Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Мы уже видели в Главе 4, что Готская война якобы VI в.н.э. - это один из наиболее ярких дубликатов европейской войны, происшедшей вероятно в XIII век...полностью>>
'Документ'
Спортсмен должен определиться со своими физическими способностями к избранному виду спорта и ознакомиться с технологиями их развития до уровня спортс...полностью>>
'Литература'
Влади́мир Влади́мирович Набо́ков (англ. Vladimir Nabokov, выступал также под псевдонимом «Сирин», 10 (22) апреля 1899[1], Санкт-Петербург, Российская...полностью>>
'Документ'
Продолжаем публикацию статей об украинской таможне. В этом номере мы рассмотрим вопросы временного ввоза (вывоза) имущества через границу Украины. Нап...полностью>>

Ание за рамками основного образования, которое помогает человеку максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Личностно - ориентированный подход

в дополнительном образовании в коллективах художественно – эстетического направления

МОУ «Центр образования п. Угольные Копи»

Под «дополнительным» образованием понимается мотивированное образование за рамками основного образования, которое помогает человеку максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Личностно – ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого является отличительной чертой педагогики дополнительного образования.

Целью дополнительного образования должно стать развитие личности, раскрытие творческого потенциала ребенка, его способностей через деятельность в различных областях творческой деятельности.

Одна из главных задач педагога – пробудить у учащегося активную позицию в восприятии красоты окружающего мира через творчество, проявляя свою авторскую позицию, занимаясь в различных учебных группах дополнительного образования. Инновационными идеями дополнительного образования являются – гуманистическая направленность (самоопределение ребенка, свободный выбор профиля программы и времени ее освоения, педагога), индивидуализация обучения. В педагогическом потенциале дополнительного образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, его реализации.

Но дополнительное образование расширяет не только возможности ребенка в условиях свободного выбора вида деятельности, но и дает педагогу широкое поле деятельности для реализации своих возможностей и проявлении профессионализма. Педагогическую философию дополнительного образования можно выразить одним словом: сотворчество. Сотворчество как высшая форма общения педагога с учениками.

Педагоги художественно – эстетического направления нашего Центра работают по созданным ими на основе типовых или авторских образовательным программам с внесенными изменениями и дополнениями, с учетом особенностей возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров обучения и воспитания, нестандартностью индивидуальных результатов обучения и воспитания. Такие программы являются модифицированными или (адаптируемыми), что является инновацией, так как выходит за рамки образовательных стандартов.

Учебно - тематическое планирование составляется с учетом всех этих особенностей. Диагностика результатов работы по программам связана с демонстрацией достижений обучающихся в танцевальных, вокальных, вокально - инструментальных коллективах в виде отчетных концертов, конкурсов, фестивалей; в театральном коллективе в виде представлений, спектаклей, инсценированных стихотворений; в коллективах декоративно – прикладного творчества – в виде выставок, защит творческих работ, в культурологических коллективах – в виде публичных выступлений, написания рефератов. Но даже эта щадящая аттестация не является главной целью. Важным является личностный рост каждого ребенка, его достижения.

В МОУ «Центр образования п. Угольные Копи» работают следующие коллективы художественно – эстетического направления: музыкально – эстрадная студия, включающая в себя вокальные ансамбли, вокально – инструменталый, обучение игре на фортепиано; хореографическую и театральную студию, объединения ДПТ «Возвращение к народным традициям»; культурологические объединения – «Я – лидер», «Семь – Я», ритмика для начальной школы. Занимаясь в этих объединениях, очень важно проявлять свою индивидуальность и творческое видение, но авторская работа ученика в любом случае рождается в сотрудничестве с педагогом.

Идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, взаимопонимание между ними, проникновение в духовный мир друг друга, взаимовлияние, а также совместный анализ хода и результатов творческой деятельности, определяют цели педагогической деятельности. Происходит встреча личностей педагога и ученика, ведь в дополнительном образовании сотворчество является высшей формой общения педагога с учеником. Успех определяется готовностью педагога исходить из возможностей и уровня развития творческих способностей ребенка.

Такое взаимопонимание особенно важно при индивидуальной работе в сольных проектах вокалистов, отработке ролей в театральном и культурологических коллективах, работе музыкантов – инструменталистов, изготовлении изделий декоративно – прикладного творчества.

