Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА КАК РЕЗУЛЬТАТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ПАРТНЁРСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА И IT-КОМП...полностью>>
'Реферат'
Гончарство одне з найстаріших ремесел людини. Зародилось гончарство ще в кам’яному віці. Можна твердити що ще до оволодіння людини вогнем вона почала ...полностью>>
'Документ'
Государственному (муниципальному) служащему в РФ предписано поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязаннос...полностью>>
'Документ'
Совершенствование информационно-документационного обеспечения управления на основе компьютерных технологий, активно проводимое сегодня в большинстве о...полностью>>

Методические рекомендации к лекционному курсу для студентов дневного и заочного отделения 4 курса по специальности

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ

МЕНЕДЖМЕНТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЛЕКЦИОННОМУ КУРСУ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОГО И ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

4 КУРСА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

030500.18 - "ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБУЧЕНИЕ (ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ)"

ВОРОНЕЖ - 2006

Пособие по изучению дисциплины «Менеджмент» составлено в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Дисциплины отраслевой подготовки» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Составители пособия:

старший преподаватель Бейлина А.Ф.

кандидат экономических наук, доцент Котов А.А.

Рецензент

кандидат экономических наук, доцент Буракова Н.А.

кандидат экономических наук, доцент Бартенева Т.В.

Обсуждено на заседании кафедры экономики ВГПУ

"__" _________ 200_ г., протокол № __.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

    1. Цели и задачи дисциплины

Курс «Менеджмент» обеспечивает формирование системы знаний о теории и практике управления, необходимой для качественной подготовки профессиональных кадров.

Под термином "менеджмент" часто понимается только совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством и сбытом с целью повышения их эффективности и увеличения прибыльности в условиях рыночной экономики. Получение знаний о перечисленных категориях является важным фактором успеха в повседневной жизни независимо от сферы деятельности. Опыт показывает, что в настоящее время успех любого дела значительно чаще бывает, связан не с имеющимися финансовыми и материальными ресурсами, а именно с качеством и эффективностью управления.

Однако современное представление об управлении значительно шире. Главное призвание менеджмента, выкристаллизовавшееся на протяжении многих веков практики управления - это сделать людей способными действовать сообща посредством установления для них общих целей и ценностей, придать их усилиям эффективность, сгладить присущие людям недостатки, предотвратить возможные конфликты. Таким образом, менеджмент является атрибутом не только производства, это неотъемлемая часть любой человеческой деятельности, которая нуждается в управлении, чтобы задействовать знания, способности и навыки многих людей. Только современное научное управление способно объединить усилия людей, сделать образование и культуру непосредственной производственной силой, превратить их в истинный капитал нации. Поэтому, с социальной точки зрения, менеджер - это человек, ответственный за создание материального и духовного потенциала общества. Именно в таких специалистах нуждаются институты и университеты, школы и детские дошкольные учреждения.

Управлять - значит приводить к успеху других. Поэтому формирование таких деловых и личных качеств и умений менеджера как развитие аналитических способностей, работоспособность и самодисциплина, широта интересов и гибкость в отношениях с людьми, умение принимать решения и быть лидером, побуждать людей к деятельности и решать конфликтные ситуации - как нельзя лучше подходит к характеристике учителя и воспитателя.

Поэтому целью изучения дисциплины является приобретение компетенций необходимых для решения практических проблем возникающих в области управления подразделениями и работниками, реализации основных функций менеджмента, организации структур управления, коммуникаций и мотивации в системе менеджмента.

Основная задача дисциплины – научить студентов использовать теоретические аспекты менеджмента в современных, постоянно меняющихся условиях экономической системы, предлагать и обосновывать пути повышения эффективности управления.

Структура учебного курса. По учебному плану 2000 года общая трудоемкость курса «Менеджмент» для студентов дневного отделения составляет 200ч., из них аудиторных занятий: лекций – 56ч., сем.- 42ч., на самостоятельную работу студентов предусмотрено 102 ч. Для студентов заочного отделения – в объеме 200ч., из них аудиторных занятий: лекций – 16ч., семинарских занятий – 8ч., на самостоятельную работу студентов предусмотрено 176ч. В рамках лекционного курса предусмотрено самостоятельное изучение студентами теоретического материала по определенным темам (см. раздел «Структура лекционного курса»). Изучение курса заканчивается экзаменом в форме теста.

