Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекции'
В буквальном смысле слова политология есть наука о политике, т.е. об особой сфере жизнедеятельности людей, свя­занной с властными отношениями, с госу...полностью>>
'Документ'
Примечание. При составлении акта с участием представителя завода - изготовителя в п. 5 указываются мероприятия по устранению дефектов или укомплектова...полностью>>
'Документ'
Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства; объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны ...полностью>>
'Рабочая программа'
и совершенствования технологических процессов; осуществление мер по предупреждению попадания вредных веществ в окружающую среду путем создания эффекти...полностью>>

Кузьминова Татьяна Владимировна, учитель истории и граждановедения школы №124 г. Самары, исследователь программы «Мозаика граждановедения» методическая разработка

Главная > Методическая разработка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Кузьминова Татьяна Владимировна, учитель истории и граждановедения школы № 124 г. Самары, исследователь программы «Мозаика граждановедения»

Методическая разработка урока

Тема: Виды уголовных наказаний

Цели и задачи урока: -сформировать у учащихся представление о видах уголовных наказаний в разных странах

- развивать мыслительные способности учащихся (анализировать источники, факты, графические материалы т.д.);
- развивать навыки групповой работы;
- развивать опыт публичных выступлений.

Ресурсы:

Уголловный Кодекс РФ.- М.: 2004

Основы жизненного самоопределения. Под ред. Дмитриевой Э.Я. Учебное пособие для старшеклассников. - Самара:1996.

Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 7 классов, их родителей и учителей.- М.: 1999

Ресурсы сети Интернет: /docs/rlex/uk/uk9.htm#43

Ход занятия.

Организация урока:

Класс делится на групп 9: одна из которых группа экспертов (учащихся получивших предварительное задание, исследовательского характера: "Виды наказаний в США", "Из истории наказаний ", "Динамика количества заключенных в различных странах мира") и рабочих групп.

Вступительное слово учителя.

Сегодня нам предстоит познакомиться с существующим мировым опытом в системе уголовных наказаний, понять тенденции развития данной проблемы в современной ситуации реформирования уголовного законодательства РФ и США и высказать свою точку зрения на эти процессы.

  • Наказание сейчас является основным ответом общества на преступление и заключается в ограничении прав и свобод осуждённого.

  • Перед вами блок документов других раздаточных материалов. Обратитесь к документу №1.

  • Задание 1. Определить с какой целью общество ограничивает права и свободы осужденных. (документ №1)

  • Вариант возможного ответа: Общество считает, что наказание достигает следующих целей (ст. 43 УК, ст. 2 УИК) Р.Ф.:

*восстановление социальной справедливости,

*исправление осуждённого,

*предупреждение новых преступлений.)

Задание 2. Заполните графу первую в таблице №1 в соответствии с документом № 2 .

Табдлица1.

Виды наказаний в РФ

Виды наказаний в США

Общее

Различчия

Вариант возможного ответа *штраф,

*лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью,

*обязательные работы,

*исправительные работы,

*ограничение свободы,

*арест,

*лишение свободы,

*смертная казнь

Задание 3. Обратитесь к документу № 3. Ответьте на вопрос : "В связи с чем в настоящее время наложен мораторий на смертную казнь в РФ?

Слово учителю : "Интересно посмотреть как с этим вопросом и в целом системой наказаний обстоят дела в странах с давними демократическими традициями, прежде всего в США".

Задание 4. На основании сообщения эксперта заполните второю колонку таблицы №1

Слово предоставляется эксперту 1 – ученику, получившему предварительное задание.

Система наказаний в США. Все наказания в Америке делятся на основные и дополнительные. К основным видам наказаний относятся:

*смертная казнь,

*лишение свободы,

*пробация,

*штраф,

К дополнительным причисляют:

* конфискация,

* лишение различных прав,

*обязывание возместить причинённый ущерб (реституция) и т. д.

Задание 5. Заполните таблицу до конца, сделав вывод о сходствах и различиях в системах наказаний РФ и США.

-Какой исторический опыт лег в основу существующих систем наказания этих стран?

Учитель предлагает обратиться к истории наказаний.

-Вспомните из курса истории Древней Руси какие виды наказаний тогда использовались.

  • Возможный вариант ответа: В древности естественным последствием «преступления» («обиды», «кривды») считалось возмещение вреда и примирение сторон.

  • - Как изменялась система наказаний с укреплением государственной власти?

  • Возможный вариант ответа:- С укреплением государственной власти, когда преступление становиться «нарушением государственных законов», уголовное право пережило «революцию». Главной задачей становится наказание преступника и устрашение всех. Сравнивая Русскую правду (11 век) с Судебниками1497 и 1550 годов, Соборным Уложением 1649 года, можно увидеть, как штрафы и выплаты заменяются смертной казнью. Пиком ужасов наказаний в России является Артикул воинский 1715 года Петра I. Сожжение, четвертование, разрывание конечностей клещами, дробление тела железом и т. д. по сути и являются смертной казнью.

  • Вывод о переходе примирения сторон к наказанию фиксируется в тетрадь, как первая "революция уголовного права".

Слово предоставляется эксперту 2 – ученику, получившему предварительное задание.