В то же время в вокальных, танцевальных, вокально – инструментальных и театральных коллективах традиционно исходным результатом является коллективная работа, в процессе которой важно сохранить автономность личности, развить неповторимость каждого ребенка, избежать процессов нивелирования личности.

При коллективной работе педагогу приходится решать дополнительные задачи в рамках концепции личностно – ориентированного образования, выстраивая стратегическую линию развития творческой группы.

Выбор репертуара также является отражением личносто - ориентированного подхода к обучению. Репертуар подбирается в зависимости от возрастных и психологических особенностей солиста или коллективов, уровня их развития, и именно вариативность дополнительного образования дает возможность вносить коррекцию в программу и репертуар исполнителя, не нарушая при этом целостности программы. Сотворчество педагогов и учащихся проявляется в едином подходе к выбору репертуара, в танцевальных коллективах - в совместной постановочной работе, в вокальных коллективах - в аранжировочной работе, в театральных коллективах – в построение мизансцен, работе над деталями костюмов и декораций, в коллективах ДПТ – совместной разработке эскизов будущих работ.

В вокальных коллективах первоочередная задача направлена на воспитание певческого голоса, развития музыкальных способностей, и в то же время важной задачей является приобретение субъективного опыта через исполнение песен, умение передать эмоциональное состояние, связанное с содержанием и характером песни, умение владеть собой и преподнести себя зрителям.

Все дети, приходящие в вокальные коллективы имеют различные музыкальные способности, от хороших и средних - до полного отсутствия координации между слухом и голосом. Такие дети, не умеющие координировать голос со слухом, называются «гудошниками». И здесь важно не оттолкнуть ребенка от желания развить свой слух и голос, чтобы в дальнейшем у него не развился комплекс неполноценности, а использовать различные методики обучения.

При использовании методики дифференцированного обучения при организации учебно – воспитательного процесса новый материал излагается всем одинаково, а для практической деятельности каждому предлагается работа разного уровня сложности.

Например, при работе над музыкальным спектаклем ведущие роли исполняют дети, умеющие правильно интонировать более сложные мелодии, детям с низким уровнем слуха даются речитативные партии, или в расстановке во время репетиций и выступлений их окружают «чисто» поющие дети.

Но в обучении музыке и пению образность и поэтика важнее, чем отсутствие погрешностей в звучании. Главное открыть ребенку прекрасный мир музыки, и тем самым помочь рождению полноценного, гармоничного человека. Знаменитый итальянский тенор Джакомо Лаури - Вольпи сказал: «Пение – это самый высокий союз мира физического и духовного». Чтобы быть хорошим певцом, вовсе не обязательно иметь большой голос, ибо в искусстве пения существует нечто высшее, что делает певца артистом – его личные, душевные качества, внутренний мир, благодаря которым создаются музыкальные, художественные, сценические образы.

Используется также методика индивидуального обучения, где каждому ребенку ставятся доступные для него на данном этапе задачи. Плохо интонирующий ребенок первое время не принимает участие в концертных выступлениях, изучает репертуарный план на учебных занятиях, произведения записываются на аудиокассету для занятий дома, при индивидуальном прослушивании определяется качество улучшения его пения, успехи поощряются участием в публичных выступлениях. На начальном этапе это будет выступление в узком кругу слушателей – например классное мероприятие.

В вокальном коллективе, где есть солисты и дети, поющие только в группе, очень важно воспитать правильное отношение к чужому успеху, научить избегать зависти и радоваться успеху своего товарища. Разговор идет о воспитании толерантности, о сосуществовании и сотворчестве разных детей, с приятием или неприятием ребенком личностных параметров другого человека. В коллективах культивируется ровное, уважительное отношение друг к другу, хотя конечно становление всех коллективов не проходит гладко, должно пройти время.

Слово ансамбль в переводе с французского означает «вместе», «слитно», И хотя оно имеет несколько значений, в первую очередь дети должны осознать, что они – единый коллектив. И здесь очень верны слова Роберта Шумана: «Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестр. Уважай поэтому каждого музыканта на его месте».

