Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Досвід партійно-радянської преси України - величезне історичне полотно, на якому, незалежно від точки зору спостерігача, знайшлося місце і для величі ...полностью>>
'Курсовая'
Одной из характерных черт третьего тысячелетия являются интеграционные процессы в мировой экономике и, одновременно, устойчивые тенденции роста цен н...полностью>>
'Реферат'
Цель предпринимательства - это получение максимальной прибыли при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация данной цел...полностью>>
'Документ'
Степень обоснованности управленческого решения является важнейшим звеном эффективного функционирования фирмы, предприятия и других более масштабных с...полностью>>

Урок дискуссия «Значение некоторых химических элементов для живой и неживой природы»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УРОК ДИСКУССИЯ

«Значение некоторых химических элементов

для живой и неживой природы»

Полна чудес моя природа «А.С. Пушкин»

Ростовская обл. Октябрьский (с) р-н.

п. Казачьи Лагери

СШ № 77 имени Героя России

Петрушко С.И

2007 г.

учитель биологии ШУБИН

ВЛАДИМИР ВЕНИАМИНОВИЧ

учитель химии РЯБЦЕВА

ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА

Домашний адрес: 346493 Ростовская обл.

Октябрьский(с) р-н.

П.Казачьи Лагери,

ул. Российская д.5 кв.19

Цель урока:

  • продолжать формировать представления учащихся о единстве материального мира, о многообразии природных явлений на различных ступенях организации живой и неживой природы,

  • развивать умения работать с занимательной и научной литературой, анализировать полученную информацию, умения отстаивать свою позицию, принимать адекватные решения и применять полученные знания в современных условиях жизни,

  • воспитывать политехничность в целях профессиональной ориентации, прививать интерес к научной работе.

Оснащение урока:

Учебная литература, другая информация в каждой микрогруппе, информация из сети Интернет.

ТСО - магнитофон, музыкальные записи.

Интерактвная доска, компьютер

Ход урока.

Вводная часть урока.

  1. Организационный момент урока.

  2. Вступительное слово учителей- координаторов, совместный поиск проблемы дискуссии.

  3. Объявление темы урока.

  4. Определение видов деятельности во время проведения урока.

Сегодня на уроке мы продолжим разговор на тему химические элементы в живой и неживой природе. Постараемся подвести итог раговора и заполнить сводную таблицу, раскрывающую результаты влияния химических элементов на живые и неживые системы.

  1. Представление гостей дискусса: группа а) ветеринарных работников,

б) агрономов, в) физиологов, г) фармацевтов, д) токсикологов, е)химиков, ж ) виртуально- исследовательская лаборатория.

5. Работа в сети Интернет.

Основная часть урока.

  1. Слово координатору, учителю химии.

Уважаемые коллеги! Необходимо выяснить вопрос о влиянии химических элементов на живые и неживые системы.

И так, Ваша точка зрения. Химические элементы оказывают на системы положительное или отрицатльное влияние?

Итог голосования: положительный - 16 учеников, отрицательный – 2, воздержались- 4

  1. Представление о живой и неживой природе.

  2. Знакомство с информацией о влиянии химических элементов на живую и неживую природу (информацию доводят до сведения: агрономическая, токсикологическая, физиологическая, ветеринарная, фармацевтическая, и химическая службы, службы виртуальной лаборатории.) Информацию доводят до сведения гости конференции, взяту со СМИ и сети Интернет, проект представляют на интерктивной доске.

  3. Каждая группа заполняет таблицу « Влияние химических элементов на живую природу».

  4. Заполнение итоговой таблицы « Положительное и отрицательное влияние химических элементов на природу.»

  5. Знакомство учащихся с результатами заполнения итоговой таблицы.

  6. Заключение по уроку. (Все желающие.)

  7. Подведение итогов урока учителем биологии и учителем химии.

9. Самостоятельное оценивание своей деятельности.

Обсуждение вопроса о единстве живой и неживой природы, демонстрация слайдов «Влияние человека на окружающую среду с позиции наук химии, биологии, экологии» Знания о природе люди накапливали постепенно. Сначала наших далеких предков интересовало лишь то, что было необходимо для жизни ,-пища ,вода ,одежда, жилье. Но, наблюдая за ростом и развитием растений, за повадками зверей, люди добивались больших результатов в своей деятельности. Рассматривая звездное небо ,находили звезды и созвездия, по которым легко ориентироваться в море и на суше . изучая свойства металлов ,научились использовать этот материал для изготовления орудий труда.

