Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекции'
Разработаны преподавателем кафедры государственное и муниципальное управление Троицкого филиала Челябинского государственного университета Потепалино...полностью>>
'Программа дисциплины'
Предметом курса являются основы маркетинга на фундаментальной базе социологической теории и практики. Курс рассчитан на студентов-социологов 4 года о...полностью>>
'Методические указания'
Выполнение дипломного проекта является заключительным этапом обучения студентов в ВУЗе. Дипломный проект представляет собой самостоятельную проект, ц...полностью>>
'Документ'
Деятельность управления образования администрации города в 2010 году осуществлялась в соответствии с приоритетными направлениями, определенными Закон...полностью>>

А. А. Басалай Доктор философских наук, профессор кафедры философии Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова Актуальная и правдивая философия Учебник

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

А. А. Басалай

Доктор философских наук, профессор кафедры философии Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова

Актуальная и правдивая философия

Учебник для студентов и любознательных читателей

Издание второе, суммированное, уточнённое и дополненное

Москва, 2010

УДК 1(075.8)

ББК 87 я 73

Б 27

Басалай А. А. Актуальная и правдивая философия. М., 2010.

В учебнике, предназначенном в основном для студентов вузов, в сжатом виде, но всесторонне освещаются главные разделы философии – онтология и гносеоло­гия, социальная философия, а также теоретические вопросы культуры и эстетики. Особое внимание уделено тщательному отбору и системати­зации информационного материала, динамике и логике его изложения, чёткости и правдивости интерпретации. Содержание соответствует программе преподавания. Оно может заинтересовать также всех читателей, стремящихся самостоятельно изучать ме­тодологические вопросы и сложные проблемы.

Коротко об авторе

Алексей Афанасьевич Басалай родился в первой декаде июня 1943 г. в д. Рыбалы Свислочского района Гродненской области в крестьянской семье. В 1956 г. он закончил Стокскую семилетнюю школу, в 1963 г. – Свислочскую среднюю школу, в 1969 г. – заочное отделение факультета журналистики МГУ, в 1980 г. – заочную аспирантуру Института философии АН СССР.

Ему пришлось совершить извилистое и трудное восхождение от колхозника до доктора философских наук, известного учёного. Став студентом, он начал публиковаться в областных, республиканских и центральных газетах, но беспартийность, отвержение угодничества и критичность мышления препятствовали продвижению по профессиональной лестнице, реализации устремлений. Он менял занятия: был освобождённым секретарем комитета комсомола, учителем истории и обществоведения, редактором Издательства МГУ, журнала «Философские науки», научным сотрудником ИСИ АН СССР, ИТИС ЦК КПСС, заведующим Перовским профконсультационным пунктом МГЦПОМ, главным специалистом Миннаца России, преподавал эстетику, культурологию, философию в разных вузах Москвы. Наиболее весомым результатом научно-педагогической деятельности является издание монографии «Развитие наций и их взаимоотношений в СССР» в двух частях, которая положительно воспринята научной общественностью, и данного учебника, участие в подготовке нескольких тысяч специалистов высшей квалификации. Он отверг конъюнктурные, карьеристские, политические соображения, предпочтение, разнообразные знания и талант отдал выявлению истин и их отражению, отстаиванию исторической правды и тем самым внёс существенный вклад в просвещение учащихся.

Предисловие

Стремление понять сущность бытия, его причины было свойственно любознательным далёкой древности. В каждой эпохе выделялись свои мыслители. Философом впервые назвал себя Пифагор. Платон отнёс философию к особой науке. Аристотель считал её наиболее ценимой, так как она начала отыскивать первопричины действительности.

Слово «философия» произошло от древнегреческого phileo – люблю и sophia – мудрость. Изначально философия включала в себя все знания о мире и ориентировалась на рациональное его истолкование. Философы пытались выявить основу существующего, закономерности его развития, смысл и ценность жизни, рассуждали о добре и зле, прекрасном и безобразном, свободе и справедливости.

