Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
1. Цель занятия. Изучить этиологию и патогенез острого воспаления, морфологическую характеристику, осложнения и исходы видов экссудативного воспалени...полностью>>
'Программа'
Федеральная целевая программа «Научно-технологическая база России на 2007-2012 годы» разрабатывается в соответствии с распоряжением Правительства Рос...полностью>>
'Публичный отчет'
Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумаг...полностью>>
'Программа дисциплины'
Дисциплина «Рынок ценных бумаг (Мировые фондовые рынки)» изучается на 4 курсе и включает в себя как изучение основ понимания функционирования рынка це...полностью>>

Кириченко Елена Борисовна Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования диссертация

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования РФ

Ярославский государственный педагогический

университет им. К. Д. Ушинского

На правах рукописи

Кириченко Елена Борисовна

Подготовка будущих социальных педагогов в вузе

к работе с детьми-сиротами

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Научный руководитель:

доктор педагогических наук,

профессор Байбородова Л. В.

Ярославль

2003

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………. 3

Глава I. Подготовка студентов к работе с детьми-сиротами как социально-педагогическая проблема…………………………………… 11

§ 1. Сиротство как социальный и психолого-педагогический феномен… 12

§ 2. Особенности социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами………………………………………………………………………36

§ 3. Опыт подготовки специалистов к работе с детьми-сиротами………..60

§ 4. Критерии и показатели подготовленности студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами ……………………………… 79

Выводы по главе I ………………………………………………………… 95

Глава II. Модель подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами…………………………………………………97

§ 1. Задачи и содержание подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами……………………………… 98

§ 2. Этапы подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами………………………………………………………… 112

§ 3. Опытно-экспериментальная проверка модели подготовки студентов к работе с детьми-сиротами………………………………………………… 132

Выводы по главе II …………………………………………………………157

Заключение……………………………………………………………… 159

Библиографический список……………………………………………...163

Приложения……………………………………………………………… 179

Введение

Актуальность исследования. Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка и препятствует форми­рованию у него автономности, инициативности, половой идентично­сти и др. Без этих новообразований ребенок не сможет стать субъек­том межличностных отношений и сформироваться в зрелую лич­ность. Поэтому важно выстроить систему качественной социальной, психолого-педагоги­ческой помощи и поддержки детей-сирот, которую смогут обеспечить специально подготовленные кадры.

Несмотря на увеличение количества детей, оставшихся без попечения родителей, в настоя­щее время отсутствует специальная профессиональная подготовка педагогов для работы с ними. В этой связи особую актуальность приобретает подготовка специалистов, способных оптимизировать процесс социализации де­тей-сирот, их адаптацию к жизни в обществе. На наш взгляд, данную задачу можно решить в рамках обучения студентов по специальности “Социальная педагогика”.

Проблемам профессионального развития и профессиональной подготовки кадров в области социальной педагогики и социальной работы на различных этапах и уровнях профессионального образо­вания посвящены труды В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, М.П. Гурьяновой, Н.Ю. Клименко, Р.М. Куличенко, Т.В. Лодкиной, В.Ш. Масленниковой, Г.В. Мухаметзяновой, Л.Е. Никитиной, С.В. Тетерского и др.

Важную роль имеют труды по общим вопросам профессио­нальной подготовки учителя О.А. Абдуллиной, Н.И. Болдырева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, В.А. Сласте­нина, Л.Ф. Спирина, А.И. Щербакова и др.

Существенное значение для определения ведущих позиций нашего исследования имели работы, посвященные психологическим особенностям развития детей-сирот, И.В. Дубровиной, Л.Г. Жеду­новой, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Тол­стых, И.А. Фурманова и др.

Различным аспектам социального воспитания детей, остав­шихся без попечения родителей, посвящены работы Л.В. Байборо­довой, Н.П. Ивановой, А.М. Нечаевой, Л.Я. Олиференко, М.И. Рож­кова, Г.В. Семья, Е.Е. Чепурных, Л.М. Шипицыной, Т.И. Шульги и др.

