Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российск...полностью>>
'Документ'
Используемые методы обучения - объяснительно-иллюстративный и эвристический; преобладающие организационные формы обучения - беседа и рассказ; основные...полностью>>
'Документ'
Экскурсия по Цюриху на микроавтобусе и пешком (2,5 часа)- банковский квартал; «миля страхования»; оперный театр; смотровая площадка у ФИФА; парк Долд...полностью>>
'Документ'
Опережающее задание: вопросы - вязали ли вы шали, паутинки из козьего пуха? Где брали пух? Какой пух бывает? Чем отличается? Кто учил вязать? Для кого...полностью>>

Приобщение к искусству как средство педагогической коррекции ценностных ориентаций молодых осужденных 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

ЗАУТОРОВА Эльвира Викторовна

ПРИОБЩЕНИЕ К ИСКУССТВУ

КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЫХ ОСУЖДЕННЫХ

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Ярославль

2009

Работа выполнена на кафедре социальной педагогики и организации

работы с молодежью ГОУ ВПО «Ярославский государственный

педагогический университет им. К.Д. Ушинского»

Научный консультант: заслуженный деятель науки РФ,

доктор педагогических наук, профессор

Рожков Михаил Иосифович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Басов Николай Федорович

доктор педагогических наук, профессор

Липский Игорь Адамович

доктор педагогических наук, профессор

Стурова Маргарита Павловна

Ведущая организация: ФГОУ ВПО «Академия права и управления

Федеральной службы исполнения наказаний»

(г. Рязань)

Защита состоится «26» ноября 2009 г. в ___ часов на заседании совета Д 212.307.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» в помещении 7-го учебного здания по адресу: 150000, г. Ярославль, Которосльная наб., д. 46 в, ауд. 506.

Отзывы на автореферат присылать по адресу:

150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского».

Автореферат разослан «____» октября 2009 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета С.Л. Паладьев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Изменения социально-политических, экономических отношений в российском обществе привели к массовой трансформации традиционных ценностей, доминированию потребительских тендерных интересов, стремлению к преимущественно индивидуально-рациональным целям сегодняшнего дня. Проблемы современного общества все острее ставят перед каждым молодым человеком задачу самоопределения, выработки своей активной жизненной позиции, нравственного выбора. В связи с этим и без того сложная проблема формирования и коррекции ценностных ориентаций молодых людей, находящихся в местах лишения свободы, является еще более актуальной.

В последние годы в России наблюдается тенденция увеличения рецидивной преступности среди молодежи; насчитывается 57,7% осужденных в возрасте до 29 лет от общего количества осужденных, находящихся в местах лишения свободы1. Наблюдается ухудшение криминогенного состава осужденных, характеризующихся негативной ценностно-нормативной сферой, низким значением общепризнанных социальных ценностей. Отмечается также падение общекультурного и образовательного уровня молодых осужденных, распространение в их среде тюремной субкультуры. При этом у большинства из них не сформированы умения прогнозировать свою жизнь и реализовывать поставленные цели, нести ответственность перед самим собой, своей семьей, что тесно связано с проблемами развития и содержания их экзистенциальной сферы и в значительной мере осложняет процесс исправления.

В настоящее время государством принимаются шаги, направленные на повышение эффективности борьбы с преступностью. Реформа уголовно-исполнительной системы ставит своей целью качественное изменение организации исполнения наказаний, формирование новой системы исправительного воздействия на осужденных, приведение условий отбывания наказания в соответствие с международными нормами, что предполагает гуманизацию условий отбывания наказаний, широкое привлечение общественности и средств массовой информации к процессу исправления молодых осужденных, лишенных свободы. Новым уголовно-исполнительным законодательством России усилена педагогическая направленность деятельности учреждений пенитенциарной системы. В Концепции развития социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными 2005-2010 гг. подчеркивается, что работа в исправительных учреждениях должна быть ориентирована на решение вопросов, связанных с коррекцией поведения, позитивным изменением внутренних установок и ценностных ориентаций осужденных, приобщением их к освоению и выполнению основных социальных ролей в обществе в качестве законопослушных, общественно полезных граждан.

Демократизация и гуманизация уголовно-исполнительного законодательства, непрерывное развитие отечественной педагогической науки, а также накопившиеся проблемы в деятельности исправительных учреждений обусловливают необходимость расширения их воспитательного потенциала, поиска новых подходов к исправлению преступников, активизации личностных возможностей осужденных путем специально организованной психолого-педагогической работы.

