Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В статті подано історичний екскурс державотворення в Україні, зокрема останнього 12-річного періоду 1991-2003 рр. Констатується, що за 12 років незале...полностью>>
'Лекции'
Синтез - соединение различных элементов в единое целое (систему), т.е. другими словами комплекс работ по созданию системы. Производится на этапе прое...полностью>>
'Документ'
Туреччина – ісламська держава в Західній Азії і Європі. Площа країни – 781 тис. км. кв. Населення – 65 млн. чол. Столиця – . Форма правління – респуб...полностью>>
'Закон'
Відповідно до статті 255 Кодексу України про адміністративні правопорушення та статей 7, 8, 9, 11, 12, 13 Закону України "Про державне регулюван...полностью>>

Пояснительная записка к курсу «История России XX -начало XXI века»

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Пояснительная записка к курсу «История России XX –начало XXI века »

Рабочая учебная программа по курсу истории в 9 классе составлена на основе Программы Минобрнауки России для общеобразовательных школ по соответствующему федеральному базисному плану, утвержденному Министерством образования РФ 2004г. и соответствует федеральному компоненту стандарта 2004 года. На изучение данного курса отведено 68 часов, 2 часа в неделю.

Особенности изучения истории в 9 классе:

  • широкое, привлечение исторической литературы и источников. Школьники знакомятся с историческими версиями и оценками, анализируют документы, учатся определять и аргументировать свое отношение к историческим и современным событиям и их участникам.

  • использование знаний и умений, полученных на уроках обществознания.

  • построение курса по проблемно-хронологическому или проблемному принципу. В основном темы выделяются для истории России. В то же время проводится со­поставительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной и всеобщей истории.

  • наличие тем, отведенных для изучения исторических событий родного края, что дает возможность учителю использовать этот вариант и планиро­вать собственное содержание истории Чувашии – 5 часов

  • Широкое использование ИКТ

Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, проверочные работы, сравнительные таблицы, выступления на семинарах, рефера­тивные работы, электронные презентации и сообщения учащихся.

Формы итоговой аттестации: контрольная работа -5 часов.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы и, соответственно, тематиче­ского планирования, находятся в соответствии с Примерной программой на основе федерально­го компонента государственного стандарта общего образования.

Рабочие программы ориентированы на следующие основные цели и задачи курса:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и сво­бодам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с раз­личными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями, толерантности

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии, формирование толерантного отношения к пред­ставителям других народов и стран.

  • совершенствование и расширение круга общих учебных умений, навыков и способов деятельности (развитие умения самостоятельно и мотивированно орга­низовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элемен­ты причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, со­поставления, оценки и классификации объектов изучения.

При составлений рабочей программы использован следующий учебно-методический ком­плекс:

1) История России XX –начало XXI века. 9 класс. А.А.Данилов- Москва, Просвещение, 2008

2) История Чувашии. В.Д.Данилов, Б.И.Павлов- Чув.кн. изд., 2003

Разработал программу учитель истории Илларионова Любовь Юрьевна

Список ЦОР

1.Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия 19-20вв.

2.История России 20 век в 4 частях

3 .От Кремля до рейхстага

4 ЕГЭ история

5. Новейшее время Кирилла и Мефодия

Название

раздела

Тема урока

Кол

ч.

Тип урока

Элементы содержания.

Основные понятия

Требования к уровню подготовки обучающихся

(результат)

ЦОР. Используемое оборудование

Вид

контроля. Изме-рители

Элементы доп.

Содержан.

Домашнее

задание

Дата проведения

Пл

Факт.

1

Россия

на ру-

беже

XIX-

XX вв.

11ч.

Госу-

во и рос-

сийское

общество в к.

ХГХ – н. XX в.

1

лекцияс элемента-ми бесе-

ды

Территор. структура Росс. империи в н.XX в., характеристика ее населения. Политич. система России в н. XX в. Особенности рос. модерниза-ии. Положение основн. классов и социальных слоев. Гос. символы, индустриальное общество, образ жизни, соц.структура

Иметь представление о террит. структуре России н. XX в. и многонац. составе ее населения.

Знать особенности росс. вариан-

та модернизации. Уметь давать характеристику полит. строю и соц. структуре российского общества в начале XX в.

§ 1 , вопро-

сы и зада-

ния, с. 12

2

Экономи

ческое

развитие

страны

1

Комбин.

Особенности промыш. и аграрного

развития России на рубеже веков. Политика модернизации «сверху». Гос. капитализм. Формирование монополий. С. Ю. Витте. Влияние иностранного капитала. Монополия, формы монополий, многоукладная экономика

Иметь представление об осо-бенностях эконом. развития России. Знать о причинах и формах гос.вмешательства в экономику, о влиянии иностр. капитала на развитие росс. промышленности. Знать особен- ности развития с/х в н. XX в.

Тесты, устный опрос

Анализ

диаграмм

§ 2, вопро-

сы и зада-

ния, с, 18-

19

3

Общест-

венно-

полит. развитие

России

в 1894-

1904гг

1

Комб.

Николай II: личность монарха в оценках историков. Борьба в верх-них эшелонах власти. Нарастание противоречий между властью и обществом. Либеральные проекты П. Д. СвятополкМирского. Особен-ности росс. многопартийности. Программа и тактика полит. партий.

Политическая партия,

многопартийность

Уметь давать характеристику Николаю II. Иметь представление об основном противоречии полит. системы - между форми-рующимся гражданским обществом и самодержавной властью. Уметь характеризовать перспективы развития Россиив контексте Витте-Плеве. Уметь анализировать программы партий

Таблица

«Монополии

в России

начала

XX в.»

Тесты, устный опрос

«Зубатов-

ский со-

циализм»

§ 3, вопро-

сы и зада-

ния, зап. таблицу «Полит. партии России»

4

Внешняя

политика

Русско-

японская

война

1904-

1905 гг.

1

Комб.

