Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Прогнозирование свойств элементов и их соединений : методические указания к самостоятель...полностью>>
'Документ'
По современным представлениям непосредственным предком домашних собак считается волк, входящий вместе с ними, шакалом и североамериканским койотом в ...полностью>>
'Документ'
За 6 месяцев 2009 года отделением по организации деятельности участковых уполномоченных милиции был реализован комплекс организационных и практически...полностью>>
'Документ'
Массовые каналы обслуживают недорогие объекты продаж массового спроса и, как следствие, количественную категорию аудитории "масса", накрыва...полностью>>

А. Б. Тазаян Учебно-методический комплекс дисциплины "Юридическая логика" (для студентов дневного отделения) Ростов-на-Дону 2010 Учебно-методический комплекс

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСА и ПРАВА

А. Б. Тазаян

Учебно-методический комплекс дисциплины "Юридическая логика"

(для студентов дневного отделения)

Ростов-на-Дону 2010

Учебно-методический комплекс по логике разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ.

Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой

"Государственно-правовых и гуманитарных дисциплин" НОУ ВПО ИУБиП (протокол № НОУ ВПО Института управления бизнеса и права).

Учебно-методический комплекс включает учебную программу,

учебно-тематический план, план проведения семинарских занятий,

примеры типовых задач к семинарским занятиям, экзаменационные вопросы.

Содержание

1.Учебно-тематический план дисциплины;

2.Учебная программа;

3. Тексты лекций

4. План семинарских занятий;

5. Рекомендуемая литература;

6.Контрольные вопросы;

7. Примеры типовых задач к семинарским занятиям и

контрольной работе;

8. Экзаменационные вопросы

Введение.

Логика - одна из исторически первых дисциплинарно организованных форм теоретического знания. Изучение логики в настоящее время является неотъемлемой частью образования, оказывающее значительное влияние на профессиональную подготовку специалистов в целом. Возрастание интереса к логике на пороге ХХ-ХХІ в.в. обусловлено с ее возросшими научным и практическим функциями. Современная логика является базовой дисциплиной, устанавливающей правила рационального поведения в конкурирующей социальной среде. Результативность социального взаимодействия определяется процедурой принятия решений, а также способностью навязать оппоненту свое видение и оценку обсуждаемой проблемы. Поэтому, наряду с теорией аргументации, неориторикой логика является эффективным инструментом для повышения социальной эффективности потенциала специалиста, а значит, необходимым условием его карьерного роста.

Предметом дисциплины являются основные правила и законы мыслительной, интеллектуальной деятельности.

Целью дисциплины является формирование навыков рациональной теоретической и практической деятельности.

Требования к уровню усвоения дисциплины

В процессе изучения дисциплины студенты должны:

В процессе изучения дисциплины студенты должны:

Иметь представление:

- об особенностях научного знания, как знания с основаниями;

- о формальной и содержательной аспектах знания;

- о различии логического и гносеологического;

- о теоретических моделях и их релевантности с реальностью.

Знать:

- основные законы и правила теоретических рассуждений;

- логические процедуры образования юридических понятий и утверждений;

- логические основания юридического доказательства и опровержения;

- концепции индуктивной логики и статистических умозаключений;

Уметь:

- выявлять преднамеренные или непреднамеренные логические ошибки в рассуждениях и устранять их;

- строить свои рассуждения и утверждения в соответствии со стандартами и нормами логики;

- использовать эротетику диалога;

- строить стратегию и тактику диалога;

- пользоваться логическими и прагматическими процедурами введения споров дискуссий.

Овладеть компетенциями: научно обоснованными теоретическими и практическими навыками принятия решений в профессиональной деятельности.

1. Учебно-тематический план дисциплины

Всего часов на освоение учебного материала ( по ГОС/по Учебному плану)

80

Число аудиторных занятий всего

36

Число лекций с разбивкой по семестрам

14/2

Число практических занятий с разбивкой по семестрам.

22/2

Часов самостоятельной работы

44

Число контрольных работ с разбивкой по семестрам

0

Число курсовых работ с разбивкой по семестрам.

