Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Бармен (англ. barman)— работник предприятия общественного питания, который по заказам клиентов, гостей, посетителей заведения приготавливает слабоалко...полностью>>
'Регламент'
мониторинга инвестиционных проектов топливно-энергетического и нефтехимического комплексов Республики Татарстан и инвестиционных проектов, оказывающи...полностью>>
'Документ'
Основание: Акционерное общество имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на доли, составляющие уставн...полностью>>
'Документ'
Во второй половине 2007 года после периода длительного “разогрева” рынка лизинговых услуг началась активная фаза развития лизинговых операций. В лизин...полностью>>

Экономики (1)

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:



Учебник для высшей школы

М.В.Конотопов

С.И.Сметаний

ИСТОРИЯ

ЭКОНОМИКИ

Академический Проект

Москва

2000

Введение

Эта книга представляет собой новое обобщение не только исторического опыта мировой экономики, но и всех предшествующих серьезных научных публи­каций по этой тематике, на которые авторы в той или иной степени опирались. Относясь к труду их созда­телей с безусловным уважением, но порой и крити­чески.

Необходимость подготовки и появления на свет по­добных изданий регулярно возникает во всех областях знаний, а особенно, в социальных. Не секрет, что об­щественные науки, а вернее, их официал ьные предста­вители часто выполняют «политический заказ» И тог­да публикуемые работы отражают не объективные дан­ные научных исследований, а линию, проводимую го­сударством или влиятельными социальными группами Иногда бывает и хуже: учебные или научные публика­ции эту политическую линию не только целиком под­держивают, но еще и обосновывают a priori, исходя из предпосылки ее разумности и целесообразности

Исторический опыт доказал, что подобная пози­ция далеко не всегда верна. Политика Александра Македонского и Тамерлана, Наполеона и Гитлера производила, да и до сих пор производит огромное впечатление на людей. А вот ее результаты? Одни были кратковременны, другие (их значительно мень­ше) можно наблюдать и теперь (например, принци- -пы административного деления Франции, заложен­ные еще Наполеоном I). Нельзя, однако, поддавать­ся иллюзии, что процесс развития человеческого об­щества в корне менялся под влиянием его очеред­ных (злых или добрых) гениев Наоборот, проведе­ние той или иной политики диктова юсь в истори­чески значимых периодах объективными условиями существования и развития общества Прежде всего, экономическими Именно их, а вернее их динами-

Введение

ку, изучает и предлагает уз- Динамику изменения экономических

нать вам история эконо- условий существования общества

мики (она же экономичес- и закономерности этих изменений

кая история, история на- изучает и предлагает узнать вам

родного хозяйства) история экономики (она же

В России, в ее высшей экономическая история, история

школе, экономическая ис- народного хозяйства).
тория получила «права

гражданства» 110 лет тому назад. Впервые этот курс был прочитан в Ярославском Демидовском юридическом лицее при подготовке специалистов по финансовому праву.

Чтобы полнее понять, что такое экономическая история, надо отталкиваться от понятия просто исто­рии, с основами которой мы все знакомились в средней школе. Историюдолгое время было принято рассматри­вать, в основном, как цепь политических событий: рож­дения и гибели государств, смены династий, революций и войн, народных движений. Но втакой истории слож­но было проследить не только процесс, но и основы, причины прогресса человечества, а следовательно, и за­коны развития

Если нет законов, то нет и науки. Да, мы знаем, что прогресс существует, что человечество развивается. Но дело в том, что законы развития человеческого обще­ства (во всяком случае, основные) коренятся не в по­литических, а в экономических процессах. Не случай­но политические термины республика, монархия, де­мократия появились еще до зарождения христианства и употребляются в том же значении до сих пор. А вот условия добычи элементарных средств существования, а позднее — производства и потребления материальных благ меняются непрерывно, вызывая неизбежно и по­литические изменения в обществе. Поэтому экономи­ческое развитие составляет основу развития человечества, а экономическая история — основу всей его истории.

Рассматривая любой процесс, прежде всего мы дол­жны обратиться к его истокам. Но изложить полнос­тью и при этом достаточно кратко историю человече­ства практически невозможно Не потому ли в учеб­никах и учебных пособиях прошлых лет по экономи­ческой истории хозяйство первобытного общества ча­сто не рассматривалось Включать такой раздел в нашу книгу мы также не сочли целесообразным Время пер­вобытного общества было, скорее, не историей, а пре­дысторией развития экономики

Введение

История экономики начинается с появления товара и рыночных отношений, с выделения групп людей, за­нимающих разное положение в процессе производства и обмена, в частности, с появлением людей, которые сами уже не занимаются материальным производством, короче говоря, с появлением экономических отношений. Есть тут и другой аспект. История цивилизации на­чинается с рождения письменности и письменных до­кументов, тогда как первобытное общество мы изу­чаем лишь по археологическим и этнографическим материалам. В первобытное время экономический механизм человечества только начинал складывать­ся. Человек только учился трудиться, совершенствуя свои примитивные орудия, овладевая первичными трудовыми навыками и проходя через первые этапы разделения труда.