Основные направления внеш. политики России на рубеже XIX-

XX вв. Гаагская конференция. Даль-невосточная политика. Начало рус.-японской войны. Падение Порт-Артура. Ход войны. Сближение России и Англии. Агрессия, аннексия, всеобщее разоружение, гегемония, контрибуция, эскалация

Иметь представление об основных внеш-еполит. приоритетах в нач.XX в., экспансионистских устремлениях на Д. Востоке при сохранении мира и стабильности в Европе. Знать предпосылки,

ход, причины поражения и влияние русско-японской войны

на ситуацию в стране

ЭУ-№1,

2 Карта №13 (1)

Тесты, устный опрос

П.4, таблица

«со-бытия рус.яп. войны», под. к пров.

п.1-4

5

Первая российская рево-люция. Реформы политической системы

1

Лекция с элементамиэвристической беседы

Причины революции 1905 г. «Кровавое воскресение». Развитие революции весной и летом 1905г. Возникновение Советов. Восстания в армиии на флоте. Всероссийская октябрьская политическая стачка. Формир. монарх. и либер.-полит. партий. Декабрьское вооруж. восстание. Полит. реформа 1906 г.1 и 2 Гос.дума. Итоги революции.

Знать причины, этапы и итоги революции 1905-1907 гг, основные социально-экономические и по­литические противоречия, иметь представление о работе первой и второй Гос. Думы и появлении системы политических партий, анализировать возможности развития Российской империи как конститу­ционной монархии

ЭУ-№1,

Карта №12 (1)

Проверочная работа

Манифест 17 октяб-

ря. Мо-

нархич. и черносо­тенное

движения

П..5, итоги революции

6

Экономи

ческие

реформы

1

Комбинир.

П. А. Столыпин: личность, деятельность. Оценка современников и историков. Суть столыпинской аграрной реформы и ее итоги. Разрушение общины и переселенческая политика.

Иметь представление

о реформах Столыпина как об определенной трансформации революции «снизу» в революцию «сверху».

Карта №12 (1)

Тесты, устный опрос

П.4, итоги столып. реформы

7

Политич.жизнь в 1907-14г.

1

Комб.

3 и 4 Госдума, новый избират. закон. Нарастание революц. настроений

Знать состав и деятельность 3 и4 Госдумы, причины нарастания революц. настроений

Тесты, устный опрос

П.7, отв. на вопр.

8

Духовная жизнь Серебряного века

1

Комб.

Духовное состояние общества. Основные открытия и достижения науки, культуры.Символизм, импрессионизм, реализм, акмеизм, футуризм, модерн

Знать основные открытия и достижения науки, просвещения, литературы, живописи, скульптуры, музыки, театра, кино, особенности основных направлений культуры

Тесты, устный опрос, работа по карте

П.8, зап. таблицу

9

Россия в первой мировой войне

1

Лекция с элементами беседы

Складывание межгос-ых блоков – Тройств. союза и Антанты. Причины, начало 1 мировой войны. Война и общество. Основные военные действия на Вост. и Зап. фронте. Перестройка экономики. Приближение кризиса. Брусилов. прорыв, позиц. война, кризис власти

Знать причины втягивания России в мировую войну. Уметь анализиро­вать отношения партий к войне. Знать цели воюющих сторон, ход военных действий на Вост. и Зап. фронте в 1914-1916г., анализировать влияние 1мир. войны на внутреннее положение в стране

ЭУ-№1,

Карта №15(1)

Работа по карте

П.9, заполн. таблицу»Военные действия на Вост. фронте»

10

Чувашия в нач. 20в.

1

Урок-иследован.

Особенности развития чувашского народа. Города Чувашии. Социально-экономическое, культурное, политическое развитие

Знать особ. развития чув. народа, основные достижения культуры и главные задачи в развитии

Карта

№12

(1),10

(4)

Самостоятельная работа

История Чувашии

11

Кон. раб. «Россия. на рубеже 19-20в.»

1

Повтор. гл.1

Материал раздела «Россия и мир в н.20в.»

Знать основные понятия раздела «Россия и мир в н.20в.»

ЭУ №4

Контрольная работа

12-14

Великая российская революция 1917-1921

гг.

Свержение монар-хии. Россия весной-летом 1917г. Октябрьская революция

3

Комбинированный

Причины Фев. революции. Револ. события 1917г. в Петрограде. Образование новых органов власти. Отречение Николая II. Падение монархии. Двоевластие. Политика Времен. Правительства. Политические партии после Февраля. «Апрельские тезисы» Ленина. Апрельский, июньский, июльский кризис. Корниловский «мятеж», коалиционное правительство. Подготовка и проведение вооруж. восстания в Петрограде. 2 съезд Советов. Декреты о мире, о земле. Аннексия ,декрет, контрибуция

Знать причины Февр. революции, причины установления и суть двоевластия. Уметь характеризовать внутр.и внеш. Политику Времен. правительства, ход, характер и итоги революции. Знать альтернативы

развития страны. Уметь показать своеобразие и противоречия развития полит. процесссов от Февраля к Октябрю, анализировать эволюцию тактич. линии большевиков. Знать причины их победы, Знать содержание 1-х декретов

ЭУ-№1,2

Карта

№14

(1)

Тесты, устный опрос, работа по карте

А. Ф. Ке-

ренский.

Положе

ние на нац. ок-

раинах.

Начало

распада

рос. гос-сти

П.10-12,., отв. на вопр.

15

Формирование советской государственности

1

Комб.

Создание новых органов власти. Судьба Учредительно-го собрания. III съезд Советов. Рас-пад коалиц. Совет. правительства. Первые мероприятия в промышлен-ности. Выступление левых эсеров.

Знать причины и суть измене-ниявзглядов большевистского руководства на проблемы Учред. собрания, мировой революции

и революц. войны. Уметь пока-зать эволюцию экономической политики

Тесты, устный опрос, работа по карте

Вос-

станов. Патриар

шества.

