Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа курса'
формирование систематических знаний о психологических основах управленческой деятельности и их применение к решению практических задач в организациях...полностью>>
'Документ'
Своим рождением Центр обязан образованию Брянской области. Еще шла война, а на освобожденной территории восстанавливалось народное хозяйство. Возрожд...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский унив...полностью>>
'Документ'
1. Наименование инвестиционного проекта – приспособление под современное использование здания Ярославского художественного училища в городе Ярославле...полностью>>

И ее место в мире

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема I. РОССИЯ В 1900—1916 гг.

Урок 1. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ НА РУБЕЖЕ векОВ
И ЕЕ МЕСТО В МИРЕ

      Цель урока: сформировать представление о том, что в начале XX в. Российская империя вслед за развитыми капиталистическими державами вступила в качественно новый этап своего развития — этап перехода к индустриальному обществу; понять и усвоить особенности российского варианта модернизации, а также основные стартовые параметры процесса индустриализации страны.

      Основные знания: территориальная структура Российской империи в начале XX в.; количественная и качественная (этническая) характеристика ее населения; количественные и качественные показатели экономического развития Российской империи по сравнению с ведущими мировыми державами; основные показатели уровня индустриализации страны.

      Основные понятия: геостратегическое положение; индустриальное общество; модернизация.

      Оборудование урока: карта «Российская империя в начале XX в.»; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь по истории России. XX век. — М.: Просвещение, 1998. — Вып. 1, § 1, таблица.

План изучения нового материала

      1. Формирование территории Российской империи и ее геостратегическое положение. Количественный и качественный состав населения Российской империи. 2. Особенности российского варианта модернизации. 3. Количественные и качественные показатели уровня индустриального развития.

      1. Изучение нового материала целесообразно начать с повторения пройденного в 8 классе. Вспомните и покажите на карте, какие территории были включены в состав Российской империи в XIX в. Какие народы населяли эти территории?

      Подводя итог ответам учащихся, учитель может обобщить знания о формировании территориальной и национальной структуры Российской империи.

      Россия складывалась и развивалась как многонациональное государство. Ее этническую основу составляла великорусская народность, сформировавшаяся в XIV—XV вв. В середине XVI в. русское подданство добровольно приняли народы Поволжья — чуваши, марийцы, мордва. В это же время Иваном Грозным были завоеваны Казанское и Астраханское ханства, в состав Русского государства вошла Башкирия. В конце XVI в. под власть русских царей перешла Западная Сибирь. К середине XVII в. территория Русского государства простиралась на востоке до Тихого океана и на севере до Ледовитого. Коренные народы Сибири и Севера стали подданными русских царей. Началось активное освоение Сибири и Поволжья русским населением.

      В XIV—XV вв. из той части древнерусской народности, которая оказалась в силу определенных исторических условий разделенной между Литвой, Польшей, Венгрией, Молдавией, шло формирование украинской и белорусской народности. При этом близость языка, культуры, религиозное единство трех братских народов, их общее историческое прошлое обусловливали стремление к объединению, которое постепенно реализовывалось по мере роста могущества Русского государства и усиления национально-освободительной борьбы украинского и белорусского народов. Во второй половине XVII в. к России отошли Левобережная Украина и Киев. Включение в состав России Правобережной Украины и Белоруссии произошло во второй половине XVIII в. в результате разделов территории Польши между Россией, Пруссией и Австрией. При этом Западная Украина (Галиция), а еще раньше Закарпатская Русь оказались в составе Австрийской империи. Длительная государственная обособленность и сильные позиции здесь католической церкви и униатской церкви (эта разновидность христианской церкви появилась в 1596 г., когда на церковном соборе в Бресте часть православных епископов подписали унию с Папой Римским) привели к формированию особого самосознания населения, окрашенного в резкие националистические и антирусские тона.

      Расширение западных границ Российской империи в XVIII вв. в результате Северной войны и разделов Польши привело к включению в состав империи Прибалтики с ее немецко-шведским дворянством, немецким бюргерством, эстонским, латышским и литовским крестьянством, находящимся под влиянием католической и протестантской церквей. Развиваясь длительное время в рамках европейской цивилизации, население Прибалтики считало себя носителем западноевропейских традиций. А у литовской верхушки к тому же проявлялись амбиции, идущие от исторического опыта собственной государственности. В это же время на территории Российской империи оказалось около 676 тыс. евреев. Большинство их жило в сельской местности и городах-местечках, занималось ремеслами, посредническими операциями, мелкой торговлей, содержало трактиры и постоялые дворы. Они говорили на языке идиш, исповедовали собственную религию, имели самоуправляющиеся общины (кагалы). В 1791 г. русское правительство ограничило места их проживания той территорией, которую они уже занимали (черта оседлости).

