Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сказка'
мультимидийный проектор, слайдовая презентация, аудиокассета «Звуки природы», кроссворд, медальки по номинациям: читатель-мечтатель, читатель-фантазёр...полностью>>
'Документ'
Конференция "Торсионные поля и информационные взаимодействия - 2009" прошла в Сочи 25-29 августа 2009 года. В конференции приняло участие 42...полностью>>
'Памятка'
По прибытию в Калининград, туристы могут забрать уточненную программу тура у администратора гостиницы. Для размещения необходим внутренний паспорт (св...полностью>>
'Закон'
О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей...полностью>>

Министерство Здравоохранения Украины Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин В. Н. Александровская, Л. Н. Клевец история психологии учебное пособие

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

основа психического развития — развитие интеллекта;

  • этапы психологического развития — этапы развития ин­теллекта. Через них проходит ребенок и формируется адекватная схема ситуации. Основа схемы — логическое мышление;

  • адаптация организма к среде происходит в процессе раз­вития;

  • интеллект — основание развития психики;

  • адаптация — активный процесс взаимодействия орга­низма со средой, при котором вырабатывается схема;

  • процесс адаптации и формирование адекватной схемы ситуации происходит постепенно с помощью ассими­ляции и аккомодации. При ассимиляции строится жес­ткая схема, не меняющаяся при изменении ситуации.
    При аккомодации схема подвержена изменению при
    изменении ситуации, в результате чего схема проявляет
    свою адекватность;

  • процесс развития есть поочередно меняющие друг дру­га ассимиляция и аккомодация.

    б) Для исследования этапов развития мышления Ж. Пиаже
    изучал развитие речи у детей:

    • он признавал развитие мышления как процесс экстериоризации (проявление мышления как аутистического внутреннего, переходящее во внешнее, реалистичес­кое через стадию эгоцентризма), по такой же схеме идет развитие речи;

    он открыл в процессе мышления эгоцентризм (неумение
    принять другую точку зрения), синкретизм (нерасчле­ненность), транедукция (переход от частного к частно­му, минуя общее), артифициализм (искусственность), анимизм (одушевленность), нечувствительность к противоречиям.

    в) Пиаже экспериментально исследовал эгоцентризм.

    Пример: Ребенка опрашивали, сколько у него братьев, а услышав ответ "У меня два брата", задавали следующий вопрос: "А сколько братьей у твоего старшего брата?". Как правило, дети терялись и не могли правильно ответить, говоря, что у брата только один брат, и забывали при этом себя.

    Таким образом, Пиаже сделал вывод об эгоцентризме детей, они не умели стать на чужую точку зрения.

    г) Экспериментальные исследования операциональной стороны мышления:

    Ж. Пиаже считал, что психическое развитие связано с интериоризацией, т.к. первые мыслительные операции

    • внешние, сенсомоторные — впоследствии переходят во внутренний клан, превращаясь в логические, собственно мыслительные. Главное свойство этих операции-их обратимость;

    —предоперациональная стадия у детей продолжается до 7 лет (т.е. мыслительный процесс еще не совершенен). Начиная с 7 лет дети правильно решают поставле нные перед ними задачи, но их логическое мышление конкретизировано. Это этап начала формирования формальной логики, которая формируется в абстрактное логическое мышление к подростковому возрасту;

    —привел периодизацию интеллекта в законченную форму:

    • стадия сенсорного интеллекта;

    • стадия конкретных операций;

    • стадия формальных операций.

    —в каждой стадии было выделено 2 этапа:

    I— появление необратимой операции;

    II— развитие ее обратимости.

    Вывод: Он первый исследовал качественное своеобразие детского мышления; показал различия между мышлением ребенком и взрослого; разработанные им методы исследования развития интеллекта легли в основу диагностики практической психологии.

    ЛЕКЦИЯ № 25

    Тема: ПСИХОАНАЛИЗ (ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ)

    План

    1. Основоположник психоанализа —Зигмунд Фрейд (1856-1939)

    2. Карл Густав Юнг: аналитическая психология.

    3. Альфред Адлер: индивидуальная психология.

    Вопрос 1. ОСНОВОПОЛОЖНИК ПСИХОАНАЛИЗА -ЗИГМУНД ФРЕЙД (1856-1939)

    а) Психоанализ — метод, разработанный Фрейдом для ди­агностики и лечения неврозов.