П.13. подг. к пров по п.10-13

16-18

Начало гражданской войны. На фронтах гражданской войны . Экономическая политика красных и белых

3

Комбинированный

Причины и основные этапы Граждан. войны. Первые выступления против сов.власти. Формирование Белого движения. Создание Красной Армии.

Выступление чехословацкого корпуса. «Демократическая контрреволюция». Вост.фронт. Красный и белый террор. Крестьянство в годы войны. Южный фронт. Поход на Петроград. Интервенция. Война с Польшей. Разгром Врангеля. Итоги Гражданской войны. Политика военного коммунизма. Эконом. политика белых. Реформ. деятельность Врангеля.

Знать причины и сущность Гражданской войны, ее основные этапы, события.Уметь характеризовать эволюцию взглядов Ленина на принципы

построения пролетарских вооружен. сил, раскрывать цели и полит.программу Белого движения. Уметь определять

социальный состав Белого движения. Уметь анализировать позицию меньшевиков и эсеров. Знать специфику войны России с Польшей. Знать итоги войны

ЭУ-№1,2

Карта

№14(1)

Проверочная работа

Л, В. Фрунзе.

С. М. Бу-

дённый

А. В. Колчак.

А. И. Дени-кин.

П.Н.Врангель.

Н. И. Махно

П.14-16, отв. на вопр.

19

Эконом. и полит. кризис нач. 20-х

1

Комб.

Социально-эконом. и полит. кризис 1920-21 гг. «Малая» Гражданская вой-на. Причины поражения белых и побе-ды красных. X съезд РКП(б).

Уметь раскрывать сущность и основ.

проявления эконом. и полит. кризиса большевистского режима в нач. 1920-х гг.Знать основные положения политики военного коммунизма

Тесты,устный опрос

Кресть. выступ-ления.

Голод

1921 г.

П.17, подг. к контр. по гл.1

20

Чувашия в 1917г.

1

Урок-исследов.

Февральская и октябрьская революция. Новые органы власти

Знать основные события, деятелей, итоги февральской и октябрьской революции 1917г. в Чувашии

Карта

№12

(1),10(4)

Самостоятельная работа

История Чувашии

21

Кон. раб. «Великая рос.революция»

1

Повторение гл.2

Материал раздела «Великая российская революция 1917-1921гг.»

Знать основные понятия раздела «Великая российская революция 1917-1921гг.»

ЭУ №4

Контрольная работа

22

СССР на пути строительства нового общества

Переход

к нэпу

1

Изуч. нового материала

Причины перехода к новой экономии-ческой политике. Основные направле-ния нэпа. Экономические итоги нэпа. Советское общество в годы нэпа.Экон. противоречия нэпа. Хлебозаготовит. кри-зис. План ГОЭЛРО. Начало восстановле-ния экономики. Свертывание нэпа. Продналог, хозрасчет, концессия.

Знать причины перехода и сущ-ность нэпа, основные эконом. меро-

приятия нэпа, анализировать эволюциювзглядов Ленина на сущнось нэпа, противоречия нэпа.

Сравнит.

таблица

«Военн.

комму-

низм

и нэп»

Троц-

кий.

Зи

новьев.

Бухарин

П.18, зап. табл.

23

Образование СССР

1

Комб.

Национальные окраины в Гражданской войне. Предпосылки объединения соц.республик. Две формы объединения: автономизация и федерация. Образование СССР. Первая Конституция СССР 1924г. Национальная политика и межнациональные отношения. Автономия, суверенитет, федерация

Знать причины, предпосылки и принципы построения СССР, особенности Гражданской войны на окраинах нашей страны. Знать положения

1 Конституции СССР, характеризовать национальную политику и межнациональные отношения в 1920-е гг.

Карта №16

(1)

Тесты

устный опрос

П.19, отв.ра вопр.

24

Международ. по-

ложение и внеш. по-

литика СССР

в 20-е гг.

1

Комб.

Преодоление дипломат. изоляции. Генуэзская конференция. Рапалль-ский мирный договор. «Полоса признания». Соглашения со странами Востока Дипломатические конфликты с западными странами. Мировая революция., «полоса признания»

Знать причины сближения сов. России с Германией. Уметь характеризовать противоречивость сов. внешней политики 1920-х гг Знать факты экон. сотрудничества России с капит. гос-ми, со странами Востока, причины соз-дания, суть Коминтерна

Карта №25(1)

Тесты

устный опрос

Комин-терна

Поддержка

револ.

движений

П. 20. отв. на вопр.

25

Политич. развитие

СССР

в 20-е гг.

1

Комб.

Сращивание гос. и партийного

аппарата. Утверждение однопарт. Полит. системы. Основное противоречие нэпа. Противостояние Сталина и Троцкого. «Правый уклон». Внутрипартийная борьба. «Правый уклон», троцкизм

Знать содержание резолюции X съезда РКП (б) «О единстве пар-ии».Уметь характеризовать основ. противоречия нэпа, уяс-нить суть борьбы в большев. руководстве после смерти Ленина

и причины возвышения Сталина

ЭУ-№1,

Тесты

устный опрос

П.21, отв. на вопр.

26

Духовная

жизнь

СССР

в 20-е гг.

1

Комб.

Многообразие культур. жизни в 20-е гг. Борьба с неграмотностью. Стро-ительство сов. школы. Власть и интеллиген­ция. Парт. кон­троль над духовной жизнью. «Сменовеховство». Большевики и церковь. Начало «нового» искусства. Теория проле-тарскойкультуры.

Знать о причинах идеологич. нас-тупления на культуру,о перестройке народ­ного образования. Уметь характеризовать взаимоотношения власти и интеллигенции, власти и церкви. Знать достиженияи потери русскойкультуры в 1920-е гг.

ЭУ-№1,

Тесты

устный опрос

П. 22, краткий конспект, подг. к пров. по п.18-22

27-28

Социалистическая индустриализация. Коолективизация сельского хозяйства

2

Комбирир.