0

Число зачетов с разбивкой по семестрам

0

Число экзаменов с разбивкой по семестрам

1/2

Число кредитов

4

Число модулей

3

2.Учебная программа дисциплины

2.1. Содержание программы

2.1.1. Предмет и значение логики. Логика и язык.

Предмет, цели, содержание и структура логики как науки. Логика и эпистемология. Чувственное познание и абстрактное мышление. Понятие логической формы.

Основные этапы становления логики как науки. Теоретическое и практическое значение логики.

Язык как знаковая система. Функции языка. Языки естественные и искусственные. Понятие знака. Предметное и смысловое значение языковых выражений. Основные аспекты языка : синтаксис, семантика, прагматика.

Семантические категории выражений языка. Дескриптивные и логические термины. Понятие о языке логики высказываний.

2.1.2. Понятие.

Понятие как форма мышления. Выражение понятия в языке. Основные приемы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование.

Логическая структура понятия.. Признаки предметов и их виды. Признаки существенные и несущественные, положительные и отрицательные.

Содержание и объем понятия. Логический и фактический объемы и содержания понятий.

Виды понятий. Общие и единичные понятия. Конкретные и абстрактные понятия. Относительные и безотносительные понятия. Собирательные и несобирательные понятия. Понятия пустые(с нулевым объемом)и непустые.

Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: равнозначность, пересечение, подчинение. Типы

несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие. Круговые схемы Эйлера как средство анализа между понятиями.

Обобщение и ограничение понятий. Деление понятий. Виды деления: по видоизменению признака, дихотомическое деление. Правила и возможные ошибки в делении .

Определение понятий. Номинальные и реальные определения. Явные и неявные определения. Правила и возможные ошибки в определении.

Приемы, сходные с определением: описание, характеристика, разъяснение посредством примера.

2.1.3.Суждение

Суждение как форма мысли. Суждение и предложение. Простые и

сложные суждения. Состав простого суждения.

Виды простых суждений: атрибутивные, суждения, суждения с отношениями, экзистенциальные суждения.

Категорические суждения как вид атрибутивных суждений. Виды

категорических суждений по количеству и качеству. Распределенность терминов в категорических суждениях. Круговые схемы отношений между терминами в категорических суждениях.

Сложное суждение и его виды. Образование сложных суждений из

простых с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации и отрицания.

Условия истинности сложных суждений. Отношения между суждениями по истинности: контрадикторность, контрарность, субконтрарность, подчинение. " Логический квадрат".

Деление суждений по модальности. Логическая и фактическая

модальность. Основные категории алетической модальности. Аксиологическая модальность. Абсолютные оценочные понятия: хорошо, плохо, неплохо, безразлично. Относительные и оценочные понятия : лучше, хуже, равноценно. Аксиологическая логика как логика оценок и предпочтений. Эпистемическая модальность. Достоверные и проблематичные суждения. Эпистемическая логика - логика убеждения и доказательств. Деонтическая модальность: обязательно, разрешено, запрещено, безразлично.

2.1.4.Умозаключения.

Понятие об умозаключении. Структура умозаключения: посылки, заключение, логическая связь между посылками и заключением. Логически необходимые и правдоподобные умозаключения.

Виды умозаключений : дедуктивные, индуктивные, по аналогии.

Понятие дедуктивного умозаключения.

Типы дедуктивных выводов: выводы, основанные на логических связях между суждениями; выводы, зависящие от субъектно-предикатной структуры суждения.

Выводы логики высказываний. Прямые и непрямые выводы.

Условные, условно-категорические , разделительно-категорические, условно-разделительные умозаключения.

Непрямые выводы. Сведения"к абсурду". Рассуждение "от противного".

Выводы из категорических суждений. Непосредственные умозаключения. Выводы на основе свойств отношений между категорическими суждениями.

Выводы посредством преобразования суждений: превращение, обращение, противопоставление предикату, противопоставление субъекту.

