Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Лаборатория содержания профессионального образования курирует работу городских экспериментальных площадок, работающих в рамках секции1 « Модернизация...полностью>>
'Руководство'
Цель данной книги – это, прежде всего попытка помочь руководителям и рядовым ревизорам в осуществлении практической деятельности муниципального орган...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Спеціалісти визначають суїцид (suizid – з лат. «себе вбивати»), тобто самогубство, як усвідомлювані, навмисні дії, спрямовані на добровільне позбавле...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа дисциплины «Бюджетирование» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального о...полностью>>

Урок дискуссия «Значение некоторых химических элементов для живой и неживой природы»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Оказывают противокариозное действие, способствует нормальному развитию тканей зуба и костей скелета.

Химик.

F – в обычных условиях фтор бледно-желтый газ, при – 228 С0 фтор замерзает и превращается в светло-желтые кристаллы. Его запах резкий и раздражающий, напоминает одновременно запах хлора. Одной миллионной доли фтора в воздухе достаточно, чтобы человеческий нос уловил его присутствие.

Применение: работа с фтором опасна. Малейшая неосторожность может привести к тяжелой болезни или смерти человека.

Токсиколог.

Свинец.

В многочисленных сообщениях показано, что свинец легко проникает через плаценту. Убедительные корреляции наблюдали между его уровнем в крови матери и плода. Сообщалось также об отрицательном воздействии свинца на репродуктивную способность, эмбриональное и постнатальное развитие (например, умственное) детей.

Свинец (так же как и другие тяжёлые металлы, например кадмий или ртуть) отрицательно влияет на реакцию палочек сетчатки. Поэтому повышенное содержания свинца в человеческом организме помимо многих других отрицательных эффектов вызывает так же ухудшение сумеречного зрения. Таким образом, положение водителей автотранспорта в двойне опасно: и потому, что в их организме попадает большое количество свинца, и потому, что как раз для них нарушение сумеречного зрения может иметь катастрофические последствия.

Фармацевт.

Препараты свинца.

Применяют при гнойновоспалительных заболеваниях кожи.

Химик.

Бор – существует в нескольких аллотропных модификациях.

Аморфный бор – темный порошок не взаимодействует с кислородом, водой, кислотами и щелочами.

Кристаллы бора – высокая температура плавления 20750 С, по твердости приблежается к алмазу.

Применяется в полупрводниковой технике. Бор применяется в качестве добавок к стали и сплавам алюминия, меди, никеля и др., улучшая их механическую прочность.

Токсиколог.

Ртуть.

Соединения ртути очень токсичны, сверхкумулятивны, стойки.

Пары металлической ртути и ее неогранические производные попав на ткани, взаимодействуют с белками, накапливаются в печени, почках и ЦНС.

Малые дозы производных ртути вызывают уменьщение количества эритроцитов, снижается резистентность организма, нарушается обмен веществ, и функциональное состояние печени, почек, ЦНС, органов пищеварения, выделения, сердечносрсудистой системы.

Фармацевт.

Препараты ртути.-

1.Антисептик, используют для дезинфекции одежды обуви, при лечении кожных заболеваний.

2.При кожных паразитарных заболеваниях.

3.Ртутная желтая мазь при блефаритах (воспаление век), кератитах, конъюнктивитах, себорее.

Химик.

Hg – твердое вещество, обладает металлическим блеском, хороший проводник теплоты и электричества. Этот металл ковкий.

Физиолог.

Калий.

Он всасывается на протяжении всего кишечника, но больше всего в тонком отделе. Выделяется из организма калий преимущественно через почки (до 90%). Калий относится к числу внутриклеточных элементов, где одним из его назначений является обеспечение внутриклеточ­ного осмотического давления. Он действует как активатор мно­гих ферментов (пируваткиназа, фруктокиназа, фосфофрукто-киназа). Ионы К+ повышают скорость аэробного и угнетают анаэробное окисление углеводов. Ионы калия вместе с ионами натрия участвуют в процессе передачи нервного воз­буждения с нерва на иннервируемый орган, а также между нейронами. При этом они обеспечивают образование медиато­ров (ацетилхолина) на нервных окончаниях, а также в форми­ровании соответствующей реакции иннервируемой ткани на воздействие медиатора. Калий вместе с натрием играет роль в функционировании «натриевого насоса». Он необходим для активирования ферментов, катализирующих заключительные этапы синтеза белков. Растения и бактерии могут использовать аммиак для синтеза белков только при наличии определенного количества калия и фосфора.