Происходившая в процессе накопления знаний их дифференциация, способность опытных наук вскрывать связи явлений природы и заменять вымыслы доказательствами привели к выводу, что больше нельзя представлять философию как всеобъемлющую систему взглядов. Последнюю попытку её создания предпринял Гегель.

Созданы относительно самостоятельные разделы филосо­фии: онтология (учение о бытии и его сущности); гносеология (позна­ние); логика (законы и формы правильного мышления); социальная философия, изу­чающая общественную жизнь и отдельного человека; теория культуры; эстетика (оп­ределе­ние прекрасного); этика (мораль); история философии (становления и развития мыслей). Обозначились также аксиология (изучение ценностей) и герменевтика (толкова­ние знаний). Но тем самым произошло и размывание её предмета, целостности.

Вводимые термины (душа, Бог, бытие, сознание, идея, мировоззрение), отношение мышления к материи, «духовного», психиче­ского к физиологическому оказались наиболее дискуссионными. В зави­симости от занимаемой позиции, т. е. от того, что признава­лось первичным, определяющим, философы разделились на идеа­ли­стов и материалистов, агностиков, отрицающих материальность и познаваемость мира, и на оптимистически настроенных исследователей. Непримиримая борьба между ними продолжается до сих пор.

В ходе непрекращающейся дискуссии сложилось наиболее ав­торитетное мнение, что предметом философии как квинтэссенции идей являются основ­ные законы развития природы, человека и общества, мышления и их про­явления. Философствование выполняет познавательную функцию, так как направлено на осмысление природных явлений и приобретаемого опыта жизнедеятельности людей, их созерцания и развивавшегося мышления, служит главным средством выработки миро­воззрения, идеалов, методов познания, способности логиче­ски и критически мыслить, постижения истины, изменения со­держания культуры и преодоления невежества. На достижениях учатся целые поколения. Они ориентируют в повсе­дневной деятельности, вооружают полез­ными идеями и теориями, помогают понять сущность окружаю­щего мира как единого целого и общественных порядков, высве­тить красоту, добро, благо.

Широкое распространение получили представления о причин­ности, пространстве, времени и т. д. Любой исследователь не мо­жет обойтись без использования философской методологии: на­блюдения, индукции и дедукции, анализа и синтеза, абстрагиро­вания, логичности изложения информации и её интер­претации, моделирования и прогнозирования.

Естественная наука внесла существенный вклад в познание многообразной природы и действительности, но она не всеобъемлющая. Химическая формула воды, например, не объясняет всех её свойств. Философия, литература и искусство, другие отрасли культуры воздействуют на формирование диалектического, логического и образного мышления, а также убеждений, чувств, настроений, вкусов, потребностей. Они могут мобилизовать на преобразование настоящего, предсказывать, предвосхищать будущее, открывать новое в уже известном, необычное – в привычном, разрядить и снять напряжение и волнение, позволяют восстановить психологическое равновесие, пережить чужие жизни. Храмовая и монументальная архитектура призвана внушать трепет, марши – бодрость.

За несколько тысячелетий развития человечества накоплено множество достижений, которые содержат в себе колоссальную информацию. И представители каждого поколения, если они стремятся приобщиться к науке и культуре, должны знать о них.

Составлены систематические и алфавитные каталоги, описи ценностей. Всё чаще используется интернет. Осведомлённость приумножается в учебных заведениях, на лекциях, в туристических поездках, при ознакомлении с архитектурным обликом городов. Хранение и передача информации осуществляется преимущественно с помощью кодирующих знаков (букв, цифр, нот, звуков, сигналов, темпов, ритмов, жестов, признаков, декораций), при общении. Язык танцев, живописи, архитектуры доступен, легче усваивается. Физика, математика, химия, биология располагают своими знаковыми системами.

Читать книги и периодику, не проходить мимо выставок, театров, концертов, путешествовать и т. д. очень важно, но недостаточно. Требуется ещё понять и оценить прочитанное, услышанное, увиденное, перенять опыт. Помочь в этом могут аналитические публикации учёных, высококвалифицированные преподаватели и специалисты, находки археологов, родители.

