Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рассказ'
А, Твардрвский «Василий Теркин», «Теркин на том свете». В....полностью>>
'Документ'
Дошкільний вік - етап психічного розвитку від 3 до 6-7 років. Характеризується тим, що провідною діяльністю є гра. Має надзвичайно важливе значення д...полностью>>
'Документ'
Разработан новый механохимический метод совместной переработки угля и нефтяных остатков, основанный на деструкции органической массы угля и высокомоле...полностью>>
'Доклад'
о деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Мурманска центра развития ребёнка – детского сада № 19 «Брусничка...полностью>>

Методические рекомендации по организации управленческого учета в учреждениях высшего профессионального образования Проект фцпро

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:



Проект

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации управленческого учета

в учреждениях высшего профессионального образования

Проект ФЦПРО: «Исследование проблем эффективного управления бюджетными средствами в сфере профессионального образования, разработка и апробация рекомендаций по внедрению современных методов финансового менеджмента в федеральных органах исполнительной власти и организациях сферы профессионального образования»

Содержание

I. Основные подходы к организации управленческого учета в учреждениях высшего профессионального образования 7

I.1. Цели и задачи организации управленческого учета в учреждении высшего профессионального образования 7

I.2. Формирование информационной базы управленческого учета в учреждении высшего профессионального образования 10

I.2.1. Общие требования к организации управленческого учета 10

I.2.2. Интеграция бюджетного и управленческого учета в учреждениях высшего профессионального образования 12

I.2.3. Структура Плана счетов управленческого учета 14

I.3. Центры ответственности в системе управленческого учета 16

I.4. Бюджетирование в системе управленческого учета учреждения высшего профессионального образования 18

1.4.1. Формирование бюджетов доходов и расходов учреждений высшего профессионального образования 19

I.4.2. Формирование Бюджета доходов учреждения высшего профессионального образования 21

I.4.3. Формирование Бюджета расходов учреждения высшего профессионального образования 22

II. Методы исчисления себестоимости образовательных услуг, оказываемых учреждениями высшего профессионального образования, в системе управленческого учета 23

II.1. Общая характеристика затрат на оказание образовательных услуг 26

II.2. Состав затрат на оказание образовательных услуг по статьям 29

II.2.1. Состав затрат по статье «Затраты на оплату труда с начислениями на нее». 29

II.2.2. Состав затрат по статье «Затраты на стипендиальное обеспечение, материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проведение практик студентов» 30

II.2.3. Состав затрат по статье «Затраты на приобретение расходных материалов» 33

II.2.4. Состав затрат по статье «Затраты на коммунальные услуги и затраты на обслуживание имущества» 34

II.2.5. Состав затрат по статье «Общехозяйственные затраты» 35

II.3. Формирование Бюджета расходов и соответствующих вспомогательных бюджетов 39

II.3.1. Формирование Бюджета затрат на оплату труда и начислений на нее 39

II.3.2. Формирование Бюджета затрат на стипендиальное обеспечение, материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проведение практики студентов 49

II.3.3. Формирование Бюджета затрат на приобретение расходные материалов 54

II.3.4. Формирование Бюджета затрат на коммунальные услуги и обслуживание имущества 55

II.3.5. Формирование Бюджета общехозяйственных затрат 59

II.4. Калькулирование себестоимости образовательных услуг, оказываемых учреждением высшего профессионального образования 61

Приложение № 1. Сводный бюджет доходов и расходов по деятельности, связанной с оказанием образовательных услуг 65

Приложение № 2. Бюджет доходов от оказания образовательных услуг 67

Приложение № 3. Бюджет расходов, связанных с оказанием образовательных услуг 68

Приложение № 4. Бюджет затрат на оплату труда и начислений на нее 70

Приложение № 5. Расчетная форма «План по движению трудовых ресурсов» на 200х год 72

Приложение № 6. Бюджет затрат на стипендиальное обеспечение, материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проведение практики студентов 74

Приложение № 7. Расчетная форма «План по движению обучающихся» на 200х год 76

Приложение № 8. Бюджет затрат на приобретение расходных материалов 77

Приложение № 9. Бюджет затрат на коммунальные услуги и содержание имущества 79

Приложение № 10. Бюджет общехозяйственных затрат 80

Введение

Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью определения основных принципов и подходов к организации системы управленческого учета в учреждения высшего профессионального образования. Область применения управленческого учета в Методических рекомендациях ограничена формированием достоверной и оперативной информации о доходах и расходах, финансовых результатах деятельности учреждений высшего профессионального образования, которые связаны с оказанием всех видов образовательных услуг.

Необходимость формирования и развития системы управленческого учета в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации диктуется, во-первых, произошедшими в последние два десятилетия изменениями в юридическом статусе и экономическом положении вузов и, во-вторых, ограниченностью существующей системы бюджетного учета.