Первый период существования человека, палеолит (древне-каменный век), был самым длительным. Он продолжался с 700-600 по 40-е тысячелетие до н. э., т.е. в 14-15 раз дольше, чем все остальное время жизни человеческого общества. В борьбе за существование человек научился добывать огонь, что и явилось глав­ным его достижением за тот период. В остальном про­гресса почти не было: примитивнейшие каменные орудия типа рубила или скребла изготовлялись путем отколов или отщепов на протяжение всего палеолита. Строить жилища люди еще не научились, преимуще­ственно используя для жилья пещеры.

Лишь к концу палеолита были заложены основы человеческого общества: происходил переход от перво­бытного стада (а стадо — это еще не общество) к мат­риархальной родовой общине и на этой основе возник­ло первое разделение труда. Средства существования люди добывали охотой и собирательством. Но охотой теперь занимались не все, а только мужчины, тогда как женщины собирали плоды, коренья, улиток, насеко­мых и червяков, а люди пожилые готовили орудия, обрабатывали шкуры. Это было «семейное» разделе­ние труда, хоть семьи пока еще не было.

Почему сначала возник матриархальный род — большая семья, во главе которой стояла женщина? Во-первых, потому, что еще не сложился обычай суще­ствования обязательных семейных пар, и система род­ства прослеживалась лишь по материнской линии. Во-вторых, собирательство обеспечивало более надежную основу питания. Добыть мамонта удавалось нечасто,

это было праздником, а женщины всегда могли насо­бирать что-нибудь съестное.

Два других периода — мезолит и неолит (среднекамен-ный и новокаменный века) — вместе охватывают «всего» 36 тысячелетий, с 40-го по 4-е тысячелетие до н. э., но за это время человечество прошло значительно более длин­ный путь. Основным материалом для орудий по-прежне­му служил камень, но теперь эти орудия стали значитель­но разнообразнее. Массивные рубила дополнялись мел­кими микролитами, которые можно было комбиниро­вать с деревом, например, при изготовлении стрел. Был изобретен лук, который позволял охотиться на птиц и мелких быстрых животных, что сделало охоту более на­дежным источником существования. Люди научились шлифовать и сверлить камень, и в их обиходе появились каменные топоры, песты, ступки, зернотерки. Новым материалом для обработки теперь стала глина. Люди на­учились готовить глиняную посуду, строить глинобитные жилища.

«Пещерный» период уходил в прошлое. По бере­гам рек возникли поселки из глиняных и деревянных жилищ. Это были поселки родовых общин. Родовой строй получил теперь дальнейшее развитие: матриар­хальный род сменился патриархальным, а группа об­щин, объединенных родственными связями, стала со­ставлять племя. Чем была вызвана победа патриар­хальных отношений? Уже появление лука и стрел сде­лало охоту более стабильным способом добывания пищи, но особо важную роль в совершенствовании общественных отношений сыграла «неолитическая ре­волюция» — рождение земледелия и скотоводства. Эти новые занятия были делом мужчин.

До «неолитической революции» человек в опреде­ленном смысле еще не выделился из животного мира: как и животные, он пользовался имевшейся в приро­де растительной пищей или, подобно хищникам, уби­вал и ел других животных. Производства как такового не было, поэтому говорить о труде, о производитель­ности труда до «неолитической революции» можно лишь условно. Революция заключалась именно в том, что с появлением земледелия и скотоводства челове­чество перешло от добывающего к производящему хо­зяйству. И это стало решающей предпосылкой пере­хода к цивилизации.

Поэтому следующий период, бронзовый век, кото­рый начался в 4 тысячелетии до н. э. и продолжался

Введение

Введение

всего 2-3 тысячелетия, мы не можем полностью от­нести к первобытному времени. Это период рожде­ния государства, классов, цивилизации.

Само по себе использование меди и бронзы не вне­сло существенных изменений в способы добывания пищи и средств существования. Из этих мягких и до­рогих металлов почти не изготовлялись орудия труда. Бронзовых мотыг не было. Медными и бронзовыми были оружие и украшения. Медь было сложно добы­вать и она слишком высоко ценилась, чтобы исполь­зовать ее для обиходных вещей.