Все эти навыки уважения личности другого человека, сопереживания другим, умение признавать талант другого человека, использование разумного партнерства и лидерства помогают многогранной самореализации и адаптации в социуме. Таким образом, в процессе творчества учащийся переходит от личностного опыта к социальному. Дети не готовятся к будущей жизни – они живут своей жизнью сейчас!

В рамках дополнительного образования легче решать задачи интеграции различных видов деятельности. В творческой совместной деятельности вокального, хореографического и театрального коллективов, рождаются более полные, эмоционально и зрелищно насыщенные представления, концерты, сказки. Это и музыкальная сказка «Шоколадная страна», поставленная на базе вокального ансамбля, с привлечением танцевальных коллективов, хореографическая сказка «Муха – Цокотуха», с участием вокальных ансамблей и солистов, театральное представление к 250 – летию Г.Х. Андерсена, с участием вокального ансамбля и солистов. Очень часто танцевальные ансамбли работают вместе с солистом – певцом, делая его номер более зрелищным и красочным.

Такое взаимопроникновение развивает творческие способности детей, способствует творческому росту педагогов. В таких объединенных мероприятиях у детей есть больше возможностей реализовать себя в соответствии со своими способностями - быть актером, чтецом, певцом, танцором, ведь чаще всего дети занимаются в нескольких творческих коллективах. И недостаток вокального исполнения может компенсироваться хорошей актерской игрой или хореографическим исполнением и наоборот. В свою очередь, когда сами артисты становятся зрителями, то оказывается, что они более подготовлены к сценическому восприятию, так как сами прошли через психологический творческий процесс. Таким образом, решаются две важные задачи: развитие сопричастной зрительской позиции и воспитание художественного вкуса в контексте реализуемого вида деятельности.

Подводя итоги, можно просуммировать позиции личностно - ориентированного образования, реализуемого в рамках дополнительного образования:

- важно исходить из субъектного ученика в любом виде творчества;

- формирование авторской позиции ученика первично;

- необходим широкий выбор различных видов творческой деятельности, чтобы ребенок мог проявить себя в полной мере;

- творческая деятельность способствует развитию сопричастной зрительской позиции и зрительской культуры;

- художественный вкус развивается, прежде всего, на основе приобретаемого в процессе творческой деятельности личностного опыта;

- педагог занимает позицию вдохновителя, сотворца, наставника, координатора процесса деятельности.

Главной целью проекта по развитию дополнительного образования МОУ «Центр образования п. Угольные Копи» является создание единого образовательного пространства, интеграция основного и дополнительного образования, которая позволит сблизить процессы воспитания, обучения и развития, улучшить качество основного образования. Учебно – воспитательный процесс будет строиться на принципах гуманизма, вариативности, непрерывности образования в соответствии с основными направлениями личностно - ориентированной педагогики, а именно – признание интересов ребенка, его таланта, поддержки его успехов, свободного выбора ребенком видов деятельности и педагога, включение ребенка в социально – полезную деятельность на различных этапах взросления.

Заместитель директора

по дополнительному образованию

МОУ «Центр образования п. Угольные Копи»

О. В. Яшкина



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методическая работа (1)

    Документ
    Методическая работа – вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями и воспитателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого
  2. Основные направления инновационной деятельности учителей – участников пнпо 2009 года

    Документ
    Развитие ключевых компетенций у учащихся, коммуникативных умений, рефлексии, умения работать с информацией, умения самостоятельно учиться и т.д. Ряд педагогов уделяют внимание развитию общих интеллектуальных способностей (умения анализировать,
  3. Человек и общество. (Культурология) Словарь справочник

    Справочник
    Словарь-справочник «Человек и общество» (Культурология) предназначен для учащихся средних, средних специальных и высших учебных заведений, абитуриентов, для всех, кто инте ресуется культурологией.
  4. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (4)

    Основная образовательная программа
    4.1. Личностные результаты и универсальные учебные действия обучающихся в Федеральном государственном образовательном стандарте и образовательной системе «Школа 2100» 64
  5. Основная образовательная программа моу сош пос. Жилино принята на педагогическом совете моу сош пос. Жилино

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного  учреждения средней общеобразовательной школы поселка Жилино разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного

Другие похожие документы..