Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Учебно-методический комплекс по дисциплине: Основы психоконсультирования и психокоррекции (наименование дисциплины/спецкурса/модуля в рамках какой дисциплины)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Бийский педагогический государственный университет
имени В.М. Шукшина»
Кафедра
Социальной педагогики
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
Основы психоконсультирования и психокоррекции
(наименование дисциплины/спецкурса/модуля в рамках какой дисциплины)
Специальность:
«Социальная педагогика»
(код)
АННОТАЦИЯ
Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля, спецкурса):
Теоретические основы психоконсультирования и психокоррекции. Цели и задачи психоконсультирования и психокоррекции. Структурные компоненты психологического консультирования. Сущность психокоррекционного процесса. Этапы и фазы консультирования. Техники и методы консультирования. Основные направления в современной психокоррекционной работе. Этика педагога-психолога. Групповые и индивидуальные формы работы. Основные психокоррекционные методы и технологии. Психопрофилактика и ее основные принципы.
2. Взаимосвязь дисциплины (модуля)/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности:
Основы психоконсультирования и психокоррекции – это курс, связанный с изучением таких дисциплин, как общая и возрастная психология, психолого-педагогической диагностикой, а также педагогикой.
Педагогика
3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:
Нормативный блок:
- аннотация;
- рабочая учебная программа.
Теоретический блок:
- краткий обзор по каждой лекции, развернутые планы.
Практический блок:
- планы практических занятий.
Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов (указать учебно-методические единицы):
- карта самостоятельной работы;
- перечень вопросов к зачету;
- перечень вопросов к экзамену.
Методический блок:
- методические рекомендации по дисциплине для преподавателя;
- методические рекомендации по дисциплине для студента.
4. Список авторов элементов УМК: Н.С. Гилева, кандидат психологических наук, доцент.
5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины (модуля)/спецкурса:
- ГОС ВПО по специальности: - Социальная педагогика
- Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования:
«Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации (2001 г.) – электронный вариант;
Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования. – М., 2004.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине (модулю)
Основы психоконсультирования и психокоррекции
Специальность
«Социальная педагогика
код наименование
Факультет/институт
Педагогический
Курс обучения ___4-5____/_______/________
Семестр ____8,9___/_______/________
Всего часов по учебному плану: ___108____
В том числе по формам обучения: очная / очно-заочная /заочная
- лекции ____62___/____________/_______
- практикум ____62___/____________/_______
- самостоятельная работа ___124___/____________/_______
Формы итогового контроля знаний:
- зачет - 8сем.
- экзамен - 9 сем.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ:
В целях профессиональной подготовки социального педагога сформировать систему современных психологических знаний, необходимых для осуществления личностно-ориентированного подхода к ребёнку, эффективного обучения и воспитания. Психологическое консультирование как область практики включает в себя глубокое и разностороннее психологическое изучение клиентов, поэтому необходимо знать этапы консультирования, уметь пользоваться разнообразными психологическими методиками и тестами, процедурами и техниками.
Задачи курса:
раскрыть специфику психологического консультирования, связывающего теорию с практикой; основные понятия и термины, этапы консультирования, взаимосвязь процедур и техник в соотнесении с этапами консультативного процесса; особенности организации работы консультации, виды влияния и его применение в рамках консультирования;
обеспечить усвоение этических норм, обязательных для консультанта; основных принципов составления психокоррекционных программ и коррекционной работы;
развитие компетенций, как способности использовать в реальной жизнедеятельности совокупности умений и психологических знаний, что способствует профессиональному становлению личности будущего социального педагога.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:
В результате изучения психологической дисциплины студенты должны знать:
- объект, предмет психологического консультирования и психокоррекции, место данной дисциплины в системе наук;
- систему знаний о методах и техниках психологического консультирования и психокоррекции;
- факты, феномены психики человека в различных видах и сферах жизнедеятельности.
В результате изучения психологического консультирования и психокоррекции студенты должны уметь:
- проводить теоретический анализ диагностируемых феноменов и качеств;
- самостоятельно применять полученные психологические знания и практические навыки работы с конкретными психологическими методами и техниками психологического консультирования и психокоррекции.
