Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
История России. Методические указания по выполнению контрольной работы с использованием КОПР. Для самостоятельной работы студентов 1 курса, обучающихс...полностью>>
'Книга'
Исцеление - это та настоящая работа, которую вы призваны делать здесь, на этой планете. Мы все явились сюда для того, чтобы исцелить друг друга - исц...полностью>>
'Закон'
якщо вони не відповідають правилам організатора торгівлі, з наступним припиненням ...полностью>>

Развитие предпринимательства в сфере консалтинговых услуг в современной россии

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Шкапяк Александр Михайлович

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Специальность: 08.00.05 – экономика и управление

народным хозяйством: предпринимательство

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва – 2009

Работа выполнена на кафедре экономики и государственного регулирования рыночного хозяйства Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Научный руководитель: кандидат экономических наук, доцент

Клюкин Петр Николаевич

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Яковлев Владимир Михайлович

кандидат экономических наук,

Герасимов Алексей Вячеславович

Ведущая организация: Московская академия предпринимательства

при Правительстве Москвы

Защита состоится 28 мая 2009 года в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д-502.006.18 по экономическим наукам Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, г. Москва, пр-т Вернадского, д.84, 1 уч. кор., ауд. 2200.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» (1 уч.кор).

Автореферат разослан 28 апреля 2009 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор экономических наук, профессор В.С. Буланов

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Предпринимательство в качестве инициативной инновационной деятельности, направленной на поиск нестереотипных подходов к постановке задач и их решению, играет ключевую роль в обеспечении эффективности современного воспроизводственного процесса. Развитие рыночных отношений в России привело к появлению новой, перспективной сферы предпринимательства - консультирования. Современный рынок консалтинговых услуг в России динамично развивается, характеризуется ростом объемов консультационной деятельности, увеличением количества занятых, появлением новых видов услуг, расширением числа клиентских организаций.

Дальнейшее развитие управленческого консультирования является одним из важнейших факторов решения текущих социально-экономических задач страны, создает необходимые условия для качественного и эффективного функционирования всех сфер народного хозяйства, способствует формированию и тесному взаимодействию всех элементов инфраструктурного комплекса экономики России.

Консалтинговое предпринимательство имеет существенные особенности в отраслевом разрезе и по уровням экономики. Исследование специфики предпринимательства в сфере консалтинговых услуг носит актуальный характер, оно важно для дальнейшего развития экономической науки и совершенствования практики хозяйствования.

Анализ ситуации на рынке консалтинговых услуг позволяет утверждать, что на первый план выдвигается проблема конкурентоспособности российских консультантов и рационализации системы предпринимательства в сфере консалтинговых услуг. Наиболее острыми проблемами, с которыми чаще всего приходится сталкиваться руководителям консалтинговых фирм, являются: отсутствие стратегии развития компаний, отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность консалтинговых компаний, вопросы взаимодействия с государственными институтами.

Развитие консалтинга в контексте повышения эффективности государственного регулирования играет исключительно важную роль для преодоления Россией системного социально-экономического кризиса. Последние два десятилетия отмечены становлением экономики, основанной на знаниях, стремительным переходом ряда стран с индустриальной на постиндустриальную стадию развития. Превращение знаний в основной источник создания стоимости в постиндустриальном информационном обществе, радикально меняет место консалтинга в структуре общественной жизни.

Актуальность диссертации также определяется значимостью сектора малого консалтингового предпринимательства в структуре реформируемого национального хозяйства, в особенности в связи со стратегическим курсом государства на инновационный путь развития и осуществление инновационного прорыва.

Степень научной разработанности проблемы.

Исследование роли предпринимательства в современном воспроизводственном процессе, его особенностей и путей развития в сфере консалтинговых услуг лежит на стыке ряда разделов экономической науки: теории общественного воспроизводства, предпринимательства, государственного регулирования экономики, теории человеческого капитала.

В теоретико-методологическом отношении исследование опирается на теорию общественного воспроизводства, основы которой были разработаны классиками экономической теории в лице В.Петти, Ф.Кенэ, А.Смита, Д.Рикардо, а также на теорию предпринимательства, база которой была создана: Р.Кантильоном, Ж.Б.Сэйем, Й.Шумпетером, Д.Маклеландом, П.Друкером. Среди зарубежных экономистов, внесших вклад в исследование основ предпринимательства следует также отметить: И.Ансоффа, М.Кубра, Д.Майстера, К.Макхэма, М.Портера, Р.Нельсона и др.