С одной стороны, учреждение высшего профессионального образования в Российской Федерации является бюджетной организацией, подведомственной Рособразованию, Минобрнауки РФ или иным государственным ведомствам. С другой стороны, во многих российских вузах важным источником дохода являются внебюджетные средства, за использование которых вуз отчитывается перед соответствующими заказчиками и инвесторами. Такая ситуация ведет к тому, что учреждения высшего профессионального образования должны осуществлять сбор, обработку и анализ данных, которые характеризуют его деятельность и как бюджетной организации, и как «коммерческого» предприятия.

Далее, учреждения высшего профессионального образования являются одними из крайне малочисленных видов российских бюджетных организаций, которым приходится осуществлять свою деятельность в условиях конкурентной среды. Из этого следует, что руководство вузов должно иметь в своем распоряжении оперативную и достоверную информацию, которая могла бы использоваться в стратегическом планировании и при сопоставлении различных показателей и результатов деятельности конкретного вуза с аналогичными показателями и результатами деятельности других вузов.

Наконец, необходимо отметить, многие вузы в нашей стране являются не только учебными, но и научными центрами, которые ведут обширную научную, исследовательскую и прикладную деятельность. В таких условиях определение эффективности и результативности каждой составляющей (учебной и научно-исследовательской) представляется весьма не простым делом и требует от руководства вуза внедрения инструментов и процедур, позволяющих наладить сбор достоверных исходных данных.

Решить перечисленные выше задачи существующая в настоящее время система бюджетного учета вуза не в состоянии.

К практическим результатам внедрения системы управленческого учета можно отнести следующее:

1. Повышение качества управленческой информации. В процессе внедрения системы управленческого учета организация, как правило, добивается большей, чем прежде, достоверности исходных данных и более четкой и продуманной организации сбора информации. Разрабатываются более эффективные процедуры обмена управленческой информации; процесс учета и отчетности приобретает более упорядоченную форму.

2. Получение полной, оперативной и достоверной информации о положении дел в вузе. Внедрение системы управленческого учета дает возможность руководству вуза оперативно получать достоверную и полную информацию о ситуации в различных подразделениях и организации в целом. Наибольшую ценность представляет информация о фактических затратах различных подразделений на предоставление образовательных услуг.

3. Повышение качества управленческих решений. Важным позитивным результатом внедрения системы управленческого учета является создание прочной основы для повышения качества решений, принимаемых руководителями учреждений высшего профессионального образования. Любой опытный руководитель считает, что хорошо разбирается в положении дел в управляемом им подразделении или организации в целом. Однако на самом деле, как свидетельствуют многочисленные примеры, руководители нередко ошибаются в оценке эффективности работы подразделений, когда в их распоряжении нет достоверной информации о затратах таких подразделений на выполнение установленных заданий или предоставление запланированного объема услуг.

4. Упорядочение отношений учреждения высшего профессионального образования с вышестоящими организациями и группами интересов. При планировании и организации работы по внедрению системы управленческого учета руководство вуза должно принять во внимание те показатели, значения которых обычно запрашиваются работниками вышестоящих организаций или представителями внешних групп интересов (органы местного самоуправления, потенциальные работодатели, спонсоры, международные организаторы, выделяющие гранты и т.д.). Если запрашиваемые данные не обеспечиваются функционирующей в вузе системой бюджетного учета и бюджетной (или иной формы) отчетности, то их сбор, агрегирование, расчет и анализ должен производиться в рамках внедряемого управленческого учета и отчетности.

Актуальность формирования и развития системы управленческого учета в учреждениях высшего профессионального образования еще больше возрастает в современных условиях, когда перед вузами стоит задача оценки обоснованности финансового обеспечения государственного задания с учетом установленных расчетно-нормативных затрат на оказание образовательных услуг и содержание имущества учреждения высшего профессионального образования.

Развитая система управленческого учета охватывает все направления деятельности вуза и все этапы управленческого процесса.

В настоящих Методических рекомендациях рассматриваются:

1. Основные цели, задачи и принципы управленческого учета в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации;

2. Порядок организации и внедрения управленческого учета в вузе;

3. Особенности учета затрат при оказании образовательных услуг в учреждениях высшего профессионального образования.

Нормативно-правовую основу организации управленческого учета в учреждения высшего профессионального образования составляют следующие основные документы:

Бюджетное послание Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008 - 2010 годах от 9 марта 2007 г.

Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 23 июня 2008 г. «О бюджетной политике в 2009 - 2011 годах»

Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 гг., утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»

Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р <О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах>

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 г. № 440 «О порядке ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. № 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ»

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1065 «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями»

Методические рекомендации по подготовке Докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования (согласовано Минфином РФ и Минэкономразвития РФ от 2, 3 июня 2004 г.)

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17 апреля 2008 г. № 47н «Об утверждении Порядка планирования бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

Письмо Минфина РФ от 4 июля 2008 г. N 02-02-05/1959 «О методических материалах для планирования бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 г.г.»

