Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
- Журналісти та активісти громадських організацій, які проводять розслідування та кампанії з протидії корупції, можуть отримати безкоштовну юридичну ...полностью>>
'Документ'
Регистрация: Согласно стартовых книжек Всеукраинских организаций, действительных на 2011год. Предварительная регистрация пар проводится по электронном...полностью>>
'Лекция'
Ранние работы по преводу. Английское переводоведение в 0в. Переводческая концепция Дж.Кэтфорда. Вопросы теории перевода в работах П.Ньюмарка. Перевод...полностью>>
'Документ'
31 октября пятница, в 11 часов.Премьера картины Фелькевича «Лунная соната Бетховена» (из фондов Нарвского музея, нач. XX века)Занятие в студии: Живопи...полностью>>

Опорный конспект по теме Криминология как наука и ее предмет Учебные вопросы

Главная > Конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Опорный конспект по теме 1. Криминология как наука и ее предмет

Учебные вопросы:

  • Криминология как наука и предмет её научного изучения.

  • Место криминологии в системе наук.

  • Отличие криминологии от схожих дисциплин уголовно-правового цикла.

  • Источники знаний о предмете изучения.

Время: 2 часа.

Криминология происходит от сочетания двух слов

Crimen - преступление

Logos – учение.

Таким образом, криминология – это наука о преступлении, если переводить буквально. Фактическое значение криминологии гораздо шире и сложнее, чем это следует из дословного перевода.

Криминология занимается закономерностями отдельных преступлений, особенностями индивидуального преступного поведения, но, вместе с тем, она изучает преступность как массовое поведение, присущее неограниченному количеству лиц в самых разных условиях существования общества. Речь идёт о преступности, как о наиболее сложном, трудноконтролируемом социальном (общественном) явлении.

Преступность и преступление сходные, но не тождественные понятия. Как нельзя получить полое представление об океане по одной капле морской воды, так невозможно осмыслить содержание преступности, изучая отдельные преступные акты. Изучая отдельные юридические дисциплины, уголовное право, уголовный процесс, криминалистику, сотрудник правоохранительных органов учится и готовится в соответствии с законом реагировать на совершаемые преступления, раскрывать и расследовать их, обеспечивать применение к преступникам предусмотренных законом мер.

Важность этой работы нельзя умалять. Однако, борьба с преступностью не может ограничиваться только такой работой. Нельзя эффективно осуществлять повседневную деятельность, не оценивая положение дел, не осмысливая того, что происходит в той среде, в которой совершаются преступления, не изучая и не устраняя причин и условий, способствующих совершению преступлений. Для действенной работы требуются не только Уголовный Кодекс, но и внятные программы борьбы с преступностью и её предупреждения, комплексные профилактические меры, порой напрямую не имеющими уголовно-правовой направленности.

Борьбу с преступностью можно сравнить с масштабной войной. Если отождествить работу по раскрытию и расследованию преступлений с работой снайперов и диверсантов, осуществляющих точечные спецоперации, то станет ясно, что при всей их значимости и пользе, нельзя выиграть войну с преступностью, изобличая отдельных преступников и предавая их суду. А если к тому же снайперы и диверсанты обучены из рук вон плохо? Какой результат мы получим? Нельзя выиграть сражение без разведки, анализа, разработки стратегических масштабных операций, материального, кадрового, информационного обеспечения, поддержки населения, союзников, создания мощного тыла и пр.

Криминология – наука о:

  • преступности, её видах, видах преступлений;

  • причинах преступности и преступлений, взаимосвязях преступности с другими явлениями и процессами;

  • изучении результативности мер по борьбе с преступностью;

  • изучении мер по профилактике и предупреждении преступности.

Грамотный и практикующий криминолог, будь то теоретик-учёный или практический сотрудник ОВД, должен трезво оценивать значение криминологии. Роль науки нельзя недооценивать, но нельзя и предвосхищать её роль.

Цель криминолога – познать, что есть преступность, и каковы способы борьбы с ней.

Преступность – исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое явления, представляющее собой систему преступлений в государстве за тот или иной период.

