Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Для человека свойственно олицетворение и одухотворение природы в конкретных образах духов, истуканов, божеств. В этом проявляется родовая сущность че...полностью>>
'Закон'
Петрова Галина Владиславовна, зав. отделом финансового законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ...полностью>>
'Документ'
5. Наименование, характеристики товара: На приобретение литературы (художественной, отраслевой, детской) для МУК «Центральная библиотечная система» г...полностью>>
'Документ'
Предприятия как коммерческие организации прежде всего характеризует деятельность, направленная на минимизацию издержек и максимизацию прибыли. Для тог...полностью>>

«Изучение особенностей агрессивного поведения учащихся старших классов в игровой деятельности за компьютером»

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Краевое государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

Минусинский педагогический колледж имени А.С.Пушкина

Выпускная Квалификационная Работа

«Изучение особенностей агрессивного поведения учащихся старших классов в игровой деятельности за компьютером»

Выполнила: Петрова Анна Яковлевна

(ФИО студента полностью)

студент(ка) 3 курса специальности

050202 «Информатика»

(шифр, название специальности)

Проверила: Парфенова М.В

(ФИО научного руководителя)

преподаватель педагогики

(должность научного руководителя)

Минусинск 2011

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3-5

ГЛАВА 1

Агрессия как психологический феномен

1.1.Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы. Причины, виды и механизм действия .

1.2.Общая характеристика подросткового возраста………………….……..

ГЛАВА 2

Психологическая характеристика агрессивных детей

2.1.Типология агрессивного поведения современных подростков.

Причины и специфика проявления агрессивности. ………………… ………...

2.2. Методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков. Коррекция агрессивного поведения. ……………...…………….

ГЛАВА 3

Изучение влияния компьютерных игр на уровень агрессии детей учащихся старших классов

3.1. Исследования влияния компьютерных игр на развитие агрессивности в подростковом возрасте.

3.2. Агрессивность подростков, увлекающихся компьютерными играми…………….

3.3. План исследования

3.4. Описание методик

Заключение…………………………………………………………………..…42-44

Список литературы…………...…………………………………………..………44

Введение

Актуальность исследования. Запоследние годы изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе на эту тему написано огромное количество статей и книг, регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы, семинары, и, конечно речь идет не о научной моде, а о специфической реакции психологического сообщества на беспредельный рост агрессии и насилия. За последние десятилетия во всем мире, особенно в странах СНГ, отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью над людьми. Особенно остро, в настоящий момент является проблема роста детской преступности и ассоциальности. Не мало редко агрессия проявляется в игре за компьютером. Именно современные игры на ПК стали одним из некоторых источников агрессии, играя в игру, ребенок погружается в происходящее, переживает события на иву, проявляя огромное количество эмоций агрессивного характера (крики, раздраженность на окружающих,). Существует понятие «игровая зависимость», она наступает в тот момент когда ребенок настолько вовлечен в игру, что ему не интересен окружающий мир. Герои игр являются для них идеалом, примером. Действия совершенные в игре героями могут проявляются на иву в повседневной жизни .

Объект – агрессивное поведение учащихся старших классов

Предметом- агрессивное поведение учащихся старших классов компьютерно игровой деятельности

Гипотеза – если изучить агрессивное поведение учащихся в старших классах в игровой деятельности за компьютером, то можно разработать некоторые рекомендации для профилактики агрессивного поведения, что позволит выявить, как компьютерные игры действуют на нервную систему учащихся.

Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения, подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.

Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы агрессии подростков.

Цель: коррекция агрессии учащихся старших классов в компьютерной игровой деятельности

Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:

    • Изучение литературы по данной теме

    • Исследование влияния компьютерных игр на учащихся старших классов

    • Разработка методических рекомендаций для учителей по коррекции «Агрессивного поведения в игровой деятельности за компьютером»

Методы использования при исследовании данной работы:

Наблюдение(открытое)- данный метод поможет выявить причины агрессии в игровой деятельности т.е. при иге за компьютером мы можем наглядно увидеть, что и какие игры влияют на эмоциональное состояние учащихся старшего класса;

Интервью- с использованием этого метода можно выяснить, когда учащийся наиболее агрессивен, на основе заранее подготовленных вопросов;

Анализ- на основе проделанных методов можно сравнить на сколько результаты схожи т.е. проанализировать полученные результаты со статистикой , поможет выявить уровень агрессивности в игровой деятельности за компьютером;

Обобщение – мною использованные методы помогут мне выявить причины агрессии, какие именно виды игр влияют на эмоциональное состояние учащихся.