Агроном.

Калий составляет основную часть катионов кле­точного сока и служит основным противоионом для нейтрализации отрицательных зарядов неорганических и органических анионов. Он способствует поддержа­нию состояния гидратации коллоидов цитоплазмы, ре­гулируя ее водоудерживающую способность и обеспе­чивая тем самым беспрепятственное снабжение клеток растений водой. Он помогает растениям легче перено­сить засухи и заморозки. Калий необходим для погло­щения и транспорта воды по растению. Он является одним из катионов - активаторов ферментативных си­стем. Известно 60 ферментов, активируемых калием с различной степенью специфичности. Под влиянием ка­лия увеличивается накопление крахмала в клубнях кар­тофеля, сахарозы в сахарной свекле, моносахаридов в плодах и овощах, повышаются качество волокон в пря­дильных культурах и устойчивость растений к грибко­вым и бактериальным заболеваниям.

При недостат­ке калия наблюдаются побурение и опаленность краев (ожог) листьев, развивается бурая пятнистость, края листьев закручиваются.

Фармацевт.

Препараты калия.

Ионы калия уменьшают возбудимость и проводимость сердечной мышцы, большие дозы угнетают автоматизм работы сердца, является антагонистом сердечных гликозидов, возбуждает надпочечники.

Применение:

1.Интоксикация сердечными гликозидами,

2. Мочегонное средство.

3. Поражение электротоком.

4.Калия пеманганат наружно как антисептическое и дезодорирующее средство

( уничтожает неприятный запах).

Химик.

К – металл серебристо-белого цвета с незначительны оттенком, легким(легче воды), мягкий (можно резать ножом), с низкой температурой плавления. Температуры плавления закономерно снижаются от лития к цезию (Li – 179,00 C, K – 63,50 C, Na – 97,80 С).

Применение: 1. Охладитель в ядерных реакторах в виде сплавов с натрием.

2. Из калия получают пероксид калия КО2, используемый в подводных лодках и космических кораблях для поглащения СО2 и регенерации кислорода. Для той же цели пригоден Na2O2.

3. В некоторых органических синтезах.

Физиолог.

Магний.

В организме большая часть магния концентрируется

в костях, где его содержание достигает 0,1 %. Самая высокая концентрация магния в дентине зубов — около 0,8 %. Остальные ткани содержат примерно одинаковое количество магнии (0,005—0,015%). В отличие от кальция он является пргимущественно внутриклеточным компонентом. Соотношение внутриклеточного магния к внеклеточному составляет 10: 1.

Магний участвует в терморегуляции и необходим для деятельности нервно-мышечного аппарата. При его недостатке возникает тяжелое заболевание — гипомагниемия или травяная тетания. Если в кровь здорового животного вводить соли магния, то наступает гипотермия организма, а затем сонливость ( седативное действие), переходящая в магнезиальный наркоз.

Магний активирует АТФ-азу мышц. Магний обеспечивает сохранность уникальной струк­туры митохондрий и осуществление в них сопряжения окисле­ния с фосфорилированием.

Агроном.

Магний входит в состав хлорофилла, поддерживает структуру рибосом, связывая РНК в белок, способству­ет обмену веществ в клетке, активирует деятельность ферментов (ДНК- и РНК-полимеразы), необходим для процессов дыхания, фотосинтеза, синтеза нуклеино­вых кислот и белков. Он усиливает синтез эфирных ма­сел, каучука, витаминов А и С.

Дефицит магния в питании вызывает "малокровие" растений.

Фармацевт.

Препараты магния.

Магния окись. Используют для снижения повышенной кислотности в желудке.( Не вызывает образования С02).В кишечнике действует слабительно.

Магния корбанат. Применяют наружно как присыпку, внутрь для снижения повышенной кислотности в желудке.

Химик.

Магний – металл серебристо-белого цвета, при чем блеск не изменяется, легкий, химически активный. Температура плавления 6510 С. Магний горит в воздухе и является сильны восстановителем.