Простой категорический силлогизм. Состав силлогизма. Фигуры и модусы силлогизма. Основные правила силлогизма и специальные правила фигур. Отбор правильных модусов с помощью круговых схем.

Энтимема(сокращенный силлогизм); восстановление силлогизма из энтимемы.

Индуктивные умозаключения. Виды индуктивных умозаключений : полная и неполная индукция. Виды неполной индукции; популярная индукция и неполная индукция.

Методы установления причинной зависимости: сходства, различия,

сопутствующих изменений, остатков.

Структура рассуждений по аналогии: аналогия свойств и аналогия

отношений. Эвристическая функция аналогии.

2.1.5.Логические основы теории аргументации.

Понятие доказательства. Структура доказательства. Виды доказательства : прямое и косвенное доказательства.

Понятие опровержения. Способы опровержения: опровержение тезиса(прямое и косвенное); критика аргументов; выявление несостоятельности демонстрации.

3. Тексты лекций

Лекция № 1. Предмет логики. Логика и язык.

1. Предмет логики. Понятие логической формы.

2. Логика и язык.

3. Семантические категории выражений языка.

1. Предмет логики. Понятие логической формы.

Логика − одна из древнейших наук. Она сформировалась в IУ веке до н.э. Основателем логики как науки является древнегреческий философ Аристотель. Термин «логика» этимологически восходит к древнегреческому слову «logos» ( слово, понятие, рассуждение, разум). Логика как наука формировалась в контексте человеческой познавательной деятельности.

Основные формы чувственного познания: ощущения, восприятия и представления. Результатом чувственного познания являются образы или отдельные признаки конкретных предметов, которые формируются в результате непосредственного их воздействия на наши органы чувств. В познании от непосредственных чувственных форм отражения действительности мы переходим к рациональным, мыслительным формам. Мышление – это высшая форма познания мира. Оно постигает существенные и необходимые свойства, отношения действительности. Формы мысленного отражения действительности осуществляются абстрактно и опосредствованно.

Абстрактные объекты – отношения, понятия, суждения и др. целостные мыслительные образования. В процессе познания мы выделяем интересующие нас в объекте отдельные свойства, отношения для их изучения. Для логики имеет принципиальное значение различие между абстрактным объектом и реальностью. В логике, как и в целом науке, недопустимо придание абстрактным объектам реального существования. Но абстрагирование от чувственных единичных объектов делает возможным переход от старых знаний к новым, не обращаясь при этом непосредственно к опыту. Эта теоретическая возможность логики вытекает из опосредствованного характера форм мысленного отражения, в которых протекает рациональное познание. Такой способ получения нового знания называется рассуждением (рассуждение – есть последовательная, внутренне обусловленная связь утверждений).

Таким образом, мы установили, что у нас есть два способа получения знания: посредством форм чувственного познания и посредством рассуждения. Получение нового знания исключительно с помощью рассуждения называется выводным знанием. Изучение правил и норм теоретических рассуждений, процедур получения выводного знания – занимает определяющее место в области логических исследований. В основе выводимости одних утверждений из других лежит логическая связь. Выводное знание становится возможным благодаря логическому следованию одних утверждений из других.

Отличительным признаком выводного знания является то, что его правильность зависит исключительно от логической формы.

Содержание наших мыслей бесконечно разнообразно. Как и в случае, грамматическими структурами естественных языков, ограниченный перечень логических форм определяет нормативные критерии правильности и неправильности использования языковых выражений в науке. Формы мысли, способы их связи, наряду с законами мышления, обладают определенными признаками, которые изучает логика. Именно формальный принцип, лежащий в основе логики и грамматики, обусловливает их сходство. Определяя нормы грамматической структуры предложения в терминах «подлежащий», «сказуемый», «определение», «обстоятельство», «дополнение», мы отвлекаемся от конкретного содержания слов, которые они обозначают. Правильность грамматической структуры предложения является не только основанием адекватной репрезентации объекта знания в языке, но условием взаимопонимания, общения между людьми. Так же логика, являясь определяющим условием истинности научных утверждений, отвлекается от содержания знания, исследуя исключительно его формально-логическую структуру в терминах «понятие», «суждение», «умозаключение», «доказательства».

