Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Цель: установление контакта с подростками, создание положительной мотивации к предстоящим занятиям, знакомство со структурой курса; знакомство со спе...полностью>>
'Документ'
Все эти зигзаги на карте мира, которые обозначают государственные границы – сплошная фикция. Точно такая же, как и независимые государства и правител...полностью>>
'Документ'
Методика поэтапной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку (часть С). Разработка методических пособий для сдачи экзамена по русскому языку ...полностью>>
'Конкурс'
Что может объединить учителя и медика? Конкурс педагогического мастерства! Среди одиннадцати финалистов VI читинского областного конкурса «Учитель го...полностью>>

Система работы по роману Лермонтова «Герой нашего времени»

Главная > Задача
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Система работы по роману Лермонтова «Герой нашего времени».

Главная задача автора: раскрыть «историю души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия целого исторического периода.

Для этого необходимо было не столько рассказать о поступках героя, сколько вскрыть причины, которые к ним привели. Лермонтов нарушает хронологическую последовательность событий. (Запись глав – сюжет). Зачем? Автору важны не внешние действия, а внутренние поступки героя, ведь он создаёт социально-психологический роман. Ту же роль играет и смена субъекта повествования: Максим Максимыч (в дальнейшем - М.М.), повествователь, странствующий офицер, сам герой. Поэтому образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия.

Композиция состоит из 6 новелл, фрагментарна, запутана, разорвана, т.к. жизнь человека невозможно чётко передать в слове, поэтому в романе переданы фрагменты этой жизни. (Композиционная инверсия). Портрет героя соткан «из пороков своего поколения». 30-е г. – эпоха безвременья. В Печорине отражено то переходное состояние, в котором всё старое разрушено, а нового ещё нет.

Тема: «Странный человек»

(анализ главы «Бэла»).

Ход урока.

- Какие вопросы можно спроецировать для этой главы?

- Почему рассказ об истории любви Печорина автор вложил в уста М.М? Какова роль пейзажа в повести? С кем сравнивает рассказчик Бэлу и Карагёза? Нарисовать систему персонажей с точки зрения их зависимости друг от друга. Какие качества Печорина раскрываются в повести? Как в описании внешнего облика и манер раскрывается его натура? Почему герой решился на похищение Бэлы? Почему герой не чувствует себя счастливым, добившись любви черкешенки? Виновен ли Печорин в том, что случилось с Казбичем и Азаматом? Чувствует ли он себя виноватым? Жертва или виновник смерти?

Рассказ в рассказе. Рассказчик передаёт слово встреченному им в дороге штабс-капитану М.М., для которого встреча с Григорием Александровичем Печориным стала главным событием в жизни. Система персонажей:

Бэла

(серна)

Казбич - Карагёз - Азамат

Печорин

М.М.

Тема любви. Любовный треугольник.

- О чём говорит смуглый цвет лица М.М. и хорошие знание нравов горцев? Давно служит на Кавказе (10 лет пробыл в Чечне) но так и не сумел полюбить кавказского народа: «жалкие люди», «преглупый народ», «рожи самые разбойничьи» (Казбич), «головорезы», а в Чечне «чуть зазевался – либо аркан на шее, либо пуля в затылке».

- Как появляется в рассказе Печорин (в дальнейшем – П.)? Переведён из России, и ему велено оставаться в крепости (не по своей воле прибыл). Тоненький, беленький Печорин уже часто грустит и наводит на мысль о странности своего поведения. М.М.: «Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!»

- Чего же необыкновенного сумел совершить Печорин в крепости?

- Похитил красавицу-черкешенку, которой был пленён при первой же встрече на чужой свадьбе. Найти описание.

«И точно она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывают к вам в душу». (Вос-хищён – по-хищена – хищник? Печорин пленён, Бэла – в плену).

- Кто ему помог?

- Брат Бэлы Азамат сам привёз ему сестру в обмен на чужого коня. Дивной прелести лошадь: «вороная как смоль, ноги – струнки, а глаза не хуже, чем у Белы» и тоже похожая на «резвую, красивую серну». Происходит сравнение девушки с конём, после которого обмен их становится равноценен.

Расскажите, как Карагёз спас жизнь своему хозяину, и почему тот не согласился продать его Азамату за табун в тысячу голов. (Песня: «золото купит 4 жены, конь же чужой не имеет цены»).

- Какова реакция Казбича на потерю коня?

- «Повалился на землю и зарыдал как ребёнок. И как мёртвый пролежал всю ночь». (Потом чувство перерастёт в поступок: ребёнок – дьявол). Казбич – Казбек- «дитя гор».

