Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Не первый год Московское бюро по правам человека реализует на Северном Кавказе проект «Гражданский Кавказ», который подразумевает развитие активности...полностью>>
'Документ'
Економіка України у 2008 році продовжує характеризуватися позитивними показниками економічної динаміки. Попри значне зростання інфляційних тенденцій,...полностью>>
'Документ'
«Мне очень улыбалась мысль о трагедии без любовной интриги, но не говоря уже о том, что любовь входила существенной частью в романтический и страстны...полностью>>
'Документ'
Биржевая торговля организуется торговцами для облегчения процесса торговли, для выработки более эффективного механизма и впоследствии, хеджирования (...полностью>>

Вопросы к экзамену «Оценка эффективности программных продуктов»

Главная > Вопросы к экзамену
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Вопросы к экзамену «Оценка эффективности программных продуктов»:

  1. Определение, цели и функции АСУ, состав системной архитектуры АСУ по ГОСТ 34.003-90, ГОСТ 24.104-85, ГОСТ 24.103-84

  2. Принципы инженерии ИТ по ГОСТ 24.104-85, ГОСТ 24.103-84

  3. Размерности модели предприятия и их характеристика по ГОСТ Р ИСО 19439- 2008. Процесс инженерии и интеграции предприятия по ГОСТ Р ИСО 15704-2008.

  4. Характеристика процесса создания инфраструктуры по ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99, характеристика процесса управления конфигурацией по ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99

  5. Структура стандарта Cobit 4.1 (понятие архитектуры ИТ, модель зрелости процессов, описание процессов). Понятие «Архитектура ИТ» по Cobit 4.1. Характеристика доменов процессов управления в Cobit 4.1

  6. Структура стандарта MOF (этапы, функции, цели, документы)

  7. Понятие эффективности АСУ по ГОСТ 24.103-84, понятие экономической эффективности по ГОСТ 24.702-85

  8. Характеристики качества ПО, модель процесса оценивания качества, комплексные показатели качества по ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126

  9. Характеристика KPI и KGI, их назначение и роль в управлении ИТ по Cobit 4.1 и см. данный методический материал стр. 79-102

Комментарии:

ГОСТ 24.103-84, ГОСТ 24.104-85, ГОСТ Р ИСО 19439- 2008, ГОСТ Р ИСО 15704-2008, ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 – размещены на странице .

ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126 –

Оглавление

Глава 1 Характеристика ИТ - архитектуры предприятия 6

1.1. Автоматизированная система управления предприятием 7

1.2. Принципы инженерии ИТ-архитектуры 8

Глава 2 Организационные формы и структуры управления 14

2.1. Современные стандарты и методологии управления ИТ 16

2.2. Control Objectives for Information and Related Technology 18

2.3. Microsoft Operations Framework 20

2.3.1. Уровень «Управление» 21

2.3.2. Управленческий анализ 33

2.3.3. Функции управления ИТ-услугами в составе этапов 35

2.3.4. Функции этапа «Планирование» 35

2.3.5. Функции этапа «Внедрение» 36

2.3.6. Функции этапа «Эксплуатация» 39

2.4. Взаимосвязь стандартов 40

2.5. Объекты управления и процессы управления 46

Глава 3 Процессы мониторинга и оценки эффективности (МЕ) 48

3.1. Модели зрелости ИТ-процессов 48

3.2. Модель процессов ME по Cobit 4.1 52

3.3. Модель процессов МЕ по ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126 59

3.4. Экономическая эффективность 68

3.4.1. Принципы оценки экономической эффективности 69

3.4.2. Основные показатели экономической эффективности 71

3.5. Система показателей эффективности и результативности 73

3.6. Управление и оценка инфраструктуры 96

3.7. Управление и оценка персонала 97

3.8. Управление и оценка информации 105

3.9. Управление и оценка конфигурации 111

Введение

Эффективность АСУ определяют сопоставлением резуль­татов от функционирования АСУ и затрат всех видов ресурсов, необходимых для ее создания и развития. Данное определение было зафиксировано уже в ГОСТ 24.702-85 «Эффективность автоматизированных систем управления. Основные положения». Кроме того, в ГОСТ 24.702-85 отмечается, что «Оценку эффективности АСУ проводят при:

формировании требований, предъявляемых к АСУ;

анализе создаваемых и функционирующих АСУ на соответст­вие заданным требованиям;

выборе наилучшего варианта создания, функционирования и развития АСУ;

синтезе (формировании) наиболее целесообразного варианта построения АСУ по критерию «эффективность-затраты».