Одно из библейских изречений гласит, что познание умножает скорбь, но без него ничего полезного не сотворишь. Уметь объяснить события и процессы не менее важно, чем участвовать в них. Диагностика и прогнозирование, предсказание могут помочь исправить положение в интересах общества или его большинства.

Уникальные достижения выполняют и воспитательную функцию. Апперцепция лучшего из изученного обогащает учащихся, возвышает их, помогает взращиванию высокоразвитых личностей, их социализации и окультуриванию, выбору ценностных ориентаций, совершенствованию юридических, технических, этических, экологических и других норм, привитию значимых качеств – патриотизма и интернационализма, трудолюбия и героизма, коллективизма и товарищества, отзывчивости и взаимопомощи, искренности и честности, скромности и вежливости.

Вызревает убеждение, что только подлинная культура, общественное мнение, устоявшиеся нормы, обычаи и традиции, выражающие представления о добре и зле, являются эффективным регулятором побуждений и поведения молодых и взрослых, их взаимоотношений. Регуляторами могут быть предписания, запреты, разрешения и рекомендации, приветливая улыбка или недовольный взгляд, похвала или критика, угрозы; всеобщее признание, слава, премия, повышение зарплаты, в должности или штраф, увольнение и т. д. Социокультурные нормы и ценности, правила вежливости помогают унифицировать поведение, обеспечивать единообразие и согласованность коллективных действий, поддерживать порядок. Так, преклонение перед офицерской честью приводило к дуэлям, вставание при исполнении государственного гимна укрепляет патриотизм, принятая клятва Гиппократа («не навреди») становится для медиков нормой профессиональной деятельности, символом врачебной этики.

Высокая культурность сдерживает совершение аморальных поступков и преступлений. Установить табу и выправить неблагоприятную ситуацию могут не милиционеры, следователи, прокуроры, судьи, тюрьмы и охранники, а законодатели, нормы морали, творцы культурных ценностей и воспитатели.

Говоря словами А. И. Герцена, полнее осознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого – раскрываем смысл будущего, глядя назад – шагаем вперёд. Вот почему явления, обстоятельства, проблемы целесообразно рассматривать с точки зрения того, как они возникли, какие этапы в своём развитии прошли, каково их нынешнее состояние. Действовать в соответствии с прогнозируемыми результатами более оправданно, чем слепо, бессознательно следовать за вождём или правителем, «пророком» или телевизионным рекламным роликом.

Однако среди философов и обществоведов вообще нет взаимопонимания, поэтому они не всегда указывают верные ориентиры. Отбор, систематизация и логичность изложения информации, её интерпретация в учебниках и пособиях по философии далеки от совершенства. Динамика рациональных идей, подтверждённых практикой, не представлена. В структуре философии всё больший удельный вес отводится истории мысли, в рамках которой приводятся и как-то осмысливаются разные, порой резко контрастные взгляды, высказанные в разных эпохах. Причём много места отводится освещению, нередко восхвалению иррациональных идей, которые не проясняют истину, а засоряют студентам мозги, сбивают их с толку, вносят сумятицу в умонастроения. Такой конгломерат субъективистских воззрений присущ, например, книгам, написанным под руководством Л. А. Никитич, И. Т. Фролова, рекомендованных к изданию и изучению Министерством образования. В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. В. Миронов, К. Х. Момджян из МГУ «обосновывают» это тем, что будто бы отсутствуют общие критерии научности, что не нужно отрицать роли мифа, религии, искусства в познании мира, что наука очень близка к мифу. По их конъюнктурным соображениям, приоритетно не доказательство, а творчество. Оно связывает рациональное и образное. Поэтому они предпочитают абстрактные рассуждения, собственные оценки, а не всесторонний и глубокий диалектический анализ бытия, происходящих процессов и событий. О мировоззрении К. Маркса и В. И. Ленина не упоминают, как будто его не было. Ещё большие претензии можно предъявить учебнику «Философия», изданному в 2009 г. под редакцией А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. Всё это и даёт читателям некоторые основания заявлять, что философия не является наукой, так как приводится много ответов и мнений по одному и тому же вопросу, и её не нужно преподавать.

