Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Город Кунгур - один из старейших городов на Урале, прекрасно сохранивший облик купеческого городка конца 19 века, знаменитый своими памятниками истори...полностью>>
'Программа'
Акулов Артём Юрьевич- старший преподаватель кафедры Пожарной безопасности в строительстве Уральского института Государственной противопожарной службы...полностью>>
'Документ'
Присоединение Марийского края к Российскому государству в середине XVI века следует рассматривать как часть сложного и длительного процесса образован...полностью>>
'Программа'
(протокол № 8) Утверждена на заседании Ученого совета Юридического факультета 9 ноября 010 г....полностью>>

Министерство Здравоохранения Украины Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин В. Н. Александровская, Л. Н. Клевец история психологии учебное пособие

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство Здравоохранения Украины

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин

В.Н. Александровская, Л.Н. Клевец

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

(учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов по предмету «Основы психологии и педагогики»)

Донецк-2009

Министерство Здравоохранения Украины

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин

Александровская В.Н., Клевец Л.Н.

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

(учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов по предмету «Основы психологии и педагогики»)

Донецк-2009

ББК88

А37

Рекомендовано к печати Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (протокол № 8 от 27.11.2009 г.)

Научные рецензенты:

Гребеньков Г.В., доктор филос. наук, профессор, полковник милиции, нач. кафедры психологии и социологии Донецкого юридического института МВД Украины.

Давыдов П.Г., кандидат филос. наук, доцент Донецкого института железнодорожного транспорта.

Александровская В.Н., Клевец Л.Н.

А37 История психологии. Учебное пособие для студентов вузов. Донецк.: «Норд-Комплект; 2009.-125 с.

В учебном пособии доступно раскрываются основные вехи и этапы становления мировой психологической мысли. Пособие охватывает в основном историю психологии европейского конти­нента. Работа написана в форме лекций и представляет собой струк­турно-логическую систему излагаемого материала.

Для студентов высших учебных заведений и всех интересу­ющихся наукой психологией.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие состоит из нескольких лекций и не пре­тендует на полный охват всех проблем и этапов развития психо­логии. В нем мы рассмотрели преимущественно развитие европей­ской психологической мысли, начиная с античности и до сере­дины XX века. Историю развития психологической науки на Во­стоке мы рассмотрим в нашем следующем учебнике.

Главная цель учебного пособия заключается прежде всего в том, чтобы помочь студенту сориентироваться в объеме и со­держании основных понятий и в научных проблемах психологии иметь представление о зарождении инновационных идей в исто­рии мировой психологии.

Учебное пособие написано в форме лекций и представляет собой структурно-логическую систему теоретического материа­ла, изложенного до нас в философской и психологической мыс­ли. Список изученных нами работ, на основе которых было напи­сано данное учебное пособие, прилагается.

ЛЕКЦИЯ №1

Тема: ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ: ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ

План:

  1. Психологическая наука, ее предмет и задачи.

  2. Теоретическое и эмпирическое знание.

  3. Логика развития науки.

  4. Общение — координата науки как деятельности.

  5. Личность ученого.

Вопрос 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА, ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ

а) Предмет истории психологии:

  • Психология как наука изучает факты, механизмы и за­кономерности психической жизни.

  • История психологии описывает и объясняет как эти фак­ты и законы открывались человеческому уму.

б) Задачи истории психологии:

- Изучение закономерностей развития знаний о психике.

Nb: Каждая эпоха имеет свою психическую картину жиз­ни. Смена эпох ведет к смене психического отражения. Закономерности этой смены изучаются историей психоло­гии.

  • Раскрытие взаимосвязи психологии с другими науками
    и их взаимообусловленность.

  • Выявление зависимости зарождения и восприятия зна­ний от социокультурного контекста, от идеологических влияний на научное творчество, от запросов общества.

- Изучение роли личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.

Вопрос 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭМПИРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ

а) Теоретическое знание систематически изложенное обобщение, позволяющее объяснять и предсказывать явления. Обобщение связано с данными опыта.