Нерационально рассматривать АСУП без связи ее с понятием предприятия. Предприятие (enterprise) – одна или более организаций, перед которыми стоят определенная миссия, цели и задачи для предложения в качестве результата продукции или услуги (см. ГОСТ Р ИСО 19439- 2008 «Интеграция предприятия. Основа моделирования предприятия»).

В соответствии с тем же стандартом интеграция предприятия (enterprise integration) – процесс обеспечения взаимодействия между сущностями (объектами) предприятия, необходимого для выполнения целей домена предприятия.

Модель предприятия имеет 3 размерности:

- фаза модели предприятия;

- представление модели предприятия;

- общность.

Для нас наибольший интерес представляет размерность – «представление модели предприятия».

Выделяются 4 представления модели предприятия:

- функциональное представление;

- информационное представление;

- ресурсное представление;

- организационное представление.

Информационная технология - приемы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных. (см. ГОСТ 34.003-90 «Автоматизированные системы. Термины и определения»)

В соответствии с ГОСТ 24.103-84 «Автоматизированные системы управления. Основные положения» в состав АСУ входят следующие виды обеспечений (подсистем): информационное, программное, техническое, организационное, метрологическое, правовое и лингвистическое. В процессе создания АСУ используют математическое обеспечение.

Одно из наиболее четких определений корпоративной «Архитектуры ИТ» дано в Сobit. Ядром ИТ-архитектуры предприятия является АСУ.

Управление ИТ, включая оценку эффективности используемых информационных технологий, – важная задача для тех предприятий, которые ориентированы на значительные капиталовложения в ИКТ, включая создание ИТ-сервисов. Одним из важных документов в этой части является ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 «Процессы жизненного цикла программных средств». В перечень процессов жизненного цикла включен процесс совпровождения программных средств, стандартизованный в ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002 «Сопровождение программных средств». Преимущество ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002 в том, что он не зависит от используемой модели жизненного цикла программной системы.

В соответствии с последним из указанных стандартов, одним из принципов организации процесса сопровождения, является оценка характеристик программного средства:

ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002, п. 6.5: Оценка (измерение) характеристик программного средства. Качество программного средства является важным аспектом сопровождения программного продукта. Сопроводители должны иметь программу обеспечения качества программного средства, охватывающего шесть характеристик качества, установленных в ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126 «Оценка программной продукции». При сопровождении программного средства должен быть реализован соответствующий процесс для определения, описания, выбора, применения и совершенствования методик оценки (измерения) характеристик данного средства. В качестве части процесса, связанного с оценкой характеристик программного средства, сопроводитель должен предпринять определенные действия при корректирующем, профилактическом, адаптивном и полном сопровождении (в рамках используемых ресурсов). Должны быть собраны, проанализированы и интерпретированы соответствующие данные, способствующие усовершенствованию процесса сопровождения и пониманию методов снижения стоимости сопровождения. Должны быть собраны соответствующие эмпирические данные об оценках, способствующие снижению затрат на жизненный цикл.

Эффективность АСУ будем понимать с точки зрения принципов создания АСУ определенных в ГОСТ 24.103-84 «Автоматизированные системы управления. Основные положения». Схожие принципам создания

ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126 «Оценка программной продукции» ориентирован на программное обеспечение, которое представляет только часть всей системы – АСУП, которая помимо программного обеспечения включает техническое обеспечение

Всё больше компаний интересуются организацией работы
ИТ подразделений. Руководители понимают, что эффективная служба ИТ является конкурентным преимуществом. Об этом свидетельствует увеличение спроса на рынке ИТ-услуг. В этой связи, грамотное управление информационными технологиями становится одним из приоритетных направлений организации. Включая формирование квалифицированного ИТ-персонала, организации ИТ-подразделения и его эффективного функционирования.