Позитивные тенденции исправительной политики сталкиваются с медленным темпом реформирования устаревших методов и технологий в практике коррекционного воспитания учреждений исполнения наказаний, вследствие чего осужденный, как правило, остается лишь объектом педагогической деятельности. Воспитательная работа слабо ориентирована на развитие субъектности молодого человека, его готовности к сознательному выбору цели жизни и понимания ее смысла, наблюдаются формализм и заорганизованность в ее проведении.

В связи с этим возрастает потребность в активизации деятельности исправительных учреждений в преодолении негативных тенденций, развитии гуманитарных, эмоциональных начал исправительного процесса, повышении готовности осужденных молодежного возраста к осознанному включению в процесс собственного нравственного развития, самостоятельной работы над собой. Важным источником субъектного развития, эмоционального и эстетического совершенствования, средством формирования и коррекции ценностных ориентаций молодых осужденных является искусство, позволяющее личности реализовать свои возможности, приобщить ее к общечеловеческим интересам, устремлениям, идеалам («учебник жизни», «источник самосовершенствования»). Искусство в концентрированном виде содержит универсальные человеческие ценности и своей образностью активно воздействует на сознание, чувства, волю людей, играет существенную роль в формировании и преобразовании аксиологической сферы личности, ее самореализации и самоопределении в мире ценностей и смыслов сегодняшней жизни.

Пенитенциарная система в целом и проблема нравственного воспитания осужденных всегда соответствовали социальному контексту конкретного исторического периода: изменение социальной ситуации влекло за собой и реформу исправительной системы. Так, сегодня в связи с гуманизацией и демократизацией уголовно-исполнительной политики возникла реальная потребность усиления воспитательной работы по коррекции ценностных ориентаций молодых осужденных, используя для этого средства искусства.

Следовательно, необходимо обеспечить разработку теории и практики специально организованного педагогического процесса, способствующего созданию условий, дающих возможность полноценного проявления личностных функций человека, развитию его рефлексивных установок в целях последующей эффективной адаптации к современным и перспективным условиям среды. В связи с этим процесс коррекции ценностных ориентаций молодых людей, находящихся в местах лишения свободы, приобретает в настоящее время характер актуальной педагогической проблемы.

Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы духовно-нравственного развития личности рассматривались на протяжении всей истории существования педагогической мысли. Воспитательную и профилактическую силу воздействия искусства на человека отмечали еще древнегреческие философы Аристотель, Демокрит, Пифагор, Платон. В трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстого и других раскрыты место и функциональная роль искусства в развитии человека. Проблема влияния различных видов искусства на личность с учетом ее возрастных особенностей нашла отражение в работах Ю.Б. Алиева, Б.В. Асафьева, Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского, В.Н. Шацкой и др.

Сущность категорий «духовность», «нравственность», «ценности», «личность» раскрыта в трудах философов Н.А. Бердяева, Л.П. Буевой, И.А. Ильина, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, В.С. Соловьева, В.П. Тугаринова и др.; социологов С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского и других; психологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова и др. В трудах педагогов М.Г. Казакиной, А.В. Кирьяковой, Т.Н. Мальковской, В.В. Серикова, А.И. Шемшуриной и других рассмотрены сущность нравственных ценностей и ценностных ориентаций, их место в структуре личности.

Современные философы, социологи и психологи (Н.С. Розов, А.В. Серый, М.С. Яницкий и др.) также обращаются к проблеме коррекции, формирования и развития ценностных ориентаций личности, рассматривая их как компонент структуры личности, характеризующий направленность и содержание активности индивида, определяющий общий подход человека к миру, себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.

Акцентируя внимание на теоретических предпосылках сущности и структуры системы ценностных ориентаций, раскрывая психологический механизм усвоения личностью моральных норм и принципов в процессе деятельности, ученые рассматривают пути совершенствования воспитательной работы, особое внимание уделяя проблемам самовоспитания, самоорганизации и саморазвития личности (А.Н. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин).