б) Эмпирическое знание процесс познания путем наблю­дений и экспериментов, требующий контакта с изуча­емыми объектами.

Вопрос 3. ЛОГИКА РАЗВИТИЯ НАУКИ

а) История развития науки подвластна определенной ло­гике. Изучает эту логику история психологии. Посколь­ку наука постоянно совершенствуется, то и средства, образующие интеллектуальные структуры, изменяются. Эта смена одного образа мышления другим происходит
закономерно.

б) Прогресс научного знания заключается в поиске и от­крытии реальных причин, доступных проверке опытом и логическим анализом.

Вопрос 4. ОБЩЕНИЕ - КООРДИНАТА НАУКИ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

а) Когнитивный аспект, т.е. внутренние познавательные ресурcы науки, неотделимы от коммуникативного.

б) Общение ученых является не только обменом информа­цией, но и процессом получения новых идей.

в) Реальное движение научного познания выступает в фор­ме диалога.

г) Язык науки живет, пока он применяется в конкретных речевых ситуациях.

Вопрос 5. ЛИЧНОСТЬ УЧЕНОГО

а) когнитивная и коммуникативная системы деятельности связаны с личностной, т.е. с творческой мыслью учено­го;

б) творческая мысль ученого, являясь самостоятельной ве­личиной, включается в коллективный исследовательс­кий труд;

в) выделяют 3 формы коллективного исследовательского
труда:

  • научно-образовательная школа;

  • школа — исследовательский коллектив;

  • школа как направление в определенной области зна­ний;

г) изучение личностных качеств ученого позволяет про­
никнуть в процесс творчества, развития новых идей.

Вывод: знакомство с историей психологии имеет не только позна­вательное значение, но и позволяет получить информацию о теориях, научных школах, выдающихся идеях и заблуж­дениях.

ЛЕКЦИЯ № 2

Тема: АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

План:

I.Общая характеристика античной психологии.

  1. Предпосылки возникновения психологического знания.

  2. Зарождение психологических знаний в недрах философии.

II.Воззрение на природу психического.

  1. Анимизм.

  2. Гилозоизм.

  3. Демокрит — древнегреческий философ.

  4. Гиппократ: учение о темпераментах.

  5. Алкмеон: мозг — орган души.

  6. Анаксагор: "ум" как начало вещей.

  7. Софисты: учителя мудрости.

  8. Сократ: "познай самого себя".

  9. Платон: душа и царство идеи.

  10. Аристотель: душа — способ организации тела.

11.Гаме — исследователь душевной жизни.

12.Филон: пневма как дыхание.

13.Плотин: понятие о рефлексии.

14.Августин: понятие о внутреннем опыте.

III. Итога развития античной психологической мысли.

Вопрос I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1) Предпосылки возникновения психологического знания

а)взаимодействие культур Древней Греции и Востока;

б)коренные изменения в материальной жизни, связан­ные с переходом от бронзы к железу в сфере производ­ства.

2) Зарождение психологических знаний в недрах философии

а) сила аккумуляции (накопление) положительного зна­ния в области математики, астрономии, географии, медицины.

Результат: укрепляется критический склад ума, растет стремление к самостоятельному логическому обоснованию мне­ний. Мысль человека больше занята обобщениями. Тот или иной вид материи выдается за первооснову мира:

воду выдавал за первооснову мира Фалес (древнегре­ческий философ);

"апейрон", т.е. неопределенное бесконечное вещество, — Анаксимандр (древнегреческий философ);

  • воздух —- Анаксимен (древнегреческий философ);

  • огонь — Гераклит (древнегреческий философ),
    б) В результате:

  • возникает не только новая картина мира, но и новая
    картина человека:

  • открывалась перспектива постижения бытия посредством
    наблюдения и логической работы ума;

- Гераклит высказал идею о связи души с космосом; за­ говорили о богине Психее, ведающей человеческими душами (ее часто изображали в виде бабочки); указанной - подчиненность всех психических явлений законам
материального мира. Эта идея навсегда влилась в ткань
научно-психологического знания.