Особенности индустриализации. Советская модель модернизации. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. 1и 2пятилетний план. Положение рабочих. Стахановское движение. Форсирован. индустриализация Причины,цели, методы и результаты коллективизации с/х. Раскулачивание.«Головокружение от успехов». Роль партии в жизни гос-ва. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Власть партийно-гос-го аппарата. Роль идеологии. Формирование «культа личности» Сталина. Массовые репрессии. Показательные судебные процессы.

Знать цели, задачи и особенности индустриализации в СССР.Уметь анализировать эконом,соц, и полит. последствия индустриализации, понимать истоки трудового героизма советских людей в годы 1 пятилеток. Знать причины и сущность перехода к политике сплошной коллективизации. Уметь анализировать ее эконом, соц, и полит. результаты Иметь пред-ставление о сущности полит.системы в СССР в 1930г. Уметь характеризовать роль ВКП(б) в жизни гос-ва. Знать примеры, последствия репрессивной политики Сталина.

Карта №17(1)

ЭУ №1

Тесты, устный опрос

П.23,24, отв. на вопр.

29

Политическая сис

тема

СССР

в 30-е гг.

1

Комб.

Роль партии в жизни гос-ва. Форми-рвание централизован (командной) системы управления экономикой. Власть партий-гос. аппарата. Роль

идеологии. Формирование «культа личности» Сталина. Массовые репрессии. Показательные судебные процессы. ГУЛАГ

Иметь представление о сущности полит. системы в СССР в 1930-е гг. Уметь характеризовать роль ВКП(б) в жизни государства

и общества. Знать примеры ре-

прессивной политики Сталина.

Уметь анализировать ее последствия

Тесты, устный опрос

Конституция

1936г.

Нацио-

Нальная поли-тика

П.25. отв. на вопр.

30

Духовная

жизнь

СССР

в 30-е г.

1

Комб.

Развитие образования. Власть и наука. Научные достижения. Социа-лист. реализм. Советский кинематограф. Музыкаль­ное и изобраз. искусство. Литература и театр.

«Культурная революция», метод социалистического реализма

Знать сущность «культурной революции» в СССР в 1930-е г., ее субъек. и объ­ект. предпосыл-ки, последствия. Знать достиженияи противоречия развития совет науки.Уметь анализировать утверждение соц.реализма во всех сферах культ. жизни

Тесты, устный опрос

Утвержде-

ние марк-

сист.

идеологии

П.26, крат. конспект

31

Внешняя поли-тика

СССР

в 30-е гг.

1

Комбир.

Изменение внешнепол. курса СССР.Курс Коминтерна на создание единого антифашистского фронта. Вступление СССР в Лигу Наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Советско-англо-французские перего-воры. Война в Испании. Дальневост. политика СССР. Совет-герм. пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-41 гг. Расшир. территор. СССР.

Знать причины и сущность изменения внешн. политики СССР в 1930г. Уметь анализиро­вать взаимосвязь внутренней и внешней политики совет. руководства. Знать причины и сущность изменения внешней политики

СССР в 1930г. Уметь анализиро­вать взаимосвязь внутренней и внешней политики сов.руководства

Карта №25(1)

ЭУ №1

Тесты, устный опрос, работа по карте

Создание и деятель

ность Ко

минтерна

П. 27, подг. к контр.раб по гл.3

32

Кон. раб. «СССР на путях строит. нов. об-щества»

1

Повтор. гл.3

Материал раздела «СССР на пути строительства нового общества»

Знать основные понятия раздела «СССР на пути строительства нового общества»

ЭУ №4

33

Чувашия в 20-30-е гг.

1

исследование

Особенности развития чувашского народа. Социально-экономическое, культурное, политическое развитие

Знать особ. развития чув. народа, основные достижения культуры и главные задачи в развитии

Карта№12(1), 10(4)

Самостоятельная работа

История Чувашии

34

Вторая мировая война. Великая Отечественная война

Агрессия гитлеровской Германии

1

Изуч. нов. матер.

Начало 2 мировой войны. Этапы войны. Агрессия Германии в Европе. Странная война. Операция «Морской лев»

Знать причины, этапы 2 мировой войны, ход военных действий в Европе

ЭУ-№1,

Карта №18(1), 11(2)

Работа по карте

Блицкриг, «Морской лев»

П.22. отв. на вопр.

35

СССР накануне ВОВ.

1

Комб.

Анализ событий конца 30-х – нач. 40-х гг. в стране и мире. Начало 2 мир. войны. Советско-фин. война 1939-40 гг. СССР и Прибалтика. СССР накануне ВОВ. Мероприятия по укреп. обороноспособности страны, секрет. протоколы, план «Барбаросса», план «Ост», блицкриг, «странная война»

Уметь анализ. глубину опасности, нависшую над Родиной и ее народами накануне ВОВ. Знать содержание и суть советско-герм. договора о ненападении и секретных протоколов к нему, прич. и итоги войны с Финляндией, суть планов «Барбаросса», «Ост»

ЭУ-№1,3,

Карта №18(1), 11(2)

Тесты, устный опрос, работа по карте

П.28, отв. на вопр.

36-37

Начало ВеликойОтечественной войны. Немецкое наступление 1942г. и предпосылки коренного пере-лома

2

Комб.Просмотр х/ф

«Барбаросса», «Битва за Москву»

Начало войны. 1941г. Силы и планы сторон. Нападение Германии и ее союзников на СССР. Периоды ВОв. Оборонит. сражения. Героизм защитников Брест. крепости. Провал плана «молниеносной войны». Результат репрессий, неподготов-ленность Красн. Армии к началу войны. Массов. отступление вглубь территории. Поражения Кр. Армии в нач. период войны. Москов. сражение. Организация обороны Ленинграда. Блокада, всеобщ. мобилизация Ситу-ация на фронте весной 1942г. Планы сторон. Нем. наступление летом 1942г.