При этом постепенно выхолащивается или игнорируется материалистическая диалектика. Преподаватели Тюменского университета обеспокоены таким поворотом, шараханьем мыслителей от идолопоклонства перед ней к презрительно-пренебре-жительному замалчиванию, гонению, культивированием мистицизма и оккультизма, но сами не попытались исправить положение. Категории и законы диалектики перечислены, но объясняются поверхностно, не исследуются их сущность и проявления. В. Д. Губин цитирует Евангелие от Матфея, Хайдеггера, считает душу частью сознания, которое всё порождает, заигрывает с религией, избегает диалектики, так как желает консервации сотворённого. Подобный подход считаю неправильным.

Абстрактно и слишком кратко упоминается о диалектике в учебнике под редакцией В. В. Миронова. Убеждённость в том, что без уяснения диалектики будущие специалисты в какой-то конкретной области знания не смогут мыслить масштабно, принимать взвешенные решения, и заставляет обратить на неё более пристальное внимание.

Обозначилось скептическое отношение к филосо­фии. Позитивисты объявляют единственным источником знания поло­жительные, т. е. частные, науки, якобы не нуждающиеся в абст­рактных рассуждениях и умозрительных конструкциях. Мно­гие принижают значение рационального познания, отдают при­оритет решению конкретных задач, причём благодаря инстинкту и ин­туиции.

Философы, не опирающиеся на научные достижения, отрыва­ются от реальности, преувеличивают абстракции. Но и ис­следова­тели, игнорирующие обобщения, диалектику, лишь одно­сторонне констатируют факты. Наука не может обойтись без ос­мысления полученных результатов, объяснения явлений и собы­тий, без рас­крытия их сущности и тенденций, вектора развития. При этом вы­зревает необходимость интеграции позитивного фи­лософского знания, системного и динамичного его изложения. Современники могут и обязаны правильно оценивать происходя­щее, особенно в политической и социально-экономической сферах жизнедеятельности, регулиро­вать свои взаимоотношения на основе разума.

Раньше достижения в различных отраслях культуры осмысливались и освещались в пределах искусствоведения, литературоведения, философии, социологии и других научных дисциплин. Но такой дифференцированный подход не позволял сформировать целостное представление о столь многообразном и сложном феномене. Поэтому и предпринимаются попытки систематизировать многовековый опыт и накопленное знание и всесторонне раскрыть тенденции и закономерности развития как мировой культуры, так и отечественной.

Слово «культурология» употребляется уже давно, но как концептуальная часть знания она продолжает находиться в стадии становления, несмотря на то, что монографий, учебников, лекций, пособий издано много. Авторы существенно расходятся во взглядах. Противоположно истолковываются как важнейшие понятия, так и сам культурный прогресс. Но наблюдается и их стремление к интеграции в процессе познания и изложении учебного материала, т. е. в отборе информации, фактов и аргументов, ценностей и их интерпретации.

Синтез и обобщение использованы и при подготовке первого теоретического раздела курса лекций по культуре. Сопоставляются различные мнения.

Публикуемые результаты подвижнических исследований и раздумий могут быть полезны как для студентов, так и для аспирантов и преподавателей, основой для сглаживания и преодоления разногласий.

