Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Если Ваш учебный проект будет выбран для размещения в базе данных работ по программе Intel® «Обучение для будущего» или в качестве примера в пособиях ...полностью>>
'Пояснительная записка'
Е.В.Барковский – заведующий кафедрой общей химии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор биологических н...полностью>>
'Реферат'
Рекомендации по продвижению продукции и оптимизации деятельности служб помогут НПК «Vita» увеличить товарооборот и оптимизировать организационную деят...полностью>>
'Документ'
The article deals with the problems of the complex providing of the man’s ecologically-oriented development. It is used as a factor of his ecological...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «История Казахстана» для неисторических специальностей Костанай, 2010

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Контрольные вопросы:

  1. Что изучает историческая наука?

  2. Что является объектом и предметом исторической науки?

  3. Назовите основные принципы исторического познания?

Лекция №2.Исторический факт

Понятие исторического факта. Виды исторических фактов. Классификация исторических фактов по содержанию, структуре, значению. Экономические, политические и идеологические факты. Простые и сложные исторические факты. Существенные и несущественные факты.

Факты исторической действительности. Факты исторических источников. Научно-исторические факты. Система фактов. Интерпретация фактов.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое «исторический факт»?

  2. Назовите классификацию исторических фактов?

Лекция №3.Исторический источник

Понятие исторического источника. Источник как носитель информации. Субъективный и объективный характер исторического источника. Классификация исторических источников. Критика источника.

Основные источники по истории Казахстана. Письменные источники: античные, древнекитайские, средневековые тюркские, мусульманские, китайские, европейские, письменные источники нового и новейшего времени. Вещественные источники: археологические и этнографические. Фольклорные источники. Другие виды источников по истории Казахстана.

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение исторического источника?

  2. Определите классификацию исторических источников?

Лекция №4.Историческое время

Понятие исторического времени. Относительный характер исторического времени. Линейное и цикличное время.

Различные системы летоисчисления. Древнейший учет времени. Становление современной системы летоисчисления. Христианский календарь. Мусульманский календарь. Китайский (восточный) традиционный календарь. Казахский традиционный календарь.

Содержание термина «доистория». Периодизация доисторического периода. Археологическая периодизация. Социально-историческая периодизация

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение понятию «историческое время»?

  2. Какие существуют системы летоисчисления?

Лекция 5. Методология и методика исторической науки

Понятие и структура научного метода. Система научных методов: общефилософские, общенаучные, специально-исторические и конкретно-проблемные методы.

Общенаучные методы в истории: логический и исторический, индуктивный и дедуктивный, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, восхождение от конкретного к абстрактному, моделирование, системный метод.

Специально-исторические методы: историко-генетический, ретроспективный, синхронный, диахронный, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный. Математические методы в истории. Информационные технологии и историческая наука. Историческая информатика.

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение понятию «метод»?

  2. Приведите примеры методов исторической науки?

Блок II. Эволюция и трансформация хозяйственной жизни и экономических отношений в Казахстане

Лекция №1 Материальная культура Казахстана в каменном веке и в эпоху бронзы

Содержание термина «доистория». Периодизация доисторического периода. Археологическая периодизация. Социально-историческая периодизация Антропологическая периодизация. Природа древнего Казахстана. Изменения климата на территории Евразии в доисторическое время.

Палеолит. Происхождение человека. Австралопитеки, питекантропы. Неандертальцы. Появление человека современного вида. Развитие техники обработки камня. Развитие материальной культуры эпохи палеолита. Палеолитические памятники Казахстана.

Мезолит. Развитие орудий труда. Микролитическая техника. Изобретение лука и стрел. Охота и собирательство. Мезолитические памятники Казахстана.

Неолит и энеолит. Становление производящего хозяйства, скотоводства и земледелия. Расцвет каменной индустрии. Материальная культура неолита. Археологические культуры неолита на территории Казахстана. Начало освоения металла. Энеолит Казахстана. Ботайская (Терсекская) культура. Производственное освоение металла. Комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство. Металлургия, гончарное и ткацкое производство эпохи бронзы. Андроновская и бегазы-дандыбаевская культура. Возникновение протогородских центров. Поселения. Основные памятники эпохи бронзы.