- В свете этой трагедии как можно охарактеризовать поступок П.?

- Он использует людей для достижения собственных целей, чтобы рассеять скуку, угодить своим прихотям. П.- «дитя цивилизации», ему свойственны отчуждённость, демонизм. «Дикие» нравы горцев нарушила личная воля цивилизации.

- Как он пытается завладеть вниманием Бэлы?

- Привязанности милой дикарки П. добивается пёстрыми тряпицами, притворяется несчастным, пускает в ход всё своё обаяние, играет роль отчаянного страдальца, отправляющегося на войну, а когда 16-летняя прелестница отвечает на его чувства, грустит и плачет в его отсутствие, Печорин начинает скучать. Он не замечает, что заставляет Бэлу страдать, и не видит в своих поступках ничего предосудительного: «Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни». Эта ошибка стоила Бэле жизни. Преследуя Бэлу на коне, Печорин выстрелил, тогда Казбич зарезал Бэлу. Бэла-ангел погибает от руки убийцы-дьявола. До этого Казбич ударом кинжала убил отца Бэлы, выскочив, будто кошка, из-за куста. Разрушена жизнь Казбича и Азамата, ставшими пешками в печоринской игре со скукой. Эгоизм его граничит с демонизмом и жестокостью.

Присущая Печорину противоречивость, отражена в его внешности и манерах. М.М. отмечает, что его подчинённый был «немножко странен»: в нём сочетались выносливость и изнеженность, отчаянная смелость (один ходил на кабана) и некоторая нервность натуры; молодость, здоровье, удачливость и недовольство жизнью. «У меня несчастный характер…В молодости я наслаждался бешено всеми удовольствиями, удовольствия за деньги опротивели; влюблялся в светских красавиц.., сердце оставалось пусто; большой свет надоел; стал читать, учиться – науки надоели… Во мне душа испорчена светом.». В своём монологе Печорин словно приоткрывает свою внутреннюю биографию: удовольствия жизни, любовь, чтение – ничто не приносило удовлетворения. Скука Печорина напрямую перекликается с хандрой Е.Онегина. Но лермонтовскому герою присуща ненасытная жажда нового, «воображение беспокойное», «сердце ненасытное». Собираясь в путешествие, он ищет не спокойствия, а «бурь и дурных дорог». Он даже готов умереть где-нибудь в дороге.

Рассказчик повести – «поседевший» на кавказской войне штабс-капитан. Человек добрый и честный, он далёк от той среды, которая сформировала Печорина, поэтому он его не понимает. Их разделяет пропасть – и возрастная, и интеллектуальная, и мировоззренческая. «А всё, чай, французы ввели моду скучать», - говорит он бесхитростно. Печорин для него загадка: это скучающий эгоист или человек, испытывающий жизнь и ищущий её смысл? Экзотическая жизнь «диких», нецивилизованных горцев, оборачивается для героя разочарованием.

- Как называются гора и долина при переезде через перевал?

- «Крестовая гора» и «Черто\вая долина». Эти пространственные координаты при своём пересечении образуют крест, на котором и будут распяты герой и его жертвы. Цивилизованный человек в чужом пространстве, в мире «естественных» людей.

Найдите наиболее яркие пейзажные зарисовки.

Величавые картины горной природы проникнуты лиризмом, ощущением красоты и поэтичности мира. Первый пейзаж яркий, цветной, победный – с золотой бахромой снегов и серебряной речкой. Позже «хороводы звёзд чудными узорами сплетались на далёком небосклоне», «снега горели румяным блеском весело и ярко». На фоне гармонии в природе ярко оттеняется разлад с жизнью и беспокойство Печорина. Кроме того, мятежность и величественность кавказских пейзажей подчёркивает, усиливает мятежность лермонтовского героя, его гордый дух.

Итак, Лермонтов использует целый ряд приёмов для обрисовки образа героя:

* характеристика П. рассказчиком;

* действия и поступки П.;

* автохарактеристика героя;

* сопоставление П. с другими персонажами повести;

* пейзаж.

Автор соблюдает тайный, сокровенный принцип представления героя – через чужой рассказ, через показ, и, наконец, через исповедь…

ВЫВОД. В первой повести характер П. остаётся загадкой, ибо от читателя скрыты мотивы его поступков. Печорин – сильная личность, в нём громадное обаяние, ум, воля, но все эти духовные ценности остаются без применения, и герой страдает не менее других. «Если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив…»

Домашнее задание: 1. Описать встречу П. и М.М. в повести «М.М.». Почему П. вызывает у нас осуждение? Можно ли оправдать печоринскую холодность и равнодушие? Как в портрете героя отражены его характер и судьба? Что изменилось в П. за 5 лет? Почему сцена встречи П. с М.М. заставляет сочувствовать и П. тоже?

