Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Современное общество очень динамично. Система образования, как базовая основа развивающегося информационного общества, требует постоянной модернизаци...полностью>>
'Методические указания'
Целью практических занятий по дисциплине «Сетевая экономика» является закрепление студентами лекционного материала, а также освещение некоторых момен...полностью>>
'Документ'
 Наука о клеточной биоэнергетике, складывавшаяся на протяжении десятилетий и представленная многими блистательными учеными умами, служащая фундаменто...полностью>>
'Документ'
С начала 80-х г.г. в развитых странах Запада стала формироваться особая «электронная информационная среда», основными элементами которой являются банк...полностью>>

Рабочая программа дисциплины общая экология направление ооп: экология и природопользование

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УТВЕРЖДАЮ

Директор института

___________(ФИО)

«___»_____________201___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ ООП: ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ: ГЕОЭКОЛОГИЯ

КВАЛИФИКАЦИЯ: БАКАЛАВР

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2010 г.

КУРС 1; СЕМЕСТР 1;

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ 5

ПРЕРЕКВИЗИТЫ: ШКОЛЬНЫЕ КУРСЫ БИОЛОГИИ, ГЕОГРАФИИ

КОРЕКВИЗИТЫ: ГЕОГРАФИЯ, БИОЛОГИЯ

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:

ЛЕКЦИИ 36 час.

ЛАБОРАТОНЫЕ ЗАНЯТИЯ 27 час.

АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ 63 час.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 63 час.

ИТОГО 126 час.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ОЧНАЯ

ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ЭКЗАМЕН И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ В 1 СЕМЕСТРЕ

ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ КАФЕДРА «ГЕОЭКОЛОГИИ И ГЕОХИМИИ»

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ д.г.-м.н., профессор Л.П. Рихванов

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП д.г.-м.н., профессор Л.П. Рихванов

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ к.б.н., доцент Н.В. Барановская

СПЕЦИАЛИСТ ПО

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ Т.А. Монголина

2011 г.

1. Цели освоения дисциплины

Дисциплина нацелена на подготовку бакалавров к научно-исследовательской и проектно-производственной деятельности, а именно:

- к готовности участвовать в полевых натурных исследованиях и проводить лабораторные исследования;

- осуществлять сбор, первичную подготовку материала;

- к умению самостоятельно осуществлять поиск, получать и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных задач;

- к способности проводить оценку воздействия и состояния окружающей среды;

- к участию в проектировании типовых мероприятий и практических рекомендаций по сохранению природной среды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относиться к математическому и естественнонаучному циклу базовой части (Б2.Б10). Она непосредственно связана с дисциплинами естественнонаучного и математического цикла (биология, география, почвоведение и экология почв) и общепрофессионального цикла (экология человека и социальна экология, геоурбанистика, геоэкология). Для освоения дисциплины студент должен знать общие понятия в области экологии и биологии, полученные в рамках школьного образования, что и является пререквизитами дисциплины. Кореквизитами для дисциплины «Общая экология» являются дисциплины естественно-научного и математического цикла (биология, география).

3. Результаты освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать

- что изучает экология и как происходило ее становление;

- о взаимоотношении между организмами и средой их обитания;

- о значении факторов среды;

- о популяции и ее основных свойствах;

- о различных типах взаимодействия организмов;

- о составе и основных свойствах экосистем;

- о закономерностях продуцирования биологического вещества и энергии в биогеоценозах;

- знать общие законы функционирования и устойчивого развития систем разного уровня организации;

- о направлениях и темпах изменений природных экосистем;

- о современном состоянии природной среды;

- об основных источниках загрязнения биосферы;

- о путях использования экологических знаний в системе мер по охране окружающей среды;

- о влиянии загрязнений биосферы на протекающие в ней процессы и здоровье человека;

- о механизмах функционирования и устойчивости биосферы.

Уметь

- правильно применять основные термины и понятия экологии;

- решать простейшие экологические задачи;

- применять экологические знания для анализа различных видов хозяйственной деятельности;

- определять источники загрязнения окружающей среды;

- характеризовать экологическую обстановку в своей местности;

- осуществлять природоохранительные мероприятия;

- определять место человека в биосфере как биологического индивида.

Владеть

- методами оценки состояния, устойчивости и прогноза природных комплексов;

- приемами оценки последствий неразумного вмешательства человека в существующее в природе равновесие;

- методами исследования экосистем и природоохранными приемами;

- владеть методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях.

В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции:

1.Универсальные (общекультурные) -

- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-4);

- способен создавать базы данных и использовать ресурсы Интернета, уметь работать с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-6);

- способен к использованию организационно-управленческих навыков в профессиональной и социальной деятельности;

- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13).

