Методические указа­ния.

3.2.2. Массаж спины, груди, воротниковой зоны и живота. Массаж поверхностных и глубоких мышц спины. Методические указания. Массаж поверхностных и глубоких мышц груди. Влияние массажа груди и спины на функцию дыхания и кровообращения. Массаж воротниковой зоны, влияние его на организм. Методические указания. Массаж передней брюшной стенки и органов брюшной полости. Методические указания

3.3. Массаж головы, лица, шеи.

4. Виды массажа

4.1. Сегментарный массаж. Соединительно-тканный, периостальный массаж. Понятие о законах иннервации внутренних органов. Отличие сегментарного массажа от классического. Приемы сегментарного массажа. Методические указания. Понятие о соединительно-тканном, периостальном массаже. Обоснование их применения. Показания и противопоказания. Техника массажа.

4.2. Точечный массаж. Понятие о точечном массаже, учение о системе каналов, теории У-син, инь-ян. Обоснование воздействия на биологически активные точки, способы их нахождения, методики воздействия. Понятие об аурикулотерапии, Су-Джок терапии.

4.3. Спортивный массаж. Понятие о спортивном массаже и его задачи. Показания и противопоказания. Классификация спортивного массажа. Массаж при некоторых видах спорта. Самомассаж и массаж при спортивных повреждениях. Технические приемы и особенности выполнения.

4.4. Гигиенический массаж. Понятие о гигиеническом массаже, его цели, задачи. Показания и противопоказания к применению. Техника проведения. Самомассаж, показания и противопоказания к применению. Техника проведения

4.5. Косметический массаж. Понятие о косметическом массаже, его цели, задачи. Показания и противопоказания к применению. Методические указания. Подготовка к косметическому массажу. Массажные средства. Техника проведения.

4.6. Аппаратный массаж. Аппаратный массаж, как вспомогательное средство к ручному массажу. Их сочетание и раздельное применение. Преимущест­ва и недостатки аппаратного массажа. Виды массажных аппа­ратов (вибрационные, вакуумные, механические). Техника их применения. Понятие о гидромассаже. Техника проведения подводного душа-массажа. Техника безопасности при работе с массажными аппаратами.

5. Частные методики и техника лечебного массажа

5.1. Массаж при травмах опорно-двигательного аппарата.

5.1.1. Массаж при повреждениях мягких тканей и суставов. Понятие о травме. Периоды лечения. Показания и противопоказания к проведению массажа. Особенности выполнения различных видов массажа на этапах лечения и реабилитации больных. Массаж при повреждениях мягких тканей, связочного аппарата, суставов. Проведение массажа с учетом расстройств лимфо- и кровообращения. Особенности проведения массажа при травмах у детей.

5.1.2. Массаж при повреждениях костей. Характер повреждений костей показания и противопокзания к массажу. Периоды лечения переломов. Особенности проведения массажа при различных способах иммобилизации, в том числе у детей. Значение массажа и лечебной гимнастики в реабилитации больных с повреждениями костной системы.

5.2. Массаж при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

5.2.1. Массаж при заболеваниях суставов. Основные клинические проявления воспалительных и обменно-дистрофических заболеваний суставов. Принципы лечения. Место и значение массажа и лечебной гимнастики в комплексном лечении и реабилитации больных. Показания и противопоказания к массажу. Особенности проведения массажа при заболеваниях суставов, в том числе у детей.

5.2.2. Массаж при заболеваниях позвоночника. Анатомические особенности строения различных отделов позвоночника, основные клинические проявления воспалительно-дегенеративных заболеваний позвоночника. Принципы лечения. Значение массажа и лечебной гимнастики в лечении. Показания и противопоказания к назначению различных видов массажа, особенности проведения массажа при различных заболеваниях и реабилитации больных.

5.2.3. Массаж при нарушениях осанки и сколиотической болезни. Понятие об осанке. Методика осмотра на выявление нарушений осанки. Классификация нарушений осанки в сагитальной и фронтальной плоскостях. Особенности проведения массажа при различных видах нарушения осанки. Понятие о сколиотической болезни. Принципы лечения. Особенности проведения массажа при различных степенях сколиотической болезни. Особенности сочетания массажа с лечебной гимнастикой при нарушениях осанки и сколиотической болезни у детей в различные периоды, меры профилактики.

