Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
её сияющие краски, сильные и яркие, её ритмические силуэты, певучие и мягкие, её просветленные лики, ласковые и поэтичные, её эпическое настроение, ...полностью>>
'Документ'
Включение российских регионов в контекст глобальной экономики это стратегический процесс, предполагающий не только создание новой государственной пром...полностью>>
'Документ'
Современное российское общество воспитано на советской интер­национальной, но антирелигиозной культуре XX века. Сегодня, когда религия активно возрож...полностью>>
'Документ'
Борис пребывал в хорошем расположении духа. Утром завершилась очередная отличная сделка. Арабская компания, с которой его фирма успешно сотрудничала ...полностью>>

Социологическая концепция происхождения религии. Эволюция религии социология религии как наука

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕЛИГИИ.

ЭВОЛЮЦИЯ РЕЛИГИИ

1.1. Социология религии как наука

Социология религии начала развиваться с середины прошлого века. Она обязана своим появлением тем процессам, которые начались в европейском обществе с эпохи Просвещения. Впервые само пеонятие «социология» было введено О. Контом, который предложил применить к исследованию социальной жизни методы естественных наук. С помощью социологии он искал способ преодоления кризисных явлений в европейском обществе, который бы обеспечил стабильность и нормальное развитие. По мнению О. Конта до этого времени основой социального порядка служила религия. Впоследствии Конт, уже не надеясь на просвещение умов, пришел к выводу о необходимости «второго теологического синтеза» как духовной опоры социальных связей. Он начал разрабатьвать «позитивную религию» – культ человечествак как единого Великого существа, огромного социального организма всех живших, живущих и будущих поколений.

К. Маркс также рассматривал религию в ее взаимосвязях с обществом. Он впервые дал понимание религии как социального феномена, т.е. явления, включенного в общественные связи и отношения по своей природе. Религия, по его мнению, коренится в социальных структурах, представления о сверхъестествен­ном порождаются действительностью, религия в обществе выполняет определенные функции, отвечает потребностям общества и индивида. Таким образом, религия есть социальный фактор, ко­торый может объективно воздействовать на людей, мера же, цели и способы воздействия этого фактора зависят от конкретных исторических условий.

Дальнейшее развитие социологии религии связано с именем Э. Дюркгейма, который рассмат­ривал ее как основу единства общества. В теории Дюркгейма происходит десакрализация религии, ее сведение к социальной реальности.

По Дюркгейму, сущность религии состоит в разделении мира на священные и мирские феномены, а не в вере в традиционного бога. Весь есть же мировые религии, которые существуют без божества.

Дюркгейм определяет религию как «целостную систему верований и обрядов, относящуюся к священным, т.е. отдельным, запретным вещакм – венрований и обрядов, которые объединяют в одну моральную общину, называемую церковью, всех, кто им следует» [цит. по: 6, 13].

Таким образом, религия предполагает священное, затем организацию верований в священное, а затем обряды или практику, более или менее логически вытекающие из верований. Понятие церкви дополняет понятие священного и системы верований с целью ограничения религии от магии, которая не предполагает объединения верующих в церковь.

Одним из основоположников социологии религии счи­тается также М. Вебер, который исследовал место рели­гии в изменяющемся обществе, ее влияние на развитие экономики, политических систем, семьи, анализировал фор­мы институциализации религии (церковь – секта). Он исследовал влияние христианства на историю Запада, его экономичес­кое развитие и социальную жизнь. По его мнению вероучение создает иерархически пост­роенную систему норм, в соответствии с которой одни дей­ствия разрешены, а другие запрещены, и тем самым опре­деляются моральные позиции по отношению к миру. Религи­озность является побудительной силой, мотивом опреде­ленного рода социального действия, направленного на овладение миром.

М. Вебер в своих исследованиях также обращался к происхождению религии.

1.2. Социологический подход к происхождению религии

Свою работу «Социология религии (Типы религиозных сообществ) Макс Вебер (1864 – 1920) начинает с параграфа, который на­зывает «Возникновение религии». Вебер отмечает, что он не может начать свое исследование с определения того, что есть религия, хотя этот вопрос, по его мнению, очень сложен. Правда, он нигде не дает собственного определения религии, но обозначает путь, на котором следует решать эту задачу и тем самым указывает «ключ», с помощью которого можно воссоздать его концепцию: «Дефиниция того, что «есть» религия, не может находиться в начале рассмотрения, в крайнем случае она может стоять в конце как следующая из него» [цит. по: 4, 145].