Организация исследования

Исследование по теме ВКР проводила в «Гимназии №1» города Минусинска. . Группа на которой проводилось исследовании учащихся «Гимназии №1» 15 -16 лет, 9 «а» класс, количество учеников 14. Перед нами стояла цель выяснить степень влияния компьютерных игр на агрессию учащихся старших классов. На самом ли деле компьютерные игры так сильно влияют на психику и повышает уровень агрессивности? На основе всего этого были проведены две методики, которые помогут определить уровень агрессивности, снизить процент агрессии. Исследование проводилось в несколько этапов. На первом была проведена методика «Дом, дерево, человек». Одна из самых известных - проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 г. Суть методики заключается в следующем. Обследуемому, предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану. Она была проведена во время компьютерной игры. Было сложно организовать данный процесс, ученики играли с огромным интересом, увлеченностью, погружением в глубину событий происходящих в игре.

Вторым этапом было проведение методики «Несуществующее животное». Методика была проведена после игры, выполнение данной методики не составила большого затруднения. Методика проводилась на той же подгруппе учащихся 9 «а» класса, но в другое время. Метод исследования личности с помощью проективного теста "Несуществующее животное" построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству.

По своему характеру тест “Несуществующее животное” относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования. После проведения методик необходимо провести анализ полученных результатов. Анализ будет состоять из двух составляющих (методик). При анализе результатов необходимо учитывать половые особенности обследуемых.

Третий этап моего исследования. Мною проводились игры на снижение агрессивности учащихся.

Четвертый этап. На этом этапе повторно проводились ранее описанные методики, для того чтобы выяснить снизился ли уровень агрессия, после проведения корректирующих игр.

Пятый этап. Анализ данных. Создаем, заполняем таблицу, строим график на основе полученных результатов.

Глава 1. Агрессия как психологическая проблема

1.1. Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы.

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.

Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:

-Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.(Bender L.)

-Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Delgado H.)

-Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. (Buss A.)

-Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. (Uilson)

-Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.

Имеющиеся определения можно условно разделить на 2-е большие группы:

 Представление об агрессии, как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная

агрессия. Инструментальная агрессия - та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия – это те действия, которые имеют осознанный мотив – причинение вреда или ущерба.

 Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая). Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают такое определение: агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.

По мнению этих авторов:

- агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

-в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

-жертва должна обладать мотивацией избежания подобного обращения с собой;

Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения.

В 1939 г. Долларом была предложена теория фрустрации - агрессии, в которой утверждается что:

-Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.

-Агрессия всегда является результатом фрустрации.

В свете теории социального научения, предложенной Бандурой, агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое

усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Теория социального научения, рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия. Например, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращаться с оружием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы, а также нужно понимать, какие именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно.

Итак, рассмотрев все основные теоретические концепции агрессии, мы примем за рабочее следующее обобщающее определение этого явления:

Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Под агрессивностью понимают действия ребенка, направленные на нанесение физического или психологического вреда (ущерба) другому человеку или самому себе. Ребенок также может проявлять агрессию против животных или материальных объектов.

Многим маленьким детям свойственна агрессивность. Переживания и разочарования, которые взрослым кажутся маленькими, и незначительными, для ребенка оказываются весьма острыми и трудно - переносимыми, именно в силу незрелости его нервной системы. Поэтому наиболее удовлетворительным для ребенка решением может оказаться его физическая реакция, особенно если у него ограничена способность к самовыражению.

Выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей.

Боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за нею страх;

Пережитая обида или душевная травма, или само нападение. Очень часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребенка с окружающими его взрослыми.

С самого рождения ребенок целиком и полностью зависит от родителей.

Причины агрессии, ее виды и механизм действия

Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный "инстинкт агрессивности". Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот процесс.