В трудах известных ученых-пенитенциаристов – И.П. Башкатова, А.В. Буданова, Е.М. Данилина, В.М. Литвишкова, А.В. Пищелко, В.М. Позднякова, А.М. Столяренко, М.П. Стуровой, Н.А. Тюгаевой, А.И. Ушатикова и др. – поднимаются проблемы осмысления теории и практики исправления правонарушителей. Исследованием смысловой сферы различных возрастных категорий осужденных занимались В.Г. Деев, А.В. Наприс, В.В. Яковлев и др. Личностный смысл выступает регулятором поведения, особенно в таких критических ситуациях, как ограничение личной свободы, отбывание наказания в условиях изоляции. Проблеме нравственного воспитания педагогически запущенных подростков в процессе музыкальной деятельности, а также рассмотрению социокультурных основ ресоциализации осужденных посвящены работы Е.Г. Багреевой; вопросы эстетического воспитания несовершеннолетних правонарушителей, лишенных свободы, с целью их исправления нашли отражение в трудах С.В. Паншиной; проблема развития эмоциональной сферы девиантных подростков средствами музыки раскрывается в работах О.М. Фалетровой; теме использования искусства в коррекционной работе с осужденными посвящены публикации зарубежных авторов – М. Либманн, К. Тисдейл, К. Каррелл и др.

Между тем в отечественной пенитенциарной педагогике отсутствует теоретическая и всесторонне обоснованная система педагогической коррекции ценностных ориентации молодых осужденных с позиции рефлексивно-деятельностного подхода, учитывающая специфику исправительных учреждений. Рассмотрены отдельные методы формирования ценностных ориентаций лишенных свободы, однако до настоящего времени не проводилось исследований, в которых в комплексе рассматривался бы вопрос использования воспитательного потенциала искусства в процессе коррекции личностных образований молодого осужденного, формирования его смысложизненных ориентаций. Остаются неразработанными сущность, содержание и методика данного процесса, не выявлены пути его совершенствования. Все это препятствует изменению сложившейся ситуации в исправительных учреждениях, снижает результативность воспитательного процесса в органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Эти факты позволяют говорить о наличии основных противоречий, сложившихся к настоящему времени в теории и практике коррекции ценностных ориентаций молодых осужденных в условиях лишения свободы:

- между возрастающими требованиями современного общества к гуманизации и демократизации воспитательного процесса и существующей организацией данного процесса в исправительных учреждениях, не обеспечивающей необходимого уровня развития экзистенциальной сферы личности осужденного;

- между задачей коррекции ценностной сферы молодых людей, лишенных свободы, и слабой ориентацией на ее решение в практике исправительного процесса, недостаточной разработанностью педагогического инструментария для определения уровня сформированности ценностных ориентаций молодых осужденных;

- между высоким духовно-нравственным потенциалом искусства, признанием его коррекционно-развивающего и воспитательного потенциала и неразработанностью методики его использования в условиях исправительного учреждения, имеющего отрицательно-разрушающую специфику негативной субкультуры;

- между необходимостью в научном осмыслении инновационных процессов исправительной практики и отсутствием исследований по целому ряду актуальных проблем использования искусства в процессе педагогической коррекции ценностных ориентаций молодых осужденных, связанных с удовлетворением их потребностей в самореализации, осознанным отношением к жизни во всех ее проявлениях;

- между социальными ожиданиями высокой эффективности исправительного процесса, гуманизации субъект-субъектных отношений и недостаточной профессиональной подготовкой сотрудников к работе с молодыми осужденными в парадигме экзистенциальной педагогики.

Выявленные противоречия, актуальность и недостаточная теоретическая разработанность определили проблему исследования: каковы теоретико-методические основы использования возможностей искусства в педагогической коррекции ценностных ориентаций молодых осужденных, лишенных свободы?

Решение выявленной проблемы составляет цель данного исследования.

Объект исследования: процесс коррекции ценностных ориентаций молодых осужденных, находящихся в исправительных учреждениях ФСИН России.

Предмет исследования: теоретико-методические основы процесса приобщения к искусству как средства педагогической коррекции ценностных ориентаций молодых осужденных.

Основная идея исследования заключается в рефлексивно-деятельностном подходе, определяющем стратегию процесса приобщения к искусству как средства педагогической коррекции ценностных ориентаций молодых осужденных, способствующем развитию осознанного отношения человека к своей жизни и предполагающем, что в центре воспитания стоит личность, сама осуществляющая выбор адекватных ей видов и форм деятельности для удовлетворения потребностей своего развития.