«ОБ ЧЁМ БЫЛО НАМ ГОВОРИТЬ?»

(Анализ повести «Максим Максимыч»)

Кто более прав в отношении друг к другу: Печорин или М.М? Хотел ли П. обидеть М.М.? Какой по вашему мнению должна быть встреча двух приятелей через пять лет? Можно ли оправдать печоринскую холодность и равнодушие?

1. День, предшествующий приезду П., «был сырой и холодный».

Когда-то М.М. принял горячее участие в важных для П. событиях, испытал поистине отцовские чувства к Бэле, поэтому слух о приезде П. вызвал живой эмоциональный отклик в его душе. Ему кажется, что П. с радостью проведёт с ним вечер за фазаном и бутылкой кахети\нского. Прочесть описание встречи. «М.М. бежал что было мочи… Он едва мог дышать, пот градом катился с лица его..., колени дрожали. Он хотел кинуться на шею П., но тот довольно холодно протянул ему руку». Печорин ведёт себя подчёркнуто холодно, сухо, отчуждённо. Он наносит М.М душевную рану, не пожелав хотя бы внешне выказать радушие. Будем же объективными.

- Подумайте, почему П. «чуть-чуть побледнел и отвернулся?»

- Слова «вы были страстный охотник стрелять» обожгли. Ведь П. «подстрелил» Бэлу (его погоня и выстрел подтолкнули Казбича выхватить нож). П. этого себе простить не сможет, а уж вспоминать об этом за фазаном… «Добрая душа, золотое сердце» М.М. вдруг становится злым и с презрением бросает тетради и дневники П., которые хранил столько лет, на землю. Готов выставить на всеобщее обозрение его боль и страдания. Может быть, ему не достаёт мудрости и чуткости, человеческой тонкости?

Поговорим о том, почему встреча с М.М. могла быть неприятна Печорину.

- М.М. – невольное напоминание герою о случившемся когда-то несчастье, молчаливый укор его неблаговидному поступку.

- Печорин отталкивает не столько глубоко преданного человека, он отталкивает себя, своё прошлое, память. Она в тех бумагах, от которых он отрекается.

- Он одинок, озлоблен несчастьями, которые приносит людям, и хочет одного, чтобы его оставили в покое, не терзали воспоминаниями, и вдруг встречается человек, который по доброте души его терзает.

- Отказ П. от дневника - знак его духовной смерти.

- Мы сочувствуем М.М., но вряд ли он прав. И как ему понять странного молодого человека, который сам себя не понимает.

2. Новый шаг в раскрытии характера героя – психологический портрет.

Чтение и анализ портретной характеристики Печорина.

Вес облик построен на противоречиях, совмещении крайностей.

«Стройный, тонкий стан и широкие плечи доказывали крепкое сложение», но у него были маленькие аристократические руки с тонкими, бледными пальцами и нервическая слабость. И аристократ и человек, способный переносить тяготы жизни. «Его походка была небрежна и ленива, но он не размахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера». «В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, живописно обрисовывали благородный лоб, на котором видны были морщины, пересекавшие одна другую». «Несмотря на светлый цвет его волос, усы и брови были чёрные, - признак породы в человеке». «У него был немного вздёрнутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза…, которые не смеялись, когда он смеялся. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском…, то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный». Глаза тёплого карего цвета, но холодные. П. кажется «равнодушно спокойным», но в глубине души скрыты жар эмоций и знание людей, отчего взгляд становится «проницательным и тяжёлым».

Портрет П. подтверждает его внутреннюю раздвоенность, приоткрывает душу, раздираемую противоречиями. Становится понятно, что к П. нельзя подходить с обычной меркой – слишком уж он неоднозначен и необычен. Кстати, на фоне чего дан портрет (время)?

- На фоне «свежего, прекрасного утра». Яркое начало жизни, но в этой главе мы слышим, что П. уезжает в Персию, а в следующей главе «Журнал Печорина», которая является «предисловием» к роману, мы узнаём, что он умер, «возвращаясь из Персии».