5.2.4. Массаж при лечении ортопедических заболеваний. Понятие о плоскостопии, причины возникновения, меры профилактики. Понятие о плантографии. Лечение плоскостопия. Методика массажа и лечебной гимнастики. Причины возникновения и основные клинические проявления врожденной мышечной кривошеи, косолапости, врожденного вывиха бедра. Значение ранней диагностики. Принципы лечения и реабилитации детей. Особенности проведения массажа, лечебной гимнастики, лечения положением. Методические указания к проведению массажа у детей младенческого и раннего возраста

5.3. Массаж при заболеваниях и повреждениях ЦНС и ПНС.

5.3.1. Массаж при травматических повреждениях нервной системы. Основные клинические проявления поражений центральной и периферической нервной системы при травмах. Дифференсация центральных и периферических расстройств. Принципы и периоды лечения. Значение массажа и лечебной гимнастики в комплексном лечении. Показания и противопоказания к применению массажа. Массаж при ранениях нервных стволов в разные периоды (предоперационный, после операционный, при консервативном лечении). Особенности проведения массажа у детей.

5.3.2. Массаж при вялых параличах. Основные клинические проявления заболеваний периферической нервной системы. Анализ состояния мышц и двигательных функций. Значение массажа и лечебной гимнастики в комплексном лечении и реабилитации больных. Особенности подготовки к массажу при вялых параличах. Роль исходных положений. Виды и методики массажа, используемые при лечении. Особенности сочетания массажа, пассивных и активных.

5.3.3. Массаж при спастических параличах. Основные клинические проявления поражения центральной нервной системы. Особенности состояния мышц и мышечных групп. Принципы лечения. Значение комбинированного лечения массажем, лечебной гимнастикой и положением. Задачи массажа. Показания и противопоказания. Подготовка больных к массажу. Роль исходных положений. Используемые виды массажа Осо­бенности подбора приемов массажа, в том числе у детей.

5.3.4. Массаж при функциональных заболеваниях нервной системы. Основные клинические проявления неврозов и неврозоподобных состояний. Значение массажа в комплексном лечении. Цели и задачи массажа. Используемые виды и методики массажа. Показания и противопоказания к применению масса­жа. Сочетание массажа с лечебной гимнастикой и другими видами лечения. Особенности проведения массажа при энурезах и других неврозах у детей.

5.4. Массаж при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

5.4.1. Массаж при заболеваниях сердца и сердечно-сосудистой системы. Характеристика расстройств кровообращения. Цели и задачи массажа. при ишемической болезни сердца, пороках сердца, миокардиодистрофиях, гипертони­ческой болезни, гипотонических состояниях и др. Особенности проведения различных видов массажа, в том числе у детей. Сочетание массажа с лечебной гимнастикой и другими видами лечения. Особенности проведения массажа при врожденных пороках сердца у детей.

5.4.2. Массаж при заболеваниях периферических сосудов. Основные клинические проявления заболеваний периферических артерий и вен. Цели и задачи массажа при варикозной болезни и заболеваниях артерий. Используемые виды и методики массажа Сочетание массажа с лечебной гимнастикой и другими видами лечения.

5.5. Массаж при заболеваниях органов дыхания.

5.5.1. Массаж при заболеваниях органов дыхания. Значение и задачи массажа в комплексном лечении и реабилитации больных с заболеваниями органов дыхания. Показания и противопоказания к проведению массажа. Особенности проведения массажа при воспалительных заболевания органов дыхания, эмфиземе легких, бронхиаль­ной астме и др. Применение различных видов массажа и дыхательных упражнений. Сочетания массажа с лечебной гимнастикой, физиотерапевтическими процедурами. Особенности проведения массажа при воспалительных заболеваниях органов дыхания у младенцев и детей раннего возраста. Использование дыхательной гимнастики у детей.

5.5.2. Интенсивно-сегментарный массаж при заболеваниях органов дыхания по 0.Ф. Кузнецову. Обоснование использования массажа ассиметричных зон при заболеваниях органов дыхания. Показания и противопоказания к назначению. Границы массируемых зон. Мето­дики массажа, варианты проведения.

5.6. Массаж при заболеваниях пищеварительных органов.

5.6.1. Массаж при заболеваниях желудка. Основные клинические проявления заболеваний желудка. Задачи и особенности проведения различных видов массажа в зависимости от секреторной функции желудка, при висцероптозе. Значение массажа в комплексном лечении. Показания к массажу. Сочетания массажа с лечебной гимнастикой, физиотерапевтическими процедурами, лечением положением. Проведение массажа у детей.

5.6.2. Массаж при заболеваниях желчевыводящих путей и кишечника. Основные клинические проявления заболеваний желчевыводящих путей и кишечника. Задачи массажа в комплексном лечении и реабилитации больных. Используемые виды и методики массажа. Сочетания массажа с лечебной гимнастикой, физиотерапевтическими процедурами. Особенности проведения массажа у детей.