Теоретическую основу организации эффективной ИТ-службы составляют методические принципы управления информационными технологиями выделенные из российских и зарубежных стандартов управления в сфере ИТ. В большинстве используемых стандартов особое внимание уделяется процессам мониторинга, аудита и оценки процессов управления и объектов управления.

Курс ориентирован на формирование представлений о методах моделирования объектов и органов управления, средствах и методах управления основанных на развитой системе оценки качества процессов управления и объекта управления. Основная цель – описать технологии формирования и исполнения требований на ИТ-архитектуру предприятия. Имеющиеся ГОСТы в которых описываются стадии создания АСУ конкурируют в глазах ИТ-специалистов, а зачастую и уступают модным SCRAM-aм и другим подходам к разработке программного обеспечения. С другой стороны, хорошо известна статистика провальных решений в крупных компаниях – порядка 70-80% внедрений не признаются успешными.

Определенная сложность возникает если учесть, что ИТ, ядром которых является АСУ – автоматизированная система управления, в частности, предназначены для обеспечения эффективного функционирования объекта управления путем автоматизированного выполнения функций управления (ГОСТ 24.103-84 Автоматизированные системы управления. Основные положения.). Объектами управления являются организационно-управленческие и технологические процессы предприятия. ИТ-архитектура сама представляет собой систему, со специфичными для нее процессами. ИТ-архитектура – открытая система – элемент системы управления предприятием.

Требуется выделять качественные критерии и количественные показатели эффективности системы управления информационными технологиями и функциональной эффективности ИТ-архитектуры предприятия.

Алгоритм процесса оценки эффективности управления представляет собой последовательный ряд действий:

  1. вырабатываются цели оценки;

  2. обосновываются критерии оценки;

  3. определяется состав исходных данных, используемых в процессе оценки;

  4. вырабатываются требования к критериям оценки;

  5. выбираются методы расчета критериев;

  6. проводится расчет количественной величины критериев, т.е. показателей, соответствующих тем или иным критериям.

  1. Характеристика ИТ - архитектуры предприятия

Научную основу проектирования, внедрения и развития ИС составляют теоретические положения системного анализа и информатики в аспекте хранения, переработки информации в условиях массового использования вычислительной техники и других технических средств управления.

Под системой понимается комплекс, состоящий из процессов, технических и программных средств, устройств и персонала, обладающий возможностью удовлетворять установленным потребностям или целям. Кибернетика изучает все многообразие систем, включая динамические и стохастические системы. Так, предприятие представляет собой сложную систему, которая реализует процессы управления экономической деятельностью и включает различные функциональные службы и подразделения, производство и сбыт. В условиях организационного управления каждый из этих объектов может рассматриваться как самостоятельная система, нуждающаяся в конкретных ресурсах для реализации цели функционирования.

Сложная система включает системы более низкого (по иерархии) уровня — подсистемы, каждая из которых имеет свою цель функционирования, подчиненную общей цели и свою структуру. Сложная система постоянно расширяется и развивается. Если, в первом приближении, элементы системы составляют ее статику, то динамизм системе придает достигаемое в процессе управления целенаправленное взаимодействие ее структурных элементов.

Важнейшими взаимодействующими элементами системы являются объект управления, управляющий орган, каналы прямой и обратной связи.

Объект управления (ОУ) в социально-экономических системах реализует функции, связанные с выпуском продукции или предоставлением услуг. Для нормального функционирования в объект управления поступают различные ресурсы (материалы, финансы, трудовые ресурсы, информация). Их движение в ходе производственного процесса контролируется и регулируется для достижения заданной цели — получения требуемого объема и качества продукции, выполненных работ и услуг. При этом создается информация, характеризующая реализованные процессы.

ИТ-отдел является подсистемой сложной системы предприятия. В свою очередь ИТ-подразделение включается в себя комплекс объектов, целей и задач. Таким образом, можно принять ИТ-архитектуру предприятия как многоуровневую иерархическую систему управления.