Человеческая агрессивность имеет свои эволюционные и физиологические корни. К числу физиологических факторов агрессии относятся половые гормоны.

Согласно теории фрустрации, агрессия - это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т.е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же не наступление состояния, к которому он стремился.

Эта теория утверждает, что:

 агрессия всегда есть следствие фрустрации;

 фрустрация всегда влечет за собой агрессию.

Для того чтобы агрессивное поведение возникло и распространилось на определенный объект, необходимо чтобы существовало два условия: первое - чтобы препятствие, возникшее на пути целенаправленной деятельности, вызвало у человека реакцию гнева и второе - чтобы в качестве причины возникновения препятствия был воспринят другой человек.

Самая современная точка зрения на происхождение агрессивного поведения связана с когнитивной теорией научения.

Агрессивные действия рассматриваются не только как ре­зультат фрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям. Агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат следующих когнитивных и других процессов:

Оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных.

Наличие фрустрации.

Наличие эмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса, сопровождающегося внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться.

Наличие подходящего объекта агрессивного поведения, способного снять напряжение и устранить фрустрацию.

Говоря о причинах агрессии нужно учитывать, что агрессия – неоднородна по своей природе.

Выделяют различные типы:

 Реактивную;

 Спонтанную агрессию.

виды:

 экспрессивную

 враждебную

 инструментальную агрессию

Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обяза­тельно подвергается нападению.

Наиболее важно различение и инструментальной агрессии.

Враждебная агрессия. Целью является главным образом нанесение вреда другому, направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства (например, в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита).

Инструментальную агрессию Фейербах подразделяет на:

 социально мотивированную;

 своекорыстную;

 бескорыстную;

 проссоциальную агрессии.

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:

  • Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.

  • Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

  • Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

  • Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

  • Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Агрессивные проявления почти невозможно устранить.

Ни удовлетворение всех материальных потребностей, не устранение

социальной справедливости, ни другие позитивные изменения в структуру

человеческого общества не смогут предотвратить зарождение и проявление

агрессивных импульсов. Самое большое, чего можно достичь,- это временно

не допускать проявление или ослабить их интенсивность.

Детская агрессивность долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии и педагогике и публикации на эту тему были единичными.

Из форм враждебных реакций отмечаются:

Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Различают агрессию и по механизму возникновения и действия, а механизм и принцип действия во многом зависят от восприятия и оценки человеком ситуации, в частности - намерений, приписываемых другому лицу, возмездия за агрессивное поведение, способности достичь поставленной цели в результате применения агрессивных действий, оценки подобных действий со стороны других людей и самооценки.

Рассмотрим их более подробно, т.к. именно эти факторы и определяют агрессивное поведение у человека.

Намерение: когда человек видит, что другой собирается напасть на него или помешать ему, то решающим оказывается, прежде всего, то обстоятельство, приписываются ли этому другому агрессивные намерения и враждебные по отношению к себе планы. Для начала агрессии нередко бывает достаточно одного только знания о том, что другой питает враждебные намерения, даже если субъект еще и не подвергся нападению. Вместе с тем если противник заранее просит извинить его за агрессивное действие, то очень часто гнев не возникает вообще и ответной агрессии не происходит. Этот эффект основан на различной атрибуции мотивации, т.е. на приписывании субъектом других враждебных или безобидных намерений. Как только субъект решит, что другой намерен ему навредить, и возникнет гнев, то изменить после этого такую атрибуцию можно лишь с очень большим трудом. Если же субъект придет к выводу, что инцидент был непреднамеренным или что произошла ошибка, то гнев, желание мести и стремление к ответной агрессии могут быстро пройти.