— это были кирпичики донаучной психологии. В послед­ствии, когда будет создаваться научная психология, в XIX веке, Карл Маркс и Эмиль Дюркгейм укажут на прямую связь между психикой и общественным бытием
и общественным сознанием.

Вопрос П. ВОЗЗРЕНИЯ НА ПРИРОДУ ПСИХИЧЕСКОГО 1. Анимизм (от латинского "анима" — душа)

а) в родовом обществе все вещи имели своего сверхестественного двойника — душу. Считалось, что окружаю­щий мир зависит от произвола этих душ. Поэтому, первоначальные взгляды на душу относятся преж­де всего к воззрениям на природу вообще, а потом уже к истории психологического знания (в смысле знания о психической дея­тельности).

б) Древние греки называли душу "псюхе". Это слово дало название науке психологии.

в) Анимизм — это вера в наличие духов (душ), призраков, которые покидают человеческое тело в момент смерти и, будучи бессмертными, они странствуют по телам людей, животных и растений;

г) Интересно отметить, что уже в те далекие времена ан­тичные философы увидели в богах Олимпа такие каче­ства, как мудрость, коварство, злоба, зависть и т.д. Все зафиксировала в психо-эмоциональной системе лично­сти как психологическую норму и патологию.

2. Гилозоизм

Гилозоизм — это учение, которое пришло на смену ани­мизму:

а) усилиями древнегреческой философии миропонимание освобождалось от мифологии;

б) в гилозоизме природа осмысливалась как единое мате­риальное целое, наделенное жизнью;

в) представителем гилоизма был древнегреческий философ Гераклит (конец VI и начало V века до н.э.):

— главная мысль Гераклита заключалась в том, что "душа

- это искорка Логоса (закона)", т.е. душа, как и при­ родное бытие, развивается по одному и тому же закону космоса;

  • в заслугу философу Гераклиту можно поставить то, что
    он провел разграничение между разумом и чувствами (ощу­щениями). Интересно, что впоследствии развитие ме­дицины доказало, что левое полушарие мозга отвечает за разум и интеллект, а правое полушарие — за развитие чувственной сферы. Он считал, что разум дает "светлое"
    знание, а чувства (ощущение) — "темное" знание, т.е.
    менее отчетливое знание.

  • Однако Гераклит не противопоставлял разум и чувства и считал, что они дополняют друг друга. (Впоследствии теория философии доказала, что разум и чувства — это две ступени познания мира. Причем, чувственная сту­пень — это I ступень, а разум — это II ступень и более
    высокая.

  • Гераклит считал, что "многознание уму не научает" и тем не менее настоящий философ должен знать многое, чтобы составить правильное представление об окружа­ющем мире.

- Гераклит впервые указал на разницу между душой (или психеей, т.е. психикой) взрослого человека и ребенка. Он считал, что по мере взросления в норме душа стано­вится более "сухой и горячей". Степень влажности души влияет на ее (души, психики) познавательные способности): "сухое слияние — душа мудрейшая и наилучшая"

-утверждал он.

-Он указывал, что ребенок, у которого влажная душа,
мыслит хуже. То же самое относится и к влажной душе

пьяниц. Это потерянные души, не способные к разви­тию.

— Гераклит указал на то, что микрокосм отдельной души идентичен (соответствует) макрокосму всего мирозда­ния. Отсюда он делает вывод, что постигать себя, свою душу (свою "психею") — значит углубляться в Логос (Закон) всего миропорядка. 3. Демокрит — древнегреческий философ (460-370 гг. до н.э.).

а) идея Гераклита о том, что от "закона Логоса зависит ход вещей" получила развитие у Демокрита. Он сказал, что "душа — поток огненных атомов".

б) Его концепция: мир состоит из невидимых атомов, отли­чающихся друг от друга формой, порядком и поворотом. Человек тоже состоит из атомов, включая его тело и душу. Душа также материальна и состоит из наиболее
активных атомов, так как они должны сообщать под­вижность инертному телу.

Его выводы: душа является источником активности и энер­гии тела;

-после смерти человека душа рассеивается в воздухе, а
потому смертно не только тело, но и душа.