Если содержание социально-педагогической работы с детьми-сиротами достаточно активно разрабатывается, то проблема подго­товки студентов, будущих социальных педагогов, к работе с детьми-сиротами специально никем не исследовалась.

Вышеизложенное обусловливает следующие противоречия:

  • между потребностью общества решать проблемы социального воспитания детей-сирот в условиях увеличения их количества и отсутствием специально подготовленных выпускников вузов к работе с ними;

  • между необходимостью специальной подготовки социальных пе­дагогов к воспитанию детей-сирот, определяемой особенно­стями развития и социализации этой категории детей, и неразработанностью научно обоснованного теоретического и методического обеспе­чения подготовки кадров данного профиля социально-педагоги­ческой деятельности.

Противоречия определили проблему исследования: каковы цели, содержание, формы и условия подготовки будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами?

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами.

Объект исследования: процесс подготовки студентов к социально-педагогической ра­боте с детьми-сиротами в рамках специальности “Социальная педа­гогика”.

Предмет исследования: комплекс педагогических средств подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами.

Гипотеза исследования. Подготовка будущих социальных педагогов к работе с детьми-сиротами будет эффективной, если

  • обучение студентов организуется на старших курсах в рамках специализации “Социально-педагогическая деятельность в детских домах и учреждениях интернатного типа”, выбору которой предшествует практическая работа студентов с детьми-сиротами;

  • осуществляется оценка пригодности студентов к работе с детьми-сиротами на основе сочетания профессиональных проб и рефлексии в процессе учебно-практической и добровольческой деятельности;

  • при определении целей, задач, содержания и форм подготовки будущих социальных педагогов в вузе учитываются особенности социализации детей-сирот, обусловленные депривационными, институциональными и педагогическими факторами;

  • подготовка студентов представляет собой поэтапный процесс формирования профессиональной педагогической позиции, которая характеризуется установкой на сотрудничество с детьми-сиротами и профессиональной компетентностью по данному профилю социально-педагогической деятельности.

Задачи исследования:

  • рассмотреть сущность сиротства в социально-педагогическом ас­пекте;

  • охарактеризовать особенности социально-педагогической дея­тельности с детьми-сиротами;

  • обосновать цели, задачи и принципы подготовки, разработать со­держание и формы подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиро­тами;

  • выявить педагогические условия подготовки студентов педагоги­ческого вуза по специальности “Социальная педагогика” к работе с детьми-сиротами.

Теоретико-методологической основой исследования явля­ются идеи гуманистической педагогики (И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский и др.), современные концепции социализации (Б.З. Вульфов, А.В. Мудрик, М.И. Рожков и др.), философские и психолого-педагогические тео­рии развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); теории педагогической деятельности и концепции развития личности педагога (О.А. Абдуллина, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, А.И. Щербаков и др.); идеи воспи­тания детей-сирот (Л.В. Байбородова, Л.Г. Жеду­нова, М.И. Рожков, Л.М. Шипицына и др.).

Методы исследования. Теоретические - анализ литературы, анализ и синтез эмпирических данных, моделирование, аналогия и обобщение; эмпирические - изучение отечественного и зарубежного опыта подготовки специалистов к работе с детьми-сиротами, опрос, на­блюдение, беседа, изучение результатов деятельности студентов, опытно-экспериментальная работа.

Использовались педагогические измерения и компьютерная об­работка эмпирических данных.

База исследования: институт педагогики и психологии Яро­славского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, детские дома и интернаты Ярославской области, заго­родные лагеря отдыха Ярославской области, Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, Высшая школа социаль­ной работы им. А. Соломон (Германия, г. Берлин), Школа для под­готовки приемных родителей (Германия, г. Берлин).

Основные этапы исследования. На первом этапе (1997 – 1999гг.) изучалась научная и учебно-методическая литература по данной проблеме, анализировался оте­чественный и зарубежный опыт подготовки специалистов к работе с детьми-сиротами, разрабатывались основные теоретические поло­жения исследования, накапливался эмпирический материал в про­цессе работы с педотрядом, выявлялись особенности социально-пе­дагогической работы с детьми-сиротами, были определены цели, за­дачи и гипотеза исследования.