Но когда человечество овладело основами металлур­гии, лишь один шаг оставался до появления железных орудий, «железной революции». До этой революции про­изводительность труда оставалась настолько низкой, что человек не мог производить прибавочного продук­та: всю добываемую пишу он сам же и лотреблял. Ко­нечно, не каждый человек в отдельности, а род, родо­вая община. Излишков не оставалось. При этом усло­вии не могло быть классов и эксплуатации: нельзя экс­плуатировать человека, который съедает все, что про­изводит. С появлением железных орудий производитель­ность труда увеличилась, теперь человек мог произ­водить больше пищи, чем потреблял, т.е. появился при­бавочный продукт. Например, когда каменную мотыгу сменил железный плуг, земледелец мог обработать и засеять больше земли и получить больше зерна.

За счет этого прибавочного продукта теперь мог­ли существовать люди, которые сами пищи не добы­вали. Их руки и головы были освобождены для дру­гих занятий: они могли изготовлять ремесленные из­делия, заниматься наукой, искусством. С появлени­ем этого нового слоя людей прогресс человечества резко ускорился. Однако для того, чтобы эта новая группа людей могла существовать, необходимо было отобрать прибавочный продукт у тех, кто его произ­водил. А это было возможно лишь при разделении об­щества на классы и рождении государства.

Почему целые тысячелетия в экономической исто­рии цивилизованное человечество обходилось без же­леза? Почему община оказалась достаточно устойчи­вой формой социально-экономической системы и со­хранилась и после ликвидации первобытно-общинно­го строя в рамках азиатского способа производства (в меньшей степени при античном рабовладении) и даже в европейском феодализме? Кроме того, модель сосед-

8

Введение

ской общины легла в основу ре- История экономики —
месленных цехов, купеческих то- не только основа истории
вариществ, а в России и некото- человечества, но и важнейшая
рых других странах ее существо- часть его экономической
вание продлилось до XX столе- теории, в состав которой
тия? Почему, по каким объектив- включаются политическая
ным причинам в средние века экономия как совокупность
Россия, по выражению братьев наиболее устоявшихся
Стругацких, «свернула со столбо- экономических доКтрин
вых дорог цивилизации»? „ историяразвития

На эти и многие другие вопро- экономической мысли сы призвана ответить эта книга. (экономинеских Нельзя понять экономику наше- тенид\

го времени, не зная, как она ело- у

жилась, не зная ее истории. Эко­номика — это процесс, развитие, а современное ее со­стояние — лишь момент в этом процессе. Каждое эко­номическое явление наших дней имеет исторические корни: оно возникло в связи с определенными эконо­мическими условиями в прошлом и сохраняет их от­печатки. Программирование развития экономики без понимания исторического процесса ведет к тому, что результат человеческих усилий оказывается не таким, каким ожидался. Этому, кстати, немало примеров в тексте нашей книги.

Древние говорили: «история — учительница жиз­ни». А история экономики — не только основа истории человечества, но и важнейшая часть его экономической теории, в состав которой включаются политическая эко­номия как совокупность наиболее устоявшихся эконо­мических доктрин и история развития экономической мысли (история экономических учений). Не случайно К. Маркс (Дж. Гелбрейт — один из известнейших эко­номистов нашего века — отмечает, «что любой эко­номист в той или иной степени — марксист»!), избрав для «Капитала» логический метод исследования в ка­честве основного, неизбежно возвращается к методу историческому как в познании процесса экономики, так и в анализе ее теорий.

Подготавливая текст книги, предлагаемой вашему вниманию, авторы придерживались ряда принципов. Во-первых, хронологической последовательности измене­ний, происходивших в мировой экономике. Во-вторых— приоритетности отдельных процессов, определенных по времени и географически для экономической истории мира в целом. В-третьих — ограниченности объема кни-

Введение

ги. В-четвертых, доступности для широкого круп» чита­телей, что обусловлено не только стоимостью и ишнии (ценой книги), но И тем, что курс «История экономики» введен сейчас в учебную программу не только экономи­ческих, но и значительного числа технических вузон.

Те, кто хотят узнать историю экономики более под­робно, могут обратиться к приводимой в конце учебни­ка библиографии, ДО которой, кстати, легко заметить, что при подготовке этой книги ее авторы опирал ись не тол ь-ко на результаты предшественников, но и на собствен­ные исследования, атакже использовали, доработав, тек­сты двух ранее изданных своих трудов: «Очерки исто­рии экономики». М-, 1993 и «История мировой эконо­мики». М., 1997).