Глава I. Онтологические размышления

§ 1. Мифологические и религиозно-идеали- стические представления о сущем

Философская категория «бытие» является одной из главных, сложилась от слов быть, существовать. В результате разнообраз­ных и многочисленных исследований учёные пришли к выводу, что эволюция Земли как важнейшей и особой планеты солнечной системы и Галактики длится около пяти миллиардов лет. Жизнь зародилась около 4 млрд. лет назад, а становление предлюдей в жарких местностях продолжалось всего несколько миллионов лет. Обнаружены останки древнейшего человекоподобного суще­ства, жившего около 4,5 миллионов лет тому назад. Австралопи­теки (южные обезьяны) были уже прямоходящими. Питекан­тропы (умеющие изготавливать простейшие орудия труда из кам­ней) появились примерно миллион лет тому назад и обитали в восточной части Африки. Неандертальцы (250 тысяч лет) добывали огонь и стали думающими (homo sapiens), расселялись в Азии и Европе. Около 40 тысяч лет до н. э. неандертальцев сменили кро­маньонцы (дважды разумные), способные говорить и мыслить. Но последовательность, рубежи развития неживой и живой при­роды точно не определены, так как некому было их фиксировать. Они приблизительны.

Первобытные дикари видели, естественно, всё, что их окру­жало, постепенно накапливали трудовые навыки, опыт своей жиз­недеятельности, но из-за примитивности созерцательного мыш­ления, отсутствия достоверных знаний не могли осознать и объяс­нить происходившее. Они зависели от неподвластной им природ­ной среды, её стихийных проявлений. Ощущение своей беспо­мощности привело к вере в сверхъестественные силы и свойства явлений и неодушевлённых предметов – солнца и звёзд, извер­гавшихся вулканов, молний, грома, пожаров, ливней, холодов и т. д. Непонятными оставались сновидения, галлюцинации, случаи летаргического сна. Всё это способствовало зарождению веры в то, что все животные и предметы, как и люди, обладают некими неуловимыми душами, которые могут отделяться от тела, пре­вращаться в самостоятельные существа (духи) и перемещаться. Отождествляли их с дыханием, тенью, отражением, кровью (по­этому в «Библии» запрещено её употребление). Считалось, что эта таинственная душа управляет бодрствующим человеком, покидает его во время сна и после смерти, не умирает. Впоследст­вии такие представления назвали анимизмом. Признание родства с животными и растениями привело к формированию тотемизма.

Слаборазвитые люди хотели общаться с душами, стали покло­няться фетишам, приносить жертвы, чтобы уменьшить их гнев. Нередко почитаемым объектам (идолам) и их духам стреми­лись причинить боль, чтобы тем самым заставить их исполнить адресованную просьбу. Они думали, что можно особым способом воздействовать на поведение добрых сверхъестественных сил (помощников) и злых (демонов), других людей, животных и т. д., т. е. с помощью определённых действий и слов (танцев, заклина­ний) влиять на ход событий в нужном направлении, обеспечивать удачу или неуспех в промысле, вызывать или прекращать бури.

Распространение подобных верований и усложнение культа потребовали специфических знаний, опыта. Совершать культовые ритуалы, обряды начали особые умельцы – колдуны, шаманы, знахари. Они присвоили себе способность общаться с духами. Возникла белая магия (охранительная) и чёрная (вредоносная). Наличие духа якобы обеспечивало здоровье, а его похищение или поедание вместе с необескровленным мясом вызывало болезнь. Во сне он покидает тело и путешествует в виде птицы, насеко­мого. От этого и распространилась вера в вещие сны и их толко­вание. Мир представлялся реально существующим и потусторон­ним.

Появлявшиеся «мудрецы» разных племён обнародовали своё видение, мироощущение в придумываемых сказаниях (мифах), в ведийской литературе, эпосах. Таким попыткам присущ общий недостаток – преодоление, подчинение сил природы в воображе­нии, неадекватное, иллюзорное отражение действительности. Кратко и бессистемно они изложены в двух толстых томах эн­циклопедии «Мифы народов мира». В качестве примеров рас­смотрим лишь некоторые предания старины, обработанные на­родные фантазии.

Египет (на рубеже третьего тысячелетия до н. э. фараон юга Менес покорил север и объявил себя единственным владыкой). Благосостояние египтян, переселившихся из-за изменения кли­мата из саванн в долину Нила и собиравших на плодородной почве до трёх урожаев в год, особенно знатных, увеличивалось, а сознание оставалось незрелым. Об этом свидетельствуют мифы, которые начали сочинять в 6-4 тысячелетиях до н. э., посвящённые могущественным сверхъестественным существам. Чаще всего это были гимны и молитвы богам (есть мнение, что в первоначальном значении этот термин означал удачу, долю, счастье). Наиболее значимые: «Тексты пирамид» (заупокойных ритуалов, вырезан­ных в 26-23 веках до н. э. на стенах внутренних помещений), «Тексты саркофагов» (21-18 века до н. э.), «Книга мёртвых».