Дом.\ задание: 1. Как нарастает сюжетное напряжение в повести? Какие детали рождают ощущение таинственности, присущее повести? Как ведёт себя П. перед лицом опасности? Чем определяется его поведение? Как описаны в повести «мирные контрабандисты»? Какую роль в раскрытии характера П. играют их образы? Какие традиционные романтические мотивы звучат в повести?

Тема: ЗАГАДКИ «ТАМАНИ».

Письменный опрос.

1. В чём своеобразие композиции романа?

2. При помощи каких приёмов Лермонтов рисует образ главного героя?

3. Назовите основные свойства характера Печорина. В чём сила и слабость героя?

ХОД УРОКА.

- В чём отличие этой повести от предыдущей?

- «Тамань» открывает журнал Печорина. Мы видели героя со стороны, теперь узнаём о происшедшем от него самого, узнаём о его думах и чувствах.

Герой сам анализирует тёмные стороны своей души: журнал – это дневник, исповедь.

- Какие детали рождают это ощущение таинственности? Как передано возрастающее напряжение в сюжете?

«Тамань – самый скверный городишко», куда Печорин прибывает поздно ночью. «Веди меня хоть к чёрту, только к месту!» - кричит П. десятнику.

- Что в обстановке хаты, а также в поведении её хозяев показалось Печорину странным, загадочным?

«Фатера, где нечисто» не имела ни одного образа – дурной знак! Разбитое окно. Дом над обрывом. Полнолуние. У слепого мальчика белые глаза, но который «не так уж слеп». Красавица-ундина. Напряжение передаётся через пейзаж: «беспокойное море», «полный месяц» одевается тучами, поднимается ветер, начинается буря.

- Как ведёт себя П. перед лицом явной опасности?

- П., не задумываясь, идёт навстречу опасности, ввязывается в сомнительное приключение. Вначале он идёт за тенью (это оказался слепой) над обрывом, «с трудом пробираясь по крутизне», в то время как слепой движется легко и просто. На берегу он видит ещё одну белую фигуру – лунный призрак. Странности мы видим уже не в П., а в самой атмосфере чуждой ему социальной среды. Из появившейся лодки они вынесут огромный узел («контрабандисты»). Тамань окутана дымкой мутного, недосказанного. У героев «Тамани» нет имён, лишь одно звонкое, словно тающее, ускользающее, как эхо, Ян-ко разрывает безымянность Тамани, подчёркивает полноту её тьмы. Все герои «слепы» и «глухи». Слепота становится как бы символом душевной непроницаемости. Мальчик наделён огромной внутренней чуткостью. «Ты бредишь, слепой?» - говорит Ундина, но он слышит всплеск воды под веслом и верит в отвагу Янко.

- Случай сталкивает Печорина с особыми людьми: контрабандистами. Как описаны они глазами самого героя?

- П. восхищают отвага и мужество этих людей. В какой-то мере это сродни его собственному характеру. В образе Янко подчёркивается, что он волен как птица. Его жизнь необычна, беспокойна, полна тревоги и опасности. Столь же сильна и самоотверженна натура Ундины. Молодая, гибкая русалка – дитя моря, природы. Обворожительная Ундина - своеобразный романтический двойник П.- ловит Печорина в коварную ловушку («чудно нежный взгляд»), боясь доноса, соблазняет П. поцелуем на морскую прогулку на лодке и пытается утопить. Печорин не умеет плавать, но смертельная опасность не мешает ему оставаться любопытным, ироничным, сохранять самообладание.

- Как Печорин отнесётся к трагедии жизни контрабандистов?

- «Узел», «мешок» - единственные связи слепого с Янко – символ бескорыстной преданности и жестокости. Деньги – критерий их дружбы, и только одну медную монетку получит слепой на пряники. «А старухе скажи, что пора умирать, зажилась, - скажет уезжая Янко. Мальчик упал на землю и заплакал. Печорин сочувствует горю ребёнка, обречённого на умирание, но ничем не может помочь, тем более, что тот уже украл у него самые ценные вещи.

- В чём пленительность мира «Тамани»?

- Романтическая приподнятость новеллы: море, парус, вольная песня; жажда опасности и бури. Печорин полон сил и любви к жизни. «Его неудержимо влечёт…». Молодой, энергичный, он проявляет живейший интерес к окружающему, восхищается смелостью контрабандистов. Свободная морская стихия сродни мятежной печоринской натуре. При этом романтический максимализм соединён с трезвой аналитической работой мысли.

