Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Семинар'
9. ЗАЯВЛЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНОСИМЫХ В УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА (Разъяснение по заполнению формы Р 13001 (д...полностью>>
'Документ'
Источники финансирования дефицита муниципального образования город Александров, администрирование которых закрепляется за всеми главными администратор...полностью>>
'Реферат'
Регіони України — явище, породжене адміністративним управлінням територією країни. Регіони позбавлені суб’єктності, оскільки ними керує адміністративн...полностью>>
'Семинар'
Методологические и философские проблемы исследования сложных систем. ( Теория систем, системный анализ, кибернетика и синергетика). Сложные системы в...полностью>>

История психологии от античности до середины ХХ в (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

М.Г.Ярошевский

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

от античности до середины ХХ в.

М., 1996

От автора

Глава I
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ: ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ

Психологическая наука и ее предмет
Теоретическое и эмпирическое знание
Предмет истории психологии
Научная деятельность в трех аспектах
Логика развития науки
Общение – координата науки как деятельности
Личность ученого
Задачи истории психологии

Глава II
АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  1. ОБЩИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

  2. ВОЗЗРЕНИЯ НА ПРИРОДУ ПСИХИЧЕСКОГО
    Анимизм
    Гилозоизм
    Гераклит: душа как «искорка Логоса»
    Демокрит: душа – поток огненных атомов
    Гиппократ: учение о темпераментах
    Алкмеон: мозг – орган души
    Анаксагор: «ум» как начало вещей
    Софисты: учителя мудрости
    Сократ: познай самого себя
    Платон: душа и царство идей
    Аристотель: душа – способ организации тела
    Психологические воззрения в эпоху эллинизма
    Стоики
    Эпикурейцы
    Проблемы нравственного поведения и воспитания
    Александрийская наука
    Гален
    Филон: пневма как дыхание
    Плотин: понятие о рефлексии
    Августин: понятие о внутреннем опыте

  3. ИТОГИ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Глава III
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

  1. АРАБОЯЗЫЧНАЯ НАУКА

  2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

  3. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

  4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

Глава IV
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ

  1. ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XVII ВЕКА
    Рене Декарт: рефлексы и «страсти души»
    Бенедикт Спиноза: Бог – Природа
    Готфрид-Вильгельм Лейбниц: проблема бессознательного
    Томас Гоббс: ассоциация идей
    Джон Локк: два вида опыта

  2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
    Просвещение
    Давид Гартли: основоположник ассоцианизма
    Джордж Беркли: вещь как комплекс
    Дэвид Юм: субъект – пучок ассоциаций
    Историческая судьба учения об ассоциациях
    Психологические взгляды французских просветителей
    Ростки исторического подхода

Глава V
ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

Естественнонаучные предпосылки
Развитие ассоцианизма
Джон Стюарт Милль: ментальная химия
Александр Бэн: пробы и ошибки
Герберт Спенсер: эволюционная психология
Иоганн-Фридрих Гербарт: статика и динамика
Появление принципа биологическога детерминизма
Чарльз Роберт Дарвин: революция в биологии

Глава VI
РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ ПСИХОЛОГИИ

  1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
    «Сертификат» на независимость
    Эрнст Вебер: зарождение психофизики
    Густав Теодор Фехнер: основы психофизики
    Франц Дондерс: время реакции
    Герман Людвиг Гельмгольц: основоположник психофизиологии
    Эдуард Пфлюгер: сенсорные функции
    Разделение психики и сознания в исследованиях гипногогов
    Вильгельм Вундт: «отец» экспериментальной психологии
    Герман Эббингауз: метод бессмысленных слогов
    Изучение навыков

  2. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
    Проблема индивидуальных различий
    Френсис Гальтон: наследственность гения
    Развитие метода тестов
    Альфред Бине: диагностика умственного развития

  3. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
    Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область
    Стелла Холл: рождение педологии
    Джеймс Семи: ассоцианизм в детской психологии
    Эрнст Мейман: педагогическая психология
    Эдуард Клапаред: идея саморазвития
    Арнольд Гезелл: нормальное детство
    Джеймс Марк Болдуин: культурное развитие ребенка
    Карл Бюлер: стадии психического развития
    Маргарет Мид: этнопсихология детства