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
-
Вид учебной работы
Всего часов
Семестры
Общая трудоемкость
124
7-8
Аудиторные занятия
124
7-8
Лекции
62
7-8
Практические занятия (семинары)
72
7-8
Лабораторные работы
-
Самостоятельная работа
134
7-8
Курсовые работы/рефераты
Вид итогового контроля: экзамен/зачет
Зачет – 8
сесеместр
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
№/п | Темы | Лекции Лекции | Практ. |
1. | Модуль 1.Раздел 1.Теоретические основы психоконсультирования | 22 | 2 |
2. | Цели и задачи психоконсультирования. | 2 | |
3. | Значение личности специалиста в процессе консультирования | 2 | 2 |
4. | Этика педагога-психолога | 2 | |
5. | Формирование психологической проблемы в сознании клиента | 2 | |
6. | Раздел 2. Стуктурные компоненты психологического консультирования. Этапы и фазы консультирования | 4 | 4 |
7. | Техники и методы консультирования | 4 | 4 |
8. | Тестирование в практике психологического консультирования | 2 | 2 |
9. | Методология психологического влияния | 2 | 2 |
10. | Проблема эффективности психологической помощи | 2 | 4 |
11. | Психопрофилактика и ее основные принципы | 2 | 4 |
Итого: | 26 | 26 |
Девятый семестр
№/п | Темы | Лекции Лекции | Практ. |
12. | Модуль 2. Раздел 3.Теоретические основы психокоррекции | 222 2 2 2 | 2 |
13. | Цели и задачи психокоррекции. Сущность психокоррекционного процесса | 2 | 2 |
14. | Основные направления в современной психокоррекционной работе | 2 | 2 |
15. | Основные принципы психокоррекционной работы | 2 | |
16. | Принципы составления и основные виды психокоррекционных программ | 2 | 8 |
17. | Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий | 2 | 2 |
18. | Раздел 4. Логотерапия В. Франкла | 8 | 2 |
19. | Когнитивное направление. Когнитивный подход А. Бека. | 6 | 6 |
20. | Трансактный анализ Э. Берна | 2 | 2 |
21 | Клиент-центрированный подход К. Роджерса | 2 | 2 |
22 | Психотерапия | 2 | 4 |
23. | Индивидуальные и групповые формы психокоррекционной работы | 4 | 4 |
Итого: | 36 | 36 |
КАРТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
__Ф__│__Р__│Основы психолого-педагогической
диагностики_______________
(наименование)
для студентов образовательной профессиональной программы
(наименование, шифр)
по ____________________________________________________форме
(форма обучения)
№ п/п | Наименование | Наличие место/ (кол-во экз.) | Потребность | Примечания |
Обязательная литература | ||||
Модуль №1 | ||||
Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений. [Текст] /О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2006 | 10 | 26 | ||
Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции. [Текст] /О.Н. Истратова. –Ростов н/Д: Феникс, 2008 | 40 | 26 | ||
Осипова А.А. Общая психокоррекция. [Текст] /А.А. Осипова. – М.: МОДЭК, 2007 | 36 | 26 | ||
Колесникова Г.И. Основы психопрофилактики и психокоррекции. [Текст] /Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005 | 82 | 26 | ||
Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. [Текст] /Г.С. Абрамова. –М, 2005 | 10 | 26 | ||
Эксакусто Т.В. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры. [Текст] /Т.В. Эксакусто. – Ростов –н/Д: Феникс, 2007 | 6 | 26 | ||
Дополнительная литература | ||||
Модуль №1 | ||||
1. | Ковалев А.Г. Психология личности [Текст] /А.Г. Ковалев. –М, 1969 | 2 | ||
2 | Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии. [Текст] /Т.Д. Марцинковская. - М, 1997 | 2 | ||
3 | Семаго Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. [Текст] / Н.Я. Семаго. - М.: АРКТИ, 2003 | 1 | ||
4 | Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. [Текст] /Н.Ю. Синягина. - М.:ВЛАДОС, 2003 | 1 | ||
5 | Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психоллогическому консультированию: Учебное пособие для вузов. [Текст] /М.В. Хозиева. - М.: Академия, 2002 | 1 | ||
6 | Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. [Текст] /Е.О. Смирнова. - М.: ВЛАДОС, 2003 | 5 | ||
7 | Бурлакова Н.С. Детский психоанализ: А. Фрейд: Учебное пособие для вузов. [Текст] /Н.С. Бурлакова. – М.: Академия, 2005 | 1 | ||
8 | Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: Книга для учителей. [Текст] /М.И. Буянов.– М.: Просвещение, 1986 | 2 | ||
9 | Психопатология детского возраста: Хрестоматия: Учебное пособие для вузов. – СПб: Дидактика Плюс, 2002 | 2 | ||
10 | Немов Р.С. Основы психоконсультирования. [Текст] /Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 1999 | 10 | ||
11 | Мей Р. Искусство психологического консультирования. - СПб, 2001 | 1 | ||
12 | Абрамова Г.С. Практическая психология. [Текст] /Г.С. Абрамова. - М.: Издательский центр «Академия», 1997 | 20 | ||