Знания об окружающей природе передавались из поколения в поколение. Многолетние наблюдения убеждали людей в том, что многие природные явления и явления живой и неживой природы связаны между собой, а значит живая и неживая природа –единое целое.

Человеку стало возможным предсказать предвидеть эти явления, а значит, возникали вопросы об их причинах. Люди стремились объяснить происходящее доступными способами. Постепенно зарождались научные знания.

Со временем знания о природе систематизировались, развивались естественные науки.

Мы часто слышим слово «природа». О природе написано немало книг ,ей посвящают свои произведения писатели, поэты, художники. Человек наслаждается красотой природы ,черпает в ней силы и вдохновение. Общение с природой приносит человеку большую радость.

Что же такое природа?

Природа-весь мир, который нас окружает, все ,что мы видим ,слышим ,используем в процессе жизни и труда .Это солнце и звезды ,моря и реки , равнины и горы , леса и степи, растения и животные. Мы сами являемся частью природы.

Природа состоит из множества различных тел. Камни, солнце, птицы, растения-тела природы. Солнце и звезды составляют мир огромных тел .Есть в природе и очень маленькие тела ,такие, как бактерии и вирусы. Их можно увидеть только под микроскопом.

Живые тела – организмы. К ним относятся бактерии, грибы, растения, животные, человек Они состоят из элементов неживой природы. Поэтому нам предстоит раскрыть физиологические, химические процессы, происходящие в открытой системе всей природы.

Знакомство с информацией о влиянии химических элементов на живую и неживую природу ( информацию доводят до сведения: агрономическая, токсикологическая, физиологическая, ветеринарная, фармацевтическая, и химическая службы, виртуальная служба из сети Интернет)

ВЕТВРАЧ.

В организме животных имеются все известные химические элементы и их изотопы. Они находятся в тканях животных в различных состояниях:

в костях в виде минеральных солей — кристаллов, в мягких тканях в виде истинных или коллоидных растворов в соединении с белками.

Минеральные вещества участву­ют в основных физиологических про­цессах: в обеспечении нормального водного баланса и распределении во­ды в организме; в поддержании осмо­тического давления крови и клеточных жидкостей; в регуляции кислот­но-щелочного равновесия; во многих химических реакциях как Катализаторы; в создании оптимальной среды. Для действия ферментов и гормонов.

Натрий.

Основная масса натрия всасывается в тонком отделе кишечника и, быстро рас­пространяясь с кровью по организму, вскоре обнаруживается во всех тканях.. Самая высокая концентрация натрия об­наруживается в плазме крови (300—330 мг % ,) Много его так же в почках (165—390 мг %, ), костях скелета и хрящах (175— 366 мг % , ).

Более 95% натрия выво­дится через почки.

Важнейшая функция хло­ристого натрия в организме — регуляция водного обмена. Так, при его недостатке в кормах происходит обезвоживание орга­низма. Это явление сопровождается потерей аппетита, живот­ные становятся вялыми, облизывают окружающие предметы, у них тускнеет и взъерошивается шерсть, ухудшается усвоение корма, падает продуктивность. Не менее важна и другая функ­ция натрия — его ионы возбуждают мышцы и необходимы для проведения импульсов по нервным волокнам. Кроме этого, нат­рий влияет на скорость роста организма, общий удой и жир­ность молока коров и овец. Активизирует амилазу, фруктокиназу, холинэстёразу и тормозят дей­ствие фосфорилазы.

Перемещение против градиента кон­центрации обусловлено наличием в мембранах клеток систем активного переноса, представленных специфическими белками. Белки-переносчики образуют с субстратами временные комп­лексы (по типу фермент-субстратных комплексов). Функ­ционирование систем активного переноса сопряжено с затра­тами энергии, источником которой является внутриклеточ­ная АТФ.