    б) Второе название — глубинная психология — это направ­ление, которое сконцентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики.

    в) Достижения и учение 3. Фрейда в целом:

    • важнейшие положения своей концепции он опублико­вал в книге "Толкование сновидений" (1900);

    • Фрейд долго искал пути излечения больных неврозами
      с помощью воздействия на личность, а не на организм
      и доказывал, что излечения можно добиться только при­нимая во внимание мотивационно-личностное начало;

    • благодаря врачебной практике 3. Фрейд составил теоре­тические схемы, согласно которым поведением людей правят иррациональные психические силы;

    • Фрейд провел большое количество экспериментов с
      гипнозом, изучая постгипнотическое внушение. Эти опыты показали, что поведение субъекта направляется чувствами и стремлениями.

    Пример: Пациенту внушали, чтобы он по про­буждению от гипнотического сна раскрыл зон­тик.

    Результат: Пациент выполнял эту команду. Одна­ко адекватно объяснить мотив своих действий он не может и пытается придумать фиктивную вер­сию.

    3. Фрейдом была разработана теория "свободных ассо­циаций". Она применялась для исследования хода мыс­лей пациентов, скрытых даже для самих пациентов. Стояла задача соответствия ассоциаций внутреннему миру субъекта. Ассоциации выступали как симптомы мотивационных установок личности;

    - важный вопрос, которым занимался Фрейд — анализ психики. В результате проведенных экспериментов Фрейд пришел к выводу, что в поведении страдающих истерий "замешаны" межличностные отношения;

    • в психике Фрейд выделил три слоя: сознательный, предсознательный и бессознательный. Содержание бессознательного недоступно осознанию. Содержание предсознательного может быть осознано, но с большими усилиями;

    • Фрейд выделил первую структуру личности — Ид. Она
      энергетическая основа. В ней содержатся врожденные бсссознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению;

    • 3. Фрейдом выделены два основных врожденных беесознательных инстинкта — инстинкты жизни и инстинкт и смерти, являющихся антагонистами по отношению друг к другу;

    3. Фрейд считал, что инстинкты являются каналами,
    по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность;

    • Фрейд выделил вторую структуру личности Эго, являющуюся врожденной и которая располагается как в сознании, так и в предсознании. Таким образом, свое Я можно осознать всегда, хотя и с большим трудом;

    • третья структура личности — Супер-Эго — формиру­ется в процессе жизни. Механизмом ее формирования является идентификация с близкими взрослыми;

    • Фрейд подчеркнул неустойчивое равновесие между этими
      структурами личности. Так как содержание и направление их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в Ид, стремятся к удовлетворению, диктуя человеку практически невыполнимые желании
      Супер-Эго предупреждает о невозможности осуществления желаний;

    -Фрейд выделил несколько защитных механизмов - вытеснение, рационализация, проекция и сублимация — вытеснение — механизм, при котором энергия, протекающая по каналам, не реализуется в деятельности, а остается в человеке, вызывая напряжение,

    рационализация дает возможность частичной разряд­ки энергии;

    — при проекции человек приписывает другим те жела­ния и чувства, которые испытывает сам;

    сублимация направляет агрессивную энергию в дру­гое русло

    Вопрос 2. КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ: АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    а) Открыл психиатрическую лабораторию.

    б) Достижения и учение К. Г. Юнга

    — Юнг в отличие от Фрейда утверждал, что "не только
    самое низкое, но и самое высокое в личности может
    быть бессознательным";

    - считал либидо обобщенной психической энергией;

    • Юнг считал, что символ ничего не замещает (по Фрей­ду: символ — заместитель других предметов), но отра­жает психологическое состояние человека в данный момент;

    • Юнг выделил в структуре личности три части: коллек­тивную бессознательную, индивидуальную бессознатель­ную и сознание;

    • коллективное бессознательное — это "память поко­лений", состоит из архетипов, организующих пси­хологический опыт индивида;

    • индивидуальное бессознательное включает: Эго, Персону, Тень, Аниму и Самость.