  • душа находится в голове (разумная часть), в груди (му­жественная часть), в печени (вожделяющая часть) и в органах чувств.

  • его теория познания: изложена в "теории истечения": атомы души, находящиеся в органах чувств, располо­жены очень близко к поверхности и могут соприкасать­ся с невидимыми копиями окружающих предметов (эй-
    долами), которые носятся в воздухе, попадая и в орга­ны чувств. Эти копии отделяются (истекают) ото всех предметов внешнего мира.

Т.е. механизм ощущений заключен в следующем:

- при соприкосновении эйдолов с атомами души проис­ходит ощущение и именно таким образом человек по­знает свойства окружающих предметов. Т.о. все наши ощу­щения (в том числе зрительные, слуховые) являются контактными

- Затем, обобщая данные нескольких органов чувств, че­ловек открывает мир, переходя на следующий уровень

- понятийный, который является результатом деятель­ности мышления. Т.е. у Демокрита — 2 ступени познава­тельного процесса — ощущение и мышление.

Nb: при этом он подчеркивал, что мышление дает нам боль­ше знаний, чем ощущения. Пример: ощущения не дают нам увидеть атомы, но путем размышления мы приходим к зак­лючению, что они должны быть и есть.

Таким образом "Теория истечений" была признана в каче­стве основы формирования наших чувственных знаний о пред­метном мире всеми материалистами Древней Греции.

Демокрит также ввел понятие "первичных и вторичных " ка­честв предметов: первичные —- это качества, которые действи­тельно существуют в предметах (вес, поверхность, форма); вто­ричные — цвет, запах, вкус, этих свойств нет в предметах, их придумали сами люди для своего удобства, так как "только во мнении есть кислое и сладкое, красное и зеленое, а в действительности есть только пустота и атомы".

Ценность идеи: Демокрит первый сказал, что человек не может совершенно правильно, адекватно познать окружающий мир:

  • это относится и к непониманию законов, которые уп­равляют миром и судьбой человека;

  • он отрицал случайности, утверждал заранее заданную причину. ("Люди придумали идею "случая", чтобы при­ писывать свое незнание дела и неумение управлять. На самом деле случайностей нет и все причинно обуслов­лено".)

д) Метод Демокрита: он старался совместить фаталисти­ческий подход с представлением "об активности чело­века при выборе нравственных критериев поведения."

  • Он писал, что моральные принципы не даются от рожде­ния, но являются результатом воспитания, поэтому люди становятся хорошими, благодаря упражнению, а не при­роде.

  • Он считал, что воспитание должно дать человеку три дара: хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо де­лать.

  • дети, которые выросли в невежестве, подобны танцую­щим между мечами, поставленными вверх лезвиями. Они погибают, если при прыжке не попадают в то един­ственное место, где следует поставить ноги. Так и невежественные люди, уклоняясь от следования верному примеру, обыкновенно гибнут.

  • Он считал воспитание столь трудным делом, что созна­тельно отказался от брака и не желал детей, считал, что от них бывает много неприятностей и в случае уда­чи последняя приобретена ценою большого труда, а в случае неудачи горе родителей безмерно и несравнимо ни с каким другим.

е) В те времена подобное натурфилософское познание мира имело только одну область практического приложения — медицину. Затем появилась педагогика (в IV-Ш в.в. до н.э.)

  • концепции медиков формировались под прямым влия­нием философских теорий;

  • однако сами медицинские концепции, в свою очередь, накладывали отпечаток на "картину человека", какой она рисовалась в философских системах. Одними из наи­более значимых сочинений были труды Гиппократа.

4. Гиппократ: учение о темпераментах

а) Школа Гиппократа (ок. 460-370 гг. до н.э.) известна по
т.н. "Гиппократову сборнику":

  • рассматривала жизнь как изменяющийся процесс. Объяс­нительные принципы — воздух в роли силы, которая поддерживает связь организма с миром, приносит из­ вне разум, а в мозгу выполняет психические функции.

