Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Каждый раз, когда вопрос о Происхождении Человека задан непредубежденному, честному и серьезному ученому, неизменно получается ответ: «Мы не знаем». Д...полностью>>
'Конкурс'
Развивать у старшеклассников такие личностные качества, как великодушие, благородство, человечность, гуманность, милосердие к побеждённому противнику,...полностью>>
'Документ'
В 1967 г. окончил среднюю школу №17 г.Донецка, в 1971 г. горПТУ № 7 по профессии подземный электрослесарь-наладчик шахтных автоматических устройств, ...полностью>>
'Программа'
об условиях участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специ...полностью>>

И. Бунин. Тема любви

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

И. Бунин. Тема любви

В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, если можно так сказать, раненной любовью. Писатель не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих рассказах самые интимные человеческие пережи­вания. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству любви, и каждый из них находил что-то неповторимое, индивидуальное в этой теме. Особенность Бунина-художни­ка состоит в том, что он считает любовь трагедией, катастрофой, сума­сшествием, великим чувством, способным и беспредельно возвысить, и уничтожить человека. Любовь — таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне обыкновенных житейских историй, наполняющая особым смыслом его земное существо­вание.

Эта тайна бытия становится темой бунинского рассказа «Грамматика любви» (1915). Герой произведения, некто Ивлев, заехав по пути в дом недавно умершего помещика Хвощинского, размышляет о «любви непонят­ной, в какое-то экстатическое житие превратившей целую человеческую жизнь, которой, может, надлежало быть самой обыденной жизнью», если бы не странное обаяние горничной Лушки. Мне кажется, что загадка таится не в облике Лушки, которая «совсем нехороша была собой», а в характере самого помещика, боготворившего свою возлюбленную. «Но что за человек был этот Хвощинскии? Сумасшедший или просто какая-то ошеломленная, вся на одном сосредоточенная душа?» По мнению соседей-помещиков, Хвощинскии «слыл в уезде за редкого умницу. И вдруг свалилась на него эта любовь, эта Лушка, потом неожиданная смерть ее, — и все пошло прахом: он затворился в доме, в той комнате, где жила и умерла Лушка, и больше двадцати лет просидел на ее кровати». Как можно назвать это двадцатилетнее затворничество? Помешательство? Для Бунина ответ на данный вопрос вовсе не однозначен. Судьба Хвощинского странно завора­живает и беспокоит Ивлева. Он понимает, что Лушка вошла навсегда в его жизнь, пробудила в нем «чувство сложное, похожее на то, какое испытал он когда-то в одном итальянском городке при взгляде на реликвии одной святой». Что заставило Ивлева купить у наследника Хвощинского «за доро­гую цену» маленькую книжку «Грамматика любви», с которой не расставал­ся старый помещик, лелея воспоминания о Лушке? Ивлев хотел бы понять, чем была наполнена жизнь влюбленного безумца, чем питалась долгие годы его осиротевшая душа. И вслед за героем рассказа раскрыть тайну этого необъяснимого чувства попытаются «внуки и правнуки», услышавшие «преданье сладострастное о сердцах любивших», а вместе с ними и чита­тель бунинского произведения.

Попытка понять природу любовного чувства предпринята автором и в рассказе «Солнечный удар» (1925). «Странное приключение» потрясает душу поручика. Расставшись с прекрасной незнакомкой, он не может обрести покой. Автор убеждает читателя в серьезности чувства, переживаемого героем рассказа. Поручик ощущает себя «страшно несчастным в этом горо­де». «Куда идти? Что делать?» — потерянно думает он. Глубина духовного прозрения героя ясно выражена в финальной фразе рассказа: «Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет». Как объяснить то, что случилось с ним? Может быть, герой соприкоснулся с тем великим чувством, которое люди называют любовью, и ощущение потери ее привело его к осознанию трагичности бытия? Мучения любящей души, горечь потерь, сладкая боль воспоминаний — такие незаживающие раны оставляет в судьбах бунинских героев любовь, и время не властно над ней.

В рассказе «Темные аллеи» (1935) изображена случайная встреча лю­дей, любивших друг друга тридцать лет назад. Ситуация достаточно зау­рядная: молодой дворянин легко расстался с влюбленной в него крепост­ной девушкой Надеждой и женился на женщине своего круга. А Надежда, получив от господ вольную, стала хозяйкой постоялого двора и так и не вышла замуж. «Сколько ни проходило времени, все одним жила, - призна­ется она Николаю Алексеевичу. — Все проходит, да не все забывается. Простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было». Она не могла изменить самой себе, своему чувству. А Николай Алексеевич понял, что потерял в Надежде «са­мое дорогое, что имел в жизни». Но это минутное прозрение. Покидая постоялый двор, он «со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку...». Все-таки ему трудно представить Надежду своей женой, хозяйкой петербургского дома, матерью своих детей. Этот госпо­дин придает слишком большое значение сословным предрассудкам, чтобы предпочесть им подлинное чувство. Но он расплатился за свое малодушие отсутствием личного счастья. Как по-разному осмысливают происшедшее с ними герои рассказа! Для Николая Алексеевича это «история пошлая, обык­новенная», а для Надежды — неумирающие воспоминания, многолетняя преданность любви.

Да, любовь многолика и часто необъяснима. Это вечная загадка, и каждый читатель бунинских произведений ищет собственные ответы, раз­мышляя над тайнами любви. Это чувство очень личностно, и поэтому кто-то отнесется к изображенному в книге как к «пошлой истории», а кто-то будет потрясен великим даром любви, который, как и талант поэта или музыкан­та, дается отнюдь не каждому. Но одно несомненно: бунинские рассказы, повествующие о самом сокровенном, не оставят равнодушными читателей XXI века.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тема любви в творчестве Бунина

    Рассказ
    Тема любви одна из постоянных тем искусства и одна из главных тем в творчестве Бунина. Вечная любовь – великое счастье, даже если она не разделена. В этой фразе смысл изображенной Буниным любви.
  2. Тема любви в прозе И. А. Бунина (на примере одного рассказа) (1)

    Рассказ
    1. В основе «Слово о полку Игореве» лежат исторические события: поход на половцев в 1185 году новгород-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и сына Владимира.
  3. Тема любви в прозе И. А. Бунина (на примере одного рассказа) (2)

    Рассказ
    1. В основе «Слово о полку Игореве» лежат исторические события: поход на половцев в 1185 году новгород-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и сына Владимира.
  4. Темы письменных работ Чехов и «серебряный век». Жизнь и творчество И. А. Бунина в книге Ю. Мальцева «Иван Бунин. 1870-1953» (Посев, 1994) (1)

    Документ
    Горького «Фома Гордеев». Роман М. Горького «Мать» в современном прочтении. Образ героя и своеобразие повествования в «Исповеди» М. Горького. Герой и автор в автобиографических повестях М.
  5. Тема Родины в «Слове о полку Игореве»

    Документ
    1. Образ Родины в «Слове о полку Игореве».Тема Родины в «Слове о полку Игореве».2. Сатирическое изображение мира Простаковых и Скотининых в комедии Д.И.

Другие похожие документы..