  4. ЗООПСИХОЛОГИЯ
    Дарвин и подъем сравнительной психологии
    Психика животных и психика человека
    «Закон экономии» Ллойд-Моргана
    Дискуссия о вариативности поведения
    Жак Леб: теория тропизмов
    Можно ли приписать сознание инфузории?
    Между Сциллой и Харибдой – механицизмом и антропоморфизмом
    Познаваемасть психических актов

  5. СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
    «Психология народов»
    «Коллективный организм»
    Вклад психоневрологов
    Внушение и подражание
    Э.Дюркгейм: коллективные представления
    Концепция ценностей
    Концепция инстинктов

  6. ПСИХОТЕХНИКА

Глава VII
ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

  1. КРИЗИС ПСИХОЛОГИИ

  2. СТРУКТУРАЛИЗМ

  3. ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА

  4. ФУНКЦИОНАЛИЗМ

  5. БИХЕВИОРИЗМ

  6. НЕОБИХЕВИОРИЗМ

  7. СОЦИАЛЬНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ

  8. ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ

  9. ТЕОРИЯ «ПОЛЯ» КУРТА ЛЕВИНА

  10. ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЖАНА ПИАЖЕ

  11. ПСИХОАНАЛИЗ (ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ)
    Зигмунд Фрейд: основоположник психоанализа
    Карл Густив Юнг: аналитическая психология
    Альфред Адлер: индивидуальная психология

  12. НЕОФРЕЙДИЗМ
    Карен Хорни: образ Я
    Эрих Фромм: «бегство от свободы»
    Гарри Спок Салливен: межличностные отношения
    Эрик Эриксон: Эго-психология

  13. ТЕОРИЯ ШТЕРНА

  14. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Глава VIII
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ

  1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОРНИ

  2. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
    Середина века
    Два направления в проблеме человека
    Антропологический принцип в философии П.Г.Чернышевского
    П.Д.Юркевич о душе и внутреннем опыте
    К.Д.Кавелин о культурной детерминации психики
    А.А.Потебня: язык народа как орган, образующий мысль
    Изменение социальной ситуации в конце XIX века

  3. УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРОФЕССОРА
    Университетскае психологические школы
    Вл.С.Соловьев: неохристианская концепция души
    Л.М.Лопатин: психическая жизнь как духовное творчество
    Н.Я.Грот: личность и свобода воли
    Н.О.Лосский: теория интуитивизма и идеал-реализма
    С.Л.Франк: душа человека
    М.И.Владиславлев: соединение этики и эстетики
    А.И.Введенский: знание и вера
    Д.Н.Овсянико-Куликовский: психология творчества
    Л.И.Петражицкий: правовые и нравственные чувства
    Некоторые итоги

  4. РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ
    Первые шаги
    Г.И.Челпанов: создание Института экспериментальной психологии
    Н.Н.Ланге: естественнонаучная ориентация психологии

  5. РУССКИЙ ПУТЬ В НАУКЕ О ПОВЕДЕНИИ
    Достойный памятник русского ума
    И.М.Сеченой – основатель науки о поведении
    И.П.Павлов – создатель учения об условно-рефлекторнай деятельности
    Объективная психология В.М.Бехтерева
    А.А.Ухтомский – учение о доминанте

  6. ПУТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ В 20-50-Е ГОДЫ XX СТОЛЕТИЯ
    Реактология
    Психология социального бытия Г.Г.Шпета
    Разгром педологии
    Л.С.Выготский: теория высших психических функций

  7. ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
    М.Я.Басов: человек – деятель в среде
    С.Л.Рубинштейн: единство сознания и деятельности
    А.Д.Леонтьев: строение деятельности

  8. О СУДЬБАХ РУССКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Послесловие
Рекомендованная литература

Михаил Григорьевич Ярошевский
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
ОТ АНТИЧНОСТИ ДО СЕРЕДИНЫ XX В.

Учеб. пособие. – М., 1996. – 416 с.

От автора

Современное научное знание о психике, о душевной жизни человека развивается в двух направлениях: с одной стороны, оно пытается ответить на вопросы об устройстве и ценности этой жизни сегодня, в конце XX столетия, с другой – возвращается к множеству былых ответов на эти вопросы. Оба направления нераздельны: за каждой проблемой сегодняшней научной психологии стоят достижения прошлого.