Одной из самых распространенных систем активного пере­носа является (Na++ K+) —АТФ- аза, т. е. фермент, активность которого зависит от присутствия в среде ионов Na+ и К+. Эта система локализована в клеточной мембране и обеспечивает выведение из клетки ионов натрия и замену их на ионы келия или такие метаболиты, как аминокислоты, углеводы и др.

Названная выше система действует в две стадии: внутри клетки под влиянием ионов Na+ осуществляется фосфорилирование фермента-переносчика за счет использования внутриклеточной АТФ и последующее присоединение к нему Na+.Во второй стадии фосфорилированный фермент гидролизуется с освобождением ионов Na+ на внешней стороне мембраны. Вместо натрия в клетку поступают ионы К+, а в других случаях —

аминокислоты и глюкоза. Описанная система активного транспорта веществ получила название «натриевого насоса». Таким образом, ионы Na+ играют существенную роль при транспорте различных метаболитов из окружающей среды в клетки.

Избыток натрия в организме, в равной мере как и его не достаток, вызывает серьезные нарушения обмена веществ, и основе которых лежит угнетение ряда ферментов, прежде всего ацетилактивирующих систем. Одним из признаков повышенного содержания натрия в организме является хрупкость сосудов, также гидратация тканей, их отечность.

Токсиколог.

Натрия хлорид.

Наиболее чувствительны куры (3 г/кг) и свиньи ( 2,5 г/кг) и молодые животные. Высокая концентрация соли в крови вызывает нарушение изотонии, что приводит нарушению функций ЦНС, повышается осмотическое напряжение крови и происходит обезвоживание эритроцитов и клеток органов приводящее к кратковременному усилению обменных процессов с последующим длительным их торможением. На слизистой желудка и кишечника возникает геморрагическое воспаление.

Фармацевт.

Натрия хлорид содержится в крови, его концентрация 0,5 % обеспечивает постоянство осмотического давления крови. При дефиците натрия хлорида в организме наблюдается сгущение крови, т.к. вода переходит из сосудистого русла вы ткани. Затем развиваются спазмы гладкой мускулатуры, судорожные сокращения скелетных мышц, нарушения функции нервной системы и кровообращения.

Для нормализации состояния используют:

1 Физраствор ( 0,9% р-р натрия хлорида). При внутривенном введении обладает дезинтоксикационым действием и снимает обезвоживание организма (разжижает кровь).

2. Гипертонический р-р (10%). Внутривенно, медленно при лечении желудочных и кишечных кровотечений.

Наружно способствуют отделению гноя из ран, а так же действует противомикробно.

Химик.

2 металл серебристо-белого цвета с незначительным оттенком, легкий (легче воды), мягкий (можно резать ножом) с низкой t 0 плавления.

Применение: 1. Охладитель ядерных реакторов в виде сплавов с К.

2. В сплавах (со свинцом) для изготовления подшипников

3. Восстановитель при получении некоторых тугоплавких металлов.

Агроном.

Кремний повышает солеустойчивость растений и устойчивость их к поражению грибными заболевани­ями. При от­сутствии в питательной среде кремния нарушается уль­траструктура клеточных органелл.

Токсиколог.

Кремний очень важен для растений и животных имеющих кремневый скелет.

Однако, кристаллический SiO2, проникающий в легкие рабочих пылевых профессий – горняков антрацитных шахт, рабочих золотоносных приисков, бурильщиков на кварцевых породах, точильщиков вызывает заболевание - селикоз легких.

Химик.

Si – твердое вещество серого цвета. Имеет атомную кристаллическую решетку, подобно алмазу. Однако связи менее прочные, могут нарушаться. При этом появляется свободные электроны и Si может проводить электрический ток. Каждый атом Si находится в центре тетраэдра.

Применение: в радиотехнике как полупроводник. Сплавы в технике.

Ветврач.

Кальций.

Функции кальция в организме разнообразны. Кроме участия, в образовании костной ткани кальций в качестве активатора ферментов необходим при свертывании крови, он понижает возбудимость отдельных участков нервной системы, снижает температуру тела, ослабляет действие на организм токсинов, повышает устойчивость организма к инфекции, уменьшает гид­ратацию белков, устраняет вредное действие избытка калия, натрия, магния, необходим для возникновения биоэлектриче­ских потенциалов на поверхности клеточных мембран, активи­рует АТФ-азу мышц и ряд других ферментов.