  • отвергла самое материальное начало как основу органи­ческой жизни:

аргументы: если бы человек был единым, то он никог­да бы не болел, а если бы болел, то и лекарство было бы единым, но такого нет.

б) учение о "Единой стихии", лежащей в основе много­образия веществ. Гиппократ заменял учение о четырех жидкостях (кровь, слизь, желчь желтая, желчь черная).

  • в зависимости от преобладания жидкости он выдвинул
    версию о 4 темпераментах:

  • сангвинический (преобладание крови);

  • флегматический (слизь);

  • холерический (желтая желчь);

  • меланхолический (черная желчь).

  • версия о темпераментах (при всей своей наивности) имела большое значение для будущей научной психо­логии:

во-первых, он выдвинул гипотезу о том, что все разли­чия между людьми можно сгруппировать по общим при знакам. Впоследствии эта идея вылилась в научную ти­пологию индивидуальных различий между людьми;

во-вторых, источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма: душевные качества ставились в зависимость от телесных. О роли нервной системы тогда еще не знали, поэтому типология являлась, говоря нынешним языком, гуморальной (от лат. "гумор" — жид­
кость).

5. Алкмеон: мозг — орган души

а) Гуморальная (жидкостная) направленность мышления древнегреческих медиков не игнорировала строение ор­ганов, специально предназначенных для выполнения психических функций.

б) Издавна как на Востоке, так и на Западе (в Греции) конкурировали между собой 2 теории — "сердце-цент­рическая" и "мозгоцентрическая".

в) Алкмеон (из Кротоны — VI в до н.э.) — автор идеи о том, что "мозг есть орган души ". Он пришел к такому выводу в результате наблюдений и хирургических опе­раций.

г) он установил, что из мозговых полушарий "идут к глаз­ным впадинам две узкие дорожки ", что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом, и что "ощуще­ние возникает благодаря особому строению периферичес­ких чувствующих аппаратов ".

Результат этой философской идеи:

- благодаря открытию прямой зависимости ощущений от строения мозга, зародилось учение о психике;

  • Алкемон считал, что ощущения — исходный пункт всей познавательной работы: "Мозг доставляет (нам) ощуще­ния слуха, зрения и обоняния, из последних же возникают память и представление (мнение), а из памяти и представ­ления, достигших непоколебимой прочности, рождается зна­ния, являющиеся таковым в силу этой прочности ".

  • тем самым и другие психические процессы, возникаю­щие из ощущений, связывались с мозгом, хотя знание об этих процессах (в отличие от знания об ощущениях) не могло опираться на анатомо-физиологический опыт.

  • вслед за Алкмеоном Гиппократ также трактовал мозг как орган психики, полагая, что он является большой же­лезой.

— только в XX веке ученые стали исследовать нервные про­цессы и жидкие среды в организме, его гормоны (греч. слово — то, что возбуждает).

Результат: сейчас и медики и психологи говорят о единой нервногуморалъной регуляции поведения.

Итак, гиппократовы темпераменты (что было слабой сто­роной идеи), рассматривались как смесь различных элементов. Загадкой оставался вопрос о том, каким образом эта смесь пре­вращалась в гармоничное целое.

6. Анаксагор: "ум" как начало вещей

а) разгадать эту загадку попытался философ Анаксагор (V век до н.э.). Он не принял ни гераклитово воззрение на мир как на огненный поток, ни демокритову картину атомных вихрей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Министерство Здравоохранения Украины Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин Александровская В. Н., Клевец Л. Н. Религиоведение учебное пособие

    Учебное пособие
    Учебное пособие знакомит с основами религиоведения, с этапами становления мировых религий в истории человечества. Отмечается сущ­ность религии как общественного феномена, подробно и доступно рас­крываться основные понятия и категории данной дисциплины.
  2. Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов вузов

    Учебное пособие
    В учебном пособии подробно и доступно раскрываются основные понятия и категории общей психологии и их практическое значение. Пособие написано в форме лекций и представляет собой структурно-логическую систему излагаемого материала.

Другие похожие документы..