Физиолог.

Железо.

Большая часть железа в тканях находится в форме органических соединений. Около 60—70% этого элемента входит в состав гема. Способности железа в составе гема отдавать и присоединять электроны зависит от структуры соединенного с гемом белка. Так, в гемо­глобине и миоглобине железо может присоединять кислород без изменения валентности. В составе цитохромов железо может легко присоединять и также легко отдавать электроны, прини­мая участие в тканевом дыхании.

Поступление железа из желудочно-кишечного тракта в кровь контролируется слизистой оболочкой кишечника. В ней обра­зуется специфический белок апоферритин, обеспечивающий транспорт железа через мембраны. В слизистой оболочке ки­шечника этого белка относительно мало, в связи с чем железо всасывается в кровь в ограниченных количествах. Биологиче­ская целесообразность такого ограничения основана на том, что животные не обладают достаточной способностью удалять из­быток данного элемента.

Железо содержится также и в белке гемосидерине (преимущественно в селезенке). Ферритин и гемосидерин играют роль депо железа в организме. В составе указанных белков железо составляет около 22 % от общей массы моле­кулы. В плазме крови животных имеются также железосодер­жащие белки, например трансферрин и комплекс гаптоглобина с гемом.

Недостаток железа в организме приводит к тяжелому забо­леванию— анемии (малокровие). Особенно часто анемией бо­леют поросята, что можно объяснить очень низким содержа­нием железа в молоке свиноматок — единственном продукте питания поросят в первые дни жизни.

Агроном.

Железо содержится в окислительно-восстанови­тельных ферментах, таких, как цитохромы, цитохром-оксидаза, каталаза, пероксидаза, и играет важную роль в дыхании растений. Оно необходимо для образования хлорофилла. При недостатке железа у растений обнару­живается хлороз (нарушение образования хлорофилла).

Фармацевт.

Препараты железа.

Железо входит в состав миоглобина и гемоглобина, различных ферментов, стимулирует функцию кроветворных органов.

Применяют:

1.При лечении гипохромных (железодефицитных) анемий.

Химик.

Сплавы железа.

Для изготовления оборудования в различных отраслях современной промышленности используются самые разнообразные материалы, как природные, так и созданные руками человека.

По химическому составу стали делятся на углеродистые и легированные. Углеродистые стали – это сплавы железа с углеродом, при чем содержание последнего не превышает 2,14 %.

Углеродистая сталь имеет очень широкое применение. В зависимости от назначения применения сталь с малым или более высоким содержанием углерода, без термической обработки (в "сыром" виде – после проката) или с закалкой и отпуском.

Легированные стали. Элементы, специально вводимые в сталь в определенных концентрациях для изменения ее свойств, называются легирующими элементами, а сталь, содержащая такие элементы, называется легированной сталью. К важнейшим легирующим элементам относятся хром, никель, марганец, кремний, ванадий, молибден.

Влияние легирующих элементов на свойства стали обусловлено так же тем, что некоторые из них образуют с углеродом карбиды, которые могут быть простыми, а также сложными (двойными). Присутствие карбидов, особенно в виде дисперсных включений в структуре стали, в ряде случаев оказывают сильное влияние на ее механические и физико-химические свойства.

Ветврач.

Селен.

Селен усваивается только в комплексе с цистеином или метионином. Попадая в кровь, селен соединяется с белками плаз­мы и транспортируется ко всем тканям, появляясь вскоре в со­ставе их белков. Из организма избыток селена удаляется с мочой и калом.

доказано, что он, подобно витамину Е, действует как антиоксидант, активирует ферментные системы переноса электронов и сопряжения окисления с фосфорилированием. Витамин Е и селен не заменяют друг друга, но, дейст­вуя взаимно, усиливают эффект. Селен также улучшает остроту зрения.

Избыток селена в организме приводит к алкалозу, прояв­ляющемуся сонливостью, облысением, деформацией копыт, потерей аппетита и полным истощением. Недостаток селена со­провождается расстройством сердечной деятельности и дыха­ния, может возникать некроз кончиков ушей и хвоста, некрозы в печени и мышцах. У цыплят и индюшат наблюдается экссу-дативный диатез, а у телят и ягнят — беломышечная болезнь, задержка роста. У взрослых животных недостаток селена при­водит к нарушению воспроизводительной функции.