5.7. Массаж при операциях на органах брюшной и грудной полости. Цели и задачи массажа в предоперационном периоде. Понятие о раннем и позднем послеоперационном периодах. Задачи массажа. Особенности проведения массажа при операциях на органах грудной и брюшной полости. Сочетания массажа с дыхательной гимнастикой. Показания и возможные противопоказания к проведению массажа. Особенности проведения массажа у детей.

5.8. Массаж при нарушениях обмена веществ. Основные клинические проявления нарушений обмена веществ. Задачи массажа. Показания и противопоказания к применению массажа. Особенности проведения массажа с учетом клинических проявлений, стадии заболевания и возможных осложнений. Особенности проведения массажа у детей. Значение сочетания массажа с лечебной гимнастикой, диетой и другими методами лечения.

5.9. Массаж при заболеваниях кожи. Показания и противопоказания к применению мас­сажа при заболеваниях кожи. Особенности проведения различных видов массажа с учетом клинических проявлений при псориазе, экземе, склеродермии, аллопеции, себорее, и др. Использование аппаратного массажа, сочетание массажа с лечебной гимнастикой

5.10. Массаж в гинекологической практике. Цели и задачи массажа при воспалительных и функциональных заболеваниях женской половой сферы, при аномалиях положения гениталий. Используемые виды массажа. Особенности проведения сегментарного, точечного массажа. Понятие о специальном гинекологическом массаже. Показания и противопоказания к проведению массажа. Сочетание массажа с лечебной гимнастикой, и другими видами лечения.

5.11. Массаж при заболеваниях мужской половой сферы. Цели и задачи массажа при воспалительных и функциональных заболеваниях мужской половой сферы. Используемые виды и методики массажа. Показания и противопоказания к проведению массажа. Поня­тие о урологическом массаже. Особенности сочетания массажа с лечебной гимнастикой и другими видами лечения.

6. Массаж в детской практике.

6.1. Массаж и гимнастика детей младенческого и раннего возраста. Анатомо-физиологические особенности детей младенческого и раннего возраста. Значение лечебной гимнастики и массажа в физическом воспитании. Массаж и гимнастика здоровых детей младенческого и раннего возраста. Методика проведения гимнастики и массажа с учетом физиологического формирования двигательных навыков ребенка. Гигиенические условия проведения массажа и гимнастики у детей.

6.2. Массаж и гимнастика при заболеваниях детей младенческого и раннего возраста. Массаж как средство профилактики и лечения рахита. Гигиенические условия проведения массажа. Общий и местный массаж при рахите в различные периоды лечения. Значение и задачи массажа и лечебной гимнастики в комплексном лечении детей при гипотрофии и недоношенности. Особенности их проведения с учетом степени заболевания и формирования двигательных навыков ребенка.

6.3. Массаж при последствиях гипоксически-травматических повреждений нервной системы у младенцев, массаж при детском церебральном параличе. Основные клинические проявления травматическо-гипоксических поражений нервной системы у детей. Понятие о детском церебральном параличе, клинические варианты. Значение ранней диагностики и своевременного назначения массажа и лечебной гимнастики в комплексном лечении. Задачи массажа и лечебной гимнастики. Особенности методик их проведения. Прогноз лечения.

7. Медицина катастроф и реанимации.

7.1. Современные принципы медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях и катастрофах. Определение понятий ”чрезвычайная ситуация” и “катастрофа”. Медико-такти-ческая характеристика чрезвычайных ситуаций (ЧС) мирного и военного времени. Защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий ЧС. Служба медицины катастроф как функциональное звено РСЧС: ее задачи и структура на федеральном, региональном и территориальном уровне. Основные принципы организации медицинского обеспечения населения при ЧС. Этапы медицинского обеспечения. Формирования экстренной медицинской помощи. Обязанности медицинских работников при чрезвычайных ситуациях в зависимости от фазы развития ЧС. Виды медицинской сортировки, характеристика сортировочных групп.

7.2. Основы сердечно-легочной реанимации. Определение понятия “терминальные состояния”. Виды терминальных состоя-ний. Определение понятия “сердечно- легочная реанимация”. Показания и противопоказания к проведению реанимации. Методика сердечно- легочной реанимации. Приемы восстановления проходимости дыхательных путей, техника искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Критерии эффективности реанимации. Продолжительность реанимации. Дальнейшая тактика по отношению к больным, перенесшим реанимацию на I этапе лечебно-эвакуационного обеспечения.