Контрольные вопросы:

  1. Назовите особенности археологической и антропологической периодизации?

  2. В чем отличие присваивающего хозяйства от производящего?

  3. Каковы особенности развития материальной культуры в означенный период?

Лекция №2 Возникновение кочевого скотоводства.

Предпосылки возникновения кочевого способа производства. Особенности кочевого способа производства. Состав стада. Хозяйство кочевников Казахстана. Типы кочевания. Полукочевое и полуоседлое скотоводство. Состав стада и правила выпаса. Маршруты кочевания. Налоговая система. Формы собственности на землю и скот. Взаимодействие и взаимообогащение культур на территории Казахстана в VI – нач. XIII в.в.

Контрольные вопросы:

  1. Каковы предпосылки возникновения кочевого способа производства?

  2. Каковы особенности кочевого способа производства?

Лекция №3 Кризис кочевого способа производства и роль в нем политических факторов

Социальное расслоение казахского общества. Кризис кочевой общины. Байство. Торговая буржуазия. Формирование национальной интеллигенции. Пауперизированные слои населения. Наемный труд. Зарождение рабочего класса. Отходничество в аулах.

Контролные вопросы:

  1. Каковы причины кризиса кочевого способа производства?

Лекция №4 Модернизация экономики в колониальный период

Изменения в социально-экономической жизни казахов. Проникновение капиталистических отношений. Развитие товарно-денежного обращения. Развитие ремесел и промыслов. Зарождение промышленности. Основные центры. Рост городов. Иностранный капитал в промышленности. Открытие банка. Основные виды торговли. Крупные ярмарки. Вхождение края в общероссийский рынок.

Социально-экономическое положение крестьян-переселенцев. Рост городского населения. Перепись 1897г. Изменение демографической ситуации в Казахстане.

Социально-экономическое развитие края. Назревание кризиса. Столыпинская аграрная реформа. Новый этап переселенческого движения. Обострение земельного вопроса. Рост рабочего движения. Революционные события в 1905-1907 гг. Выборы в 1 и 2 Государственные Думы.

Контрольные вопросы:

  1. Каковы особенности модернизации экономики в колониальный период?

  2. Назовите основные этапы развития экономики?

Лекция №5 Модернизация экономики Казахстана

в советский период

Начало индустриализации, сырьевой характер развития. Строительство Турксиба. Основные центры горнодобывающей промышленности. Методы индустриализации, ее особенности в Казахстане. Рост рабочего класса и городского населения. Социально-экономические и демографические последствия индустриализации.

Сельское хозяйство накануне коллективизации. Хлебозаготовительная компания конца 20-х г., политика конфискации имущества и выселения кулачества и байства. Организация первых совхозов и МТС.

ХV съезд ВКП(б). Начало форсированного колхозного движения. Политика сплошной коллективизации и оседания кочевников. Положение скотоводческих районов. Постановление ЦК ВКП(б) от 15 марта 1930г. «О борьбе с искривлениями партийной линии в колхозном движении». Репрессии. Причины и масштабы голода 1931 – 1933гг. Формы протеста населения. Социально-экономические последствия коллективизации и оседания населения в Казахстане. Экономика Казахстана в предвоенный период.

Контрольные вопросы:

  1. Каковы основные этапы модернизации экономики в советский период?

  2. Что такое «коллективизация»?

  3. Что такое «индустриализация»?

Блок III. Этногенез и этническая история казахского народа

Лекция №1 Антропология Казахстана

Понятие этноса. Этногенез как природный процесс. Социальная и биологическая природа этноса. Формирование антропологического облика населения Казахстана.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое «этнос»?

  2. Что такое «этногенез»?

  3. Каковы особенности этногенеза казахов?

Лекция №2 Лингвистические процессы на территории Казахстана

Языки тюркской группы в У1 – Х11 в.в.. Тюркская руническая письменность. Согдийский и арабский алфавиты. Процессы формирования языков тюркской группы, казахского языка.

Контрольные вопросы:

  1. Каковы пути формирования языков тюркской группы?

  2. Какие языки относятся к тюркской группе?