В практике «Цели контроля для информационных и смежных технологий» (COBIT) дается список ИТ ресурсов предприятия:

  • Приложения — прикладные системы и ручные процедуры для обработки информации.

  • Информация — данные в любой форме, введенные, обработанные и выведенные информационными системами в любой используемой бизнесом форме.

  • Инфраструктура — это технология и устройства (например, аппаратное обеспечение, операционные системы, системы управления базами данных, сетевое оборудование, мультимедиа, а также та среда, в которой все это находится и поддерживается), которые обеспечивают работу приложений.

  • Персонал — люди, необходимые для планирования, проведения, приобретения, внедрения, обслуживания, мониторинга и оценки качества информационных систем и услуг. Персонал может быть внутренним, привлеченным на аутсорсинге или нанятым по контракту в случае необходимости.

Управляющий орган (УО) осуществляет функции управления, устанавливает общую цель (стратегию) функционирования для системы в целом и подцели (политики) — для подсистем, систем низового уровня. Этот элемент обеспечивает контроль деятельности (состояния) объекта управления, выявляет возможные сбои, отклонения и обеспечивает своевременное приведение его к нормальному функционированию. Управляющим органом для системы управления ИТ на предприятии будет непосредственно ИТ-подразделение.

В рамках определенной цели функционирования каждая система организационного управления реализует функции прогнозирования, планирования, учета, анализа, регулирования.

При реализации своих функций управляющий орган использует разнообразную технико-экономическую информацию, которая позволяет выработать и принять обоснованные решения, направленные на достижение стоящих перед системой целей.

Управляющий орган включает аппарат управления, а также методы и технические средства передачи и обработки информации для выдачи управляющих воздействий на объект управления.

Функции управления, осуществляемые УО, можно соотнести с процессами управления модели COBIT.

Объект управления и управляющий орган объединены прямой и обратной связью. Связь осуществляется посредством информации, т. е. сведений, дающих представление о состоянии объекта управления в каждый установленный для наблюдения момент времени и отражающих разнообразие в процессах и явлениях.

Прямая связь — командная информация (управляющие параметры), задающая цель и необходимые параметры функционирования, содержащая плановые, нормативные, директивные и другие сведения, оказывающие воздействие на объект управления, определяющие параметры его функционирования.

Обратная связь — информация, отражающая результат функционирования объекта управления, обеспечивающая управляющую систему сведениями о возмущающих воздействиях, о состоянии объекта на определенный момент времени.

В рамках методологии COBIT прямую и обратную связь можно идентифицировать как показатель эффективности KPI и показатель результативности KGI.

    1. Автоматизированная система управления предприятием

Автоматизированная система (АС) – это система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций.

В зависимости от вида деятельности выделяют следующие виды АС: автоматизированные системы управления (АСУ), системы автоматизированного проектирования (САПР), автоматизированные системы научных исследований (АСНИ) и др. В зависимости от вида управляемого объекта (процесса) АСУ делят, например на АСУ технологическими процессами (АСУТП), АСУ предприятиями (АСУП) и т.д.

Функциями автоматизированной системы является совокупность действий АС, направленная на достижение определенной цели.

Цель функционирования автоматизированной системы управления полностью совпадает с целью функционирования экономического объекта. Например, для автоматизированных систем управления материально техническим обеспечением она определяется как обеспечение предприятий и организаций необходимыми средствами производства и ресурсами, включая материальные ресурсы при минимуме затрат на их доставку, складирование, хранение.

Для достижения сформулированных в каждом отдельном случае целей система должна реализовать функции прогнозирования, планирования, учета, регулирования производственных и хозяйственных процессов с применением технических средств управления и экономико-математических методов.

Цели функционирования экономического объекта определяются стратегией предприятия. Таким образом, цель функционирования автоматизированной системы управления информационными технологиями соответствует стратегии организации.

Задачей автоматизированной системы является функция или часть функции АС, представляющая собой формализованную совокупность автоматических действий, выполнение которых приводит к результату заданного вида.