Смертная казнь существовала в США со времён первых колоний. Вот что рассказывает об этом историк закона, профессор Колумбийского университета Эбен Моглин: В колониях преимущественно судили по английским законам, а в английском законодательстве до 19 века смертную казнь давали за любое серьёзное уголовное преступление. Самым обычным наказанием было повешение. В 17 веке Массачусетсе, который был колонией пуритан, в вопросе о смертной казни законодатели абсолютно точно следовали за Ветхим Заветом. За что казнили в Библии, за то и Массачусетсе. В середине 19 века уже Англия наказывала смертной казнью только за убийство. А в Америке старые законы доползли до середины 20 века. Однако политика «устрашения» и «ликвидации» оказалась не способна даже снизить рост преступности.

Тогда возникает идея исправления преступника. Англичане Д. Говард (1726-1790) и И. Бентам (1748-1832), которые сейчас считаются основоположниками уголовно – исправительной (пенитенциарной) науки. Под влиянием подобных идей в 20 веке совершается вторая «революция» в наказании.

Записывается в тетрадь вывод о второй "революции уголовного права" , сутью которой являются замена жестоких устрашающих наказаний наказаниями "исправительными".

Учитель предлагает вспомнить курс отечественной истории советского периода.

-Провидите самые яркие примеры применения исправительных работ в СССР.

Возможный вариант ответа.

Лозунг «исправление трудом» был принят на вооружение и в СССР. Это была система ГУЛАГа. По оценкам В. Шаламова к началу Великой отечественной войны около 20 миллионов человек «перевоспитывались» рабским трудом на лесоповалах, рудниках и стойках ГУЛАГа. Общая численность заключённых ГУЛАГа неуклонно росла. и нужно помнить, что ежегодно до нескольких сотен тысяч человек расстреливали. По оценкам А. Солженицына, в сталинское время уничтожено более 60 миллионов человек, а по данным Н. Крессела (1996) – 61.9 миллиона за весь советский период (с 1917 по 1987 год).

Задание 6

В 20 веке в тюрьмы, колонии, лагеря становятся самыми распространенными видами наказаний по всему миру. Это отражает график, построенный на основании официальных данных.

К
оличество заключённых на 100 000 населения в России (СССР), США, Финляндии и Норвегии в
XX-XXI вв.

-Какой вывод на ваш взгляд можно сделать на основании данного графика?

Возможный вариант ответа. СССР был беспрецедентным лидером по количеству заключенных (сравнимым разве что с фашистской Германией).

-Можете ли вы согласиться проанализировав график с мнением К. Дж. Ланг, генерального директора исправительной системы Финляндии, что" количество заключенных имеет очень слабую связь с уровнем преступности. Количество заключенных, скорее, общим уровнем уверенности в обществе и равновесием политических сил."

Задание 7

Проанализируйте диаграмму 2.



Возможный вариант ответа. Лидером на 2003 год по числу заключенных являются США. Второю позицию занимает Россия…

Задание 8 Ролевая игра "Парламентские слушания."

На столы рабочих групп выставляются карточки с ролями:

Группа пострадавших граждан.

Группа осужденных.

Группа родственников осужденных.

Представители пенитенциарной системы

Представители СМИ

Представители МВД

Представители комитета по борьбе с терроризмом.

Группа экспертов получает карточку "Депутаты ГД"

Каждая группа должна подготовить ответы на следующие вопросы, в соответствии с обозначенной ролью:

-Следует ли государству идти по пути сохранения увеличения количества заключенных?

-Может ли наказание стать фактором сдерживающим преступность?

  • Какие виды наказаний следует заимствовать из опыта других стран?

  • Разумно ли разработка путей постепенной замены лишения свободы иными мерами социального воздействия?

Представители групп после обсуждения в группах докладывают свою точку зрения и отвечают затем на вопросы депутатов.

"Депутаты" выносят резолюцию, которая может лечь в основу "реформы" уголовного правосудия.

Заключительное слово учителя. Сегодня на уроке вы познакомились с материалами, рассказывающими о видах наказаний и росте числа заключенных в мире, которые позволили вам смоделировать настроение различных общественных групп в отношении роста числа заключенных в современной ситуации реформирования уголовного законодательства РФ и США .

Домашнее задание: найти доказательства в истории мира XXI изменения видов наказаний или ужесточения уголовного наказания в целом в зависимости от политической ситуации.

Средства обучения

Документ 1.

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ (с изменениями на 17.11.2001)

Статья 43 УК РФ. Понятие и цели наказания

1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
2. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Документ 2.

Статья 44 УК РФ. Виды наказаний.
Видами наказаний являются:
а) штраф;
б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
г) обязательные работы;
д) исправительные работы;
е) ограничение по военной службе;
ж) конфискация имущества;
з) ограничение свободы;
и) арест;
к) содержание в дисциплинарной воинской части;
л) лишение свободы на определенный срок;
м) пожизненное лишение свободы;
н) смертная казнь.

Документ 3.

В интервью DW генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер сказал : « Вступив в Совет Европы, Россия взяла на себя обязательство в законодательном порядке отменить смертную казнь, а до тех пор, пока это не произойдёт, ввести мораторий на её применение. Если Россия нарушит это одно из важнейших условий для членства в СЕ, то без последствий такое нарушение не останется».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Публичный отчет Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №124 с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Самара

    Публичный отчет
    Победителя конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках приоритетного национального проекта «Образование» 2006,

Другие похожие документы..