    (Эго — центральный элемент личного опыта; Персона — часть личности, который мы показываем миру, Тень — центр лич­ного бессознательного; Анима — отражение интерсексуальных связей; Самость — центральный архетип всей личности);

    Юнг создает свою типологию личности, выделив два типа:
    экстраверты и интроверты (интроверты обращают вни­мание на внутреннюю часть души, а экстраверты — на
    внешнюю часть),

    — Юнг считал главным содержанием души бессознатель­ные структуры, но считал возможность важнейшей цели
    в жизни человека

    Вопрос 3. АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    а) В 1902 году Адлер становится одним из первых членов кружка психологического направления Фрейда.

    б) Вскоре Адлер начал развивать идеи, противоречат in
    положениям Фрейда, которые и изложил в 1911 году

    в) Достижения и учение А. Адлера:

    • Адлер отрицал положение Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов, которые противопоставляют человека обществу. Главная сила, определяющая жизнь человека - чувство общности с людьми;

    • Адлер считал основной тенденцией личности — coxpанить в целостности свою индивидуальность;

    • мысль о целостности личности привела к идее о "творческом Я". Это "Я" — индивидуализированная систем изменяющая направление развития личности, интерпретируя жизненный опыт человека;

    • Адлер создал теорию личности. Основные положения I)
      фиктивный финализм; 2) стремление к превосходству
      3) чувство неполноценности и компенсации; 4) общественный интерес; 5) стиль жизни; 6) творческое

    ЛЕКЦИЯ № 26

    Тема: НЕОФРЕЙДИЗМ

    План

    1. Карен Хорни: образ Я.

    2. Эрих Фромм: "бегство от свободы".

    3. Гарри Стэк Салливен: межличностные отношения.

    4. Эрик Эриксон: Эго-психология.

    Вопрос 1. КАРЕН ХОРНИ: ОБРАЗ Я (1885-1952)

    а) Заместитель директора Чикагского психоаналитическо­го института.

    б) Достижения и учение К. Хорни:

    • приходит к выводу о доминирующем влиянии общества,
      социального окружения на развитие личности человека.
      Она доказала, что развитие предопределено не только
      врожденными инстинктами, а человек может изменяться
      в течение жизни;

    • Хорни считает доминирующим в личности бессознатель­ное чувство беспокойства, коренной тревоги,

    • Хорни выяснила, что психологическая защита направ­лена не на преодоление конфликта (по Фрейду), а на
      приведение в соответствие мнения человека о себе и
      мнения о нем окружающих.

    Вопрос 2. ЭРИХ ФРОММ (1900-1980): "БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ"

    а) Лектор Берлинского психоаналитического института, а
    с 1933 — лектор Чикагского психоаналитического ин­ститута.

    б) Достижения и учение Э. Фромма:

    — Фромм сделал вывод, что движущими силами развития
    личности являются две врожденные бессознательные по­требности: потребность в укоренении и потребность в
    индивидуализации;

    • Потребность в укоренении заставляет человека стре­миться к обществу, соотносить себя с другими чле­нами;

    • Потребность в индивидуализации толкает к изоля­ции от других, к свободе от требований общества;

    Фромм в своих исследованиях использовал идеи Марм л и Фрейда и заложил основы направления "фрейдо-марксизма";

    — главное значение работ Фромма состоит в попытке на языке психоанализа показать противоречивость позиции человека в его общении с окружающими.

    Вопрос 3. ГАРРИ СТЕЛ САЛЛИВЕН (1892-1949): МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

    а) Гарри Стек Салливен — доктор медицины, профессор Мерилендской медицинской школы, издал 2 журнала
    — "Журнал биологии и патологии" и "Журнал для изучения интерперсональных процессов".

    б) Создал "интерперсональную теорию психиатрии"

    • в основе лежат три принципа: принципы коммунального существования; принцип функциональной активности и принцип организации;

    • личность человека является не врожденным качеством
      но формируется в процессе общения младенца с окружающими;

    • Салливен высказал идею о приоритетном влиянии общения на развитие личности. Он изучил роль стереотипов в восприятии людьми друг друга. Он оспаривал мне­ние о врожденном характере основных потребностей и считал, что и агрессии, и беспокойство развиваются у ребенка с первых дней жизни. Он перенимает беспокойство от матери, а в дальнейшем появляются собственные причины для беспокойства.