Необходимо также выделить ряд отечественных экономистов, чьи труды имеют важное значение для исследуемых проблем, рассматриваемых в данной диссертационной работе: Алешникову В.И., Елмашева О.К., Ефремова В.С., Звороно А.Ф., Лейманна Я.А., Лузина А.Е., Озиру В.Ю., Посадского А.П., Пригожина А.И., Половинкина П.Д., Румянцеву З.В., Фоломьева А.Н., Хабакука М.Я., Хайниша С.В., Юксвярава Р.К., Яковца Ю.В. и др.

Несмотря на наличие большого числа глубоких и обстоятельных научных трудов отечественных и зарубежных экономистов в области предпринимательства, воспроизводственного процесса, управленческого консультирования, многие аспекты предпринимательства в современном воспроизводстве консалтинговых услуг требуют дальнейшего исследования.

Цель исследования заключается в выявлении тенденций и закономерностей в развитии предпринимательства в сфере оказания консалтинговых услуг и разработке комплекса мер по совершенствованию конкурентных стратегий консалтинговых компаний.

Задачи исследования определены его целью и включают:

  1. обобщить характерные особенности консалтинга как особой формы предпринимательской деятельности в сравнении с другими видами экономической активности хозяйствующих субъектов;

  2. раскрыть специфику предпринимательства в сфере оказания консалтинговых услуг на современном этапе развития российской экономики;

  3. выявить внутреннюю логику становления и развития рынка консалтинговых услуг в экономике России последних десятилетий, показать особенности его функционирования в условиях глобализации;

  4. дать комплексный анализ специфики конкурентных стратегий отечественных и иностранных консалтинговых компаний, раскрыв их сильные и слабые стороны в связи с процессом трансформации российской экономики в экономику инновационно-ориентированного типа;

  5. разработать принципы взаимодействия государственных институтов и частных консалтинговых компаний, предложив варианты государственного регулирования и поддержки предпринимательства в сфере промышленного консалтинга;

  6. сформулировать алгоритмы повышения конкурентоспособности отечественных консалтинговых компаний, совершенствования стратегии их развития.

Объектом настоящего исследования является предпринимательская деятельность в сфере консалтинговых услуг.

Предметом исследования является совокупность социально-экономических отношений в структуре консалтингового обеспечения экономики.

Методологическая и теоретическая база исследования включает труды отечественных и зарубежных ученых в области теории общественного воспроизводства, предпринимательства, человеческого капитала, управленческого консультирования, государственного регулирования народного хозяйства.

В качестве информационной базы исследования использованы отчетные данные Росстата РФ, законодательные и нормативные документы, материалы международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций, семинаров и круглых столов, публикации в российской и зарубежной экономической литературе, информационные ресурсы Интернет. Исследование базируется на сочетании логического и исторического подходов с использованием методов системного, логического, экономико-статистического анализа, экспертных оценок, методик составления рейтингов и др.

Основные научные результаты диссертационного исследования, определяющие его новизну, состоят в следующем:

  1. Впервые в отечественной литературе дан комплексный анализ рынка консалтинговых услуг в современной России за период с начала 1990-х гг. Выделены 3 этапа в его развитии, прослежена логика становления этого рынка от момента зарождения (1992-1993) и периода «зависимого существования» от западных фирм (1994-1998) до превращения в относительно самостоятельный хозяйственный механизм с устойчивым трендом в развитии (с начала 2000-х гг.). Отражена динамика основных показателей, характеризующих состояние рынка консалтинговых услуг: объем оказываемых услуг в млрд. долл., их годовые темпы роста и прироста, количественный диапазон осуществляемых компаниями и холдингами затрат на консалтинг.

  2. Раскрыта специфика предпринимательской деятельности в сфере оказания консалтинговых услуг на современном этапе развития экономики обусловленной тем, что результатом этой деятельности становится интеллектуальный продукт с высокой долей инновационной составляющей, обусловленной трансформационными процессами в мировой экономике, превращением ее в глобальную систему, базирующуюся на знаниях и широком использовании человеческого капитала как комплекса теоретических знаний, практических умений и навыков, взаимосвязанной системы целеполагания и критериев оценки эффективности капиталовложений.