Логическая форма(структура) мысли - это способ связи ее составных элементов. Рассмотрение мыслей в аспекте их структуры определяет специфическую особенность логики как науки. В логике содержание и форма знания разделены. Правильность мысли не зависит от ее содержания, а определяется исключительно ее логической формой.

Формы мысли отличаются друг от друга своей структурой ( элементами и способ их связи). Например, структура простого суждения включает следующие составные части: субъект-термин (логическое подлежащее), предикат-термин(логическое сказуемое) и связку. Возьмем два простых суждения:

1. Луна есть естественный спутник Земли;

2. Футбол есть командная спортивная игра.

То, что они по содержанию различны, не вызывает никаких сомнений. А в чем же их сходство? Ведь они относятся к одной и той же форме мысли – к простому суждению. Если исходить из того, что каждое языковое выражение имеет содержание и форму, а содержание в данном случае различно, то сходство следует искать в их форме. Заменим содержательные термины (слова) суждений: логические подлежащие (субъекты-термины) «Луна» и «футбол» латинской буквой S, логические сказуемые (предикаты-термины ) «естественный спутник Земли», «командная спортивная игра», латинской буквой P. Символы S и P указывают лишь на то, что они обозначают логическое подлежащее и логическое сказуемое в этих конкретных суждениях. В нашем примере – это «S есть P». Таким образом, у этих суждений одна и та же логическая форма (они имеют одни и те же элементы и один и тот же способ их связи). Отсюда можно сделать вывод, что множество различных по содержанию предложений может иметь одно и то же логическое строение. Выявления структуры мыслей, определение правил связи ее элементов есть процесс их формализации. Формализация мыслительной деятельности позволяет сформулировать логические правила и законы, являющиеся общими для различного рода выражений языка, имеющих структурное соответствие.

Приступая к изучению логики, необходимо определить компетенцию логики в научном познании. Это, прежде всего, вопрос о пределах соответствия правильности и истинности. Истина определяется как свойство знания, соответствующее своему предмету. Соответственно, знание не соответствующее своему предмету, является ложной. В этом контексте логическая правильность отнюдь не гарантирует истинности знания. Можно логически правильно построить свои рассуждения, но исходить из ложных посылок. В этом случае вы можете прийти как к истинному заключению, так и ложному. Ценность логики заключается в том, что если вы исходите из истинных данных и в своих рассуждениях следуете правилам логики, то с необходимостью получите истинное заключение. Установление истинности посылок не входит в компетенцию логики, это задача специальных наук.

Логика же есть наука, которая показывает, как должно совершаться рассуждение, чтобы, опираясь на достоверные основания, с необходимостью была достигнута истина.

Подводя итог изложенному, можно сказать, что логика есть наука, изучающая человеческую мысль со стороны её формы, она изучает законы и правила получения выводного знания. Основной задачей логики является отделение правильных способов рассуждения от неправильных.

( Рассуждение — это процедура обоснования некоторого высказывания путем пошагового выведения его из других высказываний.)

Правильные выводы называются также обоснованными или логичными.

2.Логика и язык

Мысль непосредственно выражается в языке. Мышление и язык составляют нерасторжимое единство. Но также очевидно различие между языком и мышлением. Язык материален, мышление – идеально. Но в чем же в таком случае выражается их нерасторжимое единство? В том, что формы мышления могут быть представлены исключительно посредством языковых выражений.

Язык – знаковая система, используемая для описания, хранения и передачи информации. Все языки могут быть разделены на естественные и искусственные. Естественные языки формируются стихийно, они являются основополагающим фактором общественного воспроизводства: выступают средством общения между людьми, хранения и передачи обыденного опыта и духовных ценностей от поколения поколению. Искусственные языки создаются сознательно для решения специальных задач (математический язык, язык абстрактной живописи, нотный язык записи музыкальных произведений и т.д.).