    Вопрос 4. ЭРИК ЭРИКСОН (1902-1994): ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ

    а) Э. Эриксон является основателем концепции "Эгопсихологии"

    — главной частью структуры личности является не Ид (по
    Фрейду), а ее осознаваемая часть Эго, стремящаяся к сохранению своей целостности и индивидуальности

    б) Создал "психоисторический" метод изучения личности. Он

    стремился объединить в «психоисторическом контексте» психологию индивида и общества на основе синтеза теоретических представлений;

    — Эриксон уделял доминирующее значение психическим
    факторам в историческом процессе;

    -считал, что развитие личности продолжается всю жизнь и выделил 8 этапов развития личности (I — до 1 года — развитие детерминируется близкими людьми; II — от 1 до 3 лет — развивается чувство автономности; III — от 3 до 6 лет — развитие чувства инициативы или чувства вины; IV от 6 до 14 лет развитие трудолюбия или чувства неполноценности, V — от 14 до 20 лет — фор­мирование ролевой инициативы или неопределеннос­ти; VI — от 20 до 35 лет — развитие интимных отноше­ний с окружающими, VII от 35 до 66 лет — стремле­ние человека к творчеству или стабильности; VIII --после 66 лет — подводятся итоги).

    ЛЕКЦИЯ № 27

    Тема: ТЕОРИЯ ПЕРСОНАЛИЗМА

    План

    1. Основоположник персонализма — Вильям Штерн (1871-1938).

    2. Достижения и учение В. Штерна.

    Вопрос 1. ОСНОВОПОЛОЖНИК ПЕРСОНАЛИЗМА -ВИЛЬЯМ ШТЕРН (1871-1938)

    а) Немецкий психолог В. Штерн получил образование и
    Берлинском университете. В 1897 г получил докторскую
    степень в психологии.

    б) В 1906 г. Штерн основывает в Берлине институт прикладной психологии.

    в) В 1906 г. начинает издавать "Журнал прикладной психологии".

    Вопрос 2. ДОСТИЖЕНИЯ И УЧЕНИЕ В. ШТЕРНА

    а) Разработал теорию персонализма. Главной задачей ее было
    изучение целостности личности, закономерностей ее формирования. Решение этих задач было построено на исследовании этапов развития мышления и речи у ребенка.

    б) Штерн дал определение личности, как самоопределяющейся целенаправленно-действующей целостности, oобладающей определенной глубиной.

    в) Штерн создал теорию конвергенции, согласно котором
    психическое развитие понимается как саморазвитие, которое направляется той средой, в которой живет ребе­нок. В этой теории учитывалась роль двух факторов наследственности и среды в психическом развитии

    г) Штерн выделил форму игровой деятельности и доказал, что форма является неизменной и связана с врожденными качествами Одновременно содержание задается и средой. Таким образом, Штерн показал, что игра служит не только для упражнения врожденных инстинктов, но и для социализации детей

    д) Штерн стал одним из основателей дифференциальной пси­хологии, психологии индивидуальных различий. Доказал,
    что существует не только общая для детей одного воз­раста нормативность, но и нормативность индивиду­альная, характеризующая данного ребенка

    е) Штерн доказал, что эмоции связаны с оценкой окру­жающего, помогают процессу социализации, а также доказал, что направление развития всех психических процессов идет одинаково от периферии к центру, поэтому у детей сначала развивается созерцание, а по­
    том представление

    ЛЕКЦИЯ № 28

    Тема: ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    План

    1. Предпосылки развития гуманистической психологии.

    2. Основные представители гуманистической психологии: Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс.

    Вопрос 1. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ

    ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

    а) На развитие гуманистической психологии оказали вли­яние персонализм и экзистенциалистская философия.

    б) Образовались центры в США, лидеры гуманистической
    психологии — К. Роджерс, Р. Мэй, А. Маслоу, Г. Олпорт.

    в) Возникла неполноценность других психологических на­правлений в том, что они избегали конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает чело­век, игнорировали целостность, единство, неповтори­мость личности.

    Вопрос 2. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

    ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ а) Г. Олпорт (1897-1967) рассматривал создаваемую им кон­цепцию личности как альтернативную механизму поведен­ческого подхода и биологическому подходу психоанали­тиков.