Токсиколог.

Селен.

Соединения селена обладают выраженной биологической активностью, могут накапливаться в растениях семейства бобовых, крестоцветных и сложноцветных. При недостатке наблюдается беломышечная болезнь ягнят поросят, индеек, при избытке – щелочная болезнь. Образуется селенгемоглобин и развивается гипохроменая анимия. Блокируются сульфгидрильные группы и подавляется тканевое дыхание.

Ветврач.

Сера.

В организме животных сера преимущественно пред­ставлена восстановленной формой (сульфидная сера) в составе аминокислот и абсолютного большинства белков. Особенно много серы в белках покровных тканей и их дериватов — эпи­телий, шерсть, волосы, копыта, рога, перья. Она входит также в состав многих ферментов, коферментов, мукополисахаридов, липидови др.

Активированные сульфаты принимают участие в обезврежи­вании некоторых ядов (индол, скатол). В результате соедине­ния серной кислоты с ядовитыми веществами последние пре­вращаются в индифферентные парные соединения, выводимые из организма с мочой.

Сера у жвачных животных может использоваться много­кратно. Так, значительная ее часть выделяется в желудочно-кишечный тракт вместе с пищеварительными соками и поглощается бактериями, которые включают ее во вновь синтезируе­мые в преджелудках аминокислоты.

Аграном.

Сера участвует в образовании витаминов, амино­кислот, белков и некоторых антибиотиков, в частности пенициллина. Она входит в состав важнейших амино­кислот — цистина, цистеина и метионина, витаминов — липоевой кислоты, биотина, тиамина и многих коферментов. Одна из основных функций серы в белках и полипептидах — участие 5Н-групп в образовании ко-валентных, водородных, меркаптидных связей, под­держивающих трехмерную структуру белка. Другая важнейшая функция серы в растительном организме состоит в под­держании определенного уровня окислительно-восста­новительного потенциала клетки.

Химик

S – кристаллическое вещество желтого цвета, не проводит электрический ток. Сера известна со времен глубокой древности. Ёе издавна употребляли для отбеливания тканей, изготовления лекарственных средств, и черного пороха.

Фармацевт.

Препараты серы используют для лечения кожных заболеваний.

Ветврач.

Цинк.

Цинк всасывается в сычуге и в тон­ком кишечнике, а у птиц и в мышечном желудке. Цинк изби­рательно депонируется в семенниках (6—8 мг%), поджелудоч­ной железе (до 4 мг %), печени (3,5—8,6 мг %), мышцах (4,5— 6,0 мг %), костях (до 31 мг %).

Цинк входит в состав карбоангидразы эритроцитов, карбоксиполипептидазы, лактатдсгидрогеназы, глютаматдегидрогеназы и ряда других ферментов. Он повышает активность ацетилирующих ферментов и фосфатазы, амилазы, енолазы и некоторых других ферментов. Данный микроэлемент необходим для формирования четвертичной структуры инсулина и глюкагона; он также активирует половые гормоны (фолликулин, тестостерон) и гормоны передней доли гипофиза (тиреотропный, гонадотропные); задерживает свертываемость крови. Цинк индуци­рует синтез РНК а через нее и синтез белков. При его недо­статке снижается поедаемость кормов, задерживается рост, возникают паракератозы (утолщение и разрыхление рогового слоя Эпителия за счет нарушения синтеза кератинов) кожи и пищевода; угнетается синтез белков, жиров; снижается плодо­витость самок; задерживается спермиогенез у самцов; у лактирующих коров снижается жирность молока. Цинк также ока­зывает влияние на все стороны обмена веществ в организме животных (белков, углеводов, липидов и минеральных ве­ществ) .

Избыток цинка удаляется из организма в составе желчи через желудочнокишечный тракт.

Токсиколог.

Цинк

Подавляет фотосинтез всех планктонных растительных организмов. Так как планктон служит начальным звеном пищевой цепи и главным пищевым ресурсом для многих видов рыб, то подавление фотосинтеза (синтеза крахмала и сахара в зелёных растениях с помощью солнечной энергии) может иметь далеко идущие последствия.