1.2. Требования к уровню освоения дисциплины

Итогом изучения курса «Менеджмент» для студентов должны быть:

Представления:

о сущности и роли управления;

об этапах развития менеджмента как науки;

о составе основных функций менеджмента;

об основных формах организационных структур;

об роли контроля в системе управления;

об основных типах групп в рамках организации;

о факторах эффективности менеджмента.

Знания:

понятие "менеджмент";

основные методы управления;

этапы разработки управленческих решений;

особенности современной этики управления;

типологию организационных структур управления;

основные теории мотивации деятельности;

основные виды коммуникаций;

стили руководства;

сущность власти и влияния;

факторы эффективности менеджмента.

Навыки:

выбора определенных методов управления;

определения целей и миссии организации;

формирования коммуникативных связей в организациях;

моделирования ситуаций в процессе управления;

выявления ошибок в процессе осуществления контроля;

осуществления мотивации исполнителей;

выбора методов разрешения конфликтов;

выявления тенденций эффективности управления;

умение использовать полученные знания в реальных ситуациях.

1.3. Перечень дисциплин, знание которых необходимо при изучении данной дисциплины:

экономическая теория;

история экономики;

история экономических учений;

маркетинг;

предпринимательская деятельность.

2. СТРУКТУРА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Наименование темы

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов (СРС)

д/о

з/о

д/о

з/о

Менеджмент: вид деятельности и система управления

+

-

+

+

Развитие менеджмента в прошлом и настоящем

+

+

+

+

Методологические основы менеджмента

+

-

+

+

Инфраструктура менеджмента

+

-

+

+

Социофакторы и этика менеджмента

+

-

-

+

Интеграционные процессы в менеджменте

+

+

-

-

Моделирование ситуаций в менеджменте

+

+

-

+

Разработка управленческих решений

+

-

-

+

Стратегические и тактические планы в системе менеджмента

+

+

+

+

Природа и состав функций менеджмента

+

-

+

+

Организационные отношения в системе менеджмента

+

-

-

+

Формы организации в системе менеджмента

+

+

-

-

Мотивация деятельности в менеджменте

+

-

+

+

Регулирование и контроль в системе менеджмента

+

-

-

+

Динамика групп и лидерство в системе менеджмента

+

+

-

-

Управление человеком и управление группой

+

+

-

-

Руководство: власть и партнерство

+

-

-

+

Стиль менеджмента и образ менеджера

+

-

+

+

Конфликтность в менеджменте

+

-

-

+

Эффективность менеджмента

+

+

-

-

3. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Тема 1. МЕНЕДЖМЕНТ: ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

  1. Сущность и место управления в человеческой деятельности.

  2. Особенности и типология процесса управления (СРС).

  3. Место менеджмента в системе наук.

Первый вопрос вводит в процесс изучения менеджмента. Под термином "менеджмент" понимают процессы управления хозяйственной деятельностью. Менеджмент можно трактовать как искусство управления и науку управления. Менеджмент как искусство управления основывается на учете особенностей организации, а также специфике каждой его субъективной составляющей. Менеджмент как наука управления раскрывает природу управленческого труда, изучает экономические отношения в сфере производства, распределения и обмена материальных и нематериальных благ, основывается на использовании экономических законов и закономерностей.

Термин "управление" является не только экономическим, но и социальным, и философским понятием. Управление - это сознательное воздействие человека на различные объекты и протекающие в окружающем мире процессы, на связанных с ними людей, которое осуществляется с целью придать данным процессам определенную направленность и получить желаемые результаты. Управление - это осознанный процесс, то есть управляющее лицо заранее продумало, наметило, осознало виды используемых им управленческих воздействий. Управление характеризуется тем, что слабое по физической мощности воздействие приводит к значительным, масштабным изменениям. Чрезвычайно важное свойство управления - наличие целей, на достижение которых оно направлено. Управление возникает именно потому, что люди желают достичь определенных целей, осуществить свои намерения, удовлетворить определенные потребности, получить нужный результат. Потребность в управлении вытекает из необходимости организации, координации труда совместно действующих работников. Происходящий процесс разделения труда привел к вычленению управления как самостоятельного вида человеческой деятельности, к выделению управленческого труда в качестве специфической сферы трудовой деятельности. Основными целями управления являются: цели поддержания системы в достигнутом ею состоянии, цели выхода из нежелательного состояния, цели развития системы.