Авторы выражают глубокую благодарность за внимательное и доброжелательное отношение к ру­кописи книги профессорам В.С.Адвадзе, В.П.Белян-скому, Ю.Ф.Воробьеву, Т.П.Данько, Г.П.Журавле­вой, А.Н. Марковой и Ф.Ф.Стерликову, доцентам КардавеИ.М., Навашиной О.С. и Л.И.Пермяковой. Особая благодарность — А.П.Хазанову.

NB

I

  1. Процесс развития человеческого общества в корне менялся поддаалением экономических фак­
    торов. Проведение той или иной политики диктовалось в исторически значимых периодах объектив­
    ными условиями существования и развития общества.

  2. История экономики - не только основа истории человечества, но и важнейшая часть экономичес­
    кой теории.

3)Всостав науки экономичеосойтеорииашочаются:

  • политическая экономия как совокупность наиболее устоявшихся экономических докт­
    рин;

  • история развития экономической мысли, или история экономических учений;

  • история экономики.

  1. Предметом истории экономики является динамика изменения экономических усло­
    вий существования общества и закономерности этих изменений.

  2. Экономическое развитие составляетосновуразвития человечества, а экономическая история -
    основу всей его истории.

  3. Пока человек проедал все, что производил, ни о какой экономике не могло быть и речи История
    экономики начинается с появления прибавочного продукта, споявления товара и рыночных отноше­
    ний

7)История экономики начинаетсяспоявлеииятоваровиршочныхотношений.споявления групп людей, занимающих различное положение.

10

Раздел I


Азиатский способ производства и античное рабовладение

Глава 1. Особенности экономического развития стран Древнего Востока

Глава 2. Античное рабовладение

Азиатский способ производства и античное рабовладение

Техника первобытного обще- Увеличение производительности ства была столь низкой, что че- труда и появление прибавочного ловек своим трудом мог про- продукта привело к рождению кормить только себя и свою государства, классов, семью. При этом условии ни- цивилизации. каких классов и классовой эк-

сплуатации быть не могло: нельзя эксплуатировать человека, ко­торый сам потребляет все, что производит. С появлением желез­ных орудий производительность труда повысилась, появился при­бавочный продукт, т.е. теперь человек мог добыть больше пищи, чем потреблял сам.

За счет этого прибавочного продукта теперь могли жить люди, которые сами пищу не добывали. Они могли заниматься наукой, искусством, ремеслами. И с появлением этого нового слоя людей прогресс человеческого общества ускорился. Но для того, чтобы эти люди могли существовать, надо было отобрать прибавочный про­дукт у тех, кто его производил. А это было возможно лишь при раз­делении общества на классы и рождении государства. Таким обра­зом, увеличение производительности труда и появление прибавочного продукта привело к рождению государства, классов, цивилизации.

Глава 1

Особенности экономического развития стран Древнего Востока

Первые государства, первые очаги цивилизации сложились в стра­нах с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносны­ми почвами: в долине Нила за 3000 с лишним лет до н. э., Тигра и Евфрата, Ганга, в лессовых долинах китайских рек. Эти государ­ства принято называть государствами Древнего Востока.

Если всю историю человечества от рождения первых государств до наших дней разделить на две равные части, то окажется, что вся

13

Раздел I

первая половина — это история стран Древнего Востока. Антич­ная цивилизация возникла лишь на рубеже этих двух отроком.

В благоприятных климатических условиях и па плодородных почвах можно было получать значительный прибавочный продукт даже при низком уровне техники земледелия. Например, семья египетского крестьянина получала в 3 раза больше продовольствия, чем было необходимо для удовлетворения ее потребностей.

Государства Древнего Востока существенно отличались от антич­ных рабовладельческих государств.

/. На Востоке рабы не были главной производительной силой об­щества, т.е. производством материальных благ, сельским хозяй­ством и ремеслом занимались в основном люди, которые считались свободными.

  1. Земля на Востоке находилась в государственной или государ­
    ственно-общинной собственности.

  2. Государство на Востоке имело форму «восточной деспотии»,
    т.е. полного бесправия жителей перед лицом государства.

Причины таких особенностей заключались в сохранении об­щинных отношений.

На Востоке нельзя было разделить оросительную систему, а работы по орошению требовали коллективных усилий. Поэтому община сохранялась.