Усвоение и обмен кальция зависят от наличия в организме витамина D, а также от концентрации в крови паратгормона и кальцитонина .

Агроном.

Кальций.

Присутствует во всех клеточных структу­рах и органеллах и стабилизирует их функции. При не­достатке кальция задерживаются формирование и рост корней. Ограничивая поступление других ионов в рас­тения, он способствует устранению токсичности из­быточных концентраций ионов аммония, алюминия, марганца, железа, повышает устойчивость растений к засолению почв.

Характерным признаком каль­циевой недостаточности являются некротические яв­ления — коричневые пятна на плодах (томаты) и моло­дых листьях. Повышенная концентрация кальция в почвенном растворе (в карбонатных почвах) может от­рицательно сказываться на поглощении железа, цинка, марганца и вызывать у растения хлороз.

Фармацевт

Препараты кальция.

Ионы кальция необходимы для передачи нервных импульсов,

Для сокращения скелетных и гладких мышц, деятельности мышцы сердца, для формирования костной ткани, для свертывания крови и нормальной деятельности других органов и систем.

Применение:

1.При нарушении функции паращитовидной железы.

2. При аллергических состояниях

3.Для уменьшения порозности сосудов.

4. При токсических поражениях печени.

5.Как противоядие при отравлении солями магния, щавелевой кислотой и солями фтористой кислоты.

Химик.

Кальций – металл серебристо-белого цвета, легкий. Температура плавления 420 С.

Взаимодействует схолодной водой и со многими неметаллами.

Легко взаимодействует с галогенами и быстро сгорает в воздухе.

Применяется для использования свнцово-кальциевых сплавов, необходимых на производстве.

Соединение кальция: гашеная, негашеная известь, хлорная известь и гипс.

Физиолог.

Фосфор.

В организме животных встречаются как минеральные (различные фосфорнокислые соли), так и органи­ческие соединения фосфора. Одно из таких веществ — гидроксиапатит — основное минеральное соединение костной ткани. В среднем в костях млекопитающих 30 % золы, в составе ко­торой 36 % кальция, 17 % фосфора и 0,8 % магния. Фосфор костей составляет 70—85 % от общего количества этого эле­мента в организме.

Фосфор и его соединения служат составной частью костной ткани и зубов, компонентом нуклеотидов и нуклеиновых кислот, участвуют в образовании буферных систем и в построении кофсрментов (НАД, НАДФ, ФАД, ФМН,и др.) и макроэргических соединений АТФ, ЦТФ, ГТФ, УТФ, креатинфосфат. Соединения фосфора действуют в роли посредника при гормональной регуляци (циклическая — 3'5'-АМФ) и активатора углеводов, аминокислот и продуктов омыления жиров в процессе их окисления (глюкозо-6-фосфат, глицерофосфат, 3-фосфоглицериновая кис­лота и др.).

Регуляция обмена фосфора осуществляется паратгормоном, тироксином, эстрогенами. Обмен фосфора тесно сопряжен с об­меном кальция.

Недостаток фосфора у животных сопровождается задержкой роста, возникновением рахита, остеомаляции, остеопороза, фиб­розного остита.

Агроном.

Фосфор входит в состав фосфопротеинов, нуклеи­новых кислот, фосфолипидов, фосфорных эфиров Саха­ров, нуклеотидов, принимающих участие в энергетичес­ком обмене, витаминов и многих других соединений. Многие фос­форсодержащие витамины и их производные являются коферментами и принимают непосредственное участие в каталитическом акте, ускоряющем течение важней­ших процессов обмена (фотосинтез, дыхание). Фосфор усиливает накопление сахара во фруктах и овощах, крахмала в клубнях картофеля.

Если растению не хватает фосфора, окраска листьев стано­вится пурпурной или темно-бронзовой, задерживаются цветение и созревание.

Фармацевт.

Препараты фосфора.

Применяют как общеукрепляющее и тонизирующее средство при упадке питания, переутомлении, истощении нервной системы, рахите.

Препараты вызывают усиление анаболические процессы.

Химик.

P – белый фосфор – бесцветное, твердое вещество, режется ножом (под водой).

