Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
К участию в конкурсе допускаются все желающие, составляющие команду из трех человек (двое взрослых и один ребенок). Принцип родства необязателен, но ...полностью>>
'Решение'
Лемма Барта: если ранг коммутатора двух линейных операторов равен единице, то у этих операторов есть общий собственный вектор (над алгебраически замкн...полностью>>
'Статья'
представлять мои интересы при рассмотрении дела в Европейском Суде по правам человека, а также в любом другом последующем судопроизводстве, предусмотр...полностью>>
'Реферат'
Для того, чтобы не подвергнуть компьютер заражению вирусами и обеспечить надежное хранение информации на дисках, необходимо соблюдать следующие прави...полностью>>

Задачи и упражнения по введению в теорию языка Канск

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Агентство образования администрации

Красноярского края

КГОУ СПО «Канский педагогический колледж»

Задачи и упражнения

по введению в теорию языка

Канск

2006

Печатается по решению научно-методического совета Канского педагогического колледжа.

Автор – составитель: Радыгина Э.Ю.

Задачи и упражнения по введению в теорию языка: Пособие, Канск: Канский педагогический колледж, 2006. - 92 с.

Сборник включает в себя более 300 задач, сгруппированных тематически. Материалом служат главным образом факты русского языка.

Адресуется студентам факультета русского языка и литературы Канского педагогического колледжа, а также филиала КГПУ имени В.П.Астафьева в г.Канске.

Пособие может быть использовано как для аудиторной работы, так и в ходе самостоятельной деятельности студента. Представленные в сборнике задачи могут задаваться на дом в качестве домашних работ, могут многообразно использоваться для контроля за текущим усвоением учебного материала и для самоконтроля в ходе изучения отдельных тем.

© Автор – составитель:

Радыгина Э.Ю.

© КГОУ СПО «Канский педагогический колледж»

Предисловие

Как и любая учебная дисциплина, курс введение в теорию языка предполагает сочетание теоретического и практического аспектов. Это отражено в учебном плане, включающем в себя как лекционные, так и практические занятия. Практический аспект курса обеспечивают прежде всего специально подобранные задачи и упражнения, включенные в данный сборник. Задачи и упражнения заимствованы из различных лингвистических источников: Энциклопедии для детей. Языкознание. Русский язык. (М., 2000); учебных пособий Б.Ю. Нормана Теория языка. Вводный курс (М., 2004), А.А. Реформатского Введение в языковедение (М., 1999), Факультативного курса Русское слово как предмет языкознания (М., 1972), И.П.Мучника Введение в языкознание. Сборник задач и упражнений (М., 1957), Л.А. Введенской, А.М. Пономаревой Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование. (М., - Ростов-на-Д.); Сборника задач по введению в языкознание Б.Ю. Нормана (Минск, 1989), Практикума по курсу Введение в языкознание С.И. Калабиной (М, 1985).

Развитие интереса к лингвистике и языку в целом определило отбор разнообразных занимательных и оригинальных задач, требующих творческого, нешаблонного подхода к языковому материалу и вместе с тем старой логики мышления, способствующих развитию у студентов творческого подхода к усвоению языковедческих знаний. Использование их убережет от репродуктивного, шаблонного, механистического подхода к обучению, обеспечит большую продуктивность занятий.

Внимание будущих филологов в предложенных задачах привлечено к повседневному общению, фактам живой речи, к особенностям протекания речемыслительных процессов. Таким образом, объектом лингвистического наблюдения для студента становится реальная речевая среда, в том числе разговорная речь во всех ее проявлениях, тексты художественной и публицистической литературы, УНТ, загадки, анекдоты, шутки и обмолвки, вывески и географические названия и т. д. Такой разнообразный материал служит целям активизации самостоятельной работы студента, мобилизации его эвристических способностей, развития лингвистической наблюдательности и сообразительности. Те же цели преследует введение в тексты задач примеров из других как родственных, так и неродственных языков.

Материалом для задачника послужили главным образом факты современного русского языка, часто сопоставляемые с фактами иных языков, для более полного осмысления существа проблемы.