Гипотеза исследования. Мы исходили из предположения о том, что использование искусства в педагогической коррекции ценностных ориентаций молодых осужденных, лишенных свободы, приобретает действенный, управляемый, эффективный характер и способствует их исправлению, если его стратегию определяет рефлексивно-деятельностный подход, в рамках которого:

- искусство является средством формирования ценностных ориентиров, личностной самореализации и повышения самооценки осужденного; произведения искусства помогают молодому человеку понять смысловую сферу своего поведения и своих поступков, справляться с отрицательными эмоциональными состояниями;

- стимулируется самостоятельность, творчество и развитие рефлексивной позиции молодых осужденных на основе выделения ценностно-смысловых ориентиров; система представлений о высших ценностях базируется на центральных экзистенциалах, отраженных в произведениях различных видов искусства, – свобода, демократизм, достоинство, честь, ответственность, совесть, стыд, любовь, добро, вера, воля, добродетель, творчество;

- отработана и реализована концепция приобщения к искусству молодых осужденных в процессе педагогической коррекции их ценностных ориентаций, в центре которой находятся личность и ее экзистенциальная сфера, обеспечивающая направленность исправительного процесса;

- обеспечена реализация принципов личностно значимой доминанты, доступности восприятия произведений искусства, активизации сопереживания в процессе приобщения к искусству, актуализации ситуации на основе художественного материала, эстетизации среды учреждения через включение осужденных в художественно-творческую деятельность, принципа рефлексивности;

- разработана модель приобщения к искусству молодых осужденных в процессе педагогической коррекции их ценностных ориентаций, и на основе ее построена система деятельности сотрудников по организации данного процесса, учитывающая особенности спецконтингента и отражающая многосторонность данного процесса;

- ведущими условиями освоения молодыми осужденными нравственного опыта выступают создание творческо-развивающей среды (признание субъектной позиции; построение субъект-субъектных отношений; обеспечение свободного выбора и ответственности в художественно-творческой деятельности в соответствии с интересами молодых людей), разработанность и применимость методики коррекции ценностных ориентаций личности средствами искусства, целенаправленная подготовка сотрудников в парадигме экзистенциальной педагогики.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Разработать теоретико-методические основания исследования процесса приобщения к искусству как средства педагогической коррекции ценностных ориентаций молодых осужденных в условиях гуманизации уголовно-исполнительной системы.

2. Исследовать педагогический феномен приобщения к искусству как средства педагогической коррекции ценностных ориентаций молодых осужденных в местах лишения свободы в процессе его исторического становления в России и за рубежом.

3. Раскрыть сущность рефлексивно-деятельностного подхода к пониманию процесса приобщения к искусству как средства педагогической коррекции ценностных ориентаций молодых осужденных в условиях изоляции.

4. Обосновать концептуальные положения процесса приобщения к искусству как средства педагогической коррекции ценностных ориентаций молодых осужденных, уточнить содержание и специфику его основных компонентов в условиях лишения свободы.

5. Разработать модель процесса приобщения к искусству как средства педагогической коррекции ценностных ориентаций молодых осужденных, определить ее структуру, содержание, компоненты, разработать научно-методический инструментарий и осуществить проверку ее положений в пенитенциарной практике.

6. Разработать и обосновать критерии сформированности ценностных ориентаций молодых осужденных, лишенных свободы, и осуществить проверку их эффективности в процессе педагогической коррекции средствами искусства.

Методологическую основу исследования составляют учения о личности как субъекте культуры, о природной и социокультурной обусловленности развития личности, идеи гуманизации, демократизации и гуманитаризации воспитательного процесса (К.А. Абульханова-Славская, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Л.П. Буева, Я. Корчак, Т.Н. Мальковская, А.А. Мелик-Пашаев, Н.Д. Никандров, М.И. Рожков, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Н.Е.  Щуркова и др.); экзистенциональное учение (А.Н. Леонтьев, Ж.-П. Сартр, В. Франкл, Г.П. Щедровицкий) и разработанный на его основе экзистенциональный подход в педагогике (М.И. Рожков); психолого-педагогические учения о закономерностях формирования, развития и воспитания личности, изучения человека как ценности и целостного существа в его взаимодействии с окружающим миром, теория социализации человека (Ю.К. Бабанский, Н.Ф. Басов, Л.В. Байбородова, В.Н. Белкина, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, И.А. Липский, Т.В. Машарова, А.В. Мудрик, М.И. Рожков и др.), социального и педагогического взаимодействия (В.М. Басова, А.Н. Аверьянов, Л.В. Байбородова, Х.Й. Лийметс, М.С. Каган, Л.И. Новикова, А.И. Тимонин и др.); представления о творчестве как способе развития человека в культуре (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.С. Лихачев, М.С. Каган, В.А. Разумный, Б.М. Теплов и др.), выводы и данные комплекса научных дисциплин, исследующих проблемы исправления человека в специфических условиях лишения свободы (Ю.М. Антонян, С.А. Ветошкин, В.М. Литвишков, А.В. Пищелко, А.М. Столяренко, М.П. Стурова, Н.А. Тюгаева и др.).