Понимать справедливый и освободительный характер войны СССР с Германией. Знать цели «похода на восток» фашистской Германии, иметь представление об основных периодах ВОв. Уметь анализировать причины неудач Красной Армии в начальный период войны. Знать ход военных

действий конца 1941г. Знать факты героической обороны Москвы и Ленинграда

ЭУ-№3, 1

Карта №18(1), 11(2)

фильмы «Барбаросса», «Битва за Москву»

Тесты, устный опрос, работа по карте

П.29, 30. запол. таблицу, под. к пров.

38

Советский тыл в Великой Отечественной войне

1

Комб.

Совет. общество в 1 период войны. Военн.-эконом.положение страны. Переход промыш-сти на военные рельсы. Создание промыш.базы на Востоке. Строительство заводов-дублеров. Эвакуация населения. Соц. политика в годы войны. Сов. искусст-во. Образование и наука.

Знать соц.- эконом. предпосылки коренного перелома в ходе войны. Уметь показывать роль и значение совет. тыла в достижении победы над врагом, иметь представление о развитии образования и науки в годы войны, о самоотверженности деятелей культуры и искусства

ЭУ-№2, 1

Проверочная работа

Эвакуация

Промыш-сти.

Церковь

в годы

войны

П. 31, кратк. конспект

39-40

Коренной перелом

2

Комб.

Просмотр х/ф «Штрафбат», «Сталинградская битва»,«Курская битва»

Сталин. битва. Героизм защитников города. Начало корен. перелома в ходе войны. Нем. оккупац. режим. Партиз. и подпольное движения. Итоги 1 этапа войны. Антигитлер. коалиция. Битва за Кавказ летом1942г. Разгром фашистских войск под Сталинградом. Частичный прорыв блокады Ленинграда. Битва на Курской дуге. Значение коренного перелома. Теге-ранская конференция.

Знать развитие ситуации на фронте весной 1942г., о силах и планах сторон на воен. кампанию 1942г, итоги 1 этапа войны, складывание предпосылок для корен. перелома в ходе войны, осн. даты и развитие событий во время Сталин. битвы, причины размаха партиз. и подпол. движения, социально- эконом. предпосылки корен. перелома в ходе войны, значение разгрома немец. войск под Сталинг. Уметь анализ. события корен. перелома в ходе ВОв: сражения на Курско- Орлов. направлении, значение Тегеран. конфер. и итоги 2 периода войны

ЭУ-№3,1 Карта №18(1), 11(2), 3/2(2) DVD

«Штрафбат», фильмы«Сталинградская битва»,

«Курская битва»

Тесты, устный опрос, работа по карте

П.32, отв. на вопр., подг. к пров.

41

Народы

СССР

в борьбе

с немец.

фашизмом

1

комб

Многонац. совет.народ на фронтах войны. Экономика союзных респуб-

лик в годы войны. Национальные движения в годы войны. Национа-

листические организации. Национальная политика советского

руководства в годы войны. Депортация.

Иметь представление о вкладе многонац. народа СССР в победу над фашизмом. Уметь анализировать межнац. Отношения и нац. политику СССР. Знать о национ. движениях в годы войны и спо-собах их подавления, иметь представление о морально-пол. единстве сов. общества в годы войны

Проверочная работа

Украин. на-

Ционалисты, РОА

П. 33. отв. на вопр.

42

СССР

на завер-

шающем

этапе Второй мировой войны

1

Комб.

Просмотр х/ф «Судьба человека»

Военно-стратегическая обстановка к началу1944г. «Десять сталинских ударов». Освобождение территории СССР. Встречи «Большой тройки», их роль в организации борьбы против фашизма и послевоенном устройстве Европы. Берлинская операция. Капитуляция Германии. Подписание в Потсдаме документов о капитуляции. Победа советских войск над Японией. Значение победы антигитлеровской коалиции. Роль СССР во 2 мир. войне

Знать военно-стратегическую обстановку к началу

1944г., ход основных операций Краской Армии в 1944 г. Уметь раскрывать освободительный характер европейского похода Красной Армии, роль СССР

в разгроме вооруженных

сил в Японии, анализировать значение Ялтинской и Потдамской конференций. Знать историческое

значение победы

ЭУ №1,5 Карта №18(1), 11(2),3/2(2), DVD

«Судьба человека»

Проверочная работа

Помощь СССР по ленд-

лизу, атомные бом-бардировки Японии

П. 34, полг. к контр. по гл.4

43

Чувашия в годы ВОв

1

исследование

Боевые подвиги уроженцев Чувашии и Красноармейского района в годы Великой Отечественной войны, Подвиг тружеников тыла. В.В.Васильев- герой Советского Союза из Красноармейского района

Знать наших земляков-героев Вел. Отеч. войны, уметь оценивать их вклад в общую победу. Знать роль этой войны в истории семьи, боевой путь и подвиги, работу в тылу своих родных

Презентации учащихся

История Чувашии

44

Кон. раб. «ВОв. 2 мировая война»

1

Повтор.гл.4

Материал раздела «ВОв. Вторая мировая война»

Знать основные понятия раздела

« ВОв. Вторая мировая война»

ЭУ №4

45

СССР в 1945-1953

гг.

Восстановление экономики

1

Изучение нового материала

Послевоенное состояние экономики. Программа и источники восстановления народного хозяйства. Сельское хозяйство после войны. Факторы быстрого выхода из разрухи. Курс на «закручивание гаек». Диспро-порции в структуре индустриального производства. Развертывание ВПК. Дефицитная экономика,репарации, репатриация, ВПК

Иметь полное представление о характере экономического ущерба и численности людских потерь за военный период. Уметь анализировать различные точки зрения в советском руководстве на перспективы развития экономики и поиск путей ее реформирования.

Знать примеры героич. усилий советского народа по восстановлению экономики

ЭУ №1

Карта №10(2)

П.35, отв. на вопр.

46

Политическое развитие СССР

1

Комбин.

Изменение общественно-политической атмосферы в СССР после войны. Победа как фактор послевоенного международного и внутриполитического развития. Изменения в структурах власти. Новый виток репрессий. Национальная политика. Нарастание в обществе критических настроений.