Каждый раз, увлёкшись игрой, П.переступает черту, отделяющую добро от зла, невинный романтический риск от бездумного попрания чужих судеб. Контраст между представлениями П. и тем, что есть на самом деле, усиливается авторской иронией: пока главный герой "наслаждается" романтическими приключениями, слепой мальчик ворует у него его дорогие вещи (шкатулку, шашку с серебряной оправой, дагестанский кинжал). Печорин хочет великого и высокого, а на самом деле, "как камень, брошенный в гладкий источник", тревожит спокойствие людей.

Дом.\ работа: 1. Каким предстаёт в повести дворянское общество. 2. Охарактеризовать Грушницкого, сравнить его с Печориным.

Тема: «За что они все меня ненавидят?»

Проблема. Кто побеждает в поединке: Печорин или общество?

ХОД УРОКА.

Повесть «Княжна Мери» - дневник, состоящий из 16 записей. События, происходящие в повести, укладываются в месячный срок, с 11 мая по 16 июня.

- Зачем Печорин ведёт дневник?

- Для П. при его одиночестве журнал – единственный достойный собеседник, с которым он может быть вполне искренним. Это его душевная память: в нём он неутомимо наблюдает за другими людьми и за собой.

В предыдущих повестях Печорин показан в кругу людей, далёких от светского общества: это «дикие, нецивилизованные» горцы, «мирные контрабандисты». Теперь Печорин изображён в типичной для него дворянской среде.

Дворянское общество в изображении Печорина.

1. Представители каких дворянских слоёв показаны в повести? Род их занятий.

2.Охарактеризуйте их внутренний мир, их интересы.

3. Найдите в журнале П. высказывания в адрес отдельных персонажей или света в целом.

4. Что в образе жизни и нравах дворянства вызывает иронию или неприятие героя и автора.

5. Дуэль.

На Кавказе нет «аристократических гостиных», но нравы «водяного общества» роднят его со столичным, являясь отражением его пороков в сниженном и неприглядном виде. Уже в начале повести задан контраст между красотой природы («Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка»; «солнце ярко, небо синё») и несовершенством человека. При описании «водяного общества» появляются насмешливые и даже горькие интонации. Печорин презирает это общество за праздность, мелочность, отсутствие глубоких раздумий, серьёзных занятий. Сплетни, карточные игры, интриги – вот чем заполнена жизнь дворянства, как «столичных франтов», так и провинциальных «степных помещиков». Отношение к людям для них определяется лишь знатностью, чином, деньгами. Пустое, ничтожное, лицемерное – так предстаёт дворянское общество в дневнике Печорина. «Они пьют – однако не воду… Дамы милы! Всякий год их обожатели сменяются новыми, и в этом-то, может быть, секрет их неутомимой любезности». «Княгиня Лиговская любит соблазнительные анекдоты». (В обрисовке «водяного общества» Лермонтов использует портретную и речевую характеристику, эмоционально окрашенные ремарки и комментарии).

Отчуждённость объясняется не высокомерием, а безусловным превосходством над этим обществом Печорина. Он наделён внутренней силой, умением читать человеческие сердца, полон энергии, но он «не угадал своего назначения» и поэтому переходит от одного пустого действия к другому, управляет столкновением чужих интриг, сам становясь жертвой интриги. Душа его «испорчена светом»; его презрение к врагам выливается во враждебное отношение к людям, отсюда его одиночество.

2. Сюжет повести строится на развитии отношений в любовном треугольнике: Печорин – княжна Мери – Грушницкий. Именно нарастание конфликта с Грушницким приводит к кульминационному событию – дуэли. Печорин был знаком с Грушницким до приезда в Пятигорск, при встрече они обнялись. Однако приятельские отношения переходят в противостояние, которое заканчивается трагедией.

В чём причина трагедии? Как складываются взаимоотношения героев? Как характеризуют Грушницкого его поступки? За что презирает его Печорин? Каково композиционное значение образа Грушницкого?

С самого начала два героя показаны как антиподы (блондин Печорин, не по своей воле странствующий по Кавказу, брюнет Грушницкий (в дальнейшем – Г.), юнкер в солдатской шинели, приехавший на Кавказ вследствие «романтического фанатизма»), хотя автор и выделяет стремление Г. Походить на Печорина.

Главное в Г. – стремление казаться не тем, кто он есть на самом деле, страсть «производить эффект», позёрство, подражание другим. В действительности же он «занимался целую жизнь одним собою». Недаром автор много внимания уделяет умению героя держать себя, позе, подмечает отсутствие вкуса в одежде, вычурность и надуманность высказываний, избитые фразы, трафаретно-театральную манеру речи и штампы. (Любит произносить «пышные фразы», «драпироваться в необыкновенные чувства», «исключительные страдания»; «просто прекрасное его не трогает», «в нём нет ни на грош поэзии»).