7.3. Доврачебная помощь и особенности проведения реанимационных мероприятий при экстремальных воздействиях. Основные патологические процессы, развивающиеся в организме пострадавшего при тепловом ударе и общем охлаждении. Диагностические критерии теплового удара и общего охлаждения и неотложная помощь при них. Объем помощи пострадавшим на первом этапе лечебно-эвакуационного обеспечения. Основные патологические процессы развивающиеся в организме пострадавших с отморожения-ми и ожогами. Объем помощи пострадавшим с ожогами и отморожениями на I этапе лечебно-эвакуационного обеспечения. Утопление, удушение, электротравмы: особенности в проведении спасательных и реанимационных мероприятий

7.4. Доврачебная медицинская помощь при неотложных состояниях и острых заболеваниях. Угрожающие жизни неотложные состояния и острые заболевания: острая коронарная, острая сердечная, острая сосудистая и острая дыхательная недостаточность, гипертонический криз, судорожный синдром, острые хирургические заболевания брюшной полости – диагностические критерии, неотложная помощь и дальнейшая тактика. Объем помощи на I этапе лечебно-эвакуационного обеспечения при развитии угрожающих жизни неотложных состояниях в условиях ЧС.

7.5. Доврачебная неотложная помощь пострадав-шим с кровотечениями, геморрагическим шоком и коматозным состоянием. Виды кровотечений. Способы остановки наружных кровотечений, применяемые в условиях ЧС на I этапе лечебно-эвакуационного обеспечения. Геморрагический шок: основные механизмы, лежащие в основе его развития, клиническая картина, диагностические критерии и неотложная помощь. Коматозное состояние, стандарт оказания доврачебной помощи больному в коматозном состоянии.

7.6. Доврачебная неотложная помощь при травмах и травматическом шоке. Определение понятия «травма». Виды травм. Травматический шок: основные механизмы, лежащие в основе его развития, клиническая картина, диагностические критерии, профилактика травматического шока и его лечение на I этапе лечебно-эвакуационного обеспечения при ЧС. Объем помощи пострадавшим с травмами опорно-двигательного аппарата, черепно-мозговыми травмами, травмами грудной клетки и живота, травмами глаз и ЛОР-органов, ампутационной травме и синдроме длительного сдавления.

7.7. Доврачебная неотложная помощь при острых отравлениях. Определение понятия «острое отравление». Пути поступления яда в организм человека. Стадии острого отравления. Общие принципы лечения больных с острыми отравлениями. Методы активной детоксикации, применяемые на I этапе лечебно-эвакуационного обеспечения. Посиндромная помощь при острых отравлениях. Особенности организации медицинской помощи населению пострадавшему при авариях., связанных с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ

7.8. Неотложная доврачебная помощь при острых аллергических реакциях. Клинические формы острых аллергических реакций. Основные патологические механизмы, лежащие в основе их развития. Клиническая картина, диагностические критерии и неотложная помощь при различных клинических вариантах анафилаксии. Профилактика острых аллергических реакций

9. Региональный компонент. Неспецифические рефлекторно-мышечные синдромы стволового и спинального уровня: патогенз, клиника, принципы использования НРМС в реабилитации больных с патологией ОДА и внутренних органов.

Практический курс

1. Общая часть.

1.1. Общие основы лечебной физкультуры. Проведение пассивных и активных упражнений, дыхательной гимнастики, в том числе у детей.

1.2. Введение в массаж.

История возникновения и развития массажа. Понятие о массаже. Виды массажа: лечеб­ный, спортивный, гигиенический, косметический, самомассаж, их разновидности. Понятие о реабилитации. Место масса­жа в комплексном лечении и реабилитации больных. Сочетание массажа с лечебной гимнастикой и физиотерапией. Значение массажа в лечении и профилактике заболеваний у детей.

2. Анатомо-физиологические основы массажа.

2.1. Анатомо-топографические особенности головы, лица, шеи. Определять, проекции костей и важнейшие костные ориентиры на поверхности. Определять, проекции и пальпировать мышцы и мышечные группы. Определять проекцию важнейших сосудов и нервов, пальпировать точки выхода нервов.

2.2. Анатомо-топографические особенности верхней конечности. Определять, проекции костей и важнейшие костные ориентиры на поверхности. Определять, проекции и пальпировать мышцы и мышечные группы. Определять проекцию важнейших сосудов и нервов, пальпировать точки выхода нервов. Определять оси и объем движения в суставах.