Лекция №3. Этнические процессы на территории Казахстана

Этнические процессы в Казахстане в Х111 – ХУ в.в. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева. Значение терминов «озбек», «ногай», «казак», «алаш». Этнический кризис Х1У – ХУ в.в. и обособление этнических групп Восточного Датш-и Кыпчака. Откочевка группы Жанибека и Керея и ее роль в этногенезе казахов. Этнические процессы в ХУ – ХУ1в.в. Этническое самосознание населения Казахстана в ХУ-ХУ1 в.в. Субэтническая структура казахов. Этносословные группы. Курама. Шалаказак.

Контрольные вопросы:

  1. Какова характеристика этнических процессов на территории Казахстана?

  2. Определите основные этапы этнических процессов на территории Казахстана?

Блок IV. Политико-социальные процессы и социальная организация общества в Казахстане

Лекция №1 Возникновение государственности на территории Казахстана

Участие саков в политических событиях Евразии. Зарождение государства на территории Казахстана. Функции государства в сакском обществе. Царская власть.Властные структуры у хунну и гуннов.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое «государство»? Каковы признаки и функции государства?

  2. Назовите основные институты власти в сакском обществе и государствах хунну и гуннов?

Лекция №2 Развитие государства в кочевых обществах

Роль государства в кочевых обществах. Основные институты политической системы в кочевых обществах. Роль административно-управленческого аппарата в социально-экономических отношениях в тюркских государствах, Улуг Улуса и в период образования и развития Казахского ханства.

Контрольные вопросы:

  1. Какова роль государства в кочевом обществе?

Лекция №3 Кризис и ликвидация кочевой государственности на территории Казахстана

Политическая ситуация в Центральной Азии в начале Х1Х века. Англо-российское соперничество. Активизация политики России в Казахстане. Политический кризис в Младшем жузе в начале XIX века. Обострение межобщинных противоречий. Образование Букеевского ханства. Переселение части Младшего жуза в междуречье Урала и Волги.

Контрольные вопросы:

  1. Назовите причины кризиса и ликвидации кочевой государственности на территории Казахстана?

Лекция №4 Колониальный период в политической истории Казахстана

Колониальная политика России в Западном и Северном Казахстане.Борьба казахов Младшего жуза против колониальной политики России. Политический кризис в Казахстане в конце XVIII –начале XIX вв. Национально-освободительная война казахов в 1824-1837 гг. Завершение завоевания Казахстана Россией и его последствия. Изменения в социально-экономической жизни казахов в 20-60-х годах XIX века. Административные реформы 1867-1868 гг. Судебное устройство, налоговая и земельная политика по реформам 1867-1868 и 1891 гг. Антиколониальная борьба казахов в последней трети XIX в.Переселенческая политика царизма Социально-экономические последствия завоевания Казахстана Россией

Контрольные вопросы:

  1. Каковы особенности колониальной политики Российской империи на территории Казахстана?

Лекция №5 Конституционная и политико-административная эволюция Казахстана в рамках советской государственности

Государственное строительство в годы гражданской войны. Образование Казревкома в 1919 г. Ликвидация Алаш-Орды. Газета «Ушкын» («Искра»). Декрет об образовании Казахской АССР. Учредительный съезд Советов Казахской АССР. Позиция казачества Семиречья, Урала, Западной Сибири. «Декларация прав трудящихся КАССР». Формирование органов советской власти. Конституция 1937 года. Образование Каз ССР. Конституция 1978 года. Развитие партийной системы. Особенности партийной полтики на территории Казахстана

Контрольные вопросы:

  1. Назовите основные этапы формирования советской государственностина территории Казахстана?

Блок V Вклад Казахстана в мировую цивилизацию

Лекция №1 Зарождение культуры в истории Казахстана

Развитие материальной культуры эпохи палеолита. Палеолитические памятники Казахстана. Андроновская и бегазы-дандыбаевская культура. Возникновение протогородских центров. Поселения. Основные памятники эпохи бронзы. Культура и искусство саков. Скифо-сакский «звериный стиль». Зарождение письменности. Археологические памятники. Курган Иссык. Бесшатырские и Пазырыкские могильники. Тасмолинская культура. Антропологический облик и язык саков.

Контрольные вопросы:

  1. Каковы особенности зарождения культуры на территории Казахстана?