Оросительные системы были собственностью государства. Но земля без воды не представляла ценности, поэтому государ­ство стало верховным собственником земли. К тому же, общин­ную землю легче сделать государственной, чем частную соб­ственность. А общинная трудовая повинность превратилась в государственную. Таким образом, государство подчинило себе общинников-земледельцев и последние практически переста­ли быть свободными. В отличие от обычных рабон, это была да­ровая рабочая сила, их не надо было покупать, кормить, одевать. Поэтому их труд можно было расходовать очень расточительно. К тому же в отличие от обычных рабов, которые принадлежали отдельным рабовладельцам и использовались в частных инте­ресах, эта огромная трудовая армия использовалась централи­зованно на общественных государственных работах большого масштаба. Поэтому в странах Древнего Востока и строились та­кие циклопические сооружения, как пирамиды, зиккураты, грандиозные храмы.

К. Маркс писал, что в Азии государство имело особую отрасль управления — управление общественными работами. Для такого управления требовался мощный бюрократический аппарат. След­ствием сочетания государственной собственности на землю и государ­ственного управления общественными работами стала собственность

14

Азиатский способ производства и античное рабовладение

государства на все хозяйство Государства Древнего Востока страны. Иными словами, ело- существенно отличались жилась централизованная госу- от античных рабовладельческих дарственная система хозяйства, государств. Это были

государства с особым,

Дискуссия о сущности этого азиатским, способом способа производства время от производства, времени вспыхивала в советской с централизованной исторической науке, не выходя, государственной системой впрочем, за пределы строго акаде- хозяйства. мических рамок. Одни считали,

что это особая формация, другие — что это вариант рабовладельческого способа производства, третьи — что это затянувшийся переходный пери­од от первобытно-общинного строя к классовому обществу, но офици­альная наука большей частью игнорировала особенности развития стран Азии.

Основные черты «азиатского способа производства» сохранялись на Востоке на протяжение всего европейского феодализма. И если считать, что там, в Азии, феодализм все же был, то он был особым, «восточным», не соответствующим принятому у нас представлению о феодализме.

В странах Древнего Востока не было частных феодальных вла­дений, а крестьяне зависели от государства и государственных чи­новников. «На всем Востоке, где земельным собственником яв­ляется община или государство, в языке отсутствует даже слово «помещик», — писал Ф. Энгельс. Территория государства была общим поместьем всего правящего класса, а государственные на­логи с крестьян — особой формой феодальной ренты, поскольку за счет этих налогов и существовала правящая верхушка. Строго говоря, там не было классов, потому что классами называются группы людей по их отношению к собственности. Вместо этого были касты, сословия — группы людей, которые различались по их положению в обществе и государстве. Сохранялась община, сохранялся восточный деспотизм. «Древние общины там, где они продолжали существовать, — писал Ф. Энгельс, — составляли в течение десятилетий основу самой грубой государственной фор­мы восточного деспотизма. Только там, где они разложились, на­роды двинулись собственными силами вперед по пути развития».

Но экономическое развитие этих стран почти остановилось — это принято называть восточной стагнацией. И европейские наро­ды за короткий срок обогнали Азию в экономическом развитии. Главная причина стагнации была в том, что интересы личности под­чинялись общественным — интересам общины, касты, государства. Общинно-государственная собственность на землю препятствовала



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Экономика, финансы, бухгалтерский учет (1)

    Документ
    Адрес: Украина, г. Харьков, ст.м. Советская, ул. Квитки-Основьяненко 4/6 (рядом с Органным залом)Телефон/факс: (057) 731-17-58  e-mail: ln@  Сайт: http: litera-book.
  2. Экономика, финансы, бухгалтерский учет (2)

    Документ
    Адрес: Украина, г. Харьков, ст.м. Советская, ул. Квитки-Основьяненко 4/6 (рядом с Органным залом)Телефон/факс: (057) 731-17-58  e-mail: ln@kharkov.net  Сайт: http: litera-book.
  3. Экономика Кафедра

    Семинар
    Изучение дисциплины «Экономика» требует от студента наличия определенного уровня начальных знаний, которые включают знания из школьной программы по дисциплинам: обществознание (понятия и категории экономического раздела по темам экономика
  4. Экономика переводится с греческого языка как искусство ведения домашнего хозяйства

    Реферат
    Экономика переводится с греческого языка как искусство ведения домашнего хозяйства. Очевидно, в современных условиях крупномасштабного производства, функционирования сложного народнохозяйственного комплекса, состоящего из многочисленных
  5. Экономика Макроэкономика уфа 2004

    Учебное пособие
    Экономика. Макроэкономика: Учебное пособие. / Под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. И.В. Дегтяревой; Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа, 2004. – 200 с.
  6. Экономика предприятия 65. 9(2)29я73 э 40

    Документ
    1. 65.9(2)29я73Э 40 Экономика и статистика фирм: Учеб. / В. Е. Адамов, С. Д. Ильенкова, Т. П. Сиротина, С. А. Смирнов. - 3 изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2002.

Другие похожие документы..