В каждом номе складывался свой пантеон и культ богов, во­площённых в небесных светилах, камнях, деревьях, зверях, пти­цах, змеях и т. д. Так, богиня Унут изображалась зайцем, Баст – кошкой, Анубис – волком, Тот – павианом, ибисом, Гор – соко­лом. Позже они наделялись человеческими качествами.

Триаду местных божеств возглавлял бог-демиург, который был покровителем нома. Фиванская триада, например, состояла из бога солнца Амона, его жены Мут (богини неба), сына Хонсу (бога луны), мемфисская – из Птаха, его жены Сехмет (богини войны), сына Нефертума (бога растительности). Женские боже­ства выполняли функции матери, особенно Мут, Исида.

В конце третьего тысячелетия до н. э. покровитель умерших Анубис был вытеснен Осирисом, который взвешивал на весах сердца трупов. Их противовесом считалась истина, т. е. облик бо­гини Маат или её символ. Грешника пожирало чудовище Амт (лев с головой крокодила). Праведник оживал. Оправданным мог быть только покорный и терпеливый, тот, кто не крал, не посягал на храмовое имущество, не говорил злых слов против правителя. Допускалось возрождение каждого египтянина для вечной за­гробной жизни.

Возвышение новых центров, развитие земледелия и скотовод­ства обусловило выдвижение на первый план богов, олицетво­рявших различные светила и стихии: небо (Нут), землю (Геб или Акер), солнце (Ра), луну (Тот). В образе бога Хапи почи­талась р. Нил, которая способствовала урожаю своими разливами. Плодо­родием почв и амбарами ведала Рененутет, виноградорством – Шаи. С Амоном стали отождествляться Ра, Монту, Птах, Гор, с РаАнум, Гор, Амон, Осирис, Птах и т. д.

Изначально предполагалось, что мир представлял собой хаос, первозданную пучину вод – Нин. Из этого хаоса вышли Ра и другие боги, создавшие землю, небо, людей, животных и растения.

Небесный свод рисовался в виде коровы, покрытой звёздами, или в образе женщины – богини Нут, которая, изогнувшись дугой, концами пальцев рук и ног касалась земли.

По одной версии из вод вышел холм, на котором распустился цветок лотос, из которого появилось дитя (Ра), осветившее землю, по другим – восхождение солнца связывалось с яйцом, снесённым птицей «великий Гоготун» на поднявшемся из хаоса холме. Рождение солнца приписывалось и огромной корове – небу, женщине. Согласно другим мифам, люди («стадо бога») произошли из тела безымянного бога-творца как точное его по­добие. Для них он сотворил из хаоса небо и землю, для дыхания – воздух, для пропитания – животных, птиц, рыб. Землю и людей вылепил бог-гончар Птах (или Хнум). Вселенную создал Ра, под­нявшийся из бутона лотоса. Из его уст вышли первые боги, а из его слёз возникли люди.

В гелиопольском мифе Атум (Ра) создал сам себя, проглотив свое семя. Он выплюнул изо рта бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут, которые в свою очередь произвели Геба и Нут, а они – Исиду и Нефтиду, Осириса и Сета. В мемфиском мифе демиур­гом был Птах, который творил «языком и сердцем», т. е. мыслью и словом. Таким способом он произвёл и первых восемь богов, и весь мир, города, храмы, ремёсла и искусства. В «Большом гимне Амону» (фиванском мифе) Ра назван главой всех богов, который поднял небо и утвердил землю. Люди произошли из его глаз, а боги – из его уст. Фараон назван божьим сыном.