На извилистых, порой запутанных путях истории науки возводились несущие конструкции всей системы обусловленных логикой и опытом представлений о поведении и сознании. Помочь читателю проследить, как из века в век создавалась эта система, задача этой книги. В ней конспективно представлены наиболее значимые, на взгляд автора, результаты, полученные историками психологии, теми, кто занят изучением событий, занесенных в летопись психологического познания.

Конечно, подход каждого исследователя своеобразен, на нем сказываются приметы времени. Кроме того, историк изучает то, что уже свершилось. И все же – "ничто так не меняется, как неизменное прошлое"; оно по-разному видится в зависимости от методологических воззрений исследователя.

В смене научных теорий и фактов, которую иногда называют "драмой идей", есть определенная логика – сценарий этой драмы. Вместе с тем производство знаний всегда совершается на конкретной социальной почве и зависит от внутренних, непознанных механизмов творчества ученого. Поэтому для того чтобы воссоздать полноценную картину этого производства, любую научную информацию о психическом мире необходимо рассматривать в системе трех координат: логической, социальной и личностной.

Знакомство с историей науки имеет значение не только в познавательном плане, т.е. с точки зрения приобретения информации о конкретных теориях и фактах, научных школах и дискуссиях, открытиях и заблуждениях. Оно исполнено также глубинного личностного, духовного смысла.

Человек не может осмысленно жить и действовать, если его существование не опосредовано какими-то устойчивыми ценностями, несравненно более прочными, чем его индивидуальное Я. К таким ценностям относятся и создаваемые наукой: они надежно сохраняются, когда обрывается тонкая нить индивидуального сознания. Приобщаясь к истории науки, мы ощущаем причастность к великому делу, которым веками были заняты благородные умы и души и которое незыблемо, пока существует человеческий разум.

Этим установкам автор стремился следовать в своих историко-психологических работах, многие положения которых использованы в данном пособии.

Глава I

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ: ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ

Психологическая наука и ее предмет. История психологии – это особая отрасль знания, имеющая собственный предмет. Его нельзя смешивать с предметом самой психологии как науки.

Научная психология изучает факты, механизмы и закономерности той формы жизни, которую обычно называют душевной или психической.

Каждый знает, что люди различаются по характеру, способности запоминать и мыслить, действовать мужественно или трусливо и т.п. Такие обыденные представления о различиях между людьми складываются у нас с малых лет и обогащаются по мере накопления жизненного опыта.

Иногда хорошим психологом называют писателя или судью, а то и просто того, кто лучше других разбирается в окружающих людях, в их вкусах, предпочтениях, мотивах их поступков. В этом случае под психологом разумеют знатока человеческих душ (независимо от того, читал ли он книги по психологии, обучался ли специальному анализу причин поведения или душевной смуты), т.е. здесь мы имеем дело с житейскими представлениями о психике.

Однако житейскую мудрость следует отличать от научного знания. Именно благодаря ему люди овладели атомом, космосом и компьютером, проникли в тайны математики, открыли законы физики и химии. И не случайно научная психология стоит в одном ряду с этими дисциплинами. Она взаимодействует с ними, но ее предмет неизмеримо сложнее, ибо сложнее человеческой психики нет ничего в известной нам Вселенной.

Каждая новая крупица научного знания о психике добывалась усилиями многих поколений исследователей природы и психической организации чело века, динамики его внутренней жизни. За теориями и фактами науки скрыта напряженная коллективная работа людей. Развитие принципов этой работы, переходы от одних ее форм к другим изучает история психологии.

Итак, у психологии один предмет, а у истории психологии – другой. Их непременно следует разграничивать.

Что же является предметом психологии? В самом общем определении – психика живых существ во всем многообразии ее проявлений. Но этим ответом нельзя удовлетвориться.