Приказ Минфина РФ от 10 декабря 2007 г. № 123н «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета»

Приказ Минфина РФ от 30 декабря 2008 года № 148н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету».



I. Основные подходы к организации управленческого учета в учреждениях высшего профессионального образования

I.1. Цели и задачи организации управленческого учета в учреждении высшего профессионального образования

Под управленческим учетом в учреждении высшего профессионального образования понимается система сбора, регистрации и анализа информации в стоимостном и натуральном выражении, необходимой для принятия управленческих решений и эффективного управления как вуза в целом, так и отдельными его структурными подразделениями, видами деятельности, программами и проектами.

В контексте финансового менеджмента и выполнения государственного задания управленческий учет рассматривается как инструмент, позволяющий получить необходимую информацию об объектах управления с целью принятия экономически обоснованных решений.

Соответственно, основными задачами управленческого учета в учреждениях высшего профессионального образования являются:

    • обоснованное и справедливое отнесение возникающих затрат на измеримые результаты;

    • обеспечение прозрачности затрат путем установления взаимозависимостей между достигнутыми результатами и затраченными ресурсами;

    • оптимизация распределения ресурсов путем учета фактических затрат на достижение желаемых результатов;

    • обеспечение надежности и достоверности финансовой и управленческой отчетности;

    • создание необходимой информационной базы для сопоставления результатов по видам деятельности, подразделениям, программам, проектам как внутри самого вуза, так и между различными вузами;

    • формирование информационной базы для анализа отклонений между фактическими и планируемыми (нормативными) доходами и затратами.

В настоящих Методических рекомендациях преимущественно рассматриваются аспекты управленческого учета в учреждениях высшего профессионального образования, которые имеют непосредственное отношение к учету и анализу затрат на ведение образовательной деятельности. Учет и анализ затрат является ключевым элементом системы управленческого учета в вузе.

Таблица 1. Сопоставление управленческого и бюджетного (финансового) учета и отчетности в рамках традиционного подхода

Параметры

Бюджетный (финансовый) учет

Управленческий учет

Цели

Предоставление упорядоченной информации об итогах работы организации в денежном выражении для внешних групп интересов

Предоставление упорядоченной информации в денежном и натуральном выражении менеджерам организации для принятия оперативных и стратегических управленческих решений

Пользователи информации

Внешние группы интересов: акционеры, инвесторы, потенциальные покупатели компании, банки, органы государственного контроля и регулирования, местные сообщества

Руководители и операционные менеджеры организации

Регламентирующие документы

Состав и содержание форм бюджетной (финансовой) отчетности, сроки их представления жестко регламентируются соответствующим государственным органом

Целесообразность, формы, методы и сроки управленческого учета и отчетности определяются руководством организации исходя из стратегических и оперативных задач деятельности. Выпускаются локальные акты, регламентирующие основные вопросы организации и функционирования системы управленческого учета

Форма представляемых данных

Данные представляются исключительно в денежном выражении

Данные могут быть представлены как в денежном, так и в натуральном выражении – в зависимости от потребностей руководителей и линейных менеджеров

Период, за который представляется отчетность

Представленная в документах бюджетной (финансовой) отчетности информация должна содержать достоверные сведения о результатах работы организации в целом за определенный период

Представленная в документах управленческой отчетности информация должна содержать достоверную информацию для принятия управленческих решений как тактического (оперативного), так и стратегического характера. Решения могут приниматься как в отношении организации в целом, так и в отношении ее отдельных подразделений, направлений, видов деятельности, бизнес-процессов и даже отдельных операций



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Министерство образования и науки РФ международный институт менеджмента линк

    Документ
    1.4. Анализ и систематизация материалов об опыте формирования системы менеджмента качества образования и подготовки специалистов по управлению качеством образования
  2. Отчет о работе российской академии образования

    Публичный отчет
    Психологические и физиологические закономерности и индивидуальные особенности развития и образования детей на разных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях
  3. Аналитические материалы о состоянии гражданско-патриотического образования в субъектах Российской Федерации Оглавление

    Аналитические материалы
    1. Состояние повышения квалификации по проблеме гражданско-правового и гражданско-патриотического образования: традиционные и инновационные подходы2. Формирование и реализация социально-профессионального заказа на услуги системы повышения
  4. Проблемы организации уровневого образовательного процесса в высшей школе Москва 2010

    Учебно-методическое пособие
    Рекомендовано УМО по университетскому политехническому образованию в качестве учебно-методического пособия для слушателей курсов повышения квалификации по направлению «Проблемы организации уровневого образовательного процесса в высшей школе»
  5. Прием студентов и уровень требований при конкурсном отборе 24 2 Система довузовского образования 27

    Конкурс
    Донской государственный технический университет создан в соответствии с приказом № 259 Народного комиссариата просвещения РСФСР № 342 от 14 мая 1930 года как Северо-Кавказский институт сельскохозяйственного машиностроения; решением

Другие похожие документы..