Уметь анализировать альтернативы общественно-

политического развития страны (демократическую и тоталитарную) в послевоенный период. Уметь раскрывать причины и характер

изменений в структурах власти, борьбы с инакомыслием усиления репрессий. характеризовать особенности нац. политики

ЭУ №1

Тесты, устный опрос

Отноше

ние к людям, быв-

шим на

окуп.

террито

рии. «Дело

врачей»

П.36, отв. на вопр.

47

Идеология и культура

1

Комбин.

Восстановление «железного занавеса». Нереализованные надежды на ослабление партийно-идеологического

пресса. Духовная атмосфера в советском обществе после победы в ВОв. Идеологические кампании конца 1940-х -нач. 1950-х гг. Научные дискуссии. Развитие литературы и искусства конца 1940-х – нач.1950-х гг. «Железный занавес», космополитизм

Иметь представление о про-тиворечивых процессах в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период, о характере научных дискуссий, возрождении системы образования, успехах в области художественной культуры.

Знать конкретные примеры достижений в области литературы и искусства

Карта №17(2)

Тесты, устный опрос

П. 37, отв. на вопр.

48

Внешняя

политика

СССР

в 1945-

1953 гг.

1

Комб.

Изменение междун. отношений после войны. Страны-победители. Создание ООН. Истоки «холодной войны». Влияние СССР на междун. политику. Образование военных блоков. Корейская война. Начало противостояния СССР и США.. ООН, план Маршалла, доктрина Трумэна, воен. блок, НАТО, ОВД

Знать истоки и сущность «холодной войны». Уметь характеризовать и анализировать

развитие отношений СССР с западными странами. Знать причины обострения отношений

СССР и США

ЭУ №5

Тесты, устный опрос

Изобретение и ис-

пытания

ядерн.

оружия в СССР

П.38. подг. к пров по гл.5

49

СССР в 1953-середине 60-х

гг.

Изменения политической системы

1

Комб.

Борьба за власть после смерти И. В. Сталина. Укрепление законности и правопорядка. Реформаторская деятельность Хрущева. Начало реабилитации жертв массовых репрессий. XX съезд КПСС, его роль

в судьбах страны. Разоблачение «культа личности» Сталина. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР».Ротация, волюнтаризм, реабилитация, общенародное гос-во

Иметь представление о возможных альтернативах политического развития после смерти Сталина. Уметь анализировать противоречивость политики партии в данный период.

Уметь давать оценку Хрущеву как политическому деятелю. Знать основные идеи доклада Хрущева на XX съезде КПСС

ЭУ №1

Тесты, устный опрос

Г. М. Ма-

ленков,

Л. П. Берия

П.39, отв. на вопр.

50

Экономика СССР в 1953-1964гг.

2

Комб.

Поиск путей совершенствования управления производством. Экономический курс Маленкова. С/х политика Хрущева. Развитие промышленности. Социальная политика. Противоречивость и незавершенность большинства намеченных реформ Хрущева. Интенсификация, научно-технический прогресс, предприятия группы А, Б, целина, экстенс. путь развития, социальная напряженность

Уметь показывать причины необходимости экономических реформ в стране.

Уметь анализиро­вать альтернативные пути развития экономики. Знать примеры новаций 1953-64 гг. Знать результаты

социальной политики

и противоречия экономического развития в СССР в 1953-1964 гг.

Тесты, устный опрос

Анализ

диаграмм.

Продо-

вольствен-

ные труд­ности

П.40, отв.на вопр.

51

«Оттепель» в духовной жизни

1

Комб.

Предпосылки и значение преодоления сталинизма в области духовной жизни. «Оттепель».Особенности развития отечественной науки. Достижения науки и техники. Освоение космоса. Атомная энергетика. Развитие образования. Политика власти в области образо­вания. Достижения со­ветской культуры. «Оттепель», формализм, политех. школа

Иметь представление о путях преодоления сталинизма в области духовной жизни. Знать и уметь характеризовать конкретные примеры развития науки и техники. Уметь анализировать достижения советской культуры, доминирование социалистического реализма в произведениях искусства

ЭУ №1

Тесты, устный опрос

П 41, кратк. конспект

52

Политика мирно-го сосу-щество-вания:

успехи и проти

воречия

1

Комб.

Политика мирного сосуществова-ния. Поиск новой стратегии. Отношения с Западом, Проблемы разоружения. СССР и соц. лагерь. «Третий мир» во внешней поли­тике СССР. ОВД. СЭВ. Венгерский

кризис 1956 г. Карибский кризис 1962 г. Их международные послед-

ствия. Движение неприсоединения, Венгерский, Карибский кризис

Уметь анализировать междунар.

положение СССР в 1950-х гг., возможные альтернативы раз-вития внеш. политики. Знать ошибки и противоречия внеш. политики иметь представления о проблемах разоружения, об отношениях СССР со странами соцлагеря и странами «третьего мира», причины и ход развития

Тесты, устный опрос

П.42. подг. к пров. по гл.6

53

СССР в сер. 60-х-сер.

80-х гг..

Консервация политического режима

1

Комб.

Замедление темпов эконом. развития и эффективности общественного производства. Негативные тенденции в общественной жизни. Отставка Хрущева. Возвышение Брежнева. Партноменклатура в системе совет. общества. Укрепление роли армии, органов безопасности. Ресталинизация, застой, диссиденты , неосталинизм

Иметь представление об усилении позиций партийно-гос. номенклатуры.

Знать особенности смещения Хрущева в октябре 1964 г., факты изменения политики, основные положения Конституции СССР 1977г.

Проверочная работа

Тесты, устный опрос

Брежневская Конституция, Л.И.Брежнев и его личность

П.43, основ. положения Конституции

54

Экономика «развитого социализма»

1

Комб.

Хозяйственная реформа сер. 60-х гг. Ориентация на развитие ТЭК. Освоение новых районов. Стройки века. Роль ВПК. Наращивание эко-

Ном. Потенциала союзных республик. «Застой» в эконом. развитии. Снижение темпов НТП. Ухудшение положения в с/х. Социальная политика.