До настоящего времени в отечественных учебниках криминологии нет-нет да и встречается тезис о том, что первопричина преступности в появлении частной собственности и развивалась на фоне обострения социально-классовой борьбы. Такая информация была востребована в период существования СССР, но весьма странно и необычно читать подобное в начале XXI в. Достаточно вспомнить о первом преступлений, упомянутом в Библии – убийстве Каином брата своего Авеля. Социальный фон преступления был абсолютно бесклассовый, а мотив преступления не был связан с частной собственностью.

Преступление есть отдельный акт человеческого поведения, поддающийся относительно полному исследованию при нынешних знаниях человечества. Акт, деяние в природе, всегда объяснимая и понятная для исследователя тема.

Преступность – явление. Свойством любого явления, как в живой, так и в неживой природе, является относительная непредсказуемость, недоступность полному изучению, невозможность полного контроля и управления процессами.

Но из этого вовсе не следует, что преступность не нужно изучать. Нельзя предотвратить цунами, землетрясение или тайфун, но наука способна предсказать их появление и развитие, а на основе прогноза можно принять своевременные меры по снижению вреда от разбушевавшейся стихии.

Вместе с тем, явление – неотъемлемая часть природы, той среды, в которой явление происходит. Устранить штормы, можно только устранив моря и океаны, сушу и атмосферу. Следовательно, если преступления совершаются в обществе, то устранить преступность можно, лишь устранив эту среду. Глубоким заблуждением и невежеством надо считать в этой связи идею о полном искоренении преступности.

Место криминологии в системе наук.

Криминология занимает прочное и почётное место в системе юридических наук в блоке с другими науками уголовно-правового цикла: уголовным правом, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным правом, криминалистикой.

Как юридическая наука, криминология связана со всеми иными юридическими дисциплинами: конституционным, гражданским, финансовым, административным, экологическим, международным правом и иными отраслями права.

В то же время, будучи общественной наукой, она тесно взаимодействует с философией, социологией, психологией, политологией, экономикой. Гуманитарные науки дают инструменты, позволяющие анализировать обстановку, объяснять человеческое поведение и пр.

В тесной связи с криминологией находятся межотраслевые и специальные науки, например, история государства и права, теория государства и права, философия права, юридическая психология, судебная медицина, судебная психиатрия

Будучи практической наукой, призванной давать конкретные сведения, а также, учитывая тот факт, что общество живёт в конкретных исторических и природных условиях, криминология прибегает к помощи точных и естественных наук: географии, истории, биологии, математики, физики, химии, и т.д.

Взаимодействие криминологии с другими науками обусловлено следующими факторами. С одной стороны, криминология изучает преступность и преступления. Что является преступлением и как с ним бороться, объясняет нам уголовное право. Уголовно-процессуальное право учит доказыванию факта совершения преступления, а также поиску причин, способствовавших совершению преступлений и их устранению. Уголовно-исполнительное право учит порядку реализации государственной уголовно-правовой репрессии. Криминалистика учит нас обнаружению следов преступления. С другой стороны криминология обязана изучать, что может представлять опасность обществу, а что уже потеряло опасность и может стать административным проступком, гражданско-правовым деликтом или дисциплинарным нарушением. Этот материал позволяет уголовному юристу создавать новеллы в Уголовном праве либо принимать решения о декриминализации отдельных составов. Криминология способна и обязана на основе точных сведений давать рекомендации иным отраслям права, а также наукам, что необходимо предпринять для снижения вероятности совершения преступлений, снижения вреда от преступности. Не всегда между дисциплинами уголовно-правового цикла можно провести чёткий водораздел, но важно понимать, что каждая наука имеет свой уникальный предмет исследования. Так, например, быстро развиваясь, организованная преступность не оставляет возможности уголовному праву достаточно полно отразить в законе все существенные признаки, и уголовное судопроизводство использует для целей квалификации достижения криминологии.

Распространённым заблуждением и недопустимой ошибкой слушателей является отождествление криминологии с криминалистикой. Так, практика преподавания криминологии неожиданно выявила, что наибольшую трудность для постижения уникальности криминологии испытывают следователи. Поэтому, для уяснения отличия предметов целесообразно рассмотреть их отличия и схожесть.

Схожесть

Отличия

криминалистика

криминология

криминалистика

криминология

предмет изучения

преступление, следы, оставляемые преступником, природа и особенности следообразования

преступление, личность преступника, причинность преступности, предупреждение и профилактика преступлений

  1. Совершённые преступления как завершённые акты человеческой деятельности.