В небе усматривалась водная поверхность, Нил, по которому днём солнце обтекало землю. По подземному Нилу солнце плыло ночью. Поддерживались легенды о чудесном рождении фараонов Аменхотепа III, Рамсеса II, Рамсеса III. Но даже отличившиеся фараоны наивно полагали, что торжественный обход вокруг стен столицы обезопасит её от нападений, что Нил разольется, если в воду бросить скреплённый печатью папирусный свиток с таким приказом.

Древние египтяне верили, что каждому живущему присущи две бессмертные души. Если первая Ба в облике сокола с челове­ческой головой покидала тело, вылетая через рот, то наступала смерть. Достичь вечного блаженства мог лишь тот, чьё тело со­хранялось, чтобы Ба могла вернуться в своё бывшее вместилище. Так возник обычай мумификации трупов. Это считалось обяза­тельным условием загробной жизни в могиле.

Вторая душа Ка якобы возносилась на небо и отправлялась на запад, где её встречала с пищей и питьем кормилица мира, бо­гиня Хатор с головой коровы. Через некоторое время Ка возвра­щалась и продолжала жить возле мумии.

Для мумии фараона начали строить величественные усыпаль­ницы – пирамиды, а также саркофаги, а затем гробницы высека­лись в скалах в Долине царей. Могилы богатых вельмож обозна­чались невысокими надгробиями. Бедняков зачастую заворачи­вали в циновки и сбрасывали в кучи на окраинах кладбищ. Умерших священных животных и птиц тоже бальзамировали и хоронили на особых кладбищах.

Чтобы обеспечить умершего всеми благами и он не чувство­вал себя обездоленным, в погребальную камеру клали пищу, на­питки, одежду, украшения. На стенах изображались портреты жён, де­тей, слуг, сад и пруд, картины охоты и пиров, другие ри­сунки, ко­торые после появления Ба будто бы оживали и фараоны продол­жали вкушать привычные им радости.

Странствующую по подземному царству душу подстерегали чудовища. Спастись от них можно было при помощи заклинаний и молитв. Тщательному заклинанию подвергались двери. Над по­койным вершил загробный суд Осирис вместе с другими богами.

Аменхотеп IV (14 в. до н. э.) попытался установить единобо­жие. Истинным божеством, единственным творцом мира он объя­вил солнечный диск с исходящими от него лучами под именем бога Атона. Величали его ещё так: Ра-Атум, Амон-Ра. Себя фа­раон назвал Эхнатоном, т. е. угодным Атону. Культы всех прочих богов он отменил, закрыл их храмы. Но поругания прежних свя­тых, нововведения вызвали непонимание многих жрецов, при­дворных. Эхнатона оставила даже жена. Старые пра­вила богопо­читания были восстановлены при фараонах Тутанха­моне и Хо­ремхебе.

Двуречье. Поселившиеся в 4 тысячелетии до н. э. в уже за­селённой долине между Тигром и Евфратом шумеры не только начали строить из высушенных на солнце глиняных кирпичей го­рода, но и придумывать мифы. С начала третьего тысячелетия их начали записывать. Бóльшая часть текстов относится к концу 3 – началу 2 тысячелетия до н. э.

В каждом городе-государстве почитались свои божества и ге­рои. Около 26 в. до н. э. выделились 6 верховных богов ранне­шу­мерского пантеона: владыка воздуха, царь богов и людей Эн­лиль, неба, грома, бури – Ан (аккадский Адад), луны – Нанна, солнца – Уту, подземных пресных вод и океанских – Энки, богиня войны и плотской любви – Инанна. Обожествлён был после смерти и пра­витель г. Урука Гильгамеш. Во втором тысячелетии до н. э. его считали судьёй в загробном мире, защитником людей от демонов. Вавилонский же Гильгамеш был рождён будто бы девой, запёртой отцом в башне.

В мифе «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» говорится, что некие события происходили тогда, когда Ан забрал себе небо, а Энлиль – землю при их отделении. В мифе о мотыге и топоре та­кие усилия приписываются Энлилю. Один миф посвящён перво­зданному раю на острове Тильмун.