Теневая экономика, продоволь. программа, товарный голод, социалистическое соревнование, стагнация, лимитчики, самооку-паемость, хозрасчет, экон. стимулы

Уметь анализировать изменения советской экономической системы в середине 1960-х.Уметь раскрывать

основные направления экономической реформы 1965 г.и причины неудач

ее осуществления. Знать сущность нарастания застойных явлений в экономике и социальной сфере

Тесты. Устный опрос

Зарождение теневой эко-

номики

Обострение демо-

граф. ситу-ации

П.44. отв. на вопр.

55

Общественная жизнь в сер.60-х-сер.80-х гг.

1

Комб.

Концепция «развитого социализма». Новое влияние в культурной жизни после XX съезда. Активизация деятельности творческой интел­лигенции.. Сложность и проти-воречивость культурной жизни. Концепция «развитого социализма», «магнитофонная революция», «антисистема», диссидент

Иметь представление об изменениях в общественной жизни СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг., причинах формирования предпосылок для создания альтернативных идеологических и политических структур. Знать причины зарождения диссидентского движения

ЭУ №1

Тесты, устный опрос

Шестидесят-ники.

Первые

диссиденты.Са-харов. Солже-ницын.

П.45, кратк. конспект

56

Политика раз-рядки

надежды

и резуль-

таты

1

Комб.

Осн. направления внеш. политики Доктрина» Брежнева. Пражская весна 1968 г. Отношения СССР и Запада. Проблема полит. партнерства. СССР и соцстраны. Воен.-эк. сотрудничество. Противостояние двух сверхдержав. Обострение межд. напряженности в 1пол.80-х . Регион. конфликты. Афганская война. Разрядка межд. напряженности, военно-стратег. паритет, ракеты средней дальности, биполярный мир, «доктрина» Брежнева

Иметь представления о предпосылках разрядки международной напряженности. о достижении военно-стратегического паритета между Востоком и Западом, о пери-

одах нарастания и спада напряженности

Тесты, устный опрос

Обострение

совет-

китай

отношений.

СБСЕ

П. 46, подг. к пров. по гл.7

57

Перестройка в СССР (1985-1991)

Реформа политической системы

1

Комб.

Обострение социально-экономической ситуации в конце 80-х - начале 90-х. «Кадровая революция». Реформа 1988 г. Политические лозунги перестройки. Формирование многопартийности. Национальная политика и межнаци-ональные отношения. Августовский политический кризис 1991 г. и, его последствия. Распад СССР.

Иметь представление о предпо-сылках и неизбежности радикаль-ной реформы советской полити-ческой системы. Уметь анали-зировать альтернативные пути ее осуществления.Знать факты нац. политики в да нный период. Знать значение политического кризиса 1991 г.. распада СССР.

ЭУ №1

Проверочная работа

Ю.В.Андропов, М.С.Горбачев – первый президент.

П.47, отв. на вопр..

58

Экономические реформы 1985-1991гг.

1

Комб.

Дискуссия о темпах и путях перехода к рыночным отношениям. Альтернат. варианты выхода из эконом. кризиса. Курс на «ускорение». Эконом. реформа 1987г. 2 этап экономич. реформы. Программма «500 дней». Зарождение фермерства, кооператив. движение. Падение уровня жизни сов. людей. Ускорение, рыноч. экономика, арендный подряд, кооперация, демонополизация, децентрализация, разгосударствление, акционирование.

Сформировать убеждение в неизбежности радикального

обновления советской экономической системы.

Знать об альтернативных вариантах экономических реформ в стране. Знать причины неудач экономиического развития в данный период, о концепции регу-лируемого рынка и положениях программы «500 дней»

Тесты, устный опрос

Аварияна Черно-

быльской

АЭС

П.48. отв. на вопр.

59

Политика гласности: достижения и издержки

1

Комб.

Гласность. Демократизация полит. жизни. Взаимосвязь процессов демократизации и реформ в экономике. Рост социальной напряженности. Политика «гласности», ее влияние на изменение атмосферы в обществе. Рост социальной активности населения. Возникновение и деятельность общественных движений. Развитие литературы и искусства в период «гласности».Свобода слова, демократизация, реабилитация

Уметь определять сущность политики «гласности», показывать противоречивость и непоследовательность действий властей на данном направлении.

Уметь анализировать влияние нового политического курса на развитие отечественной культуры и изменение духовного климата в обществе

ЭУ №1

Тесты, устный опрос

П. 49, отв. на вопр.

60

Внешняя политика СССР в 1985-1991гг.

1

Комб.

Курс на демократизацию всех сфер жизни общества. «Новое политическое мышление». Разблокирование регион. конфликтов. Распад соц. системы. Образование СНГ. Завершение

«Холодной войны». Результаты политики «нового мышления». Формирование суверен. рос. государ-ственности, этапы. Демилитаризация, разоружение, регион. конфликты, концепция нового мышления

Иметь представление о причинах изменения концептуальных основ советской внешней политики, ее основных направлениях, результатах и последствиях. Знать основные положения политики «нового мышления». Причины и последствия распада социали-стической системы.

Тесты, устный опрос

Рос-

пуск СЭВ

и ОВД

П.15. отв. на вопр, подг. к пров. по гл. 8

61

Россия в конце 20-начале 21в.

Российская экономика на пути к рынку

1

Комб.

Переход к рыночной экономике. Эконом. реформы 1992-93г. Прива-тизация. Трудности и противоречия пе­рехода России к рыноч­ной экономике. Социальная поляризация общества, причины и проявления. Характерные черты различных социальных групп. Характерные черты современной российской экономики. Приватизация, ЕТС оплаты труда, конвертируемость валюты, валютный коридор, макроэкономическая стабилизация, «шоковая терапия», дефолт, ваучер. Политические последствия октябрьских событий 1993г. Принятие Конституции РФ

Иметь представление о состоянии экономики к концу 1991г..о содержании различных планов перехода России к рынку, программах Гайдара и экономическом курсе правительства Черномырдина. Уметь характери-зовать состояние экономики России в 1998г. Знать принципиальные отличия новой политической системы России, действующей согласно Конституции 1993г. от советской модели организации власти. Знать причины экономического кризиса, его последствия

ЭУ №1

Проверочная работа

Е. Т. Гайдар.