Но не следует упускать из виду и то, что пока ещё трудно оценить, в какой мере цинк в первую очередь благодаря своему каталектическому действию, повышающему токсический эффект других тяжёлых металлов, может влиять на окружающую среду в целом.

Фармацевт.

Препараты цинка.

Действуют антисиптически, подсушивают раневую поверхность, при приеме в нутрь вызывают рвоту.

Химик.

Zn – голубоватый серебристый металл. При обычной температуре хрупок. При 100-1500 С хорошо прокатывается в листы. Выше 200 С становится очень хрупким. Плавится при 419,5 С.

Применение: Цинк применяют для получения технически важных сплавов: с медью (латунью) с алюминием и никелем, а также для производства цинково-угольных гальванических элементов, которые используют в батареях разного назначения.

Вывод:

Человек изучает явления природы ,чтобы предвидеть их наступление и использовать это знание в практической деятельности .Такие явления ,как проливные дожди, засуха, бури, уароганы приносят большой ущерб народному хозяйству и человеку. Поэтому необходимо знать причины возникновения этих явлений.

Природа-дом человека. Все что необходимо ему для жизни, он получает от природы. Природа – источник силы и здоровья .

Знания о природе необходимы всем людям. Они позволяют бережно пользоваться благами природы, не нанося ей вреда неразумными действиями.

Природа это окружающий нас мир. Человек часть природы. Природа состоит из множества различных тел. Живые тела называются организмами. Все тела состоят из веществ. Различают вещества органичесике и неорганические. Тела природы постоянно изменяются. Эти изменения называются явлениями природы.

Группа химиков.

Химический элемент – это вид атомов, характеризующийся определенным зарядом ядра, строение элементарных оболочек. Число элементов ограничено, а их комбинации дают все многообразие видов.

Одним из первых химиков, указавших на необходимость различать понятия простого (элементарного) вещества и химического элемента, был Дмитрий Иванович Менделеев.

Химический элемент можно определить как вид атомов, характеризующийся определенной совокупностью свойств. При соединении друг с другом атомов одного и того же элемента образуются простые вещества, сочетание же атомов различных элементов дает или смесь простых веществ, или сложное вещество.

Различие между простым веществом и элементом становится особенно ясным, когда мы встречаемся с некоторыми простыми веществами, состоящими из одного и того же элемента.

Сплавы железа.

Для изготовления оборудования в различных отраслях современной промышленности используются самые разнообразные материалы, как природные, так и созданные руками человека.

По химическому составу стали делятся на углеродистые и легированные. Углеродистые стали – это сплавы железа с углеродом, при чем содержание последнего не превышает 2,14 %.

Углеродистая сталь имеет очень широкое применение. В зависимости от назначения применения сталь с малым или более высоким содержанием углерода, без термической обработки (в "сыром" виде – после проката) или с закалкой и отпуском.

Легированные стали. Элементы, специально вводимые в сталь в определенных концентрациях для изменения ее свойств, называются легирующими элементами, а сталь, содержащая такие элементы, называется легированной сталью. К важнейшим легирующим элементам относятся хром, никель, марганец, кремний, ванадий, молибден.

Влияние легирующих элементов на свойства стали обусловлено так же тем, что некоторые из них образуют с углеродом карбиды, которые могут быть простыми, а также сложными (двойными). Присутствие карбидов, особенно в виде дисперсных включений в структуре стали, в ряде случаев оказывают сильное влияние на ее механические и физико-химические свойства.

Группа агронома.

Растение строит свой организм из определенных химических элементов, находящихся в окружающей среде. Питание растений - это обмен веществ между растением и окружающей средой, это переход веществ из среды (почва, вода, воздух) в состав растительной ткани, в со­став сложных органических соединений, синтезируе­мых растением, и выведение некоторых веществ из него.

По мнению В.В. Ковальского, Е.П. Троицкого, М.Я. Школьника.; Д.С. Орлова, В.Г. Минеева,

24 химических элемента - физиологическая роль которых довольно полно изуче­на, относятся к необходимым элементам питания рас­тений, и 21 элемент считается условно необходимым.