красный фосфор – порошкообразное вещество.

Черный фосфор – твердое вещество, напоминает графит.

Используют в промышленности для производства удобрений, красок.

Физиолог.

Йод.

Первые сообщения о значении йода для организме были сделаны Шатэном в 1851 г. Впоследствии многими оте­чественными и зарубежными учеными доказано, что йод явля­ется биоэлементом, необходимым для жизни человека и живот­ных.

В природе йод представлен относительно малым количест­вом, но нередко встречаются биогеохимические провинции, где его совсем мало. В связи с этим в естественных условиях не­редки случаи йодной недостаточности у животных, сопровож­дающиеся таким заболеванием, как эндемический зоб.

Йод всасывается в желудке и проксимальной части кишечника. Выделяется с мо­чой и частично с пищеварительными соками через желудочно-кишечный тракт.

В организме йод в основном поглощается щитовидной желе­зой, где он используется для синтеза тиреоглобулина. В кровь он выделяется в составе тироксина и других иодпроизводных тиронина. Часть йода депонируется в печени, яичниках, коже, волосах. Регулируется обмен йода в организме тиреотропным гормоном.

Йод необходим для синтеза тироксина, тироксин оказывает влияние на синтез и дифференциацию белков, обмен энергии и эффективность ее использования. Недостаток йода приводит к заболеванию эндемическим зобом, задерживается рост, падает продуктивность, снижается устой­чивость к инфекционным и незаразным болезням, нарушается воспроизводительная функция. У птиц при недостатке йода сни­жается яйценоскость; свиньи рождают непокрытых шерстью поросят.

Фармацевт.

Препараты йода.

Наружно действует противомикробно, при всасывании усиливает процессы диссимиляции, синтез гормона тироксина, влияет на липидный и белковый обмен.

Применение:

Наружно как антисептическое, раздражающее и отвлекающее средство при воспалительных заболеваниях кожи.

Внутрь при атеросклерозе, хронических воспалениях дыхательных путей, гипертиреозе, для профилактики эндемического зоба, при хроническом отравлении ртутью и свинцом.

Химик.

I – в обычных условиях йод – кристаллы фиолетово-черного цвета с металлическим блеском. При нормальном давлении, при медленном нагревании кристаллы йода возгараются т.е. превращаются в пар, минуя жидкое состояние. При быстром нагревании или нагревании в запаянном сосуде йод плавится, превращаясь в черную жидкость.

Применение: Йод используется в производстве лекарств, химическом анализе.

Токсиколог.

Высокие концентрации бора в пищевом рационе животных(1 мг в сутки) приводят к стерильности (нет потомства).

Поступая в организм человека и животных в виде борной кислоты и буры наблюдаются воспаления желудка, кишечника, почек, головного мозга и гибель.

Химик.

Бор – существует в нескольких аллотропных модификациях.

Аморфный бор – темный порошок не взаимодействует с кислородом, водой, кислотами и щелочами.

Кристаллы бора – высокая температура плавления 20750 С, по твердости приблежается к алмазу.

Применяется в полупрводниковой технике. Бор применяется в качестве добавок к стали и сплавам алюминия, меди, никеля и др., улучшая их механическую прочность.

Ветврач.

Медь.

Медь содержится во всех тканях животных и растений, хотя концентрация ее не везде одинакова. Больше всего меди обна­руживается в печени — до 5 мг % (у взрослых ее меньше). В организм животного она попадает через пищеварительный тракт, всасываясь из него в верхнем отделе тонкого кишечника. В крови содержится до 0,1 мг % меди.

Медь участвует в составе ферментов (или как их актива­тор) в процессах кроветворения, оксидоредукции. Она находится в составе цитохромоксидазы, тирозиназы, уратоксидазы, полифенолазы и некоторых других аэробных дегидрогеиаз; в крови обнаружена в составе церулоплазмина, эритрокупреина; в печени — в составе гепатокупреина. Последний служит депо меди в организме, из которого она используется для синтеза цитохромоксидазы и других ферментов. У рыб медь входит в состав дыхательного пигмента крови гемоцианина.