Задачи характеризуются различной степенью сложности. Основную часть сборника составляют аналитические задачи (решение которых базируется на вдумчивом анализе предложенного материала) и проблемные, требующие более серьезных мыслительных операций, более широкого уровня обобщений и глубоких выводов, на которые должен выйти сам студент. Решение заданий проблемного характера поощряется повышением оценочного балла, их сопровождает особая пометка при номере - значок (?) Задачи повышенной трудности отмечены звездочкой, как и задачи, содержащие в себе какую-либо каверзу, лингвистический подвох (имеющий цель проверить, не притупилось ли внимание у студента, достаточно ли глубоко усвоен материал). При разной глубине подхода одна и та же задача может приводить к разным ответам, поэтому звездочка сопровождает и номера задач, допускающих несколько вариантов решения. Некоторые из задач требуют от студента не просто знания теории, но и – в доступных пределах – умения самостоятельно ее вывести. Условия отдельных задач могут показаться недостаточно серьезными, но следует отметить, что в их основе лежат языковые явления, требующие лингвистического анализа. Особым знаком (Т) помечены творческие задания.

Пособие строится в полном соответствии с программой курса «Введение в теорию языка». Программой обусловлено и последовательное тематическое членение задачника, включающего около 300 задач.

Язык как объект языкознания

  1. Прочитайте текст и составьте сообщение на тему «Загадки языка и его уникальность».

Даже из очень толстой книги нель­зя узнать о языке всё. Это и не нужно. Главное — открыть для себя мир языка, полный тайн и за­гадок Он находится не в бездне космоса и не за синим морем, а вокруг нас. И нужно только при­слушаться, задуматься, чтобы убедиться: «...ни­что столь удивительно есть...»!

Первая и главная загадка языка — как он вооб­ще возможен? Как удаётся нам, издавая звуки или рисуя закорючки, описывать весь бесконечно разнообразный мир? Учёные открывают всё но­вые поразительные «изобретения», заложенные в систему языка. Многозначность его единиц, их позиционные чередования, законы сочетаемо­сти элементов — всё это позволяет языку с по­мощью ограниченного набора средств выражать неограниченное количество смыслов.

Знаем ли мы родной язык? Конечно да, ведь мы говорим на нём с детства. И конечно нет. Система языка, с одной стороны, логична, а с другой — непредсказуема и полна исключений. Полное описание даже одного-единственного языка заняло бы несколько сотен толстых то­мов. Профессор языкознания отличается от пер­воклассника прежде всего тем, что знает, как много ещё неизвестного есть в языке. Подроб­ные описания — дело учёных, а интерес к род­ному языку, знание его основных особенностей, умение замечать его парадоксы — всё это де­лает жизнь человека богаче.

Каждый шаг к ответу на вопрос, как устроен язык, рождает новые вопросы. Система языка сложна, логична, экономна, красива — неуже­ли это получилось само по себе? Как возникает и развивается язык? Легко сказать: «Постепен­но», но можно ли представить себе момент его рождения, первые слова? И как могло из этих слов развиться множество таких разных и слож­ных языков? Разгадка этой тайны спрятана очень глубоко, ведь возникновение языка неотделимо от возникновения мышления — а значит, и че­ловека. Древние мудрецы говорили: «Понять, как возникло нечто, — значит понять его суть».

У народов Земли разная внешность, разные обычаи и образ жизни. Во многом эти отли­чия можно объяснить условиями жизни наро­да и его историей. Но вот загадка: почему так сильно различаются человеческие языки? У на­родов, живущих очень сходной жизнью, языки могут быть совсем разные, и наоборот — жи­тели отдалённых мест, представители разных цивилизаций говорят на языках очень похожих. И главное — что позволяет всем языкам, таким разным, одинаково успешно описывать мир?

Следующая загадка — как язык действует? Ког­да мы общаемся на языке, мы не думаем о его уст­ройстве, а просто используем: болтаем с друзь­ями, произносим речь, записываем решение задачи, сочиняем стихи, рассказываем анекдоты. Из всего богатства, предоставляемого языком, мы каждый раз точно и без видимых усилий выбираем именно то, что нам нужно в данной ситуации. Как? Если устройство языка наука уже в значительной мере изучила, то к решению это­го вопроса она только приступает.

2. (Т.) Прочитайте приведенные ниже словарные статьи из «Словаря современного русского литературного языка». Напишите сочинение о словах с корнем язык. Какие значения они имеют? Как они образованы? Есть ли среди них синонимы, и чем они различаются? Есть ли антонимы, паронимы? Какие из слов многозначны? Обратите внимание на пометы к ряду слов.

Языкастый – Разг. 1. Острый на язык; любящий поговорить, поспорить, поругаться.

Языкатый - Простореч. То же, что языкастый.

Языкоблудие - Пристрастие к краснобайству; пустословие, фразерство.

Языкоблудство - То же, что языкоблудие

Языковедение - То же, что языкознание.

Языковедный - Устар. То же, что языковедческий

Языковедческий - Относящийся к языковедению; лингвистический

Языковой - Относящийся к языку (в 3-м и 4-м знач.).