Что главное для Вебера в проблеме происхождения рели­гии? Религиозные и магически мотивированные действия на ранней ступени своего развития ориентированы на посюсто­ронний мир. Для того «чтобы хорошо было тебе... и чтобы ты много времени пробыл на земле», должны быть совершены требуемые религиозные или магические действия. В при­морских городах Финикии приносились даже человеческие жертвы, причем без каких-либо ожиданий награды в потус­тороннем мире. Так же, как трение извлекает из дерева иск­ру, «магические» приемы умелого человека вызывают дождь из облаков. Искра, созданная трением, – такой же продукт магии, как вызванный манипуляциями заклинателя дождь.

Следовательно, по словам Вебера, религиозные и магиче­ские действия или мышление не выходят из сферы повсед­невной целенаправленной деятельности, тем более что и цели их преимущественно экономические. При этом не каж­дый камень может служить фетишем. Не каждый человек способен достичь состояния экстаза и вызвать те метеороло­гические, терапевтические и телепатические по своему ха­рактеру результаты, которые, как показывает опыт, только в этом состоянии достигаются.

Так возникает вера в духов. Вначале дух не является ни ду­шой, ни демоном, а чем-то неопределенным, материальным, хотя и невидимым, безличным, но обладающим своего рода волей; он придает конкретному существу некую специфиче­скую силу воздействия, может войти в объект или в человека, а также выйти из него, как из ставшего негодным орудия, выйти из колдуна. По мнению Вебера, показать, что предпо­сылкой для возникновения веры в духов служат определен­ные экономические условия, невозможно.

На основании опыта, связанного с оргиями, и, конечно, в значительной степени под влиянием профессиональной практики колдуна с развитием мышления появляется представление о «душе» в качестве некоей сущности, отлич­ной от предмета. В человеческом теле присутствует нечто, покидающее его во сне, в беспамятстве, в экстазе и в смерти. Так, по Веберу, рождается представление о «сверхчувствен­ных» силах, способных вмешиваться в судьбы людей, подобно тому, как люди вмешиваются в события внешнего им мира.

Однако «боги» и «демоны» еще не имеют ни личных ка­честв, ни длительного существования, часто они даже лише­ны определенного наименования. Бог может мыслиться как сила, ведающая ходом определенных конкретных событий, о которой впоследствии больше никто не вспоминает или вспоминает, когда данное событие повторяется. Но Бог мо­жет быть и силой, которая каким-то образом исходит от ве­ликого героя даже после его смерти. Как персонификация, так и деперсонификация могут в каждом отдельном случае быть актом более позднего развития.

Таким образом, Вебер видит свою задачу в обозначении простого результата определенного процесса, когда появля­ются «духи», «душа», «сверхъестественные силы». Они со­ставляют сферу религиозной деятельности. «Боги» отнюдь не всегда представлялись «в виде людей». Они обретают об­раз вечных существ только после преодоления натуралисти­ческих представлений (ощущаемых еще в Ведах, где, напри­мер, конкретный огонь является богом или, во всяком слу­чае, телом конкретного бога) и заменой их представлениями иного рода, согласно которым всегда тождественный самому себе бог либо обладает всеми отдельными огнями, либо дает их, распоряжается ими или каждый раз воплощается в них.

«Боги» часто являют собой – и отнюдь не только при не­значительной социальной дифференциации – бессистемное смешение творений, случайно возникших в культе. Даже ве­дийские боги отнюдь не образуют упорядоченного царства. Однако рост антропоморфизма в персонификации богов от­нюдь не тождествен и не параллелен разграничению и проч­ному установлению их компетенций, скорее наоборот.

«Для нашей цели, - пишет М. Вебер, - не представляет особого интереса характеристика отдельных видов демонов и богов, хотя – или, вернее, потому что – они так же, как словарный запас языка, непосредственно и прежде всего обусловлены экономическим положением и историческими судьбами отдельных народов. Поскольку истоки теряются вотьме веков, часто уже невозможно установить, почему из различных по своему типу богов именно эти одержали верх» [цит. по: 1, 556 – 557]. Та­ким образом, точка зрения Вебера исключает запредельные, трансцендентные факторы. Он ищет (или, скорее, описыва­ет) земные истоки религиозных представлений.

Что же получается? В зависимости от преобладающего экономического значения отдельных событий тот или иной бог мог достигнуть первенства в пантеоне богов. Хтонические боги осуществляют в преимущественно аграрной куль­туре две функции: они определяют урожай и, следовательно, даруют богатство, и они же являются властителями подзем­ного царства мертвых. Поэтому часто, например, в элевсинских мистериях, от них зависят важнейшие практические интересы, богатство и судьба человека в потустороннем мире. С другой стороны, небесные боги властвуют над дви­жением звезд. Поэтому твердые правила, регулирующие это движение, особенно часто ведут к тому, что властители звезд становятся господами всего того, что следует или должно следовать твердым правилам, прежде всего, в области право­вых решений и добрых нравов.