  2. Какие исторические памятники являются носителями древнейшей культуры?

Лекция №2 Доисламская культура кочевников Казахстана

Устная поэтическая традиция народов Казахстана. Фольклор, исторические предания и эпос. «Коркыт-Ата». «Огуз-наме». Письменная литература. Надписи Куль-тегина,Бильге-кагана. «Кутадгу билик» Юсуфа Баласагуни. Ходжа Ахмет Яссави, Сулеймен Бакыргани и Ахмет Югнеки. Абу Насыр Аль-Фараби и его вклад в развитие мировой науки. Махмуд Аль-Кашгари и его «Дивани Лугат ат-Тюрк».

Тенгрианство и другие религиозные системы в Казахстане. Буддизм, манихейство, христианство. Проникновение ислама. Суфизм. Взаимодействие и взаимообогащение культур на территории Казахстана в VI – нач. XIII в.в.

Контрольные вопросы:

  1. В чем отличие доисламской культуры от периода проникновения ислама в духовную культуру казахов? Каковы особенности язычества?

  2. Что такое «политеизм» и «монотеизм»?

Лекция №3 Формирование тюрко-мусульманской культуры

Языковые диалекты - кипчак-огузкий, уйгур-огузский, карлук-уйгурский. Формирование тюркских литературных языков. Уйгурская и арабская письменность. Памятники письменной литературы «Хосров и Ширин», «Кодекс Куманикус» и другие.

Развитие устной литературы. Сыпыр-жырау, Кодан-Тайши, Асан-Кайгы, Казтуган-жырау. Сложение кыпчакского героического эпоса. «Кобланды», «Алпамыс» и другие. Развитие науки. Влияние арабской культуры. Дальнейшее укрепление ислама, суфийские ордена, традиционные религиозные верования и культы.

Контрольные вопросы:

  1. Назовите ярких представителей тюркско-мусульманской культуры?

Лекция №4 Духовная культура казахов в 15-начале 20 вв.

Духовная культура. Эпоха жырау. Казтуган, Доспанбет-жырау, Шалгез, Маргаска, Жиембет, Бухар-жырау, Татикара, Актамберды, Жанкиси. Письменная литература. «Тарихи-Рашиди» Мухаммед Хайдара Дулати. «Жами ат-Тауарих» Кадыргали Жалаири.

Фольклор. Обрядовые песни, сказки. Героический эпос. Социально-бытовые поэмы. Музыкальное и песенное искусство. Обряды и обычаи. Народные празднества. Наурыз. Религиозные и космогонические представления казахов. Народный календарь.

Контрольные вопросы:

1.Какие основные жанры духовной культуры известны?

2. Каковы особенности развития духовной культуры в период развития Казахского ханства и колониального периода?

Лекция №5. Проблемы и достижения советского этапа развития духовной культуры Казахстана

Ликвидация неграмотности населения. Введение всеобщего обязательного обучения. Организация учебно-методических центров. «Устав единой трудовой школы Казахской АССР» (1926г.). Введение всеобуча в 1930- 1931 учебном году.

Переход казахской письменности на латинский алфавит и кириллицу.

Профессиональное образование. Первые вузы, средние специальные и профессионально-технические учебные заведения.

Становление науки. Общество изучения Казахстана (1920г.) С. Асфендияров, А.Затаевич, А.Диваев, К.Жубанов, А.Байтурсынов, А.Чулошников и др. Деятельность Академического центра Наркомпроса КазССР. Изучение природных богатств республики.

Становление казахской советской литературы. С.Сейфулин, А.Байтурсынов, Ж. Аймаутов, Б.Майлин, Д.Джабаев и др. Драматургия.

Становление казахского советского искусства. Театр. Этнографические экспедиции. Кино. Изобразительное искусство. 1 декада казахского искусства в Москве в 1938 году.

Расширение сети культурно-просветительских учреждений, библиотек, клубов.

Контрольные вопросы:

  1. Какое значение имела ликвидация неграмотности для развития культуры Казахстана?

  2. Каковы значение и последствия перехода казахской письменности на латинский алфавит и кириллицу?

  3. Какие проблемы в развитии духовной культуры намечаются в советский период?