  3. Обобщены и дополнены признаки консалтинговой услуги как особой формы услуг, предоставляемых в современной экономической системе. Эта форма заключает в себе следующие элементы: особый интеллектуальный характер консалтинговой услуги как товара; коммерческий характер услуги (в чем проявляется ее отличие от научно-внедренческой деятельности); принципиальная сложность в определении результата услуги, т.е. ее полезного эффекта, и отсутствие гарантии в достижении искомого результата; зависимость результата от уровня компетентности потребителя услуги.

  4. Выявлены тенденции возникновения и развития консалтингового предпринимательства в России. Ключевыми из них сегодня становятся: углубление специализации управленческого труда; усложнение технологической структуры производства в результате процессов глобальной информатизации; многофакторная ресурсная специализация товарных рынков; усложнение контрактного и финансового законодательства; усиление фактора неопределенности и неоднозначное проявление адаптационных свойств личности или группы людей к изменениям окружающей среды (в России при смене экономической формации у предприятий постоянно возникают проблемы в управлении, поэтому они вынуждены обращаться за помощью к компетентным в области разрешения их проблем консультантам).

  5. На основе сравнительного анализа отечественного и зарубежного опыта консалтинговых компаний (по параметрам качества предлагаемых услуг, технологического уровня выпускаемой продукции, инновационного потенциала и способности к адаптации при изменениях внешней среды) уточнен алгоритм повышения конкурентоспособности российских консалтинговых фирм в современных условиях. Главный акцент сделан на развитии, приобретении, использовании и внедрении инноваций, которые выступают основным фактором роста консалтинговых компаний, поскольку их предпринимательский потенциал зависит от оптимизации ключевого нематериального актива – персонала и его профессионального инновационного ресурса. Адаптация данного алгоритма к условиям молодого, динамично развивающегося консалтингового рынка в России особенно необходима.

  6. Предложен механизм совершенствования стратегии развития отечественных консалтинговых компаний, включающий: использование комплексного подхода (для предоставления полного спектра услуг предприятию-заказчику); совершенствование взаимодействия с государственными институтами для диверсификации консалтинговых услуг и расширения спектра их применения; интеграцию в свою деятельность новейшего опыта управленческого консультирования зарубежных стран, адаптируя его к российским хозяйственным реалиям.

  7. Обоснована необходимость создания методики прогнозирования развития консалтингового предпринимательства в современной России. Она обусловлена следующими выявленными особенностями его долговременной эволюции: дальнейшей интернационализацией консалтинговой деятельности; диверсификацией консалтинговых услуг; консолидацией активов бизнеса в сфере предоставления и потребления консалтинговых услуг; усложнения бизнес-процессов управления, а именно: углубления их специализации, с одной стороны, и интеграции со смежными в более общую систему – с другой. Предлагается создание единого интегрированного частно-государственного консалтингового центра поддержки бизнеса на федеральном уровне и его территориальных подразделений на региональном уровне. Ключевым принципом создания такого центра должен быть принцип взаимного сочетания частной предпринимательской инициативы и возможностей государства по концентрации ресурсов всех видов на ключевых направлениях развития страны.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в возможности их использования органами государственной власти при модернизации экономических отношений в целях повышения конкурентоспособности развития отечественных консалтинговых компаний, в создании бизнес-среды, способствующей реализации межрегиональных инновационных программ и развитию конкурентоспособных национальных и региональных консалтинговых проектов.

Представленные в исследовании разработки также могут найти свое применение в учебном процессе при подготовке специалистов в области экономики, стратегического менеджмента, государственного и муниципального управления, а также в системе переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, регионального бизнес-образования, при создании учебных курсов по предметам «предпринимательство», «государственное регулирование экономики», «аудит и консалтинг».

Апробация и внедрение результатов исследования.

Диссертация обсуждалась и получила положительную оценку на кафедре экономики и государственного регулирования рыночного хозяйства РАГС, а также в отделе стратегического маркетинга и развития бизнеса компании «Руфаудит». Результаты проведенных исследований в диссертационной работе позволили автору сформировать предложения по совершенствованию стратегии развития и повышения конкурентоспособности АКГ «Руфаудит-альянс». Часть исследования, касающаяся развития сотрудничества консалтинговых компаний и государства обсуждалась в рамках конференции «Национальная экономическая система России: состояние и перспективы развития», г.Москва, РАГС, 2009 г.