Одна из важнейших функций меди — участие в процессах кроветворения и в этом она не может быть заменена другими элементами. Благоприятное воздействие меди на эритропоэз (образование эритроцитов) объясняется влиянием се на актив­ность цитохромоксидазы и клеточное дыхание, обеспечиваю­щих синтетические процессы, связанные с эритропоэзом, необ­ходимой энергией. Кроме этого, медь участвует в превращении железа в такую форму, которая делает его доступным для сип-теза гемоглобина.

При недостатке меди в организме развивается анемия, остеопороз, а у телят и ягнят рахитоподобное заболевание. В этих условиях минерализация костей не нарушается, а наступают изменения их органического матрикса. Изменяются также структура и свойства эластина сосудов, что нередко приводит к разрывам стенки аорты. Недостаток меди сопровождается нарушением развития головного мозга; у самок прерывается беременность; у овец снижается качество шерсти (ее извитость) за счет нарушения превращения сульфгидрилышх груп­пировок белков шерсти в дисульфидные; нарушается образова­ние пигментов, в результате чего наступает поседение шерсти и волос.

Токсиколог.

Медь.

Соединения меди устойчивы во внешней среде, способны переходить из одного уровня биогеоценоза в другой, накапливаясь в почве, водоёмах, растениях и живых организмах.

Медь нарушает обменные процессы, воспроизводительную функцию животных, вызывает гемолиз эритроцитов, подавляет активность некоторых ферментов (цитохромоксидазы, аденозинтрифосфотазы), блокирует сульфгидрильные и карбоксильные группы белков, тормозит окисление пировиноградной кислоты и других метаболитов углеводного обмена. Вызывает церроз печени, выделяется через кишечник.

Фармацевт.

Препараты меди.

В малых концентрациях действуют антисептически(задерживают рост микробов) и вяжуще, усиливают эритропоэз. Применяют при конъюнктивитах, при лечении ветилиго. Обладает притивогрибковым и противомикробным действием.

Химик.

Cu – тягучий, вязкий металл красного в разломе, розового цвета. Металл мало активный в сухом воздухе и кислороде не окисляется. Медь дает прочность и твердость другим металлам (бронзе и латуни).

Физиолог.

Фтор.

Фтор поступивший в организм с кормом и водой, хорошо всасывается в кишечнике (до 80 % от принятого). Из организ­ма его избыток выделяется с мочой.

Откладывается фтор в зубах и костях. Соединяясь с гидроксиапатитом, фтор превращает его в менее растворимый оксифторапатит, повышающий прочность костей, дентина и эмали зубов. При недостатке фтора развивается кариес зубов и остеопороз.

Избыток фтора — причина фтороза зубов.

Токсиколог.

Фтор

При длительном поступлении повышенных доз с водой и пищей происходит нарушение фосфорно – кальциевого обмена, снижение минерализации зубов и костей, торможение основного обмена, нарушение функции щитовидной железы вследствие вытеснения фтором йода в процессе синтеза тироксина, ослабление клеточного и гуморального факторов естественной резистентности и понижение воспризводительной способности животных.

Фармацевт.

Препараты фтора.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Цели и задачи программы: 4 Информационная справка о школе 6 > Организационно-педагогические условия, способствующие реализации образовательной программы. 7 Раздел III. Дошкольное образование 10 > Образовательные программа дошкольного образования дсп №3 10

    Программа
    Образовательная программа школы – документ, который разработанный школой в соответствии с государственными образовательными стандартами и определяющий:
  2. Задачи : обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования

    Документ
    Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное
  3. Л. В. Козуб С. Ф. Прокопенко «01» сентября 2010 года «01»сентября 2010 года Образовательная программа

    Образовательная программа
    Основываясь на достигнутых результатах и традициях школы, учитывая тенденции развития образования в России и мировой практике, социально-политическую и культурную ситуацию в стране,
  4. Утверждаю (108)

    Пояснительная записка
    Развитие классических традиций в литературе ХХ века. Нравственные ориентиры в человеческой жизни. Человек и природа в произведениях писателей ХХ века. 97
  5. Образовательная программа моу «Репьевская школа» среднего (полного) общего образования на 2011 -2015 годы

    Образовательная программа
    Образовательная программа является нормативно-управленческим документом МОУ «Репьевская школа», характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.

Другие похожие документы..