2. Профессиональные -

- быть способными использовать экологические методы оценки состояния окружающей среды в своей профессиональной деятельности (ПК-4);

- использовать знания об основах оценки воздействия на окружающую среду, быть способным понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии (ПК-6);

- обладать способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности (ПК-7);

- владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации (ПК-11);

- уметь приметить полученные знания для развития научных идей в экологических исследованиях.

4. Структура и содержание дисциплины

    1. Структура дисциплины по разделам, формам организации и контроля обучения

Название темы

Аудиторная работа (час)

СРС

(час)

Формы текущего контроля и аттестации

Итого

Лекции

Лабораторные занятия

1. Введение в экологию

2

1

Тестирование.

3

2. Организм и среда.

2

4

7

Тестирование. Презентация. Отчет по лабораторной работе.

13

3. Основные пути приспособления организмов к среде.

2

2

3

Тестирование. Отчет по лабораторной работе.

7

4. Экологическая ниша. Теория взаимодействия ниш.

2

1

Тестирование.

3

5. Популяция. Основные показатели популяции.

2

2

3

Тестирование. Отчет по лабораторной работе.

7

6. Структуры популяций.

2

1

Тестирование.

3

7. Механизмы регуляции численности популяций.

2

2

3

Тестирование. Отчет по лабораторной работе

7

8. Типы внутри и межпопуляционных взаимодействий.

2

1

Тестирование.

3

9. Экосистема и биогеоценоз.

2

1

Тестирование.

3

10. Пространственно-временная организация биогеоценоза.

2

1

Тестирование.

3

11. Пространственно-функциональная организация биогеоценоза.

2

1

Тестирование.

3

12. Динамика экосистем.

2

1

Тестирование.

3

13. Термодинамика и энергетика экосистем.

2

1

Тестирование.

3

14. Экосистема мирового океана.

2

1

Тестирование.

3

15. Биосфера как глобальная экосистема.

2

1

Тестирование.

3

16. Круговорот веществ в биосфере.

2

1

Тестирование.

3

17. Эволюция биосферы, ноосфера.

2

1

Тестирование.

3

18. Антропогенное воздействие на окружающую среду

4

6

Отчет по лабораторной работе. Презентация.

10

19. Правила оформления курсовых работ и презентаций.

2

10

Курсовая работа и презентация.

12

20. Глобальные экологические проблемы современности и пути их решения.

4

5

Презентация.

9

21. Рациональное использование природных ресурсов.

4

6

Презентация. Отчет по лабораторной работе.

10

22. Деловая игра: «Решение экологической и социально-экономической проблемы»

2

Устные доклады.

2

Промежуточная аттестация

7

Экзамен

7

Итого

34

26

63

123

    1. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Введение в экологию.

Лекция. Предмет, задачи и структура курса. Основоположники науки экология. Современные представления о фундаментальной экологии и научных основах природопользования. Междисциплинарный характер изучения взаимодействия общества и природы. Экология, охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Тема 2. Организм и среда.

Лекция. Понятие о среде обитания, виды сред. Факторы среды, классификация. Основные законы взаимодействия факторов (минимума Ю. Либиха, толерантности, оптимума, констелляции и др.).

Семинар. Лабораторное занятие. Биоиндикация качества окружающей среды с использованием древесных растений.

Тема 3. Основные пути приспособления организмов к среде.

Лекция. Основные представления об адаптациях организмов. Адаптационные механизмы приспособления организмов к окружающей среде. Типы адаптаций. Лимитирующие факторы среды. Приспособительные формы организмов. Биологические ритмы.

Лабораторное занятие. Исследование физиологических особенностей адаптации организма к низким температурам.

Тема 4. Экологическая ниша. Теория взаимодействия ниш.

Лекция. История понятия. Характеристика ниш. Правила взаимодействия (законы Гауза, Джордана, правило Иллиеса). Парадокс Хатчинсона (принцип сосуществования).

Тема 5. Популяция. Основные показатели популяции.

Лекция. Понятие о популяциях. Свойства и типы популяций. Популяция как саморегулирующаяся система.

Лабораторное занятие. Экология популяций. Структура и динамика популяций.

Тема 6. Структуры популяций.

Лекция. Биологическая, пространственно-временная, эколого-физиологическая, этологическая и генетическая структуры популяции.

Тема 7. Динамика популяций. Механизмы регуляции численности популяций.

Лекция. Регуляторный, биологический (эффект группы и массы) и физиолого-гуморальный механизмы. Ритмы жизни.

Лабораторное занятие. Изучение демографических показателей.

Тема 8. Типы внутри и межпопуляционных взаимодействий.