Теоретической базой исследования послужили: концепция человека как высшей духовной ценности, творца культуры (Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский и др.); работы, в которых содержится научный анализ природы деятельности субъекта, развития творческой активности личности и ее индивидуальности (Б.Г. Ананьев, Г.С. Батищев, Л.И. Божович, Л.П. Буева, О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк, В.В. Давыдов, М.С. Каган, Ф.И. Кевля, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Г.Н. Филонов, Д.Б. Эльконин, Э.Г. Юдин и др.); исследования проблем рефлексии в трудах Б.З. Вульфова, А.В. Карпова, М.И. Рожкова, а также места и значения искусства и его функций в жизнедеятельности человека (Т.С. Злотникова, М.С. Каган, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Л.А. Рапацкая, Н.А. Терентьева, Л.В. Школяр и др.). Значимые ориентиры для нашего исследования содержат труды по педагогической аксиологии (В.А. Караковский, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сластенин и др.); по теории воспитательных систем (Л.В. Байбородова, Е.В. Бондаревская, Б.3. Вульфов, В.А. Караковский, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, С.Л. Паладьев, Н.Л. Селиванова и др.); исследования рефлексии и подходы ее реализации в педагогической деятельности (Б.З. Вульфов, В.В. Давыдов, А.В. Карпов, С.Ю. Степанов и др.).

Важное значение для исследования имеют труды ученых, посвященные проблемам художественной педагогики (Ю.Б. Алиев, Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, В.А. Разумный и др.). Изучая психологические аспекты воспитания личности, мы опираемся на исследования Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др.

В своей работе мы руководствовались исследованиями в области пенитенциарной педагогики: нравственное воспитание осужденных и разработка системы воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях (Г.П. Байдаков, С.А. Ветошкин, В.М. Литвишков, А.В. Пищелко, А.М. Столяренко, М.П. Стурова, Н.А. Тюгаева); определение механизмов исправления лиц, лишенных свободы (Ю.М. Антонян, С.А. Беличева, В.Г. Деев, М.Г. Детков, В.И. Поздняков, В.И. Хомлюк); проблемы формирования профессионализма сотрудников уголовно-исполнительной системы и деятельности педагогического коллектива пенитенциарного учреждения (В.И. Белослудцев, А.В. Буданов, М.Г. Дебольский, В.Б. Первозванский, В.Ф. Пирожков).

В процессе работы над исследованием был использован комплекс методов, взаимодополняющих друг друга. Теоретические методы: историографический, анализ психолого-педагогической литературы, монографических материалов, учебно-методической документации, сравнение, обобщение, моделирование. Эмпирические методы: педагогическое наблюдение, диагностические (анкетирование, тестирование, беседа), метод обобщения независимых характеристик, анализ продуктов творческой деятельности молодых осужденных. Для обработки данных использовались количественные и качественные методики, методы математической статистики. Основным методом являлась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой были получены новые научные данные, проверенные на практике.

Эмпирическую базу исследования составили:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Нравственно-эстетическое воспитание осужденных

    Диссертация
    Защита состоится «06» октября 2011 г. в 14.30 часов на заседании диссертационного совета ДМ 203.002.05 при Академии управления МВД России по адресу: 125171, г.
  2. Преодоление подростковой делинквентности средствами креативной педагогики 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Защита состоится 28 октября 2010 г. в 10 час. на заседании диссертационного совета Д 212.274.01 при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет» по адресу: 625003, г.
  3. Народная игра как средство социально- нравственного воспитания младших школьников и подростков (на материале традиционных игровых практик Кубани) 13. 00. 01. общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Защита состоится 18 декабря 2009 г. в 12.00 часов на заседании диссертаци­онного совета Д 212.104.01 в Курском государственном университете по адре­су: 305 , г.
  4. Проводимой в рамках Программы темпус IV витебск, 6 8 октября 2010 г. Витебск уо «вгу им. П. М. Машерова» 2010

    Документ
    ректор, доктор мед. наук, профессор А.П. Солодков; проректор по научной работе, доктор биол. наук, профессор И.М. Прищепа; проректор по учебной работе, канд.
  5. Воспитание самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    Диссертация
    Актуальность исследования. Современное общество требует от нынешнего поколения различных личностных качеств, одним из которых является самостоятельность.

Другие похожие документы..