    1. Принципы инженерии ИТ-архитектуры

При проектировании, разработке, внедрении и эксплуатации создании АСУ необходимо руководствоваться принципами системности, развития, совместимости, стандартизации и унификации, а также и эффективности.

Принцип развития заключается в том, что интегрированная система автоматизированного управления процессами должна создаваться с учетом пополнения и обновления функций системы и видов ее обеспечений.

Автоматизированная система должна наращивать свои мощности, оснащаться новыми техническими и программными средствами, быть способной постоянно расширять и обновлять информационный фонд, создаваемый в виде системы баз данных.

Принцип совместимости заключается в обеспечении способности взаимодействия компонентов АСУ различных видов и уровней в процессе их совместного функционирования. Реализация названного принципа обеспечивает нормальное функционирование экономических объектов, повышение эффективности управления предприятием.

Принцип стандартизации и унификации заключается в рациональном применении типовых, унифицированных и стандартизированных элементов при создании и развитии АСУ. Внедрение в практику создания и развития АСУ этого принципа позволяет сократить временные, трудовые, стоимостные затраты на создание АСУ при максимальном использовании накопленного опыта в формировании проектных решений и внедрении автоматизации проектировочных работ.

Принцип эффективности заключается в достижении рационального соотношения между затратами на создание АСУ и целевыми эффектами, получаемыми при ее функционировании.

Приведенные принципы являются основополагающими при создании АСУ организационного типа. Они обеспечивают методическое единство всех автоматизированных систем организационного управления как систем человеко-машинных, в которых человек может выступать и в качестве объекта управления, и в роли управляющего звена.

Каждая организационно-экономическая система обладает конкретной целью функционирования, большим количеством элементов. Однако научно обоснованные принципы создания человеко-машинных систем позволяют установить единый подход к построению общей модели (моделей) любой АСУ, выделив при этом две части — функциональную и обеспечивающую, каждая из которых включает ряд компонент.

Под компонентом АСУ согласно ГОСТ 34.003-90 понимается часть АСУ, выделенная по определенному признаку или группе признаков и рассматриваемая как единое целое. Такое определение согласуется с принципами структурного анализа систем.

Функциональная часть АСУ определяет состав, порядок и принципы взаимодействия функциональных подсистем для достижения стоящей перед экономическим объектом (как системой) цели функционирования. Каждая функциональная подсистема включает комплексы задач управления производственными процессами, движением ресурсов. (ГОСТ 34.003-90). В данном курсе функциональная часть АСУ не рассматривает подробно, поскольку является специфической для каждой организации или групп предприятий.

Обеспечивающая часть АСУ, также состоящая из подсистем, определяет их состав, порядок и принципы взаимодействия, автоматизирующие процесс решения задач с использованием ИКТ и других технических средств управления в установленных режимах функционирования. Состав обеспечивающей части АСУ, как правило, однороден для различных систем и определен в ГОСТ 34.003-90. ГОСТ определяет следующие компоненты автоматизированных систем.

  1. Комплекс средств автоматизации автоматизированной системы (КСА АС) – это совокупность всех компонентов АС, за исключением людей.

  2. Программно-технический комплекс автоматизированной системы (ПТК АС) – это продукция, представляющая собой совокупность средств вычислительной техники, программного обеспечения и средств создания и заполнения машинной информационной базы при вводе системы в действие достаточных для выполнения одной или более задач АС.

    1. Автоматизированное рабочее место (АРМ) – это программно-технический комплекс АС, предназначенный для автоматизации деятельности определенного вида.

  3. Организационное обеспечение автоматизированной системы – это совокупность документов, устанавливающих организационную структуру, права и обязанности пользователей и эксплуатационного персонала АС в условиях функционирования, проверки и обеспечения работоспособности АС.

    1. Пользователь автоматизированной системы – это лицо, участвующее в функционировании АС или использующее результаты ее функционирования

    2. Эксплуатационный персонал автоматизированной системы.