Желание казаться особенным человеком, маска разочарованного романтика Г. подчёркивает глубину действительного разочарования Печорина. В образе Печорина есть романтические черты (максимализм в требованиях к жизни, презрение к опасности, устремлённость к высокому, одиночество и отчуждённость, крайний индивидуализм), но он не «драпируется» в трагическую мантию, напротив его «скрытность» говорит о стремлении пережить наедине с собой выпавшие на его долю страдания. То, что в Печорине искренне и трагично, в Г. Фальшиво и смешно. На фоне Г. ярче обнажаются трагизм и одиночество Печорина. В этом композиционное значение образа Г. «Я его не люблю и чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнёмся на узкой дороге»,- говорит П. Значит не любовная интрига свела их на вершине скалы.

Дуэль (16 июня).

1. В чём суть внутреннего монолога Печорина перед дуэлью? Роль пейзажных зарисовок в сцене дуэли. Что чувствует герой под дулом пистолета Грушницкого? Как воспринимает Печорин итог поединка?

Нарастание конфликта с Грушницким, пародийным антиподом Печорина, сопровождается и отрывом героя от всех персонажей повести, его одиночеством.

Однажды во время прогулки Печорин подслушал разговор штабных офицеров о том, что его хотят сделать посмешищем для дураков, вызвать на дуэль и испытать его храбрость (пистолеты без пуль). На другой день Г. рассказывал сплетню о ночном свидании П. и Мери, но это была неправда, и П. вызвал его на дуэль. Г. теперь способен кольнуть и Мери, в которую недавно был столь страстно влюблён. Он даже приобрёл серебряное кольцо с чернью, на котором было выгравировано её имя. Не только мелкая, пустая интрига свела его «на узкую дорожку», и, в общем, к тупику.

Чрезвычайно важен внутренний монолог героя перед дуэлью. П. пытается найти ответы на вопросы о смысле жизни. «Зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А верно было мне назначение высокое, Потому что я чувствую в душе силы необъятные… Но сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! «Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его».

- Что читает П. перед дуэлью?

- Читает роман «Шотландские пуритане» В.Скотта (трагическая борьба народа против короля).

- Опишите время накануне дуэли.

- Дуэль происходит прекрасным июльским утром. «Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зелёных вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томленье…Кусты при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождём… Как любопытно всматривался я в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградника и отражавшую миллионы радужных лучей!» Въезжая в ущелье, где состоится поединок, П. замечает в природе ту гармонию, которой давно не знает его душа. Перед лицом смертельной опасности его восприятие чрезвычайно обострено, нерастраченная любовь к миру овладевает им. По контрасту с прекрасной и вечной природой ощущает герой хрупкость жизни, непоправимость происходящего. Всё, что он видит по дороге к месту дуэли, радует, веселит, живит его, он жадно наслаждается жизнью. Вот как видится ему утренний пейзаж в ту роковую минуту, когда опасность упасть со скалы так велика. Напрасно его взор старался проникнуть в «дымную даль» ущелья. Эта даль стала «непроницаемой стеной». Природа подсказывает безысходность его положения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Герой нашего времени» (1)

    Реферат
    Мы выбрали тему для своего реферата роман Лермонтова «Герой нашего времени», потому что нас привлек интересный сюжет, композиционная особенность, которая заключается в том, что роман построен на объединении малых жанровых форм.
  2. Конспект урока Тема Печорин жертва своего времени или палач, «разрушающий чужие надежды»? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

    Урок
    Действительно, как в современном жестоком веке, когда происходит обесценивание человеческой личности, остаться в ладу со своей совестью, сохранить каждую драгоценную каплю своей души?
  3. Министерство образования российской федерации кафедра литературы курсовая работа по литературе Тема: Лицо и маски Печорина

    Курсовая
    Михаил Юрьевич родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича и Марии Михайловны. Брак был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий.
  4. Темы подобраны с учетом изменений в школьной программе. Дополнение дано по лучшим сочинениям 90-х годов

    Книга
    170. "МЫСЛЬ НАРОДНАЯ" И "МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ" В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР". ПРОБЛЕМА РОЛИ НАРОДА И ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ.
  5. Рабочая программа по литературе в 9 классе Рассмотрено на заседании

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и программ по литературе для 5-9 классов (авторы: В.

Другие похожие документы..