Языковый - Спец. Относящийся к языку (в 1-м знач.).

Язычество - Религия, основанная на поклонении многим богам в отличие от христианства, магометанства, буддизма и т.д.; идолопоклонство.

Язычишко - Разг. Уничиж. к язык (в 1-м, 2-м и 4-м знач.).

Язычник - 1.Последователь язычества; идолопоклонник. 2. Простореч. Человек, дерзкий, острый на язык. 3. Простореч. Болтун; сплетник.

Язычок - 1.Уменьш.-ласкат. к язык (в 1-м и 10-м знач.). 2. Только ед. Разг. О способности говорить остроумно, едко, насмешливо.

3. (?) Почему человека, который задумался о родном языке, в чем-то сравнивают с рыбой, пытающейся уяснить себе свойства воды?

4. (?) Знаем ли мы родной язык? Можно ли узнать о языке все?

  1. Согласны ли вы с мыслью, что профессор языкознания отличается от первоклассника прежде всего тем, что знает, как много еще неизвестного есть в языке?

6. (?) В романе-антиутопии английского писателя Джорджа Оруэлла «1984» людей стараются лишить свободного владения языком. Как вы думаете, почему?

7. (?) Можно ли считать родной язык важнейшим предметом в школах любой страны и почему?

  1. (?) Как вы думаете, с какой наукой у языкознания самые тесные связи?

Язык человека и язык животных

  1. Прочитайте приводимые ниже отрывки из зна­менитого в свое время трактата „Человек-машина" французского философа-материалиста Ж.О. Ламетри (1709-1751). В чем ошибался ученый при сравнении интеллектуальных способностей человека и живот­ного?

Среди животных некоторые научаются говорить и петь,- они в состоянии запоминать мелодию и соблю­дать интервалы, как любой музыкант. Другие хотя и об­наруживают больше ума, как, например, обезьяна, но не могут этого добиться. Почему же это происходит, если не из-за дефекта в их органах речи?

Но в такой ли степени связан этот дефект с самим Устройством этих органов, что против него нет никако­го средства, или, иначе говоря, абсолютно ли невозмож­но научить это животное речи? Я этого не думаю.

Разве стремление подражать произношению учителя не в состоянии развязать органы речи у живот­ных, умеющих с таким искусством и умом подражать множеству других жестов? Я предлагаю указать мне на сколько-нибудь убедительные опыты в пользу того, что мой проект является неосуществимым и нелепым; сходство строения и организации обезьяны с человеком такого, что я почти не сомневаюсь, что при надле­жащих опытах с этим животным мы е конце концов сможем достигнуть того, что научим его произносить слова, т. е. говорить. Тогда перед нами будет уже не дикий и дефективный, а настоящий человек...

Слова, языки, законы, науки и искусства появились только постепенно; только с их помощью отшлифовал­ся необделанный алмаз нашего ума. Человека дресси­ровали, как дрессируют животных; писателем стано­вятся так же, как носильщиком. Геометр научился вы­полнять самые трудные чертежи и вычисления, подоб­но тому, как обезьяна научается снимать и надевать шапку или садиться верхом на послушную ей собак. Все достигалось при помощи знаков; каждый вид на­учался тому, чему мог научиться.

Язык как структура и система

10. Изучите таблицу уровней языка и в третьей колонке напишите название раздела науки о языке, изучающего соответствующие единицы.

Какой из разделов вызвал у вас наибольший интерес? Какой показался сложным и особенно трудным для усвоения и почему?

Подумайте, почему перечисление единиц языка начинается со звука и заканчивается текстом?

Единицы языка

Уровни

Разделы

Предложение

Синтаксический

Формы и классы слов

Морфологический

Слова, лексемы

Лексический

Морфемы

Морфемный

Звуки, фонемы

Фонетический

11. Закончите предложение:

Словосочетание состоит из …

12.(?) Приведите примеры слов, с которыми вступает в парадигма­тические и синтагматические отношения русское слово дом.

13.(?) Почему количество звуков и фонем ограничено? Количество каких единиц относительно ограничено и почему? Какие единицы языка счету не поддаются и почему?

14. (?) В каком случае набор детских кубиков будет являться системой, а в каком нет?

15. (?) Известный советский языковед А.М. Пешковский писал: „Язык не составляется из элементов, а дробится на элементы. Первичными для сознания фактами являются не самые простые, а самые сложные, не звуки, а фразы... Поэтому нельзя, собственно, определять слово как совокупность мор­фем, словосочетание как совокупность слов, а фразу как совокупность словосочетаний. Все определения должны быть выстроены в обратном порядке". Построй­те эти определения „в обратном порядке". Что является основанием для такой точки зрения на систему языко­вых уровней?