В. С. Черно-мырдин

П.51, отв. на вопр.

62

Политическая жизнь в 1992-1999г.

1

Комб.

Политич. последствия октябрьских событий 1993 г. Принятие Конституции РФ. Российская многопартийность. Российский парламентаризм. Перевыборы Ельцина 1996 г.Власть и оппозиция 1996-1999: противостояние, поиски путей конструктивного диалога. Правовое гос-во, парламент., презид. республика, пол. кризис

Знать принцип. отличия новой

Полит. системы России, действующей по Конституции 1993 г.,от совет. модели организации власти. Знать изменения в нац. политике, анализировать причины. Знать развитие событий 1 чеченской войны, факты складывания многопартийного устройства парламента РФ

Тесты, устный опрос

Выборы в ГосДу-му

1995г.

Чечен.

конфликт

П 52, отв. на вопр.

63

Духовная жизнь России

1

Комб.

Истор. Условия развития культуры в период распада СССР и становления нового общества. Развитие публицистики. Кинематограф,

музыка, театр.ИЗО. Роль СМИ в жизни общества. Многоконфессиональность в совр.России. Кон-цептуализм, ностальгия, постмо-дернизм, публицистика, идеолог. многообразие, традиц. религии

Уметь определять истор. пред-посылки и основные направления перемен в духов. Жизни общес-тва в 1990-е гг. Знать противор. характер протекавших в этой сфере процессов. Уметь показывать эволюцию взаимоотношений власти и интеллигенции в новых условиях. Знать о формировании независимых от власти СМИ.

ЭУ №1

Тесты, устный опрос

Новые течения в искусстве

П. 53. крат. конспект

64

Строительство обновленной Федерации

1

Комб.

Строительство обновлен. Федерации. Народы и регионы России

после распада СССР. Федеративный договор. Конституция 1993 г. о принципах федерат. устройства.На- растание противоречий между центром и регионами. Развитие чеченского конфликта. Результаты

федерат. строительства в 1990-е гг.

Суверенитет, федерация

Иметь представление о межнац.

отношениях после распада СССР. Уметь анализировать нац. политику государства в 1990-е гг. Знать содержание положений Федерат. договора и Конституц. 1993 г. о принципах федер. устройства РФ. Знать о развитии и мерах преодоления сепарат. настроений внутри страны

Тесты, устный опрос

П. 54, отв. на вопр.

65

Геополитическое положение и внешняя политика России

1

Комб.

Россия и интеграц. процессы в сов-ремен. мире. Приоритеты внешней политики РФ на рубеже XX- XXI вв. Россия и СНГ. Смягчение напряженности между Востоком и

Западом. Россия и НАТО. Россия и Евросоюз. «Прозрачные границы»,

многополярная система

Иметь представлениео радикальном изменении геополит. положе- ния России после распада СССР, о причинах изменения внешне-

политического курса. Знать об основных направлениях внешней политики РФ, об отношениях России о странами СНГ и Запада

Тесты, устный опрос

П. 55, отв. на вопр.

66

Россия в начале 21в.

1

Комб.

Кризис испол. власти. Смена Пра-вительств. Уход в отставку Ельцина. Президент. выборы 2000 г. В. В. Путин. Курс на укрепление гос-ти. Полит. реформы. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые гос. символы России. Эконом. подъем и соц. стабильность. Усиление борьбы с терроризмом. Разрешение чеч.проблемы. Разработка новой внешнепол. стратегии. 2 президентский срок В. В. Путина. Единое законод. пространство

Знать причины неизбежной корректировки внутренней и

внешней политики России на современном этапе, анализировать политику Путина как политику обеспечения гражданского согласия и единства общества Знать государственные символы Росийской Федерации

Тесты, устный опрос

П. 56, подг. к итов. повторению

67

Чувашия во 2 пол. 20-н. 21в.

1

Исследование

Экономическое, политическое, социальное, культурное развитие Чувашии во 2 пол 20-нач. 21в.

Знать особенности эконом., полит, соц., культ. развитие Чувашии во 2 пол. 20-нач. 21в.

История Чувашии

68

Итог. пов.-

обобщ.

урок

1

Пов.

Об.

урок

Итоги и уроки развития страны в XX в. Материал курса «История России XX – начало XXI в.»

Знать основные положения материала курса «История

России XX - началоXXI в.»

Итог.

контр.

работа



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа курса «История России XX начала XXI вв.»

    Рабочая программа курса
    Рабочая программа курса «История России XX - начала XXI вв.» составлена на основе Федеральной примерной программы по истории 2005 г. ( Вестник образования.
  2. Программа история России. XX начало XXI века. 9 класс (68 ч)

    Программа
    Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2010) и адаптирована к учебнику: Данилов А.А., Косулина Л.
  3. Рабочая программа по курсу: «История России XX начала X xi вв.» (11 класс) Учитель Юдина Т. Д. 2008 год

    Рабочая программа
    Рабочая программа по курсу «История России XX - начало XXIвв.» разработана в целях модернизации исторического образования в рамках разработки государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения для старшей
  4. Календарно-тематическое планирование курса «история россии» Пояснительная записка Класс

    Календарно-тематическое планирование
    План составлен в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. – Программы общеобразовательных учреждений.
  5. Усов Сергей Григорьевич 2010г пояснительная записка (1)

    Пояснительная записка
    Курс «История России. XX - начало XXI века» предназначен для учащихся, изучающих историю в 11 классе средних общеобразовательных учебных заведений в ходе второго концентра обучения (базовый уровень).

Другие похожие документы..