2.3. Анатомо-топографические особенности нижней конечности. Определять, проекции костей и важнейшие костные ориентиры на поверхности. Определять, проекции и пальпировать мышцы и мышечные группы. Определять проекцию важнейших сосудов и нервов, пальпировать точки выхода нервов. Определять оси и объем движения в суставах.

2.4. Анатомо-топографические особенности груди, спины и органов грудной полости. Определять, проекции костей и важнейшие костные ориентиры на поверхности. Определять, проекции и пальпировать мышцы и мышечные группы. Определять проекцию важнейших сосудов и нервов, пальпировать точки выхода нервов. Определять проекции органов грудной полости на поверхности грудной клетки.

2.5. Анатомо-топографические особенности области живота. Определять, проекции костей и важнейшие костные ориентиры на поверхности. Определять, проекции и пальпировать мышцы и мышечные группы. Определять проекцию важнейших сосудов и нервов, пальпировать точки выхода нервов. Определять проекции органов брюшной полости на переднюю брюшную стенку.

3. Общая методика и техника классического массажа.

3.1. Основные и вспомогательные приемы массажа.

3.1.1. Поглаживание и растирание. Выполнение основных и вспомогательных приемов. Дозировка: темп, глубина, кратность повторения. Соблюдение методических указаний к проведению.

3.1.2. Разминание и вибрация. Выполнение основных и вспомогательных приемов. Дозировка: темп, глубина, кратность повторения. Соблюдение методических указаний к проведению

3.2. Массаж отдельных частей тела.

3.2.1 Массаж головы, лица, шеи. Определять показания и противопоказания к массажу волосистой части головы лица, шеи. Составить план массажа. Обеспечить правильное положение больного при массаже, положение массажиста. Определять границы массируемых областей. Выбрать направления массажных движений. Оптимально подобрать приемы. Соблюдать методические указания к массажу данных областей.

3.2.2. Массаж спины, груди, живота, воротниковой зоны. Определять показания и противопоказания к массажу. Составить план процедуры. Обеспечить правильное положение больного при массаже, положение массажиста. Определять границы массируемых областей. Выбрать направления массажных движений. Оптимально подобрать приемы. Соблюдать методические указания к массажу данных областей.

3.2.3. Массаж верхних и нижних конечностей. 1. Определять показания и противопоказания к массажу. 2. Составить план массажа. 3. Обеспечить правильное положение больного при массаже, положение массажиста. 4. Определять границы массируемых областей. 5. Выбрать направления массажных движений. 6. Оптимально подобрать массажные приемы. 7. Соблюдать методические указания к массажу данных областей.

4. Виды массажа

4.1. Сегментарный массаж. Владеть методикой и техникой проведения сегментарного массажа. Сочетать сегментарный с классическим и другими видами массажа, пассивными и активными упражнениями. Соблюдать методические указания к проведению сегментарного массажа.

4.2. Соединительно-тканый, периостальный массаж. Владеть методикой и техникой проведения. Сочетать соединительно-тканный, периостальный массаж с классическим, точечным массажем, пассивными и активными упражнениями. Соблюдать методические указания к проведению сегментарного массажа.

4.3. Точечный массаж. Находить биологически активные точки различными способами.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по Лечебной физкультуре и спортивной медицине (наименование дисциплины) для специальности

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основании типовой программы дополнительного профессионального образования врачей по специальности “Лечебная физкультура и спортивная медицина” от 25.
  2. Рабочая программа по патофизиологии (наименования дисциплины) для специальности 060101-Лечебное дело (номер и наименование специальности)

    Рабочая программа
    Перечень наглядных и других пособий, методических указаний попроведению конкретных видов учебных занятий, а такжеметодических материалов к используемым в учебном процессетехническим средствам.
  3. Рабочая программа по патофизиологии (наименования дисциплины) для специальности 060105-Стоматология (номер и наименование специальности)

    Рабочая программа
    Перечень наглядных и других пособий, методических указаний попроведению конкретных видов учебных занятий, а такжеметодических материалов к используемым в учебном процессетехническим средствам.
  4. Рабочая программа по патофизиологии (наименования дисциплины) для специальности 060104-Медико-профилактическое дело (номер и наименование специальности)

    Рабочая программа
    Перечень наглядных и других пособий, методических указаний попроведению конкретных видов учебных занятий, а такжеметодических материалов к используемым в учебном процессетехническим средствам.
  5. Рабочая программа по патологии (наименования дисциплины) для специальности 060108 Фармация (номер и наименование специальности)

    Рабочая программа
    Перечень наглядных и других пособий, методических указаний попроведению конкретных видов учебных занятий, а также методическихматериалов к используемым в учебном процессе техническим средствам.

Другие похожие документы..