Свои особые божества или особых святых имели не толь­ко политические союзы, но и профессиональные объедине­ния. В соответствии с состоянием экономики они еще пол­ностью отсутствуют в ведийском пантеоне. Напротив, древ­неегипетский бог писцов так же свидетельствует о росте бюрократизации, как распространенные на всем земном шаре особые боги и святые у купцов и в различных ремеслах отражают увеличивающуюся дифференциацию профессий. Еще в XIX в. китайская армия добилась канонизации бога войны – симптом того, что служба в армии стала особой «профессией» наряду с другими; в древнем Средиземномо­рье и Мидии боги войны всегда были великими националь­ными богами.

Антропоморфизация богов приводит к тому, что возмож­ность обрести милость могущественного земного властелина с помощью просьб, подарков, услуг, дани, лести, подкупа и, наконец, посредством угодного ему поведения переносится на богов, следуя такой аналогии, властелины мыслятся так же, как могущественные, но обладающие большей силой су­щества. Тогда возникает необходимость «богослужения».

По мнению Вебера, нет никакого сомнения в том, что специфические элементы «богослужения» – молитва и жер­твоприношение – заимствованы из магии. В молитве грани­ца между магической формулой и просьбой стерта, именно технически рационализированные формы молитвы с помо­щью различных технических приспособлений: повешенных на ветру или приколотых к изображениям богов полосок с бумагами и молитвами или тщательно измеренных четок по­всюду – ближе к магической формуле, чем к просьбе.

Исследуя практические импульсы к действию, М. Вебер приходит к глубокому сравнительному анализу хозяйствен­ной этики, присущей различным мировым религиям. К ним он относит религиозную этику конфуцианства, буддизма, христианства, индуизма и ислама. В качестве шестой рели­гии у Вебера фигурирует иудаизм, поскольку в нем содержат­ся решающие исторические предпосылки для понимания мировых религий. Остальные религии привлекаются Вебером лишь в той мере, в какой это необходимо для историче­ской последовательности.

М. Вебер далек от мысли, что хозяйственная этика обу­словлена только религией. Она, по его словам, основана на определенных географических и исторических особенно­стях. Но именно религиозная обусловленность жизненного поведения является, как он полагает, главнейшей детерминантой хозяйственной этики. Критикуя исторический мате­риализм за непосредственное выведение религиозной нрав­ственности из интересов отдельных слоев населения, Вебер отвергает также психологически ориентированную ницше­анскую версию религиозного чувства.

Таким образом, по мнению М. Вебера, существует глубокая связь религиозного сознания с хозяйственной этикой. А это значит, что религия имеет «земные» социальные корни. Но вместе с тем обстоятельность социоло­гических изысканий Вебера рождает и неудовлетворенность. Неужели потребность в религии вызвана только практическими нуждами жизни людей. А где же жизнь духа? Где «тайна» ре­лигиозного сознания, которое вовсе не является приложени­ем к хозяйственной этике?

1.3. Эволюция религии

К периоду доклассо­вого развития общества, который характеризовался низким уровнем производительных сил и относительно простыми социальными от­ношениями, относится понятие «племенная религия». Этот период растянулся на много тысячелетий, в тече­ние которых происходили существенные изменения как в обще­ственной жизни, так и в религиозных верованиях. На ранних этапах родового строя, еще не знавшего социального расслоения, основным объектом религиозного поклонения была природа. В зависимости от географической среды и хозяйственной специализации сверхъесте­ственными свойствами наделялись различные стороны окружающей перовобытного человека действительности. Так, племена, занимав­шиеся собирательством и примитивным земледелием, поклонялись растениям и небесным светилам, охотничьи племена – животным.

В эпоху раннеродового строя духовные существа носили в основном безличный характер. В культовой деятельности преобладали магические обря­ды и инсценировки, в которых участвовали все члены племени. Кол­дуны, шаманы, заклинатели духов еще не были отделены от массы верующих.

Существенные изменения в характере религиозных верований произошли в условиях разложения родоплеменных отношений и уг­лубления социальной дифференциации внутри племени. Со време­нем в руках отдельных общинников начинают накапливаться мате­риальные богатства, в их подчинение попадают рядовые соплемен­ники. Выделение вождей и усиление их роли в жизни племени постепенно ведет к их сакрализации, они становятся объектами ре­лигиозного почитания не только после смерти, но и при жизни. Со­циальное расслоение внутри племен и формирование племенной аристократии нашли отражение в содержании религиозных пред­ставлений. Безличные духи наделяются именами, за ними закрепля­ются определенные функции, возникает иерархия духов, которая во многих чертах воспроизводит социальную иерархию.