16. (?) Можно ли подменить понятие системы понятием внешней механической упорядоченности и почему?

17.* Ниже приводятся 6 высказываний, из кото­рых 3 с позиций современной грамматики являются истинными (правильными), а 3 - ложными (неверными). Найдите те и другие.

Слова состоят из звуков.

Морфемы состоят из фонем.

Высказывания состоят из словоформ.

Слова состоят из морфем.

Словоформы состоят, из морфов.

Предложения состоят из словосочетаний.

  1. (?) Докажите, что язык похож на слоеный пирог

19.* Сравните две сказки. Одинаково ли легко они читаются? Попытайтесь сделать вывод почему.

У царя Цит Цвань-тона и царицы Вир Тумы родился сын. Назвали его Фас Тум-бахом. Но злодей Тви Ха-бул-рыз похитил его; он решил захватить власть у Цит Цвань-тона, а наследник ему мешал. Тви Хабул-рыз увёл Фас Тум-баха в лес, к своей се­стре Ти-визуме, чтобы она его извела. Однако Ти-визума мальчика изводить не стала. Она от­правилась с Фас Тум-бахом в лесную хижину, к отшельнику Ку Таву-шиму и попросила его бе­речь мальчика. А вязаный поясок Фас Тум-баха оставила себе. Ку Таву-шим обучил Фас Тум-ба­ха охотиться на зверей, добывать себе пишу и одежду... Тви Хабул-рыз проник в свиту Цит Цвань-тона и стал выжидать случая убить его. Однажды в лесу, когда Цит Цвань-тон охотил­ся, Тви Хабул-рыз улучил момент и выстрелил в него из лука. Он бы убил Цит Цвань-тона. Но Фас Тум-бах тайно, из-за деревьев, наблюдал за царём и его свитой. В миг, когда стрела Тви Хабул-рыза готова была сорваться и полететь в Цит Цвань-тона, Фас Тум-бах выстрелил, уда­рил стрелой в руку Тви Хабул-рыза. Стрела зло­дея полетела в сторону и не попала в Цит Цвань-тона. Но среди спутников Цит Цвань-тона прошёл слух: ранили человека из свиты царя, Тви Хабул-рыза! Фас Тум-баха схватили, вот-вот казнят... Решили, что он целил в Цит Цвань-то­на. Напрасно Ку Таву-шим (он был в свите ца­ря) говорил, что Фас Тум-бах невиновен, что он, напротив, спас Цит Цвань-тона. Не верят. Но тут, в последний момент, прибежала Ти-визу-ма, показала поясок Фас Тум-баха, который она сохранила. По этому пояску, связанному са­мой Бир Тумой, Цит Цвань-тон узнал своего по­хищенного сына, поверил в его невиновность, а Тви Хабул-рыза прогнали...

Трудно читать, верно? Как-то путаешься в этих тви-бабахах. А теперь тот же рассказ, но с другими именами:

У царя Курноса и царицы Ве­личавы родился сын. Назвали его Ясноглазом. Но злодей Перегрызец похитил его; он решил убить Курноса, захватить власть, а царевич ему мешал. Перегрызец увёл Ясноглаза в лес, к сво­ей сестре Белянке, и приказал ей извести маль­чика. Однако Белянке царский сын понравил­ся, и она отправилась с Ясноглазом в лесную хижину, к отшельнику, меткому охотнику Луко-носцу. А поясок Ясноглаза оставила себе. «Сбе­реги и обучи его», — сказала Белянка Луконос-цу. Отшельник так и сделал: Ясноглаз научился у Луконосца метко стрелять, добывать себе пи­щу и звериные шкуры для одежды... Перегрызец проник в свиту Курноса, стал выжидать случая, когда он сможет убить царя. Однажды в лесу, когда Курнос охотился, коварный Перегрызец улучил момент и выстрелил в него из лука. Он бы убил Курноса. Но Ясноглаз, который из-за деревьев скрыто следил за царём и его свитой, спас царя. Чуть-чуть не сорвалась с тетивы смер­тельная стрела Перегрызца, но Ясноглазец ус­пел ударить стрелой из своего лука по руке зло­дея; стрела у того полетела в сторону и не попала в Курноса. Но среди спутников царя переполох: какой-то незнакомец ранил Перегрызца, чело­века из свиты Курноса! Ясноглазца схватили, ему грозит казнь. Решили, что он целил в Кур­носа. Напрасно Луконосец, который сопровож­дал царя, уверял, что Ясноглаз невиновен, что он, напротив, спас царя.

