Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
После длительных взвешиваний, как и о какой акустике написать, чтобы это небыло просто статьей, информацию из которой большинство из вас не сможет ис...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая теория» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...полностью>>
'Сценарий'
Зал представлен в стиле гостиной XIX века. У стены стоит пианино, в старинном канделябре горят свечи. На изящном столе, покрытом вязанной шалью, стои...полностью>>
'Рассказ'
А А I союз 1. против. да, исе, дегиль (де), я, албуки, лякин, бельки (де), он приедет не сегодня, а завтра – ёкъса; о бугунь дегиль де ярын келир; эт...полностью>>

Введение в психиатрию психиатрия

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХИАТРИЮ

Психиатрия - медицинская дисциплина, занимающаяся изучением диагностики и лечения, этиологии, патогенеза, распространенности психических болезней и организации психиатриче­ской помощи населению.

Психиатрия - это медицинская специальность, являю­щаяся частью клинической меди­цины. Для изучения пси­хических заболеваний наряду с основными методами кли­нической меди­цины (осмотр, пальпация и аускультация) используются основные приемы для выявления и оценки психического состояния — наблюдение за больным и беседа с ним.

Большое значение для оценки состояния больного имеют сведения о его прошлой жизни, отношение к происходящим событиям, взаимоотношения с окружающими. Часто при этом выяв­ляются болезненные трактовки событий и явле­ний, и тогда речь идет не столько обанамнезе, сколько о психическом состоянии больного.

Для оценки психического состояния существенную роль играютданные объективного анам­неза, сведения, полученные от родственников больных и окружающих лиц.

В процессе развития психиатрии происходила диффе­ренциация ее разделов и как самостоя­тельные выделились детская и подростковая психиатрия, гериатрическая, су­дебная, военная психиатрия, наркология, психотерапия, которые, основываясь на общих психиатрических зна­ниях, развивают свое направление в науке и практической дея­тельности.

Все психические болезни, в том числе и психические расстройства, соматогенно обусловлен­ные, могут носить психотический, невротический и психопатический характер. По-видимому, правильнее говорить не о характере психических расстройств, а об уровне пси­хических наруше­ний.

Под психотическим уровнем психических нару­шений принято понимать такое состояние, при котором больной неадекватно оценивает себя, окружающую обста­новку, отношение внешних со­бытий к нему и к его ситуации, сопровождающееся нарушением психических реакций, по­ведения и дезорганизацией психики. Между психотическим уровнем нарушений психической деятельно­сти и психозом часто ставится знак равенства. Под психозом принято понимать болезненное рас­стройство психики, проявляющее­ся целиком или преимущественно неадекватным отражени­ем ре­ального мира с нарушением поведения, изменением различных сторон психической деятельности, обычно с воз­никновением не свойственных нормальной психике явлений (галлюцинации, бред, психомоторные и аффективные рас­стройства).

Невротический уровень расстройств психиче­ской деятельности не сопровождается измене­нием отноше­ния к происходящим событиям, характеризуется сохране­нием правильной оценки собственного состояния как болез­ненного, правильным поведением и наличием расстройств в сфере вегетативных, сенсомоторных и аффективных про­явлений. А. А. Портнов дал определение этих расстройств как нарушение непроизвольной адаптации.

Психопатический уровень психических нару­шений характеризуется стойкой дисгармонией личности, выражающейся в нарушении адаптации к окружающей сре­де из-за чрезмерной аффек­тивности и аффективной оценки окружающего. Психопатический уровень психических на­руше­ний может существовать у больного всю жизнь или возникать в связи с перенесенными заболева­ниями, при аномалиях развития личности.

Выраженные психотические расстройства (психозы) встречаются значительно реже непсихоти­ческих. Исследо­вания свидетельствуют, что на психозы приходится только около 20% всех психи­ческих расстройств. Часто психиче­ские нарушения в начале болезни проявляются вегетативными и соматическими симптомами, в связи с чем больные обращаются в первую очередь к врачам об­щей практики.

Хорошо известно, что психические травмы неблагопри­ятно влияют на течение соматических заболеваний, под влиянием неприятных переживаний нарушается сон, ухуд­шается аппетит, пони­жается активность и сопротивляемость организма болезни. Однако в периоды эмоционального подъ­ема наблюдается обычно уменьшение случаев соматических болезней, например под влия­нием патриотических чувств во время Великой Отечественной войны.

На начальных этапах развития психических заболеваний часто соматические расстройства бо­лее выражены, чем пси­хические нарушения.