На втором этапе (1999 – 2000 гг.) проводилось опытно-экспе­риментальное исследование, осуществлялись разработка и апробация про­грамм по специализации “Социально-педагогическая деятельность в детских домах и учреждениях интернатного типа”.

На третьем этапе (2000 - 2002 гг.) продолжались опытно-экспериментальная работа, подготовка студентов специальности “Социальная педагогика” к работе с детьми-сиротами, анализировались и обобщались полученные результаты, формулирова­лись выводы исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается выбо­ром методологических позиций, опирающихся на данные философ­ской, социально-педагогической, психолого-педагогической литера­туры, использованием в комплексе теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его целям, задачам, объекту и предмету; опытно-экспериментальной проверкой гипотезы, получе­нием конкретной позитивной динамики подготовленности студентов к работе с детьми-сиротами в процессе обучения в вузе.

Научная новизна исследования:

  • обоснована модель подготовки студентов педагогического вуза специальности “Социальная педагогика” к работе с детьми-сиро­тами;

  • разработаны критерии и показатели подготовленности социаль­ных педагогов к работе с детьми-сиротами;

  • определены сущность, структура, содержание и формы подго­товки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами;

  • выявлены педагогические условия и средства подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что конкретизировано содержание понятия “сиротство” в соци­ально-педагогическом аспекте; выявлены проблемы и тенденции подготовки специалистов к работе с детьми-сиротами в отечествен­ном и зарубежном опыте.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны методика диагностирования уровня подготовленности социальных педагогов к работе с детьми-сиротами; учебный план и программы обучения студентов специальности “Социальная педагогика” по специализации “Социально-педагогическая деятельность в дет­ских домах и учреждениях интернатного типа”; подготовлен спецкурс “Теоретико-методические основы соци­ально-педагогической работы с детьми, оставшимися без попече­ния родителей”, для направления 540600 “Педагогика”.

На защиту выносятся:

  • обоснование специфики социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами, которая обусловлена особенностями социализации детей-сирот и имеет абили­тационный характер;

  • модель подготовки студентов к работе с детьми-сиротами по специальности “Социальная педагогика” в рамках специализации “Социально-педагогическая деятельность в детских домах и уч­реждениях интернатного типа”, представляющая собой совокуп­ность взаимосвязанных компонентов: целевого (формирование у студентов установки на сотрудничество с детьми-сиротами; про­фессиональ­ной компетентности по данному профилю социально-педагогиче­ской работы); содержательного (социально-политиче­ская, специально-теорети­ческая, психологическая, социально-правовая, методическая виды подготовки); организационного (этапы подготовки, обусловленные ведущими задачами на каждом из них: на первом – создание условий для профессионального само­определения студентов к работе с детьми-сиротами в рамках общей системы обучения по специальности; на втором – формирование системы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятель­ности, в рамках специализации) и аналитико-результативного (оценка при­годности студентов к работе с детьми-сиротами, изучение эффек­тивности подготовки студентов с помощью наблюдения, бесед, ана­лиза, рефлексии);

  • комплекс педагогических условий подготовки студентов к работе с детьми-сиротами: отбор студентов для обучения по специализа­ции на основе профессиональных проб и рефлексии; интеграция различных видов деятельности студентов (учебная, учебно-практическая, добровольческая, исследовательская); координация действий педа­гогов, участвующих в подготовке студентов; взаимодействие вуза с образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей.

Личное участие автора заключается в разработке концепции и программы исследования, организации опытной и экспериментальной работы, создании учебно-педагогического комплекса по специализации «Социально-педагогическая деятельность в детских домах и учреждениях интернатного типа».

Апробация и внедрение результатов исследования осущест­влялись автором через публикации и выступления, отражающие ре­зультаты исследования, на открытых педагогических чтениях, по­священных К.Д. Ушинскому (1998, 1999); на ежегодных конферен­циях молодых ученых (Ярославль, 1999, 2000); на Московском слете студенческих отрядов (Москва, 1999); на Всероссийской научной конференции “Школа на рубеже веков” (Смоленск, 2000); на семи­наре социальных работников по проблемам работы с детьми деви­антного поведения (Германия, г.Гамбург, 2000); на научной конфе­ренции ученых института педагогики и психологии “Актуальные проблемы современного образования” (Ярославль, 2001); обсужда­лись на заседаниях кафедры педагогических технологий ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; через практическую педагогическую деятельность автора.