Но тут прибежала Белянка, показала поясок Ясноглаза, связанный самой Величавой. Курнос узнал поясок, а по нему и своего похищенного сына, поверил в его невиновность. Перегрызца в толчки прогнали, а лук и стрелы отобрали.

Гораздо легче стало читать и понимать! По­чему?

Общественная природа языка

20. Покажите на себе, где находится у человека голень, щико­лотка, лодыжка, запястье. Легким ли для вас оказалось это задание? Какой отсюда следует вывод о соотношении мира слов и мира вещей?

21. Герой романа Жюля Верна «Таинственный остров» - Айртон в наказание за преступления был оставлен на необитаемом острове. Оторванный от общества, приговоренный перестал жить по-человечески, утратил способность человеческого мышления и перестал говорить. Могли ли вернуться утраченные способности к одичавшему человеку? Аргументируйте свой ответ.

22. Можно ли отождествлять языковые и расовые признаки? Покажите на примерах.

23. Можете ли вы точно определить значение таких слов в русском языке, как деверь, шурин, золовка, свояченица? Если нет, то почему?

24. Как вы думаете, родной язык – тот, который достался нам от родителей?

Язык как основное средство общения

  1. Почему в известном романе Д. Дефо Робинзон, пока не встречает Пятницу, начинает разговаривать с попугаем?

26. Подумайте: есть ли связь у слов «общение» и «общий». Если есть, то в чем она состоит?

27. Кто такой носитель языка?

28. (?) Попробуйте восстановить обстановку, в которой естественно звучали бы следующие мини-диалоги:

«У вас спички есть?» - «Не курю».

«Вы уже ложитесь?» - «Читайте, мне не мешает».

«Вокзал в эту сторону, не знаете?» - «Я и сам нездешний».

«Вы будете кофе или чай?» - «А вы?»

29. Найдите в данных диалогах примеры нарушения логических оснований общения и попытайтесь объяснить причины этих нарушений.

30. (?) Закончите фразу: Лишить людей возможности свободно общаться, обмениваться мыслями – значит …

31.* Наблюдения показывают, что действительно у всех детей в любой точке земного шара первыми «звуками» бывают слоговые сочетания по преимуществу с губными согласными: ма-ма, па-па, ба-ба, ня-ня, дя-дя. Подумайте, с чем связана эта общность и можем ли мы считать их первыми словами, если известно, что одинаковые по значению слова в разных языках значат разное.

Так, в русском языке мама – «мать», а в грузинском – «отец», баба – по-русски «бабушка», а в тюркских языках – «дедушка», деда в грузинском – «мать», а русские слова деда и дядя ничего общего с «матерью» не имеют, английские же дети словами дэдди, дэд называют отца.

32. (?) Почему мы так редко знаем авторов новых слов и выражений, приходящих к нам в язык?

33. Очень часто человек начинает разговор со слов типа послу­шай(те), знаешь ли (знаете ли) или с обращения к собесед­нику по имени, хотя рядом с тем никого нет, так что это об­ращение тоже не имеет особого смысла. Для чего говорящий это делает?

34. Приведите примеры ситуаций, в которых человек дает свою оценку языковым фактам и пытается в той или иной степе­ни регулировать использование языка.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая модульная программа дисциплины для студентов, обучающихся по специальности 050301 Русский язык и литература

    Программа дисциплины
    Типовая программа не предусмотрена. Рабочая программа дисциплины специализации «Введение в теорию журналистики» соответствует действующему учебному плану специальности 050301 – Русский язык и литература.
  2. Язык и межкультурная коммуникация

    Документ
    В июле 1996 года Министерство высшего и профессионального образо­вания Российской Федерации издало приказ №1309 «О дополнении и частичном изменении Классификатора направлений и специальнос­тей высшего профессионального образования»,
  3. Введение (23)

    Диплом
    Советский Энциклопедический словарь так определяет слово «дипломатия»: «Официальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также
  4. Введение в унологию

    Документ
    В этой книге знание, разорванное доныне в обособленных науках, взаимо-враждебных философиях и не желающих знать друг о друге религиях, синте-зируется – посредством трехмерного понятийного пространства (вполне до-ступного, надо сказать,
  5. Задачи истории психологии Глава II античная психология общий очерк развития античной психологической мысли воззрения на природу психического

    Документ
    образующий мысль Изменение социальной ситуации в конце XIX века УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРОФЕССОРА Университетскае психологические школы Вл.С.Соловьев: неохристианская концепция души Л.М.Лопатин: психическая жизнь как духовное творчество

Другие похожие документы..