Позже на смену почитанию множества духов пришел политеизм, пре­вративший наиболее почитаемых духов в божества. Над бестелес­ными духами и духами предков, местными гениями скал, источни­ков и деревьев, над толпой добрых и злых духов стали возвышаться более могучие божества, влияние которых не было ограничено мест­ными родовыми или племенными интересами. Высшее место в иерархиях этих божеств чаще всего занимали боги, которые были связаны с небом или небесными явлениями. Однако эти боги не были безличными существами. Они наделялись атрибу­тами общественной жизни и должны были выполнять определенные социальные функции. В один ряд с небесными богами ставились и божества земли. Так, в древнегреческой религии олицетворением земли была Гея, которая породила небо, море, горы.

Высокое положение в политеистической иерархии занимали бо­ги-воители, что было связано с истребительными войнами, харак­терными для периода перехода от родоплеменных отношений к классовому обществу. В ходе этих войн происходило объединение племен, образование племенных союзов. Соответственно происхо­дил синтез религиозных представлений. Во главе политеистическо­го пантеона обычно оказывался бог племени-гегемона. Так появился генотеизм одна из разновидностей политеизма, заключающаяся в том, что, признавая существование многих богов, та или иная об­щность людей считала своим покровителем лишь одного из множе­ства богов и поклонялась только ему. Отсюда остался всего один шаг до монотеизма, но шаг настолько трудный, что многие народы не сумели сделать его даже в условиях развитого классового обще­ства.

В период перехода от родоплеменного строя к классовому обще­ству произошли существенные изменения и в сфере религиозной практики. Ясно, что отношение к богам должно отличаться от отно­шения к духам умерших людей. Если на ранних этапах развития че­ловеческого общества отношения с душами умерших и духами рас­сматривались как дальнейшее развитие повседневного общения лю­дей между собой, то впоследствии эти отношения приобретают характер общения несоизмеримых по своему статусу существ. С по­явлением великих божеств человек опускается на колени и превращается в смиренною просителя. Изменяется и характер жертвопри­ношений. Многочисленные жертвы, в том числе и человеческие, при­носятся не только душам высоко стоящих в социальной иерархии людей, но и в первую очередь богам, причем эти жертвоприношения начинают строго регламентироваться. Тонкости жертвоприношений были известны только жрецам, которые постепенно отделялись от массы рядовых верующих и образовывали особое сословие, зани­мавшее одно из самых высоких мест в социальной иерархии. Неред­ко жречество становилось наследственной профессией, передавав­шейся от отца к сыну, из поколения в поколение. В то же время поя­вились постоянные святилища и храмы, которые являлись центром религиозной жизни. Жертвоприношения, доходы с храмовых зе­мель, а также материальная Поддержка светских властей укрепляли экономическое и политическое положение жречества.

С переходом к классовому обществу открывается новая страни­ца в истории религии, страница, повествующая о развитии и функ­ционировании религиозных систем государственно-организованных народов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Гуревич П.С. Религиоведение. – М. – Воронеж: Московский психолого-социальный институт – Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 696 с.

  2. Лобазова О.Ф. Религиоведение. – М.: Дашков и Ко, 2002. – 384 с.

  3. Павленок П.Д. Социология. – М.: Маркетинг, 2002, - 1036 с.

  4. Религиоведение: Учебное пособие и учебнй словарь-минимум по религиоведению. – М.: Гардарика, 1998. – 536 с.

  5. Религиоведение. / Под ред. В.В. Кудрявцева. – Минск: Новаое знание, 2003. – 446 с.

  6. Религия и общество. – М.: Аспект-Пресс, 1996. – 755 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Планы семинарских занятий по социологии религии составитель

    Планы семинарских занятий
    Семинарские занятия имеют существенное значение для усвоения и закрепления изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании
  2. И. Н. Яблоков предмет научного атеизма

    Документ
    канд. филос. наук Г. Л. Баканурский, канд. филос. наук Ю. Ф. Борунков, канд. филос. наук В. В. Винокуров, канд. филос. наук Н. К. Дмитриева, д-р филос.
  3. Социокультурные предпосылки возникновения социологии религии

    Документ
    Предметом науки о религии не является предмет религиозной веры, “священное”, Бог или боги. Она изучает религию в реальном контексте культуры, в ее связи и взаимодействии с другими областями жизни и деятельности человека: как и какой
  4. Программа учебной дисциплины «социология и психология религии» Для студентов специальности

    Программа
    Программа учебной дисциплины «Социология и психология религии» предназначена для обучения студентов очной и очно-заочной форм обучения по специальности «Социология» – 040201.
  5. Учебно-методический комплекс материалов к курсу «история мировых религий»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс к курсу «История мировых религий» составлен в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра) по циклу «профессиональных дисциплин»

Другие похожие документы..