Публикации. Результаты исследования отражены в 4 публикациях автора объемом 2,3 п.л., три из которых в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура диссертационного исследования представлена введением, заключением и тремя главами. Диссертация содержит 179 страниц, 6 таблиц, 14 схем и рисунков.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении представлена характеристика актуальности и степень разработанности темы исследования, сформулированы новые научные результаты и их практическая значимость.

В первой главе «Теоретико-методологические аспекты развития предпринимательства в сфере консалтинговых услуг» раскрывается экономическую сущность предпринимательства в сфере консалтинговых услуг, особенности генезиса консалтингового предпринимательства в России, основные показатели развития консалтинговых услуг в период 1990-2008 гг.

На основе исследования сложившихся подходов к проблеме предпринимательства и предпринимательской деятельности, содержащихся в трудах Р. Кантильона, Ж.Б. Сэйя, Й. Шумпетера, И. Кирцнера, а также других ученых можно сделать вывод, что все определения, как правило, акцентируют внимание на определенных сущностных чертах предпринимательства. Анализ работ позволяет сформировать интегрированное понятие, объединяющее в себе большинство сущностно-значимых характеристик.

Предпринимательство может рассматриваться как деятельность, направленная на достижение полезного результата, которой присущи инициативность, инновационность, риск, приводящая к получению синергетического эффекта в виде дополнительной прибыли. Анализ имеющихся подходов позволил выявить основные сущностные свойства предпринимательства, представленные на рис. 1.

Рис. 1 Сущностные свойства предпринимательства

Предпринимательство имеет весьма существенные отличительные особенности в зависимости от того, в какой сфере деятельности оно осуществляется. Для выявления отличительных особенностей предпринимательской деятельности в сфере консалтинговых услуг нами предложено следующее определение консалтинга. Основываясь на философском, историческом и системном подходах установлено, что консалтинг – широкое понятие, включающее в себя множество существующих видов консультационных услуг экономического, технического, юридического, комплексного и прочего характера. В современных условиях консалтинг представляет собой самостоятельный вид предпринимательства. Являясь элементом рыночной экономики, он направлен на удовлетворение потребностей субъектов управления, производства, сбыта и других видов деятельности, что объясняет существующие различия в трактовке понятия консалтинга. Изучив существующие формулировки, выявив их достоинства и недостатки, можно определить консалтинг как услугу, которая представляет собой профессиональную помощь со стороны специалистов менеджерам различных компаний в анализе и решении проблем функционирования и организационного развития, осуществляемую в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений.

Выделены, системно проанализированы и обобщены характерные особенности консалтинговой услуги, к которым относятся: невещественная природа консалтинговой услуги (нематериальность, несохраняемость, уникальность); особенности, связанные с назначением данной услуги, характеризующие жизненный цикл ее как товара (этапы исследования, разработки, апробации, выхода на рынок, роста, зрелости и спада) и, в то же время сложность в определении ее товарной части; высокая степень нестандартизированности; профессионализм и ограниченное число потребителей; тесные отношения поставщика и потребителя услуги; длительный цикл продажи; уникальность; критичность фактора конфиденциальности, коммерческий характер предоставляемой услуги, в чем проявляется его отличие от научно-внедренческой деятельности и пр.

Отличительной особенностью предпринимательства в консалтинговой сфере является также наличие у консалтинговой компании уникальных интерспецифических (О. Уильямсон) ресурсов. Интерспецифические консалтинговые ресурсы мы определяем как взаимодополняемые, взаимоуникальные ресурсы, максимальная ценность которых достигается только в данной консалтинговой фирме и посредством нее. Если фирма распадается, то каждый из интерспецифических ресурсов не сможет найти адекватной замены на рынке или в рамках другой организации.

С целью систематизации особенностей развития предпринимательства в сфере консалтинговых услуг выделены 3 этапа в развитии консалтингового рынка, прослежена логика становления от момента зарождения (1992-1993) и периода «зависимого существования» от западных фирм (1994-1998) до превращения в относительно самостоятельный хозяйственный механизм с устойчивым трендом в развитии (с начала 2000-х гг.).