Следует объяснить, во-первых, какими признаками отличается психика от других явлений бытия, во-вторых, чем отличаются научные воззрения на нее от любых иных. Надо иметь в виду, что само представление о психике не оставалось одним и тем же во все времена. Многие столетия обнимаемые этим понятием явления обозначались словом "душа". Да и поныне это слово часто звучит, когда речь идет о психических качествах человека, при том не только тогда, когда, подчеркивая его положительные качества, говорят об его душевности. Мы увидим, что в истории психологии научный прогресс был достигнут, когда термин "душа" уступил место термину "сознание". Это оказалось не простой заменой слов, но настоящей революцией в понимании предмета психологии. Наряду с этим появилось понятие о бессознательной психике. Долгое время оно оставалось в тени, однако в конце прошлого столетия, приобретая власть над умами, опрокинуло привычные взгляды на всю структуру личности и на мотивы, которые движут ее поведением. Но и этим представление о сфере, изучаемой психологией как наукой, отличной от других, не ограничилось. Оно радикально изменилось за счет включения в круг явлений, подлежащих ее ведению, той формы жизни, которой дали имя "поведение". С этим вновь совершилась революция в исследовании предмета нашей науки. Уже это само по себе говорит о глубинных изменениях, которые претерпели воззрения на предмет психологии в попытках научной мысли им овладеть, отобразить его в понятиях, адекватных природе психики, найти методы освоения этой природы.

Всегда нужно различать объект познания и его предмет. Первый существует сам по себе, независимо от информированности о нем человеческих умов. Другое дело – предмет науки. Она его строит с помощью специальных средств, своих методов, теорий, категорий.

Психические явления объективно уникальны. Поэтому уникален и предмет изучающей их науки. В то же время их природа отличается изначальной включенностью в жизнедеятельность организма, в работу центральной нервной системы, с одной стороны, в систему отношений их носителя, субъекта, с социальным миром – с другой. Естественно поэтому, что любая попытка освоить предметную область психологии включала наряду с изучением то го, что испытывает субъект, его зримые и незримые зависимости от природных (включая жизнь организма) и социальных факторов (различных форм взаимоотношений индивида с другими людьми). Когда изменялись взгляды на организм и на общество, тогда новым содержанием обогащались и научные данные о психике.

Стало быть, чтобы познать предмет психологии, нельзя ограничиться тем обширным кругом явлений, которые знакомы каждому из собственных переживаний и наблюдений за окружающими, из своего психологического опыта.

Человек, никогда не изучавший физику, тем не менее, в практике своей жизни познает и различает физические свойства вещей, их твердость, горю честь и т. д. Равным образом, не изучая психологии, человек способен разбираться в психическом облике своих ближних. Но, подобно тому, как наука раскрывает перед ним устройство и законы физического мира, она просвечивает своими понятия ми тайны психического мира, позволяет проникнуть в законы, которые им правят. Шаг за шагом их осваивала пытливая научная мысль, передавая крупицы добытых ею истин новым энтузиастам. Уже это само по себе говорит нам, что предмет науки историчен. И эта история вовсе не оборвалась на сегодняшних рубежах.

Вот почему знание о предмете психологии не возможно без выяснения его "биографии", без воссоздания "драмы идей", в которой были задействованы и величайшие умы человечества, и скромные труженики науки.

Поскольку мы затронули вопрос, касающийся отличия житейской мудрости от научного знания, следует хотя бы кратко оценить специфику последнего.

Теоретическое и эмпирическое знание. Научное знание принято делить на теоретическое и эмпирическое. Слово "теория" греческого происхождения. Оно означает систематически изложенное об общение, позволяющее объяснять и предсказывать явления. Обобщение соотносится с данными опыта, или (опять же по-гречески) эмпирии, т.е. наблюдений и экспериментов, требующих прямого контакта с изучаемыми объектами.

Зримое благодаря теории "умственными очами" способно дать верную картину действительности, тогда как эмпирические свидетельства органов чувств - иллюзорную.

Об этом говорит вечно поучительный пример вращения Земли вокруг Солнца. А.С.Пушкин в стихотворении "Движение", описывая спор отрицавшего движение софиста Зенона с киником Диогеном, занял сторону первого.

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить:
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день прея нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.

Зенон в своей известной апории "стадия" обнажил проблему противоречия между данными наблюдения (самоочевидным фактом движения) и возникающей теоретической трудностью. Прежде чем пройти стадию (мера длины), требуется пройти ее половину, но прежде этого – половину половины и т.д., т.е. невозможно коснуться бесконечного количества точек пространства в конечное время.