    - один из главных постулатов Г. Олпорта — то, что лич­ность является открытой и саморазвивающейся. Чело­век — социальное существо и развивается в контакте с другими людьми;

    • общение личности и общества является взаимообще­нием, взаимодействием, а не стремлением к уровновешиванию со средой;

    • Олпорт считал, что каждый человек индивидуален и является носителем своеобразного сочетания качеств, которые автор назвал чертами. Набор этих черт состав­ляет ядро личности;

    - Олпорт разработал методы системного исследования психики человека. Для этого создал многофакторные опросники.

    б) Абрахам Маслоу (1908-1970) — доктор психологии.

    Его основные идеи заключались в следующем:

    А. Маслоу выступает против абсолютизации опыта ста­рых подходов в психологии;

    • увидел недостаток психоанализа в тенденции рассмат­ривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде, стремления равнове­сия со средой. Он считает, что такое равновесие являет­ся смертью для личности;

    • А. Маслоу выступал против сведения всей психической жизни к поведению (согласно бихевиоризму). Самое цен­ное в психике ее самость, стремление к саморазвитию не может быть описано с позиций поведенческой пси­хологии;

    • АГМаслоу считал, что исследовать человеческую приро­ду необходимо "изучая ее лучших представителей";

    • выделил иерархию потребностей человека: физиологичес­кие потребности (пища, вода, сон и т.д.), потребность в безопасности (стабильность, порядок), потребность в любви и принадлежании (семья, дружба), потребность в уважении (самоуважение, признание), потребность в самоактуализации (развитие способностей).

    в) Карл Роджерс (1902-1987) — психолог

    • разработал теорию личности в которой обозначил оп­ределенную систему понятий, в которых люди могут со­здавать свои представления о себе; а также показал те­рапию, помогающую человеку изменить себя и свои от­ношения с другими;

    • считает, что опыт, возникающий у человека в течение
      жизни уникален и индивидуален;

    • разработал особый подход к психокоррекции личности.
      Психотерапевт должен не навязывать свое мнение па­циенту, а подводить его к правильному решению, ко­торое последний принимает самостоятельно.

    ЛЕКЦИЯ № 29

    Тема: РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ

    План

    1. Социокультурные корни.

    2. Отечественная психологическая наука во второй
      половине XIX века.

    3. Развитие экспериментальной психологии в России.

    4. Русский путь в науке о поведении.

    5. Пути развития отечественной психологии в 20 — 50-е годы XX века.

    Вопрос 1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОРНИ

    а) ослабление цензурного гнета в России, возобновление университетских курсов по философии и психологии (в 60-е годы XIX века);

    б) в 60-е годы XIX века в начале появляется осознанность
    смутного до того переживания своей самобытности;

    в) возникло стремление к осознанию русского менталите­та, к выделению и описанию психологических особен­ностей русского народа,

    Вопрос 2. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.

    а) середина века связана с формированием собственных взглядов на человека и его роль в обществе, с развитием рефлексии своей самобытности, своих научных и пси­хических особенностей.

    — как естественные, так и гуманитарные науки имели тен­денцию к созданию универсальных теорий, направлен­ных на открытие основных закономерностей развития человека и общества (концепции А.В Веселовского, А.А.Потебни, И.М. Сеченова, К.Д. Кавелина и др.);

    б) два направления в проблеме человека:

    — Перед психологией встал вопрос: на основе какой на­уки следует формироваться. На основе философии или на основе физиологии. Исходя из этого предложили 2 концепции развития психологии. У истоков первой сто­
    ял Н.Чернышевский, у истоков второй — П.Юркевич и

    В.Соловьев. На основе этих концепций развивались дру­гие направления психологии;

    в) антропологические принципы в философии Н.Черны­шевского

    Н.Чернышевский подчеркивал, что единство человечес­кого организма обосновывалось и онтологически и гносеологи­чески. Соответственно, и психика не является самостоятельной сущностью и требует научно-обоснованного изучения;

    г) П.Д. Юркевич о душе и внутреннем опыте:

    - Юркевич отстаивал "опытную психологию", согласно которой психические явления принадлежат к миру, лишенному всех определений, свойственным физичес­ким телам, и познаваемым только субъектом.