К врачам общей практики чаще обращаются не только больные с начальными проявлениями психических заболе­ваний, но и больные с непсихотическими формами, при которых могут преоб­ладать вегетативные расстройства. В отличие от психотических расстройств В. А. Гиляровский предпочитал всю группу непсихотических расстройств на­зывать пограничной, а П. Б. Ганнуш­кин—малой психиатрией. В. А. Гиляровский считал, что расстрой­ства при пограничной психиат­рии находятся на грани между психической болезнью и психическим здоровьем или между психи­ческой и соматической болезнью. О. В. Кербиков пи­сал, что не существует четких границ между формами пограничной психиатрии, неврозами и психопатиями, между ними имеется много пере­ходных и смешанных состояний. Нет четких границ и между другими группами психических рас­стройств и пограничными. Это создает большие диагно­стические трудности для врачей общей практики, которые должны распознать психическое нарушение, оценить его и принять соответст­вующее решение по оказанию помощи больному.

Основные разделы современной психиатрии

От направлений в психиатрии, отражающих определен­ные теоретические концепции, следует отличать разделы или области современной психиатрии. К ним относятся следующие:

Детская, подростковая и гериатрическая психиатрия являются разделами клинической психи­атрии, посвящен­ными особенностям проявлений, течения, лечения и про­филактики психических расстройств в соответствующем воз­расте.

Наркология включает диагностику, лечение и профи­лактику алкоголизма, наркомании и ток­сикоманий. В по­следнее время в западных странах врачей, специализиру­ющихся в данной об­ласти, стали называть «аддикциониста-ми» (от англ. addiction — пристрастие).

Судебная психиатрия разрабатывает основы судебно-психиатрической экспертизы и проблемы предупреждения общественно опасных действий психически больных.

Социальная психиатрия сосредоточена на изучении роли социальных факторов в возникнове­нии, течении, лечении и профилактике психических расстройств и разработке на­учных основ ор­ганизации психиатрической помощи.

Транскультуральная (или кросс-культуральная) психи­атрия посвящена сравнительному исследованию особенно­стей психических расстройств и уровня психического здо­ровья среди раз­личных наций, культур и общественных строев.

Ортопсихиатрия объединяет подходы психиатрии, пси­хологии и других медицинских и соци­альных наук к ис­следованию и лечению нарушений поведения. Особое вни­мание уделяется про­филактическим мерам, направленным на предупреждение этих нарушений у детей.

Биологическая психиатрия — теоретическая область изучения биологических (нейрофизио­логических, биохими­ческих, иммунологических и др.) механизмов развития пси­хических рас­стройств и действия лекарственных и других биологических методов лечения.

Разделами психиатрии также являются сексопатология и суицидология (изучение причин и разработка мер по предупреждению самоубийств и суицидального поведения, предшествующего им).

Смежными с психиатрией, но особыми научными дис­циплинами являются психотерапия, ме­дицинская психоло­гия и психофармаколосия.

Психопатологические синдромы

Синдром (от греч. syndrome — скопление, стече­ние) — совокупность симптомов, объединен­ных единым па­тогенезом, закономерное сочетание продуктивных и нега­тивных симптомов. Син­дром — «совместный бег симптомов». Термин «симптомокомплекс» был предложен немецким пси­хиатром К. Кальбаумом (1863) при описании кататонии. В то время он считал кататонию от­дельным заболеванием, но позднее стало ясно, что это наиболее типичный вариант симптомоком­плекса.

Немецкому психиатру В. Гризингеру принадлежит идея, в последующем ставшая основой «единого психоза», что все проявления психических болезней являются стадиями од­ного и того же процесса, на первых этапах наблюдаются аффективные расстройства и чаще меланхолия, затем воз­никает бредовая симптоматика и как исход — слабоумие.

Отечественные психиатры С. С. Корсаков и В. П. Сер­бский стремились изучать психозы в ди­намике. В. П. Сер­бский писал, что и кататония, и гебефрения имеют общие признаки и исход в раннее слабоумие, которое Э. Крепелин рассматривал как самостоятельное заболевание.

В начале века И. Г. Оршанский при изучении острых психозов пришел к выводу, что состояние больного в каждый момент определяется не просто набором симптомов, а ком­плексом симптомов, объединенных общими закономерно­стями, и при развитии болезни происходит усложнение этих комплексов от более простых к более сложным, т. е. автор как бы повторил положение В. Гризин­гера, не устанавливая единую последовательность для всех психических болезней.