Жизненно необходимыми являются элементы, без ко­торых растения не могут полностью закончить цикл развития и которые не могут быть заменены « другим» элементами. Физиологическое значение условно необ­ходимых элементов исследовано не до конца. По 12 ус­ловно необходимым элементам имеются сведения об их положительном действии на растения. Что касается остальных химических элементов, то их роль в жизни растений до сих пор неразгадана. Элементы, необходи­мые растениям, принадлежат к различным группам Периодической системы Д.И. Менделеева . Не­обходимо отметить, что в больших концентрациях многие элементы оказывают токсичное действие на живые организмы. Е.П. Троицкий справедливо замечает что нет вредных веществ, есть вредные онцентрации.

Группа ветеринарного врача:

В организме животных имеются все известные химические элементы и их изотопы. Они находятся в тканях животных в различных состояниях:

в костях в виде минеральных солей — кристаллов, в мягких тканях в виде истинных или коллоидных растворов в соединении с белками.

Минеральные вещества участву­ют в основных физиологических про­цессах: в обеспечении нормального водного баланса и распределении во­ды в организме; в поддержании осмо­тического давления крови и клеточных жидкостей; в регуляции кислот­но-щелочного равновесия; во многих химических реакциях как Катализаторы; в создании оптимальной среды; Для действия ферментов и гормонов.

Группа токсикологов:

Мы считаем, что влияние химических элементов на живые системы зависит от концентрации и времени воздействия.

Все группы формулируют выводы о влиянии минеральных веществ на живые организмы и демонстрируют слайды на интерактвной доске.

Группа виртуальной лаборатории показывает слайды « Физиологические процессы в организме человека», влияние различных химических элементов на физиологические процессы, органы человеческого организма.

Учащиеся заполняют таблицу и подводят итог дискуссии:

1-ая группа на интерактивной доске;

2-ая группа на стенде;

3-я и 4-ая группы на листах ватмана.

Все учащиеся самостоятельно формулируют вывод на листах формата А4, ведут обсуждение по подведению итогов дискуссии, обмениваются информацией.

Подводится общий итог дискуссии, проводится голосование « Положительное влияние химических элементов- 15, остальные голосуют против.

Сформулированные письменные выводы по поводу проведения дискуссии «Значение некоторых химических элементов для живой и неживой природы» ученики кладут в свои портфолио. Файл «биология или химия» выбирают самостоятельно.

Приложения:

Среднее содержание химических элементов в растениях ( по А.П. Виноградову)

Микроэлемент

% от сухого вещества

Микроэлемент

Мг/кг от сухого вещества

O

70

Mn

10

C

18

Cr

5

H

10

Zn

3

Ca

0,3

Mo

3

K

0,3

Cu

2

N

0,30

Ti

1

Si

0,15

V

1

Mg

0,07

B

1

P

0,07

Ba

1,4

S

0,05

Sr

2,6

Al

0,02

Ni

0,5

Na

0,02

Co

0,2

Fe

0,02

I

0,1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Цели и задачи программы: 4 Информационная справка о школе 6 > Организационно-педагогические условия, способствующие реализации образовательной программы. 7 Раздел III. Дошкольное образование 10 > Образовательные программа дошкольного образования дсп №3 10

    Программа
    Образовательная программа школы – документ, который разработанный школой в соответствии с государственными образовательными стандартами и определяющий:
  2. Задачи : обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования

    Документ
    Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное
  3. Л. В. Козуб С. Ф. Прокопенко «01» сентября 2010 года «01»сентября 2010 года Образовательная программа

    Образовательная программа
    Основываясь на достигнутых результатах и традициях школы, учитывая тенденции развития образования в России и мировой практике, социально-политическую и культурную ситуацию в стране,
  4. Утверждаю (108)

    Пояснительная записка
    Развитие классических традиций в литературе ХХ века. Нравственные ориентиры в человеческой жизни. Человек и природа в произведениях писателей ХХ века. 97
  5. Образовательная программа моу «Репьевская школа» среднего (полного) общего образования на 2011 -2015 годы

    Образовательная программа
    Образовательная программа является нормативно-управленческим документом МОУ «Репьевская школа», характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.

Другие похожие документы..