Начальные этапы характеризуются большим притоком иностран­ных консультантов, что было вызвано потребностями мирового рынка в изучении возможностей российского рынка, а также в свя­зи с превышением консультационных предложений над спросом в странах со стабильной экономикой. Доминирование крупнейших международных консалтинговых фирм связано с отсутствием местной конкуренции со стороны на­циональных российских компаний. В отсутствие самой профессии консультанта по управлению западные консалтинговые фирмы бы­ли вынуждены изменить способ вхождения на национальный ры­нок, который обычно сводился к поглощению одной из крупней­ших местных компаний и включению ее после определенного под­готовительного периода в международную партнерскую сеть. Создание но­вых, полностью подконтрольных филиалов по образу и подобию своих подразделений, действующих в развитых странах стало характерной чертой формирования первичного консалтингового рынка в России.

Выявлены причины, по которым международные аудиторско-консалтинговые компании испытывают трудности при осуществлении своей профессиональной деятельности на территории России. Характерными особенностями дея­тельности западных консультантов являются: недостаточное зна­ние проблем отечественных предприятий, превращение ими обслуживаемой российской организации в «полигон» для обучения своих сотрудников, ориентация исключительно на крупные предприятия и высокие цены;

Границей между вторым и третьим этапом развития консалтинговых услуг в России можно считать финансово-экономический кризис 1998г., который привел к резкому сокращению платежеспособного спроса и числа клиентов консультационных фирм. В связи с этим в консультационном и аудиторском бизнесе произошла радикальная смена при­оритетов, которая привела к большей диверсифицированности деятельности, ослаблению остроты конкуренции с зарубежными консульта­ционными и аудиторскими фирмами, сворачивающими свою дея­тельность в России, закрытию или перепрофилированию многих отечественных консалтинговых фирм.

Начиная с 2000 гг. динамика российской консалтинговой индуст­рии свидетельствует о начале третьего этапа в ее развитии. Впервые наблюдается динамичный рост отрасли на собственной внутренней основе без иностранной технической помощи.

В деятельности крупнейших зарубежных кон­салтинговых фирм в России наметилась следующая характерная тенденция: привлечение к работе над проектами в России отечественных специалистов (как правило, около 60%) и предоставление для них своего бренда, что свидетельствует о стремлении фирм сочетать местный и мировой опыт и сделать услуги доступными для российских клиентов.

Ретроспективный анализ развития консалтинговых услуг в период с 1990-х гг. по настоящее время позволяет сделать вывод, что повышенный спрос на некоторые консультационные услуги в различные периоды соответствует ходу экономических реформ в России.

В настоящее время можно констатировать начало создания предпосылок для наступления нового этапа в развитии консалтингового предпринимательства. Падение мирового рынка повлекло за собой наряду с общей негативной тенденцией в экономике, увеличение спроса на консультационные услуги. Количество заказов-контрактов выросло в среднем на 25-100%. Самыми востребованными услугами становятся: разработка концепции развития компании в условиях кризиса, проекты по снижению издержек, повышению эффективности, прогноз и корректировка цены на том или ином рынке, оптимизации воспроизводственного процесса.

Проведена оценка консалтингового рынка России, которая показала, что доходы консультантов в 2007 году составили 70 млрд. рублей, а совокупная выручка крупнейших консалтинговых групп России по итогам 2007 года (150 компаний без компаний «большой четверки»1) выросла с 43 до 70 млрд. руб. (отражена в диаграмме, рис. 2), что составляет 0,2% ВВП России в 2007 г.

Р
ис. 2 Динамика роста объема выручки консалтинговых компаний в России в 1999-2007 гг.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Консалтинговые услуги в стратегии обеспечения национальной экономической безопасности

    Автореферат
    Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – сфера услуг)
  2. Развитие маркетинга в сфере консультационных услуг (Теоретические и методологические аспекты)

    Диссертация
    Диссертация выполнена по кафедре маркетинга Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Всероссийский заочный финансово-экономический институт»
  3. Консалтинговые услуги в системе управления туристским потенциалом дестинации

    Документ
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов».
  4. Развитие предпринимательства в сфере управления земельными отношениями в городском секторе экономики

    Диссертация
    Актуальность темы исследования. Земельные отношения - одна из форм производственных отношений, возникающих между различными социальными группами людей и отдельными людьми при владении, использовании и распоряжении землей в качестве
  5. Развитие системы информационно-консалтинговых услуг на продовольственных рынках

    Документ
    Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами сферы услуг)

Другие похожие документы..