Джексон подчеркивал, что чем быстрее происходит дис-солюция, тем более выражена актив­ность слоев, непосред­ственно затронутых болезненным процессом. Он высказал идею, что психи­ческие заболевания состоят из продуктив­ных расстройств, которые обусловлены деятельностью не­поврежденных слоев нервной системы, и негативных, свя­занных и вызванных самим патологи­ческим процессом.

Если «минус-симптомы», или негативные расстройства, связаны с этиологическим фактором, представляющим но­зологическую характеристику болезни, то позитивные или продуктивные симптомы представляют собой реакцию ор­ганизма, менее специфическую и не несущую диагно­стической информации о причинах, вызвавших эти расстрой­ства. Клинически диссолюция прояв­ляется психопатологи­ческой симптоматикой.

Эти идеи были использованы в клинической синдромологии А. В. Снежневским. По нараста­нию тяжести синдро­мов им были выделены 9 кругов для продуктивных (пози­тивных) синдро­мов: 1) эмоционально-гиперестетические, ас­тенические расстройства; 2) аффективные; 3) невро­тические и деперсонализации; 4) паранойяльные и галлюцинозы;

5) галлюцинаторно-параноидные, парафренные и кататони-ческие; 6) помрачения сознания; 7) па­рамнезии; 8) судо­рожные синдромы; 9) психоорганические (рис. 1).

Для негативных расстройств А. В. Снежневским выделил 10 кругов: 1) истощаемость психической деятельности;

2) субъективно осознаваемая измененность; 3) объективно определяемые изменения личности; 4) дисгармония личности, включающая шизоидизацию; 5) снижение энергетиче­ского потенциала; 6) снижение уровня личности; 7) регресс личности; 8) амнестические расстройства; 9) тотальное сла­боумие; 10) психический маразм (рис. 2).

А. В. Снежневский писал, что при клиническом анализе синдромы искусственно изолируются и абстрагируются, а на самом деле между ними нет непреодолимых границ, каждый синдром выра­жает лишь один период непрерывного развития болезни.

Синдром как этап болезни может быть одинаковым при различных заболеваниях. Это обуслов­лено тем, что при­способление к измененным условиям жизни (болезни) до­стигается с помощью однотипных способов реагирования. Это проявляется в виде симптомов и синдромов, которые при развитии болезни усложняются и превращаются из простых в сложные или из малых в большие.

При разных заболеваниях их клиническая картина изме­няется в определенной последователь­ности, т. е. существует свойственный каждому заболеванию стереотип развития.

Выделяют общепатологический стереотип развития, свой­ственный всем болезням, и нозологи­ческий стереотип, кото­рый типичен для отдельных болезней (И. В. Давыдовский).

Общепатологический стереотип развития болезней пре­дусматривает наличие общих законо­мерностей при всех этих заболеваниях. Еще В. Гризингер пытался выделить эти зако­номерности для психических болезней, считая, что каждое заболевание начинается с депрессии, затем появля­ется бредо­вая симптоматика и заканчивается все слабоумием.

Выявлено, что на начальных этапах при прогрессирую­щих психических заболеваниях чаще об­наруживаются не­вротические расстройства, затем появляются аффективные, бредовые и психор­ганические. Иными словами, при про­грессирующих психических заболеваниях клиническая кар­тина неуклонно усложняется и углубляется. Типичным при­мером служит формирование клиниче­ских проявлений при шизофрении: на начальных этапах обнаруживаются рас­стройства невротиче­ского уровня, астенические, фобиче-ские, затем появляются аффективные расстройства, бредо­вая симптоматика, усложняющаяся галлюцинациями и псев­догаллюцинациями, синдромом Кандин­ского—Клерамбо, парафренным бредом и исходом в апатическое слабоумие.

Была сделана попытка моделирования соотношений об­щепатологических синдромов и нозоло­гических единиц с помощью системы кругов, отражающих динамику продуктивных и негативных синдромов (А. В. Снежневский). Так, продуктивные расстройства, включающие астенический, аф­фективный, невротический, бредовой и кататонический кру­ги, оценивались как характерные для шизофрении, а не­гативные шизофренические расстройства представлены кру­гами, включающими дисгармонию личности (и шизоидизацию), снижение энергетического потенциала и снижение уровня личности (IV, V, VI круги на схеме А. В. Снежневского). Нозологический диагноз учиты­вает единство продуктивных и негативных расстройств.

Общепатологические закономерности развития психиче­ских болезней обнаруживают основные тенденции. Ни про­дуктивные, ни негативные расстройства не имеют абсолют­ной нозологической специфичности, эти закономерности скорее распространяются на род болезней или группы бо­лез­ней, такие как психогенные, эндогенные и экзогенно-органические.