    • Он говорил, что познание человека будет происходить двояко: внешними чувствами — тело, его органы и внут­ренним чувством — душевные проявления.

    • Юркевич утверждал, что психология, использующая внутренний опыт, является эмпирической областью знания и этим обретает себе достоинство;

    д) К.Д. Кавелин

    • Он доказывал, что нравственная личность человека яв­ляется "живым двигателем" всей индивидуальной и об­щественной жизни людей.

    • Считал, что важнейшими чертами психологии являют­ся антропологизм и этическая направленность.

    • Этнографические исследования привели Кавелина к мысли о том, что анализ народного творчества может являться методом изучения национальной психологии так же, как и анализ продуктов индивидуального твор­чества.

    Вопрос 3. РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

    ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ

    а) создание В.М. Бехтеревым Психоневрологического инсти­тута в Петербурге

    в стенах института было разработано учение об индиви­дуальных различиях. Было выделено две сферы:

    эндопсихика — врожденная основа личности и

    экзосфера — система взаимоотношений личности с окружающим миром.

    - построена классификация личностей;

    б) создание Института экспериментальной психологии Г.И.
    Челпановым;

    • проводились эксперименты, связанные с наблюдения­
      ми;

    • высказана мысль о том, что эксперимент базируется на первичных понятиях, а следовательно, можно считать исследование психологическим даже если оно не исполь­зует эксперимент;

    в) создание естественно-научной ориентации психологии Н.Н.
    Лонге

    - Н.Н. Ланге разработал монотонную теорию внимания, согласно которой колебания внимания при двойствен­ных изображениях определяются движением глаз.

    Он выделил следующие стадии в психической эволюции:

    стадию недифференцированной психики; стадию приобретенного опыта; развития психики у человека как социально-куль­турного существа.

    Вопрос 4. РУССКИЙ ПУТЬ В НАУКЕ О ПОВЕДЕНИИ

    а) основатель науки о поведении — И.М. Сеченов

    - И.М. Сеченов переосмыслил понятие "рефлекса" и вы­
    делил в нем следующие блоки:

    I блок — сигнал, т.е. рефлекс начинается с различия внешних условий.

    II блок — образ. Происходит изменение действия в сторону соотношения с "картиной" среды, которую осваивает организм.

    • И.М. Сеченов установил, что в механизме поведения, проходящем по типу рефлекса, действует рефлекторное кольцо.

    • Им был экспериментально изучен процесс центрально­го торможения;

    б) И.П. Павлов — создатель учения об условно-рефлектор­
    ной деятельности

    Основные идеи учения:

    • живое существо неразрывно взаимосвязано со средой;

    • не все раздражители являются для организма сигнала­ми;

    • существуют 2 вида рефлексов: условные и безусловные;

    в) объективная психология В.М. Бехтерева
    Основные идеи учения:

    • исследовал взаимосвязь психической деятельности с энергетическими законами.

    • отдельные жизненные проявления организма приобре­тают черты механической причинности и биологичес­кой направленности и имеют характер целостной реак­ции организма.

    - Бехтерев разработал рефлексологический метод изуче­ния младенцев.

    Вопрос 5. ПУТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

    ПСИХОЛОГИИ В 20 - 50-Е ГОДЫ XIX ВЕКА

    а) реактология

    - К.Н. Корнилов предложил считать основным элементом
    психики реакцию, но эксперимент свелся к изучению
    скорости и силы мышечных реакций;

    б) Психология социального бытия Г.Г. Шпета:

    • учение предполагает анализ социально-исторических
      причин, обусловливающих развитие психики человека.

    • Г.Г. Шпет видел будущее искусства и науки в межкуль­турном взаимодействии;

    в) теория высших психических функций Л.С. Выготского

    • Л.С. Выготский предложил экспериментальную програм­му изучения развития системы высших психических фун­кций посредством языка и сознания.

    • Были экспериментально изучены изменения, к кото­рым приводит слово в психологических объектах: вни­мания, памяти, мышления.

    — Развитие высших функций совершается в общении.
    Вывод: все исследования психологов, в конечном счете, направле­ны на то, чтобы объяснить, что какую бы частную задачу не решал человек, во всем количестве вопросов заключен психологический смысл.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В данном учебном пособии затронуты только некоторые вопросы становления психологии как науки, да и то только пре­имущественно на европейском континенте. За рамками данной работы оказалась история развития такой жемчужины психоло­гической мысли, как Восточная психология. Этим мы займемся в нашем следующем исследовании.