  2. Следы, образующиеся в ходе совершения преступлений, механизм их образования, способы их выявления, сбора, фиксации, исследования.

  3. Тактика и методы обнаружения и фиксации следов.

1. Преступление как часть масштабного явления, как феномен человеческого поведения.

2.Исследует многообразие причин и условий, в которых совершаются преступления. 3. Изучает взаимосвязь преступления как с преступлениями других видов, с иным девиантным поведением (ненормальным, социально неодобряемым, но не являющимся противоправным), так и с всевозможными явлениями социального характера и явлениями внешней среды.

4. Личность преступника.

5. Последствия и ущерб от преступлений.

цель исследования.

выработка мер по борьбе с преступностью.

выработка мер по борьбе с преступностью.

Изучает причины преступления как факультативный объект с узкой специфичной целью - выработать оптимальную и наиболее действенную тактику выявления, расследования и раскрытия однородных видов преступлений.

Цель - выработка всеобъемлющих мер по противодействию преступности.

субъекты исследования, кто занимается исследованием, кто применяет на практике знания науки

заинтересованные лица в правоохранительных органах; специалисты в различных областях знаний, в основном в прикладных науках.

заинтересованные лица в правоохранительных органах; специалисты в различных областях знаний, сферах общественной жизни, гражданское общество

В подавляющем большинстве - правоохранительные органы, а также широкий спектр учёных, специалистов, организаций по заказу субъектов органов дознания, расследования и суда. Имеет второстепенное значение для пенитенциарной системы, для органов, не связанных напрямую с раскрытием преступлений.

В равной степени правоохранительные органы, органы государственной власти, субъектов федерации, муниципальной власти, общественные организации, объединения верующих. Невозможно принизить или оценить в полной мере значение одного или нескольких субъектов, т.к. эффект достигает только в плотном взаимодействии.

практическое применение.

усовершенствование работы правоохранительных органов

Усовершенствование функционирования всего общества и правоохранительных органов как одного из его институтов

Основные заказчики и потребители знаний - сотрудники органов дознания, следствия, прокуратуры, судов, эксперты-криминалисты, адвокаты, иные участники уголовного процесса.

Потребители и исполнители - весь аппарат правоохранительных органов, политическое руководство, представители бизнеса, общественные деятели, СМИ, население.

профилактическая роль

общая превенция: совершенствуя работу органов дознания и следствия создаёт предпосылки для своевременного реагирования на преступления и через это - к предотвращению новых однородных преступлений.

Примерно то же.

Позволяет создавать системы безопасности, охранные системы, методики раннего выявления преступных посягательств, пресечения их на стадии приготовления.

Позволяет выявлять целые группы и отдельных лиц, как склонных к совершению преступлений, так и могущих стать жертвами преступлений. Вырабатывать и проводить с ними профилактическую работу. Разрабатывает самые разнообразные методики и программы, позволяющие устранять сами условия и причины, способствующие совершению преступлений.

Задания:

Показать на конкретных примерах значение криминологии для практической деятельности различных служб и подразделений ОВД, других правоохранительных органов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (14)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Н.Е. Варшавская; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.
  2. Лекция Основы научно-педагогического знания Учебные вопросы: Предмет и обьект педагогической науки

    Лекция
    Цель дисциплины – состоит в системном и предметном освоении знаниями о сущности педагогической деятельности, педагогической науке, методах педагогических исследований, сущности процессов воспитания и обучения.
  3. Учебное пособие. М.: Право и Закон, 1997. 320 с. Isbn 5 7858 0019 5

    Учебное пособие
    Учебное пособие подготовлено выдающимся российским психологом-правоведом профессором Юрием Валентиновичем Чуфаровским в соответствии с программой курса «Юридическая психология» для высших учебных заведений.
  4. Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ Издательство

    Учебно-методическое пособие
    Среди первоочередных задач современного образования наиболее трудной представляется задача формирования у школьников и молодежи научного сознания. В эпоху активного развития информационных технологий устойчивое научное сознание осмысливается
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 11 Уголовное право часть особенная для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» (заочная форма обучения)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан на основе государственного образовательного стандарта 030501.65 "Юриспруденция" и предназначен для студентов ЮФ ПФ ТГУ заочной формы обучения.

Другие похожие документы..