Лекция. Гомотипические реакции. Эффект группы, эффект массы, внутривидовая конкуренция. Гетеротипические реакции. Симбиоз и сотрудничество. Комменсализм и аменсализм. Хищничество и паразитизм.

Лабораторное занятие. Межпопуляционные взаимоотношения.

Тема 9. Экосистема и биогеоценоз.

Лекция. Понятие об экосистеме. Классификация экосистем. Понятие о биогеоценозах.

Основные положения учения В.Н.Сукачева о биогеоценозах. Биогеоценоз как экосистема.

Тема 10. Пространственно-временная организация биогеоценоза.

Лекция. Ярусность биогеоценозов (надпочвенный, напочвенный и почвенный ярусы). Растения эдификаторы, доминанты и сопутствующие виды. Правило Раункиера. Почва как уникальная трехфазная система.

Тема 11. Пространственно-функциональная организация биогеоценоза.

Лекция. Трофическая структура экосистем. Продуктивность. Законы распределения вещества и энергии.

Тема 12. Динамика экосистем.

Лекция. Экологические сукцессии. Этапы сукцессии по Клеменсу. Закономерности динамики экосистем Ю. Одума. Климаксовое состояние экосистемы. Теория и виды климаксов.

Тема 13. Термодинамика и энергетика экосистем.

Лекция. Принцип энергетической проводимости. Закон сохранения массы и энергии. Принцип Ле Шателье-Брауна. Законы В.И. Вернадского.

Тема 14. Экосистема мирового океана.

Лекция. Три группы организмов. Области обитания и способы питания. Потоки вещества и энергии в мировом океане.

Тема 15. Биосфера как глобальная экосистема.

Лекция. Границы и уровни организации биосферы. Живое вещество. Состав и функции живого вещества. Уровни организации живого вещества.

Тема 16. Круговорот веществ в биосфере.

Лекция. Большой и малый круговороты. Круговорот воды, кислорода, азота, углерода, серы, фосфора.

Тема 17. Эволюция биосферы в ноосферу.

Лекция. Этапы эволюции биосферы. Понятие ноосфера. Концепция ноосферы и основные ее признаки.

Тема 18. Антропогенное воздействие на окружающую среду.

Семинар. Лабораторное занятие. Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта

Тема 19. Правила оформления курсовых работ и презентаций.

Семинар. СТО ТПУ «Работы выпускные квалификационные, проекты и работы курсовые. Структура и правила оформления».

Тема 20. Глобальные экологические проблемы современности и пути их решения.

Семинар. Демографический взрыв, его сущность, причины и экологические последствия. Важнейшие проблемы, их масштабы, причины и следствия всеобщего загрязнения среды, изменения климата, разрушения озонового экрана, кислотных осадков, истощения природных ресурсов, недостатка продовольствия, истощения и загрязнения земельных и водных ресурсов, сокращения биологического разнообразия, опустынивания, накопления отходов, катастрофы и др. Экологические оценки современных способов получения и использования энергии, производственных процессов. Среда современных городов и поселений. Влияние техногенной и социальной среды на здоровье. Специфические экологические проблемы России.

Тема 21. Рациональное использование природных ресурсов.

Семинар. Лабораторное занятие. Изучение методики подсчета срока исчерпания невозобновимых ресурсов

Тема 22. Решение экологической и социально-экономической проблемы

Деловая игра. Условие: общественная экологическая организация и жители района города, опираясь на информацию о неудовлетворительной природоохранной деятельности предприятия, требуют от районных и городских властей его закрытия.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплины математическая экология Направление подготовки

    Рабочая программа
    1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает: проектные, изыскательские, научно-исследовательские, производственные, маркетинговые, консалтинговые,
  2. Рабочая программа дисциплины моделирование экосистем Направление подготовки

    Рабочая программа
    1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает: проектные, изыскательские, научно-исследовательские, производственные, маркетинговые, консалтинговые,
  3. Рабочая программа дисциплины (модуля) Экология Удмуртской Республики

    Рабочая программа
    Целью освоения дисциплины является знакомство студентов с природными особенностями и экологическими проблемами Удмуртской Республики (УР), с путями решения возникающих в процессе эксплуатации природных ресурсов неблагоприятных экологических ситуаций.
  4. Программа дисциплин (модулей) Аннотация к рабочей программе дисциплины «Иностранный язык»

    Программа
    Дисциплина «Иностранный язык» включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла основной образовательной программы бакалавриата.
  5. Рабочая программа дисциплины (модуля) Агроэкология

    Рабочая программа
    Целью освоения дисциплины (модуля) «Агроэкология» является знакомство студентов с основами организации и функционирования преобразованных и искусственными экосистем, принципами взаимодействия «вторичных» биоценозов и человека как

Другие похожие документы..