13 | Бурменская Б.В. Возрастно-психологическое консультирование: проблемы психического развития детей. [Текст] /Б.В. Бурменская. - М., 1990 | 1 | ||
14 | Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ. / Предисл. А.Я. Варга. [Текст] /Г.Л. Лэндрет. - М.: Международная педагогическая академия, 1994 | 1 | ||
15 | Рудестам К. Групповая психотерапия. [Текст] /К. Рудестам. - М, 1990 | 1 | ||
16 | Анастази А. Психологическое тестирование. [Текст] /А. Анастази, С. Урбина. - СПб, 2001 | 8 | ||
17 | Вьюжек Т. Логические игры, тесты, упражнения: Для усиления концентрации внимания, увеличения объема памяти, развития пространства, воображения, повышения скорости мышления; расширения творческого потенциала. [Текст] /Т. Вьюжек. – М.: ЭКСМО, 2003 | |||
Обязательная литература | ||||
Модуль №2 | ||||
1 | Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений. [Текст] /О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2006 | 10 | 26 | |
2 | Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции. [Текст] /О.Н. Истратова. –Ростов н/Д: Феникс, 2008 | 40 | 26 | |
3 | Осипова А.А. Общая психокоррекция. [Текст] /А.А. Осипова. – М.: МОДЭК, 2007 | 36 | 26 | |
4 | Колесникова Г.И. Основы психопрофилактики и психокоррекции. [Текст] /Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005 | 82 | 26 | |
5 | Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. [Текст] /Г.С. Абрамова. –М, 2005 | 10 | 26 | |
6 | Эксакусто Т.В. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры. [Текст] /Т.В. Эксакусто. – Ростов –н/Д: Феникс, 2007 | 6 | 26 | |
Дополнительная литература | ||||
Модуль №2 | ||||
1 | Ковалев А.Г. Психология личности [Текст] /А.Г. Ковалев. –М, 1969 | 2 | ||
2 | Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии. [Текст] /Т.Д. Марцинковская. - М, 1997 | 2 | ||
3 | Семаго Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. [Текст] / Н.Я. Семаго. - М.: АРКТИ, 2003 | 1 | ||
4 | Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. [Текст] /Н.Ю. Синягина. - М.:ВЛАДОС, 2003 | 1 | ||
5 | Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психоллогическому консультированию: Учебное пособие для вузов. [Текст] /М.В. Хозиева. - М.: Академия, 2002 | 1 | ||
6 | Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. [Текст] /Е.О. Смирнова. - М.: ВЛАДОС, 2003 | 5 | ||
7 | Бурлакова Н.С. Детский психоанализ: А. Фрейд: Учебное пособие для вузов. [Текст] /Н.С. Бурлакова. – М.: Академия, 2005 | 1 | ||
8 | Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: Книга для учителей. [Текст] /М.И. Буянов.– М.: Просвещение, 1986 | 2 | ||
9 | Психопатология детского возраста: Хрестоматия: Учебное пособие для вузов. – СПб: Дидактика Плюс, 2002 | 2 | ||
10 | Немов Р.С. Основы психоконсультирования. [Текст] /Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 1999 | 10 | ||
11 | Мей Р. Искусство психологического консультирования. - СПб, 2001 | 1 | ||
12 | Абрамова Г.С. Практическая психология. [Текст] /Г.С. Абрамова. - М.: Издательский центр «Академия», 1997 | 20 | ||
13 | Бурменская Б.В. Возрастно-психологическое консультирование: проблемы психического развития детей. [Текст] /Б.В. Бурменская. - М., 1990 | 1 | ||
14 | Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ. / Предисл. А.Я. Варга. [Текст] /Г.Л. Лэндрет. - М.: Международная педагогическая академия, 1994 | 1 | ||
15 | Рудестам К. Групповая психотерапия. [Текст] /К. Рудестам. - М, 1990 | 1 | ||
16 | Анастази А. Психологическое тестирование. [Текст] /А. Анастази, С. Урбина. - СПб, 2001 | 8 | ||
17 | Вьюжек Т. Логические игры, тесты, упражнения: Для усиления концентрации внимания, увеличения объема памяти, развития пространства, воображения, повышения скорости мышления; расширения творческого потенциала. [Текст] /Т. Вьюжек. – М.: ЭКСМО, 2003 |
Карта обеспечения дисциплины оборудованием
Основы психоконсультирования и психокоррекции
по дневной форме обучения
№/п | Наименование | Кол-во | Форма использования | Ответственный |
Аудитория № 204 | ||||
1. | Проектор, телевизор, DVD | 1 | Демонстрация учебных и научных видеоматериалов | Лаборанты кафедр |
Аудитория № 303 | ||||
2. | Видеокомплекс (видеомагнитофон, телевизор), DVD | 1 | Демонстрация учебных и научных видеоматериалов | Лаборанты кафедры |
3 | Аудитория № 104 | |||
Проектор, DVD | 1 | Демонстрация учебных и научных видеоматериалов | Лаборанты кафедры | |
4. | Комплект раздаточных материалов | 10 | На практических занятиях | Преподаватель |
Похожие документы:
Агропромышлен-ный комплекс Республики Казахстан в условиях рыночной экономики
ДокументДля освоения данной дисциплины студенту необходимы базовые знания по следующим дисциплинам: «физическая география РК», «экономическая география РК», «введение в социально-экономическую географию» и .