Следует отметить, что в каждой из указанных групп болезней имеют место все выделенные продуктивные сим­птомы. Так, при психогенных заболеваниях астенические и невротические син­дромы характерны для неврозов и не­вротических развитии личности, аффективные, бредовые, галлюцинаторные, двигательные — для реактивных психо­зов (депрессии, параноиды, ступороз­ные состояния), пре­ходящие интеллектуальные и мнестические расстройства — для истерических психозов (псевдодеменция, синдром ре­гресса психики).

При эндогенных и экзогенно-органических заболеваниях имеются все перечисленные син­дромы, однако существует определенная предпочтительность их, состоящая в наиболь­шей частоте и выраженности для той или иной группы заболеваний.

Негативные психические расстройства, несмотря на об­щепатологические закономерности фор­мирования дефекта личности в связи с болезнью, имеют неоднозначные тен­денции в группах за­болеваний.

Негативные расстройства обычно представлены следую­щими синдромами: астеническим или цереброастеническим (истощение психической деятельности, по терминологии Снежнев­ского), изменениями личности, включающими пси­хопатоподобные расстройства, причем при пси­хогенных за­болеваниях — это патохарактерологические расстройства, проявляющиеся утратой способности индивида руководить своими эмоциями и поведением при адаптации к окружающей среде. При экзогенно-органических заболеваниях не­гативные расстройства характеризуются пси­хопатоподобны­ми изменениями личности, которые проявляются чрезмер­ной насыщенностью пе­реживаний, неадекватностью по силе и выраженности эмоциональных реакций, эксплозивности и агрессивности поведения.

При эндогенных заболеваниях, особенно при шизофре­нии, изменения личности имеют по сравнению с экзогенно-органическими расстройствами противоположные тен­денции и характери­зуются эмоциональным обеднением и диссоциированностью эмоциональных проявлений, их раз­лаженностью и неадекватностью. Такой характер эмоцио­нальных нарушений получил название «стекло и дерево».

Следующий уровень негативных расстройств характеризуется снижением продуктивной деятельности за счет интеллекутально-мнестических и аффективных расстройств.

При эндогенных и экзогенно-органических заболеваниях эти расстройства также различны. Если при экзогенно-ор­ганических заболеваниях наблюдаются непосредственное снижение памяти и обеднение интеллектуальной деятель­ности, то при шизофрении эти расстройства обусловлены глубиной аффективных нарушений, апатией, абулией и само слабоумие носит название апатиче­ского слабоумия. , Принято считать, что у больных шизофренией не стра­дает память, однако хорошо известны случаи, когда боль­ные, находясь длительно в отделении, не знают имени леча­щего врача, соседей по палате, затрудняются назвать даты. Однако эти расстройства памяти не ис­тинные, а обус­ловленные аффективными нарушениями. В ситуациях, к которым у больных име­ется интерес, память оказывается сохранной.

РАССТРОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ, ВОСПРИЯТИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Ощущение - такой вид психической деятельности, который, возникая при непосредственном воздействии предметов и явлений окружающего мира на органы чувств, отражает лишь отдельные свойства этих предметов и яв­лений. Например, воспринимается только цвет или кон­систенция предмета либо звук какого-то явления и т. д. Ощущение - самый элементарный акт познаватель­ного процесса.

Восприятие - это целостное отражение тех явле­ний или предметов окружающего мира, кото­рые непосред­ственно воздействуют на наши органы чувств (человек вос­принимает цветок в це­лом, видит его цвет и форму, чув­ствует запах, тонкость его лепестков).

Одним из свойств восприятия является представление, которое позволяет удерживать информа­цию на непосредст­венном уровне.

Представление - это результат оживления об­разов или явлений, воспринимаемых ранее, в прошлом.

Представление отличается от восприятия следующими особенностями: 1) имеет более обоб­щенный характер; 2) не так четко, как восприятие, характеризуется определенной фрагментарно­стью и неустойчивостью; 3) у разных людей имеет различную степень яркости; 4) обладает субъ­ектив­ностью и индивидуальностью, а также способностью к ис­чезновению.

Являясь способностью произвольно оживлять образы ра­нее воспринятых явлений и предметов, одни представления не обеспечивают человеку сохранение знаний. Сохранение знаний — это прежде всего функция памяти.

Представления не бывают изолированными: в процессе познавательной деятельности они груп­пируются, ассоции­руются.