Ожидание достижения цели агрессии и возмездия за агрессивное поведение:

Пока субъект располагает возможностями совершения прямой агрессии, реализация которых не представляет трудностей, ожидание вероятности нанесения вреда жертве и тем самым достижение цели агрессивного действия играют незначительную роль. Существенное значение это ожидание приобретает лишь в том случае, когда ответная агрессия субъекта не может достигнуть инициатора агрессии непосредственно, например: нет возможности с ним встретиться. Тогда может пос­ледовать непрямая агрессия типа нанесения ущерба собственности агрессора, или его репутации. Вероятность, что

подобные косвенные агрессивные действия на самом деле поразят агрессора, весьма различна и является в качестве ожидания последствий результата действия - одним из решающих детерминантов. Например, если единственное, что человек может сделать, состоит в жалобе на агрессора начальнику, а поведение последнего не позволяет надеяться на его заинтересованность в содержании жалобы и в принятии им мер, то часть возникшей агрессивной тенденции останется нереализованной и сохранится на будущее. Если же прямая агрессия возможна, то решающее значение приобретает ожидание иного рода, а именно вероятность ответа на агрессию субъекта также агрессией, т. е. что в результате своего агрессивного акта субъект снова превратится в жертву. В действенности ожидания возмездия решающим оказывается обстоятельство, подвергся субъект нападению или нет. Если субъект стал жертвой агрессии, то он осуществляет принцип возмездия, даже когда вероятность ответного возмездия велика.

Благоприятствующие агрессии ключевые раздражители:

Особенности контекста влияют на оценку ситуации, указывая субъекту, какой смысл ей следует приписать. Один из примеров это так называемый эффект оружия. Если в лабораторном помещении находится оружие, то агрессивность испытуемого будет повышаться . Ключевые раздражители оказывают мотивирующее воздействие, лишь в том случае, когда отвечают текущему мотивационному состоянию.

Удовлетворение, приносимое достигнутым в ходе агрессии результатом:

Для человека, подвергшегося агрессии и думающего о возмездии, восприятие поединка боксеров после испытанного одним из них поражения сопровождалась замещающим переживанием, отражавшим, возбуждавшим и умножавшим надежды на отмщение, что приводило к усилению мотивации. Наиболее непосредственное удовлетворение субъекту приносят любые реакции жертвы, выражающие ее страдание, прежде всего реакции, свидетельствующие об испытываемой ею боли. Если враждебная агрессия базируется на принципе возмездия, то максимальное удовлетворение принесет созерцание боли заранее

определенной силы. Подобное созерцание сокращает агрессивную мотивацию вплоть до нулевого уровня и одновременно закрепляет агрессивное поведение в аналогичных ситуациях. Причинение незначительной боли не полностью удовлетворит субъекта и сохранит остаточную агрессивную тенденцию.

Самооценка:

Процессы самооценки представляют собой решающий детерминант агрессивности субъекта, уровень самооценки регулирует внутренне обязательные нормативные стандарты, которые могут, как препятствовать, так и благоприятствовать свершению агрессии. Если в результате несправедливого (по мнению субъекта) нападения, оскорбления или намеренно созданного препятствия будет задето и умалено его чувство собственного достоинства (его нормативный уровень), то агрес­сия будет нацелена на восстановление своего достоинства осуществлением возмездия.

Итак, в самых общих чертах алгоритм развития агрессивного цикла выглядит так: в начале, происходят невидимые наблюдателю и чувственно не оформленные для самого больного процессы отклонения от нормального хода биологической жизни. На этом этапе происходит включение механизмов компенсации, направленных на преодоление возникших патологических изменений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Девиантного поведения современного школьника

    Монография
    Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Система работы общеобразовательного учреждения по профилактике и кор­рекции девиантного поведения современного школьника /
  2. Правила внутреннего трудового распорядка. Правила поведения учащихся в школе

    Документ
    В ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка №1374 имеются локальные акты в части содержания образования, организации образовательного процесса,
  3. Публичный отчет о деятельности за 2010/2011 учебный год

    Публичный отчет
    В 2010/2011 учебном году государственное многопрофильное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества «Южнопортовый» (далее ЦДТ) продолжил деятельность по обеспечению и сохранению доступности дополнительного
  4. Класса, материал курса «Возможности человека» используется для проведения классных часов в 9 11 классах

    Документ
    Автор-составитель, Большаков Сергей Васильевич – учитель биологии МОУ «СОШ №16» г. Северодвинска Архангельской области. 19 лет являлся классным руководителем.
  5. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в современном инновационном учреждении

    Документ
    Яковенко Н. А., зам. директора по УВР МОУ СОШ № 151 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ УЧЕБНЫХ КУРСОВ.

Другие похожие документы..