    Владение основными понятиями в генезисе, умение чув­ствовать внутреннюю логику развития понятийного аппарата со­ставляет задачу любой науки, в том числе и психологии. Студент должен понять, что владение историей любой науки (а тем более множества наук) является неотъемлемой частью человеческой культуры вообще и культуры личности, в частности. А культура в любом ее виде и формах проявления — это один из механизмов развития Вселенной.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.,
      1995.

    2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.

    3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психо­логии. В 2-х т. Р-на-Д, 1996.

    4. Психология: словарь (Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского). М., 1990.

    5. Фрейд 3. Психология "Я" и защитные механизмы личности.
      М., 1993.

    6. Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.

    7. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до сере­
      дины XX века. М., 1997.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Предисловие ...................................4

    ЛЕКЦИЯ № 1. История психологии: ее предмет и задачи..................5

    ЛЕКЦИЯ № 2. Античная психология ..................................8

    ЛЕКЦИЯ № 3. Арабоязычная наука ..................................24

    ЛЕКЦИЯ № 4. Психологические идеи средневековой Европы.......... 25

    ЛЕКЦИЯ № 5. Духовная жизнь эпохи Возрождения.........................26

    ЛЕКЦИЯ № 6. Развитие психологической мысли в новое время ....33

    ЛЕКЦИЯ № 7. Эпоха просвещения .................................38

    ЛЕКЦИЯ № 8. Зарождение психологии как науки..........................44

    ЛЕКЦИЯ № 9. Развитие отраслевой психологии.

    Экспериментальная психология................................................................50

    ЛЕКЦИЯ № 10. Дифференциальная психология............................55

    ЛЕКЦИЯ № 11. Психология развития ..............................59

    ЛЕКЦИЯ № 12. Зоопсихология ..............................65

    ЛЕКЦИЯ № 13. Социальная и культурно-историческая

    психология ..........................................................................................69

    ЛЕКЦИЯ № 14.Психотехника ............................73

    ЛЕКЦИЯ № 15.Кризис психологии ............................75

    ЛЕКЦИЯ № 16.Структурализм ............................77

    ЛЕКЦИЯ № 17."Вюрцбургская школа" ...........................79

    ЛЕКЦИЯ № 18.Функционализм ...........................82

    ЛЕКЦИЯ № 19.Бихевиоризм ...........................85

    ЛЕКЦИЯ № 20.Необихевиоризм ...........................88

    ЛЕКЦИЯ № 21.Социальный бихевиоризм ..........................91

    ЛЕКЦИЯ № 22.Гештальт-психология ..........................93

    ЛЕКЦИЯ № 23.Теория "поля" Курта Левина .........................97

    ЛЕКЦИЯ № 24.Генетическая психология Жана Пиаже...............100

    ЛЕКЦИЯ № 25.Психоанализ (глубинная психология)..................103

    ЛЕКЦИЯ № 26.Неофрейдизм .......................108

    ЛЕКЦИЯ № 27.Теория персонализма....................................................... 111

    ЛЕКЦИЯ № 28.Гуманистическая психология ..................................... 113

    ЛЕКЦИЯ № 29.Развитие психологии в России ...................................... 116

    Заключение ...................................... 121

    Литература ........................................122

    Александровская В.Н.

    Клевец Л.Н.

    ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

    (учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов по предмету «Основы психологии и педагогики»)



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. Министерство Здравоохранения Украины Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин Александровская В. Н., Клевец Л. Н. Религиоведение учебное пособие

      Учебное пособие
      Учебное пособие знакомит с основами религиоведения, с этапами становления мировых религий в истории человечества. Отмечается сущ­ность религии как общественного феномена, подробно и доступно рас­крываться основные понятия и категории данной дисциплины.
    2. Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов вузов

      Учебное пособие
      В учебном пособии подробно и доступно раскрываются основные понятия и категории общей психологии и их практическое значение. Пособие написано в форме лекций и представляет собой структурно-логическую систему излагаемого материала.

    Другие похожие документы..