      В результате Русско-шведской войны 1808—1809 гг. к Российской империи была присоединена Финляндия. Главой Великого княжества Финляндского являлся русский император, представителем которого в Финляндии был генерал-губернатор. В княжестве функционировал четырехсословный сейм, в компетенцию которого входило законодательство по внутренним делам. Без согласия сейма царь не мог ввести новый или отменить старый закон, вводить налоги. Военной реформой 1878 г. в Финляндии были созданы национальные воинские части и подразделения, входившие в состав русской армии. Внутренняя административная автономия дополнялась экономической: Финляндия имела свою таможню по торговле с Россией и западноевропейскими странами, доходы княжества не вливались в общеимперскую казну, в 1860—1878 гг. Финляндия получила свою денежную систему.

      В 1807 г. Наполеон, разгромив Пруссию, из части захваченных ею польских земель создал зависимое от Франции Варшавское герцогство. После разгрома Наполеона на Венском конгрессе 1814—1815 гг. последовал новый раздел Польши, по которому Россия получила большую часть бывшего Варшавского герцогства, составившую Королевство Польское (Царство Польское). Еще ранее, в 1807 г., к России был присоединен Белостокский округ. В 1815 г. Александром была подписана относительно либеральная конституция Королевства Польского. Но после подавления Польского восстания 1830—1831 гг. конституция была отменена, ликвидированы сейм, отдельная польская армия, унифицировано административное устройство, закрыты университеты. В 1850 г. была ликвидирована таможенная граница между Королевством и Россией.

      В XVIII—XIX вв. значительно расширились южные рубежи России. В результате русско-турецких войн второй половины XVIII в. Россия получила выход к Черному морю, присоединив земли Северного Причерноморья, в том числе территорию Крымского ханства, а также земли по рекам Кубань и Терек. Началось интенсивное освоение этих малозаселенных степных земель, получивших название Новороссии. Основную массу колонистов составляли русские и украинцы, сюда же переселялись приглашенные русским правительством немцы, греки, сербы, болгары. На Кубань были переселены запорожские казаки, на Терек — часть донского казачества. Значительное число немецких переселенцев осело в Среднем Поволжье.

      В первой трети XIX в. после ряда русско-турецких и русско-иранских войн Россия присоединила к себе все Закавказье: Грузию, азербайджанские ханства, Восточную Армению. После этого Россия значительно активизировала свою политику на Северном Кавказе, где еще в конце XVIII в. российское подданство приняли народы Кабарды и Северной Осетии. Однако в восточной части Северного Кавказа горские народы под предводительством имама Шамиля в течение 25 лет, до 1859 г., оказывали упорное сопротивление царским войскам. Во второй половине XIX в. Россия присоединяет к себе обширные территории Средней Азии и устанавливает протекторат над Хивинским ханством и Бухарским эмиратом. В 1914 г. под протекторат России был принят Урянхайский край (Тува).

      Далее учитель объясняет понятие «геостратегическое положение», предлагает учащимся прочитать соответствующий раздел § 1 и выполнить задание 1 в рабочей тетради (вып. 1, с. 3).

      2. Учитель предлагает учащимся вспомнить, каковы были главные итоги развития российской экономики в XIX в.

      Затем он обосновывает необходимость перехода страны к индустриальному обществу, поясняет суть этого понятия и его связь с проблемой модернизации.

      В классах с более сильным составом учащихся учитель может предложить самим обсудить эту проблему по вопросам: как вы думаете, почему в начале XX в. индустриализация страны рассматривалась передовыми политиками как первейшая государственная задача? Могла ли проблема индустриализации решаться в России так же, как и в ведущих европейских странах? Если нет, то каковы, на ваш взгляд, должны были быть ее особенности?

      3. Проблему основных количественных и качественных показателей индустриального развития России в силу значительной загруженности цифровым материалом целесообразно обобщить в таблице, которую учащиеся заполняют либо в процессе комментированного, либо самостоятельного чтения материала учебника.

Основные черты индустриального
общества

Российские
показатели

Место России
в мире

      Можно также предложить учащимся выполнить задание 5 в рабочей тетради (вып. 1, с. 5). На основании анализа обобщенных в таблице данных учащиеся делают вывод об уровне индустриального развития России и ее месте в мире.

      Для закрепления материала учитель может предложить тестовое задание 4 в рабочей тетради (вып. 1, с. 5).

      Задание на дом. § 1 и вопросы к нему. Задания 2, 3, 6 в рабочей тетради (вып. 1, с. 3—7).