Первочеловека вылепили якобы из глины, замешанной на крови, Энки и Нинмах при помощи матери Наммы, давшей жизнь всем богам. Сделали они это для того, чтобы люди трудились на богов, обрабатывали землю, пасли скот, собирали плоды, прино­сили жертвы. По этому случаю они устроили пир. Захмелевшие Энки и Нинмах начали снова лепить людей, но у них получились лишь уроды: женщина, неспособная рожать, существо, лишённое пола, и т. д.

Некоторые думали, что люди росли под землей, как трава. Эн­лиль проделал мотыгой дыру и они вышли оттуда.

Образ Гильгамеша ярко представлен в аккадском эпосе «О всё видавшем» (12 песнях-таблицах). По просьбе богов, обеспо­коен­ных жалобами жителей Урука на их своенравного, могучего и буйного царя, отбивавшего женщин, богиня Аруру создала ди­кого Энкиду, который должен противостоять Гильгамешу и побе­дить его. Они встретились и затеяли поединок. Но никто не побе­ждал, что сделало их друзьями. Вдвоём они совершили много подвигов. Разгневанная богиня умерщвила Энкиду. Потрясённый этим Гильгамеш бежит в пустыню, тоскует и впервые ощутил, что и сам он смертен. Он отправился на поиски своего предка, кото­рому боги подарили бессмертие, прошёл подземным путём гряду гор, посетил чудесный сад и переправился через воды смерти на остров, нашёл того, кого искал, уговорил его открыть тайну цветка (травы) вечной молодости, лежавшего на дне моря. Гиль­гамеш с трудом его достал, размечтался оживить Энкиду, пода­рить его и жителям Урука, но не успел им воспользоваться – пока купался цветок утащила змея и сразу же, сбросив кожу, помоло­дела. Он же вернулся домой с пустыми руками. Утешение он на­шел в любовании стеной, сооружённой вокруг города. Лейтмотив поэмы таков: человек не может достичь участи несговорившихся богов, его попытки заполучить бессмертие тщетны. Подчёркнута мысль, что доступной является лишь память о славных делах.

Набожный и мудрый правитель г. Шуруппака Зиусудра (шу­мер) узнал от Энки (покровителя людей) о предстоящем потопе как наказании за плохое поведение. По его совету он построил ковчег и в нём пережил потоп, длившийся 7 дней и 7 ночей. Как «спасителя семени человечества», Зиусудру наделили «вечным дыханием». Он поселился вместе с женой на острове блаженных Тильмун.

Похожий миф известен в старовавилонской версии (середина 2 тысячелетия до н. э.) и поздневавилонской (1 тысячелетие до н. э.). Суть его состоит в том, что после создания людей богиней-матерью Мами Энлиль, возмущённый их суетностью и шумливо­стью, мешавшей спать, решил их уничтожить. Он стал посылать на людей всякие бедствия. Но при поддержке Эйи (Энки) они справля­лись с ними и множились. Тогда Энлиль послал им анало­гичный потоп. Человечество погибло. Спасся только Атрахасис, соорудивший по совету Эйи большую ладью. На неё он погрузил свою семью, ремесленников, зерно, имущество, а также всех (?) животных, «кто ест траву». За это ему подарили вечную жизнь.

С возвышением Вавилона всё большая роль придавалась богу этого города Мардуку. В поэме «Когда вверху» (начало 10 в. до н. э.) он изображён как творец мира, как прямой и законный наследник шумерских богов, но в этом случае он не мог высту­пать в качестве демиурга. В ашшурской версии этой поэмы (ко­нец 2 тысячелетия до н. э.) Мардука заменил Ашшур. Историче­ская последовательность тут явно отсутствовала.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А. И. Яковлев Политическая социология Учебное пособие

    Учебное пособие
    Политическая социология относится к числу «молодых наук». В учебном пособии доктора философских наук, профессора А.И. Яковлева рассматриваются такие основополагающие и актуальные вопросы политической социологии, как: «Политическая

Другие похожие документы..