Опровергая эту апорию молча, простым движением, Диоген игнорировал Зенонов парадокс. Пушкин же, выступив на стороне Зенона, подчеркнул великое преимущество теории напоминанием об "упрямом Галилее", благодаря которому за видимой, обманчивой картиной мира открылась истинная.

В то же время эта истинная картина, противоречащая чувственному опыту, была создана исходя из его показаний, поскольку использовались наблюдения перемещений Солнца по небосводу.

Здесь выступает еще один решающий признак научного знания – его опосредованность. Оно строится посредством присущих науке интеллектуальных операций, структур и методов. Это целиком относится к научным представлениям о психике.

На первый взгляд, ни о чем субъект не имеет столь достоверных сведений, как о фактах своей душевной жизни (ведь "чужая душа – потемки"). Причем та кого мнения придерживались и некоторые ученые, согласно которым психологию отличает от других дисциплин субъективный метод, или интроспекция ("смотрение внутрь"), особое "внутреннее зрение", позволяющее человеку выделить элементы, из которых образуется структура сознания.

Однако прогресс психологии показал, что когда эта наука имеет дело с явлениями сознания, достоверное знание о них достигается благодаря объективному методу. Именно он дает возможность кос венным, опосредованным путем преобразовать знания об испытываемых индивидом состояниях из субъективных феноменов в факты науки. Сами по себе свидетельства самонаблюдения, самоотчеты личности о своих ощущениях, переживаниях и т.п. "сырой" материал, который только благодаря обработке аппаратом науки становится ее эмпирией. Этим научный факт отличается от житейского.

Сила теоретической абстракции и обобщений рационально осмысленной эмпирии открывает закономерную причинную связь явлений.

В отношении наук о физическом мире это для всех очевидно. Опора на изученные законы этого мира позволяет предвосхищать грядущие явления, например нерукотворные солнечные затмения и эффекты производимых людьми ядерных взрывов.

Конечно, психологии по своим теоретическим достижениям и практике изменения жизни далеко до физики. Изучаемые ею явления неизмеримо превосходят физические по своей сложности и трудности их познания. Физик А.Эйнштейн, знакомясь с опытами психолога Ж. Пиаже, заметил, что изучение физических проблем – детская игра сравнительно с загадками детской игры.

Тем не менее, и о детской игре, как особой форме человеческого поведения, отличной от игр животных (в свою очередь, любопытного феномена), психология знает теперь немало. Изучая детскую игру, она открыла ряд факторов и механизмов, касающихся закономерностей интеллектуального и нравственного развития личности, мотивов ее ролевых реакций, динамики социального восприятия.

Простое, всем понятное слово "игра" – крошечная вершина гигантского айсберга душевной жизни, сопряженной с глубинными социальными процессами, историей культуры, "излучениями" таинственной человеческой природы.

Сложились различные теории игры, объясняющие посредством методов научного наблюдения и эксперимента ее многообразные проявления. От теории и эмпирии протянулись нити к практике, прежде всего педагогической (но не только к ней).

В кругу взаимосвязи теории, эмпирии и практики строится новое предметное знание. В его построении обычно незримо представлены философские, методологические установки исследователей. Это касается всех наук, применительно же к психологии связь с философией являлась особенно тесной. Более того, до середины прошлого века в психологии неизменно видели один из разделов философии. По этому печать конфронтации философских школ лежит на конкретных учениях о психической жизни. Издавна ее естественнонаучным, материалистическим объяснениям противостояли идеалистические, ратовавшие за версию о духе как первоначале бытия. Зачастую идеализм соединял научное знание с религиозными верованиями. Но религия является отличной от науки сферой культуры, имеющей свой образ мысли, свои нормы и принципы. Смешивать их не следует.

Вместе с тем ошибочно было бы считать психологические учения, созданные в русле идеалистической философии, враждебными науке. Мы увидим, сколь важную роль в прогрессе психологического познания сыграли идеалистические системы Платона, Лейбница, других философов, исповедовавших вер сию о природе душевных явлений, несовместимую с естественнонаучной картиной мира. Поскольку же этими явлениями поглощены различные формы культуры – не только религия, философия, наука, но так же искусство, причем каждая из этих форм испытывает свою историческую судьбу, то, обращаясь к истории психологии, надо определить критерии, на которые следует ориентироваться в этой области исследований, чтобы реконструировать ее собственную летопись.