    3. Правовое обеспечение автоматизированной системы – это совокупность правовых норм, регламентирующих правовые отношения при функционировании АС и юридический статус результатов ее функционирования (правовое обеспечение реализуют в организационном обеспечении АС ).

  4. Методическое обеспечение автоматизированной системы – это совокупность документов, описывающих технологию функционирования АС, методы выбора и применения пользователями технологических приемов для получения конкретных результатов при функционировании АС.

  5. Техническое обеспечение автоматизированной системы – это совокупность всех технических средств, используемых при функционировании АС.

    1. комплектующее изделие в автоматизированной системе – это изделие или единица научно-технической продукции, применяемое как составная часть АС в соответствии с техническими условиями или техническим заданием на него

  6. Математическое обеспечение автоматизированной системы – это совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, примененных в АС.

  7. Программное обеспечение автоматизированной системы – это совокупность программ на носителях данных и программных документов, предназначенная для отладки, функционирования и проверки работоспособности АС.

    1. Программное изделие в автоматизированной системе – это программное средство, изготовленное, прошедшее испытания установленного вида и поставляемое как продукция производственно-технического назначения для применения в АС.

  8. Информационное обеспечение автоматизированной системы – это совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования информации, применяемой в АС при ее функционировании;

    1. Информационное средство – это комплекс упорядоченной относительно постоянной информации на носителе данных, описывающей параметры и характеристики заданной области применения, и соответствующей документации, предназначенный для поставки пользователю;

    2. Информационное изделие в автоматизированной системе – это информационное средство, изготовленное, прошедшее испытания установленного вида и поставляемое как продукция производственно-технического назначения для применения в АС;

    3. Информационная база автоматизированной системы – это совокупность упорядоченной информации, используемой при функционировании АС;

      1. Внемашинная информационная база автоматизированной системы - часть информационной базы АС, представляющая собой совокупность документов, предназначенных для непосредственного восприятия человеком без применения средств вычислительной техники;

      2. Машинная информационная база автоматизированной системы – это часть информационной базы АС, представляющая собой совокупность используемой в АС информации на носителях данных

  9. Лингвистическое обеспечение автоматизированной системы – это совокупность средств и правил для формализации естественного языка, используемых при общении пользователей и эксплуатационного персонала АС с комплексом средств автоматизации при функционировании АС;

  10. Эргономическое обеспечение автоматизированной системы – это совокупность реализованных решений в АС по согласованию психологических, психофизиологических, антропометрических, физиологических характеристик и возможностей пользователей АС с техническими характеристиками комплекса средств автоматизации АС и параметрами рабочей среды на рабочих местах персонала АС.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вопросы к экзамену по предмету «Аппаратное обеспечение эвм»

    Вопросы к экзамену
    Прикладное программное обеспечение , автоматизированная система управления , АСНИ (автоматизированная система научных исследований) , геоинформационная система ?
  2. Программа курса Конспект лекций > Тесты Задачи > Вопросы к экзамену Методические рекомендации к написанию и тематика рефератов > Список литературы

    Программа курса
    Учебно-методическое обеспечение курса «Инвестиционный менеджмент» для бакалавров и магистров всех форм обучения - программа, конспект лекций , тесты, задачи, вопросы к экзамену и пр.
  3. Вопросы к экзамену по дисциплине «Маркетинг» (2)

    Вопросы к экзамену
    В условиях современной конкуренции и конъюнктуры рынка требуется все более налаженная система маркетинговых исследований, проводимая маркетинговыми службами.
  4. Вопросы к экзаменам по лекциям

    Лекция
    8. Организация ресурсов памяти в компьютерной графике. Понятия: буфер кадра, битовая плоскость,- черно-белый буфер кадра (с одной битовой плоскостью).- полутоновой черно-белый буфер кадра с N битовыми плоскостями.
  5. Вопросы к экзамену по дисциплине «Экономика»

    Вопросы к экзамену
    Вопросы к экзамену по дисциплине «Экономика» для студентов педагогического факультета (специальностей ПиМНО-3,5; ПиМДО-3,5; ПиМДО-5,5) заочной формы обучения

Другие похожие документы..