Результаты исследования нашли отражение в 10 публика­циях автора. Программы по специализации используются в институте педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, Институте раз­вития образования г. Ярославля.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения. В диссертацию включены таб­лицы, диаграммы.

Глава І. Подготовка студентов к работе с детьми-сиротами как социально-педагогическая проблема

Начать изучение вопроса подготовки студентов к работе с детьми-сиротами, необходимо с рассмотрения сущности сиротства. Именно со следствием этого социального явления связана деятельность социального педагога, работающего с детьми-сиротами. Рассмотрение феномена сиротства позволит, во-первых, обосновать значимость профессиональной подготовки специалистов к работе с данной категорией детей, во-вторых, выявить факторы, определяющие специфику данной подготовки.

Исходя из многоаспектности изучаемой проблемы и учитывая характер социально-педагогической работы с детьми-сиротами, для исследования целесообразным представляется рассмотрение феномена сиротства в двух основных аспектах: социальном и психолого-педагогическом.

Социальный педагог, профессиональная деятельность которого связана с детьми-сиротами, в своей работе неизбежно сталкивается с трудностями, обусловленными особенностями их социализации. Поэтому при подготовке социальных педагогов в педагогическом вузе необходимо учитывать специфику социально-педагогической деятельности с этой категорией детей. В связи с этим, важным, на наш взгляд, будет рассмотрение вопроса об особенностях социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами.

Социальный педагог, работающий с детьми-сиротами, должен обладать специальными теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками. Для определения специфических профессионально обусловленных требований к личности будущего социального педагога мы выделили основные критерии и показатели подготовленности студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами, что также поможет нам оценить их качество подготовки.

Мы рассмотрим отечественный и зарубежный опыт подготовки специалистов к работе с детьми-сиротами, что позволит нам определить ведущие идеи и принципы, которые необходимо учитывать при разработке модели подготовки социальных педагогов к работе с детьми-сиротами.

Таким образом, теоретический анализ проблемы подготовки студентов в вузе к социально-педагогической работе с детьми-сиротами, обеспечивает определение основных положений, на которых основывается наша исследовательская и опытно-экспериментальная работа.

§ 1. Сиротство как социальный и психолого-педагогический феномен

Подходя к изучению сиротства как социального явления, необходимо заметить, что в любом обществе всегда были, есть и будут дети, которые по различным причинам остаются без родителей, и процесс их развития происходит либо в другой семье, либо в специально созданных для этого учреждениях. Во многом дальнейшая судьба детей–сирот зависит от отношения к этой проблеме как общества, так и государства.

Анализ литературы представляет богатый материал для изучения взглядов людей, начиная с глубокой древности, на право родителей даровать жизнь своему ребенку, на причины, вызывавшие эволюцию этих взглядов, и на отношение к данному вопросу как семьи, так и государства. Заметим, что существующие в современном обществе взгляды на необходимость оказания помощи сиротам и на существующий запрет детоубийства пришли вместе с христианскими идеями. Они существенно отличались от взглядов языческих народов, свидетельствующих, что до христианской эры общественное мнение не вступало на защиту прав ребенка, покинутого родителями.

История оказания помощи детям-сиротам имеется во всех государствах, и в настоящее время можно считать установленным, что все страны в решении проблемы сиротства прошли один и тот же путь, испытав одни и те же трудности, и что до настоящего времени нигде этот вопрос не считается окончательно разрешенным.

В начале двадцатого века русский ученый М.А. Ошанин на основе изучения истории организации призрения сирот в западно-европейских странах говорил о двух подходах со стороны государства к решению проблемы сиротства: романском и протестантском [101].