Ассоциация (от лат. associatio — соединение) — это связь представлений, основанная на пред­шествующем опыте, когда одно представление, возникнув в сознании, вызывает по каким-то при­знакам (сходство, близость, про­тиворечивость и т. д.) другое.

Клинические проявления

Ощущения, воприятия и представления относятся к чув­ственному познанию. Одним из видов ощущения является боль.

Расстройства чувственного познания

Расстройства, относящиеся к нарушениям, чувственного познания, называются сенестопатиями (от лат. sensus — чувство, ощущение + греч. pathos — болезнь, страдание).

Сенестопатии — патологические ощущения в виде возникающего в различных частях тела или внутренних органах неприятного, а иногда очень тягостного, мучитель­ного чувства покалывания, давления, жжения, скручивания, стягивания, не связанного с какой-либо соматической па­толо­гией.

Алгезия — расстройство чувства боли. При наличии такого'симптома обязательно следует ис­ключить какую-либо неврологическую патологию.

Анестезия — потеря чувствительности, исчезновение ощущений, что может касаться как от­дельных экстерорецеп-торов (утрата тактильной чувствительности, чаще всего на отдельных уча­стках тела, утрата зрения или слуха с одной или обеих сторон), так и нескольких сразу (например, выпа­дение слуха и зрения одновременно). При такой патологии, имеющей чаще всего истериче­скую природу, необходимы са­мое тщательное объективное обследование, в первую очередь нев­рологическое (при кожной анестезии, например, участки потери ощущений не соответствуют зо­нам иннервации), а также другие специальные методы обследования.

Гипестезия — понижение чувствительности к внешним раздражителям. Звуки воспринима­ются приглу­шенно, как бы «под сурдинку», свет кажется тусклым, краски — какими-то блёклыми, стертыми («все кругом какое-то серое и лампочка так слабо светит»).

Гиперестезия — обостроенное, усиленное чувст­венное восприятие со стороны экстерорецеп­торов, касаю­щихся как отдельных анализаторов (острое до непереноси­мости восприятие обычных запахов — гиперосмия; непереносимость обычных звуков — гиперакузия и т.д.), так и сочетания их (например» и свет, и звук кажутся очень сильными). Гиперестезия сопровождается реакцией раздра­жения.

Синестезии — особенности чувственного восприя­тия, заключающиеся в том, что внешний раздражитель, адресованный к одному анализатору, вызывает одновремен­но ответ с какого-то другого или нескольких анализаторов. Так, известный французский поэт Бодлер чувствовал в «слиянии воедино» запахи, звуки и краски («Аромат зеленый и звучный»), хотя реально ощущал в это время только запах. У другого известного французского поэта — Артюра Рембо — гласные буквы окрашивались в определенные цвета: «а» — в черный, «е» — в белый, «о» — в голубой и т.д.

Синестезии не обязательно патология, они могут встре­чаться и в норме — у одаренных музы­кантов, поэтов, художников. Они могут возникать как временная патология при действии психо­томиметических средств.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Документы к утверждению специальности косметология предложения по внесению изменений в номенклатуру (классификатор)

    Документ
    1. В целях усовершенствования подготовки врачей, повышения качества и контроля за оказанием терапевтической косметологической помощи населению просим ввести дополнение в номенклатуру врачебных и провизорских специальностей в учреждениях
  2. Документы к утверждению специальности пластическая хирургия

    Документ
    1. В целях совершенствования подготовки врачей и повышения качества оказания хирургической помощи населению просим ввести дополнение в номенклатуру врачебных и провизорских специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации,
  3. Н. Г. Введение в клиническую психиатрию (пропедевтика в психиатрии). Н. Новгород: Изд-во нгма, 1998 г. 426 с. Руководство

    Руководство
    Руководство представляет собой фундаментальный труд, полностьюпосвященный пропедевтике в психиатрии. Подробно рассматриваются се-миотика, симптомы и синдромы психических болезней, вопросы клиничес-кого исследования душевнобольных,
  4. Патопсихология является отраслью психологической науки. Ее данные имеют теоретическое и практическое значение для психологии и психиатрии

    Документ
    Патопсихология является отраслью психологической науки. Ее данные имеют теоретическое и практическое значение для психологии и психиатрии. В этом смысле ее можно причислить к прикладным областям знания.
  5. Виктор Павлович Самохвалов. Психиатрия учебное пособие

    Учебное пособие
    Учебное пособие по психиатрии для студентов медицинских университетов построен на основе программ подготовки студентов в Украине, Белоруссии и России, а также Международной классификации МКБ 10.

Другие похожие документы..