Предмет истории психологии. История науки – особая область знания. Ее предмет существенно иной, чем предмет той науки, развитие которой она изучает.

Следует иметь в виду, что об истории науки можно говорить в двух смыслах. История – это реально совершающийся во времени и пространстве процесс. Он идет своим чередом независимо от того, каких взглядов на него придерживаются те или иные индивиды. Это же относится и к развитию науки. Как непременный компонент культуры, она возникает и изменяется безотносительно к тому, какие мнения по поводу этого развития высказывают различные исследователи в различные эпохи и в различных странах.

Применительно к психологии веками рождались и сменяли друг друга представления о душе, сознании, поведении. Воссоздать правдивую картину этой смены, выявить, от чего она зависела, и призвана история психологии.

Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. История же психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы открывались (порой в мучительных поисках истины) человеческому уму.

Итак, если предметом психологии является одна реальность, а именно реальность ощущений и восприятий, памяти и воли, эмоций и характера, то предметом истории психологии служит другая реальность, а именно – деятельность людей, занятых познанием психического мира.

Научная деятельность в трех аспектах. Эта деятельность совершается в системе трех главных координат: когнитивной, социальной и личностной. Поэтому можно сказать, что научная деятельность в качестве целостной системы трехаспектна.

Логика развития науки. Когнитивный аппарат выражен во внутренних познавательных ресурсах науки. Поскольку наука – это производство нового знания, они изменялись, совершенствовались. Эти средства образуют интеллектуальные структуры, которые можно назвать строем мышления. Смена одного строя мышления другим происходит закономерно. Поэтому говорят об органическом росте знания, о том, что его история подвластна определенной логике. Никакая другая дисциплина, кроме истории психологии, эту логику, эту закономерность не изучает.

Так, в XVII веке сложилось представление об организме как своего рода машине, которая работает подобно помпе, перекачивающей жидкость. Прежде считалось, что действиями организма управляет душа – незримая бестелесная сила. Апелляция к бестелесным силам, правящим телом, была в научном смысле бесперспективной.

Это можно пояснить следующим сравнением. Когда в прошлом веке был изобретен локомотив, группе немецких крестьян (как вспоминает один философ) объяснили его механизм, сущность его работы. Выслушав внимательно, они заявили: "И все же в нем сидит лошадь". Раз в нем сидит лошадь, значит – все ясно. Сама лошадь в объяснении не нуждается. Точно так же обстояло дело и с теми учениями, которые относили действия чело века за счет души. Если душа управляет мыслями и поступками, то все ясно. Сама душа в объяснении не нуждается.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История психологии от античности до середины ХХ в (2)

    Документ
    Психологическая наука и ее предмет Теоретическое и эмпирическое знание Предмет истории психологии Научная деятельность в трех аспектах Логика развития науки Общение – координата науки как деятельности Личность ученого Задачи истории психологии
  2. Текст взят с психологического сайта История психологии (лекции)

    Лекции
    Цель курса – сформировать у студентов систему представлений о развитии основных психологических понятий, а также – ведущих школ и направлений в психологической науке.
  3. Тугайбаева Батима Нагимовна «История психологии» М.: Ноу впо «Институт психоанализа», с. © Ноу впо «Институт психоанализа» 2009 г. © Тугайбаева Б. Н., 2009 г. Содержание Содержание I. программа курса

    Программа курса
    Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020400 «Психология» (Квалификация Психолог.
  4. Рабочая программа по дисциплине : История психологии

    Рабочая программа
    Целью курса является ознакомление студентов с основными этапами развития отечественной и зарубежной психологии, позволяющими проследить эволюцию психологических воззрений выдающихся ученых мира, выявить закономерный и системный характер
  5. Задачи истории психологии Глава II античная психология общий очерк развития античной психологической мысли воззрения на природу психического

    Документ
    образующий мысль Изменение социальной ситуации в конце XIX века УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРОФЕССОРА Университетскае психологические школы Вл.С.Соловьев: неохристианская концепция души Л.М.Лопатин: психическая жизнь как духовное творчество

Другие похожие документы..