Урок 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ
В НАЧАЛЕ XX в.

      Цель урока: сформировать представление об особенностях экономического развития Российской империи в начале XX в., связанных со спецификой российского типа модернизации.

      Основные знания: причины и формы проявления государственного вмешательства в экономику; влияние иностранного капитала на развитие российской промышленности; особенности российского монополистического капитализма; роль докапиталистических форм производства в российской экономике; особенности развития сельского хозяйства в начале XX в.; причины, обусловливающие низкую рентабельность сельскохозяйственного производства.

      Основные понятия: многоукладная экономика; монополистический капитализм.

      Оборудование урока: карта «Экономическое развитие России в начале XX в.»; рабочая тетрадь (вып. 1, § 2).

      Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно предложить отдельным учащимся выполнить задание 7 из рабочей тетради (вып. 1, с. 6), а также провести проверочное тестирование.

 

1. 

Российская армия была по численности самой большой в мире, так как (выберите правильный ответ):
а) Россия стремилась к новым территориальным захватам;
б) России постоянно угрожали соседние народы;
в) в силу уязвимого геостратегического положения страны.

 

2.

В Российской империи в начале XX в. доля промышленности в общем объеме национального дохода составляла:
а) 28%; б) 51%; в) 9%.

 

3.

Какой процент российского населения в начале XX в. проживал в городах?
а) 40%; б) 25%; в) 18%.

 

4. 

В каких из перечисленных ниже городов число жителей в начале XX в. превысило 1 млн человек (возможно несколько вариантов ответа)?
а) Петербург; б) Москва; в) Киев; г) Одесса.

      Подводя итог ответам учащихся, учитель делает вывод о том, что Россия представляла собой среднеразвитую аграрно-промышленную страну, обладающую значительным экономическим потенциалом. При этом ее экономическое развитие имело целый ряд особенностей, о которых и пойдет речь на уроке.

План изучения нового материала

      1. Роль государства в экономике России. 2. Влияние иностранного капитала на развитие российской промышленности. 3. Особенности российского монополистического капитализма. 4. Роль докапиталистических форм производства в российской экономике. 5. Особенности развития сельского хозяйства в начале XX в. 6. Многоукладный характер российской экономики.

      1. Учитель дает классу задание прочитать первый раздел § 2 и ответить на вопросы: почему российское государство активно вмешивалось в экономику? Что включал в себя государственный сектор экономики? В чем была специфика государственных предприятий (чем они отличались от предприятий, принадлежавших частным лицам)? В чем отрицательные и положительные стороны активного вмешательства государства в экономику страны?

      2. Далее учитель говорит, что еще одной особенностью экономического развития России является широкое привлечение иностранного капитала. Как вы думаете, в чем причины этого явления? Выслушав предположения учащихся, учитель суммирует все ответы и рассказывает о том, в каких формах и в какие отрасли шло проникновение в Россию иностранного капитала. Затем он сообщает, что активным сторонником привлечения в страну иностранного капитала был министр финансов С. Ю. Витте. Но у этой идеи было и много противников. Учащимся предлагается прочитать документ, помещенный в конце параграфа, и ответить на вопросы: какие доводы выдвигали противники привлечения иностранного капитала? Какие контрдоводы выдвигал С. Ю. Витте? Какая из этих точек зрения кажется вам наиболее предпочтительной?

      3. Раскрытие данной проблемы целесообразно начать с повторения материала по новой истории, ответив на вопросы: какие новые черты в экономике стран Запада появились в конце XIX — начале XX в.? Что такое монополия? Чем монополистическая стадия капитализма отличалась от его классического образца?

      Затем учитель рассказывает о появлении в России первых монополистических объединений, объясняет особенности российского монополистического и финансового капитализма.

      В классах с более подготовленным составом учащихся данная проблема может быть рассмотрена путем выполнения задания 1 из рабочей тетради (вып. 1, с. 6—7).

      4. Подводя итог первой части урока, учитель замечает, что речь до сих пор шла лишь об одном из секторов российской экономики, который хоть и определял лицо российской модернизации, но не являлся ведущим. Далее он предлагает прочитать раздел «Кустарная Россия» в § 2 и ответить на вопрос 5 в конце параграфа.

      5. Проблема специфики развития сельского хозяйства объясняется учителем, исходя из текста учебника. При этом учащимся предлагается по ходу объяснения выделить и записать в тетрадях характерные особенности развития сельского хозяйства России в начале XX в. Для облегчения выполнения данного задания в объяснении учителя должны быть четко выделены ключевые фразы: «оскудение центра» — понижение уровня товарности крестьянских хозяйств в центральных губерниях России; неэффективное использование помещичьей земли; крестьянское малоземелье; аграрное перенаселение; преобладание общинного землевладения.