Всякий язык состоит из знаков. Знаком называется материальный объект, используемый в познании или общения в качестве представителя какого-то другого предмета. Выделяют различные типы знаков, в логическом языке представлены знаки-символы. Между знаками-символами и представляемыми ими предметами нет причинно необходимой связи.

Важнейшей характеристикой знаков являются смысл и значение.

Значением знака является обозначаемый им предмет'. Смыслом - выражаемая знаком характеристика обозначаемого предмета. Некоторые предметы имеют одно и то же значение, но разный смысл (т е. смысл выражений “4”, “2 + 2” и “9 - 5” различен). Некоторые знаки имеют смысл, но не имеют значения, т.е. представляют несуществующие предметы (например, космонавт, побывавший на Марсе).

Есть специальная теория о знаковых системах - семиотика. Основоположниками этой науки являются швейцарский лингвист Ф. де Соссюр(1857 – 1913) и американский философ и логик Ч.Пирс (1839 – 1914). Семиотика включает три относительно самостоятельных раздела: синтаксис, семантику и прагматику.

Синтаксис (греч. σύνταξσις – построение, порядок) – раздел семиотики, исследующий отношения между знаками, правила образования и преобразования языковых выражений. В синтаксисе отвлекаются от рассмотрения смысла и значения знаков.

Семантика[ др.-греч. ςημαντίκος (семантический) – смысловой, относящийся к значению слова ] - раздел семиотики, в котором изучаются отношения знаков к обозначаемым объектам и выражаемому содержанию.

Сформировались две относительно самостоятельных области семантических исследований: лингвистическая и логическая. Логическая семантику, в свою очередь, делят на теорию значения и теорию смысла.

Прагматика( др.-гр. πραγματικός – деловой, опытный, дельный)- раздел семиотики, изучающая отношения между знаковыми системами и теми, кто воспринимает, интерпретирует и использует их.

3.Семантические категории выражений языка.

Все знаки выражений языка могут быть разбиты на классы в зависимости от типов выражаемых ими смыслов и от типов объектов, которые они обозначают. Эти классы называются семантическими категориями

К числу семантических категорий относят предложения. Предложения делятся на классы в зависимости от того, выражают ли они суждения, вопросы, нормы. Знаки, образующие языковые выражения, являющиеся возможными частями предложения, играющими самостоятельную роль, делятся на дескриптивные и логические категории. К дескриптивным семантическим категориям относятся: имена, знаки свойств и отношений(предикаторы), знаки предметных функций. Имя- это выражение естественного или искусственного языка, обозначающее отдельный предмет, или класс предметов. Объект, обозначаемый именем, называется денотатом этого имени; способ, которым имя указывает на свой денотат, называется смыслом. В традиционной логике понятия «денотат» и «смысл» соответствуют понятиям «объем» и «содержание». Теория именования позволяет преодолеть контексты двусмысленности употребляемых языковых выражений, характерных для естественных языков. Она строится на трех принципах: предметности, однозначности, взаимозаменяемости. Согласно принципу предметности высказывания должны утверждать (или отрицать) нечто о значениях имен, входящих в предложения, а не о самих именах. То есть, когда мы нечто (наличие или отсутствие признака) утверждаем о каком-либо предмете, мы употребляем в выражении языка его знак, но утверждающее содержание предложения относится не к знаку, а предмету, который он обозначает. Принцип однозначности предписывает требование употреблять знак в одном и том же предметном значении. Если это знак одного предмета, то он должен выступать в качестве единичного имени , если обозначает предметную область одного класса, то должен быть общим именем для данного класса. Принцип взаимозаменяемости: любой знак в языковом выражении может быть заменен другим знаком с тем же предметным значением без изменения предметного значения языкового выражения в целом. Предикаторы – выражения языка, предметными значениями которых являются свойства и отношения. Предикаторы в языковых выражениях играют роль логического сказуемого.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А. Б. Тазаян Учебно-методический комплекс дисциплины "Логика" Ростов-на-Дону 2010 Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по логике разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ.

Другие похожие документы..