Блок VI. Казахстан - суверенное государство

Лекция №1. Республика Казахстан и постсоветское пространство

Августовские события 1991г. Роспуск КПСС и КП Казахстана. Образование Содружества Независимых Государств. Казахстан - полноправный член мирового содружества. Вступление в ООН в 1992г. и др. международные организации. Внешнеполитические инициативы Казахстана. Политические, военные, экономические и культурные связи с государствами мира. Взаимоотношения со странами ближнего зарубежья, казахстанско-российские отношения. Идея создания Евразийского Союза.

Контрольные вопросы:

  1. Каковы цели образования СНГ?

  2. Какими путями достигается сотрудничество с государствами постсоветского пространства?

  3. Назовите приоритетные направления внешней политики РК.

Лекция №2. Образование Республики Казахстан. Декларация о суверенитете и Закон «О государственной независимости республики Казахстан»

Всенародные выборы Президента Казахстана. Декларация о государственном суверенитете от 25 октября 1990 года. Закон «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года.

Контрольные вопросы:

  1. Каковы особенности процесса образования республики Казахстан?

  2. Назовите основные программные документы этого периода

Лекция №3 Формирование политической системы РК

Преобразования в системе государственного управления. Подготовка и принятие Конституции Республики Казахстан (1992-1993гг.) Принятие Государственных символов государства. Досрочное прекращение полномочий местных Советов народных депутатов Республики Казахстан в 1993г. Решение Конституционного суда от 6.03.95г. Референдум о продлении полномочий Президента республики. Ассамблея народов Казахстана. Конституция Республики Казахстан 1995 г. и поправки. Всемирный курултай казахов. Государственно-правовые реформы.Выборы в Парламент в 2007 году и их значение в развитии демократических реформ.

Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. Формирование многонационального состава населения Казахстана. Перспективы развития Казахстана до 2030 года. Основные приоритеты развития.

Контрольные вопросы:

  1. Назовите основные этапы формирования политической системы РК.

Лекция №4 Экономические реформы в Казахстане: плюсы и минусы

Экономические тенденции переходного периода. Программа разгосударствления и приватизации государственной собственности. Либерализация цен. Падение материального производства. Введение национальной валюты. Экономические реформы: трудности и проблемы. Ситуация в агропромышленном комплексе.

Социальные проблемы переходного периода. Инфляция, ее последствия. Рост безработицы и преступности. Роль силовых структур. Положение в сфере народного образования, культуры, здравоохранения. Экологическая обстановка и пути решения проблем.

Контрольные вопросы:

  1. Каковы основные направления экономических реформ РК?

  2. С какими проблемами переходного периода сталкивалась экономическая система РК?

  3. Какие проблемы существуют на современном этапе?

Лекция №5 Культура Казахстана на новейший период.

Развитие народного образования. Переход ко всеобщему среднему образованию. Создание учебно-производственных комбинатов в школах республики. Школьная реформа 1984 года. Закрытие казахских школ . Развитие высшего и средне специального образования. Развитие системы вузов.

Научная жизнь республики. Деятельность Академии наук КазССР. Рост научных кадров. Теоретические и прикладные исследования ученых Казахстана. Фундаментальные труды ученых республики в области естественных и гуманитарных наук.

Творчество казахстанских писателей и поэтов.

Развитие исторического жанра в казахской литературе. Произведения М.Ауэзова, А.Нурпеисова, И.Есенберлина и др. Творчество О.Сулейменова. Вклад в культуру республики писателей Д.Снегина, Н.Анова, И.Щеголихина, М.Симашко, Г.Бельгера. Партийная цензура в литературе и науке.

Театральная жизнь республики. Эстрадное искусство. Изобразительное искусство. Кинематография. Печать, радио и телевидение, книгоиздательское дело.

Контрольные вопросы:

  1. Определите основные направления развития культуры на современном этапе?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Список новый литературы поступившей в библиотеку ену им Л. Н. Гумилева за 2010 год (январь март). Жаратылыстану ғылымдары естественные науки 20. 1

    Документ
    Методика поисков и разведки месторождений полезных ископаемых (нефть и газ): учебник для организаций начального и среднего профессионального образования / С.

Другие похожие документы..