      Рассказ об общинном землевладении можно проиллюстрировать выдержкой из официального отчета по итогам работы Землеустроительных Комиссий с 1907 по 1911 г., помещенной в хрестоматии.

      6. Заключительная часть урока должна быть посвящена проблеме многоукладности российской экономики. Учитель подводит итог общему состоянию российской экономики и говорит о том, что часть современных историков характеризуют Россию начала XX в. как страну с многоукладной экономикой. Далее он объясняет термин «экономический уклад». В классах с более подготовленным составом учитель может предложить учащимся самим определить, какие уклады существовали в российской экономике и какое место они в ней занимали. Затем учитель делает общий вывод о неравномерности развития российской экономики и необходимости модернизации ее сельскохозяйственного сектора.

      Для закрепления изученного материала можно предложить тесты 2, 4 из рабочей тетради (вып. 1, с. 8, 10).

      Задание на дом. § 2 и вопросы к нему. Задания 3, 5 из рабочей тетради (вып. 1, с. 8—10).

Урок 3. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: НОВЫЕ ВЕЯНИЯ
И СТАРЫЕ ПОДХОДЫ

      Цель урока: сформировать у учащихся представление об основном противоречии российской политической системы — противоречии между формирующимся гражданским обществом и самодержавной властью; показать, что в начале века происходит раскол между российской бюрократией по вопросу о перспективах развития России (линия Витте — Плеве) и идет формирование европейско-рационалистической ее группировки, пытающейся провести реформирование политической системы страны по либеральному образцу.

      Основные знания: характеристика политической системы Российской империи начала XX в. и необходимость ее реформирования; возможные пути решения назревших политических проблем («сверху» или «снизу»); психологический портрет Николая II и его политические воззрения; национальная политика Николая II; либеральная программа политических преобразований; борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований.

      Основные понятия: политическая система; гражданское общество.

      Оборудование урока: рабочая тетрадь (вып. 1, § 3); Данилов А. А., Косулина Л. Г. Хрестоматия по истории России. XX век. — М.: Просвещение, 1999.

      Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно предложить отдельным учащимся выполнить задания 2, 4 в рабочей тетради (вып. 1, с. 8—10), а также дать индивидуальные проверочные задания на карточках.

      1. Заполните таблицу «Монополистические объединения России начала XX в.»:

Название монополистического
объединения

Форма объединения

Роль в экономике
страны

      2. Напишите термины, соответствующие следующим определениям:

      Роспись (смета) денежных доходов и расходов государства на определенный период —

      Доходы, получаемые владельцем акции, часть прибыли акционерного общества —

      Долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики —

      Деньги одной страны, которые могут быть беспрепятственно обменены на денежные знаки других стран, —

      3. Вычеркните лишний термин и объясните, почему он лишний в данном логическом ряду:

      картель, концерн, синдикат, трест, фабрика.

      Подводя итог ответам учащихся, учитель говорит о том, что в реформировании нуждалась не только экономическая, но и политическая система Российской империи, называет тему урока и его план.

План изучения нового материала

      1. Особенности политической системы Российской империи в начале  века. 2. Николай II: психологический портрет и политические воззрения. 3. Национальная политика Николая II. 4. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований в стране.

      1. Изучение первого вопроса целесообразно организовать путем сочетания рассказа учителя с заполнением схемы «Центральное управление Российской империей до 1906 г.» (рабочая тетрадь, вып. 1, задание 1, с. 10). Учитель может зачитать выдержку из «Свода Основных Государственных Законов Российской империи» 1892 г.

      Ст. 1. Император Всероссийский есть Монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной Его власти не токмо за страх, но и за совесть Сам Бог повелевает...

      Ст. 2. Императорский престол есть наследственный в ныне благополучно царствующем Императорском доме...

      Ст. 51. Никакое место или правительство в государстве не может само собой установить нового закона, и никакой закон не может иметь своего совершения без утверждения Самодержавной власти.

      В классах с более сильной подготовкой учащиеся могут заполнить схему самостоятельно. Затем учитель предлагает дать характеристику политической системы Российской империи начала XX в. и определить ее главное противоречие.

      2. При характеристике личности Николая II учитель может воспользоваться материалами книги А. Н. Боханова «Николай II» (М., 1997).

      Переходя к сюжету о первой публичной речи императора, учитель просит вспомнить, когда в России появились земства, каковы были их главные функции, каковы были главные требования земской общественности.