Во втором вопросе рассматриваются различные виды управления. По типу субъекта управления выделяются: индивидуальное или личное управление; коллективное или групповое управление; международное управление; государственное управление; муниципальное (местное) управление; ведомственное управление; управление со стороны собственника; уполномоченное (доверительное, трастовое) управление. По типу объекта управления выделяются следующие виды управления: управление мировой экономикой; управление хозяйством страны; управление сферами и отраслями экономики; территориальное (региональное) управление; управление предприятиями, организациями, фирмами; управление индивидуальным предпринимательством; управление домашним хозяйством. По типу управляющих воздействий субъектов на объекты выделяются: централизованное и децентрализованное управление; внутреннее и внешнее управление; административно-командное, стимульное и социально-психологическое управление.

В третьем вопросе рассматривается менеджмент как наука. Менеджмент как тип управления в наибольшей степени отвечает потребностям рыночной экономики. Менеджмент возник и оформился в своеобразную концепцию практического управления как тип управления, родившийся в условиях свободного предпринимательства и конкуренции. В связи с этим можно выделить следующие признаки менеджмента. Исходным моментом организации управления и его осуществления является человек, его потребности, интересы, мотивы, ценности и установки. Это находит свое выражение как в управлении внутренними процессами деятельности людей, так и процессами поведения фирмы во внешней среде. В подходах, принципах и методах управления отдается явный приоритет экономическим средствам и методам управления. Менеджменту присущ профессионализм управления, выступающий как одно из главных требований к менеджеру и персоналу. Менеджменту надо учиться, осваивая область экономических и социально-психологических знаний. Для менеджмента характерна гибкая организация управления, способная быстро перестраиваться в соответствии с изменяющимися условиями. Менеджмент предъявляет комплекс требований к личным качествам менеджера.

Темы рефератов:

  1. Новые требования к менеджеру как руководителю.

  2. Знание менеджмента - основа успеха.

Литература:

  1. Валесько Е. Технологии рационального управления / Е. Валесько // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - №5. - С.94-98.

  2. Панова М. Учиться быстрее своих конкурентов / М. Панова // Экономика и жизнь. - 2003. - №2. - С.2-3.

  3. Пономареш И.П. Особенности обучения менеджменту / И.П. Пономареш // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - №5. - С.130-139.

Вопросы и задания:

  1. Что включает в себя понятие "менеджмент" и почему необходимо управление?

  2. В чем отличие управленческого труда от других его видов?

  3. Сравните понятия "предприниматель", "менеджер", "бизнесмен", “управляющий”.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс Составитель: В. В. Корякова, доцент история и практика художественно-спортивных представлений Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделений

    Учебно-методический комплекс
    История и практика художественно-спортивных представлений: учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделения, обучающихся по специальности 070209.
  2. Программа курса «социология» для студентов дневного и заочного отделений

    Программа курса
    Программа курса «социология» для студентов педагогического института / Сост.: С.Г. Гутова, — Нижневартовск: Нижневартовский гос. гум. Университет, 2007.
  3. Учебно-методический комплекс по курсу " Исследование систем управления " для студентов дневного и заочного отделений специальности "Менеджмент"

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по курсу "Исследование систем управления" / Автор-составитель И.В. Королев.  Нижний Новгород: НКИ, 2 .  48 с.
  4. Учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров Iкурса дневного отделения и студентов-специалистов II курса заочного отделения историко-политологического факультета (специальность «История») Пермь 2010

    Учебно-методическое пособие
    1.Цель изучения курса – сформировать у будущих специалистов целостное представление об исторических источниках, методах изучения и использования документов в исторических исследованиях.
  5. Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов Борисоглебск

    Учебно-методическое пособие
    Полянская Е. И., Попова О.А. Возрастная анатомия и физиология ребенка: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов.- Борисоглебск, 2007

Другие похожие документы..