При романской системе (Италия, Франция, Испания, Австрия, Россия) организация призрения находилась в ведении правительства государства, которое создавало крупные воспитательные дома с тайным приемом младенцев. При этом наблюдалось увеличение количества данных учреждений, с высоким процентом смертности в них детей. Первые учредители воспитательных домов исходили из мысли о том, что создание учреждений казалось целесообразным ради уменьшения числа детоубийств. Однако многолетним опытом выяснилось, что им приходилось воспитывать детей, родители которых были не в состоянии обеспечить своим детям возможность оставаться в семье, то есть детей из бедных семей.

«Система, при которой призрением заведует непосредственно само население, получила название «протестантской». М. Ошанин отмечает, что «результатом протестантской системы (Германия, Швейцария, Швеция, Дания) является небольшое количество воспитательных домов, медленное увеличение существующих и низкая смертность детей, которые воспитываются в частных семьях под надзором общины или местных организаций. Только при особой затруднительности в средствах правительство приходит на помощь, а организация призрения остается в ведении общины» [101. С. 26].

Современная мировая практика в области социальной защиты детей-сирот представлена разнообразными формами устройства и моделями воспитания, но все-таки бесспорным остается тот факт, что семейные формы устройства являются приоритетными в социальной политике многих стран мира и, как показывают многочисленные исследования, наиболее эффективными и благоприятными для развития осиротевшего ребенка.

В XX веке мировые войны, революции и другие социальные потрясения вызвали в большинстве стран мира (в том числе и экономически развитых) новое явление – социальное сиротство, обусловленное социально-экономическими и нравственными процессами в обществе и выражающееся в устранении родителей от их обязанностей по отношению к собственным детям [119. Т. 2]. Социальные сироты – это дети, оставшиеся без попечения родителей.

Формулировка понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дана в Законе «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В нем установлено, что дети–сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или один-единственный родитель, а дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке [89].

В этих понятиях указываются причины, по которым родители лишаются права воспитания собственных детей. В социально-педагогическом аспекте понятие «дети-сироты» отражает особенности их дальнейшего личностного развития. Наиболее благоприятной для развития детей-сирот является семья, при этом устройство в семью предполагает снятие или изменение социального статуса «сироты». Поэтому в диссертации под понятием «дети-сироты» мы подразуме­ваем категорию детей, социальное становление которых проходит в специальных образовательных учреждениях: детских домах разных типов и интернатных учреждениях.

Социальное сиротство – одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. Состояние проблемы в стране характеризуется следующими чертами.

По данным государственной статистики [31], в последние годы в России наблюдается рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Их общее количество ежегодно увеличивается на тридцать-сорок тысяч человек и перешло уже за полумиллионный рубеж. Причем лишь небольшое число детей остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлению «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях.

В центре внимания общественности стоит проблема детской безнадзорности и беспризорности. Под детской безнадзорностью понимается отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц [119. Т.1]. Крайнее проявление безнадзорности – беспризорность, то есть отсутствие у детей и подростков постоянного места жительства, определенных занятий, семейного или государственного попечения и систематического воспитательного воздействия в результате утраты родителей, ухода из семьи, бегства из воспитательного учреждения [119. Т.1].



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Бюллетень новых поступлений 2008 год (2)

    Бюллетень
    В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. Записи сделаны в формате RUSMARC с использованием программы “Руслан”.
  2. Бюллетень новых поступлений 2009 год (2)

    Бюллетень
    В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. Записи сделаны в формате RUSMARC с использованием программы “Руслан”.
  3. Бюллетень новых поступлений 2007 год (7)

    Бюллетень
    В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. Записи сделаны в формате RUSMARC с использованием программы “Руслан”.
  4. Бюллетень новых поступлений за год (1)

    Бюллетень
    Технологические процессы автоматизированного производства : метод. указ. / разраб. В.В. Капшунов. - Чита : ЧитГУ, 2008. - 31с. - б/ц. / К.х. = 2, Н.аб.
  5. Публичный отчет за 2010-2011 учебный год Общая характеристика школы

    Публичный отчет
    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением предметов им. В.П. Тихонова» Фрунзенского района г.

Другие похожие документы..