      Учитель может зачитать отрывки из адреса Тверского земства Николаю II (1) и из речи Николая II 17 января 1895 г. (2) и организовать беседу.

      1. Мы ждем, Государь, возможности и права общественных учреждений выражать свое мнение по вопросам, их касающихся; дабы до высоты Престола могло достигать выражение потребностей и мысли не только представителей администрации, но и народа русского.

      2. Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекающихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земств в делах внутреннего управления. Пусть все знают, что я, посвящая все силы народному благу, буду охранять начало самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный покойный родитель.

      Вопросы к документам: каких реформ ждала от Николая II земская общественность? Могли ли они в случае их принятия кардинальным образом изменить государственные порядки в Российской империи? Почему Николай так упорно отстаивал незыблемость самодержавного строя?

      3. При рассмотрении вопроса о национальной политике Николая II учитель предлагает учащимся прочитать раздел «Национальная политика» в § 3, после чего организует беседу: расскажите об общем направлении национальной политики Николая II; дайте определение понятию «русификация»; приведите конкретные примеры, свидетельствующие о русификаторском курсе правительства Николая II; раскройте суть еврейского вопроса в начале XX в.

      4. Учащиеся уже познакомились с деятельностью С. Ю. Витте, будут встречать его фамилию и в последующих материалах учебника, поэтому можно заслушать заранее подготовленное сообщение о нем (рекомендуем использовать книгу: Россия на рубеже веков: исторические портреты. — М., 1991).

      Учитель может привести биографическую справку оппонента С. Ю. Витте.

      Вячеслав Константинович Плеве (1846—1904) родился в обедневшей польско-немецкой семье, рано осиротел. За свою сравнительно короткую жизнь успел сменить три религии: был лютеранином, католиком и наконец стал православным.

      В 1867 г. Плеве окончил юридический факультет Московского университета со степенью кандидата права. Начав свою деятельность с мелкой чиновничьей должности в Министерстве юстиции, дослужился до прокурора Санкт-Петербургской судебной палаты. Исповедовал довольно либеральные взгляды, был замечен М. Т. Лорис-Меликовым. В 1881 г. был назначен директором Департамента полиции. После убийства Александра II и отставки М. Т. Лорис-Меликова резко изменил свои убеждения, что позволило ему продолжить свою бюрократическую карьеру. В апреле 1902 г., после убийства министра внутренних дел Д. С. Сипягина был назначен на его место. 15 июля 1904 г. Плеве погиб от взрыва бомбы, брошенной Е. С. Созоновым. Операция была тщательно подготовлена тайным агентом полиции Е. Азефом, являвшимся одновременно руководителем Боевой организации партии социалистов-революционеров.

      После объяснения сущности двух подходов к вопросу о перспективах развития страны, имевшихся в верхних эшелонах власти, учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы: в чем вы видите принципиальное различие во взглядах Витте и Плеве? Что было общего во взглядах этих людей и в их личных качествах? Чем отличались программы Витте и Плеве от программы, предложенной земствами?

      Далее учитель может рассказать о борьбе, которая развернулась в высших эшелонах власти после убийства В. К. Плеве.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Урок истории в 9 классе по теме «Российская империя на рубеже веков и ее место в мире»

    Урок
    Актуализировать необходимые знания учащихся из курса истории Х1Х века. Подвести учащихся к пониманию того, что Россия в начале ХХ века – среднеразвитая аграрно-индустриальная страна.
  2. Урок по теме: Российская империя на рубеже веков и ее место в мире

    Урок
    Рос.империя крупнейшая страна мира. По размерам территории – более 22 млн.км2 (2место). Если США – отделены морями, Англия и Япония – острова, то Россия имела большую по протяженности сухопутную границу.
  3. Учебная программа дисциплины компьютерные сети цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

    Программа дисциплины
    Целью дисциплины является формирование у студентов представлений о назначении, составе, принципах построения и функционирования компьютерных сетей, понимания источников эффективности применения компьютерных сетей, средств построения
  4. Мир огненный часть первая

    Документ
    Ур есть корень Света Огня. С незапамятных времен это Светоносное Начало привлекало сердца многих народов. Так из прошлых Заветов перенесемся в будущие достижения.
  5. Темы курсовых работ «Книга перемен и ее место в китайской культуре» Фэн шуй: китайская традиция и западная мода

    Книга
    Пин, Мэй» или по произведениям Ихара Сайкаку) Человек и история в китайском классическом романе Принципы пейзажной и портретной живописи в Китае/Японии Жанр дзуйхицу в японской литературе Хэйанская Япония глазами

Другие похожие документы..